Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка
Нарушевич Андрей Георгиевич,
кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка и литературы, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет» E-mail: [email protected]
Анохина Виктория Сергеевна,
кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка, культуры и коррекции речи, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет» E-mail: [email protected]
Формирование коммуникативной компетенции учащихся предполагает умение правильно интерпретировать письменные тексты определенных стилей и жанров и создавать собственные тексты при написании творческих работ. Обучение рече-ведению может быть построено на изучении различных коммуникативных стратегий и тактик. Особенно важна эта работа на уроках русского языка, где текст является одновременно предметом изучения и средством овладения всеми видами речевой деятельности. В статье рассматриваются приемы организации работы с текстом с помощью различных видов чтения: просмотрового, поискового и изучающего. Особое внимание уделяется анализу текста с имплицитной информацией, приведен алгоритм выявления проблематики художественного текста и авторской позиции, показана организация изучающего чтения на уроке русского языка, приведены примеры пред-текстовых, притекстовых и послетекстовых заданий, направленных на интерпретацию текста, а также способствующих формированию коммуникативных учебных действий на уроках русского языка.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, коммуникация, текст, речеведение. чтение.
о с
CJ
см см
Статья написана при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 19013-00101.
Расширение знаний о тексте, ставшее возможным благодаря достижениям прагматики, психолингвистики, теории коммуникации, лингвокуль-турологии, когнитивистики и другим близких к филологии дисциплин обусловливает повышение интереса к тексту в преподавании родного языка. Не случайно работа с текстом с древнейших времен признана одним из эффективных средств усвоения любого учебного материала. Принципиально важна эта работа на уроках русского языка, где текст является одновременно предметом изучения и средством овладения всеми видами речевой деятельности. Коммуникативный подход в обучении непосредственно связан с текстоцентри-ческим подходом, что согласуется с концепцией Т.М. Дридзе, согласно которой общение является по сути текстовой деятельностью [3, с. 23].
К учебному тексту предъявляются следующие требования:
1) доступность;
2) предметная направленность;
3) информативность;
4) актуальность содержания;
5) соответствие уровню развития обучающихся;
6) соответствие интересам обучающихся. Таким образом, отбирая тексты для работы
на уроке, учитель должен исходить из комплекса требований, в том числе имея в виду стилевую принадлежность, специфику жанра, а также этическую и воспитательную направленность содержания.
Следует отметить, что организация процесса восприятия текста важна как прием формирования различных видов чтения, поскольку каждый вид чтения связан с решением определенных коммуникативных задач [8, а 12].
Просмотровое чтение ориентировано на получение наиболее общей информации о содержании текста. Как правило, просмотровое чтение необходимо для быстрого предварительного ознакомления с документом (книгой, статьей). Ученик должен обратить внимание на имя автора, заголовок (заглавие), ознакомиться с содержанием, аннотацией, выходными данными, иллюстративным материалом [5, с. 10].
К использованию просмотрового чтения побуждают специальные предтекстовые задания:
• попытайтесь по заголовку (иллюстрации) предугадать содержание текста;
• бегло просмотрите текст, чтобы определить к какой области знаний он относится;
• определите, подойдет ли данная книга для работы над проектом по информатике;
• прочитайте аннотацию книги; какую информацию вы из нее извлекли? и т.д.
Важным этапом в формировании коммуникативных навыков в процессе чтения является организация учебного взаимодействия - работы в паре или в группе, когда учащимся предлагается обсудить прочитанное, сравнить полученные результаты чтения, добавив упущенное, дополнив свой ответ новой информацией [7, с. 5].
Поисковое чтение - предполагает нахождение в одном или нескольких текстах определенной информации (фактов, событий, статистических данных, инструкций и т.п.). Читающий должен оперативно, без детального анализа извлечь из книги, статьи и т.д. нужную информацию. Это требует умения ориентироваться в логико-композиционной структуре текста, для того чтобы выбрать необходимую информацию, обобщить данные из нескольких источников.
На формирование навыка поискового чтения нацелены следующие предтекстовые задания:
• прочитайте текст и определите, какой проблеме он посвящен;
• найдите в тексте известные вам термины;
• расположите факты в порядке
• их появления в тексте;
• определите тему (идею) текста;
• укажите предложения, в которых передана основная информация текста и др. Изучающее чтение требует концентрации внимания, умения извлекать из текста полную информацию, находить в результате анализа содержания ответы на конкретные проблемные вопросы. Изучающее чтение сопровождается анализом структуры и содержания текста. Именно этот вид чтения предполагает «вдумчивое погружение» в текст, требует уточнения лексического значения неизвестных слов для полноты и точности понимания смысла текста. Данный вид чтения особенно важен, поскольку требует правильного понимания основной и второстепенной информации, проникновения в сущность коммуникативной ситуации. Изучающему чтению обучают на материале текстов, обладающих определенным уровнем сложности, которая может заключаться в отборе языковых средств, особых способах подачи информации и т.д.
Так, при работе с художественными текстами уровень сложности может определяться использованием иносказания (аллегории) - «изображения отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа [4, с. 19]. Извлечение из текста эксплицитной информации, нахождение скрытых смыслов требует пристального внимания к логико-смысловой структуре произведения, речевому оформлению, использованию изобразительно-выразительных средств.
Приведем описание организации изучающего чтения в старших классах на примере работы с текстом Феликса Кривина «Два камня» из сборника «В стране вещей». Книга включает небольшие философские произведения, жанр которых
сам автор определил как «полусказки». В них присутствуют элементы нескольких жанров: сказки, притчи, басни и анекдота. Афористичный язык писателя, яркие каламбуры создают семантическую двуплановость и придают тексту особую глубину. Все это, без сомнения, создает условия для использования изучающего чтения, а также для организации учебной коммуникации в процессе обсуждения прочитанного.
Работу с данным текстом целесообразно разделить на три этапа.
Предтекстовый этап - подготовка к восприятию текста, которая может включать знакомство с фактами биографии автора, особенностями иди-остиля, другими произведениями автора.
Притекстовый этап - непосредственная работа с текстом, организованная специальной системой заданий.
Послетекстовый этап - рефлексия, обобщение, осмысление прочитанного, соотнесение информации со своими знаниями.
Предтекстовая работа предполагает знакомство с основными понятиями, определяющими особенности идиостиля писателя: иносказание, аллегория, каламбур. Можно предложить учащимся прочитать меньшие по объему произведения из сборника Ф. Кривина «В стране вещей»: «Оратор», «Пробочное воспитание», «Резиновый шар», «Как повесили занавеску» и др.
Предтекстовая работа. Вопросы для обсуждения.
Почему автор назвал свою книгу «В стране вещей»? Какие художественные приемы объединяют все прочитанные вами произведения? (Олицетворение, аллегория, иносказание). Какой художественный прием использован автором во фразе «Испорченный Водопроводный Кран считал себя первоклассным оратором: целями днями он лил воду»? (Каламбур, игра слов). На чем основан это прием? (Основа каламбура - многозначность выражения «лить воду», которое воспринимается как фразеологизм, означающий «говорить пустое, пустословить» и как свободное сочетание слов в прямом значении.)
Притекстовая работа. Вопросы для обсуждения.
Прочитайте произведение Ф. Кривина «Два камня». Выделите композиционные части рассказа: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку, заключение.
Проанализируйте развитие сюжета. Какую роль в рассказе играют имена героев: «Кремень», «Старый Камень», «Растрескавшийся Камень»? Какое из приведенных слов имеет переносное значение, зафиксированное в словаре? (Кремень -перен. разг. О человеке с твердым характером).
Послетекстовая работа. Вопросы для обсуждения.
Почему рассказ называется «Два камня»? Какие особенности человеческого поведения, отношения к жизни автор изображает с помощью олицетворенных образов неодушевленных предметов?
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
о с
и
см см
Над какой проблемой размышляет автор? Какова основная мысль произведения? Согласны ли вы с автором? Какие примеры из жизни, из истории, из литературы вы можете привести для подтверждения / опровержения авторской позиции?
На наш взгляд, особого внимания заслуживает выявление проблематики произведения. Выявление проблемы - вопроса, требующего исследования, решения, - предполагает умение соотнести содержание произведения с жизнью, с собственным опытом ученика. Проблема может быть сформулирована с помощью вопросительного предложения (Как должен жить человек? Каким должно быть его отношение к жизни?) или с помощью повествовательного предложения (Автор поднимает проблему выбора жизненной позиции).
Можно предложить ученикам алгоритм выявление проблематики художественного произведения.
1. Проанализируйте изображенную ситуацию, слова, мысли, поступки героев.
2. Определите, какие положительные / отрицательные человеческие качества изображены автором.
3. Подберите абстрактные существительные, называющие эти качества (совесть, достоинство, целеустремленность и т.п.).
4. Включите найденные вами слова в формулировку проблемы [6, с. 8].
Таким образом, использование приемов выявления проблемы и авторской позиции будет способствовать более глубокому проникновению в текст и пониманию его логико-композиционной структуры.
Как показывает наш опыт, учащимся бывает проще сформулировать основную мысль текста (авторскую позицию), чем определить проблему. Это связано с тем, что в практике работы с текстом ученикам довольно часто приходится отвечать на вопросы о смысле текста, о главной мысли текста и т.п. В то же время позиция автора - это ответ на вопрос, заключенный в проблеме. Следовательно, проблема в тексте может быть сформулирована с опорой на основную мысль автора:
1. Выявите основную мысль текста.
2. Запишите ее в виде законченного предложения.
3. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.
4. Запишите этот вопрос, который является одной из проблем в тексте.
Содержание рассказа позволяет также организовать работу по группам с обсуждением отдельных проблемных вопросов.
Группа 1. Можно ли считать, что в произведении затронута тема справедливости / несправедливости? Почему? («И комья глины согласились, что справедливости в жизни нет») Что такое ирония? Как она выражена в тексте?
Группа 2. Как вы понимаете значение слова «самообман»? С каким из героев текста можно связать это понятие? Почему?
Группа 3. На чьей стороне симпатии автора? В чем выражается в тексте авторская позиция?
Логичным завершением работы является создание собственного текста - написание сочинения-рассуждения на одну из предложенных тем:
1. Какого человека можно считать хозяином своей судьбы?
2. Что такое жизненная позиция?
3. Как вы понимаете выражение «сделать правильный жизненный выбор»?
4. В чем заключается жизненный выбор человека?
5. В чем опасность самообмана?
Таким образом, работа с текстом в виде специально организованного изучающего чтения будет способствовать формированию коммуникативных универсальных учебных действий, распределенных по трем направлениям:
• взаимодействие (преодоление эгоцентризма, понимание возможности разных позиций, точек зрения, мнений, оценок и т.д.);
• сотрудничество, кооперация (ориентация на партнера, согласование усилий, умение договариваться, взаимная помощь);
• интериоризация (речевые действия по передаче информации, становление рефлексии с помощью речи) [1, с. 11].
Продуманная система коммуникативно ориентированных заданий, будет способствовать речевому развитию учащихся и совершенствованию их коммуникативной компетенции.
Литература
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
2. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 520 с.
3. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность и структура социальной коммуникации. Проблемы се-миосоциопсихологии. М.: Наука, 1984. - 268 с.
4. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М.: Дрофа, 1998. - 464 с.
5. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения родному языку в школе. М.: Флинта: Наука, 1998. -176 с.
6. Нарушевич А.Г., Александрова О.М., Доброти-на И.Н. Русский язык. Пишем сочинение. - М.: Просвещение, 2020. - 110 с.
7. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях // О чем спорят в языковой педагогике. - М.: Еврошкола, 2004. - 236 с.
8. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. - М.: Высшая школа, 2005. - 185 с.
FORMATION OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL DATA IN THE PROCESS OF WORKING WITH TEXT IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS
Narushevich A.G., Anokhina V.S.
Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (filial branch) of Rostov State University of Economics
The communicative competence of students involves, among other things, their ability to adequately interpret written texts of various styles and genres, and create their own texts when writing creative works. Teaching these skills may be based on the study of various communication strategies and tactics. This work is particularly important in the course of the Russian language where written text is both an object of study and a means of mastering all types of speech activity. The article discusses methods of organizing work with written text using various types of reading: skimming, scanning, and close reading. Particular attention is paid to the analysis of the texts containing implicit information. In the article, we propose an algorithm for identifying the problem of a literary text and the author's standpoint, illustrate the organization of close reading process in the course of the Russian language, and give examples of pre-text and comprehension tasks aimed at interpreting the text and fostering the formation of communicative study skills.
Keywords: universal study skills, communication, text, speech studies, reading.
References
1. Asmolov A.G., Burmenskaya G.V., Volodarskaya I.A. et al. Formation of universal learning actions in basic school: from action to thought. System of tasks: A guide for teachers / Ed. A.G. As-molova. Moscow: Prosveshcheniye. - 159 pp.
2. Bolotnova N.S. Philological analysis of the text. Moscow: Flinta: Nauka, 2009. - 520 pp.
3. Dridze T.M. Textual activity and the structure of social communication. Problems of semiosociopsychology. Moscow: Nauka, 1984. - 268 pp.
4. Kvyatkovsky A.P. School poetry dictionary. Moscow: Drofa, 1998. - 464 pp.
5. Ippolitova N.A. Text in the system of teaching the mother tongue at school. Moscow: Flinta: Nauka, 1998. - 176 pp.
6. Narushevich, A.G.; Alexandrova, O. M.; Dobrotina, I.N. (2020). Russian language. We are writing an essay. Moscow: Prosves-hhenie. 110 p. ISBN978-5-09-075048-6 (In Russian).
7. Safonova V.V. Communicative competence: modern approaches to multilevel description for methodological purposes // Topical questions of language pedagogy. Moscow: Evroshkola, 2004. - 236 pp.
8. Folomkina S.K. Teaching reading in a foreign language at a non-linguistic university. Moscow: Vysshaya Shkola, 2005. -185 pp.