Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивные формы обучения / читательский интерес / развитие читательского интереса четвероклассников / interactive forms of learning / reader interest / development of fourth-graders' reading interest

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сегова Татьяна Дмитриевна, Скавычева Елена Николаевна

Данное исследование посвящено изучению возможностей интерактивных форм обучения в развитии читательского интереса четвероклассников на уроках литературного чтения. Актуальность исследования позволила выявить противоречие между необходимостью развития читательского интереса у четвероклассников и недостатком методических рекомендаций по использованию интерактивных форм обучения в развитии читательского интереса. Проблема исследования состоит в определении возможностей интерактивных форм обучения в развитии читательского интереса четвероклассников. Цель исследования: теоретическое обоснование возможностей интерактивных форм обучения в развитии читательского интереса четвероклассников. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявлена сущность развития читательского интереса четвероклассников, охарактеризован потенциал интерактивных форм обучения в образовательной организации. Кроме этого, были выявлены возможности интерактивных форм обучения в развитии читательского интереса четвероклассников. Новизна выполненной работы заключается в том, что были выявлены и охарактеризованы возможности интерактивных форм обучения в развитии читательского интереса четвероклассников на уроках литературного чтения. Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут использоваться педагогами начальных классов для развития читательского интереса у четвероклассников посредством интерактивных форм обучения на уроках литературного чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сегова Татьяна Дмитриевна, Скавычева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

his study is devoted to the study of the possibilities of interactive forms of learning in the development of the reader's interest of fourth graders in the lessons of literary reading. The relevance of the study revealed the contradiction between the need to develop reader interest in fourth graders and the lack of methodological recommendations on the use of interactive forms of learning in the development of reader interest. The problem of the research is to determine the possibilities of interactive forms of learning in the development of the reader's interest of fourth graders. The purpose of the study: theoretical substantiation of the possibilities of interactive forms of learning in the development of the reader's interest of fourth graders. Based on the study and analysis of psychological and pedagogical literature, the essence of the development of the reader's interest of fourth graders is revealed, the potential of interactive forms of learning in an educational organization is characterized. In addition, the possibilities of interactive forms of learning in the development of readers were identified.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»

игры и упражнения, по которым должна заниматься мама с девочкой для устранения проблемы. Данные рекомендации были оформлены и предоставлены родителю для возможности заниматься с ребенком дома. Во время выполнения данных рекомендаций консультант все время поддерживал связь с родителем. Была осуществлена обратная связь.

Выводы. Формы и содержание консультирования с родителями зависят от их готовности к сотрудничеству и взаимодействию с консультантом. Для того чтобы занятие родителя с ребенком были интересными необходимо: 1) создавать благоприятную и спокойную атмосферу; 2) разбивать занятие на короткие временные периоды; 3) занятие проводить в определенном ритме; 4) поощрять ребенка за успех, учитывая структуру дефекта; 5) не сравнивать ребенка; 6) по возможности делать занятия разнообразными.

Литература:

1. Кондратьева, С.Ю. Если у ребенка ЗПР: книга доя родителей / С.Ю. Кондратьева, С.Д. Ермолаев. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011. - 59 с.

2. Анищенкова, Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / Е. Анищенкова. - Москва: Астрель, ACT, 2006. - 58 с.

3. Пожиленко, Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: Пособие для логопедов / Е.А. Пожиленко. - Санкт- Петербург: КАРО, 2006. -272 с.

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук Сегова Татьяна Дмитриевна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)

Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил);

кандидат педагогических наук Скавычева Елена Николаевна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)

Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению возможностей интерактивных форм обучения в развитии читательского интереса четвероклассников на уроках литературного чтения. Актуальность исследования позволила выявить противоречие между необходимостью развития читательского интереса у четвероклассников и недостатком методических рекомендаций по использованию интерактивных форм обучения в развитии читательского интереса. Проблема исследования состоит в определении возможностей интерактивных форм обучения в развитии читательского интереса четвероклассников. Цель исследования: теоретическое обоснование возможностей интерактивных форм обучения в развитии читательского интереса четвероклассников. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявлена сущность развития читательского интереса четвероклассников, охарактеризован потенциал интерактивных форм обучения в образовательной организации. Кроме этого, были выявлены возможности интерактивных форм обучения в развитии читательского интереса четвероклассников. Новизна выполненной работы заключается в том, что были выявлены и охарактеризованы возможности интерактивных форм обучения в развитии читательского интереса четвероклассников на уроках литературного чтения. Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут использоваться педагогами начальных классов для развития читательского интереса у четвероклассников посредством интерактивных форм обучения на уроках литературного чтения.

Ключевые слова: интерактивные формы обучения, читательский интерес, развитие читательского интереса четвероклассников.

Annotation, his study is devoted to the study of the possibilities of interactive forms of learning in the development of the reader's interest of fourth graders in the lessons of literary reading. The relevance of the study revealed the contradiction between the need to develop reader interest in fourth graders and the lack of methodological recommendations on the use of interactive forms of learning in the development of reader interest. The problem of the research is to determine the possibilities of interactive forms of learning in the development of the reader's interest of fourth graders. The purpose of the study: theoretical substantiation of the possibilities of interactive forms of learning in the development of the reader's interest of fourth graders. Based on the study and analysis of psychological and pedagogical literature, the essence of the development of the reader's interest of fourth graders is revealed, the potential of interactive forms of learning in an educational organization is characterized. In addition, the possibilities of interactive forms of learning in the development of readers were identified.

Key words: nteractive forms of learning, reader interest, development of fourth-graders' reading interest.

Введение. На сегодняшний день ориентация современного образования направлена на развитие познавательных и созидательных способностей учащихся. Отличительная черта нового стандарта — становление личности учащегося, познающей окружающий мир. Немаловажную роль в этом процессе имеет такой фактор, как читательский интерес.

Непосредственно в начальной школе выдвигается вопрос о том, будет ли ребенок проявлять познавательный интерес к книге или же он будет к ней равнодушен. Не случайно значительный интерес к развитию и формированию читательских интересов учащихся акцентируется в ФГОС НОО.

Помимо федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, интересующая нас проблема рассмотрена в Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, в программе по учебному предмету «Литературное чтение» учебно-методический комплекс «Школа России». Именно поэтому развитие читательского интереса у младших школьников является одной из важнейших проблем современной методики начального образования.

С таким видом речевой деятельности, как «чтение», школьники знакомятся в период обучения грамоте. Там они узнают, что процесс обучения чтению состоит из нескольких этапов: аналитического, синтетического и этапа автоматизации. На этапе автоматизации дети с интересом наблюдают, как из букв возникают знакомые им слова. После того, как знакомство с механизмом чтения переходит на более сложный этап, у младших школьников отмечается снижение интереса к книге и к самому процессу чтения.

Следует отметить, что к четвертому классу круг детского чтения претерпевает значительные изменения и проявляется в слабо выраженной потребности «серьезного чтения». Обучающиеся четвертого класса увлечены чтением развлекательного

характера, отдаляются от поэзии; на выбор книг влияет медиаереда и вследствие этого происходит снижение читательской самостоятельности.

Многочисленные педагогические и психологические разработки свидетельствуют, что дети, научившись читать в процессе обучения грамоте, к пятому - шестому классу имеют затруднения с чтением. Замедленность чтения, отсутствие интереса к нему становятся причиной замедления процессов интеллектуальной деятельности и так как четвертый класс является решающим переходным этапом из начальной школы в среднюю, то ему следует уделить особое внимание как в обучении, так и в воспитании.

Изложение основного материала статьи. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования предполагает использование интерактивных образовательных технологий в методике преподавания младших школьников, опираясь на совершенно новые инновационные образовательные технологии, которые близки к реальности современного общества.

Введение требования по организации и реализации уроков с применением интерактивных форм обучения в образовательные стандарты нового поколения является разумным и целесообразным. В связи с этим происходит внедрение новых технологий преподавания в образовательный процесс.

Отметим, что интерактивные технологии и упражнения являются главными активными формами и методами обучения, овладение которыми предписывает выбор подходящих условий и средств организации образовательного процесса младших школьников. Следовательно, возникает необходимость в использовании интерактивных методов и форм обучения.

Интерактивное обучение - это форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности учащихся, в ходе которой все участники взаимодействуют, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и собственное поведение.

Принципы интерактивного обучения необходимы для успешного взаимодействия педагога и обучающихся в образовательном процессе, а также создают условия для инициативы учащихся.

Кроме положительного влияния на личностные характеристики учащихся, к числу преимуществ использования интерактивных технологий в школьном образовании можно отнести:

- визуализацию абстрактной информации за счет динамического представления процессов и визуализацию объектов и процессов микро- и макромиров;

- использование нескольких каналов восприятия учащегося в процессе обучения, за счет чего достигается объединение информации, поставляемой одновременно различными органами чувств;

- возможность развить когнитивные структуры и интерпретации учащихся, заключая изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией школьников [1].

Таким образом, возможности использования интерактивных форм обучения позволяют не только развивать личностные качества учащихся, но также положительно влияют на образовательный процесс в целом.

В развитии читательского интереса четвероклассников играют роль интерактивные формы обучения, так как использование подобных методов позволяет организовать активную и интересную мыслительную деятельность. Процесс развития обучающихся четвертого класса проходит более эффективно, если он включен в деятельность, которая соответствует зоне его ближайшего развития, а также если обучение вызывает интерес.

В образовательном процессе необходимо создавать оптимальные условия для развития читательского интереса у четвероклассников. Среди педагогических условий можно назвать следующие:

- создание творческой атмосферы, способствующей свободному проявлению творческого мышления учащихся;

- формирование дружеских отношений между всеми членами группы при совместной работе;

- использование в содержании занятий по развитию читательского интереса интерактивного обучения;

- разработка и внедрение тематических интерактивных занятий по литературному чтению.

Мы предполагаем, что интерактивные формы обучения, возможно, будут являться средством развития читательского интереса у четвероклассников, так как применение интерактивных форм обучения на уроках литературного чтения активизирует деятельность обучающихся и повышает мотивацию к чтению художественной литературы. Рассмотрим возможности интерактивных средств обучения, позволяющих педагогу сделать урок более интересным, насыщенным и увлекательным.

1. Метод «мозговой штурм». В работе могут быть использованы различные приемы:

1) Прием сопоставления репродукций.

2) Использование проблемных вопросов.

3) Творческое задание. Рецензирование детьми созданных рисунков.

4) Использование приема ассоциаций.

5) Прием дописывания и домысливания.

Таким образом, совместная деятельность участников активизирует деятельность обучающихся и повышает мотивацию к чтению художественной литературы.

2. Интерактивный урок с применением ИКТ.

Средством активизация деятельности на уроке и повышения мотивации у обучающихся к прочтению книг, безусловно, может служить использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения, так как современные дети находятся в тесных отношениях с компьютерными технологиями. Известно, что дети быстрее включаются в работу и действуют с особой заинтересованностью, если на уроке применяются информационно -коммуникационные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии - это совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационный обмен (передачу, распространение, раскрытие).

3. Структурированная дискуссия.

Структурированная дискуссия - форма обсуждения, позволяющая учащимся, находясь в группе, найти способ решения поставленной проблемы. С этой целью класс делится на несколько небольших групп и получает задание: изучить данную проблему и высказаться о ней с разных точек зрения.

Имеются три стороны точек зрения:

1) Оптимистическая сторона.

2) Пессимистическая сторона.

3) Реалистическая сторона.

После выслушивания всех точек зрения происходит групповое обсуждение вопроса, обучающиеся приходят к общему решению проблемы.

Таким образом, активное обсуждение вопроса с различных точек зрения способствует активизации деятельности на уроке и повышению мотивации.

4. Прием «Аквариум».

Прием «Аквариум» - это своего рода спектакль. Учитель распределяет роли в классе - наблюдатели, критики, эксперты и аналитики, также выбираются пару учеников доя исполнения роли актеров. Выбор текста определяется темой урока.

Актеры выступают внутри круга, образованного зрителями. Задача: передать определенные чувства и черты характера персонажей произведения. Задание для наблюдателей: определить гамму чувств, выражаемых актерами в центре круга, выразить согласие или несогласие с происходящим. Отмечается, что учащиеся могут самостоятельно выбирать персонажей произведения, чьи эмоции и чувства они хотят обсудить или передать.

Аналитики, критики и эксперты находятся во внешнем круге и могут делать необходимые пометки для последующего обсуждения. Учитель может давать каждому отдельному ученику из внешнего круга свое определенное задание.

Весь процесс построен на разыгрывании мини-спектакля. Ученики из внешнего круга могут вмешиваться в процесс, дополняя высказывания учеников из внутреннего круга, при этом находясь возле данного ученика.

Также возможен второй способ: учитель ждет логической паузы в диалоге или монологе, дает сигнал для начала высказываний внешнего круга с замечаниями. После этого внутренний круг может возобновлять работу.

Таким образом, данный метод помогает педагогу вовлечь учеников в процесс работы над произведением, мотивирует к прочтению произведения, над которым будет идти работа.

Мы предполагаем, что интерактивные формы обучения способствуют развитию эмоционально-ценностного отношения к книге. Приведем примеры интерактивных форм, способствующие развитию данного показателя.

1. Творческие задания - учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества [2].

Творческие задания не только помогают выявить и развить специальные способности учеников, но и способствуют развитию эмоционально-ценностного отношения к книге, так как выполняя творческие задания, у обучающихся прежде всего включается эмоциональная сфера личности.

2. Круглый стол (дискуссия, дебаты).

В процессе анализа художественного произведения обучающиеся отталкиваются от системы морально-нравственных критериев, принятых лично и существующих в обществе. В процессе дискуссий и бесед по прочитанному произведению, опираясь на собственные взгляды и ценностные-ориентации, у обучающихся развивается эмоционально-ценностное отношение к книге.

3. ВагСатр, или антиконференция.

Такие «анти-конференции» можно проводить на свежем воздухе, организуя что-то вроде лагеря. Для обсуждения можно выбирать художественные произведения, связанные с природой, с нравственно-этическим смыслом, с параллелью на жизненный опыт обучающихся.

Таким образом, отсутствие замкнутого пространства, как в школьном кабинете, даёт возможность раскрыться личности обучающегося, дать волю эмоциям, а большинство точек зрения помогает посмотреть на произведение по-новому, тем самым способствуя развитию эмоционально-ценностного отношения к книге.

Мы предполагаем, что интерактивные формы обучения расширяют круг чтения и способствуют развитию умения осуществлять самостоятельный выбор книг для чтения.

Приведем примеры интерактивных форм обучения, подтверждающих данную позицию.

1. Кластеры, сравнительные диаграммы, паззлы.

Составление кластеров побуждает детей к поиску информации и расширяет круг чтения. Подобные задания можно давать на дом, тем самым развивать умение самостоятельно выбрать книгу для выполнения данного задания.

2. Метод проектов.

Метод проектов является уникальным средством развития читательского интереса четвероклассников, так как его применения направлено на формирование самостоятельности обучающихся, повышение мотивации к выполнению учебных заданий. Метод проектов активизирует деятельность обучающихся на уроке, так как они способны глубже усвоить учебный материал и научиться применять полученные знания в различных видах творческой деятельности.

Выводы. В связи с проблемой развития читательского интереса у четвероклассников широкое применение находят интерактивные формы обучения. Мы выяснили, что интерактивные формы обучения имеют множество эффективных возможностей: активизируют деятельность на уроках литературного чтения и повышают познавательный интерес к чтению художественной литературы, а также способствуют развитию эмоционально-ценностного отношения к книге; расширяют круг чтения и способствуют развитию умения осуществлять самостоятельный выбор книг для чтения.

Таким образом, изучив характеристику интерактивных форм обучения и рассмотрев их возможности, мы можем предполагать, что интерактивные формы обучения будут являться средством развития читательского интереса у четвероклассников.

Литература:

1. Алексеева, И.Я. Интерактивный метод обучения как средство повышения интереса ученика к изучаемому предмету / И.Я. Алексеева. - СПБ.: Свое издательство, 2016. - С. 42-44

2. Данилов, М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения / М.А. Данилов // Журнал «Советская педагогика». - 2005. - № 8,- С. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.