Научная статья на тему 'ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
дети / школьный возраст / читательский дневник / смысловое восприятие / children / school age / reader diary / semantic perception

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белега Н.В.

В работе рассматривается проблема развития навыков смыслового восприятия текста у детей младшего школьного возраста. Особое внимание уделяется возможностям использования читательского дневника для решения этой проблемы. Цель статьи – теоретически обосновать и эмпирически проверить педагогические условия применения читательского дневника как средства развития у четвероклассников навыков смыслового чтения художественной литературы. Как показал анализ полученных результатов педагогического эксперимента, педагогическое воздействие положительно повлияло на развитие у четвероклассников навыков смыслового чтения художественной литературы. В статье приведены задания из читательского дневника, направленные на развитие у четвероклассников навыков смыслового чтения художественной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READER'S DIARYAS AMEANS OF DEVELOPMENT FOURTH GRADER STUDENTS HAVE MEANING SKILLS FICTION READINGS

The work examines the problem of developing skills of semantic perception of text in children of primary school age. Particular attention is paid to the possibilities of using a reader's diary to solve this problem. The purpose of the article is to theoretically substantiate and empirically test the pedagogical conditions for using a reading diary as a means of developing semantic reading skills in fiction in fourth-graders. As the analysis of the results of the pedagogical experiment showed, the pedagogical influence had a positive effect on the development of semantic reading skills of fiction among fourth-graders. The article presents tasks from the reading diary aimed at developing the semantic reading skills of fiction in fourth-graders.

Текст научной работы на тему «ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

УДК 372/882

Белега Н.В.

студент

Вятский государственный университет (г. Киров, Россия)

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация: в работе рассматривается проблема развития навыков смыслового восприятия текста у детей младшего школьного возраста. Особое внимание уделяется возможностям использования читательского дневника для решения этой проблемы.

Цель статьи - теоретически обосновать и эмпирически проверить педагогические условия применения читательского дневника как средства развития у четвероклассников навыков смыслового чтения художественной литературы. Как показал анализ полученных результатов педагогического эксперимента, педагогическое воздействие положительно повлияло на развитие у четвероклассников навыков смыслового чтения художественной литературы. В статье приведены задания из читательского дневника, направленные на развитие у четвероклассников навыков смыслового чтения художественной литературы.

Ключевые слова: дети, школьный возраст, читательский дневник, смысловое восприятие.

Введение. В современном обществе чтение художественной литературы играет важную роль в развитии личности ребенка. Однако многие четвероклассники сталкиваются с трудностями в понимании и интерпретации литературных произведений. В связи с этим возникает необходимость разработки эффективных методов и средств развития навыков смыслового чтения у четвероклассников. Одним из таких средств является читательский дневник.

Читательский дневник представляет собой форму фиксации собственных мыслей, вопросов, впечатлений по поводу прочитанного. Введение читательского дневника помогает детям лучше понять и запомнить текст, а также развить рефлексивную деятельность. В дневнике читателя ребенок может комментировать поступки героев, вести диалог с самим собой по поводу прочитанного, формулировать вопросы для обсуждения в классе.

При введении читательского дневника дети учатся анализировать произведение, понимать его главную идею, находить главное и выражать свои мысли. Кроме того, такой дневник выполняет контролирующую функцию, помогая родителям и учителям отслеживать, как часто и сколько ребенок читает.

Вместе с тем, научных сведений о результативности его применения в целях развития у детей навыков смыслового чтения художественной литературы нами не выявлено.

Актуальность темы исследования связана с недостаточной изученностью проблемы применения читательского дневника как средства развития у младших школьников смыслового чтения художественной литературы.

Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить педагогические условия применения читательского дневника как средства развития у четвероклассников навыков смыслового чтения художественной литературы.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: выявить сущность навыка смыслового чтения: понятие, содержание, развитие у младших школьников, охарактеризовать читательский дневник как средство развития у четвероклассников навыков смыслового чтения художественной литературы, разработать и апробировать внеурочные занятия с учетом педагогических условий применения читательского дневника как средства развития у четвероклассников навыков смыслового чтения художественной литературы.

Гипотеза исследования: применение читательского дневника как средства развития у четвероклассников навыков смыслового чтения художественной

литературы будет результативным, если:

1) в работе с читательским дневником будут применяться следующие приемы развития навыков смыслового чтения: словесное рисование, антиципация, работа с ключевыми словами, работа со словарем, иллюстрирование,

2) структура читательского дневника будет включать элементы резюме, анализа героев и событий, оценки произведения.

Методы. Изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической и методической литературы по теме исследования, диагностические методики (авторы Т.Н. Пономарёва, Л.А. Ясюкова), педагогический эксперимент, математическая обработка полученных данных.

Результаты и обсуждение. Теоретический анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы по теме исследования позволил решить первую и вторую задачи исследования.

Над проблемой развития смыслового восприятия детей младшего школьного возраста работают И.А. Зимняя, В.А. Артемов, А.А. Смирнов, Н.И. Жинкин, А.А. Брудный и другие ученые.

По А.Г. Асмолову, смысловое чтение - это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста [7].

Как показал анализ психолого-педагогической литературы наиболее эффективные приемы формирования читательских умений младших школьников выделены и описаны в методической литературе, среди которых:

- Словесное рисование — помогает воссоздавать картины жизни, изображенные писателем,

- Установление связи между элементами произведения — развивает умение видеть причинно-следственные связи,

- Расположения абзацев текста в правильной последовательности — развивает умение осмыслять цель чтения и выбор вида чтения в зависимости от самой цели,

- Поиск фразы в тексте, подбор пословиц, которые отображают главную

мысль — развивает у младших школьников умение выражать главную мысль,

- Иллюстрирование. — активизирует работу творческого воображения обучающихся, развивает способность создавать образы и представлять события,

- Антиципация — прогнозирование содержания произведения по заглавию, иллюстрациям и имени автора, помогает подготовиться к чтению и превосходить события,

- Работа со словарями, энциклопедиями, научной литературой — создание условий для расширения, уточнения и обогащения представлений учащихся, что способствует более глубокому пониманию смысла как отдельных фрагментов, так и произведения в целом,

- Работа с ключевыми словами в тексте — формирует у младших школьников умение выражать свою мысль четко, кратко, обосновано. В рамках работы над одним произведением мы можем использовать комплекс приемов для развития навыков смыслового чтения.

Как показал анализ рабочих программ по курсу «Литературное чтение» (УМК «Школа России», «Классическая начальная школа», «Перспектива»), в них уделяется внимание решению задачи умственного и культурно-нравственного развития детей. Их объединяет обширный круг чтения, четко разработанные методы и приемы обучения, творческая направленность деятельности учителя и учащихся, стимулирование учителей к самообразованию и привлечению родителей к руководству детским чтением. При этом авторы программ и учебников используют разные подходы. Так, согласно Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской включение учащихся в разнообразную учебную практическую деятельность: работа в позиции «читатель», «автор», «автор-художник», «автор-публицист», «теоретик» приводит к воспитанию эстетически развитого читателя. Умение видеть происходящее с точки зрения различных персонажей, автора помогает младшим школьникам лучше понять и оценить поведение окружающих и свои собственные действия, учет чуткости, тактичности в отношениях с людьми. Согласно О.В. Джежелей, которой было введено понятие «Литературное

образование» применительно к младшему школьному возрасту, целью обучения является формирование навыков чтения, способов и приемов работы над текстом и книгой, знакомство с детской литературой и на этой основе создание предпосылок к общему и литературному развитию, возможной культуре коммуникации, реализации творческих способностей.

В процессе ознакомления с междисциплинарной программой «Основы смыслового чтения и работа с текстом» необходимо отметить, что одним из средств формирования навыков смыслового чтения может являться читательский дневник, представляющий представляет собой индивидуальную форму работы с читателем-школьником, в процессе которой совершенствуются восприятие и оценка литературных произведений.

Основной целью читательского дневника является развитие навыков смыслового чтения. Это, в свою очередь, способствует настраиванию ребенка на внимательное, осмысленное и глубокое восприятие текстов. Чтение становится для него не просто формальной активностью, но и возможностью расширять свой кругозор, развивать логическое мышление, критическое мышление, творческое мышление, аргументировать свои мысли и понимать подтекст произведения [3].

И.И. Огиенко был одним из первых ученых, кто рассмотрел методический подход к применению читательского дневника в образовательном процессе, разработав в 1914 г. «Тетрадь для литературного разбора и записывания прочитанных книг».

Структурной особенностью тетради является ориентация на изучение классической русской (или европейской) литературы, на запись только одного произведения, которое подвергается качественному анализу.

Читателю необходимо предоставить краткую биографию автора произведения, основные моменты его жизни, в каком городе расположен памятник(и), найти информацию об условиях, при которых писалось произведение, какие писатели повлияли на создание книги. Также есть целый раздел для записи понравившихся цитат и непонятных слов с целью

ознакомления. В дальнейшем читательским дневником заинтересовался литературовед И.В. Владиславлев, который опубликовал свой труд под названием «Как вести запись о прочитанных книгах», а также несколько раз издававшееся пособие «Тетрадь для записи о прочитанных книгах» (1916 г.).

В данном пособии особое внимание уделяется правилам чтения, о которых повествуется во вступлении к учителям. Тетрадь нацелена на чтение классической европейской литературы и вмещает для записи только пять произведений.

Содержание тетради оформлено в виде таблицы со множеством вопросов для разбора произведения: от названия произведения и автора до причины выбора чтения именно этой книги. Подробно рассматриваются и положительные, и отрицательные герои (необходимо обосновать приписанные им качества, совершенные поступки), предлагается обратиться к личному опыту взаимодействия с похожими людьми. Данная система вопросов позволяет читателю достаточно полно ознакомиться с произведением и биографией автора. Таким образом, первые читательские дневники включали в себя вопросы об авторе книги, так и к содержанию произведения [4].

Третья задача исследования была решена в ходе педагогического эксперимента, который проводился в марте-апреле 2024 года на базе МБОУ СОШ №16 имени А. Лиханова г. Кирова.

В эксперименте приняли участие 59 обучающихся четвертых классов, из них 30 человек составили экспериментальную группу (внеурочные занятия по литературному чтению проводились с использованием читательского дневника) и 29 - контрольную группу (внеурочные занятия по литературному чтению без использования читательского дневника).

На констатирующем этапе педагогического эксперимента была проведена диагностика уровня сформированности навыков смыслового чтения у четвероклассников. Для диагностики были отобраны следующие методики:

1. Диагностика Т.Н. Пономарёвой «Уровни сформированности навыков смыслового чтения».

2. Методика Л.А. Ясюковой «Определение уровня развития чтения».

Результаты диагностики позволили сделать следующие выводы.

1. Контрольный и экспериментальный классы имеют сходные показатели высокого, среднего и низкого уровней сформированности навыков смыслового чтения.

2. Большинство обучающихся показали средний уровень сформированности навыков смыслового чтения: 53,33% у обучающихся экспериментальной группы и 78,57% у обучающихся контрольной группы.

3. Высокий уровень - у 40% обучающихся экспериментального класса и 14,28% у обучающихся контрольного класса, низкий уровень у 6,67% обучающихся экспериментального класса и 0% у обучающихся контрольного класса.

Данные показали, что необходимо проводить работу с учениками младшей школы по формированию и развитию навыков смыслового чтения.

Формирующий этап педагогического эксперимента состоял из восьми внеурочных занятий.

В экспериментальном классе на занятиях были учтены указанные выше условия гипотезы.

На каждом из занятий велась работа по заполнению читательского дневника был использован бланк читательского дневника (таблица 1), при разработке внеурочных занятий учитывалось первое условие гипотезы.

Второе условие гипотезы учитывалось в процессе подготовки и проведения внеурочных занятий.

Таблица 1. Темы внеурочных занятий с использованием читательского дневника в 4 классе и используемые на них приемы развития читательских навыков смыслового чтения и ведения читательского дневника.

№ Тема занятия Прием. развития навыка смыслового чтения

1 С.В. Афоньшин «Как Анютка медведя убаюкивала» Цель: развить умение находить и извлекать нужную информацию из различных источников Прием «Работа со словарем» (ученики отмечают в тексте неизвестные слова и находят их значение в толковом словаре)

№ Тема занятия Прием развития навыка смыслового чтения

2 П.П. Бажов. «Серебрянное копытце» Цель: развить способность конкретизировать свое воображение, правильно построить высказывание Словесное рисование (ученики обсуждают зачин и концовку сказки, создавая словесный рисунок данных эпизодов)

3 А.Н..Майков «Колыбельная песня» Цель: развить способность создавать образы и представлять события Прием «Иллюстрирование» (после прочтения ученики делают иллюстрацию на тему произведения)

4 Венгерская народная сказка «Долговязый, Разиня и Патлатый» Цель: формировать умение выражать свои мысли точно, кратко и обоснованно Прием «Ключевые слова» (ученики выписывают в читательский дневник ключевые слова произведения)

5 Д.Н. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка» Цель: развить умение свободно ориентироваться в тексте, понимать причино-следственные связи Прием «Антиципация» (ученики читают рассказ по абзацам, после прочтения каждому задается вопрос по прочитанному на понимание и осмысление информации, прогнозирование развитие сюжета)

6 И.С.. Соколов-Микитов «Листопадничек» Цель: развить способность создавать образы и представлять события Прием «Иллюстрирование» (после прочтения ученики делают иллюстрацию на тему произведения)

7 В.В. Бианки «Сова» Цель: развить умение находить и извлекать нужную информацию из различных источников Прием «Работа со словарем» (ученики отмечают в тексте неизвестные слова и находят их значение в толковом словаре)

8 К.Г. Паустовский «Стальное колечко» Цель: развить умение свободно ориентироваться в тексте, понимать причинно-следственные связи Прием «Антиципация» (ученики читают рассказ по абзацам, после прочтения каждому задается вопрос по прочитанному на понимание и осмысление информации, прогнозирование развитие сюжета)

На каждом из проведенных занятий четвероклассникам было предложено заполнить читательский дневник с целью развития навыка смыслового чтения художественной литературы.

Приведем пример работы с читательским дневником и применением в работе приемов развития навыка смыслового чтения. В первую очередь в читательском дневнике обучающимся необходимо было указать автора и название произведения. Затем предлагалось определить жанр произведения.

В ходе чтения произведения обучающимся следовало обозначить главных и второстепенных героев произведения и охарактеризовать их. Обучающимся задавался вопрос: Определи главных героев произведения? От чьего лица ведется повествование произведения? На занятиях данное задание можно было выполнить с помощью нескольких приемов работы с текстом. Например, в рамках занятия по теме «Венгерская народная сказка «Долговязый, Патлатый и Разиня» использовался прием работы с ключевыми словами в произведении. В тексте сказки обучающиеся выделяли различные слова, с помощью которых могли бы дополнить свой ответ и охарактеризовать героев, записывая их свои читательские дневники в графе «Главные герои». В процессе первичного восприятия текста обучающиеся давали ответы на вопросы по тексту, определяя последовательность событий в произведении, действия героев, охарактеризовывали их, подтверждая свои ответы фрагментами текста, выдвигали свои прогнозы развития сюжета произведения, тем самым в работе осуществляется прием антиципации, который способствует развитию умения выявлять основную и второстепенную информацию из прочитанного произведения. Данный прием был реализован в рамках занятий по темам: «Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», «К.Г. Паустовский «Стальное колечко».

Также на занятиях обучающиеся могли проявить свою творческую деятельность, а именно в создании рисунка по прочитанному произведению. Предлагалось изобразить главного героя произведения или эпизод, который больше всего понравился. В работе использовался прием иллюстрирования. Данный прием реализовывался на занятиях по темам: «А.Н. Майков

«Колыбельная песня» и «И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

По окончании чтения учащиеся высказывали собственное мнению по прочитанному произведению.

На контрольном этапе педагогического эксперимента была проведена повторная диагностика уровня сформированности у четвероклассников навыков смыслового чтения. Обобщенные результаты диагностики у детей контрольного и экспериментального классов представлены на рисунке 1.

Констатирующий этап Контрольный этап

.1 .1 .1 I.

КГ ЭГ КГ ЭГ

■ Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень

Рисунок 1. Результаты оценки уровня сформированности навыков смыслового чтения у четвероклассников экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента.

Анализ полученных результатов показал, что в экспериментальной группе 72,88% учащихся показали высокий уровень знаний о правилах поведения в природе, что в 2 раза больше, чем на констатирующем этапе. В контрольной группе детей с высоким уровнем на контрольном этапе стало также больше - на 21,43%, однако по-прежнему преимущественным уровнем сохранился средний (71,42%).

Обучающихся с низким уровнем в экспериментальной группе не выявлено. Результаты исследования показали, что дети быстрее и точнее

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

понимал содержание текста, могли выделить главную идею и сформулировать свои мысли по поводу прочитанного.

Заключение. Читательский дневник является эффективным средством развития у четвероклассников навыков смыслового чтения художественной литературы. Он помогает детям лучше понять и запомнить прочитанное, развивает рефлексивную деятельность и аналитические способности. Использование читательского дневника в образовательном процессе способствует достижению навыков самостоятельного приобретения знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абрамовских Н.В., Каменская И.В. Читательский дневник как средство развития умений смыслового восприятия текста у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 11. — С. 3691-3695;

2. Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — № 1. — С. 91-93;

3. Васев Д.В. Чтение как фактор успешного обучения и социального становления личности // Воспитание школьников. — 2011. — № 10. — С. 9-14;

4. Владиславлев, И.В. Как вести запись о прочитанных книгах [Текст] / И.В. Владиславлев. - 6-е изд. - М.: Книга, 1918. - 31 с;

5. Григоренко, Е.Л. Влияние индивидуальных особенностей когнитивного развития на овладение навыками чтения и письма младшими школьниками: дис. ... д-ра психол. наук / Е.Л. Григоренко. - Москва, 2012. - 299 с;

6. Оморокова, М.И. Основы обучения чтению младших школьников / М.И. Оморокова: Учеб. пособие для студентов пед. вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика нач. образования». - М.: Вентана-Граф, 2005. - 137 с;

7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.

Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 159 с;

8. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ.-правовая система. - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220258/. - 1.06.2024

Belega N.V.

Vyatka State University (Kirov, Russia)

READER'S DIARY AS A MEANS OF DEVELOPMENT FOURTH GRADER STUDENTS HAVE MEANING SKILLS

FICTION READINGS

Abstract: the work examines the problem of developing skills of semantic perception of text in children ofprimary school age. Particular attention is paid to the possibilities of using a reader's diary to solve this problem. The purpose of the article is to theoretically substantiate and empirically test the pedagogical conditions for using a reading diary as a means of developing semantic reading skills in fiction in fourth-graders. As the analysis of the results of the pedagogical experiment showed, the pedagogical influence had a positive effect on the development of semantic reading skills of fiction among fourth-graders. The article presents tasks from the reading diary aimed at developing the semantic reading skills offiction in fourth-graders.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: children, school age, reader diary, semantic perception.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.