Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ'

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысловое чтение / развитие смыслового чтения на уроках математики / читательская грамотность / навыки смыслового чтения / semantic reading / development of semantic reading in mathematics lessons / reading literacy / semantic reading skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О Ю. Струнина

Статья посвящена исследованию проблемы развития навыков смыслового чтения у современных школьников. Раскрывается понятие и структура процессов развития навыков смыслового чтения. Определяется значение, место и роль смыслового чтения в жизнедеятельности современного человека. Уточняется, что развитие навыков смыслового чтения является одной из задач в контексте современного образования и требований федеральных государственных образовательных стандартов. Характеризуются некоторые подходы к развитию навыков смыслового чтения и, в частности, возможности реализации данных процессов на уроках математики. По итогам исследования делается вывод о том, что важнейшей задачей при развитии навыков смыслового чтения становится учет индивидуальных особенностей и выявление первопричин в нарушении развития навыков смыслового чтения с их последующей компенсацией, индивидуализированным воздействием на обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF SKILLS OF SENSITIVE READING IN MODERN SCHOOLCHILDREN

The article is dedicated to the study of a problem of developing semantic reading skills in modern schoolchildren. The concept and structure of the processes of development of semantic reading skills are revealed. The meaning, place and role of semantic reading in the life of a modern person is determined. It is clarified that the development of semantic reading skills is one of the tasks in the context of modern education and the requirements of the Federal State Educational Standards. Some approaches to the development of semantic reading skills are characterized, and, in particular, the possibility of implementing these processes in mathematics lessons. Based on the results of the study, it is concluded that the most important task in the development of semantic reading skills is to take into account individual characteristics and identify the root causes in violation of the development of semantic reading skills with their subsequent compensation, individualized impact on students.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ»

подавателям следует вовлекать студентов в разные формы взаимодействия: в парах, группах, коллективах. Каждый студент может играть свою роль, проявить способности, стать членом крепкой продуктивной команды. В связи с этим в процессе учебного исследования преподавателям необходимо подобрать разные методы командообразования, техники сплочения студентов. Уместно ориентироваться на синергетический подход в организации сотрудничества, когда общий результат будет больше, чем простая сумма вложений каждого.

Третье педагогическое условие подразумевает содействие студентам в популяризации позитивных результатов исследовательских работ Научный результат будет иметь ценность, только если он возможен для применения в практике, будет известен общественности и полезен определённому кругу лиц. Поэтому студентам важно не останавливаться на этапе презентации своего продукта исследования на семинарских или практических занятиях, а стараться распространять информацию о нем и возможностях его применения. Популяризация может осуществляться на различных мероприятиях: семинарах, конференциях, круглых столах. Сегодня информация активно распространяется в социальных сетях, которые могут носить просветительский, развлекательный, научно-исследовательский характер либо интегрировать данные виды деятельности. Форма информации также может быть разной: статья, вебинар, видеоролик, устный доклад,

Библиографический список

инфографика, буклет и пр. Студентам следует освоить их все, чтобы уметь влиять на разную аудиторию. Преподаватель может расширять представления студентов и подготавливать их к продвижению, просветительской деятельности, популяризации своих позитивных исследовательских результатов различным субъектам: ученым, практикам, будущим коллегам и другим заинтересованным лицам.

Таким образом, реализация данных условий позволит значительно интенсифицировать образовательный процесс в высшей школе. Для качественной профессиональной подготовки будущих специалистов преподавателям вузов важно осуществлять развитие мыслительных способностей, навыков обработки информации, творческих, исследовательских умений студентов. Применение современных цифровых технологий в обучении студентов решению проблемных творческих задач обеспечивает оптимизацию всех этапов исследования, получение объективных данных. Инициация выстраивания партнёрских отношений между всеми субъектами учебного исследования способствует формированию профессиональной команды, повышению готовности студентов к взаимодействию с различными субъектами - учеными и практиками. Содействие студентам в популяризации позитивных результатов исследовательских работ позволяет повысить практическую ценность проведенного исследования в рамках учебной деятельности, стать им более известными в профессиональных кругах.

1. Злыднева Т.П. Учебно-исследовательская деятельность студентов как необходимая составляющая процесса формирования профессиональных компетенций. Современные проблемы науки и образования. 2012: 233-234.

2. Костенко Е.Г. Учебно-исследовательская деятельность студентов как инновационный элемент содержания образования в вузе. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2011; № 17 (1): 60-64.

3. Зюлин В.В., Коршунова Т. А. Проектная учебно-исследовательская деятельность как способ формирования специальных компетенций у студентов. Среднее профессиональное образование. 2010; № 9: 39-41.

4. Самсонова Е.В. Учебно-исследовательская деятельность студентов младших курсов как подготовительный этап к научно-исследовательской работе. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014; № 11-2: 179-182.

5. Арефьева С.А., Арефьева О.В. Научно-исследовательская работа студентов педагогического вуза. Вестник Марийского государственного университета. 2018; Выпуск 12; № 4 (32): 9-13.

6. Гефан Г.Д. Учебно-исследовательская деятельность студентов: работа по инструкции или инициатива? Национальная ассоциация ученых. 2021; № 71-1: 31-33.

7. Бессмельцева Е.С. Особенности учебно-исследовательской деятельности студентов неязыковых факультетов на занятиях по иностранному языку. Омский научный вестник. 2007; № 1 (51): 150-154.

8. Домнина Н.В. Учебно-исследовательская деятельность студентов - необходимый этап в их профессиональном становлении. Методист. 2012; № 3: 41-44.

9. Ильясов Д.Ф., Селиванова Е.А. Активные методы популяризации научных психолого-педагогических знаний среди учителей общеобразовательных организаций. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2022; № 2 (51): 5-18.

References

1. Zlydneva T.P. Uchebno-issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov kak neobhodimaya sostavlyayuschaya processa formirovaniya professional'nyh kompetencij. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012: 233-234.

2. Kostenko E.G. Uchebno-issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov kak innovacionnyj 'element soderzhaniya obrazovaniya v vuze. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2011; № 17 (1): 60-64.

3. Zyulin V.V., Korshunova T.A. Proektnaya uchebno-issledovatel'skaya deyatel'nost' kak sposob formirovaniya special'nyh kompetencij u studentov. Srednee professional'noe obrazovanie. 2010; № 9: 39-41.

4. Samsonova E.V. Uchebno-issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov mladshih kursov kak podgotovitel'nyj 'etap k nauchno-issledovatel'skoj rabote. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2014; № 11-2: 179-182.

5. Aref'eva S.A., Aref'eva O.V. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov pedagogicheskogo vuza. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018; Vypusk 12; № 4 (32): 9-13.

6. Gefan G.D. Uchebno-issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov: rabota po instrukcii ili iniciativa? Nacional'naya associaciya uchenyh. 2021; № 71-1: 31-33.

7. Bessmel'ceva E.S. Osobennosti uchebno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov neyazykovyh fakul'tetov na zanyatiyah po inostrannomu yazyku. Omskij nauchnyj vestnik. 2007; № 1 (51): 150-154.

8. Domnina N.V. Uchebno-issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov - neobhodimyj 'etap v ih professional'nom stanovlenii. Metodist. 2012; № 3: 41-44.

9. Il'yasov D.F., Selivanova E.A. Aktivnye metody populyarizacii nauchnyh psihologo-pedagogicheskih znanij sredi uchitelej obscheobrazovatel'nyh organizacij. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2022; № 2 (51): 5-18.

Статья поступила в редакцию 18.07.23

УДК 371.322

Strunina O.Yu., Mathematics teacher, ANO "Pavlovskaya Gymnasium" (Velednikovo Village, Russia), E-mail: [email protected]

TO THE QUESTION ABOUT THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF SKILLS OF SENSITIVE READING IN MODERN SCHOOLCHILDREN. The article is dedicated to the study of a problem of developing semantic reading skills in modern schoolchildren. The concept and structure of the processes of development of semantic reading skills are revealed. The meaning, place and role of semantic reading in the life of a modern person is determined. It is clarified that the development of semantic reading skills is one of the tasks in the context of modern education and the requirements of the Federal State Educational Standards. Some approaches to the development of semantic reading skills are characterized, and, in particular, the possibility of implementing these processes in mathematics lessons. Based on the results of the study, it is concluded that the most important task in the development of semantic reading skills is to take into account individual characteristics and identify the root causes in violation of the development of semantic reading skills with their subsequent compensation, individualized impact on students.

Key words: semantic reading, development of semantic reading in mathematics lessons, reading literacy, semantic reading skills

О.Ю. Струнина, учитель математики, АНО «Павловская гимназия», д. Веледниково, E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена исследованию проблемы развития навыков смыслового чтения у современных школьников. Раскрывается понятие и структура процессов развития навыков смыслового чтения. Определяется значение, место и роль смыслового чтения в жизнедеятельности современного человека. Уточняется, что развитие навыков смыслового чтения является одной из задач в контексте современного образования и требований федеральных государ-

ственных образовательных стандартов. Характеризуются некоторые подходы к развитию навыков смыслового чтения и, в частности, возможности реализации данных процессов на уроках математики. По итогам исследования делается вывод о том, что важнейшей задачей при развитии навыков смыслового чтения становится учет индивидуальных особенностей и выявление первопричин в нарушении развития навыков смыслового чтения с их последующей компенсацией, индивидуализированным воздействием на обучающихся.

Ключевые слова: смысловое чтение, развитие смыслового чтения на уроках математики, читательская грамотность, навыки смыслового чтения

В практике преподавания современных учителей математики достаточно распространенной становится проблема непонимания школьниками содержания текстов, что в значительной степени сказывается на результатах и характере подготовки, делает затруднительным освоение школьной программы. В процессе обучения школьники демонстрируют не просто отсутствие понимания текстов, но и невозможность критического анализа информации, что в современных условиях становится достаточно негативным фактором. Учитывая современную цифро-визацию и информатизацию общества, главенствующую роль информации как ценности, работа школьников с текстами закладывает первостепенные основы дальнейшей гармоничной адаптации личности. Более того, на наш взгляд, проблема понимания текстов имеет еще более глобальный характер, что требует организации дополнительной работы не только в рамках школьных занятий, но и во внешкольной деятельности.

Актуальность изучения проблемы развития навыков смыслового чтения обусловлена и тем, что оно закладывается в основу современных подходов к обучению не только в стенах школы, но и за ее пределами, главенствующую роль в которых приобретают самообучение и самоподготовка. При отсутствии достаточно развитых навыков смыслового чтения ребенок демонстрирует неспособность вычленять смысл из прочитанного, что в комплексе негативно сказывается на результатах самообучения и предопределяет возможные проблемы с памятью, успеваемостью, речью и т. д. Проблема развития навыков смыслового чтения при отсутствии объективных подходов к её разрешению и массовом характере проявлений способна сделать невозможной работу детей как с текстом в физической форме, так и с информацией в сети Интернет

Цель исследования - охарактеризовать современное состояние и перспективы преодоления проблемы развития навыков смыслового чтения у школьников (на примере уроков математики).

Объект исследования - развитие навыков смыслового чтения у школьников на уроках математики.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать понятие навыков смыслового чтения.

2. Выявить проблемные аспекты в развитии навыков смыслового чтения у современных школьников.

3. Уточнить перспективы и подходы к преодолению проблем развития навыков смыслового чтения.

4. Описать практический подход к развитию навыков смыслового чтения на уроках математики.

Научная новизна исследования заключается в характеристике условий и подходов к организации процессов развития навыков смыслового чтения на уроках математики. Теоретическая значимость исследования связана с систематизацией основ развития навыков смыслового чтения на уроках математики. Практическая значимость исследования заключается в перспективах применения практического подхода к развитию навыков смыслового чтения на уроках математики в педагогической практике.

В работе используются методы теоретического исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, сопоставление, абстрагирование, дедуктивный и индуктивный методы; задействованы элементы педагогического проектирования.

В условиях стандартизации образования и реализации школьного обучения на основе ФГОС вопросы развития смыслового чтения как метапредметного навыка приобретают основополагающее значение, связанное с дальнейшим гармоничным существованием человека в социуме.

Навыки смыслового чтения в этом контексте образуют достаточно сложную и комплексную структуру, определяющую готовность личности решать жизненные задачи, осмысляя прочитанное и применяя полученную информацию на практике. Принимая во внимание данный факт, важно рассмотреть понятие и составляющие, образующие смысловое чтение.

Смысловое чтение, как верно замечает О.Б. Кутузова, включает в себя такие значительные операции, как [1]:

- понимание целей чтения, их постановка и построение деятельности в соответствии с целями (просмотр информации, изучение, рефлексия и др.);

- сегментация информации на основную (значительную) и второстепенную (менее значительную);

- ориентирование в тексте, восприятие разножанровых текстов (художественные, научные, официально-деловые и др. тексты);

- понимание, осмысление и ориентирование в текстах, размещенных в

СМИ.

По мнению К.С. Николаевой, навыки смыслового чтения образуют фундамент для развития читательской грамотности школьников, устанавливая ориентиры в обогащении обучающихся, расширении их кругозора посредством предоставления инструмента удовлетворения потребностей в познании и личных интересов. Автор считает, что первичным элементом на пути к развитию навыков смыслового чтения является активная работа с речью ребенка и овладение различными техниками чтения; это обеспечивает возможность сознательного понимания прочитанного и применения смыслов для личных задач [2]. Я.М. Бозоева и М.П. Манаенкова определяют, что смысловое чтение является важнейшим компонентом современной личности. Проблема формирования навыков смыслового чтения, по мнению авторов, имеет дидактический характер, требующий вовлечения детей в читательскую деятельность путем формирования соответствующего интереса с младшего школьного возраста. Авторы считают, что развитие интереса к чтению выступает в качестве основополагающей задачи в процессе освоения программ начального образования [3]. Соглашаясь с мнением авторов, заметим, что в дальнейшем интерес к чтению и понимание смысла чтения, мотивация определяют возможности гармоничного развития читательских навыков ребенка и понимания текстов, погружение в информацию и её практическое применение. Опыт показывает, что при недостаточном интересе ребенка, низкой концентрации внимания, неразвитости навыков смыслового чтения процесс обучения приобретает затруднительный характер. В частности, на уроках математики дети с низким уровнем развитости навыков смыслового чтения неспособны понимать инструкции, сущность задач, выявлять контекст, а также оперировать фактами. Более того, при недостаточном развитии навыков смыслового чтения наблюдаются затруднения в освоении понятий, формировании связей между отдельными составляющими, низкая продуктивность при прочтении, снижение скорости в решении задач, речевые затруднения и др.

Согласимся и с мнением А.Н. Сидневой, М.А. Степановой и В.А. Плотниковой, которые рассматривают понимание учебных текстов в качестве основного индикатора, характеризующего готовность ребенка учиться, и его полноценную обучаемость в принципе. Авторы исследования указывают на факт того, что преимущественно развитие навыков смыслового чтения, обеспечивающего понимание значения прочитанного, происходит в период до 4-х классов включительно (начальная школа). Это в значительной степени ограничивает возможности педагогов влиять на степень обучаемости ребенка в последующие периоды ввиду необходимости реализации образовательной программы по ряду других интеллектуальных задач при отсутствии относительно значимого фокуса на развитие читательской грамотности [4]. Опираясь на исследование авторов заметим, что ребенок должен не просто понимать смысл прочитанного, но и четко осознавать назначение, задающее простор для осуществления предметных действий. В общей структуре навыки смыслового чтения можно представить в виде трех сменяющих друг друга процессов (рис. 1):

Первичное восприятие текста, понимание содержания и смысла

• Наличие образного и смыслового педставления о прочитанном, установление значений незакомых слов, установление соответствий, восприятие фактов, сюжета, воспроизведение прочитанного или пересказ

Извлечение смысла и интерпретация прочитанного

•Объяснение прочитанного с ориентацией на личный опыт и знания, упорядочивание информации, классификация, сопоставление, анализ, размышление над смысловой частью и выводами

Формирование собственных смыслов

• Использование новых знаний в собственных целях, в процессе размышления и др.

Рис. 1. Процессная характеристика навыков смыслового чтения

Обращаясь к рис. 1, заметим, что по своей сущности навыки смыслового чтения определяют возможность использования знаний (прочитанного) для достижения собственных целей, в житейской практике, установления смыслов и размышления. Таким образом, смысловое чтение образует основу в обучении ребенка, влияя на продуктивность его деятельности. Смысловое чтение - это системообразующий элемент, один из числа связующих компонентов на пути к развитию обучающегося в течение всей дальнейшей жизни. В связи с этим отметим, что чем позднее будут сформированы необходимые навыки смыслового чтения, тем большие трудности будет испытывать ребенок в ряде процессов, сопряженных с обучением и личностным обогащением.

Проблема понимания текста школьниками исследована достаточно большим количеством авторов. Понимание текста, по мнению В.А. Мансурова, Т.Н. Люмбиной, О.В. Юрченко, - основание для развития человеческой грамотности, определяющей положение человека в обществе. Понимание информации и социализация рассматриваются как смежные проблемы, зависящие не столько от понимания смысла прочитанного, сколько от того, насколько прочитанное скажется на общем кругозоре человека, его мировоззрении, личной позиции. Последнее в комплексе сказывается на представлениях человека о жизни и различных её сферах - в связи с этим важнейшей задачей современности становится обеспечение регулярного чтения с развитием социальных установок, ценностных взглядов, обогащением когнитивно-эмоционального опыта. Авторы проводят параллель между развитием навыков смыслового чтения, социально-экономическим статусом семьи, её установками и общими правилами, выделяя высокую зависимость данных проявлений между собой [5]. Так, чтение должно иметь содержательную направленность, подтекст, который дети должны эффективно усваивать в процессе как школьной, так и внешкольной подготовки.

Н.В. Пудовкина рассматривает проблему формирования навыков смыслового чтения через систему овладения метапредметными учебными действиями, что является актуальной задачей при обучении младших школьников. Автор исследования рассматривает формирование универсальных учебных действий в качестве инвариантной составляющей образования с учетом высокого влияния на личность и процессы социализации [6]. Иными словами, смысловое чтение становится ключом на пути к обеспечению многостороннего развития личности с учетом обогащения её когнитивного, социального и эмоционального опыта. Учитывая факт того, что достаточный уровень навыков смыслового чтения фактически определяет обучаемость ребенка, проблема его развития становится актуальной вне зависимости от рассматриваемых учебных предметов. Личный опыт организации обучения на уроках математики, а также непреднамеренное наблюдение динамики в изменении уровня развития навыков смыслового чтения у различных поколений детей одного возраста демонстрируют снижение результативности образования при недостаточном уровне развития навыков смыслового чтения. Решение данной проблемы становится актуальной задачей современности, от которой зависит дальнейший потенциал и обучаемость школьников.

А.А. Чеснокова и М.А. Коврова рассматривают проблему развития навыков смыслового чтения у детей с позиции подбора актуальных методических приемов, упражнений и форм, которые будут соответствовать требованиям современной образовательной практики и при этом демонстрировать соответствующий уровень результативности, применимости в контексте конкретного учебного предмета. В качестве эффективного способа развития навыков смыслового чтения авторы рассматривают составление аннотаций к художественным произведениям, что определяет способность понимать, запоминать и пересказывать прочитанное [7]. Н.С. Жуйкова и А.В. Чебыкина предлагают реализовать подход с составлением аннотаций в форме читательского дневника школьника, что становится возможным на базе уроков литературы (литературное чтение) и в процессе внеурочной деятельности детей [8].

В контексте обучения на уроках математики развитие смыслового чтения становится двусторонней проблемой. С одной стороны, перед педагогом (учителем математики) стоит задача организации работы с учебным материалом согласно учебному плану и программе, соответствующим темам и при учете личных интересов, посредством эффективных форм, методов и средств организации учебного процесса; вместе с тем развитие навыков смыслового чтения не может выступить основной целью математического образования (тем не менее необходимо для усвоения не только математических знаний, но и всех школьных предметов). Развитие смыслового чтения на уроках математики - это со-ведущая задача, сопряженная с обучением математике; в связи с этим развитие навыков смыслового чтения служит важной задачей в дополнение к основной программе школьного образования (однако развитие возможно как на уроках, так и во время внеурочной деятельности). С другой стороны, при недостаточной степени развитости навыков смыслового чтения, что на практике становится все более распространенной проблемой, восприятие математических текстов и задач приобретает проблемный характер; фактически это делает невозможным результативное обучение математике, определяя необходимость стимулирования развития навыков смыслового чтения у детей, смещение центра образовательной направленности в сторону компенсации недостающих умений. Е.В. Филина раскрывает процессы развития навыков чтения и понимания текста (смысловое чтение) в структуре организации педагогического сопровождения и поддержки со стороны педагогов, в том числе при возникновении непреодолимых трудностей. Автор исследования также указывает на факт того, что навыки смыслового чтения невозможно

развить при сугубо внешних воздействиях учителя. Требуется вовлечение в данные процессы непосредственно самого ребенка и его окружающих (родители и сверстники, другие педагоги). Не менее значимым фактором является своевременность обучения чтению, закладывающим основы развития навыков смыслового чтения [9]. Таким образом, первопричинами нарушения процессов развития навыков смыслового чтения, за исключением тех случаев, когда неразвитость данных навыков становится следствием заболеваний ребенка или его индивидуальных особенностей, можно выделить:

1. Неразвитость техники чтения, низкая скорость чтения (и другие особенности, связанные непосредственно с чтением).

2. Отсутствие мотивации к чтению, неуспеваемость (и другие особенности, приводящие к отсутствию желания ребенка читать и развивать технику чтения).

3. Плохая концентрация внимания, отвлекаемость, высокий уровень сменяемости действий (и другие особенности, обусловленные нарушением процессов чтения ввиду тенденций использования гаджетов, перехода от реального общения к виртуальному, недостаточности коммуникаций и др.).

Развитие навыков смыслового чтения детей напрямую зависит от их возраста и индивидуальных особенностей. В случае если речь идет об обучающихся начальной школы, преимущественно процессы развития организуются в школе, тогда как укрепление позитивных изменений осуществляется в ходе внешкольной деятельности, при выполнении домашних заданий и др. Начиная с пятого класса, развитие навыков смыслового чтения требует задействования больших усилий, т. к. предполагает более сложное компенсирующее влияние на описанные причины. Компенсация причин определяет лишь создание условий для развития навыков смыслового чтения - при этом всём непосредственно развитие навыков происходит сугубо при выполнении специализированных упражнений, регулярных заданий и прочих условий. Таким образом, первичной задачей при работе с детьми с неразвитыми навыками смыслового чтения становится выявление и компенсация причин с перспективой преодоления ключевого последствия. На перспективу данная деятельность сменяется развитием навыков смыслового чтения за счет специальных упражнений, что возможно, в том числе, и на уроках математики.

Развитие навыков смыслового чтения на уроках математики по мнению Н.В. Найденовой требует первично формирования условий, при которых ребенок будет демонстрировать способность извлекать главный смысл из прочитанного математического задания, понимать информацию и закладывать её в основу решения поставленной задачи. Автор предлагает использовать такие приемы развития навыков смыслового чтения на уроках математики, как чтение теоретического материала, установление догадок о содержании текста, работа с понятиями из текста, использование верных и неверных утверждений по тексту с элементами математики, вопросы на проверку понимания и т. п. [10]. Отметим, что подобная работа должна осуществляться на регулярной основе с применением математических заданий из учебника с постепенным обогащением опыта и включением схем, таблиц, графиков, диаграмм, рисунков, требующих осуществления аналогичных операций понимания, включения условных обозначений и формул.

О.В. Фурина и Т.С. Климова рассматривают процессы формирования смыслового чтения на уроках математики с позиции трех этапов: предварительная подготовка, представленная в работе до чтения; работа с текстом (чтение); работа по итогам чтения (выводы, систематизация). На каждом из этапов реализуются собственные задачи, и воспроизводится комплекс соответствующих упражнений, что позволяет не только подготовить детей к работе с информацией, но и погрузить в математическое знание [11]. Развитие навыков смыслового чтения на уроке математики может осуществляться посредством таких упражнений, как объединение компонентов текста в единый смысл; проверка правильности информации; соотнесение действий и операций (понятие и смысл); применение наводящих вопросов; работа с рисунками, таблицами, диаграммами; составление вопросов по тексту; составление условий задачи под решение; описание алгоритма действий по задаче; решение текстовых задач; головоломки; использование исторического материала (межпредметный материал); «верно - неверно»; поиск ключевых слов; работа с понятиями (составление синквейнов, кроссвордов, древа понятий) и др.

В условиях практики преподавания на уроках математики среди детей 5-8 классов в целях развития навыков смыслового чтения автор предлагает следующие системы заданий (рис. 2):

Обращаясь к рис. 2, заметим, что реализация авторского подхода на современном этапе имеет ситуативный характер, зависящий от конкретных условий, возможностей, темы, категории обучающихся, их личностных стремлений и др. факторов. Важным компонентом в структуре авторского подхода является адаптивное применение задач, ориентированных как на развитие навыков смыслового чтения, так и на освоение математического аппарата, формирование соответствующих умений. В целях, чтобы сформированные умения соответствовали запросам современной практики образования, важно включать в работу со школьниками 5-8 классов такие элементы, как привлечение к постоянной проверке ответов по итогам решения (проверка условий, записи этих условий, алгоритма решения, математических операций, ответов), использование задач, приближенных по условиям к реальной практике (задачи прикладного характера), ориентация на личный опыт ребенка, критическое осмысливание условий зада-

1 Применение текстов (схем) задач с отсутствующим вопросом (первичная задача ребенка -составить вопрос к условиям задания) + составить всевозможные вопросы к данным условиям

Применение усложнённых вариантов данного задания при включении дополнительных условий, например, для решения задачи необходимо использовать конкретное число действий

2 Решение задач несколькими способами. Выбрать тот способ, который не только более понятен для обучающегося, но и рационален

3 При изучении новой темы заполнение методических материалов, подготовленных педагогов (впишите понятие, заполните схему, таблицу и др.)

Самостоятельная интерпретация текста изучаемого материала или новой теории, с выделением смысловых частей, схем, таблиц, их самостоятельным заполнением

4 Групповая и парная работа при работе с текстами, объяснение пройденного материала друг другу, взаимная проверка работ

5 Обсуждение с учащимися уровней применения знаний по данной теме, с последующим совместным отбором материала для подготовки к написанию итоговой работы. Является одним из самых сложных для реализации заданий

Рис.2.Авторскийподходк развитиюнавыковсмысловогочтения у обучающихся 5-8 классов на уроках математики

чи, ответов, алгоритмов в целях рефлексивной оценки со стороны обучающегося.

Раскроем каждое из представленных условий более подробно:

1. Использование специальных задач для развития навыков смыслового чтения:

А. Применение задач с отсутствующим вопросом. Данный тип задач требует концентрации внимания обучающихся на тексте математического задания, анализа условий и прогнозирования возможностей их использования. Предварительная разработка определяет понимание назначения данных и условий, что делает возможным погружение ребенка в смысл прочитанного.

Б. Усложнение задач за счет включения дополнительных условий. Подобный подход является способом вовлечения ребенка в активную продуктивную деятельность, входе которой типовой алгоритм решения математической задачи подвергается частичной корректировке в целях обеспечения соответствия установленным условиям. Позитивно сказывается на развитии возможностей прогнозирования, являющейся частью навыков смыслового чтения.

2. Решение задач несколькими способами. Позволяет продемонстрировать понимание текста задачи без ориентира на конкретный алгоритм действий, владение несколькими способами интерпретации условий для достижения поставленной цели. Выбор наиболее рационального способа определяет возможность оптимизации деятельности ребенка.

3. Работасметодическимиматериалами:

А. Заполнение методических материалов, подготовленных педагогом (готовые задания с пропущенными частями). Предполагает организацию репродуктивной деятельности с перспективой ориентирования в тексте, восприятия смыс-ловсостороныобучающегося.

Б. Проработка теории с использованием специальных задач. Предварительное изучение теоретического материала при фиксации определений и краткой характеристики сути изложенного. Ориентировано на продуктивную деятельность. Фактически определяет необходимость фокусирования ребен-

ка на ключевых моментах темы, разделения основной и второстепенной частей.

4. Групповая и парная работа при работе с текстами, объяснение пройденного материала друг другу, взаимная проверка работ. Определяет необходимость тщательного рассмотрения задания оппонента (при работе в парах) и сверку с правильными ответами. Положительно сказывается на концентрации внимания, требует объективности и вовлеченности, стимулирует коммуникативные практики.

5. Обсуждение с учащимися уровней применения знаний по данной теме, с последующим совместным отбором материала для подготовки к написанию итоговой работы. Является одним из самых сложных подходов к работе по развитию навыков смыслового чтения; определяет комплексное объединение различных ранее описанных авторских подходов и их применение с учетом конкретных обстоятельств. Положительно резюмирует итоги проделанной работы и позволяет объективно оценить степень понимания содержания прочитанного или пройденного материала.

Не менее значительным условием становится развитие критического мышления в целом, которое неразрывным образом связано с речью ребенка, коммуникацией, памятью, концентрацией и навыками смыслового чтения, в процессе работы с каждым из которых вносится весомый вклад в индивидуальное развитие ребенка.

Все эти условия являются важным резюмирующим элементом развития навыков смыслового чтения у обучающихся на уроках математики, закладывающим фундаментобучаемостиребенка.

Таким образом, адаптивное и вариативное применение описанных и многих других приемов для развития навыков смыслового чтения на уроках математики определяет перспективы достижения поставленных целей и со-развития как читательской, так и математической грамотности школьников. Важнейшей задачей в этих условиях становится учет индивидуальных особенностей и выявление первопричин в нарушении развития навыков смыслового чтения с их

последующей компенсацией, индивидуализированным воздействием на обучающихся с перспективой роста результатов подготовки. Подчеркнем, что развитие смыслового чтения приобретает особое значение в условиях современной практики образования. При этом от навыков смыслового чтения зависит не только дальнейшая обучаемость, но и социализация личности, её профессионализация

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и возможность функционировать в информационном мире. Настоящее исследование становится фундаментом для проведения будущих исследований, определяя перспективы, связанные с разработкой собственных подходов к развитию навыков смыслового чтения на уроках математики, их апробацией и корректировкой для выявления показателей результативности.

1. Кутузова О.Б. Формирование и развитие смыслового чтения школьников: проблемы и пути решения. Вестник Саратовского областного института развития образования. 2019; № 2 (18): 29-34.

2. Николаева К.С. Развитие у младших школьников умений смыслового чтения. Известия института педагогики и психологии образования. 2020; № 4: 176-180.

3. Бозоева Я.М., Манаенкова М.П. К проблеме формирования интереса к чтению у детей младшего школьного возраста. Наука и Образование. 2021; Т. 4, № 2: 1-7.

4. Сиднева А.Н., Степанова М.А., Плотникова А.В. Особенности понимания учебных текстов школьниками 4-8 классов как показатель их умения учиться. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2021; № 3: 291-322.

5. Мансуров В.А., Ломбина Т.Н., Юрченко О.В. Проблемы понимания текста школьниками: социологический взгляд. Вестник Института социологии. 2022; Т. 13, № 3: 122-141.

6. Пудовкина Н.В. Эффективное исследование проблемы формирования метапредметных учебных действий младших школьников в процессе овладения смысловым чтением. Вестник Таджикского национального университета. 2018; № 2: 214-220.

7. Чеснокова А.А., Коврова М.А. Развитие навыка смыслового чтения в процессе составления аннотаций к художественным произведениям у четвероклассников. Поволжский педагогический поиск. 2021; № 2 (36): 64-73.

8. Жуйкова Н.С., Чебыкина А.В. Читательский дневник как средство развития у младших школьников навыков смыслового чтения ВестникШадринского государственного педагогического университета. 2020; № 2 (46): 68-75.

9. Филина Е.В. Педагогические инструменты развития навыков чтения и понимания текста школьниками. Современное педагогическое образование. 2023; № 4: 92-96.

10. Найденова Н.В. Развитие навыков смыслового чтения на уроках математики. Вестник научных конференций. 2017; № 3-1 (19): 77-79.

11. Фурина О.В., Климова Т.С. Формирование смыслового чтения на уроках математики в начальной школе. Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2020; № 1 (64): 157-162.

References

1. Kutuzova O.B. Formirovanie i razvitie smyslovogo chteniya shkol'nikov: problemy i puti resheniya. Vestnik Saratovskogo oblastnogo institute rezvitiye obrezoveniye. 2019; № 2 (18): 29-34.

2. Nikolaeva K.S. Razvitie u mladshih shkol'nikov umenij smyslovogo chteniya. Izvestiya instituta pedagogiki ipsihologii obrazovaniya. 2020; № 4: 176-180.

3. Bozoeva Ya.M., Manaenkova M.P. K probleme formirovaniya interesa k chteniyu u detej mladshego shkol'nogo vozrasta. Nauka i Obrazovanie. 2021; T. 4, № 2: 1-7.

4. Sidneva A.N., Stepanova M.A., Plotnikova A.V. Osobennosti ponimaniya uchebnyh tekstov shkol'nikami 4-8 klassov kak pokazatel' ih umeniya uchit'sya. Vestnik Moskovskogo universitete. Seriya 14: Psihologiya. 2021; № 3: 291-322.

5. Mansurov V.A., Lombina T.N., Yurchenko O.V. Problemy ponimaniya teksta shkol'nikami: sociologicheskij vzglyad. Vestnik Instituta sociologii. 2022; T. 13, № 3: 122-141.

6. Pudovkina N.V. 'Effektivnoe issledovanie problemy formirovaniya metapredmetnyh uchebnyh dejstvij mladshih shkol'nikov v processe ovladeniya smyslovym chteniem. Vestnik Tedzhikskogo necionel'nogo universitete. 2018; № 2: 214-220.

7. Chesnokova A.A., Kovrova M.A. Razvitie navyka smyslovogo chteniya v processe sostavleniya annotacij k hudozhestvennym proizvedeniyam u chetveroklassnikov. Povolzhskij pedegogicheskij poisk. 2021; № 2 (36): 64-73.

8. Zhujkova N.S., Chebykina A.V. Chitatel'skij dnevnik kak sredstvo razvitiya u mladshih shkol'nikov navykov smyslovogo chteniya Vestnik Shedrinskogo gosuderstvennogo pedegogicheskogo universitete. 2020; № 2 (46): 68-75.

9. Filina E.V. Pedagogicheskie instrumenty razvitiya navykov chteniya i ponimaniya teksta shkol'nikami. Sovremennoepedegogicheskoe obrezovenie. 2023; № 4: 92-96.

10. Najdenova N.V. Razvitie navykov smyslovogo chteniya na urokah matematiki. Vestnik neuchnyh konferencij. 2017; № 3-1 (19): 77-79.

11. Furina O.V., Klimova T.S. Formirovanie smyslovogo chteniya na urokah matematiki v nachal'noj shkole. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v pedagogicheskom obrezovenii. 2020; № 1 (64): 157-162.

Статья поступила в редакцию 04.07.23

УДК 372.893

Bolotova E.Yu., Doctor of Sciences (History), Professor, Department of National History and Local History Education, Volgograd State Socio-Pedagogical

University (Volgogred, Russie), E-meil: [email protected]

Tretyak D.V., teacher (History and Social Studies), Secondary School No. 67 of the Dzerzhinsky District of Volgograd; MA student,

Volgogred Stete Socio-Pedegogicel University (Volgogred, Russie), E-meil: [email protected]

FORMS OF INTERACTION OF THE EDUCATIONAL AND CULTURAL ENVIRONMENT SUBJECTS IN THE IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL COMPONENT OF HISTORICAL EDUCATION. The article presents an analysis of certain aspects of teaching the regional component of history at school with the example of the Volgograd Region. The federal and regional legal acts that define the legislative framework for the inclusion of the regional aspect of history in educational practice and specifics of their practical implementation are characterized. The main subjects of the educational environment and their functions in the implementation of this component are identified. The authors emphasize the necessity of coordinating the efforts of the authorities, scientific, methodological and teaching communities, as well as cultural institutions to improve the effectiveness of teaching the regional component at school. The obtained findings and the described practices can be used as guidelines for supplementing existing plans for educational work and extracurricular activities, as well as developing new projects on regional history in cooperation with institutions and organizations of the region.

Key words: regional component, history teaching, education, pedagogy, networking

ЕЮ. Болотова, д-р ист. наук, проф., ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград,

E-meil: [email protected]

Д.В. Третьяк, учитель истории и обществознания МОУ СШ № 67 Дзержинского района Волгограда,

магистрант ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград, E-mail: [email protected]

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье проанализированы отдельные аспекты преподавания регионального компонента истории в школе на примере Волгоградской области. Охарактеризованы федеральные и региональные нормативно-правовые акты, определяющие законодательные основы включения регионального аспекта истории в образовательную практику, и специфика их практической реализации. Выявлены основные субъекты образовательного и культурного пространств и их функции при реализации данного компонента. Подчеркивается необходимость координации усилий органов власти, научного, методического и учительских сообществ, а также учреждений культуры для повышения эффективности преподавания регионального компонента в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.