Научная статья на тему 'ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1920
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ТЕКСТ / СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акулова Ксения Дмитриевна, Харлова Надежда Михайловна

В статье рассматриваются пути формирования читательской грамотности на уроках русского языка в средней школе. В последнее время школьные учителя активно показывают заинтересованность в решении этой проблемы, однако в научной и методической литературе нет точной схемы работы в данном направлении. В Федеральных стандартах 3-го поколения особое место в числе метапредметных навыков отводится чтению. Материалом для исследования послужили теоретические положения и практические задания в УМК по русскому языку для 6-го класса (УМК М. М. Разумовской, УМК Т. А. Ладыженской и др., УМК Л. М. Рыбченковой). Использовались методы: описательно-аналитический, контекстуально-логический, экспериментальный. Особое внимание обращается на смысловое чтение, на читательские умения, формирование которых является приоритетным направлением развития современной системы образования. Авторы анализируют различные виды работы со сплошным текстом на уроках развития речи. Исследование показало, что до применения рекомендованных авторами заданий учащиеся воспринимали сплошной текст с большими затруднениями. В результате использования различных заданий к текстам разных видов значительно улучшилось их восприятие: учащиеся стали быстрее ориентироваться в тексте, определять его тему и идею, отвечать на поставленные вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акулова Ксения Дмитриевна, Харлова Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF FORMING READER’S LITERACY AT RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN SECONDARY SCHOOL

The article considers the ways of forming reader’s literacy at Russian Language lessons in secondary school. Recently, school teachers have been actively showing interest in solving this problem, but in the scientific and methodological works there is no exact scheme of work of how to do it. In the Federal standards of the 3rd generation, reading is paid special attention to among the meta-subject skills. The material for the study was the theoretical provisions and practical tasks in the training package on the Russian language for the 6th grade (training packages by M. M. Razumovskaya, by T. A. Ladyzhenskaya, by L. M. Rybchenkova). The methods employed in the work are descriptive-analytical, contextual-logical, experimental. Particular attention is paid to semantic reading, reading skills, the formation of which is a priority in the development of modern education system. The authors analyze various types of work with continuous text at the lessons of speech development. The study showed that before using the tasks recommended by the authors, pupils perceived a continuous text with great difficulty. As a result of using various tasks for texts of different types, their perception has significantly improved: pupils began to quickly navigate throughout the text, determine its topic and idea, and answer the questions.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

УДК 373.5.016:811.161.1 DOI 10.37972/chgpu.2022.116.3.018

К. Д. Акулова, Н. М. Харлова

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Шадринскгш государственный педагогический университет, г. Шадрннск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются пути формирования читательской грамотности на уроках русского языка в средней школе. В последнее время школьные учителя активно показывают заинтересованность в решении этой проблемы, однако в научной и методической литературе нет точной схемы работы в данном направлении. В Федеральных стандартах 3-го поколения особое место в числе метапредметных навыков отводится чтению. Материалом для исследования послужили теоретические положения и практические задания в УМК по русскому языку для 6-го класса (УМК М. М. Разумовской. УМК Т. А. Ладыженской и др., УМК Л. М. Рыбченковой). Использовались методы: о писательно-аналитический, контекстуально-логический, экспериментальный. Особое внимание обращается на смысловое чтение, на читательские умения, формирование которых является приоритетным направлением развития современной системы образования. Авторы анализируют различные виды работы со сплошным текстом на уроках развития речи. Исследование показало, что до применения рекомендованных авторами заданий учащиеся воспринимали сплошной текст с большими затруднениями. В результате использования различных заданий к текстам разных видов значительно улучшилось их восприятие: учащиеся стали быстрее ориентироваться в тексте, определять его тему и идею, отвечать на поставленные вопросы.

Ключевые слова: читательская грамотность, развитие речи, текст, смысловое чтение, информационные технологии

К. D. Akulova, N. М. Kharlova

WAYS OF FORMING READER'S LITERACY AT RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN SECONDARY SCHOOL

Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrin.sk, Russia

Abstract. The article considers the ways of forming reader's literacy at Russian Language lessons in secondary school. Recently, school teachers have been actively showing interest in solving this problem, but in the scientific and methodological works there is no exact scheme of work of how to do it. In the

Federal standards of the 3rd generation, reading is paid special attention to among the meta-subject skills. The material for the study was the theoretical provisions and practical tasks in the training package on the Russian language for the 6th grade (training packages by M. M. Razumovskaya, by T. A. Ladyzhenskaya, by L. M. Rybchenkova). The methods employed in the work are descriptive-analytical, contextual-logical, experimental. Particular attention is paid to semantic reading, reading skills, the formation of which is a priority in the development of modern education system. The authors analyze various types of work with continuous text at the lessons of speech development. The study showed that before using the tasks recommended by the authors, pupils perceived a continuous text with great difficulty. As a result of using various tasks for texts of different types, their perception has significantly improved: pupils began to quickly navigate throughout the text, determine its topic and idea, and answer the questions.

Keywords: reader's literacy, speech development, text, semantic reading, information technology

Введение. Приоритетная цель современной школы в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) - конкретизация требований к обучающимся. ФГОС 3-го поколения детализирует перечень навыков, которые должны быть сформированы у современного школьника: уметь доказывать, интерпретировать, оперировать понятиями и решать четко поставленные задачи.

Особое место в числе метапредметных навыков отводится чтению и работе с информацией. Именно на основе понимания и интерпретации информации учащийся развивает в себе некоторые мягкие навыки, которые не могут быть сформированы без чтения и говорения: коммуникативные (аргументация своей позиции, ведение переговоров или деловой переписки и др.), управленческие (организация работы в группе), социальные (соблюдение этики, управление конфликтами и др.).

Отсюда вытекает главная задача образовательной организации - развитие личности, готовой к саморазвитию, самообразованию, способной к взаимодействию с окружающим миром, социализации в нем, что обосновывает проблему исследования. Читательская грамотность является одной из важнейших составляющих широкого понятия «функциональная грамотность». Мы считаем, что читательская грамотность - это вид учебной деятельности, посредством которой можно сформировать у учащихся на уроках русского языка актуальные мягкие навыки. В том числе читательская грамотность как компонент функциональной грамотности влияет не только на освоение основной образовательной программы, но и на положительную социализацию личности в обществе, способствует успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе. Как отмечает Л. Н. Абра-мовская, «ученик должен уметь воспроизводить информацию, формулировать позицию автора, аргументировать выводы и т. д. Овладение этими умениями, относящимися к группе общеучебных, - обязательное условие успешности обучения и подготовки к итоговой аттестации» [1, с. 3].

Читательская грамотность - это своего рода метаумение, позволяющее школьнику грамотно воспринимать текст, оценивать его и использовать для достижения целей. Ученые отмечают, что читательская грамотность формируется в школе средствами многих учебных предметов. Русский язык является не только предметом, но и средством изучения других дисциплин. Именно на уроках русского языка, особенно при изучении раздела «Развитие речи», учащиеся много читают, высказывают свою точку зрения, обсуждают текст с другими читателями, отвечают на вопросы, создают свои тексты, тем самым формируют читательскую грамотность.

В своем исследовании мы опирались на известные работы Г. А. Цукерман, Г. С. Ковалевой, М. И. Кузнецовой [18], [19], [20], работающих над понятием «читательская грамотность». Примечательны работы И. Д. Фрумина [16], анализировавшего факторы, обеспечивающие формирование читательской грамотности. Над проблемой формирования навыка смыслового чтения размышляли Л. Н. Абрамовская [1], Т. Д. Полозова [10].

Предмет исследования - пути формирования читательской грамотности на уроках русского языка в 6-м классе.

Цель исследования - поиск новых приемов работы с текстами различных форматов, проверка эффективности этих приемов на уроках русского языка в средней школе.

Задачи исследования:

1. Определить сущность понятия «читательская грамотность».

2. Рассмотреть определение понятия «читательская грамотность» в методической литературе.

3. Исследовать материалы УМК М. М. Разумовской [13], УМК Т. А. Ладыженской и др. [14], УМК Л. М. Рыбченковой [12] с целью выявления заданий, направленных на развитие читательской грамотности.

4. Проанализировать результаты работы с текстом на уроках развития речи в 6-х классах МКОУ «ДСОШ № 2» г. Далматово Курганской области.

5. Предложить приемы организации работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка в средней школе.

По мнению автора, правильно подобранные приемы организации работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка повышают уровень читательской грамотности учащихся средней школы.

Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью понимания того, каким образом можно развивать читательскую грамотность, используя содержание раздела русского языка «Развитие речи». Школьные учителя заинтересованы в решении обозначенной проблемы: проводятся мастер-классы, конференции [11], тема обсуждается на методических объединениях, пишутся статьи. Однако, как показало исследование, на данный момент в научной и методической литературе нет точной схемы работы в данном направлении. Учителям-предметникам приходится работать со следствием: школьники мало читают, у них слабо развита речь. Необходимо обратить внимание на поиски причины читательской безграмотности. В настоящее время учителя работают уже с третьим поколением, воспитанным на произведениях масскультуры. Фанфики формируют читательское пространство последних лет. Влияние феномена фанфикшена на читателя еще не оценено до конца специалистами. По мнению Е. А. Московкиной, «подражательность и непрофессионализм - недоминантные функциональные установки фанфикшн» [7, с. 459]. А. Е. Белькова и П. А. Чубак считают, что «задачей современной школы является возрождение интереса к сознательному чтению, которое не только является одной из основ учебной компетенции, но и служит важнейшим средством формирования и развития личности ученика» [3, с. 1663]. Также «требуют совершенствования методики и приемы формирования интереса современного обучающегося к чтению» [5].

Материал и методы исследования. В ходе исследования нами были использованы следующие методы: описательно-аналитический, контекстуально-логический, экспериментальный.

Материалом для исследования послужили теоретические положения и практические задания УМК по русскому языку для 6-го класса (УМК М. М. Разумовской [13], УМК Т. А. Ладыженской и др. [14], УМК Л. М. Рыбченковой [12]). Учебники по русскому языку играют роль методического руководства для учителя. В частности, Г. А. Цукерман и др. отмечают, что «при разговоре о становлении читательской грамотности мы не вправе недооценивать собственно учебные факторы, и прежде всего обучение с опорой на учебники» [19, с. 148].

Результаты исследования и их обсуждение. Время, отведенное на развитие речи на уроках русского языка в средней школе, составляет примерно 10-20 % всего учебного

времени. По нашим наблюдениям, чтение на уроках иногда воспринимается как декодирование - перевод буквенной информации в звуковую посредством чтения вслух. Таким образом, возникает необходимость перевода бессмысленного чтения в смысловое, дающее возможность осмысления, интерпретации, оценки и использования информации в жизни.

Однако не следует отождествлять понятия «читательская грамотность» и «смысловое чтение». «Смысловое чтение - вид чтения, который используется для решения задач, удовлетворения познавательных запросов и интересов:

• определять тему, главную идею текста, цель его создания;

• различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, которые представлены в тексте;

• выявлять детали, важные для раскрытия основной идеи, содержания текста» [2].

Так, например, учебные тексты формируют смысловое чтение в рамках учебной ситуации, но в другой ситуации чтение текста вызывает определенные затруднения. При организации работы по формированию навыков смыслового чтения стоит учитывать, что сегодня информация носит открытый характер, не имеющий временных и пространственных ограничений. Это означает изменение в представлении текста, например, чтение с экрана, использование системы гиперссылок, несплошных текстов. Подобные изменения «наряду с целым рядом социальных и лингвосоциальных проблем приводят к тому, что традиционный, линейно разворачивающийся книжный текст большого объема все труднее воспринимается и прочитывается детьми» [5]. Читательская грамотность предполагает способность школьника понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Используя учебный текст (высшую коммуникативную единицу) как основу и один из главных инструментов формирования читательской грамотности, учащийся должен стать компетентным читателем, способным решать задачи различного уровня, используя приемы критического мышления.

По нашему мнению, при формировании читательской грамотности должно происходить обучение разным видам и формам чтения на всех этапах получения образования. Именно такой подход даст качественный результат, точнее, ориентацию в тексте, содержание которого направит на решение не только учебных задач, но и жизненных, что приведет к неизбежной социализации. В этом смысле уроки русского языка занимают одно из основных мест.

Говоря о читательской грамотности, прежде необходимо уточнить понятие «грамотность». А. М. Новиков считает грамотность «одним из базовых показателей культурного развития населения, а применительно к школе - одним из важнейших условий и показателей качества обучения» [8]. В широком смысле грамотность - это степень владения знаниями в той или иной области, умение применять знания. Термин «элементарная функциональная грамотность» мог быть применим к любому лицу, овладевшему знаниями, умениями и навыками чтения, письма и интерпретации короткого несложного текста. Термин «фундаментальная функциональная грамотность» относился к человеку, гармонично использующему постулаты базовой знаниево-центристской образовательной парадигмы. По нашему мнению, первым видом функциональной грамотности является читательская грамотность, так как именно она становится ключом к другим видам функциональной грамотности.

Читательская грамотность в силу своего метапредметного характера развивает предметные компетенции во время изучения всех дисциплин, поскольку функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету. Так, например, А. Ю. Лазебникова отмечала значимость формирования читательской грамотности при подготовке к ОГЭ по обществознанию [6], Н. В. Останина рассматривала роль смыслового

чтения на уроках истории [9], А. В. Шатных - на уроках географии [21]. Г. А. Цукерман в работе «Оценка читательской грамотности» определила читательскую грамотность «как владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста» и особенно подчеркнула «активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей» [18, с. 5]. Такое определение, на наш взгляд, является достаточно полным. Мы согласны и со следующим положением, которое выдвигает Г. А. Цукерман: «Читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций - от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире. Читательская грамотность также включает метакогнитивные компетенции: понимание своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне. Желаемый уровень зависит от задачи, которую ставит перед собой читатель» [18, с. 5].

Считаем, что в определение читательской грамотности школьника необходимо включать следующее:

1. Умение работать с текстом: определять структуру текста, его тему, основную идею.

2. Умение извлекать информацию из прочитанного текста и использовать ее.

3. Умение критически воспринимать прочитанный текст (осмысливать, оценивать).

4. Умение анализировать текст (определять, как построены фразы; способность читать «между строк»),

К 6-му классу должны быть сформированы следующие навыки читательской грамотности: умение отвечать на вопросы по тексту, поставленные в прямой или косвенной форме, на основании текста формулировать простые и сложные суждения, устанавливать связи, не высказанные напрямую автором, и интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста.

И. Д. Фрумин называл ряд факторов, влияющих на формирование читательской грамотности. Это «факторы следующих уровней:

- факторы уровня школы (школа должна строить обучение по гарантированным и жизнеспособным учебным программам, которые обеспечивают работу с информацией; ставить перед собой содержательные образовательные цели, которые, в свою очередь, принесут удовлетворенность участникам образовательного процесса в освоении читательской грамотности и др.);

- факторы уровня учителя (применять в своей работе основные стратегии по формированию читательской грамотности; использовать программы и пособия, обеспечивающие работу с информацией; применять методики и организационные технологии, которые работают на формирование читательской грамотности и др.)» [16]. У школьного учителя должны быть сформированы педагогические умения для того, чтобы качественно преподнести информацию, вовремя скорректировать работу по развитию читательской грамотности у детей. К таким педагогическим умениям можно отнести следующие: компетентность в управлении и работе с классом; компетентность в планировании и проведении уроков; создание условий и использование методов, обеспечивающих качественный образовательный самостоятельный процесс;

- факторы уровня ученика (важно, каким образом ученик строит свою собственную модель читательской деятельности. Особое место занимает семья, ее участие в обучении детей, общении; наличие домашней библиотеки; проведение работы по формированию читательских навыков до школы)» [16].

На уроках русского языка в средней школе необходима работа, направленная на формирование читательской грамотности. Прежде всего она должна иметь место на уроках развития речи, где учащиеся знакомятся с текстами, анализируют язык художественного произведения, учатся определять основную идею, идейный замысел, структурные части

художественного произведения, знакомятся с характеристикой персонажей, дают собственную оценку происходящему и др. Все это можно объединить в рамки основных направлений работы по формированию читательской грамотности: интеграция и интерпретация, осмысление, оценка информации. Главное здесь - осознанность (при выборе учащимися художественного произведения для выполнения работы). Именно этой осознанности следует учить на уроках развития речи во время работы с текстом. Т. Д. Полозова считает, что «чтение художественной литературы - творческая деятельность» [10].

Отвечая на вопрос, каким бывает чтение, нужно говорить о чтении не только как о процессе получения эстетического удовольствия, но и об обратной его стороне - рассматривать чтение как процесс получения информации для ее использования в решении насущных задач. Отсюда вытекают задачи по развитию читательской грамотности:

- научить интегрировать и интерпретировать информацию;

- развивать умение производить синтез и обобщение информации;

- работать над толкованием, пониманием и осмыслением информации;

- научить обрабатывать, осваивать и анализировать информацию.

Мы проанализировали результаты работы с текстом на уроках по развитию речи в 6-х классах средней школы «ДСОШ № 2» г. Далматово Курганской области. В обследовании приняли участие 90 учащихся. При проведении данного исследования мы использовали как традиционные (работа с учебником), так и нетрадиционные методы (пользование интернет-источниками: веб-сайты различных компаний, онлайн-формы, форумы).

Оказалось, что из 90 учащихся 19 умеют работать с текстом: определять структуру текста, его тему, основную идею; испытывают серьезные затруднения - 37; 34 показали средний уровень. Умеет извлекать информацию из текста 21 человек, используют информацию с незначительными ошибками - 54, испытывают серьезные затруднения - 15. Критическое восприятие прочитанного текста оказалось сложным для 6 учащихся. Умение оценивать и осмысливать текст показали 44 человека, незначительные затруднения испытывают 40 учащихся. Определять, как построены фразы, читать «между строк» способны 11 ребят, испытывают серьезные затруднения - 12, допускают незначительные ошибки - 67.

В работе мы использовали тексты, различные по жанру, стилю, типу речи из «Сборника задач по русскому языку» С. В. Богомазовой и др. [17]: тексты об особенностях мышления и поведения человека, о городах и странах, об объектах живой природы.

Говоря о содержании работы педагога в области формирования читательской грамотности у подрастающего поколения, важно учитывать умения учащихся, сформированные к 6-му классу обучения, которые становятся определяющим фактором в подборе заданий. Можно выделить три основные группы умений:

Работа с текстом: общее понимание и ориентация в тексте (определение идеи текста, поиск и определение информации, представленной в тексте в явном и неявном виде, формулирование прямых выводов). В учебнике русского языка для 6-го класса М. М. Разумовской в разделе «Речь» предлагаются типовые задания [13]. Мы считаем, что уместным будет выполнение следующих заданий:

1. Познакомьтесь с текстами двух сочинений на тему «Что я увидел (а) из окна» и выполните следующие задания:

Соотнесите перечисленные события со временем на настенных часах.

Найдите два средства связи предложений в тексте.

Сформулируйте по тексту два закрытых вопроса и один открытый вопрос.

2. Оцените рабочие материалы, которые подготовил ученик для написания сочинения-миниатюры «Осенний лес»:

Какое из предложенных названий может стать заглавием для текста?

С опорой на пункты плана сформулируйте названия для будущего сочинения.

Исправьте нарушенную последовательность в логике происходящих событий.

3. Прием «Рекомендация». Основываясь на личном впечатлении, посоветуйте одноклассникам прочесть какое-либо произведение; составьте список книг, которые бы вы могли рекомендовать друзьям. Объясните, почему вы выбрали именно эти книги. Данный прием помогает формулировать собственную гипотезу на основе полученной информации.

Работа с текстом: глубокое понимание текста, выявление детальной информации, формулирование оценочных суждений. По замечанию Г. А. Цукерман и др., «навыки критического чтения... должны формироваться в основной школе» [20, с. 285]. В учебнике русского языка для 6-го класса Т. А. Ладыженской и др. в разделе «Текст» [14] предлагаются типовые задания. Как показывает наш опыт, в формировании читательской грамотности помогает выполнение следующих заданий:

1. По тексту К. Паустовского о кипрее как об очень теплом цветке дайте ответы на следующие вопросы:

В первом абзаце найдите слово «теплота». В каком значении оно дано в контексте?

На какой вопрос (из приведенных ниже) нельзя дать ответ, прочитав текст?

Подпишите рядом с изображением цветка, что детально на нем проиллюстрировано, рядом с каждым словом дайте его значение.

В данном случае используется прием «Говорящие детали» - учащиеся акцентируют внимание на деталях, характеризующих кипрей как теплый цветок.

2. По тексту Г. Скребицкого заполните таблицу, где первая колонка - факт, вторая -мнение, рассуждая над следующими высказываниями:

Герой раньше не замечал нарядного окраса воробья.

Воробей и «впрямь фотографироваться хотел».

Воробьиха, в сравнении с воробьем, не такая нарядная.

Работа с текстом: использование информации из текста для различных целей. Как показывают наши наблюдения и анализ материалов методического пособия для учителей [15], в учебнике русского языка для 6-го класса Л. М. Рыбченковой [12] нет специального раздела, предназначенного для работы с текстом. Упражнения предлагаются в разделе «Введение», в параграфе «Текст и его признаки». Эффективным следует считать выполнение следующих заданий:

1. Работа с текстом М. Пришвина «Беличья память».

Проанализируйте ответы ученика и отметьте ошибки. Аргументируйте свой ответ, используя содержание текста (аргументация).

Проанализируйте описанную ситуацию и дайте ответ на вопрос: «Почему..?» (установление причинно-следственных связей).

Придумайте рекламу, пропагандирующую решение описанной проблемы (прием «Автор»),

2. Прочитайте «Сказку про солнечного зайчика» и устно ответьте на поставленные вопросы:

Определите, являются ли выделенные слова синонимами. Ответ аргументируйте, опираясь на толковый словарь (работа со словарем).

Найдите в тексте такие слова, которые, по вашему мнению, употреблены в переносном значении.

Какие словари вам потребуются, чтобы подтвердить информацию текста?

Все вышеприведенные тексты - примеры сплошных текстов. Для того чтобы добиться высшего уровня образовательных достижений (1-й уровень - низкий уровень элементарных знаний, 2-й уровень - применение имеющихся знаний и навыков в простейших учебных ситуациях, 3-4-й уровни - использование имеющихся знаний для получения

новой информации, 5-6-й уровни - умение самостоятельно мыслить), на уроках русского языка важно обращать внимание учащихся не только на сплошную информацию из школьных учебников, но и привлекать дополнительную информацию текстов различных форматов: несплошного, смешанного.

Следует объяснить разницу между сплошными, несплошными и смешанными текстами. В определении данных типов текстов мы опираемся на трактовку, данную в работах Л. А. Белоноговой [2], Н. В. Киселевой [4] и др.

Сплошной текст - текст, состоящий из предложений, соединенных в абзацы, параграфы, главы и т. д. К таким текстам относятся художественные, научные тексты, публицистические статьи (из журналов, газет) без таблиц и схем.

Несплошной текст - иначе образованный текст, в сравнении со сплошным, в котором практически отсутствуют предложения, а слова содержат особые формальные связи, служат их указателями. Например: графики, каталоги, диаграммы, таблицы.

Смешанный текст - это текст, имеющий одновременно черты сплошных и несплошных текстов. Эти элементы текстов взаимодополняют друг друга. Например: объявления, веб-страницы, инфографика.

Пример работы с несплошными текстами (форум, доска, объявление, афиша, билеты).

Анализ билета музыкальной постановки «Алые паруса».

Рассмотрите билет и ответьте на вопросы: «Кто является автором проекта?», «Где состоится мероприятие?», «Какого числа?», «В какое время?», «Имеются ли возрастные ограничения?». Предположите, какой актерский состав мы можем наблюдать? Дайте свою рецензию.

Привлекая личный опыт учащихся 6-го класса, можно предложить проанализировать другие билеты (автобусные, трамвайные, билеты на поезд), афиши, указатели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отвечая на данный круг вопросов (с опорой на текст, применяя внетекстовые знания), учащиеся формируют читательские умения.

Пример работы со смешанным текстом (инфографика, журнальная статья, вебсайты).

Анализ сайта общеобразовательного учреждения.

Изучив веб-страницу своей школы, создайте связный текст для проведения экскурсии «Моя школа: от столовой до кабинета директора» (прием «Экскурсия»), Разработайте экскурсионный маршрут для ваших друзей из другого города.

Прием «Гид» формирует умение использовать информацию из текстов для решения практической задачи и может быть использован при обзоре электронных ресурсов по русскому языку для учащихся.

Во время проведения экспериментальной работы фактор уровня школы был представлен выбором учебной программы, обеспечением учащихся учебными пособиями, фактор уровня учителя - в подборе заданий, в применении определенных приемов. При проведении данного исследования мы использовали открытые банки заданий по формированию читательской грамотности: ФИОКО (Федеральный институт оценки качества образования), открытые задания PISA, Института стратегии развития образования российской академии образования (раздел «Читательская грамотность»), Министерства просвещения Российской Федерации. Фактор уровня ученика состоял в опоре на собственный опыт, в учете читательских предпочтений, в использовании доступных средств информации, личных библиотек.

Все предлагаемые приемы работы с текстом были апробированы нами на практике во время формирующего эксперимента в течение пяти учебных недель третьей четверти в 6-м классе.

Анализ результатов выполнения учащимися предложенных нами заданий показал, что значительно улучшилось восприятие текста, учащиеся стали быстрее ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы, определять тему и идею текста (52 из 90). Точно извлекать информацию из текста смогли уже 40 учащихся, с незначительными ошибками - 42, с затруднениями - 8. Критическое восприятие прочитанного текста оказалось сложным для 6 ребят. 59 учеников показали умение оценивать и осмысливать текст, незначительные затруднения испытывают 25 учащихся. Определять, как построены фразы, читать «между строк» способны 47 учащихся, испытывают серьезные затруднения - 7, допускают незначительные ошибки - 36. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что изменение факторов, влияющих на формирование читательской грамотности, способствовало улучшению показателей уровня владения читательской грамотностью.

Изменение факторов уровня школы состояло в следующем: школа смогла построить обучение таким образом, что результатом образовательного процесса в освоении читательской грамотности были удовлетворены все его участники.

Изменение факторов уровня учителя состояло в применении новых стратегий по формированию читательской грамотности, в использовании источников различного рода, позволивших обеспечить полноценную и плодотворную работу с информацией, цель которой - формирование читательской грамотности учащихся.

Изменение факторов уровня ученика проявилось в повышении заинтересованности учащихся 6-х классов в освоении и усовершенствовании навыка смыслового чтения.

При использовании разных видов текстов на уроках развития речи появляется возможность сформировать у учащихся следующие умения: поиск явно заданной информации; интерпретирование информации; использование ответов на вопросы, содержащие неявную информацию; обобщение и систематизация информации разных источников; ее оценка.

Выводы. Таким образом, читательская грамотность - умение использовать прочитанную информацию в личных и социальных целях.

На уроках по развитию речи применяются различные типы заданий, направленных на развитие навыков читательской грамотности. Однако, как показал анализ, тексты, применяемые в рассмотренных УМК по русскому языку, чаще сплошные. Считаем, что этого недостаточно для полноценной организации процесса обучения смысловому чтению. Мы предлагаем использовать дополнительную информацию, обращаясь к различным видам источников несплошных, а также смешанных текстов.

Наше исследование показало, что до применения рекомендованных заданий учащиеся воспринимали сплошной текст с большими затруднениями. В результате использования разных видов текстов (сплошных, несплошных, смешанных), а также приготовленных нами заданий значительно улучшилось восприятие текста, учащиеся стали быстрее ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы, определять тему и идею текста. На уроках русского языка в 6-м классе могут быть использованы следующие приемы работы с различными текстами: на этапе нахождения, извлечения информации -«Рекомендация»; на этапе осмысливания и оценивания информации - «Говорящие детали», «Ассоциации»; на этапе извлечения информации для практических целей - «Автор», «Гид», «Экскурсия» и др. При этом смысловое чтение выдвигается на первый план. Наиболее эффективными путями развития читательской грамотности в 6-м классе является привлечение личного опыта обучающихся, формирование умений критического восприятия текста.

Хороший уровень читательской грамотности повышает общий уровень грамотности учащихся, развивает способность ориентироваться в бытовых ситуациях с применением навыков интеграции, интерпретации, использования и оценки информации текста любого происхождения и типа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абралювская Л. П. Активизация читательской деятельности учащихся на уроках литературы в общеобразовательной школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - М., 2015. -22 с. - [Электронныйресурс]. -URL : http://www.art-ediication.ni/sites/detauliyfiles/thesis/avtoreterat_abramovskaya_03_10 (дата обращения : 20.05.2022).

2. Белоногова Л. А. Читательская грамотность и смысловое чтение на основе международных исследований PISA [Электронный ресурс] // Методическая разработка 2020. - URL : https://multiiirok.ru/files/metodicheskaia-razrabotka-cliitatelskaia-gramotiiost.html (дата обращения : 11.05.2022).

3. БельковаА. Ё., Чубак П. А. Методические способы формирования читательского интереса [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2016. - № 11 (115). - С. 1663-1666. - URL : https://moluch.ru/archive/115/30871/ (дата обращения : 11.05.2022).

4. Киселева П. В. Технологии формирования читательской грамотности. - Ярославль, 2020. - 94 с. -[Электронный ресурс]. - URL: http://wiki.iro.yar.rll/illlages/9/92/ЧL_Texнoлoгии_фopмиpoвalIия_читaтeльcкoй_ rpaMOTHOCTH.pdf (дата обращения : 03.05.2022).

5. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р [Электронный ресурс]. - URL : http://www.garant.ru/prodiicts/ipo/prime/doc/71280432/ (дата обращения : 15.04.2022).

6. Лазебттова А. Ю., Коваль Т. В.. Королькова Е. С. Подходы к оцениванию учебных достижений учащихся: отечественный и зарубежный опыт [Электронный ресурс] // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» / под ред. С. В. Ивановой. - М. : Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2018. -С. 643-653. - URL : https://instrao.ra/images/Izdaniya/EEIA-2018-sbomik.pdf (дата обращения : 22.05.2022).

7. Московкина Е. А. Фанфикшн как феномен читательской культуры: между автором и читателем [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 5. - 2018. - С. 458^159. - URL : https://cyberleninka.ra/article/n/fandomy-i-lMifiki-kxea (дата обращения : 11.05.2022).

8. Новиков А. М. Педагогика : словарь системы основных понятий. - М. : Издательский центр ИЭТ, 2013.-268 с.

9. Останина Н. В. Формирование навыков смыслового чтения педагогов в условиях реализации концепции нового УМК по отечественной истории [Электронный ресурс] // Развитие смыслового чтения в условиях реализации ФЕОС ОО : сб. тезисов междунар. науч.-практ. конф. (7 апреля 2016 г.) / Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». - Курган, 2016. - С. 89-94. - URL : http://irost45.ru/materialy_ konferencijj_i_pedagogicheskikli_chtenijj/ (дата обращения : 16.04.2022).

10. Полозова Т. Д. Как сформировать читательскую активность : книга для учителя. - М. : Просвещение, 2008. - 120 с.

11. Развитие смыслового чтения в условиях реализации ФГОС ОО : сб. тезисов междунар. науч.-практ. конф. (7 апреля 2016 г.) / Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». - Курган, 2016. -[Электронный ресурс]. - URL : http://irost45.ni/materialy_konferencijj_i_pedagogicheskikli_chtenijj/ (дата обращения : 16.04.2022).

12. Русский язык. 6 класс : учебник : в 2 ч. / JI. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич. - М. : Просвещение, 2022. - Ч. 1. - 159 е.; Ч. 2. - 159 с. [Электронный ресурс]. - URL : https://www.labirint.ra/books/688997/ (дата обращения : 15.04.2022).

13. Русский язык. 6 класс : учебник : в 2 ч. /М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - Ч. 1. - М. : Дрофа, 2020. - 140 с.

14. Русский язык. 6 класс : учебник для общеобразоват. организаций : в 2 ч. Ч. 1 / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2019. - 191 с.

15. Русский язьж. Поурочные разработки. 6 класс : пособие дли учителей общеобразоват. организаций / Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2015. - 159 с.

16. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фру-мин, М. С. Добрякова, К А. Баранников и др. - М. : НИУ ВШЭ, 2018. - 28 с.

17. Формирование функциональной грамотности : сб. задач по русскому язьжу: 8-11 классы / С. В. Бо-гомазова, Н. В. Володько, С. Ю. Гончарук и др. - М. : Просвещение, 2018. -190 с.

18. Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению / Отдел оценки качества общего образования ИСМО РАО. - М., 2020 [Электронный ресурс]. - URL : https://kimc.ms/soobshchestva/ gn»/gnM-msl^okiimm1y/4HTaTenbCKaH%20ipaMomocTbr.A.%20IIyKepMaH.pdf(ÄaTa обращения : 05.05.2022).

19. Цукерман Г. А, Ковалева Г. С., КузнецоваМ. II. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15-летних школьников//Вопросы образования. -2011. -№2. -С. 123-150.

20. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая // Вопросы образования. -2015. - № 1. - С. 284-300.

21. ШатныхА. В. Роль школьной географии в формировании и развитии учебных действий смыслового чтения [Электронный ресурс] // Развитие смыслового чтения в условиях реализации ФГОС ОО : сб. тезисов междунар. науч.-пракг. конф. 7 апреля 2016 года / Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». -Курган, 2016. - С. 150-155. - URL : http://irost45.ru/materialy_konferencijj_i_pedagogicheskikh_chtenijj/ (дата обращения : 16.04.2022).

Статья поступила в редакцию 27.05.2022

REFERENCES

1. Abramovskaya L. N. Aktivizaciya chitatel'skoj deyatel'nosti uchashchihsya na urokah literatury v obshcheobra-zovatel'noj shkole : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.02. - M., 2015. - 22 s. - [Elektronnyj resurs], - URL : http://www.art-education.ru/sites/default/ffles/thesis/avtoreferat_abramovskaya_03_l 0_2015 .pdf (data obra-shcheniya : 20.05.2022).

2. Belonogova L. A. Chitatel'skaya gramotnost' i smyslovoe chtenie na osnove mezhdunarodnyh issledovanij PISA [Elektronnyj resurs] // Metodicheskaya razrabotka 2020. - URL : https://multiurok.ru/files/metodicheskaia-razrabotka-chitatelskaia-gramotnost.html (data obrashcheniya : 11.05.2022).

3. Bel'kova A. E., Chubak P. A. Metodicheskie sposoby formirovaniya chitatel'skogo interesa [Elektronnyj resurs] // Molodoj uchenyj. - 2016. - № 11 (115). - S. 1663-1666. - URL : https://moluch.ru/archive/115/30871/ (data obrashcheniya : 11.05.2022).

4. KiselevaN. V. Tekhnologii formirovaniya chitatel'skoj gramotnosti. - Yaroslavl', 2020. - 94 s. - [Elektronnyj resurs], - URL: http://wiki.iro.yar.m/images/9/92/ChG_Tekhnologii_foimirovaniya_chitaterskoj_gramotnosti.pdf (data obrashcheniya : 03.05.2022).

5. Koncepciya prepodavaniyarusskogo yazyka i literatury vRossijskoj Federacii : rasporyazhenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 9 aprelya 2016 g. № 637-r [Elektronnyj resurs], - URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71280432/(data obrashcheniya : 15.04.2022).

6. Lazebnikova A. Yu., Koval' T. V., Korol'kova E. S. Podhody k ocenivaniyu uchebnyh dostizhenij uchashchihsya: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt [Elektronnyj resurs] // Sbornik nauchnyh trudov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Obrazovatel'noe prostranstvo v informacionnuyu epohu» / pod red. S. V. Ivano-voj. - M. : Institut strategii razvitiya obrazovaniya Rossijskoj akademii obrazovaniya, 2018. - S. 643-653. - URL : https://instrao.ru/images/Izdaniya/EEIA-2018-sbornik.pdf (data obrashcheniya : 22.05.2022).

7. Moskovkina E. A. Fanfikshn kak fenomen chitatel'skoj kul'tury: mezhdu avtorom i chitatelem [Elektronnyj resurs] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2018. - № 5. - 2018. - S. 458^159. - URL : https://cyberleninka.ru/ article/n/fandomy-i-fanfiki-kreativnye-praktiki-na-virtualnyh-platformah (data obrashcheniya : 11.05.2022).

8. Novikov A. M. Pedagogika : slovar' sistemy osnovnyhponyatij. -M. : Izdatel'skij centrlET, 2013. -268 s.

9. Ostanina N. V. Formirovanie navykov smyslovogo chteniya pedagogov v usloviyah realizacii koncepcii novogo UMK po otechestvennoj istorii [Elektronnyj resurs] // Razvitie smyslovogo chteniya v usloviyah realizacii FGOS OO : sb. tezisov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (7 aprelya 2016 g.) / Gosudarstvennoe avtonomnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya «Institut raz-vitiya obrazovaniya i social'nyh tekhnologij». -Kurgan, 2016. - S. 89-94. - URL : http://kost45.ni/materialy_konferencijj_i_pedagogicheskikh_chtenijj/ (data obrashcheniya : 16.04.2022).

10. Polozova T. D. Kak sformirovat' chitatel'skuyu aktivnost' : kniga dlya uchitelya. - M. : Prosveshchenie, 2008. - 120 s.

11. Razvitie smyslovogo chteniya v usloviyah realizacii FGOS OO : sb. tezisov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (7 aprelya 2016 g.) / Gosudarstvennoe avtonomnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie dopolnitel'nogo profession-nal'nogo obrazovaniya «Institut razvitiya obrazovaniya i social'nyh tekhnologij». - Kurgan, 2016. - [Elektronnyj resurs], -URL : http://kost45.ru/materialy_konfermcijj_i_pedagogicheskikh_chtenijj/ (data obra-shcheniya : 16.04.2022).

12. Russkij yazyk. 6 klass : uchebnik : v 2 ch. / L. M. Rybchenkova, O. M. Aleksandrova, О. V. Zago-rovskaya, A. G. Narushevich. - M. : Prosveshchenie, 2022. - Ch. 1. - 159 s.; Ch. 2. - 159 s. [Elektronnyj resurs]. -URL : https://www.labirint.ru/books/688997/ (data obrashcheniya : 15.04.2022).

13. Russkij yazyk. 6 klass : uchebnik : v 2 ch. / M. M. Razumovskaya, S. I. L'vova, V. I. Kapinos i dr. ; pod red. M. M. Razumovskoj, P. A. Lekanta. - Ch. 1. - M. : Drofa, 2020. - 140 s.

14. Russkij yazyk. 6 klass : uchebnik dlya obshcheobrazovat. organizacij : v 2 ch. Ch. 1 / T. A. Ladyzhenskaya, M. T. Baranov, L. A. Trostencova i dr. ; nauch. red. N. M. Shanskij. - 10-e izd. - M. : Prosveshchenie, 2019. - 191 s.

15. Russkij yazyk. Pourochnye razrabotki. 6 klass : posobie dlya uchitelej obshcheobrazovat. organizacij / L. M. Rybchenkova, I. G. Dobrotina. - 2-е izd. - M. : Prosveshchenie, 2015. - 159 s.

16. Universal'nye kompetentnosti i novaya gramotnost': chemu uchit' segodnya dlya uspekha zavtra. Predvaritel'nye vyvody mezhdunarodnogo doklada о tendenciyah transformacii shkol'nogo obrazovaniya / I. D. Frumin, M. S. Do-bryakova, K. A. Barannikov i dr. - M. : NIU VShE, 2018. - 28 s.

17. Formirovanie funkcional'noj gramotnosti : sb. zadach po russkomu yazyku: 8-11 klassy / S. V. Bo-gomazova, N. V. Volod'ko, S. Yu. Goncharuk i dr. - M. : Prosveshchenie, 2018. -190 s.

18. Cukerman G. A. Ocenka chitatel'skoj gramotnosti. Materialy к obsuzhdeniyu / Otdel ocenki kachestva obshchego obrazovaniya ISMO RAO. - M., 2020 [Elektronnyj resurs], - URL : https://kimc.ms/soobshchestva/ gmo/gmo-ruslit/dokumenty/Chitaterskaya%20gramotnost'G.A.%20Cukerman.pdf (data obrashcheniya : 05.05.2022).

19. Cukerman G. A., Kovaleva G. S., Kuznecova M. I. Pobeda v PIRLS i porazhenie v PISA: sud'ba chitatel'skoj gramotnosti 10-15-letnih shkol'nikov // Voprosy obrazovaniya. - 2011. - № 2. - S. 123-150.

20. Cukerman G. A., Kovaleva G. S., Kuznecova M. I. Stanovlenie chitatel'skoj gramotnosti, ili Novye pohozhdeniya Tyani-Tolkaya// Voprosy obrazovaniya. - 2015. -№ 1. - S. 284-300.

21. Shatnyh A. V. Roi' shkol'noj geografii v formirovanii i razvitii uchebnyh dejstvij smyslovogo chteniya [Elektronnyj resurs] // Razvitie smyslovogo chteniya v usloviyah realizacii FGOS OO : sb. tezisov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 7 aprelya 2016 goda / Gosudarstvennoe avtonomnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie dopolnitel'nogo pro-fessional'nogo obrazovaniya «Institut razvitiya obrazovaniya i social'nyh tekhnologij». - Kurgan, 2016. - S. 150-155. -URL : http://irost45.ru/materialy_konferencijj_ij3edagogicheskikh_chtenijj/ (data obrashcheniya : 16.04.2022).

The article was contributed on May 27, 2022

Сведения об авторах

Акулова Ксения Дмитриевна - учитель русского языка и литературы, магистрант Шадринского государственного педагогического университета, г. Шадринск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-9736-8260, ksen.ak98.ru@mail.ru

Харлова Надежда Михайловна - кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин Шадринского государственного педагогического университета, г. Шадринск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-0614-6196, nkharlova@bk.ru

Author Information

Akulova, Ksenia Dmitrievna - Teacher of Russian Language and Literature, Master's Degree Student, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, https://orcid.org/0000-0002-9736-8260, ksen.ak98.ru@mail.ru

Kharlova, Nadezhda Mikhailovna - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Philology and Socio-Humanitarian Disciplines, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, https://orcid.org/ 0000-0002-0614-6196, nkharlova@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.