Научная статья на тему 'ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
дети младшего школьного возраста / читательский дневник / смысловое восприятие текста / primary school children / reader's diary / semantic perception of text

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белега Н.В., Габдулинова К.Г.

В работе рассматривается проблема развития умений смыслового восприятия текста у детей младшего школьного возраста. Особое внимание уделяется возможностям использования читательского дневника для решения этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белега Н.В., Габдулинова К.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READER'S DIARYAS MEANS OF DEVELOPING SKILLS OF SEMANTIC READING OF FICTION IN FOURTH GRADERS

The paper considers the problem of developing the skills of semantic perception of text in children of primary school age. Special attention is paid to the possibilities of using a reader's diary to solve this problem.

Текст научной работы на тему «ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

УДК 372/882 Белега Н.В., Габдулинова К.Г.

Белега Н.В.

студент

Вятский государственный университет (г. Киров, Россия)

Габдулинова К.Г.

канд. биол. наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования Вятский государственный университет (г. Киров, Россия)

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация: в работе рассматривается проблема развития умений смыслового восприятия текста у детей младшего школьного возраста. Особое внимание уделяется возможностям использования читательского дневника для решения этой проблемы.

Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, читательский дневник, смысловое восприятие текста.

В современном обществе чтение художественной литературы играет важную роль в развитии личности ребенка. Однако многие четвероклассники сталкиваются с трудностями в понимании и интерпретации литературных произведений. В связи с этим возникает необходимость разработки эффективных методов и средств развития навыков смыслового чтения у четвероклассников. Одним из таких средств является читательский дневник.

Читательский дневник представляет собой форму фиксации собственных мыслей, вопросов, впечатлений по поводу прочитанного. Введение

читательского дневника помогает детям лучше понять и запомнить текст, а также развить рефлексивную деятельность. В дневнике читателя ребенок может комментировать поступки героев, вести диалог с самим собой по поводу прочитанного, формулировать вопросы для обсуждения в классе.

При введении читательского дневника дети учатся анализировать произведение понимать его главную идею, находить главное и выражать свои мысли. Кроме того, такой дневник выполняет контролирующую функцию, помогая родителям и учителям отслеживать, как часто и сколько ребенок читает.

Для проведения эффективности использования читательского дневника в развитии навыков смыслового чтения у четвероклассников было проведено экспериментально исследование. В эксперименте участвовали две группы четвероклассников: экспериментальная группа (30 человек) и контрольная группа (29 человек). Обе группы проходили обучение по программе литературного чтения, однако экспериментальная группа вела читательский дневник.

Результаты исследования показали, что дети из экспериментальной группы значительно улучшили свои навыки смыслового чтения по сравнению с детьми из контрольной группы. Они быстрее и точнее понимали содержание текста, могли выделить главную идею и сформулировать свои мысли по поводу прочитанного.

Таким образом, читательский дневник является эффективным средством развития навыков смыслового чтения у четвероклассников. Он помогает детям лучше понять и запомнить прочитанное, развивает рефлексивную деятельность аналитические способности. Использование читательского дневника в образовательном процессе способствует достижению навыков самостоятельного приобретения знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абрамовских Н. В., Каменская И. В. Читательский дневник как средство развития умений смыслового восприятия текста у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 11. — С. 3691-3695;

2. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — № 1. — С. 91-93;

3. Васев Д. В. Чтение как фактор успешного обучения и социального становления личности // Воспитание школьников. — 2011. — № 10. — С. 9-14

Belega N. V., Gabdulinova K. G.

Belega N.V.

Vyatka State University (Kirov, Russia)

Gabdulinova K.G.

Vyatka State University (Kirov, Russia)

READER'S DIARY AS MEANS OF DEVELOPING SKILLS OF SEMANTIC READING OF FICTION IN FOURTH GRADERS

Abstract: the paper considers the problem of developing the skills of semantic perception of text in children ofprimary school age. Special attention is paid to the possibilities of using a reader's diary to solve this problem.

Keywords: primary school children, reader's diary, semantic perception of text.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.