УДК 372.8 DOI: 10.52772/25420291_2022_3_62
Мария Александровна Коврова, Анна Вячеславовна Перминова
г. Киров
Развитие читательского интереса третьеклассников к сказкам народов России в
процессе проектной деятельности
В статье рассмотрена актуальность развития читательского интереса младших школьников к сказкам народов России, представлены разные точки зрения ученых на определение понятия «читательский интерес» и его критерии, определены возможности использования проектной деятельности как средства развития читательского интереса к сказкам народов России. Произведен анализ учебно-методических комплектов «Школа России», «Перспектива», «Гармония», «Перспективная начальная школа» на предмет наличия сказок народов России в учебниках по литературному чтению. В статье представлены результаты педагогического эксперимента по развитию читательского интереса третьеклассников к сказкам народов России в процессе проектной деятельности. Авторами статьи описаны внеурочные занятия, направленные на развитие читательского интереса третьеклассников к сказкам народов России, приведены примеры проектных работ детей.
Ключевые слова: читательский интерес, сказки народов России, проектная деятельность, третьеклассники.
Maria Alexandrovna Kovrova, Anna Vyacheslavovna Perminova
Kirov
Development of third-graders' reading interest in the fairy tales of the Russian nations
in the process of project activity
The article considers the relevance of the development of the primary school children reader's interest in the fairy tales of the Russian nations, presents different scientists' points of view on the definition of the concept of "reader's interest" and its criteria, identifies the possibilities of using project activities as a means of developing reader's interest in the fairy tales of the Russian nations. The analysis of the educational and methodological kits "School of Russia", "Perspective", "Harmony", "Perspective elementary school" for the presence of fairy tales of the nations of Russia in textbooks on literary reading. The article presents the results of a pedagogical experiment on the development of third-graders' reader interest in the fairy tales of the Russian nations in the process of project activity. The authors of the article describe extracurricular activities aimed at developing the reader's interest of third-graders in the fairy tales of the Russian nations, examples of children's project work are given.
Keywords: readers' interest, fairy tales of the Russian nations, project activities, third graders.
Введение. Чтение - это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Значимость чтения для развития обучающихся начальной школы невозможно переоценить. Согласно концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации чтение является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка, формирования речевой культуры [10].
Национальная программа поддержки развития чтения (2006) рассматривает чтение как важнейший способ освоения и поддержания профессионального и любого другого жизненно важного знания, ценностей и норм прошлого и настоящего, всего того, что составляет основу многонациональной и многослойной российской культуры, понимаемой не только как искусство и литература, а как весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, образа жизни, основных прав человека, системы ценностей, традиций, мировоззрения, образования, характеризующих общество [12].
Работа над развитием читательского интереса должна начинаться с самого раннего детства. Существенную роль в становлении читательского интереса играет обучение в начальной школе. Так, феде-
ральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает основное требование к изучению предмета «Литературное чтение»: начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой. Важной задачей современной школы становится усиление внимания к развитию читательских интересов младших школьников [19].
Однако, несмотря на очевидную важность и незаменимость чтения, снижение интереса к нему наблюдается во всем мире. Причины этой общемировой тенденции не исследованы в полной мере. Принято связывать их с глобализацией, повсеместной доступностью электронных аудиовизуальных средств массовой информации, развитием экранной культуры, социальных сетей и индустрии развлечений. Считается, что именно эти факторы обусловливают вытеснение чтения как незаменимого прежде источника социально значимой информации, снижение его культурного престижа.
Такие ученые, методисты и педагоги, как Н.А. Рубакин, Н.Н. Светловская, М.И. Оморокова, Т.В. Рыжкова, И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова, вводили свое понятие читательского интереса.
Проанализировав научно-методическую литературу и определив общие признаки читательского интереса, нами было определено, что читательский интерес — избирательно-положительное отношение личности к чтению произведений, имеющих для неё значимость, эмоциональную привлекательность и отвечающих её духовным потребностям и психологическим особенностям. Читательский интерес выражается в отборе младшим школьником определенных книг и произведений и является формирующим компонентом его опыта и знаний.
Мнение ученых о критериях, составляющих читательский интерес также отличается. Так, например, Г.И. Щукина в качестве показателей читательского интереса называет рост качества и количества книг, проявление и развитие литературно-творческих способностей и умений личности, способность к оценке произведения, основываясь на высших духовных ценностях, проявление способности сопереживания в рефлексии [22].
Э.С. Калинина полагает, что показателем читательского интереса служит читательский кругозор. Она считает, что круг чтения является наличием мотивов, которые побуждают его обращаться к книгам [5].
Е.Л. Гончарова рассматривает следующие критерии развития читательского интереса: активная познавательная направленность ребёнка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы без принуждения), положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению, творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности, способность к выбору, чтению и пониманию книг - читательскую самостоятельность [3].
С.И. Колодезникова, исследуя проблему формирования читательских интересов у учащихся начальных классов, указывает на то, что их интерес к чтению определяется по стремлению расширить свой жизненный кругозор посредством книжного материала; по желанию дать оценку тем или иным поступкам литературных героев; по активному участию в обсуждении проблемы, поставленной на уроке; по многочисленным вопросам учащихся; по попыткам собственного рассуждения; по сосредоточенности произвольного желания [9].
В своем исследовании мы опирались на критерии, выделенные Н.Н. Светловской. По мнению ученого структуру читательского интереса составляют три компонента: заинтересованность чтением, ситуативная заинтересованность, личная заинтересованность. В состоянии заинтересованности текстом складывается оценочное отношение к его понятию, т.е. «я слышал об этой книге, но еще ее и прочитал». В этот момент возникает заинтересованность тексом и его овладением. Ситуативная заинтересованность определяется ситуацией чтения, прежде всего качествами произведений печати, способными привлекать внимание, вызывать положительные эмоции читателя. Это красочные
иллюстрации, обложка и оформление книги, заглавие, занимательность, новизна мысли и подачи ее автором. Книга может «захватить читателя» (хотел полистать и не мог оторваться, прочел от корки до корки). Проявление устойчивых свойств личности (потребностей, интересов, способностей), т.е. читательский интерес приводит к личной заинтересованности, которая рождается при чтении или просмотре книжных изданий. Исходя из этого, Н.Н. Светловская выделяет следующие показатели читательского интереса младших школьников: 1) положительное отношение к самой читательской деятельности («люблю читать»); 2) заинтересованность конкретными книгами («хочу читать эти книги»); 3) увлечение самим процессом чтения («не могу оторваться от книги»); 4) стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой («хочу, чтобы другие об этой книге узнали») [15].
Современные исследователи ведут работу по поиску способов развития читательского интереса младших школьников. Так, М.А. Коврова и А.А. Симонова рассматривают литературные квест-игры как средство развития читательского интереса [16]. О.В. Кириллина предлагает развивать читательский интерес с помощью семейного чтения [6]. О.А. Арефьева рассматривает развитие читательского интереса посредством создания бук-трейлера [1]. А.В. Волкова применяет разные формы творческих работ на уроках литературного чтения для развития читательского интереса младших школьников [2]. А.И. Архипова, С.П. Грушевский, В.А. Иванов, Е.А. Пичкуренко, С.П. Шмалько исследуют интерактивные компьютерные технологии поддержки и развития чтения у младших школьников [4].
Огромный потенциал для развития читательского интереса содержит проектная деятельность. Проектная деятельность имеет преимущества, помогающие развитию читательского интереса: в работе, могут использоваться разнообразные методы и приемы, работа носит поисково-творческий характер. Проектная деятельность направлена на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов. Использование проектной деятельности в развитии читательского интереса может обеспечить аспект заинтересованности текстом с эмоциональной привлекательностью и значимостью для обучающихся.
В нашем исследовании мы работали над развитием читательского интереса к сказкам народов России.
Читательский интерес к сказкам народов России предполагает избирательно-положительное отношение читателя к чтению сказок разных народов России. Данные произведения эмоционально привлекательны для читающего. Он выделяет из огромного мира литературы сказки народов России.
Актуальность темы подтверждается постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 11.04.2022) "Об утверждении государ-
ственной программы Российской Федерации "Развитие образования" [13]. К стратегическим национальным приоритетам в сфере реализации данной программы относятся сбережение народа Российской Федерации и развитие человеческого потенциала, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. Помимо этого, согласно указу Президента Российской Федерации от 30.12.2021 № 745, 2022 год объявлен годом культурного наследия народов России [18].
Кроме того, одним из личностных результатов освоения ООП НОО является «осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России» [14].
Законодательство Российской Федерации о культуре ставит перед собой задачу создания условий для сохранения и развития многообразия форм культурной самобытности и самовыражения, поддержки и развития разнообразия культур народов России, толерантности и взаимного уважения носителей разных культур [20]. Средством достижения этой задачи может стать чтение сказок народов России.
Сказка, как известно, один из самых древних жанров народного творчества. Многие поколения учили и воспитывали детей при помощи сказок. Сказка учит ребёнка жить, даёт ему веру в справедливость и победу добра над злом, делает его оптимистичным. За вымыслом и сказочной фабулой скрыты настоящие человеческие взаимоотношения. На их восприятии строится воспитательное значение сказки. «Сказка, - писал В.А. Сухомлин-ский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать» [17]. Мир сказок является очень увлекательным для детей, их захватывает занимательный сюжет сказок, привлекают герои и форма повествования. Очень важно сохранять, поддерживать и развивать читательский интерес на протяжении всего обучения в начальной школе. За сказочным сюжетом стоит реальный мир жизни народа - мир многокрасочный и огромный. В сказки вложен конкретный жизненный опыт народа, отражён повседневный быт. Благодаря этому у обучающихся появляется понимание о разнообразии народов, формируется уважительное отношение к разным народам нашей многонациональной страны.
Анализ учебников по литературному чтению для 3 класса на предмет наличия сказок народов России показал, что В УМК «Школа России» (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова) [7] и УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий) [8] не встретились сказки народов России, в УМК «Гармония»
(О.В. Кубасова) [11] встретилась адыгейская сказка «Девочка-птичка», в УМК «Перспективная начальная школа» (Н.А. Чуракова) [21] встретились алтайская сказка «Нарядный бурундук», бурятская сказка «Снег и заяц», хакасская сказка «Как птицы царя выбирали». Проанализировав учебники по литературному чтению, можно увидеть, что сказкам народов России уделяется очень мало внимания, что еще раз подтверждает актуальность темы нашего исследования и необходимость развития читательского интереса третьеклассников к сказкам народов России.
Таким образом, очень важно читать сказки народов России. Однако, проблема в том, что, с одной стороны, у младших школьников отсутствует интерес к их прочтению, а с другой стороны, в большинстве учебников по литературному чтению сказки народов России не включены.
Исследовательская часть
С целью разработки и апробации педагогических условий развития читательского интереса третьеклассников к сказкам народов России нами был проведен педагогический эксперимент. Он состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.
В исследовании приняли участие 22 человека экспериментального класса и 24 человека контрольного класса. Базой исследования стала МБОУ СОШ № 58 г. Кирова.
Целью констатирующего этапа было выявление первоначального уровня развития читательского интереса к сказкам народов России у третьеклассников. Для этого нами было использовано три диагностики:
Диагностика № 1 - диагностическая методика развития читательского интереса «Твоя формула интереса к чтению» А.П. Кашкарова. Цель: определение уровня личной заинтересованности обучающихся в чтении.
Диагностика № 2. - тест по сказкам народов России. Цель: определение уровня читательского интереса к сказкам народов России, а также уровня знаний третьеклассников о сказках народов России.
Диагностика № 3. - анализ читательских формуляров. Цель: выявление литературных предпочтений обучающихся.
Первая диагностика показала, что у третьеклассников преобладает средний уровень личной заинтересованности в чтении (см. Рис. 1).
Результаты проведения второй диагностики показали, что обучающиеся третьих классов не читают народные сказки в свободное время по своему желанию, они читают их только потому, что надо. Обучающиеся не понимают ценности народных сказок. Кроме того, они не знают, какие народы проживают на территории нашей страны и не могут привести ни одного примера сказок народов России.
экспериментальная группа
новички" ■ "средние читатели" Рис.1. Первоначальный уровень личной заинтересованности третьеклассников в чтении
Анализ читательских формуляров третьеклассников помог выявить их читательские предпочтения. Третьеклассники читают детские журналы, энциклопедии и иногда берут произведения, которые нужны на уроках литературного чтения. Сказками, рассказами и другими жанрами литературы обучающиеся не интересуются. В формулярах обучающихся сказки народов России не были обнаружены.
Таким образом, появились предпосылки для следующего этапа экспериментальной работы:
опыта реализации педагогических условий развития читательского интереса третьеклассников к сказкам народов России в процессе проектной деятельности.
В рамках формирующего этапа эксперимента, нами было проведено 11 внеурочных занятий, направленных на развитие читательского интереса третьеклассников к сказкам народов России в процессе проектной деятельности. Программа формирующего эксперимента представлена в таблице 1.
Таблица 1 .
Программа формирующего эксперимента
№ занятия Тема Описание проекта
1-2 Сказки народов Севера Подготовка выразительного чтения отрывка из сказки наизусть
3-4 Сказки народов Кавказа Составление комиксов к сказкам народов Кавказа, оформление их в общий сборник
5-6 Татарские сказки Сочинение собственных сказок, которые научат прислушиваться к старшим
7-8 Вятские сказки Инсценировка
9-10 Изучение сказок других народов России, повторение русских народных сказок Реклама сказки, организация выставки сказок народов России
11 Итоговая викторина по сказкам народов России
Для проведения формирующего этапа исследования мы отобрали пять групп народных сказок: северные, кавказские, татарские, вятские, русские. На работу с каждой группой сказок было отведено по два занятия, которые проводились один раз в неделю. Первое занятие было направлено на ознакомление обучающихся с конкретной группой сказок, созданием условий для возникновения ситуативной заинтересованности детей через организацию книжной выставки, рассказ об обычаях, традициях народа. Например, на девятом занятии была организована выставка книг со сказками народов России, принесенных детьми из дома и библиотеки.
После первого занятия в течение недели обучающиеся читали сказки из рекомендованного списка и выполняли проект. На втором занятии обучающиеся представляли проектные продукты, делились впечатлениями от прочитанных сказок, рассказывали, какая сказка им понравилась больше всего и почему, чему их научили народные сказки.
Все проекты, выполненные детьми, носили творческий характер. Так, во время эксперимента обучающие приняли участие в создании пяти проектов: подготовка выразительного чтения отрывка из сказки наизусть и участие в городском конкурсе
«Золотые россыпи», посвященного году культурного наследия народов России; создание комиксов по сказке; написание сказок собственного сочинения; инсценировка; реклама сказки. Ребятам нравилось выполнять эти проекты. Особенный интерес у них вызывали проекты одноклассников, многие ребята захотели прочитать сказки, по которым создавали проекты их друзья.
На занятиях обучающиеся узнали, насколько многонациональна наша страна, что её населяет почти 200 народов, это стало для них удивительным открытием. Знакомство со сказками народов России прошло успешно. Детям было интересно узнать про разные народы нашей страны. Обучаю-
народов России, задавали вопросы по ним, на занятиях активно включались в обсуждение.
Активное и позитивное участие детей в проектной деятельности оправдало наше ожидание о том, что такой вид работы будет способствовать развитию читательского интереса к сказкам народов России.
На контрольном этапе эксперимента нами было повторно проведено анкетирование и тестирование.
Результаты анкетирования показали положительную динамику уровня личной заинтересованности обучающихся экспериментальной группы в чтении (см. Рис.2).
щиеся проявили интерес к изучаемым сказкам
Соотношение данных по личной заинтересованности в чтении в экспериментальной группе на контрольном и констатирующем
этапах
15 10 5 0
о о
новичок
|| I.
"средний читатель" "любитель книг" констатирующий этап I контрольный этап
Рис. 2. Динамика экспериментальной группы
настоящий специалист"
Результаты тестирования также показали положительную динамику. По ответам детей можно понять, что у них появилось желание читать сказки народов России в свободное время, они стали получать от этого удовольствие. Кроме того, ребята теперь знают, какие народы проживают на территории России, а также знают названия сказок разных народов России.
На этапе контрольного эксперимента мы снова побеседовали со школьным библиотекарем. Так, выяснилось, что читательские предпочтения учеников контрольного 3 «в» класса не изменились, а в читательских формулярах экспериментального 3 «б» класса наряду с детскими журналами появились и книги со сказками народов России.
Таким образом, контрольный этап эксперимента показал положительную динамику по развитию читательского интереса к сказкам народов России в процессе проектной деятельности в экспериментальном классе. Можно сделать вывод, что проводимая с третьеклассниками работа по развитию читательского интереса к сказкам народов России в процессе проектной деятельности дает результаты.
Заключение
Проведенная нами работа по развитию читательского интереса третьеклассников к сказкам
народов России с использованием проектной деятельности эффективна. При систематическом использовании внеурочных занятий по развитию читательского интереса к сказкам народов России с использованием проектной деятельности у обучающихся будет происходить развитие читательского интереса к таким произведениям устного народного творчества.
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении известных представлений о развитии читательского интереса младших школьников, определении возможностей проектной деятельности как средства развития читательского интереса.
Практическая ценность исследования заключается в разработке серии внеурочных занятий с использованием проектной деятельности, направленных на развитие у третьеклассников читательского интереса к сказкам народов России.
Перспектива исследования заключается в проведении исследования во 2 и 4 классах. Кроме того, можно разработать внеурочные занятия с использованием проектной деятельности по развитию читательского интереса к другим литературным жанрам, а также изучить другие способы развития читательского интереса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВА^ЫХ ИСТОЧШКОВ
1. Арефьева, О.А. Развитие у четвероклассников читательского интереса в процессе создания буктрейлера по произведениям внеклассного чтения / О.А. Арефьева. - Текст : непосредственный // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования : сб. материалов VIII Всерос. науч. -практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов, молодых педагогов, Киров, 23 апр. 2Q2Q г. / Вят. гос. ун-т. - Киров : Mежрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2Q2Q. - С. 222-231.
2. Волкова, В.А. Творческие работы на уроках литературного чтения как средство развития читательского интереса / В.А. Волкова. - Текст : непосредственный // Филологические аспекты начального образования: история, современность и перспективы развития : материалы XXV всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых, Mосква, 24 апр. 2Q21 г. / под общ. ред. И.Л. Mасандиловой. - Mосква : Mосковский педагогический государственный университет, 2Q22. - С. 25-2S.
3. Гончарова, Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности при норме и при отклонениях в развитии / Е. Л. Гончарова. - Mосква : Академия, 2QQ9. - 4Q с. - Текст : непосредственный.
4. Интерактивные компьютерные технологии поддержки и развития чтения у младших школьников / А.И. Архи-пова, С.П. Грушевский, В.А. Иванов [и др.]. - Текст : непосредственный // Дистанционные образовательные технологии : сб. тр. V Mеждународной науч.-практ. конф., Ялта, 22-25 сент. 2Q2Q г. / отв. ред. В.Н Таран. - Симферополь : Ариал, 2Q2Q. - С. 2Q-23.
5. Калинина, Э.С. Круг читательских интересов младших подростков: опыт исследования и формирования / Э.С. Калинина. - Текст : непосредственный // Педагогический И^ИДЖ. - 2019. - M 2(43). - С. 7-15.
6. Кириллина, О.В. Развитие круга читательских интересов младших школьников в процессе семейного чтения /
0.В. Кириллина. - Текст : непосредственный // Mеридиан : науч. электрон. журн. - 2017. - M 4 (7). - С. 8Q-S1.
7. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс : учебник для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, M^. Голованова. - Mосква : Просвещение, 2Q13. - Текст : непосредственный.
S. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс : учебник для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л.Ф.Клима-нова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. - Mосква : Просвещение, 2Q12. - Текст : непосредственный.
9. Колодезникова, С.И. Формирование читательских интересов у учащихся начальных классов в якутской школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.QQ.Q1 / Сардаана Ивановна Колодезникова. - Якутск, 2QQ7. - 26 с. - Текст : непосредственный.
10. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. - URL: http://static.government.ru/media/files/Qx1KuzCtzwmqEuy7OA5XldAz9LMukDyQ.pdf. - Текст : электронный.
11. Кубасова, О.В. Литературное чтение. 3 класс : учебник для общеобразоват. учреждений : в 4 ч. / О.В. Кубасова.
- Смоленск : Ассоциация 21 век, 2Q12. - Текст : непосредственный.
12. Hациональная программа поддержки и развития чтения (2QQ6). - URL: https://clck.ru/UBjYC (дата обращения: 11.05.2022). - Текст : электронный.
13. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» : постановление от 26.12.2Q17 N 1642 (ред. от 11.Q4.2Q22). - URL: https://base.garant.ru/71S4S426/. - Текст : электронный.
14. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Проект) // Mинистерство просвещения Российской Федерации. - Mосква : Просвещение, 2Q21. - Текст : непосредственный.
15. Светловская, H.H. Разговор по существу темы, или Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиций теории формирования читательской самостоятельности / H.H. Светловская. - Текст : непосредственный // Шчальная школа. - 2000. - M 2. - С. 24-2S.
16. Симонова, А.А. Развитие читательского интереса младших школьников в процессе литературных квест-игр / А.А. Симонова, MA. Коврова. - Текст : непосредственный // Вопросы педагогики. - 2021. - M 4-2. - С. 246-256.
17. Сухомлинский, А.И. Избранные педагогические сочинения. Т. 1 / А.И. Сухомлинский. - Mосква : Педагогика, 1979. - 183 с. - Текст : непосредственный.
1S. Указ Президента Российской Федерации от 3Q.12.2Q21 M 745 «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112310115. -Текст : электронный.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Mинистерство образования и науки Российской Федерации. - Mосква : Просвещение, 2Q21. - Текст : непосредственный.
20. Российская Федерация. Законы. О культуре в Российской Федерации. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Текст : электронный.
21. Чуракова, КА. Литературное чтение. 3 класс : учебник для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / КА. Чуракова.
- Mосква : Академкнига, 2Q13. - Текст : непосредственный.
22. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г.И. Щукина. -Mосква : Просвещение, 2QQ5. - 351 с. - Текст : непосредственный.
REFERENCES
1. Arefeva O.A. Razvitie u chetveroklassnikov chitatel'skogo interesa v processe sozdanija buktrejlera po proizvedenijam vneklassnogo chtenija [The development of fourth-graders' reading interest in the process of creating a booktrailer based on the works of extracurricular reading]. Pedagogika i psihologija v XXI veke: sovremennoe sostojanie i tendencii issledovanija : sb. materialov VIII Vseros. nauch.-prakt. konf. studentov, magistrantov, aspirantov, molodyh pedagogov, Kirov, 23 apr. 2020
g. [Pedagogy and psychology in the 21st century: current state and research trends], Kirov: Mezhregional'nyj centr inno-vacionnyh tehnologij v obrazovanii, 2020, pp. 222-231.
2. Volkova V.A. Tvorcheskie raboty na urokah literaturnogo chtenija kak sredstvo razvitija chitatel'skogo interesa [Creative works at literary reading lessons as a means of developing reader interest]. In I.L. Masandilovoj (ed.) Filologicheskie aspekty nachal'nogo obrazovanija: istorija, sovremennost' iperspektivy razvitija: materialy XXV vseros. nauch.-prakt. konf. molodyh uchenyh, Moskva, 24 apr. 2021 g. [Philological aspects ofprimary education: history, modernity and development prospects]. Moscow: Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, 2022, pp. 25-28.
3. Goncharova E.L. Rannie jetapy stanovlenija chitatel'skoj dejatel'nosti pri norme i pri otklonenijah v razvitii [Early stages of the formation of reading activity under normal and developmental disabilities]. Moscow: Akademija, 2009. 40 p.
4. Arhipova A.I., Grushevskij S.P., Ivanov V.A., et al. Interaktivnye komp'juternye tehnologii podderzhki i razvitija chtenija u mladshih shkol'nikov [Interactive computer technologies to support and develop reading in younger schoolchildren]. Taran V.N. (ed.) Distancionnye obrazovatel'nye tehnologii: sb. tr. V Mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konf., Jalta, 22-25 sent. 2020 g. [Distance learning technologies]. Simferopol': Arial, 2020, pp. 20-23.
5. Kalinina Je.S. Krug chitatel'skih interesov mladshih podrostkov: opyt issledovanija i formirovanija []. Pedagogicheskij IMIDZh [], 2019, no. 2(43), pp. 7-15.
6. Kirillina O.V. Razvitie kruga chitatel'skih interesov mladshih shkol'nikov v processe semejnogo chtenija [The reading interests of younger teenagers: the experience of research and formation]. Meridian: nauch. jelektron. zhurn. [Meridian], 2017, no. 4 (7), pp. 80-81.
7. Klimanova L.F., Goreckij V.G., Golovanova M.V. Literaturnoe chtenie. 3 klass: uchebnik dlja obshheobrazovat. uchrezhdenij: v 2 ch. [Literary reading. 3rd grade]. Moscow: Prosveshhenie, 2013.
8. Klimanova L.F., Goreckij V.G., Vinogradskaja L.A. Literaturnoe chtenie. 3 klass: uchebnik dlja obshheobrazovat. uchrezhdenij: v 2 ch. [Literary reading. 3rd grade]. Moscow: Prosveshhenie, 2012.
9. Kolodeznikova S.I. Formirovanie chitatel'skih interesov u uchashhihsja nachal'nyh klassov v jakutskoj shkole. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of reading interests among primary school students in the Yakut school Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Jakutsk, 2007. 26 p.
10. Koncepcija programmy podderzhki detskogo i junosheskogo chtenija v Rossijskoj Federacii [The concept of the program to support children's and youth reading in the Russian Federation]. URL: http://static.government.ru/me-dia/ files/ Qx1KuzCtzwmqEuy7OA5XldAz9LMukDyQ. pdf.
11. Kubasova O.V. Literaturnoe chtenie. 3 klass: uchebnik dlja obshheobrazovat. uchrezhdenij: v 4 ch. [Literary reading. 3rd grade]. Smolensk: Associacija 21 vek, 2012.
12. Nacional'naja programma podderzhki i razvitija chtenija (2006) [National Program for the Support and Development of Reading (2006)]. URL: https://clck.ru/UBjYC (Accessed 11.05.2022).
13. Rossijskaja Federacija. Pravitel'stvo. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija» : postanovlenie ot 26.12.2017 N 1642 (red. ot 11.04.2022) [On the approval of the state program of the Russian Federation "Development of Education"]. URL: https://base.garant.ru/71848426/.
14. Primernaja osnovnaja obrazovatel'naja programma nachal'nogo obshhego obrazovanija (Proekt) // Ministerstvo prosves-hhenija Rossijskoj Federacii [Approximate basic educational program of primary general education (Project)]. Moscow: Prosveshhenie, 2021.
15. Svetlovskaja N.N. Razgovor po sushhestvu temy, ili Chto takoe polnocennoe chtenie v nachal'noj shkole s pozicij teorii formirovanija chitatel'skoj samostojatel'nosti [A conversation on the substance of the topic, or What is a full-fledged reading in elementary school from the standpoint of the theory of the formation of reader independence]. Nachal'naja shkola [Primary school], 2000, no. 2, pp. 24-28.
16. Simonova A.A., Kovrova M.A. Razvitie chitatel'skogo interesa mladshih shkol'nikov v processe literaturnyh kvest-igr [The development of the reader's interest of younger schoolchildren in the process of literary quest games]. Voprosy pedagogiki [Questions of pedagogy], 2021, no. 4-2, pp. 246-256.
17. Suhomlinskij A.I. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija. T. 1 [Selected pedagogical works. Vol. 1]. Moscow: Peda-gogika, 1979. 183 p.
18. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 30.12.2021 № 745 «O provedenii v Rossijskoj Federacii Goda kul'turnogo nasledija narodov Rossii» [Decree of the President of the Russian Federation of 12/30/2021 No. 745 "On holding the Year of Cultural Heritage of the Peoples of Russia in the Russian Federation"]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0001202112310115.
19. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija. Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii [Federal State Educational Standard of Primary General Education]. Moscow: Prosveshhenie, 2021.
20. Rossijskaja Federacija. Zakony. O kul'ture v Rossijskoj Federacii [About culture in the Russian Federation]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».
21. Churakova N.A. Literaturnoe chtenie. 3 klass: uchebnik dlja obshheobrazovat. uchrezhdenij: v 2 ch. [Literary reading. 3rd grade]. Moscow: Akademkniga, 2013.
22. Shhukina G.I. Pedagogicheskie problemy formirovanija poznavatel'nogo interesa uchashhihsja [Pedagogical problems of formation of cognitive interest of students]. Moscow: Prosveshhenie, 2005. 351 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
М.А. Коврова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-5922-5560.
А.В. Перминова, студентка факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-5399-0819.
INFORNATION ABOUT AUTHORS:
M.A. Kovrova, Ph. D. in Pedagogy, Vyatka state University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-5922-5560.
A.V. Perminova, Student of the School of Pedagogy and Psychology, Vyatka state University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-5399-0819.
УДК 378.016:91 DOI: 10.52772/25420291_2022_3_69
Ольга Михайловна Коморникова, Евгений Иванович Потехин
г. Шадринск
Подготовка к осуществлению культурно-просветительской деятельности будущих
учителей истории и обществознания
В работе анализируются факторы, которые определяют процесс подготовки и осуществления культурно-просветительской деятельности современными педагогами. Рассмотрен исторический контекст становления практик этого вида деятельности (опыт существования в условиях жесткого государственного регулирования, развитие идеи социального государства, информационная насыщенность среды). Выделяются характерные черты культурно-просветительской деятельности: динамичность, диалоговость, свобода творчества, субъективно-оценочный характер, помощь в освоении знаний и навыков, необходимых для взаимодействия в быстро меняющихся социальных условиях. Изучен и обобщен имеющийся опыт в сфере подготовки будущих учителей к культурно-просветительской деятельности. Отмечена специфика этой деятельности для учителей истории и обществознания. По итогам разработанной и проведенной авторами серии мероприятий предложены рекомендации по подготовке будущих учителей истории и общество-знания к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: образование, культурно-просветительская деятельность, профессиональная подготовка, личность педагога, диалог, свобода творчества.
Olga Mikhailovna Komornikova, Evgeny Ivanovich Potekhin
Shadrinsk
Preparation for the implementation of cultural and educational activities of future history and social studies teachers
The paper analyzes the factors that determine the process of preparation and implementation of cultural and educational activities by modern teachers. The historical context of the formation of practices of this type of activity is considered (the experience of existence in conditions of strict state regulation, the development of the idea of a social state, the information saturation of the environment). The characteristic features of cultural and educational activities are highlighted: dynamism, dialogue, freedom of creativity, subjective and evaluative nature, assistance in mastering knowledge and skills necessary for interaction in rapidly changing social conditions. The existing experience in the field of training future teachers for cultural and educational activities has been studied and summarized. The specificity of this activity for teachers of history and social studies is noted. Based on the results of a series of events developed and conducted by the authors, recommendations are proposed for the preparation of future teachers of history and social studies for professional activity.
Keywords: education, cultural and educational activities, professional training, personality of the teacher, dialogue, freedom of creativity.
Система образования выполняет в обществе ряд важных функций. Она приобщает индивидов к национальному и мировому культурному достоянию, а также развивает социально важные качества личности. В настоящий момент система образования претерпевает ряд серьезных трансформаций: меняются образовательные стандарты, содержание образования и формы образовательного процесса. В последнее время большое внимание уделяется подготовке будущих педагогов к осуществлению культурно-просветительской деятельности.
Л.Н. Каримова рассматривает «культурно-просветительскую деятельность как составную часть профессиональной деятельности педагога, обладающую мощным личностным, ценностным и культурологическим потенциалом» [4, С. 264].
Если обратиться к истории, то ранее данный вид деятельности осуществляли воскресные школы, которые решали при этом задачи религиозно-нравственного воспитания, приобщения к православной традиции [6, С. 24-32]. В XX веке