ЛИТЕРАТУРА РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
(LITERATURE OF RUSSIA & FOREIGN COUNTRIES)
УДК 81
Акбарова Д.А.
преподаватель кафедры современного русского языка Узбекский государственный университет мировых языков (г. Ташкент, Республика Узбекистан)
СИСТЕМА РАБОТЫ С ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Аннотация: в данной статье указана проблема воспитания интереса младших школьников к чтению сказок и былин на уроках литературного чтения, последовательно с сопровождением анимационных мультфильмов, о чём свидетельствует значительное количество работ учёных литературоведов. В середине XX века в литературной науке появился термин, анимационные сказки и ученики младшего возраста стали изучать былины и сказки в сопровождении мультипликации.
Ключевые слова: анимация, литературное чтение, психологическом, эмоциональном, когнитивном, коммуникативные качества, сказочная методика.
Глава государства с первых дней своей деятельности на посту Президента уделяет особое внимание вопросам подготовки современных креативно мыслящих кадров, воспитания молодежи патриотичными и обладающими высокой духовностью личностями, а также совершенствования системы образования для достижения этих целей.
Говоря о принимаемых в нашей стране мерах по реформированию системы школьного образования, стоящих в этой сфере актуальных задачах, Президент особо отметил слова Махмудходжи Бехбуди: "Школа - самая великая в мире обитель", и подробно остановился на сути и значимости обсуждаемого вопроса [1].
Формирование грамотности является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. Изучение сказок в начальной школе является важным компонентом обучения. Сказка является для детей необходимой духовной потребностью, сказка воспитывает, сказка учит.
Задача учителя - привлечь, заинтересовать детей изучением сказок, как в школе, так и дома. Роль сказки необходимо рассматривать в трех аспектах: в психологическом, эмоциональном и когнитивном. Так для осуществления воспитательных намерений по отношению к ребенку она предлагает создать такую психологически благоприятную ситуацию, в которой ребенку будет комфортно, и он будет чувствовать себя уверенно, где он будет наслаждаться сказочными действиями, поскольку впечатления раннего детства, когда мать читала сказку, закреплены в подсознании, что обусловливают лучшее восприятие текста. Что касается эмоционального аспекта, то изучение сказки находит поддержку и некий отклик в группе детей. Тогда ребенок обретает смелость и желание действовать в соответствии с ролью, так сказка «будит» в ребенке эмоциональное начало, вызывает чувство радости, тревогу за судьбы героев. Когнитивный же аспект выражается в том, что содержание сказки способствует активному построению картины мира, вводит ребенка в мир культуры, благодаря чему предоставляется хорошая возможность для сравнения разных культур, для проведения языковых и культурных параллелей [6].
О важности обучения учащихся восприятию сказки пишут многие известные методисты, такие как М. С. Васильева, М. И. Оморокова, Н. Н. Светловская, О. И.Никифорова, М. С. Соловейчик, А. А. Леонтьев. Адекватное восприятие формируется в процессе анализа сказки, который должен быть совместным (учителя и ученики) раздумьем вслух, что со временем позволит развиться естественной потребности самому разобраться в прочитанном.
Работа со сказкой открывает широчайший мир возможностей для младших школьников, педагогов и родителей. Можно смело сказать, что «сказочная методика» несет в себе разнообразный арсенал педагогических
средств и приемов, которого подчас недостает в современной школе. К сожалению, сегодня педагогический потенциал сказки в школе используется мало. И даже когда педагоги пытаются включить работу со сказкой в свой арсенал, к сожалению, приходится констатировать, что подход их остается таким же, как десятки лет назад.
Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
На сегодняшний день в Узбекистане коллектив педагогов в сотрудничестве с Российскими коллегами, в частности с РГПУ имени А.И.Герцена, разработали учебники нового поколения для школ с узбекским и другими языками обучения. В данных учебниках начальных классов, представлены задания по изучению русских сказок в форме мультипликации, анимационных показов и постановки сказок самими учащимися при помощи учителя. Данная методика является эффективной, для более глубоко изучения русского языка в национальной школе.
Нам известно, что начальные классы являются самым ответственным звеном в системе обучения и воспитания, так как в начальной школе закладывается база литературного и духовного развития школьников [8].
Сказки имеют огромное педагогическое и воспитательное значение. Они формируют устойчивые народные представления о нравственных началах жизни, являются наглядной школой изумительного искусства слова. Сказки способствуют развитию у детей воображения и литературно-творческих способностей. Изучение сказок повышает интерес и мотивацию школьников к изучению литературы. Сказка прививает любовь к своей земле и своему народу. Она формирует коммуникативные качества младших школьников.
Учителю необходимы глубокие знания методики работы над сказкой, ведь именно от мастерства учителя зависит осмысление этого жанра учащимися. Умения дают возможность избежать стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему.
В заключение мы можем представить, что в процессе работы со сказками у детей формируются универсальные учебные действия, а именно, умение самостоятельно работать с книгой, задавать вопросы, выдвигать гипотезы и аргументировать свой ответ. Совершенствуются коммуникативные навыки общения в парах, группах, развиваются внимание, память, речь, логическое и образное мышление, повышается уровень познавательной активности и учебной мотивации, расширяется кругозор учащихся, воспитываются положительные качества характера на ярких и образных примерах.
Педагог должен выбирать и использовать систему методов соответственно поставленным целям, поскольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности ребенка. Также при работе надо выбирать только те методы, с которыми педагог знаком, которыми владеет. Ему необходимо создавать ситуации, способствующие эмоциональному переживанию на практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мирзиёев Ш.М. Развитие школьного образования должно стать великой общенациональной целью/ выступление Президента Республики Узбекистан 23.08.2019 г.
2. Афанасьев В. В. Этнопедагогика: учебно-методический комплекс дисциплины / В. В. Афанасьев, Е. Н. Сепиашвили. - М.: МГУТУ, 2012. - 170 с.
3. Ахтырская Е. Н. Изучение фольклора в начальной школе / Е. Н. Ахтырская // Начальная школа. - 2014. - № 11. - С. 47-50.
4. Бережнова Л. Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф.образования / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 240 с.
5. Волков Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 168 с.
6. Зворыгина О. И. Русская литературная сказка: речевые параметры жанра: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Специальность 10.02.01 - русский язык / О. И. Зворыгина. - Екатеринбург - 2012 - 32 с.
7. Иващенко Е. В. Роль сказки в воспитании младших школьников / Е. В. Иващенко, Т. В. Балясникова // Годишаак Педагошког факултета у Враау, каига VII, 2016. - С. 423-428.
8. Камалова Л. А. Детский фольклор: Методическое пособие для студентов высш. пед. учебных заведений по специальности «Педагогика и методика начального образования», по направлению «Педагогическое образование» профиля «Начальное образование» (бакалавр). / Л. А. Камалова. - Казань: ТГГПУ, 2011. - 150 с.
9. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.
10. Крестовский А. В. Роль народной сказки в воспитании духовно -нравственных качеств младших школьников / А. В. Крестовский // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №2. - С. 320-329.
11. Лазарева В. А. Уроки литературного чтения в современной начальной школе / В. А. Лазарева // Начальная школа. - 2005. - № 2. - С. 2-10.
Akbarova D.A.
Uzbek State University of World Languages (Tashkent, Republic of Uzbekistan)
SYSTEM OF WORKING WITH FAIRY TALE
IN ELEMENTARY SCHOOL OF REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article describes the problem of educating the interest of younger schoolchildren in reading fairy tales and epics in literary reading lessons, consistently accompanied by animated cartoons, as evidenced by a significant number of works by literary scholars. In the middle of the XX century, the term appeared in literary science, animated fairy tales and younger students began to study epics and fairy tales accompanied by animation.
Keywords: animation, literary reading, psychological, emotional, cognitive, communicative qualities, fabulous technique.