Видео отражает историко-культурную информацию. Видео «День зимних забав в САФУ» отразил культуру и национальные игры северного народа, в частности, студентов данного вуза, фильм вызвал интерес инофонов к изучению новых языковых единиц, включая диалектные слова и фонетику севернорусского говора. Видеотекст был понятен, побудил к воспоминаниям о национальных играх на родине инофонов и рассказу о них. Результаты работы показали необходимость применения видео региональной тематики СМИ для диалога культур. Требуются новые разработки-практикумы для анализа наглядно-иллюстративного аутентичного регионального этновидеоматериала.
Литература:
1. Абдулазимова Т.Х. Поликультурность в обучении языку как стратегия культурного самоопределения в эпоху глобализации / Т.Х. Абдулазимова, П.П. Дохтукаева, С.С. Тазуркаева // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. 70. - Ч. 4. - С. 4-6.
2. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
3. Верещагин Е.М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М.: Русский язык, 1990. - 246 с.
4. Егорова Е.Н. Лингвокультурологический вокабуляр современного студента (изучение интерпретационных реакций) / Е.Н. Егорова // Развитие северо-арктического региона: проблемы и решения в гуманитарной сфере: материалы научной конференции (Архангельск, 10-14 апреля 2017 г.). Северный (Арктический) федеральный университет. - Архангельск: САФУ, 2017. - С. 43-46.
5. Митрофанова О.Д. Этнометодика как одно из перспективных направлений преподавания РКИ / О.Д. Митрофанова, С.А. Хавронина // Уроки русской словесности. Сборник научных трудов. - Тула-Москва: Изд-во ТулГУ, 2017. - С. 72-73.
6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М: Юрайт, 2019. - 460 с.
7. Пирожков Г.П. Использование культуролого-краеведческих практик народной педагогики в преподавании / Г.П. Пирожков, И.Г. Пирожкова // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2016. - №9 (111). -С. 80-82.
8. Фельдт И.Н. Возможности реализации потенциала культурного наследия Крыма и Арктики в контексте бинарной оппозиции "юг-север" / И.Н. Фельдт // Актуальные вопросы охраны и использования культурного наследия Крыма: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции 2019. - Симферополь: Ариал, 2019. - С. 269-273.
9. Юдина Т.М. Особенности процесса наречения у народов Севера / Т.М. Юдина // Проблемы обеспечения экологической безопасности и устойчивое развитие арктических территорий: сборник материалов Всероссийской конференции с международным участием II Юдахинские чтения (24-28 июня 2019 г.) / Министерство науки и высшего образования РФ, Уральское отделение РАН, Федеральное госбюджетное учреждение науки ФИЦКИА им. Н.П. Лаверова РАН, САФУ. - Архангельск: «Ом-медиа», 2019. - С. 617-623.
10. Юдина Т.М. Использование видео по северной народной культуре на занятиях по русскому языку как иностранному (РКИ) / Т.М. Юдина, А.А. Ипатова, Н.С. Мацевка // Развитие Северо-Арктического региона в гуманитарной сфере: локальное и глобальное: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Архангельск, 23-25 апреля 2020 г.). Сев. (Арк-тич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: САФУ, 2020. -С. 192-197.
Педагогика
УДК 37.025.8
кандидат педагогических наук, доцент Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Аннотация. В статье автор раскрывает особенности развития воображения младших школьников на уроках литературного чтения, а также новые методологические подходы при работе над сказкой в начальной школе. Кроме того, в статье обосновывается взаимосвязь занятий литературным чтением и развитием воображения младших школьников в процессе учебной деятельности.
Ключевые слова: воображение, развитие, формирование, младший школьный возраст, способности.
Annotation. In the article, the author reveals the peculiarities of the development of the imagination of junior schoolchildren in literary reading lessons, as well as new methodological approaches when working on a fairy tale in elementary school. In addition, the article substantiates the relationship between literary reading and the development of the imagination of primary schoolchildren in the process of educational activity.
Keywords: imagination, development, formation, primary school age, abilities.
Введение. Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической науки. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои задатки и таланты, необходимо обязательный контроль взрослых. Обучение должно быть направлено на то, чтобы помочь младшему школьнику правильно использовать свои способности, которые присущи каждому ребенку.
В младшем школьном возрасте процесс воображения тесно связан с его игровой деятельностью и процессом восприятия. Так как у детей пока отсутствует опыт, ему неинтересно слушать, ему интересно наблюдать. До тех пор, пока речь ребенка находится в процессе своего развития, ребенок активно использует воображение в своих играх, тем самым обогащая свой социальный опыт.
Изложение основного материала статьи. Наиболее благоприятным, сензитивным возрастом для развития воображения считают младший школьный возраст [6, с. 48]. Именно в это время дети не видят грани между фантазией и реальностью, а продукты их воображения удивляют даже взрослого человека. Зачастую переживания, испытываемые младшим школьником в процессе фантазирования, носят такой глубокий эмоциональный характер, что ребёнок испытывает желание о них рассказать. Такое желание нередко родители определяют как лживость.
Выделим некоторые особенности развития воображения в младшем школьном возрасте:
1. Активное развитие воссоздающего воображения.
В младшем школьном возрасте развивается воссоздающее (репродуктивное) воображение, предполагающее создание образов по словесному описанию или условному изображению, и творческое (продуктивное) воображение, которое
отличается значительной переработкой исходного материала и созданием новых образов. Основное направление в развитии воображения в младшем школьном возрасте заключается в поэтапном переходе к отражению действительности на основе накопленных знаний, от простого комбинирования представлений к эффективному их комбинированию.
Если ребёнку 4-6 лет достаточно изобразить человека с помощью отдельных фигур, то к 8-10 годам он будет применять плавно переходящие линии, а на руках появятся пальцы. Таким образом, ребёнок старается как можно более четко и правильно отразить действительность [2, с. 61].
В учебной деятельности при общем развитии способности саморегуляции и управления своей интеллектуальной деятельностью воображение становится все более управляемым и контролируемым процессом, и образы его возникают в рамках учебных задач, связанных с определенным содержанием учебной деятельности. Школьное обучение способствует интенсивному развитию воссоздающего воображения. В процессе учебной деятельности младшим школьникам сообщается много сведений, что требует от них постоянного воссоздания образов, без которых невозможно осмыслить учебный материал и усвоить его, т. е. воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную учебную деятельность. Основой для воображения младшего школьника служат его представления. Поэтому развитие воображения в большей мере зависит от сформированной у ребенка системы тематических системы понятий и представлений о различных предметах и явлениях окружающего мира.
2. Реальность детского воображения.
Вопрос о реальности детского воображения связывают с вопросом об отношении возникающих у младших школьников образов к действительности. Реализм детского воображения проявляется во всех активных формах деятельности: в игре, в изобразительной деятельности, при слушании сказок и пр. В игре, например, у ребенка с возрастом наблюдается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации.
Исследования педагогов показывают, что хорошо известные события ребенок старается изобразить реально, как и происходит в жизни. В других случаях изменение действительности вызывается незнанием, неумением связно, последовательно изобразить события жизни. Реализм воображения младших школьников очень ярко проявляется в подборе атрибутов игры. У младшего школьника в игре все может быть всем. У младших школьников уже происходит отбор материала для игры по принципам внешнего сходства.
Младший школьник также производит отбор материалов, необходимый для игры. Отбор осуществляется по принципу совместимости данного материала к настоящим предметам, по принципу возможности производить с ним настоящие действия.
Главным действующим лицом игры у младших школьников 1-2 классов является кукла. С ней ребенок может осуществлять любые игровые действия. Ее можно кормить, одевать, ей можно также выражать свои чувства. Иногда дети для этой цели используют живого котенка, ведь его можно по-настоящему кормить, укладывать спать и др.
Дети вносят в ход игры свои дополнения, тем самым придавая игре и героям воображаемые черты, которые приближают их к реальной действительности.
A.Г. Рузская утверждает, что дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью, что характерно еще в большей степени и для школьников (случаи детской лжи и др.). «Фантазирование такого вида играет ещё важную роль и занимает свое место в жизни младшего школьника. Однако это не является простым продолжением фантазирования младшего школьника, который сам верит в свою фантазию, как в реальность. Школьник 9-10 лет уже понимает «условность» своего фантазирования, его несоответствие действительности» [4, с. 49].
Сознание младшего школьника включает как конкретные знания, так и построенные на их основе интересные воображаемые образы. Реализм воображения включает в себя создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего, что воспринимается в жизни.
3. Развитие элементов репродуктивного, простого воспроизведения.
Данная черта детского воображения основывается на том, что в своих играх, младшие школьники повторяют действия и роли, которые наблюдают у взрослых, истории, которые они видели в кино, в жизни школы, семьи и т.д. Центральное звено игровой деятельности - дублирование в жизни событий, произошедших в жизни ребенка; сюжетная линия игры -воспроизведение увиденного, пережитого и обязательно в той же последовательности, в которой это происходило в реальности.
Согласно исследованиям Л.С. Выготского, ребенок дошкольного возраста и младшего школьного возраста может нафантазировать себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет объектам своей фантазии и меньше их контролирует, и поэтому фантазии и воображения у детей, естественно, больше чем у взрослого человека.
Так, информация, на основе которой развивается воображение, у детей немного беднее, чем у взрослых, а также природа элементов, дополняющих этот материал, его качество и многообразие в большей мере уступают таковым у взрослого. Из всех перечисленных выше форм связи с реальностью детское воображение в той же степени, что и взрослое, имеет только первую, а именно реальность тех элементов, из которых оно построено.
4. Возможность создания различных ситуаций.
B.С. Мухина отмечает, что в младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразные ситуации. Формируя в игровых ситуациях дополнение одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности [3, с. 62].
В процессе учебной деятельности школьников, которая в младших классах начинается с наблюдения, важную роль играет уровень развития таких познавательных процессов, как: внимание, память, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что окажет своей воздействие на развитие креативности и познавательных интересов младшего школьника.
5. Разделение игры и труда.
В младшем школьном возрасте осуществляется разделение деятельности на игровую и трудовую, то есть деятельность, осуществляемую ради удовольствия, которое младший школьник будет получать в процессе деятельности, и деятельность, имеющая целью достижение определенного результата. В этом и есть различие между игрой и работой.
6. Дополнение недостающего опыта посредством воображения.
Немалую часть своей активной деятельности младшие школьники осуществляют с помощью воображения. Для них игра - плод работы воображения, они с увлечением занимаются творческой деятельностью, психологической основой которого является творческое воображение.
Творческое воображение обогащает восприятие школьника элементами пройденного опыта, личностными переживаниями ребенка, объединяет прошлое и настоящее через обобщение, связь с эмоциями, чувствами, ощущениями, идеями. С помощью воображения осуществляется планирование и постановка целей, при которых будущий результат деятельности младшего школьника создается в воображении, существует в его сознании и направляет его деятельность на
получение желаемого результата. Воображение дает возможность запланировать, создать образ будущего (положительные или отрицательные последствия определенных действий, ход взаимодействия, содержание ситуации) путем обобщения элементов прошлого опыта ребенка и установления причинно-следственные связи между его элементами.
Кроме того, воображение является фундаментом для понимания младшими школьниками других людей и межличностного общения, способствует формированию эмоций и состояний, проживаемых другими в определённый отрезок времени. Значит, воображение занимает важное место в формировании психических качеств ребенка, наполняя собой творческий, интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий компоненты; является обязательной частью учебной деятельности и других видов деятельности, коммуникации и познания младших школьников: участвует в произвольной регуляции познавательных процессов ребенка, влияет на характер развития эмоционально-волевых процессов, обеспечивает целенаправленное планирование и составление графиков различных видов деятельности. Таким образом, формирование воображения в психическом развитии младшего школьника имеет очень важное значение.
7. Зависимость воображения от поведения и намерений ребенка.
Этому возрасту присуща активизация воссоздающего, а позже и творческого воображения. Центральная линия его развития - подчинение воображения сознательным намерениям младшего школьника, то есть оно становится произвольным.
8. Опора на конкретные предметы.
Отличительной чертой воображения младшего школьника также является его опора на конкретные предметы, без которых им сложно создавать воображаемые образы. Тот есть, чтобы прочитать и рассказать, ученик опирается на изображение, на предлагаемый автором образ. Без этого дети затрудняются рассказать, описать читаемый материал. На ранних этапах обучения воображение младшего школьника опирается на конкретные объекты, однако далее слово начинает появляться на первом месте.
Проанализировав особенности развития воображения учащихся первого года обучения в начальной школе, следует раскрыть взаимосвязь занятий литературным чтением и воображения в процессе учебной деятельности. Несомненно, развивать свое воображение можно по-разному, но это необходимо осуществлять в любой деятельности, ведь без воображения она не может привести к желаемым результатам.
Согласно программе, на уроках литературного чтения младшие школьники только поверхностно знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Можно отметить две важные черты сказки: наличие художественного вымысла и оригинальность композиции (зачин, повтор и концовка). В сказке обычно повторяется главный эпизод, контрастирующее событие происходит в последний раз после повторяющегося эпизода, и следует финал. В учебниках по литературному чтению представлены разные сказки (авторские и народные, русские и зарубежные), их количество и тематика зависят от программы, по которой составлен учебник [1, с. 213].
Известно, что сказки о животных, волшебные и социальные сказки входят в программу обучения в начальной школе. Методика предлагает общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тому или иному жанру. Однако не всегда учитывается неоднородность жанра сказок, не определяется необходимый объем навыков, которые нужно сформировать у младших школьников при чтении различных видов сказок.
Так, именно знание литературных основ поможет педагогу лучше понять роль сказки, определить те приемы и методы, которые будут соответствовать данному типу сказки и способствовать формированию нужных навыков и развитию ребенка в учебном процессе в целом.
Работа со сказкой способствует созданию у детей нужного эмоционального тона для восприятия, настроя их на то, что не бывает однотипных сказок, что каждая сказка по-своему необычна и прекрасна.
Основной целью нашего исследования является учет новых методических подходов при работе над сказкой, которые сложились за последние несколько десятилетий, и определение о передовом педагогическом опыте их применения в начальной школе [2, с. 31].
Работа со сказками - это одновременно лечение и диагностика различных проблем ребенка, поле для формирования творчества младшего школьника.
В методике обучения литературному чтению в современное время появились новые подходы к чтению некоторых жанров, а также методы работы с ними. Начать работу со сказкой можно в раннем возрасте с пересказа. Вы можете разыграть с детьми такие сказки как «Маша и Медведь», «Лисица и Журавль», «Лиса и Рак». Для формирования умения выделять самые важные действия в сказке, а также для определения структуры сказки можно использовать различные наглядные средства обучения.
Самый простой тип визуальных моделей - это модель сериационного типа, которая представляет собой постепенно увеличивающиеся полосы различного размера. Учитель в процессе работы обсуждает с детьми, какого героя сказки можно заменить определённой полосой. Далее школьникам учитель предлагает собрать свои личные заменители в том порядке, какой указан в произведении. Данный прием призван помочь ученикам выявить логику сказки, внимательно проследить за происходящими событиями.
После освоения младшими школьниками сериационных моделей, рекомендуют применять двигательное моделирование. Этот вид работы имеет отличительную черту: учитель читает сказку, а ученики выполняют все необходимые действия.
Для того чтобы работать с данным видом моделирования, заранее готовятся кружки одинакового размера, но разного цвета для обозначения определенного персонажа сказки. Например, к сказке «Лиса и Рак» нужны такие круги: оранжевый (лиса), красный (рак). Далее ученик может использовать заместители на основе цвета или величины героев сказки, но при этом нужно, чтобы он понимал принцип замещения, мог объяснить какой круг замещает определённого героя сказки [3, с. 83].
В некоторых сказках могут преобладать два типа моделирования: двигательный и сериационный тип. В этой ситуации дети сначала вспоминают сказку, решая, какого героя в каком круге применять. Затем учитель рассказывает сказку, а обучающиеся указывают на нужный круг и выполняют с ним заданные действия.
Постепенно школьники учатся соотносить два типа реальности (изображенную и изображающую, моделирующую и смоделированную), применять в работе каждую из них. У младших школьников есть возможность сочинять свои рассказы, истории, сказки, то есть в творчество включаются фантазия, воображение, речь и мышление.
Существуют и другие методы работы со сказкой, например, работа по принципу антитезиса: добро противопоставляют злу, разум противопоставляют глупости, трудолюбие противопоставляют лени. Поэтому при чтении нужно четко выделять определённые места особой интонацией, с целью формирования впечатления от сказки и помощи детям понять ее замысел.
Не менее часто используется техника исполнения, при которой педагог, рассказывая сказку, выделяет черты характера положительных и отрицательных героев, чтобы младшие школьники могли понять, что это за герой и как к нему относиться.
При работе со сказкой эффективным является применение техники использования схем, в которой детям предлагается найти главных героев сказки и установить связи между ними, проследив сюжет произведения. Эта работа помогает скрасить события сказки, выделить возможные причины происходящего.
Современные исследователи жанра сказки выделяют особый вид работы - сказкотерапию. Она представляет собой погружение ребенка в сказочную атмосферу, наделение его способностью менять ход сюжета, фантазируя и дополняя события [7, с. 94]. Сказочная терапия заключается в анализе и определении главной сути содержания сказки. Работа направлена на понимание взаимосвязи смысла сказочного сюжета и реальной жизни.
Вариантом другого вида работы над произведением может быть способ рассказать сказку и придумать ее концовку. Интересным дополнением к работе детей в сказочной терапии может быть сочинение собственных сказок. Это занятие пробуждает у них желание фантазировать и развивает интерес к учебной деятельности.
Таким образом, на уроках литературного чтения возможно использовать различные методы развития воображения младших школьников.
Выводы. Таким образом, в психологии и педагогике проблема воображения занимает особое место, так как воображение, как психическое явление, играет в жизни человека огромную роль. По мнению многих психологов, воображение обогащает процессы познания и мышления, играет огромную роль в преобразовании объективной действительности. Воображение является познавательным психическим процессом и занимает особое место в жизни человека.
Литература:
1. Ванник, М.Э. Развиваем творческое воображение у детей / М.Э. Ванник // Наши дети. - 2019. - № 4. - С. 21-22.
2. Вергелес Г.И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2019. - № 100. - С. 34-42.
3. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.: Просвещение, 2007. - 278 с.
4. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческих способностей. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
6. Рузская, А.Г. Некоторые особенности воображения младшего школьника / А.Г. Рузская. - Москва // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учебное пособие / Сост. И.В. Дубровина, Анна Михайловна Прихожан, В.В. Зацепин. - Москва: Академия, 1999. - С. 159-163.
7. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. - Самара: Федоров, 2016. - 32 с.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Юртаева Ольга Алексеевна
ГБОУ ДПО «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования» (г. Симферополь)
РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Цель статьи обосновать роль профессиональной компетентности педагога в формировании функциональной грамотности школьников. Задачами исследования является анализ сущности понятий «грамотность», «функциональная грамотность», «компетентность», «профессиональная компетентность». В статье выполнен анализ ключевых компетенций функциональной грамотности, виды и содержания функциональной грамотности, основные её компоненты. Гипотеза исследования основана на предложении о том, что предложенные компетенции многогранной педагогической деятельности будут эффективно влиять на уровень сформированности профессиональной компетентности учителя, направленной на формирование функциональной грамотности школьников. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогических источников, анализ, сравнения обобщения и синтез.
Ключевые слова: грамотность, компетентность, компетенции, профессиональная компетентность педагога, функциональная грамотность.
Annotation. The purpose of the article is to substantiate the role of professional competence of a teacher in the formation of functional literacy of schoolchildren. The objectives of the study are to analyze the essence of the concepts of "literacy", "functional literacy", "competence", "and professional competence". The article analyzes the key competencies of functional literacy, the types and content of functional literacy, its main components. The hypothesis of the study is based on the suggestion that the proposed competencies of multi-faceted pedagogical activity will effectively influence the level of formation of professional competence of the teacher, aimed at the formation of functional literacy of schoolchildren. Research methods: theoretical analysis of psychological and pedagogical sources, analysis, comparison, generalization and synthesis.
Keyword: literacy, competence, competencies, professional competence of the teacher, functional literacy.
Введение. В Законе Российской Федерации «Об образовании» сказано, что образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [91.
На сегодняшний день перед обществом и школой стоит задача, касающаяся подготовки личности нового времени, поэтому ключевой идеей современного образования является развитие личности обучающихся, имеющие высокие духовные потребности, развитые умения самостоятельного планирования целей и реализации их в определенной практической деятельности.
Основу современного образования составит подготовка личности к активной жизни в глобальной информационной среде. То есть, в условиях глобализации от обучающегося требуется овладение способами взаимодействия с миром через исследование, проектирование, деятельность, коммуникацию и рефлексию, необходимых для осуществления процесса, связанного с грамотностью молодежи, которая выступает одним из факторов социального благополучия.
Изложение основного материала статьи. По мнению Б.С. Гершунского, образованность - это грамотность, доведение до общественного и личностного необходимого максимума и предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни человека и общества [2].