Научная статья на тему 'Нестандартные уроки литературного чтения в системе формирования читательского интереса младших школьников'

Нестандартные уроки литературного чтения в системе формирования читательского интереса младших школьников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1412
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ / ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / NON-STANDARD LESSONS / LITERARY READING / READER'S INTEREST / YOUNGER SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хоменко Елена Викторовна

В статье обоснована важность формирования читательского интереса у учащихся начальной школы. Охарактеризован один из возможных путей формирования интереса к чтению посредством нестандартных уроков литературного чтения. Описаны особенности проведения одного из типов нестандартных уроков литературного чтения урока-экскурсии (виртуальной). Представлена разработка урока-экскурсии (виртуальной) по теме «Жизнь Александра Сергеевича Пушкина».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-STANDARD LESSONS OF LITERARY READING IN THE SYSTEM OF THE READING INTEREST FORMATION OF YOUNGER SCHOOLBOYS

In article importance of formation of reader's interest at pupils of elementary school is proved. One of possible ways of formation of interest in reading by means of non-standard lessons of literary reading is characterized. Features of carrying out one of types of non-standard lessons of literary reading a lesson excursion are described (virtual). Development of a lesson excursion (virtual) of the subject «Alexander Sergeyevich Pushkin’s Life» is presented.

Текст научной работы на тему «Нестандартные уроки литературного чтения в системе формирования читательского интереса младших школьников»

УДК 372.882

Хоменко Елена Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Русский язык и русская литература»,

Гуманитарно-педагогический институт, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»;

Российская Федерация, Севастополь, e-mail: nikita1390@ya.ru

НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье обоснована важность формирования читательского интереса у учащихся начальной школы. Охарактеризован один из возможных путей формирования интереса к чтению посредством нестандартных уроков литературного чтения. Описаны особенности проведения одного из типов нестандартных уроков литературного чтения — урока-экскурсии (виртуальной). Представлена разработка урока-экскурсии (виртуальной) по теме «Жизнь Александра Сергеевича Пушкина».

Ключевые слова: нестандартные уроки, литературное чтение, читательский интерес, младшие школьники.

Elena V. Khomenko

PhD of Pedagogical science, Associated Professor of Department of Russian language and Russian literature, Humanitarian and Pedagogical Institute, Sevastopol State University

Russian Federation, Sevastopol

NON-STANDARD LESSONS OF LITERARY READING IN THE SYSTEM OF THE READING INTEREST FORMATION OF YOUNGER SCHOOLBOYS

Abstract. In article importance of formation of reader's interest at pupils of elementary school is proved. One of possible ways of formation of interest in reading by means of non-standard lessons of literary reading is characterized. Features of carrying out one of types of non-standard lessons of literary reading — a lesson excursion are described (virtual). Development of a lesson excursion (virtual) of the subject «(Alexander Sergeyevich Pushkin's Life» is presented.

Key words: non-standard lessons, literary reading, reader's interest, younger school students.

Для цитирования:

Хоменко, Е. В. Нестандартные уроки литературного чтения в системе формирования читательского интереса младших школьников // Гуманитарная парадигма. 2019. № 2 (9). С. 71-79.

Актуальность темы исследования определяется основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [6], школьной программы по литературе [4], согласно которым одной из приоритетных задач уроков литературного чтения в начальной школе является формирование у обучающихся потребности в систематическом чтении. Важность решения указанной проблемы обусловлена тем, что чтение является не только источником познания окружающей действительности, но, что более важно, мощным каналом духовно-нравственного становления личности ученика. Читая художественные произведения, наблюдая за поступками главных героев, оценивая эти поступки, школьники осваивают правила взаимодействия с другими людьми, приобретают опыт нравственного поведения, основанного на традициях отечественной духовной культуры. Именно поэтому так важно подготовить вдумчивого, внимательного, неравнодушного и заинтересованного читателя. Люди, обладающие такими качествами, способны ставить и решать различные жизненные задачи.

Огромные возможности для решения указанной задачи, на наш взгляд, предоставляют нестандартные уроки литературного чтения. Это уроки радости, творчества, положительных эмоций, эрудиции, нешаблонного мышления. Они способствуют максимальному развитию восприятия, внимания, воображения, мышления, речи, эмоциональной сферы учащихся за счёт яркости, образности, занимательности учебного материала, использования интерактивных форм работы, а также разнообразия видов деятельности школьников. Они интересны детям, поскольку по форме напоминают игру, в которой школьники чувствуют себя свободно и непринуждённо.

В школьной практике наиболее распространены следующие типы нестандартных уроков по литературному чтению: урок-экскурсия (виртуальная), урок-проект, урок-игра, интегрированный урок, урок-конференция, урок-викторина, урок-конкурс, урок-устный журнал, урок-КВН. Рамки статьи не позволяют охарактеризовать все вышеназванные типы уроков. Рассмотрим подробнее особенности проведения урока-экскурсии (виртуальной) в начальной школе.

В педагогической литературе экскурсия трактуется как «форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также

изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях» [з, с. 497]. Из определения видно, что урок-экскурсия проводится вне классной аудитории. Однако в настоящее время широкое распространение в учебном процессе получили так называемые виртуальные (заочные, интерактивные) экскурсии, которые, в отличие от обычных экскурсий, можно провести, не выходя за пределы класса. Это стало возможным благодаря современным аудиовизуальным техническим средствам обучения. Мысль о важности и необходимости использования экскурсий на уроках литературы отражена в работах известнейших методистов (Е. В. Александрова [1], О. Ю. Богданова [2], С. А. Леонов [2], М. А. Рыбникова [5], В. Ф. Чертов [2]). Главное назначение литературных экскурсий исследователи видят в том, чтобы «помочь правильному восприятию образов художественного произведения, способствовать созданию у школьников конкретных представлений о той действительности, которая отражена писателем, в обстановке которой он жил и работал» [1, с. 23]. В начальной школе виртуальную экскурсию целесообразно проводить на этапе знакомства с биографией писателя или поэта, а также на этапе подготовки учащихся к восприятию произведения. Учитель тщательно подбирает материал (фотографии, портреты, репродукции картин, видео, звуковые файлы и др.), выстраивает его в логической последовательности. Перед началом экскурсии проводится беседа, в ходе которой определяются её цель и задачи. Для облегчения восприятия школьникам раздаются маршрутные листы, в которых отмечены предполагаемые места посещений. Такие уроки очень нравятся детям, поскольку зрелищны и занимательны. Кроме этого, учебный материал усваивается одновременно двумя способами: через органы зрения и через органы слуха. Современные исследования показывают, что через органы зрения поступает в пять раз больше информации, чем через органы слуха. В человеческом мозге 30% объёма занимают нейроны, отвечающие за зрение, и только 3% из них отвечают за слух. Зрительная информация легче обрабатывается мозгом и запоминается, более прочно хранится. Благодаря наглядности, используемой в виртуальных экскурсиях, снижается утомление учеников, тренируется их творческое воображение, возрастает самостоятельность и активность учащихся, формируется положительное отношение к предмету.

Предлагаем разработку урока-экскурсии (виртуальной) по теме: «Жизнь Александра Сергеевича Пушкина».

Цели урока: расширение знаний учащихся о жизни А. С. Пушкина, воспитание интереса к его творчеству; развитие воображения, мышления, речи.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация (фотоматериалы).

Учитель. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы перенесёмся на 220 лет назад, в 1799 год, и совершим экскурсию по памятным местам известнейшего русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина.

Номер слайда и его описание

Фотоматериалы

1-й слайд.

В этом доме 6 июня 1799 года в Москве родился мальчик. Назвали его Сашей. Он был вторым ребёнком в семье. Всего в семье было 8 детей, но, к сожалению, выжили из них только трое: Александр, его старшая сестра Ольга и младший брат Лев. Все остальные дети (Николай, Павел, Софья, Михаил и Платон) умерли в раннем возрасте.

Домъ, ВЪ КОТОРОМЪ РОДИЛСЯ Пунжинъ, въ Москвъ.

Фото до 1899 года. Тогда Немецкая, а сегодня Бауманская улица.

2-й слайд.

Дом, где родился поэт, не сохранился. Спорят учёные по поводу того, где точно он мог бы находиться. На одном из зданий (ул. Бауманская, 40), которое сегодня стоит на месте предполагаемого места рождения А. С. Пушкина, находится

мемориальная доска.

ЗДШ. БЫ1Д0М. 1! ЙЙТОРОМ 26 ИДЯ 10100ЯЯ| 1799 ГОДА РОДИЛСЯ

АС". ПУШКИН

3-й слайд.

Маму Саши звали Надежда Осиповна. Происходила она из рода Ганнибал («арапа Петра Великого» — Ибрагима Ганнибала, которому приходилась внучкой). Она была очень красивой, но строгой. Владелица села Михайловского в Псковской губернии.

Отец поэта — Сергей Львович был военным человеком, но выйдя в отставку, начал карьеру государственного служащего. Отец поэта владел имением Болдино (село в Нижегородской области).

И отец, и мать Пушкина были очень общительными и образованными людьми.

Надежда Осиповна Пушкина (урожд. Ганнибал) (1775-1836).

Художник Ксавье де Местр, 1810 г.

Сергей Львович Пушкин

(1770-1848).

Картина неизв. художника 1810-е гг.

4-й слайд.

Почти каждое лето Саша проводил у своей бабушки по матери Марии Алексеевны Ганнибал в подмосковном селе Захарове, которое находилось недалеко от города Звенигорода. Именно бабушка научила говорить Сашу по-русски (сама она говорила на русском языке очень красиво и правильно). В те времена в дворянских семьях общались в основном по-французски, и Саша в детстве долгое время писал стихи исключительно на французском языке. Она очень любила своего внука, и он отвечал ей взаимностью.

5-й слайд.

Сейчас в селе Захарове находится Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина. Там очень интересно, и я советую Вам обязательно там побывать.

6-й слайд.

С рождения рядом с маленьким Сашей находилась няня Арина Родионовна. По вечерам она рассказывала ему русские народные сказки, пела народные песни. Маленький Саша очень тепло относился к своей няне, и это трогательное, любящее отношение к ней он сохранил на всю жизнь. Немало стихотворений он посвятил своей любимой няне: «Я сам не рад болтливости своей», «Зимний вечер». А со стихотворением «Няне» мы с вами подробнее познакомимся на следующем уроке.

Мария Алексеевна Ганнибал (1745-1818)

Арина Родионовна Яковлева, няня Александра Пушкина. Картина неизв. художника до 1825 г.

7-й слайд.

В 1811 году в Царском Селе (недалеко от Санкт-Петербурга) было открыто высшее учебное заведение для дворянских детей -

Императорский Царскосельский лицей. И родители Пушкина решили отдать сына в это учебное заведение. Так в 11 лет Александр уезжает из семьи и начинает юношескую жизнь. К этому времени он получил хорошее домашнее образование и владел несколькими иностранными языками.

8-й слайд.

Для воспитанников были созданы все условия: прекрасная библиотека, отдельная комната, Нововведением лицея был запрет на физические наказания воспитанников (в отличие от других учебных заведений, где телесное наказание было обычным делом). Распорядок дня в лицее был такой: 7 часов длились учебные занятия, затем сон и прогулки на природе, различные игры и гимнастика. Большое внимание уделялось спортивным занятиям, музыке, рисованию и иностранным языкам. Отметки лицеистам не ставили, но на каждого учащегося составлялся отзыв.

Комната лицеиста Александра Пушкина № 14

9-й слайд.

В лицее Александр быстро подружился с другими лицеистами, дружба с некоторыми из которых (Пущиным, Дельвигом, Кюхельбекером) продолжалась всю жизнь.

Лицеисты любили Пушкина за подвижность, остроумие, преданность друзьям.

Здесь он начал писать стихи.

10-й слайд.

В этом доме по улице Мойка 12

(Санкт-Петербург) Пушкин снимал квартиру и жил после окончания лицея. Здесь он пишет знаменитое стихотворение «Вольность». В нём он выступает против такой формы правления в то время в России, при которой вся власть сосредоточена в руках одного человека. В наказание Пушкина ссылают на юг. В течение 4-х лет он побывал на Украине, на Кавказе, в Молдавии и в Крыму.

11-й слайд.

А в 25 лет поэта снова ссылают, но уже в родовое село Михайловское. Летом Пушкину не было скучно, потому что в Михайловском жила вся его семья, но зимой она уезжала в город, и поэт оставался один.

12-й слайд.

И вот в один из зимних дней к поэту в Михайловское на один день приезжает его близкий друг со времён лицея Иван Пущин. Эту встречу изобразил известный русский художник Николай Ге.

В комнате мы видим множество книг, на столе разложены бумаги, перья, значит, Пушкин много работал, мог свободно заниматься творчеством. А рядом - его любимая няня.

13-й слайд.

В 31 год Пушкин женится на самой красивой женщине Петербурга - Наталье Гончаровой. У них было четверо детей: Мария, Александр, Григорий и Наталья.

На акварельном портрете А. П. Брюллова Наталье Николаевне нет ещё 18-ти лет. Любил рисовать свою жену и Пушкин: в рукописях поэта обнаружено четырнадцать изображений Натальи Николаевны

14-й слайд.

27 января 1837 года состоялась дуэль между Дантесом и Пушкиным, который вступился за честь своей жены.

В этой дуэли поэт был смертельно ранен и 6 февраля умер.

Портрет Н. Н. Пушкиной кисти А. Брюллова. 1831-1832.

Дуэль А. С. Пушкина с Дантесом.

Художник П. П. Соколов, 1890 г.

15-й слайд.

Похоронен А. С. Пушкин на территории Святогорского монастыря Псковской губернии, недалеко от родового Михайловского.

Потомки великого поэта живут в разных странах всего мира: в России, США, Англии, Германии, Бельгии.

Александра Сергеевича Пушкина можно назвать гениальным человеком. В этом году исполняется 182 года со дня его смерти. За 37 лет он сделал так много, что мы до сих пор помним, любим его и гордимся им!

В заключение отметим, что нестандартные уроки, как показывает опыт, способствуют приобщению младших школьников к чтению, создают благоприятную читательскую среду и обеспечивают вовлечение учащихся в чтение лучших произведений отечественной и зарубежной литературы.

Литература

1. Александрова, Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы // Литература в школе. 2010. № 10. С. 22-24.

2. Богданова, О. Ю., Леонов, С. А., Чертов, В. Ф. Методика преподавания литературы : учеб. для студентов пед. вузов. М. :Академ А, 1999. 162 с.

3. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учеб. для академического бакалавриата. 4-е изд., перераб. и доп. М. :Юрайт, 2016. 719 с.

4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. [Электронный ресурс]. 5-е изд., перераб. Ч. 1. М. : Просвещение, 2011. 400 с. URL: http:// part.abatskobr.ш/media/cms_page_media/232/Примерные%20программы%20 НАЧАЛЬНАЯ%20ШКОЛА%20Ч.1^

5. Рыбникова, М. А. Очерки по методике литературного чтения :пособ. для учителя. 4-е изд., испр. М. : Просвещение, 1985. 288 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.