Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №7/2021
ИНТЕРАКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ПОДРОСТКОВ
INTERACTIVE WAYS OF FORMING READERS INTEREST IN
ADOLESCENTS
УДК 373.1:371.8
Мигунова К.С., бакалавр, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец
Веремеенко Д.Д., бакалавр, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец
Научный руководитель: Нехороших Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец
Migunova K.S. [email protected] Veremeenko D.D [email protected] Academic Supervisor: Natalya Aleksandrovna Nekhoroshikh
Аннотация
В статье раскрываются особенности формирования интереса к литературе у подростков с помощью интерактивных способов. Их использование учителем на уроке и во внеурочной деятельности будет наиболее эффективным с учащимися средней ступени общего образования, т.к. учитываются возрастные особенности этого периода. Привлечение родителей школьников к совместному участию с детьми в интерактивных мероприятиях также окажет
благоприятное воздействие на развитие читательского интереса не только у подростков, но и у взрослых.
Annotation
The article reveals the features of the formation of interest in literature among adolescents using interactive methods. Their use by the teacher in the classroom and in extracurricular activities will be most effective with students of the secondary level of general education, because the age characteristics of this period are taken into account. Involving parents of schoolchildren in joint participation with children in interactive activities will also have a beneficial effect on the development of reading interest not only among adolescents, but also among adults. Ключевые слова: читательский интерес, формирование читательского интереса, интерактивные способы, подростки, мотивация к чтению. Keywords: reader interest, formation of reader interest, interactive methods, adolescents, motivation to read.
Литература во все времена имела серьезное значение в формировании и развитии личности подростка. Через литературу закладываются основы морали, школьники получают необходимый жизненный опыт, понимают значение нравственности. Литература обогащает духовный мир ребенка, способствует развитию речи, творческих способностей, мышления. Педагоги-словесники не просто открывают ребенку путь к важнейшему источнику информации - книге, но и обогащают душу ученика, стимулируют самопознание и развивают творческий потенциал.
По мнению Коньковой Т.Ю. и Пудовкиной Н.В., именно литература прививает нормы морали и нравственности, воспитывает патриотические чувства, приобщает к национальному характеру, знакомит читателей с проблемами, которые остаются актуальны по сей день [1,4]. Интеллектуально-воспитательное воздействие литературы трудно переоценить.
Сегодня, к сожалению, мы наблюдаем снижение читательского интереса не только среди школьников, но и среди мирового населения в целом, что чревато потерей жизненных духовных основ у молодых людей. Причины данной проблемы, по нашему мнению, кроются в значительном влиянии средств массовой информации, зависимости от интернет-ресурсов и социальных сетей, особенностях восприятия информации через видео-контент. В кратком терминологическом словаре по библиотерапии доктора педагогических наук Юлии Николаевны Дрешер определение читательского интереса изложено как «избирательно-положительное отношение читателя к чтению произведений печати, эмоционально привлекательных или значительных для него в каком-то аспекте» [6, с. 364-365]. Также формирование интереса к литературе у подростков освещали в своих работах ряд педагогов, методистов и ученых. Оморокова М.И., Ефросинина Л.А., Джежелей О.В., Тимошенко Т.И. и др. ученые рассматривали психолого-педагогические условия формирования и развития читательского интереса, среди которых: дифференцированный подход, учет личностных и возрастных особенностей учащихся, а также понимание структуры читательской компетентности.
Ефросинина Л.А. и М.И. Оморокова подчеркивают, что интерес к чтению начинается в том случае, если у читателя сформировано свободное осознанное чтение и совершенствованы учебно-познавательные мотивы чтения [5]. Т.И. Тимошенко, в свою очередь, утверждает, что развитию познавательной самосознательности и читательского интереса способствует нестандартная форма проведения уроков [8].
По словам О.В. Джежелей, развивать читательский интерес необходимо еще с ранних лет жизни ребенка, так как детям в данном возрасте очень важно общение с книгой, не только с содержанием, но и с ее формой [7]. Мы разделяем мнение всех ученых. Действительно, еще в детстве родители должны начать прививать своим детям любовь к литературе и не спеша
развивать у них читательский интерес, однако именно в подростковом возрасте окончательно формируется читательский интерес. В этот период юные читатели пытаются найти и определить свои интересы и предпочтения, находятся в поиске моделей поведения и жизненного пути. Именно из книги школьник может подчеркнуть необходимую модель поведения и опыт на примере опыта героев произведений литературы, на основе опыта разных эпох и знаний, на основе опыта писателей.
Сегодня вкусы молодежи быстро меняются, поэтому все более актуальным становится вопрос поддержки национальной культуры, уважения к шедеврам литературы.
Формирование мотивации к чтению произведений литературы должно начинаться с изучения интересов читателей-школьников. Поэтому важно определить потребности, литературные предпочтения обучающихся, уровень эстетического развития школьников, на основе чего развивать более глубинные интересы. Выполнив данную задачу, перед педагогами русского языка и литературы и библиотекарями возникает вторая задача - комплексное эстетическое и нравственное воспитание подрастающего поколения. Изучение литературных предпочтений школьников велось с помощью опроса учащихся 9-х классов, в котором приняли участие более 30 подростков. На основе опроса мы выяснили следующее:
1) у 60% школьников нет любимых произведений, либо это произведения, которые изучались еще в начальной школе;
2) большинство школьников ответили, что им интересна литература, входящая в школьную программу, а порядка 8% школьников отметили, что не все произведения им интересы.
3) более 50% школьников затруднилось ответить, какие произведения они бы убрали или добавили в школьную программу, что еще раз доказывает несформированность их читательских интересов;
Также самим ученикам и их родителям был задан вопрос: «Каким вы представляете себе идеальный урок литературы, направленный на повышение читательского интереса?». Это было сделано для того, чтобы понять, какой именно формат изучения литературы наиболее интересен школьникам. После ответа подростков стало понятно, что эффективно работают: электронный рекомендательный список, классные часы, основной темой которых является привитие любви к чтению, чаепития с книгой, читательские конференции и просмотр экранизаций произведений литературы.
Родители же считают, что для повышения мотивации к изучению литературных произведений, важно проводить интегрированные занятия: русский язык и литература, литература и музыка. Интересный опыт интеграции иностранного языка и русской литературы, когда учащиеся обмениваются информацией о произведениях со школьниками из других стран.
Принимая во внимание результаты опроса, мы еще раз хотим обратить внимание на то, что к 9 классу у обучающихся не до конца сформировался читательский интерес.
Но мы верим, что преподавание, основанное на диалоге и сотрудничестве педагога-словесника и ученика, способствует возникновению читательского интереса, мотивации к изучению литературных произведений, воспитанию активного читателя.
Как известно, любовь к книгам развивается не только в школе, но и в семье. Поэтому родители тоже должны приложить усилия в формировании читательского интереса у детей. Совместные литературные гостиные, семейные проекты, экскурсии в библиотеку, семейные конкурсы чтецов повышают мотивацию к чтению не только среди подростков, но и их родителей.
Учителю литературы необходимо находиться в тесном контакте не только со школьной, но и с городской, районной библиотеками. Сегодня библиотеки
предлагают разнообразные инновационные популяризации литературы -различные юбилеи писателей, литературные гостиные, литературные встречи, библиотечные уроки, КВН, литературно-музыкальные вечера и др. Как на занятиях, так и во внеурочной деятельности по литературе, в том числе и в сотрудничестве с библиотеками, можно использовать современные технические средства - презентации, музыкальное сопровождение, художественную самодеятельность, инсценировки и др. - для того, чтобы развить интерес к чтению произведений у подростков, т.к. через визуализацию восприятие информации в век информационных технологий является наиболее эффективным.
Важно знакомить учащихся с различными произведениями художественной литературы, предложить вести читательский дневник для того, чтобы научить подростка перерабатывать и анализировать информацию, что поспособствует лучшему ее усвоению и поможет развить читательский интерес. Можно воспользоваться и более современными и близкими молодежи способами -размещать информацию о произведениях в социальных сетях, группах класса, в мессенджерах вести обсуждение наиболее интересных подброскам тем, которые поднимаются в литературных произведениях.
Мы предлагаем использовать сравнительно новый и нестандартный способ привить любовь к чтению литературных произведений - буктрейлер. Это своеобразный видеоанонс произведения, который направлен на формирование заинтересованности читателя, на то, чтобы подтолкнуть его к прочтению представленной книги. Целью таких роликов является пропаганда чтения. Их главная задача - привлечь внимание к книгам при помощи визуальных средств (слайдшоу, презентации или видеосъемки).
Технология работы с буктрейлером, развивающая универсальный «навык XXI века» [2] и отвечающая специфике литературной подготовки обучающихся, может помочь в решении проблемы введения целесообразных методических
форматов обучения. Буктрейлер как новый жанр интегрирует визуальное искусство, художественную образность и мультимедиа-технологии. Реализуя данную технологию, учитель пробуждает у школьников желание ознакомиться с предложенным произведением - прочитать и осмыслить его содержание. Это обуславливает достижение необходимых предметных результатов, к которым относятся:
- правильное понимание читаемого произведения и его смысловой анализ, интерпретация художественного текста и отбор произведений для чтения;
- определение цели чтения, формирование ценностных ориентаций на основе определения проблемы и авторской позиции;
- определение позиции автора и формулировка собственного отношения к ней;
- написание учащимися аналитических и интерпретирующих текстов различных форматов;
- определение актуальности произведений для разных поколений и построение диалога с другими читателями;
- сравнение художественного текста и его представления в других искусствах [3, с. 76-80].
По нашему мнению, школьникам также интересна акция «буккросинг» - обмен прочитанными книгами. При этом, данную акцию можно проводить не только в рамках школы, но и как городскую акцию.
Таким образом, для формирования читательского интереса у школьников необходимо учитывать их литературные предпочтения, использовать в урочной и неурочной деятельности нестандартные и интерактивные технологии и современные средства обучения.
Литература
1. Конькова Татьяна Юрьевна Формирование у школьников интереса к чтению классической художественной литературы как научно-педагогическая проблема // Вестник МГУКИ. 2017. №1 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-shkolnikov-interesa-k-
chteniyu-klassicheskoy-hudozhestvennoy-literatury-kak-nauchno-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 23.05.2021).
2. Лисовская Т.А. Буктрейлер как современный способ продвижения книги в библиотеке: методические рекомендации. Вып. 1/ Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В.Ф. Морозова - Петрозаводск: ДЮБ РК, 2016. С. 76-80.
3. Никонова Н. И., Терентьева В. В. Буктрейлер как средство активизации читательского интереса студентов // АНИ: педагогика и психология. 2019. №3 (28). URL:https://cyberlenmka.m/artide/n/buktreyler-kak-sredstvo-aktivizatsii-chitatelskogo-interesa-studentov (дата обращения: 23.05.2021).
4. Пудовкина Н.В. Методические аспекты формирования читательского интереса младших школьников в процессе выполнения творческих заданий // Образовательный альманах. 2021. № 2 (40). URL: https: //f.almanah.su/40.pdf
5. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Программа «Литературное чтение в современной начальной школе». М.: Вентана-Граф, 2010.
6. Дрешер Ю. Н. Краткий терминологический словарь по библиотерапии, 2009 г. - с. 364-365.
7. Джеджелей О.В. Литературное чтение. Чтение и литература 1-4 классы. Методическое пособие. Дрофа 2011, 240с.
8. Тимошенко Т.И.: стимулирование познавательной деятельности учащихся на нетрадиционных уроках/Т.И. Тимошенко: Белгород 1997, 108с.
Literature
1. Kon'kova Tatyana Yurievna Formation of schoolchildren's interest in reading classical fiction as a scientific and pedagogical problem // Vestnik MGUKI. 2017. No. 1 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7formirovanie-u-shkolnikov-interesa-k-chteniyu-klassicheskoy-hudozhestvennoy-literatury-kak-nauchno-pedagogicheskaya-problema (date of access: 23.05.2021).
2. Lisovskaya T.A. Booktrailer as a modern way of promoting a book in the library: guidelines. Issue 1 / Children and Youth Library of the Republic of Karelia named after V.F. Morozova - Petrozavodsk: DYuB RK, 2016.S. 7680.
3. Nikonova NI, Terent'eva VV Booktrailer as a means of enhancing the readers' interest of students // ANI: pedagogy and psychology. 2019. No. 3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/buktreyler-kak-sredstvo-aktivizatsii-chitatelskogo-interesa-studentov (date of access: 23.05.2021).
4. Pudovkina N.V. Methodological aspects of the formation of the readers' interest of primary schoolchildren in the process of performing creative tasks // Educational almanac. 2021. No. 2 (40). URL: https://falmanah.su/40.pdf
5. Efrosinina L.A., Omorokova M.I. The program "Literary reading in a modern elementary school". M .: Ventana-Graf, 2010.
6. Drescher Yu. N. Brief glossary of bibliotherapy, 2009 - p. 364-365.
7. Dzhedzheley OV Literary reading. Reading and literature grades 1-4. Toolkit. Bustard 2011, 240s.
8. Timoshenko TI: stimulating the cognitive activity of students in non-traditional lessons / TI. Timoshenko: Belgorod 1997, 108s.