Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марченко Анастасия Алексеевна, Фоменко Наталья Викторовна

Данная статья посвящена проблеме развития познавательных функций младших школьников на уроках литературного чтения с использованием творческих заданий. В ходе педагогического эксперимента нам удалось проанализировать: ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ, учебник русского языка для 3 класса, в двух частях, авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г.. Авторами статьи был проведён формирующий этап педагогического эксперимента, с опорой на результаты констатирующего этапа. В ходе формирующего этапа было представлено содержание работы по использованию творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования познавательных функций у младших школьников. Чтобы эффективно провести такого вида работу, мы ознакомились с классификацией творческих заданий на уроках литературного чтения (автор М.Р. Львов) [2, С. 144]. Стоит отметить, что результаты обучающихся на уроках были высокими. Это говорит о том, что применение творческих заданий на уроках способствовало усвоению необходимых знаний и умений. Такой подход будет благоприятно влиять не только на развитие познавательных функций, но и окажет влияние на развитие активности, самостоятельности, креативности личности и поспособствует формированию коммуникативных навыков и коллективизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марченко Анастасия Алексеевна, Фоменко Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COGNITIVE FUNCTIONS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN LITERARY READING LESSONS USING CREATIVE TASKS

This article is devoted to the problem of the development of cognitive functions of younger schoolchildren in literary reading lessons using creative tasks. During the pedagogical experiment, we were able to analyze: the Federal State Educational Standard, the Federal State Educational Standard of the Higher Educational Institution, the textbook of the Russian language for the 3rd grade, in two parts, by the authors Kanakina V.P., Goretsky V.G. The authors of the article conducted the formative stage of the pedagogical experiment, based on the results of the ascertaining stage. During the formative stage, the content of the work on the use of creative tasks in literary reading lessons as a means of forming cognitive functions in younger schoolchildren was presented. In order to effectively carry out this type of work, we got acquainted with the classification of creative tasks in the lessons of literary reading (author M.R. Lviv). It is worth noting that the results of the students in the lessons were high. This suggests that the use of creative tasks in the classroom contributed to the assimilation of the necessary knowledge and skills. Such an approach will favorably influence not only the development of cognitive functions, but will also have an impact on the development of activity, independence, creativity of the personality of students and will contribute to the formation of communication skills and collectivism.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ»

13. Федосеева, П.Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа / П.Г. Федосеева. -Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. - 96 с.

14. Экологическое образование / Авт.-сост. Н.В. Гороховатская и др. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - 321 с.

15. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2005. - 186 с.

УДК 373.31

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

бакалавр Марченко Анастасия Алексеевна Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир);

кандидат педагогических наук, доцент Фоменко Наталья Викторовна Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

Постановка проблемы. Развитие познавательных функций личности через творческую деятельность является одной из наиболее актуальных проблем, рассматриваемой в истории педагогической науки. Данная проблема в области психолого-педагогичнских исследований рассматривалась известными учёными (Т.И. Артемьев, Б.С. Ананльев, Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, Б.М. Теплов, А.Н. Леонттев и другие).

Познавательные функции - это специфические психологические функции человека, к которым относят: внимание, память, мышление, восприятие, вображение и речь [1, С. 35]. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и одной из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей [4]. Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме формирования познавательных функций, которые способствуют становлению индивидуальности школьника, самовыражению и успешной социализации [8, С. 67-68].

Изложение основного материала. В рамках данного исследования был проведён самый продуктивный метод педагогического исследования - педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент - это исследовательская деятельность, осуществляемая с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях. В рамках педагогического эксперимента используется комплекс тестов, методик и методов [3, С. 89].

Проведение психолого-педагогического эксперимента предполагает три основных этапа работы:

I этап: Констатирующий.

II этап: Формирующий.

III этап: Контрольный.

В данном эксперименте приняли участие обучающиеся школы ГБОУ Краснодарского края (специальной) коррекционной школ-интернат №3 г. Армавир в составе: 15-ти человек (3 «А» класс). Младшие школьники в данном классе являются слабовидящими, какие - либо отклонения и задержки психического развития у младших школьников отсутствуют.

В ходе констатирующего этапа педагогического эксперимента, нами было проведено:

- первичное диагностирование младших школьников 3-его класса на уровень сформирвоанности познавтаельных функций;

- опрос учителей начальной школы, в ходе которого мы смогли определить, на каких уроках, по мнению учителей начальной школы, происходить наиболее эффективное формирование познавательных функций у младших школьников;

- провели тестирование обучающихся 3-его класса, чтобы выявить частоту использования творческих заданий на уроках литературного чтения.

Проанализировав результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента, мы сделали вывод, что у младших школьников познавательные функции сформированы недостаточно. Данная проблема связана с тем, что учителя начальной школы практически не применяли творческие задания на уроках литературного чтения. Обучающиеся 3-х классов не проявляют особого интереса к различным видам творческой работы на данном уроке.

На основе полученных данных был проведён формирующий этап педагогического эксперимент, направленный на развитие познавательных функций младших школьников с применением творческих заданий на уроках литературного чтения. Формирующий этап педагогического эксперимент проводился в несколько подэтапов:

1) подготовительный;

2) основный;

3) заключительный.

В результате проведения подготовительного подэтапа нам удалось проанализировать: ФГОС НОО[4], ФГОС НОО ОВЗ [5], так как в выбранном нами классе обучаются слабовидящие школьники и учебник русского языка для 3 класса, в двух частях, авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г. Благодаря подобранному дидактическому материалу на основном подэтапе, мы смогли эффективно спроектировать и представить комплекс творческих заданий. А также, согласно календарно-тематическому планированию, был подготовлен комплекс фрагментов уроков по литературному чтению, который способствовал формированию и развитию памяти, внимания, мышления, речи, воображения и восприятия обучающихся 3-его класса.

Работа строилась так, чтобы обучающиеся на уроках не только принимали участие в готовых разработках творческих заданий, но и могли сами разрабатывать творческие задания, проявляя при этом себя как личность активную, самостоятельную, творческую и креативную.

Для более полной характеристики исследования приведём примеры разработанных фрагментов уроков:

Фрагмент урока литературного чтения №1

Тема урока: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Козявочку»

Цель урока: Познакомить обучающихся со сказкой Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про Козявочку»

Творческое задание Составление вопросов к тексту литературного произведения

Перед проведением творческого задания, обучающиеся на уроке ознакомились со сказкой. Младшие школьники по -цепочке прочли сказку с выражением, соблюдая паузы и нужную интонацию. Далее учитель вместе с обучающимися обсуждают прочитанное литературное произведение, применяя словесное описание главного героя сказки. Затем учитель предлагает младшим школьникам принять участие в соревновании.

- Ребята, я хочу предложить вам принять участие в интеллектуальном соревновании. Как вам такое предложение? (Нам нравится!)

- Отлично. Вам необходимо будет разделиться на две команды по 3 человека, выбрать капитана в своей команде. Каждой команде необходимо будет составить по 6 вопросов другой команде. Вопросы должны быть связаны с содержанием прочитанной сказки про Козявочку. Как только ваша команда будет готова- поднимите руку, чтобы мы видели вашу готовность. Всем понятно, что делать? (Обучающиеся внимательно слушают учителя. Да, всем всё понятно)

- Прекрасно! Приступаем к работе.

На данном этапе урока обучающиеся делятся на две команды по 3 человека. Здесь важно не забыть повторить с обучающимися правила работы в группе. Каждая команда составляет свои вопросы для соперников и показывает свою готовность поднятой рукой.

- Все готовы? (Да). Отлично. Сейчас по очереди каждая команда будет задавать свои вопросы. Вопросы от команды зачитывает капитан. Если соперник ответил верно на ваш вопрос- вы ставите знак «+», если же ответ не верный - знак «-». Я тоже буду оценивать ваши команды, чтобы было честно. По итогам нашего соревнования, мы сделаем вывод и выявим победителя. Всем всё понятно? (Да) Отлично, надеюсь на вашу честность. Приступаем к соревнованию.

Далее обучающиеся приступают к соревнованию, задают вопросы своим соперникам и оценивают их ответы соответствующими знаками. Учитель в это время так же оценивает ответы обучающихся. По окончании соревнований учитель сравнивает данные, пометки обучающихся со своими.

- Итак, результаты подсчитаны. Хочу поблагодарить обе команды за активную и честную работу. Вы очень хорошо постарались. Давайте поздравим наших победителей аплодисментами.

По окончании урока каждый обучающийся получает небольшую награду - медальку, на которой написаны слова благодарности и мотивации: «Умница! Спасибо за хорошую работу!».

Таким образом, в данном фрагменте было представлено творческое задание - составление вопросов к тексту литературного произведения, которое способствовало развитию мышления младших школьников. Данное творческое задание так же повлияло на развитие самостоятельности, креативности и коллективизма в классе, так как младшие школьник работали в группах.

Фрагмент урока литературного чтения № 2

Тема урока: «И.А. Бунин. Создание словесной и графической картины»

Цель урока: учить умению передавать личностный опыт наблюдений за природой в своих словесных и графических зарисовках

Творческое задание Словесное и графическое иллюстрирование

Для начала учитель знакомит обучающихся со стихотворением И.А. Бунина «После половодья», в котором описано весеннее утро после половодья. Рассказывает школьникам что такое половодье и в какое время года такое явление можно наблюдать. Далее наступает планирование творческой работы, в ходе которого учитель предлагает обучающимся стать, также как и И. А. Бунин- писателями или поэтами и нарисовать уже свои словесные картины.

- Ребята, а вы не хотите попробовать стать самостоятельно писателями или поэтами и создать свои собственные словесные картины? (Да, хотим).

- Отлично, я предлагаю вам составить словесные картины на тему «Особенно красивая весна». Давайте сейчас каждый из вас вспомнит или представит самый красивый весенний пейзаж, который вы видели в своей жизни. То явление или деталь, которая вам очень хорошо запомнилась и запала в сердце. (Да, мы согласны, таких моментов много и они все красивые)

- Очень важно! Ребята, вам необходимо не только представить словесное описание, но и графически изобразить то, что вы опишите. У вашей работы должно быть название, которые вы так же придумаете самостоятельно. Ещё раз вообразите картину и пишите. По окончании выполнения задания- проверьте ошибки в написанном вами тексте. Как будете готовы-покажите свою готовность поднятой рукой.

На данном этапе обучающиеся приступают к выполнению задания. Составляют свои собственные словесные и графические работы. Младшими школьниками были описаны такие весенние наблюдения, как: появление первых почек, первый подснежник, разнообразное пение птиц, красота и запах веточек вербы и многое другое. Далее обучающиеся сначала рассказывали о своих весенних наблюдениях, представляли свою словесное и графическое иллюстрирование, а в конечном итоге, учителем была организована выставка графических работ младших школьников. Данной выставкой заинтересовались обучающиеся других классов начальной школы. Большинство младших школьников 3-его «Б» класса с большим интересом рассказывали другим ребятам о своей работе практически полностью повторяя текст своего словесного иллюстрирования.

Таким образом, в данном фрагменте было представлено творческое задание - словесное иллюстрирование с графическим иллюстрированием, которое способствовало развитию речевых навыков младших школьников, а также положительно повлияло на их активность, самостоятельность и познавательный интерес.

Выводы. Подводя итоги нашего исследования, можно отметить, что на уроках литературного чтения применялись не только задания, разработанные учителем, но и задания созданные младшими школьниками в процессе проведения уроков литературного чтения на разных этапах. Обучающиеся 3-его класса активно принимали участие в творческой работе, предложенной учителем, проявляли инициативу в создании новых творческих работ. Вместе с обучающимися нам удалось, выделить основное назначение творческих заданий в обучении - это развивать познавательный интерес, креативность и самостоятельность младших школьников. В процессе проведения занятий очень высоко поднялся стимул к

самостоятельному прочтению текстов литературных произведений, младших школьников интересовали нестандартные формы проведения и подачи учебного материала.

Стоит отметить, что результаты обучающихся на уроках были высокими. Практически все справлялись с заданиями без ошибок. Это говорит о том, что применение творческих заданий на уроках способствовало усвоению необходимых знаний и умений. Поэтому, если целенаправленно применять творческие задания в процессе обучения младших школьников на уроках литературного чтения, то уровень сформированности познавательных функций, а так же успеваемость будет намного выше. Так же, такой подход будет благоприятно влиять на развитие активности, самостоятельности, креативности личности обучающихся и поспособствует формированию коммуникативных навыков и коллективизма.

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме развития познавательных функций младших школьников на уроках литературного чтения с использованием творческих заданий. В ходе педагогического эксперимента нам удалось проанализировать: ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ, учебник русского языка для 3 класса, в двух частях, авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г.. Авторами статьи был проведён формирующий этап педагогического эксперимента, с опорой на результаты констатирующего этапа. В ходе формирующего этапа было представлено содержание работы по использованию творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования познавательных функций у младших школьников. Чтобы эффективно провести такого вида работу, мы ознакомились с классификацией творческих заданий на уроках литературного чтения (автор М.Р. Львов) [2, С. 144]. Стоит отметить, что результаты обучающихся на уроках были высокими. Это говорит о том, что применение творческих заданий на уроках способствовало усвоению необходимых знаний и умений. Такой подход будет благоприятно влиять не только на развитие познавательных функций, но и окажет влияние на развитие активности, самостоятельности, креативности личности и поспособствует формированию коммуникативных навыков и коллективизма.

Ключевые слова: познавательные функции, младший школьник, литературное чтение, творчество, творческие задания, развитие.

Annotation. This article is devoted to the problem of the development of cognitive functions of younger schoolchildren in literary reading lessons using creative tasks. During the pedagogical experiment, we were able to analyze: the Federal State Educational Standard, the Federal State Educational Standard of the Higher Educational Institution, the textbook of the Russian language for the 3rd grade, in two parts, by the authors Kanakina V.P., Goretsky V.G. The authors of the article conducted the formative stage of the pedagogical experiment, based on the results of the ascertaining stage. During the formative stage, the content of the work on the use of creative tasks in literary reading lessons as a means of forming cognitive functions in younger schoolchildren was presented. In order to effectively carry out this type of work, we got acquainted with the classification of creative tasks in the lessons of literary reading (author M.R. Lviv). It is worth noting that the results of the students in the lessons were high. This suggests that the use of creative tasks in the classroom contributed to the assimilation of the necessary knowledge and skills. Such an approach will favorably influence not only the development of cognitive functions, but will also have an impact on the development of activity, independence, creativity of the personality of students and will contribute to the formation of communication skills and collectivism.

Key words: cognitive functions, junior high school student, literary reading, creativity, creative tasks, development.

Литература:

1. Биржевая, Т.А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения в третьем классе / Т.А. Биржевая // Начальная школа. - 2016. - №7. - С. 35.

2. Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей учащихся / Н.К. Винокурова. - М.: Педагогический поиск, 2009. - С. 144

3. Гуржова, И.В. Уроки литературного чтения в начальной школе / И.В. Гуржова // Начальная школа. - 2003. -№2. - С. 89.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2018. - Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/75cb08fb7d6b269e9ecb078bd541567b/, свободный доступ

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2016. - Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/75cb08fb7d6b269e9ecb078bd541567b/, свободный доступ

6. Фоменко, Н.В. Организация творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения: учебно-методическое пособие / Фоменко Н.В. - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - С. 88

7. Штурбина, Н.Л. Поиск путей повышения эффективности уроков чтения и литературно- творческое развитие учащихся/ Н.Л. Штурбина // Начальная школа. - 2014. - №11. - С. 67-68.

УДК 372.874

РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ

ЖИВОПИСИ

студентка Матюхина Людмила Максимовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой художественного образования Перевышина Наталья Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» (г. Екатеринбург)

Постановка проблемы. Одной из актуальных проблем современного школьного образования является проблема развития эстетического вкуса у младших школьников. Особенно остро она ощущается в школе. Причины такого положения кроются во множестве проблем воспитания: это и недостатки существующих программ дисциплин художественно-гуманитарного цикла, и разобщенность этих дисциплин, и недостаточная разработка методик, и низкий уровень подготовки учителей, и слабая оснащенность учебного процесса (Анохин П.К., Выготский Л.С., Усова А.В., Фельдштейн Д.И. и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.