Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Е. Н.

В статье представлен обзор современных зарубежных исследований по вопросам использования интерактивных технологий при обучении иностранному языку учащихся высшей школы. Дан анализ наиболее эффективных методик, применяемых в процессе формирования и развития у студентов коммуникативной иноязычной компетенции. Описаны примеры успешного применения новейших форм обучения, в том числе использование ресурсов социальных сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INTERACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT HIGH SCHOOL

The article presents review of modern foreign research on the interactive educational techniques used in the process of teaching university students a foreign language. The analyses of the most effective methods, applied for forming and developing communicative language competence is given. Successful use of newest teaching forms, including social networks recourses’ usage, is described.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/86307.html (дата обращения: 07.04.2020). - Текст: электронный

4. Панчук, Т. А. Формирование готовности будущего учителя технологии к проектной деятельности / Т. А. Панчук, И. Б. Соловьева // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 1. - С. 108-110.

УДК 378.02

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ APPLICATION OF INTERACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT HIGH SCHOOL

Макарова Е. Н, д-р филолог. наук, доцент ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»,

Россия, г. Екатеринбург [email protected]

Аннотация. В статье представлен обзор современных зарубежных исследований по вопросам использования интерактивных технологий при обучении иностранному языку учащихся высшей школы. Дан анализ наиболее эффективных методик, применяемых в процессе формирования и развития у студентов коммуникативной иноязычной компетенции. Описаны примеры успешного применения новейших форм обучения, в том числе использование ресурсов социальных сетей.

Ключевые слова: интерактивные технологии, высшая школа, иностранный язык.

Abstract. The article presents review of modern foreign research on the interactive educational techniques used in the process of teaching university students a foreign language. The analyses of the most effective methods, applied for forming and developing communicative language competence is given. Successful use of newest teaching forms, including social networks recourses' usage, is described.

Key words: interactive techniques, higher education, foreign language.

Потребность в формировании у студентов высших учебных заведений иноязычной коммуникативной компетенции в настоящее время чрезвычайно высока. Работодатели ожидают от молодых профессионалов владения «мягкими» навыками, среди которых критическое мышление, креативность и коммуникабельность являются одними из важнейших. Именно на уроках иностранного языка можно научить студентов-нелингвистов эффективному взаимодействию с собеседником, умению убеждать и аргументировать свою позицию.

Новые требования современного общества поставили перед преподавателями-лингвистами новые задачи. Для их решения был начат активный поиск технологий, позволяющих развивать у студентов способность общаться на иностранном языке, работая как с одним партнёром, так и в группе.

Несмотря на то, что коммуникативный подход в обучении иностранным языкам известен довольно давно, традиционные методы, ориентированные на центральное место в процессе обучения преподавателя, а не ученика, продолжают применяться. Вместе с тем, всё больше преподавателей высшей школы, как в Российской Федерации, так и за рубежом, обращают внимание на необходимость внедрения интерактивных стратегий обучения [1; 2]. Не умаляя достижений российских педагогов, успешно применяющих новейшие технологии, интересно обратиться к международному опыту преподавания английского языка и формам, используемым в учебном процессе в современной зарубежной высшей школе.

В последние годы создание интерактивной учебной среды связывают, в основном, с использованием компьютерных технологий. Однако, отсутствие современных технических средств, от применения которых учебный процесс, несомненно, выигрывает, не является препятствием для формирования у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции. Существует широкий спектр интерактивных заданий, направленных на формирование навыков как командной работы, так и раскрытие потенциала каждого члена учебной группы. Список из 101 интерактивных технологий, созданный Кевином Йи (Kevin Yee), хорошо известен многим преподавателям иностранных языков [3]. Среди наиболее востребованных и широко используемых форм обучения можно выделить, прежде всего, групповые задания. Например, мозговой штурм в кругу (Brainstorming in a Circle), «принудительная» дискуссия (Forced Debate), «выберите победителя» (Pick The Winner), направленные на раскрытие потенциала каждого студента, включая тех, кто испытывает трудности как в выражении своего собственного мнения, так и при работе в команде.

Развитие информационных технологий способствует расширению упомянутого списка: активное использование не только компьютерных программ, но мобильных устройств и социальных сетей для изучения студентами иностранного языка и повышения их мотивации, сегодня является данностью. В зарубежной методической литературе по проблемам методики преподавания английского

языка описаны удачные случаи использования социальной сети Facebook для усвоения учащимися различного материала, например, английских идиом [4].

В статье «Teaching Argumentation by Using Facebook Groups» представлен опыт по использованию групповых дискуссий на страницах Facebook, инициированных преподавателем, для формирования у студентов навыков аргументирования и обоснования своей точки зрения [5]. Эксперименты подтверждают, что Facebook может служить хорошей образовательной платформой и при организации дистанционного обучения [6]. В литературе описана методика использования ресурсов и возможностей социальной сети Instagram [7], YouTube [8] и Twitter [9] в образовательных целях.

Обзор литературы подтверждает, что использование интерактивных технологий делает процесс обучения в вузе более динамичным, поскольку учащиеся являются не пассивными получателями информации, а скорее ее создателями. Навык общения студентов в социальных сетях, хорошее владение компьютером, использование мобильных устройств в повседневной жизни не только облегчают учащимся процесс изучения иностранного языка, но и повышают его эффективность.

Одним из препятствий широкого внедрения новых интерактивных технологий может стать неподготовленность педагогических кадров к новой реальности [10]. К сожалению, одной из важнейших проблем высшей школы является отсутствие интереса у обучающих к расширению репертуара форм передачи знаний: «преподаватели не стараются приобретать новые навыки, опыт, знания и негативно реагируют на современные введения новшеств в образовательный процесс» [11, с. 59]. Осознание педагогами важности процесса внедрения инноваций является необходимым условием успешного формирования у учащихся как предметных, так и надпредметных компетенций.

Библиографический список:

1. Еловская, С. В. Интерактивное обучение в высшем образовании / С. В. Еловская, Т. Н. Черняева // Известия Саратовского университета : серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2019. - № 1. - С. 83-87.

2. Shariq, M. Interactive Teaching Techniques for Communicative Language Teaching in EFL Environments: A Survey / M. Shariq // International Journal of Language and Linguistics. - 2017. - Vol. 4, №. 2. - P. 89-94.

3. Interactive Techniques. - URL: www.usf.edu/atle/documents/handout-interactive-techniques.pdf. -Текст: электронный.

4. Tafazoli, D. Social networking: Using Facebook in teaching English idioms / D. Tafazoli, S. Chirimbu // World of Linguistics and Communication. - 2013. - P. 1-6.

5. Delen, I. Teaching Argumentation by Using Facebook Groups / I. Delen // International Journal of Instruction. - 2017. - № 10. - P. 151-168.

6. Ibrahim, R. Distance Education Features using Facebook / R. Ibrahim, A. Varol // International Journal of Interactive Mobile Technologies. - 2018. - Vol. 12, № 6. - P. 19- 34.

7. Suryantari, H. Exploring Ways of Using Facebook and Instagram in Teaching English. International Conference of Communication Science Research (ICCSR) / H. Suryantari, J. Priyana // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. - 2018. - Vol. 165. - P. 298-301.

8. Gallardo, M. Musical video clips on YouTube as a learning tool. Practical example in university teaching / M. Gallardo, M. Jordi-Taltavull // Revista Interuniversitaria de Investigación en Tecnología Educativa. - 2019. - № 6. - P. 64-75.

9. Kim, H. Three Teachers' Initial Efforts to Use Twitter for Teaching English in Public Schools / H. Kim // Multimedia-Assisted Language Learning. - 2010. - Vol.13 (2). - P. 129-154.

10. Орлов, М. Ю. Использование информационных технологий в процессе обучения студентов/ М. Ю. Орлов // Гуманизация образования. - 2016. - № 3. - С. 58-63.

11. Дьяконов, М. Ю. Современные инновации в образовании / М. Ю. Дьяконов, А. В. Кузнеченкова // Системные технологии. - 2017. - № 24. - С. 58-61.

УДК 373.31

К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ИКТ TO THE QUESTION OF APPLICATION OF GAME TECHNOLOGIES AT ELEMENTARY SCHOOL WITH ATTRACTION OF ICT

Вендина А. А., канд. физ.-мат. наук, доцент ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»

Россия, г. Ставрополь [email protected]

Аннотация. В статье раскрывается понятие дидактической игры; сформулированы ее основные структурные компоненты. В работе также описаны особенности создания дидактических игр с использованием ИКТ в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.