Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ИКТ'

К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вендина А.А.

В статье раскрывается понятие дидактической игры; сформулированы ее основные структурные компоненты. В работе также описаны особенности создания дидактических игр с использованием ИКТ в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF APPLICATION OF GAME TECHNOLOGIES AT ELEMENTARY SCHOOL WITH ATTRACTION OF ICT

The article is of a review nature, the article reveals the concept of didactic game and its main structural components are formulated. The paper describes the features of creating didactic games using information and computer technologies.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ИКТ»

языка описаны удачные случаи использования социальной сети Facebook для усвоения учащимися различного материала, например, английских идиом [4].

В статье «Teaching Argumentation by Using Facebook Groups» представлен опыт по использованию групповых дискуссий на страницах Facebook, инициированных преподавателем, для формирования у студентов навыков аргументирования и обоснования своей точки зрения [5]. Эксперименты подтверждают, что Facebook может служить хорошей образовательной платформой и при организации дистанционного обучения [6]. В литературе описана методика использования ресурсов и возможностей социальной сети Instagram [7], YouTube [8] и Twitter [9] в образовательных целях.

Обзор литературы подтверждает, что использование интерактивных технологий делает процесс обучения в вузе более динамичным, поскольку учащиеся являются не пассивными получателями информации, а скорее ее создателями. Навык общения студентов в социальных сетях, хорошее владение компьютером, использование мобильных устройств в повседневной жизни не только облегчают учащимся процесс изучения иностранного языка, но и повышают его эффективность.

Одним из препятствий широкого внедрения новых интерактивных технологий может стать неподготовленность педагогических кадров к новой реальности [10]. К сожалению, одной из важнейших проблем высшей школы является отсутствие интереса у обучающих к расширению репертуара форм передачи знаний: «преподаватели не стараются приобретать новые навыки, опыт, знания и негативно реагируют на современные введения новшеств в образовательный процесс» [11, с. 59]. Осознание педагогами важности процесса внедрения инноваций является необходимым условием успешного формирования у учащихся как предметных, так и надпредметных компетенций.

Библиографический список:

1. Еловская, С. В. Интерактивное обучение в высшем образовании / С. В. Еловская, Т. Н. Черняева // Известия Саратовского университета : серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2019. - № 1. - С. 83-87.

2. Shariq, M. Interactive Teaching Techniques for Communicative Language Teaching in EFL Environments: A Survey / M. Shariq // International Journal of Language and Linguistics. - 2017. - Vol. 4, №. 2. - P. 89-94.

3. Interactive Techniques. - URL: www.usf.edu/atle/documents/handout-interactive-techniques.pdf. -Текст: электронный.

4. Tafazoli, D. Social networking: Using Facebook in teaching English idioms / D. Tafazoli, S. Chirimbu // World of Linguistics and Communication. - 2013. - P. 1-6.

5. Delen, I. Teaching Argumentation by Using Facebook Groups / I. Delen // International Journal of Instruction. - 2017. - № 10. - P. 151-168.

6. Ibrahim, R. Distance Education Features using Facebook / R. Ibrahim, A. Varol // International Journal of Interactive Mobile Technologies. - 2018. - Vol. 12, № 6. - P. 19- 34.

7. Suryantari, H. Exploring Ways of Using Facebook and Instagram in Teaching English. International Conference of Communication Science Research (ICCSR) / H. Suryantari, J. Priyana // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. - 2018. - Vol. 165. - P. 298-301.

8. Gallardo, M. Musical video clips on YouTube as a learning tool. Practical example in university teaching / M. Gallardo, M. Jordi-Taltavull // Revista Interuniversitaria de Investigación en Tecnología Educativa. - 2019. - № 6. - P. 64-75.

9. Kim, H. Three Teachers' Initial Efforts to Use Twitter for Teaching English in Public Schools / H. Kim // Multimedia-Assisted Language Learning. - 2010. - Vol.13 (2). - P. 129-154.

10. Орлов, М. Ю. Использование информационных технологий в процессе обучения студентов/ М. Ю. Орлов // Гуманизация образования. - 2016. - № 3. - С. 58-63.

11. Дьяконов, М. Ю. Современные инновации в образовании / М. Ю. Дьяконов, А. В. Кузнеченкова // Системные технологии. - 2017. - № 24. - С. 58-61.

УДК 373.31

К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ИКТ TO THE QUESTION OF APPLICATION OF GAME TECHNOLOGIES AT ELEMENTARY SCHOOL WITH ATTRACTION OF ICT

Вендина А. А., канд. физ.-мат. наук, доцент ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»

Россия, г. Ставрополь aavendina@gmail.com

Аннотация. В статье раскрывается понятие дидактической игры; сформулированы ее основные структурные компоненты. В работе также описаны особенности создания дидактических игр с использованием ИКТ в начальной школе.

Ключевые слова: дидактическая игра, информационно-коммуникационные технологии, начальная школа.

Abstract. The article is of a review nature, the article reveals the concept of didactic game and its main structural components are formulated. The paper describes the features of creating didactic games using information and computer technologies.

Key words: didactic game, information and communication technologies, primary school.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность тесно связана с игровой, актуальность которой обусловлена возможностью игры естественным образом адаптировать младших школьников к разнообразным учебным нагрузкам. Учебные результаты при этом выступают не прямым, а побочным продуктом игровой деятельности, целиком зависящего от заложенного в ней учебного содержания.

В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Остановимся на предложенной в работе А. В. Запорожца и А. П. Усовой «Психология и педагогика игры дошкольника» следующей классификации: строительные игры и игры драматизации; подвижные игры; дидактические игры.

Под дидактической игрой понимается вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дидактическая игра выступает как один из методов активного взаимодействия преподавателя и детей младшего школьного и дошкольного возраста [5, с. 15].

В обучении младших школьников особую роль играют дидактические игры, направленные на решение двух видов задач:

- тактические неотложные проблемы, например, организация внимания, снятие напряжения и т.д.;

- стратегические, связанные с самой целью обучения: овладение содержанием, развитие познавательных процессов, интереса, творческих способностей ребенка и др. [3, с. 139].

Дидактическая игра обладает структурой, которая отличает ее от других видов деятельности. Основными структурными элементами дидактической игры, придающими ей форму обучения и игры одновременно, являются:

- дидактическая задача. Наличие одной или нескольких дидактических задач подчеркивает направленность обучающего содержания игры на процессы познавательной деятельности детей;

- игровая задача: формулируется как мотивация активности обучаемого в игре;

- организационные, дисциплинарные и игровые правила игры. Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость овладения у школьников способами общения в игре и вне игры, формирование не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций;

- игровой сюжет: викторина, квест и т.д.;

- содержание игры, ее игровой замысел, основанный, как правило, на программном материале;

- игровые действия: умственные действия, выраженные в процессах мышления. К игровым действиям можно отнести разгадывание кроссворда, ребуса, установление соответствия между множествами объектов, выбор ответа из предложенных и многое другое. Отметим, что, чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для обучаемых становится игра и тем успешнее решаются познавательные задачи игры;

- подведение итогов с подробным разбором (результат игры). Этап подведения итогов обязателен при реализации рефлексии и формировании регулятивных УУД: здесь дети анализируют, почему их команда успешно дошла до финала, а каких умений, знаний или личностных качеств не хватило, чтобы победить. На данном этапе учителем также подводится итог решения поставленной дидактической задачи [8, с. 62].

Для преподавателя главным в проводимой игре является дидактическая задача, для детей -игровой сюжет, игровые действия и сам процесс игры.

К основным дидактическим требованиям при создании игры, следуя работе [4], отнесем:

- соответствие возрастным и психологическим особенностям ребенка;

- соответствие гигиеническим требованиям и санитарным нормам работы;

- соблюдение принципа доступности: игра должна строиться с учетом подготовленности обучаемых;

- соответствие игры программным требованиям и изучаемому материалу.

В условиях активного развития информационно-коммуникационных технологий в образовании стали интенсивнее использоваться игровые методы обучения с привлечением различных средств ИКТ [1]. Интерактивные дидактические материалы позволяют сосредоточить и использовать на одном учебном месте изобразительные средства различной природы и выразительности (текст, рисунки, звук, изображение), выбрав их в соответствии с содержанием изучаемого предмета и законами психологического воздействия и восприятия [6].

Стимулирование развития дистанционного обучения в последнее время также способствовало внедрению в образовательный процесс игровых технологий с использованием разнообразных образовательных мобильных приложений, обучающих интернет-сервисов, веб-инструментов и компьютерных программных средств[7]. Далее рассмотрим некоторые наиболее популярные интернет-сервисы:

- Learningapps - онлайн сервис с интерактивными обучающими модулями. Виды конструкторов, используемые в сервисе: выбор ответа, распределение, установление последовательности, заполнение (ввод). Разработчики предлагают большое разнообразие шаблонов, например: «Кто хочет стать миллионером?», «Угадай-ка», «Скачки», «Виселица», «Парочки»;

- СервисОпИпе Test Pad. Виды конструкторов, используемые в сервисе: тест, опрос, кроссворд, логические игры. Для объединения нескольких видов упражнений предусмотрен конструктор комплексных заданий;

- Flippity - онлайн сервис, при помощи которого возможно создание интерактивных упражнений на основе Google-таблиц;

- Triventy - веб-конструктор игр и викторин, на базе которого учитель может создавать викторину на своем компьютере, а ученики могут отвечать на вопросы со своих мобильных устройств или ноутбуков. Возможность предоставления ученикам доступа к викторине позволяет им разработать свою собственную игру по определенной учебной теме;

- Quizizz - веб-сервис для создания интерактивных викторин;

- Puzzlecup - веб-инструмент, предназначенный для создания кроссвордов и др.

Игровые методы предполагают использование разнообразных мультимедийных средств в обучении. К их числу следует отнести программы для создания презентаций, в частности, MS PowerPoint. Мультимедийные презентации представляют собой самый распространенный формат простого Цифрового образовательного ресурса (ЦОР).Основными средствами, за счет которых достигается интерактивность в PowerPoint, являются: навигация, анимация и триггеры.

Триггер - это объект на слайде (надпись, фигура), при нажатии на который запускается анимация одного или нескольких объектов. С помощью триггеров реализуются такие игровые действия как: выбор объекта, выполнение серии заданий, объединение объектов в группу и т.д. Сочетание эффектов анимации и триггера позволяют осуществлять в игровом действии нелинейный выбор объектов. С помощью триггеров на базе презентации преподаватель может создавать интерактивные тесты, викторины, игры, интерактивные плакаты.

В рамках нашей работы необходимо также отметить объектно-ориентированную среду программирования Scratch, позволяющую разрабатывать сюжетные истории, анимации и игры. Scratch выступает и как один из приемов геймифиации учебного процесса, и как средство создания компьютерных игр. Компьютерные игры, созданные на базе Scratch, служат достаточно эффективным средством для создания диалогового обучения [2].

Перечислим условия, которые помогут, на наш взгляд, сделать применение ИКТ в дидактических играх максимально эффективным в учебной деятельности:

- интеграция одних сервисов в другие;

- наличие обратной связи;

- усиление интерактивной составляющей, которая в совокупности с яркой составляющей интерфейса, помогает повысить положительную мотивацию учения;

- соблюдение требований СанПин к режиму использования компьютеров детьми младшего школьного возраста.

Подводя итог, отметим, что разумное использование интереса обучаемых к современным компьютерным технологиям, высокий уровень наглядности программного обеспечения, дружелюбность интерфейса в сочетании с продуманной тактикой учителя объективно влияют на процесс формирования предметных умений. Специально спроектированная игра, реализованная с помощью компьютерных технологий, способствует развитию коммуникативных и регулятивных навыков, что соответствует требованиям ФГОС НОО в области формирования метапредметных умений.

Библиографический список:

1. Вендина, А. А. Активные и интерактивные методы в процессе подготовки бакалавров педагогического образования / А. А. Вендина, Е. В. Потехина // Мир науки, культуры, образования. - 2018. -№ 6 (73). - С. 256-258.

2. Вендина, А. А. Использование компьютерных игр в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла / А. А. Вендина, Е. В. Богомолов // Вопросы педагогики. - 2018. - № 7. - С. 25-27.

3. Вергелес, Г. И. Технологии обучения младших школьников : учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Г. И. Вергелес, А. А. Денисова. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 256 с.

4. Егорова, Е. С. Компьютерные игры в обучении / Е. С. Егорова // Вестник науки и творчества. -2016. - № 9 (9) - С. 17-22.

5. Киричек, К. А. Теория и технология развития математических представлений у детей : учебно-методическое пособие / К. А. Киричек. - Ставрополь, 2018.

6. Ольховская, Е. П. Компьютерные учебные игры в обучении младших школьников математике / Е. П. Ольховская, А. Ю. Дрыгваль // Pedagogika Przedszkolna i Wczesnoszkolna. - 2014. - Vol. 2 1 (3). - С. 83-92.

7. Сорока, М. Создаем дидактические игры сами: лучшие сервисы в помощь учителю / М. Сорока. - URL: https://rosuchebnik.ru/material/sozdaem-didakticheskie-ig17-sami-luchshie-servisy-v-pomoshch-uchitelyu/ (дата обращения: 21.04.2020). - Текст: электронный.

8. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - 2-е изд. - Москва : Гумантарный центр ВЛАДОС, 1999.

УДК 372.851

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ ORGANIZING AN INTEGRATED MATH LESSON

Батаева Я. Д., канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» Россия, Чеченская Республика, г. Грозный iaha72@mail

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы современного российского образования: педагогическое мастерство современного учителя, повышение качества образования учащихся, повышение интереса к изучаемому предмету. Согласно ФГОС второго поколения, особое внимание уделяется формированию метапредметных компетенций. Усилено внимание на, что «интеграция дает возможность показать учащимся «мир в целом».

Ключевые слова: урок, математика, межпредметные, интеграция, подход, комплексный, дифференцированный, отношения, физика, история.

Abstract. The article deals with topical issues of modern Russian education: pedagogical skills of a modern teacher, improving the quality of students ' education, increasing interest in the subject being studied. According to the second-generation Federal State Educational Standard, special attention is paid to the formation of meta-subject competencies. Increased attention to the fact that «integration makes it possible to show students «the world as a whole».

^y words: lesson, mathematics, cross-subject, integration, approach, complex, differentiated, relationships, physics, history.

Педагогическое творчество - это системное образование. Она включает в себя множество элементов, характеризующих личностную и профессиональную деятельность педагога, воспитателя, воспитателя. Творчество учителя, как система, функционирует и развивается в результате интенсивного совершенствования каждого элемента и связей между ними.

Интеграция в образовании - это не мода, не другая компания. Она отражает тенденции, характеризующие сегодня все сферы человеческой деятельности. Существует много типов интеграции: методы, приемы, методы, уровни и направления.

Задача учителя, планирующего комплексный урок, состоит в том, чтобы научить детей мыслить в своих категориях, сопоставлять обобщенные выводы с конкретными явлениями. Для этого учащиеся должны попытаться взглянуть на вещи и явления по-новому, как будто они к ним не привыкли.

Подготовка к уроку начинается с составления подробного плана урока. Каждый этап урока подписывается и указывается время, затраченное на этот этап. Учителя заранее планируют ход урока и прогнозируют все возможные паузы, связанные с визуализациями и раздаточными материалами. Обычно интегрированные уроки имеют большое количество учебного оборудования: от карточек до мультимедийного холста. Учителя работают в парах, и даже если один учитель играет ведущую роль в определенный момент, другой не должен сидеть в тени. Он либо готовится к следующему этапу, либо наблюдает за работой учеников, помогает им.

Вы также можете привлечь студентов к подготовке интегрированного урока, предложив им заранее подготовить какую-то часть нового материала. Таким образом, вы уже делаете урок ролевой игры.

Каждый педагог постоянно ищет такие формы и методы организации учебной деятельности, которые позволят с минимальными усилиями добиться положительной динамики в результатах обучения всей группы. Говорят, что театр начинается с вешалки, а урок в свою очередь должен иметь многообещающее начало, давать установку на определенный вид учебной деятельности.

В ходе урока учащиеся выполняют самые разнообразные задания. Время их выполнения иногда зависит от того, слышал ли ученик инструкцию. В противном случае учитель вынужден повторять сказанное, а это отвлекает всех учеников, нарушает ритм работы. В этом случае учитель использует свой главный инструмент-голос, а точнее его громкость, тон и темп. Изменяя привычные характеристики своего голоса, учитель привлекает к себе внимание. Провокация тоже хорошо работает. Пред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.