Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

//Материалы II-ой Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения»: сборник научных трудов. Том III. -Ульяновск: УГСХА, 2012. - С. 132-138.

6. Лапшин, Ю.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. / Ю.А. Лапшин, К.В. Шленкин. - Ульяновск: УГСХА, 2008. - 128 с.

Лапшин Ю.А., к.т.н.

доцент Лапшина Г.В., к. э.н.

доцент

ФГБОУВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А.Столыпина»

Россия, г. Ульяновск Жирное А.В., к. э.н.

доцент

ФГБОУ ВПО «РГАУ - МСХА им. К.А.Тимирязева»

Россия, г. Москва ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В УЧЕБНОМ

ПРОЦЕССЕ

В существующей сегодня организации учебного процесса в качестве основного способа передачи информации используется, как правило, односторонняя форма коммуникации. Суть ее заключается в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении студентом. Основным источником обучения является опыт преподавателя. Главным недостатком этой системы является пассивность студентов во время аудиторного занятия. Функция студента сводится в основном к слушанию и запоминанию материала. Однако исследования показывают, что от пассивного участия в процессе обучения весьма низкая результативность.

Односторонняя коммуникация в учебном процессе оправдана в случае недостатка информации по изучаемому предмету, сложности ее получения другими способами, кроме как из рассказа лектора, включая применение мультимедийных средств поддержки лекции. Сегодня в большинстве случаев преподаватель в основном использует типовой программный материал, который не является оригинальным по своей сути. Оригинальными являются, как правило, способы его конструирования и манера изложения тем или иным преподавателем.

Принципиально иной является форма многосторонней коммуникации с применением интерактивных методов обучения. Этот специально организованный способ многосторонней коммуникации предполагает активность каждого субъекта образовательного процесса, а не только преподавателя. Кроме того, возрастает роль коммуникативных контактов между студентами.

Такая форма преподавания характеризуется следующими элементами:

1. Студенты лучше овладевают определенными умениями, так как им позволяют приблизиться к предмету через их собственный опыт.

2. Студенты лучше обучаются, если преподаватель активно поддерживает их способ учения, включая контакты между ними как в больших, так и в малых группах.

3. Обучающиеся лучше учатся, если преподаватель, с одной стороны, структурирует предмет для более легкого усвоения, с другой стороны, принимает и включает в обсуждение мнения студентов, которые не всегда совпадают с его собственной точкой зрения.

Этот вид обучения предполагает смещение акцента с деятельности преподавателя на деятельность студента. Оно имеет в виду вполне конкретные цели. Одна из важных целей - создание комфортных условий для обучения, при которых студент должен чувствовать свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает процесс обучения более продуктивным.

Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями. Это позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

- развивает у студентов коммуникативные умения и навыки;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся широким полем информации;

- развивает у студентов общие учебные умения и навыки, то есть обеспечивает решение обучающих задач;

- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в коллективе, прислушиваться к чужому мнению.

Методику проведения занятий рассмотрим на примере деловой игры «Расследование несчастного случая и разработка мероприятий по устранению его причин». Деловая игра представляет собой форму деятельности в условной обстановке, направленной на воссоздание содержания будущей профессиональной деятельности. В деловой игре с помощью знаковых средств (язык, речь, график, таблица, документ и др.) воссоздается предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, имитируется поведение участников игры по заданным правилам, отражающим условия и динамику реальной производственной обстановки. В деловой игре различают 4 стадии:

1. Подготовка игры;

2. Проведение игры - моделирование заданной ситуации;

3. Разбор результатов игры;

4. Оценка игры.

Одним из сложных этапов конструирования деловой игры является выбор и описание объекта моделирования. Как правило, в качестве такого объекта выбирается наиболее типичный фрагмент из профессиональной деятельности, выполнение которого специалистами требует частого применения разнообразных умений и навыков, «заготовленных» у студентов в период обучения.

Методика проведения игры включает четыре вышеуказанные стадии:

1. Подготовка игры. Смоделировано около 20 описаний ситуаций с конкретными несчастными случаями в организациях. Ситуации и рекомендации по проведению деловой игры изложены в изданном методическом пособии «Расследование несчастного случая на производстве и разработка мероприятий по устранению его причин». Задание состоит в том, чтобы подготовиться и провести деловую игру по расследованию смоделированного несчастного случая, выявить его причины, определить лиц, нарушивших требования охраны труда, оценить степень вины пострадавшего, разработать мероприятия по устранению причин несчастного случая.

2. Проведение игры. После изучения порядка расследования несчастных случаев студенты получают от преподавателя задания для проведения деловой игры по расследованию несчастных случаев на производстве. Учебная группа самостоятельно (как правило, по желанию самих студентов) делится на малые группы (звенья) по 3...4 человека. В дальнейшем работа ведется в малых группах. Получив задание, каждое звено студентов в соответствии с рекомендациями распределяет роли, создает комиссию по расследованию несчастного случая. Эта часть работы ведется в период самостоятельной подготовки. В ходе расследования члены каждого звена должны:

- изучить обстоятельства несчастного случая и действий лиц, имеющих отношение к происшествию;

- определить вид травмирующего фактора;

- определить причины несчастного случая в соответствии с их классификацией;

- выявить должностных лиц, не обеспечивших выполнение требований охраны труда;

- при необходимости определить степень вины пострадавшего в процентах.

По результатам расследования каждому звену необходимо разработать 3.5 мероприятий по устранению причин несчастного случая с указанием срока выполнения и ответственного за исполнение каждого мероприятия.

На следующем занятии проводится завершающий этап деловой игры: участники малых групп по очереди докладывают результаты расследования, представляют оформленные бланки актов расследования формы Н-1. Остальные члены студенческой группы внимательно наблюдают за ходом

игры, фиксируют положительные стороны и недостатки в действиях ее участников.

3. Разбор игры. По окончании расследования результаты деловой игры обсуждаются всеми членами учебной группы, отмечаются отклонения от требований нормативных правовых актов.

4. Оценка игры. Делается общее заключение о качестве проведенной деловой игры и оценивается работа каждого участника малой группы.

Как показывает анализ проведения занятий, эффективность учебного процесса в форме деловой игры существенно возрастает; развиваются коммуникативные умения и навыки публичного выступления; обеспечивается воспитательная функция, так как игра приучает работать в коллективе, прислушиваться к чужому мнению; решаются информационные задачи, поскольку студенты активно усваивают информацию профессионального плана.

Использованные источники:

1. Жирнов, А.В. Методика и результаты исследований социальной ответственности агробизнеса /А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин //Международный технико-экономический журнал. -2013. - №6. - С. 65-68

2. Зотов, Б.И. Практикум по безопасности жизнедеятельности. / Б.И. Зотов, Ю.А. Лапшин, К.В. Шленкин. Допущено УМО вузов по агроинженерному образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 110300-"Агроинжененрия". -Ульяновск: ГСХА, 2006. - 215 с.

3. Лапшина, Г.В. Основные элементы микро- и макродизайна занятий / Г.В. Лапшина, Ю.А Лапшин //Сетевой научно-методический «Агрожурнал». №16 - 2011. -МГАУ им. В.П. Горячкина.

4. Лапшин, Ю.А. Применение интерактивных методов обучения при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». /Ю.А.Лапшин, Г.В.Лапшина //Материалы Международной учебно-методической конференции «Современное вузовское образование: теория, методология, практика». - Башкирский государственный аграрный университет, 2013. - С. 185-187.

5. Лапшин, Ю.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. / Ю.А. Лапшин, К.В. Шленкин. - Ульяновск: УГСХА, 2008. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.