Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
147
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА»

Лапшин Ю.А., к.т.н.

доцент Шленкин К.В., к.т.н.

доцент

ФГБОУВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А.Столыпина»

Россия, г. Ульяновск Жирное А.В., к. э.н.

доцент

ФГБОУ ВПО «РГАУ - МСХА им. К.А.Тимирязева»

Россия, г. Москва ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

С ростом экономического потенциала практически во всех сферах материального производства области обострились проблемы с обеспечением безопасности труда работников. Государственная политика в области охраны труда устанавливает обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Поэтому охрана труда требует системного подхода на всех уровнях.

Обеспечение безопасности персонала и снижение уровня травматизма на современном сельскохозяйственном производстве невозможно обеспечить только инженерными методами. Как следует из таблицы, в основе производственного травматизма в сельском хозяйстве лежат не инженерные и конструкторские ошибки - их доля невелика. По данным Государственной инспекции труда РФ основными причинами травматизма в сельском хозяйстве в 2013 году были организационно-психологические: низкий уровень подготовки по вопросам безопасности, неудовлетворительная организация производства работ, нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда, отсутствие контроля за производством работ со стороны должностных лиц, неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест и другие. Суммарно эти причины являются источником более 60% всех несчастных случаев с тяжелыми последствиями.

Таблица - Причины травматизма с тяжелыми последствиями в

сельском хозяйстве (в % к общему количеству несчастных случаев, 2013 г.)

%

Причины травматизма Конструктивные недостатки и недостаточная надежность машин, механизмов, 0.9 оборудования

Несовершенство технологического процесса 0,3

Эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования 5,0

Неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории 2,5 Нарушение технологического процесса 13,1

Нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств

3,8

Нарушение правил дорожного движения 6,4

Неудовлетворительная организация производства работ 27,0

Неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест 3,9

Недостатки в организации подготовки работников по охране труда 13,9

Неприменение работником средств индивидуальной защиты 3,8

Неприменение средств коллективной защиты 0,3

Нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда 8,8

Прочие причины несчастных случаев 9,1

В связи с этим, исходя из задач психологии безопасности труда, целесообразно выделять особые психические состояния человека в период профессиональной деятельности. Это позволяет вносить коррективы в организацию профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности. Наиболее важным с точки зрения психофизиологических возможностей человека, влияющих на безопасность труда, является вид деятельности, ее тяжесть и напряженность, а также условия, в которых осуществляется трудовая деятельность. Классификация условий труда по степени тяжести и напряженности трудового процесса представлена на рисунке.

Рисунок - Классификация условий труда по степени тяжести и напряженности трудового процесса

Трудовая деятельность человека должна осуществляться в допустимых условиях производственной среды. Однако при выполнении некоторых

технологических процессов в сельском хозяйстве технически невозможно или экономически крайне затруднительно обеспечить условия труда в пределах гигиенических нормативов для ряда факторов производственной среды. Таким образом, речь идет о создании таких условий труда, при которых негативные воздействия не превышали бы защитных способностей организма.

При выборе профессии человек должен учитывать все обстоятельства, связанные с будущей трудовой деятельностью, уметь правильно соотносить состояние своего здоровья и возможные риски воздействий негативных факторов профессии. Это позволит ему на больший срок сохранить свои жизненные силы и, в конечном счете, добиться больших успехов в жизни и карьере.

Таким образом, для повышения безопасности в современных условиях приобретает особую важность необходимость смены характера поведения, так как не все риски могут быть конструктивно исключены из производственной среды. Изменение поведения работодателей и работников - главный момент не только в плане создания средств пассивной защиты, но и в отношении других мер контроля состояния безопасности труда.

Другим важным аспектом этого принципа является понимание того, что получаемые при обучении охране труда знания и умения сами по себе не оказывают существенного воздействия на характер поступков персонала. Большинство поведенческих теорий, применяемых с целью повышения степени безопасности, обращают внимание на то, что безопасное поведение человека в значительной степени определяется осознанием риска, осознанием тяжести возможных последствий.

Использованные источники:

1. Жирнов, А.В. Методика и результаты исследований социальной ответственности агробизнеса /А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин //Международный технико-экономический журнал. -2013. - №6. - С. 65-68.

2. Зотов, Б.И. Практикум по безопасности жизнедеятельности. / Б.И. Зотов, Ю.А. Лапшин, К.В. Шленкин. Допущено УМО вузов по агроинженерному образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 110300-"Агроинжененрия". -Ульяновск: ГСХА, 2006. - 215 с.

3. Лапшин, Ю.А. Охрана труда. Учебное пособие. /Ю.А. Лапшин, Б.И. Зотов. Ульяновск: «Ульяновский Дом печати», 2006. - 312 с.

4. Лапшин, Ю.А. Охрана труда как элемент социальной ответственности агробизнеса /Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина //Международная научно-практическая конференция «Инновационное развитие современной науки»: Сборник статей. В 9 частях. - Уфа Республика Башкортостан, 2014. -С.324-326.

5. Лапшина, Г.В. Мотивация персонала и его особенности в агропромышленном производстве /Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин

//Материалы II-ой Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения»: сборник научных трудов. Том III. -Ульяновск: УГСХА, 2012. - С. 132-138.

6. Лапшин, Ю.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. / Ю.А. Лапшин, К.В. Шленкин. - Ульяновск: УГСХА, 2008. - 128 с.

Лапшин Ю.А., к.т.н.

доцент Лапшина Г.В., к. э.н.

доцент

ФГБОУВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А.Столыпина»

Россия, г. Ульяновск Жирное А.В., к. э.н.

доцент

ФГБОУ ВПО «РГАУ - МСХА им. К.А.Тимирязева»

Россия, г. Москва ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В УЧЕБНОМ

ПРОЦЕССЕ

В существующей сегодня организации учебного процесса в качестве основного способа передачи информации используется, как правило, односторонняя форма коммуникации. Суть ее заключается в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении студентом. Основным источником обучения является опыт преподавателя. Главным недостатком этой системы является пассивность студентов во время аудиторного занятия. Функция студента сводится в основном к слушанию и запоминанию материала. Однако исследования показывают, что от пассивного участия в процессе обучения весьма низкая результативность.

Односторонняя коммуникация в учебном процессе оправдана в случае недостатка информации по изучаемому предмету, сложности ее получения другими способами, кроме как из рассказа лектора, включая применение мультимедийных средств поддержки лекции. Сегодня в большинстве случаев преподаватель в основном использует типовой программный материал, который не является оригинальным по своей сути. Оригинальными являются, как правило, способы его конструирования и манера изложения тем или иным преподавателем.

Принципиально иной является форма многосторонней коммуникации с применением интерактивных методов обучения. Этот специально организованный способ многосторонней коммуникации предполагает активность каждого субъекта образовательного процесса, а не только преподавателя. Кроме того, возрастает роль коммуникативных контактов между студентами.

Такая форма преподавания характеризуется следующими элементами:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.