УДК - 378 КЛЮЧНИКОВА Ярославна Анатольевна,
ББК - 74.04 кандидат юридических наук, доцент,
доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет)
13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (юриспруденция)
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Аннотация. Одним из основных направлений совершенствования преподавания в высших учебных заведениях является применение преподавателями интерактивных форм обучения. Такая тенденция задана постольку, поскольку студентам более понятен и доступен материал, который они изучали с помощью активного вовлечения в учебный процесс. Такой материал студенты запоминают легче и быстрее. В настоящей статье рассмотрен такой заинтересовавший автора метод интерактивных форм обучения, как мозговой штурм.
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, мозговой штурм, стимулирование творческой активности студентов.
KLYUCHNIKOVA Yaroslavna Anatolyevna,
candidate of legal Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of legal regulation economic activities Financial University under the Government of the Russian Federation (Financial University)
THE USE OF INTERACTIVE METHODS IN THE TEACHING DISCIPLINE
«LEGAL REGULATION OF ECONOMIC ACTIVITIES»
Abstract. One of the main directions of improvement of teaching in higher education is the use by teachers of interactive forms of learning. This trend is set because the students more understandable and accessible material that they learned through active involvement in the learning process. Such material students memorize easier and faster. In the present paper be interested in the author's method of interactive forms of learning, like brainstorming.
Keywords: interactive teaching methods, brainstorming, stimulation of creative activity of students.
Дисциплина «Правовое регулирование экономической деятельности» относится к социально-гуманитарному модулю базовой части образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика». В рамках указанного направления дисциплина предусмотрена для профилей
«Анализ рисков и экономическая безопасность», «Банковское дело и рынок ценных бумаг», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Государственные и муниципальные финансы», «Корпоративные финансы», «Международные валютно-кредит-ные и финансовые отношения», «Мировая экономика и международный бизнес», «На-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 9 • 2017
логи и налогообложение», «Страхование», «Государственный финансовый контроль», «Международные финансы».
В результате освоения дисциплины студент должен знать: учение о государстве и праве, основы российских отраслей права, роль государства в экономической деятельности, субъекты и объекты экономической деятельности, основы государственного регулирования экономической деятельности, антимонопольное регулирования экономической деятельности, основы банковской системы Российской Федерации, ответственность субъектов экономической деятельности. Студент должен уметь: применять основные теоретические понятия, усвоенные в процессе обучения; осмысливать учебный материал, сопоставлять различные точки зрения и высказывать свою обоснованную позицию; комментировать нормативно-правовые акты с целью выявления основных тенденций развития российского права в сфере экономической деятельности. Студент должен владеть навыками анализа норм действующего законодательства в сфере экономической деятельности, участия в коллективном обсуждении поставленных задач.
Занятия по дисциплине «Правовое регулирование экономической деятельности» проводятся в форме лекций, практических занятий и семинарских занятий, в том числе занятий в интерактивной форме. Предполагается и самостоятельная работа студентов.
В последнее время стало актуальным применение в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Половина практических занятий по дисциплине «Правовое регулирование экономической деятельности» проводится в интерактивной форме.
Одним из основных направлений совершенствования преподавания в высших учебных заведениях является применение преподавателями интерактивных форм обучения. Такая тенденция задана постольку, поскольку студентам более понятен и доступен материал, который они
изучали с помощью активного вовлечения в учебный процесс. Такой материал студенты запоминают легче и быстрее.
Итак, интерактивный метод обучения (от слов «Inter» — взаимный, и «act» — действовать) предполагает взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога. Цель применения интерактивного метода обучения — создание комфортных условий обучения, когда студент ощущает свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает более продуктивным процесс обучения.
В процесс обучения с использованием интерактивных методов включаются все студенты группы. Совместная деятельность проявляется во взаимодействии не только преподавателя с каждым студентом, но во взаимодействии студентов друг с другом. Каждый вносит свой личный вклад, происходит обмен знаниями, идеями, мнениями. Возможна организация индивидуальной, парной и групповой работы, использование проектной работы, ролевых игр, работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы обучения основываются на принципах взаимодействия, инициативности обучаемых, наличия обратной связи, накопления совместных знаний, возможности взаимной оценки и контроля.
При использовании интерактивных методов обучения задачей преподавателя является создание условий для проявления студентами инициативы, активность преподавателя уступает место активности студентов. Преподаватель должен отказаться от роли своеобразного некоего фильтра, пропускающего через себя информацию, и выполнять функции помощника в работе, одного из источников информации. Место преподавателя сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия.
К задачам применения интерактивных методов преподавания можно отнести следующие: пробуждение у обучающихся интереса к дисциплине в целом, и к поставленной проблеме в частности; повышение эффективности усвоения учебного материала; развитие навыков самостоятельного поиска студентами вариантов разреше-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 9 • 2017
ния поставленной проблемы; развитие взаимодействия студентов, обучение командной работе; воспитание у обучающихся навыка формирования и высказывания собственных мнений и отношения к поставленной проблеме; формирование профессиональных навыков; повышение уровня осознания студентом собственной компетентности.
К интерактивным методам обучения относятся следующие: круглый стол (дискуссия, дебаты); мозговой штурм (брейн-сторм, мозговая атака); деловые и ролевые игры; case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ); мастер-класс.
В настоящей статье рассмотрен такой заинтересовавший автора метод, как мозговой штурм.
Методом мозгового штурма — иначе его называют «мозговая атака», брейнсторм (braine storming) - называют оперативный метод решения поставленной проблемы с помощью стимулирования творческой активности студентов, при котором студентам предлагается высказывать как можно большее количество вариаций разрешения проблемы, даже самых, казалось бы, нереальных. После этого из всех обозначенных вариантов отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы в правоприменительной практике.
Суть метода мозгового штурма состоит в том, что процесс предложения вариантов разрешения поставленной проблемы отделен во времени от процесса их критической оценки и отбора. Применяются также различные приемы подключения фантазии, например, могут привлекаться неспециалисты в обозначенной проблеме, которые, благодаря неосведомленности, будут высказывать нестандартные, фантастические предложения, что, в свою очередь, натолкнет специалистов на интересные мысли.
Итак, мозговой штурм модно назвать новаторским методом разрешения проблем; он позволяет генерировать большое количество вариантов решения поставленной проблемы за короткий промежуток времени; он позволяет студенту раскрыться, расслабиться, подключить фантазию,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017
высказывать неожиданные, необычные идеи, развить, комбинировать и модифицировать как свои, так и чужие идеи. При мозговом штурме важно отсутствие какой-либо критики, поскольку все оценки высказанных предложений отодвигаются на более позднее время;
Цель мозгового штурма — создать новые идеи, получить лучшую идею или лучшее решение, найти как можно больше вариантов разрешения поставленной проблемы.
Для повышения эффективности процесса выдвижения идей в ходе мозгового штурма целесообразно применять такие приемы, как инверсия (сделай наоборот), аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении), эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства, ощущения), фантазия (сделай нечто фантастическое).
Метод мозгового штурма включает следующие шаги: выбор объекта (темы, проблемы); составление списка основных характеристик или частей объекта (темы, проблемы); перечисление для каждой характеристики или части ее возможных вариантов исполнения; выбор наиболее интересных сочетаний возможных вариантов исполнения всех частей объекта (темы, проблемы).
В первую очередь требуется создать группу творческих студентов, обладающих подвижным, активным умом, которые будут генерировать идеи (оптимально 5-10 человек).
Далее необходимо организовать экспертную группу, которая будет осуществлять анализ всех высказанных вариантов решения поставленной проблемы и отбирать среди них лучшие. На практике выступать в качестве экспертов могут и сами генераторы после завершения процесса выдвижения идей.
Для проведения мозгового штурма возможно деление участников на несколько групп: генераторы идей, которые высказывают различные предложения, направленные на разрешение проблемы; критики, которые пытаются найти отрицательное в предложенных идеях; аналитики, которые будут привязывать выработанные предло-
жения к конкретным реальным условиям с учетом критических замечаний, и др.
За один-два дня до мозгового штурма необходимо предоставить участникам краткое описание темы штурма и его задачи. При проведении мозгового штурма задача должна быть постоянно на глазах у участников. Для записи вариантов разрешения поставленной проблемы и демонстрации этого списка целесообразно заранее подготовить подручные средства, например: доску и мел, листы бумаги на планшетах и маркеры, разноцветные стикеры, компьютер с выведением изображения на проектор.
Нужно назначить ведущего мозгового штурма. Ведущий (модератор) мозгового штурма поочередно дает слово генераторам идей, чтобы они не высказывались одновременно, предоставляет всем участникам равную возможность высказаться. Целесообразно избрать одного-двух секретарей, которые будут фиксировать все предлагаемые варианты разрешения проблемы.
Продолжительность первого этапа (выдвижение идей) должна быть ограничена во времени, что позволит активизировать студентов, заставать их максимально выложиться. При решении простых проблем наиболее подходящая продолжительность обсуждения составляет 10—15 минут.
Студенты по очереди сообщают любые предложения в точной и краткой форме, ведущий или секретари записывают все идеи без критики их практической применимости.
После окончания времени, отведенного для генерации идей, все высказанные предложения обсуждаются. Студентам нужно найти возможность применения любого из высказанных предложений или наметить путь его усовершенствования. На
данном этапе возможно использование различных форм дискуссии.
После этого студенты представляют результаты по следующему принципу: наиболее оптимальное решение, несколько самых удачных предложений, самое необычное решение и т.д.
Метод мозгового штурма представляется наиболее эффективным для разрешения проблем, не имеющих однозначного решения, и проблем, требующих нетрадиционных решений; для случаев, когда необходимо быстро найти выход из критической ситуации; для случаев, когда нужно получить много идей за короткое время.
Применительно к дисциплине «Правовое регулирование экономической деятельности» можно предложить следующие проблемы для проведения мозгового штурма: соотношение понятий «экономическая деятельность», «хозяйственная деятельность», «предпринимательская деятельность» и «торговая деятельность»; найти в Конституции Российской Федерации нормы, затрагивающие экономические отношения; найти в Гражданском кодексе Российской Федерации нормы, затрагивающие экономические отношения; найти в Уголовном кодексе Российской Федерации нормы, затрагивающие экономические отношения; найти в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации нормы, затрагивающие экономические отношения; как ликвидировать общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество; найти нарушения антимонопольного законодательства в конкретной ситуации и предложить варианты разрешения проблемы; предложить способы защиты прав физического лица-вкладчика при банкротстве банка с целью получения им страхового возмещения по вкладу от Агентства по страхованию вкладов и др.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017