вильно выбранное на стационарном этапе лечение, в том числе, направленное на коррекцию важнейшего фактора
ЛИТЕРАТУРА
1. Дунаев А.П. Современная лучевая диагностика деструктивной пневмонии и острого абсцесса легкого: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2014. - 24 с.
2. Литвинова Т.И. Фармакоэкономические аспекты антибактериальной терапии деструктивных пневмоний // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2007. - T. 71. №4. - С.30-33.
3. Чучалин А.Г., Синопальников А.И., Козлов Р.С. и др. Внебольничная пневмония у взрослых: практические рекомендации по диагностике, лечению и профилактике: пособие для врачей / Российское респираторное общество, Межрегиональная ассоциация по клинической микробиологии и антимикробной химиотерапии (МАКМАХ). - М., 2010. - 54 с.
4. Шейх Ж.В., Дунаев А.П., Дребушевский Н.С. и др. Компьютерная томография в диагностике деструктивной пневмонии // Медицинская визуализация. - 2012. - №1. - С.76-82.
5. Cameron E.W. J., Appelbaum P.C., Pudifin D., et al. Characteristics and management of chronic destructive pneumonía // Thorax. - 1980. - Vol. 35. - P.340-346.
риска - высокого уровня гликемии, играет принципиальную роль в определении прогноза больных.
REFERENCIS
1. Dounaev A.P. Modern radiation diagnosis of necrotizing pneumonia and acute lung abscess: Thesis PhD. - Moscow, 2014. - 24 p. (in Russian)
2. Litvinova T.I. Pharmacological economic aspects of antibacterial therapy of destructive pneumonias // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). - 2007. - Vol. 71. №4. - P.30-33. (in Russian)
3. Chuchalin A.G., Sinopalnikov A.I., Kozlov R.S., et al. Community-acquired pneumonia in adults: guidelines for diagnosis, treatment and prevention: a manual for physicians. -Moscow, 2010. - 54 p. (in Russian)
4. Sheikh Zh.V, Dunaev A.P., Drebushevskiy N.S., et al. Computer Tomography in the Diagnosis of Pneumonia Destructive // Meditsinskaya visualisatsia. - 2012. - №1. - P.76-82. (in Russian)
5. Cameron E.W. J., Appelbaum P.C., Pudifin D., et al. Characteristics and management of chronic destructive pneumonia // Thorax. - 1980. - Vol. 35. - P.340-346.
Информация об авторах:
Швецова Екатерина Александровна - врач-терапевт, 664046, Иркутск, ул. Байкальская, 118, e-mail: [email protected]; Зимина Ирина Анатольевна - заведующая терапевтическим отделением; Федотова Валентина Николаевна - врач-терапевт; Аснер Татьяна Викторовна - доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней, к.м.н., 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, тел. (3952) 229933, e-mail: [email protected]; Казакова Рита Владимировна - ассистент кафедры пропедевтики внутренних болезней; Калягин Алексей Николаевич - заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней, д.м.н.,
e-mail: [email protected].
Information About the Authors:
Shvetsova Ekaterina - physician, 664046, Russia, Irkutsk, Baykalskaya str., 118, e-mail: [email protected]; Zimina Irina -Head of therapy department; Fedotova Valentina - physician; Asner Tatiana - Associate Professor, Department of Internal Medicine Propaedeutics, MD, PhD, 664003, Russia, Irkutsk, Krasnogo Vosstania str., 1, tel. (3952) 229933, e-mail: [email protected]; Kazakova Rita V. - Assistant of the Department of Internal Medicine Propaedeutics; Kalyagin Alexey - Head of the Department of Internal Medicine Propaedeutics, MD, PhD, DSc, Professor, e-mail: [email protected].
ПЕДАГОГИКА
© ФРОЛОВ А.П., БЕЛОБОРОДОВ В.А. - 2014 УДК 378(07.07):617-089
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ»
Александр Петрович Фролов1-2, Владимир Анатольевич Белобородое1 ('Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра общей хирургии с курсом урологии, зав. - д.м.н., проф. В.А. Белобородов; 2Иркутский филиал Российского государственного университета физкультуры, спорта и молодежной политики, директор - д.п.н., проф. Е.В. Воробьева)
Резюме. В статье проведен анализ применения интерактивных технологий обучения на практических занятиях по общей хирургии. Показано, что увеличение доли интерактивных форм обучения на практическом занятии положительно влияет на освоение учебного материала студентом, повышает его творческий потенциал и эффективность использования полученных знаний. Проведение занятия с использованием интерактивных технологий требует от преподавателя творческого подхода в организации проведения занятия.
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, практические занятия, общая хирургия.
INTERACTIVE TEACHING METHODS AT THE PRACTICAL CLASSES IN GENERAL SURGERY
A.P. Frolov1-2, V.A. Beloborodov1 ('Irkutsk State Medical University; 2Irkutsk Branch of Russian State University of Physical Education,
Sport, Youth and Tourism, Russia)
Summary. The use of interactive teaching methods at the practical classes in general surgery is analyzed. The increase
of the share of interactive teaching methods at the practical classes was show to have positive influence on understanding teaching material by student, to stimulate students' creativity and effectiveness of the gained knowledge application. When using interactive teaching technologies a teacher required to apply a creative approach to the organization of the practical classes.
Key words: interactive teaching methods, practical classes, general surgery.
В настоящее время внедрение 3-го Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС-3) на основе компетентностного подхода в медицинские университеты привело к необходимости более активного использования в учебном процессе новых образовательных технологий и интерактивных методов обучения в сочетании с оптимизацией внеаудиторной работы. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в учебном процессе в соответствии с ФГОС-3, должен составлять не менее 20% аудиторных занятий.
Интерактивное обучение является специальной формой организации познавательной деятельности, способом познания, осуществляемом в форме совместной деятельности преподавателя и студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают задачи, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы [2,3].
Целью использования интерактивных форм проведения занятий является погружение студентов в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки навыков и качеств будущего специалиста. Интерактивные формы проведения занятий могут быть использованы при проведении лекций и практических занятий, при самостоятельной работе студентов.
При этом основными трудностями применения интерактивных методов в образовательном процессе остаются: незнание содержания метода; неумение применять его на практике; непонимание места метода в структуре занятия; неверие в эффективность применения методов в процессе обучения [2].
Целью настоящей работы явилась оценка возможности используемого комплекса интерактивных методик обучения влиять на освоение учебного материала студентом при практических занятиях предмета «Общая хирургия», определение степени взаимодействия студентов в группе и роли преподавателя в учебном процессе.
Материалы и методы
Кафедра общей хирургии с курсом урологии Иркутского государственного медицинского университета в течение длительного времени при преподавании курса «Общая хирургия» для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического и медико-профилактических факультетов применяет интерактивные технологии, такие как творческие задания, работа в малых группах, интерактивное выступление, методика, «Займи позицию» и ряд других [1]. Их общая продолжительность на занятии не превышала 20% всего времени. С 2012 г. используемые интерактивные технологии на практических занятиях были расширены. В арсенале преподавателей появились новые методики: «Сократический диалог», «ПОПС-формула», «Мозговой штурм» и др. В совокупности это привело к увеличению удельного веса (до 40% времени) использования интерактивных технологий на практическом занятии.
Для оценки эффективности используемого на практических занятиях комплекса интерактивных технологий проведено исследование. Участниками исследования стали обучающиеся 3 курса лечебного факультета, которые обучались у одного преподавателя. С этой целью сформировали две группы: контрольная (п=54; использован комплекс из 5 методик, занимающий 20% объема практического занятия) и основная (п=52, использован комплекс интерактивных технологий из 10 методик, занимающий 40% объема занятия).
В комплексе интерактивных технологий были использованы следующие методики: 1. Работа в малых группах; 2. Творческие задания; 3. Интерактивное выступление; 4. Учебные деловые игры; 5. Методика «Займи позицию»; 6. Методика «Дерево решений»; 7. Методика «Мозговой
штурм»; 8. Методика «Сократический диалог»; 9. Методика «ПОПС-формула»; 10. Групповое обсуждение. В основной группе использованы с 1 по 10 методики, в контрольной - с 1 по 5.
Статистическая обработка полученных данных проведена с использованием непараметрических методов. Значимость различий оценивали по критерию Манна-Уитни (и). Для качественных показателей значимость различий определяли с помощью точного метода Фишера.
Результаты и обсуждение
1. Работа в малых группах
Данная стратегия при проведении практического занятия реализовалась распределением студентов курса на клинические группы по 12-16 человек. Она давала всем студентам возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Работа в малой группе способствовала осуществлению целого ряда интерактивных методов: мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.
2. Творческие задания
Творческое задание находило свою реализацию на каждом тематическом занятии. Оно определялось преподавателем, соответствовало изучаемой теме, требовало творческого подхода от студента и должно соответствовать следующим критериям: не иметь однозначного и односложного ответа или решения; являться практическим и полезным для студента; быть связным с жизнью студента; вызывать интерес у студента; максимально служить целям обучения. Наиболее популярной формой реализации этой интерактивной методики явилось создание студентом мультимедийной презентации, альбома или стенда по заданной учебной теме.
3. Интерактивное выступление
Интерактивное выступление в ходе практического занятия осуществляли как преподаватель, так и студент. В отношении студента самым частым вариантом его интерактивного выступления было представление творческого задания. Интерактивное выступление предполагало ведение постоянного диалога с аудиторией: задавая вопросы, и получая из аудитории ответы; проведение в ходе выступления учебной деловой игры; приглашение специалиста для краткого комментария по обсуждаемой теме; использование наглядных пособий (схем, таблиц, диаграмм, рисунков, мультимедийных презентаций, видеозаписи и др.) и т.п. Использование интерактивных элементов позволяло усилить эффективность выступлений, являющихся частью профессиональной деятельности врача-специалиста. По окончании выступления студента с творческим заданием и получения ответов на вопросы, студенты и преподаватель обсуждали доклад, после чего преподаватель комментировал и оценивал выступление.
4. Учебные деловые игры
Использование учебных деловых игр способствовало развитию навыков критического мышления, коммуникативных навыков, навыков решения проблем, отработке различных вариантов доведения в проблемных ситуациях. В ходе практического занятия использовали учебные деловые игры: тренинг отдельного навыка (например, одевание стерильного халата, укладка бикса и т.п.); тренинг комплекса навыков (например, проведение сердечно-легочной реанимации на тренажере); демонстрация навыка; демонстрация типичных ошибок и др.
5. Методика «Займи позицию»
Использование такой методики позволяло быстро выявить в группе обучающихся различные мнения, сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса. Обсуждение начинали с постановки дискуссионного вопроса, предполагающего противо-
положные, взаимоисключающие ответы (например, «Вы за или против оперативного лечения закрытого перелома бедра со смещением?»). Все участники, подумав над вопросом, поднимали одну из четырех табличек разного цвета с подписями: 1. «Абсолютно за»; 2. «Абсолютно против»; 3. «Скорее за»; 4. «Скорее против». Заняв позицию, участники обменивались мнениями по дискуссионной проблеме и приводили аргументы в поддержку своей позиции. Любой участник мог свободно поменять позицию под влиянием убедительных аргументов.
6. Методика «Дерево решений»
Использование методики «Дерево решений» позволяло студентам овладеть навыками выбора оптимального варианта решения и действия. Построение «Дерева решений» -практический способ оценить преимущества и недостатки различных вариантов. Наиболее эффективной стала эта методика при обсуждении выбора вариантов обезболивания, диагностики и лечения. Дерево решений для трех вариантов может выглядеть, как представлено в таблице 1.
щих цепочек вопросов).
Эта методика особенно активно используется на практических занятиях при обосновании методов диагностики и лечения гнойных заболеваний мягких тканей, ран, онкологических заболеваний.
9. Методика «ПОПС-формула»
Использование методики «ПОПС-формула» позволяло помочь студентам аргументировать свою позицию в дискуссии. Краткое выступление в соответствии с ПОПС-
Таблица 2
Элементы методики «ПОПС-формула»
П - позиция (в чем заключается точка зрения) я считаю, что...
О - обоснование (довод в поддержку позиции) потому, что.
П - пример (факты, иллюстрирующие довод) ... например.
С - следствие (вывод) .поэтому ...
Дерево решений для трех вариантов
Таблица 1
Проблема ...
Вариант 1: ... Вариант 2: ... Вариант 3: ...
Плюсы Минусы Плюсы Минусы Плюсы Минусы
На этапах предложения вариантов и их оценки возможно использование методики «Мозговой штурм».
7. Методика «Мозговой штурм»
Эта методика способствовала стимуляции быстрой генерации большего числа вариантов ответа на вопрос.
На первом этапе преподаватель предлагал определенную проблему для обсуждения («методы исследования для диагностики заболевания?», «какие последствия влечет ...?» и т.п.); все участники высказывали предложения, ведущий записывал все предложения (на доске, плакате) без критики их практической применимости.
На втором этапе высказанные предложения обсуждали. Необходимо было найти возможность применения любого из высказанных предложений или наметить путь его усовершенствования. На данном этане была возможность использования различных форм дискуссии.
На третьем этапе проведения «мозгового штурма» группа представляла презентацию результатов по заранее оговоренному принципу: самое оптимальное решение; несколько наиболее удачных предложений; самое необычное решение и т.п.
Для проведения «мозгового штурма» в ряде случаев участников делили на несколько групп: генераторы идей, которые высказывают различные предложения, направленные на разрешение проблемы; критики, которые пытаются найти отрицательное в предложенных идеях; аналитики, которые будут привязывать выработанные предложения к конкретным реальным условиям с учетом критических замечаний, и др.
8. Методика «Сократический диалог»
Использование методики «Сократический диалог» позволяет обучающим овладеть навыками формулировки вопроса. Она предполагает разработку цепочки вопросов, приводящих отвечающего к какому-либо выводу. Для этого один студент только задает вопросы, другой - отвечает на них.
В соответствии с целями занятия могли задаваться вопросы разного типа: как вы считаете надо ли соглашаться с ... ? Почему вы так считаете? (вводные вопросы); что вы имели в виду? Как можете по-другому сформулировать свою позицию? (проясняющие вопросы); что дало вам основание сделать такой вывод? Какие аргументы вы можете привести в подтверждение своей позиции? (вопросы, вскрывающие аргументацию); что бы сказал по этому поводу ...? (вопросы, помогающие встать на другую годку зрения); не похоже ли будет тогда ... ? (вопросы с использованием аналогий); не означает ли это, что ... ? (вопросы с использованием крайних позиций) и т.п.
Использование методики «сократический диалог» приучало грамотно задавать вопросы, а также планировать ход диалога, составлять его алгоритм (предполагать возможные варианты ответов и заранее готовить варианты последую-
формулой состояло из четырех элементов, представленных в таблице 2.
В качестве примера можно привести следующее выступление студента:
«Считаю, что первичный шов после проведения первичной хирургической обработки (ПХО) раны можно накладывать только тогда, когда в ней низкая концентрация микробных тел и отсутствует риск развития некроза. Это объясняется тем, что наличие большого числа микробов и площади некроза (среды обитания инфекции) приведет к развитию тяжелых гнойных осложнений. Например: наложение первичного шва после ПХО раны через сутки после ранения или наложение первичного шва на укушенную рану, даже в первые часы после ранения приведет к развитию флегмоны. Выводы: наложение первичного шва после ПХО раны выполняется в первые 6-8 часов после ранения, до развития инфекции в ране, при условии полного удаления участков некроза тканей. Нельзя накладывать первичный шов на укушенные и ушибленные раны, потому что при их ПХО невозможно гарантированно удалить весь объем поврежденных тканей».
10. Групповое обсуждение
Групповое обсуждение какого-либо вопроса было направлено на нахождение истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые, обсуждения способствовали лучшему усвоению изучаемого материала.
На первом этане группового обсуждения перед обучающимися ставилась проблема и выделялось определенное время для подготовки аргументированного развернутого ответа. При этом преподаватель устанавливал правила проведения группового обсуждения (задавал рамки обсуждения, определял алгоритм обсуждения, назначал лидера обсуждения).
На втором этапе группового обсуждения вырабатывалось групповое решение совместно с преподавателем.
Разновидностью группового обсуждения был круглый стол, который проводится с целью поделиться проблемами, собственным видением вопроса, познакомиться с опытом и достижениями современной медицины.
При анализе результатов обучения в основной и контрольной группах было выявлено значимое увеличение показателей БРС на 8,5% (Ри<0,05), увеличение количества призовых мест, которые заняли студенты на олимпиаде по предмету «общая хирургия». Данные анкетирования студентов показали, что в основной группе студентов по степени удовлетворенности результатами практических занятий на 13,7% больше, чем в контрольной группе.
Таким образом, увеличение общего объема использования на практических занятиях интерактивных технологий положительно влияет на освоение учебного материала студентом, позволяет творчески и эффективно использовать полученные знания на олимпиадах.
Из вышеизложенного становится очевидным, что при использовании интерактивных методов роль преподавателя существенно меняется, перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Все это требует от преподавателя творческого подхода к организации и проведению занятия.
Таким образом, использование интерактивных форм и методов обучения в процессе практических занятий по общей хирургии позволяет:
1. студенту приобрести опыт активного освоения содержания будущей профессиональной деятельности во взаимосвязи с практикой;
2. учебной группе получить навык общения и взаимодействия в малой группе, формирования ценностно-ориентированного единства группы;
ЛИТЕРАТУРА
1. Белобородое В. А., Пинский С.Б., Брегель АМ., Келъчевская Е.А. Инновации в учебно-исследовательской работе студентов на кафедре общей хирургии // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2010. - Т. 98. №7. - С.22-24.
2. Косолапова М.А., Бфанов В.И., Кормилин В.А., Боков Л.А. Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС 3 в техническом университете: для преподавателей ТУСУР. - Томск: ТУСУР, 2012. - 86 с.
3. Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (Методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ). - Новосибирск: Изд-во, НГАУ, 2012. - 58 с.
3. системе преподаватель - группа приобрести нестандартное отношение к организации образовательного процесса, сформировать мотивированную готовность к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в профессиональных группах.
Наличие положительных факторов от интерактивных методов обучения позволяет их рекомендовать к широкому использованию при проведении практических занятий по предмету «общая хирургия».
REFERENCES
1. Beloborodov V.A., Pinskii S.B., Bregel A.I., Kelchevskaja E.A. Innovations in educational- research work of the students at the department of general surgery // Sibirskij Medicinscij Zurnal (Irkutsk). - 2010. - Vol. 98. №7. - P.22-24. (in Russian)
2. Kosolapova M.A., Bfanov V.I., Kormilin V.A., Bokov L.A. The position about interactive teaching methods of students on FGES 3 at the technical university: for teachers of TUSMR. - Tomsk: TUSMR, 2012. - 86 p. (in Russian)
3. Reutova E.A. The use of active and interactive teaching methods in educational process of high school (Methodical recommendations for teachers Novosibirsk of GAU. - Novosibirsk: Publishing house, NGAU, 2012. - 58 p. (in Russian)
Информация об авторах:
Фролов Александр Петрович - к.м.н., доцент кафедры общей хирургии с курсом урологии, 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, e-mail: [email protected]; Белобородов Владимир Анатольевич - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общей хирургии с курсом урологии, 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, e-mail: [email protected]
Information About the Authors:
Frolov Aleksandr Petrovich - MD, PhD, associate professor, 664003, Irkutsk, Krasnoe Vosstanie st., 1, e-mail: [email protected]; Beloborodov Vladimir Anatolyevich - MD, PhD, professor, the Head of Department, 664003, Irkutsk, Krasnoe Vosstanie St., 1,
e-mail: [email protected]
© АЛФЕРОВА М.А., БАЖЕНОВА Ю.В., ГОЛУБЧИКОВА М.Г. - 2014 УДК: 378.046.4:371.3
АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВКЛЮЧЕНИЮ В МОБИЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Марина Алексеевна Алферова1, Юлия Викторовна Баженова1, Марина Геннадьевна Голубчикова2 ('Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, ректор - д.м.н., проф. В.В. Шпрах, отдел технологий обучения, зав. - М.А. Алферова, кафедра лучевой диагностики,
зав. - к.м.н., доц. Б.И. Подашев; 2Восточно-Сибирская государственная академия образования, ректор - д.физ.-мат.н., проф. Н.А. Перязев, кафедра педагогики, зав. - д.п.н., проф. Е.Л. Федотова)
Резюме. В статье представлен аналитический материал по результатам исследования готовности обучающихся в системе дополнительного профессионального медицинского образования к включению в мобильный учебный процесс с использованием дистанционных технологий обучения. На основе анализа мнения обучающихся специалистов авторы делают выводы о возможностях совершенствования образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: мобильность, мобильный учебный процесс, дистанционные технологии обучения, очно-заочное обучение.
THE ANAIYSIS OF READINESS OF STUDENTS TO BE INVOLVED IN MOBILE TRAINING IN SUPPLEMENTARY PROFESSIONAL EDUCATION
M.A. Alferova1, Y.V. Bazhenova1, M.G. Golubchikova2 ('Irkutsk State Medical Academy of Continuing Education; 2East-Siberian State Academy of Education, Russia)
Summary. The article represents the analytical materials based on the results of investigations of preparation of students in the system of continuing professional education, so it shows that they are able to be included in a mobile educational process of using distanced technologies in education. The authors have made a conclusion, based on opinions of students, about opportunities of improving educational process in the system of continuing professional education.
Key words: mobility, mobile education, distance learning, full time and correspondence education.
Основной задачей дополнительного профессионального образования (ДПО) является совершенствование уровня подготовки специалистов, которые способствуют сохранению научного, культурного и духовного потенциала, обеспечивают преемственность научных и педагогических школ. Ускорение темпов современной жизни, нескончаемая череда
реформ в области высшего образования заставляет высшие учебные заведения подстраиваться под новые условия внешней среды. Информационное общество в XXI в. заинтересовано в предоставлении выбора режимов учебной деятельности для обучающегося на основе междисциплинарного подхода.