Научная статья на тему 'Интерактивные методы обучения в высшей школе'

Интерактивные методы обучения в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2658
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE TRAINING METHODS / SYSTEM OF THE FORMATION / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / LEARNING METHOD / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / METHOD OF THE EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / НАВЫКИ / SKILLS / KNOWLEDGES / ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимошенко Леонид Иванович, Кудрявцев Роман Анатольевич, Тарасов Виктор Александрович, Малофей Александр Олегович

Статья посвящена вопросу внедрения в систему образования новых передовых форм и методов подачи учебного материала и доведения его до слушателей. Авторы полагают, что практическое применение интерактивных форм обучения является одним из серьезнейших направлений подготовки студентов в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимошенко Леонид Иванович, Кудрявцев Роман Анатольевич, Тарасов Виктор Александрович, Малофей Александр Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE METHODS OF TEACHING IN HIGHER EDUCATION

The article is devoted to the introduction into the education system of new advanced forms and methods of applying the training material and bring it to listeners. The authors believes that the practical application of interactive forms of learning is one of the major areas of training students in higher education.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы обучения в высшей школе»

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.147 ББК 74.58

Л. И. Тимошенко, Р. А. Кудрявцев, В. А. Тарасов, А. О. Малофей

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена вопросу внедрения в систему образования новых передовых форм и методов подачи учебного материала и доведения его до слушателей. Авторы полагают, что практическое применение интерактивных форм обучения является одним из серьезнейших направлений подготовки студентов в высшей школе.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, система образования, метод обучения, образовательный процесс, навыки, знания.

INTERACTIVE METHODS OF TEACHING IN HIGHER EDUCATION

The article is devoted to the introduction into the education system of new advanced forms and methods of applying the training material and bring it to listeners. The authors believes that the practical application of interactive forms of learning is one of the major areas of training students in higher education.

Keywords: interactive training methods, system of the formation, learning method, method of the education, educational process, skills, knowledges.

Современная система образования в высшей школе претерпевает серьезные изменения. Преподаватели стараются передать свои знания, научить студентов тому разумному, доброму, вечному, что будет пронесено ими через всю жизнь и станет залогом успеха в их будущей профессиональной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) является совокупностью требований, обязательных для реализации основных образовательных программ при подготовке специалистов по различным направлениям. В современной системе образования получили широкое распространение три основные формы взаимодействия преподавателя и студентов: пассивные методы обучения, активные методы обучения и интерактивные методы обучения [1, т. 1, кн. 2]. Рассмотрим каждый из них.

Пассивный метод - это такая форма взаимодействия, при которой преподаватель является основным действующим лицом, управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей. В этом случае лекция - это самый распространенный вид пассив-

ного обучения, который широко распространен в высших учебных заведениях. Многие преподаватели предпочитают пассивный метод остальным.

Активный метод - это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой обучающиеся являются активными участниками образовательного процесса. В этом случае преподаватель и студенты находятся на равных, а авторитарный стиль взаимодействия, присущий пассивному методу проведения занятий, сменяется на демократический. Часто между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, но на самом деле они имеют некоторые различия. Интерактивные методы рассматриваются как более современная форма активных методов обучения.

Интерактивный метод означает возможность взаимодействия преподавателя и студентов в режиме беседы или диалога. Причем, в отличие от активных методов, интерактивные направлены на всестороннее взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. Роль преподавателя сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия.

Преподаватель также разрабатывает определенные упражнения и задания, выполняя которые студенты не только изучают новый материал, но и закрепляют старый [1].

Применение на практике интерактивных форм обучения является одним из важнейших направлений подготовки студентов в современном вузе. Среди различных форм обучения важнейшая роль отводится лекции, которая является самым сложным видом работы, и ее поручают наиболее подготовленным и опытным преподавателям. При всей кажущейся простоте лекционная форма обучения требует высокого уровня педагогического мастерства и ораторского искусства. Преподаватель должен обращать внимание, в первую очередь, на интерактивные методы, благодаря которым слушатели активно включаются в учебный процесс. Опытный преподаватель направляет студентов и учит самостоятельно находить решения ситуационных задач. Активность преподавателя в данном случае уступает место активности студентов, а задачей педагога становится создание условий, необходимых для развития инициативы у обучающихся.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Такой вид обучения подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели, которые заключаются в создании комфортных условий обучения, когда студент или слушатель осознает свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и комфортным сам процесс обучения.

Основными задачами интерактивных форм обучения являются: развитие у студентов интереса к изучаемой дисциплине; более глубокое и полное усвоение изучаемого материала; формирование навыков самостоятельного поиска путей разрешения поставленной учебной задачи; взаимодействие между студентами и преподавателем, а также формирование навыков работы в команде; развитие терпимости к любой точке зрения, уважение права каждого студента на свободу слова, а также его достоинства; формирование у студентов собственного мнения и отношения к будущей профессии.

Для достижения воспитательных и учебных целей преподаватель может использовать следующие наиболее распространенные интерактивные формы обучения:

- мастер-класс;

- ситуационный анализ;

- деловые и ролевые игры;

- «мозговой штурм»;

- круглый стол.

Основной целью мастер-класса является показ новой авторской идеи преподавателя студентам. Преподаватель, используя практические навыки, вырабатывает в течение длительного времени новую авторскую методику с использованием как ранее известных педагогических технологий, так и собственных наработок. При этом основное внимание обращается на преподавание основ профессионального отношения к выбранной специальности, использование профессиональной терминологии на практике (медицинской, экономической, юридической, технической и так далее), обучение наиболее продуктивным способам выполнения профессиональной деятельности, возможность представления своих технологий и опыта.

Ситуационный анализ дает возможность моделировать сложные или аварийные ситуации в безопасной обстановке, и при этом отсутствует ответственность за нежелательные последствия в случае принятия неправильного решения.

В этой ситуации процесс обучения должен быть построен таким образом, чтобы практически все студенты оказались вовлеченными в поиск решения сложившейся ситуации. У них появляется возможность на практике узнать особенности производственного процесса на данном этапе обучения. Коллективная деятельность студентов в процессе обучения и во время практической отработки учебного материала позволяет каждому вносить свой индивидуальный вклад в общее дело, при этом обмениваться знаниями, замыслами и практическими навыками. Все это происходит в обстановке понимания и взаимной поддержки. Основной целью для студентов является то, что они могут проанализировать данные ситуации, проверить правильность найденных решений, использовав при этом приобретенные теоретические знания и практические умения [3; 8, с. 224-231].

Деловая игра - это форма представления практического навыка и теоретических знаний, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности, возможность моделирования различных ситуационных взаимоотношений, а также вариантов профессиональной деятельности.

Особенность обучающей направленности деловой игры заключается в том, что весь процесс обучения максимально приближен к настоящей практической деятельности студентов. Данный метод представляет собой намеренно подготовленную и организованную игру по внедрению полученных ранее теоретических знаний. В этом случае происходит не обычное накопление информации студентом, а практиче-

Философия образования

ское рассмотрение определенной сферы человеческой действительности. Деловая игра дает возможность наглядно представить производственный процесс. Полученные студентами в этой ситуации умения и навыки запоминаются надолго по сравнению с другими традиционными методами обучения [2; 5, с. 163-167].

В процессе «мозгового штурма» происходит поиск новых методов решения вопросов за короткий промежуток времени, при этом приветствуются нестандартные идеи, что дает студентам чувство уверенности и самоудовлетворения от найденных решений. При этом не допускается критика со стороны окружающих, но приветствуется комбинирование и моделирование как своих, так и чужих идей; основной задачей является выработка как можно большего количества разнообразных по содержанию идей, применимых для решения поставленной задачи.

Целью «мозгового штурма» является поиск совершенно новых идей, синтез лучших решений, а также поиск как можно более широкого спектра направлений решения предложенных вопросов [1, т. 2; 7, с. 115-117].

Такая форма интерактивного обучения, как круглый стол, направлена на развитие познавательной деятельности студентов. Главной целью проведения круглого стола является формирование у студентов способности аргументированно излагать свои мысли, свою позицию, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. В этой ситуации происходит закрепление полученной ранее информации, а также поиск и решение проблемных вопросов, их обсуждение [2, с. 7880; 6, с. 11-13].

При подготовке и проведении круглого стола необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- возможность обсуждения в ходе дискуссии нескольких проблемных вопросов по заданной теме;

- демонстрация появившихся мнений, сформированных взглядов в виде схем, презентаций, аудиозаписей, видеофильмов, фотодокументов;

- серьезная подготовка основных докладов, обзоров, подкрепленных доказательствами и весомыми аргументами.

При проведении круглого стола необходимо учитывать некоторые конструктивные особенности, характерные для данного вида занятия:

- желательно, чтобы геометрическое построение мебели в аудитории представляло собой круг, овал или прямоугольник. Так процесс общения происходит «глаза в глаза»;

- преподаватель также располагается в общем круге как равноправный участник группы. Таким образом создается менее формальная обстановка по сравнению с обычной.

Круглый стол организуется и проводится следующим образом:

- преподаватель формулирует вопросы, обсуждение которых позволит разносторонне рассмотреть их проблематику;

- учебная группа делится на подгруппы по количеству проблемных вопросов, которые распределяются между участникам подгрупп для детальной подготовки;

- для более полного освещения специфических вопросов могут быть приглашены специалисты по направлениям рассматриваемых вопросов (юрист, социолог, психолог, экономист);

- в ходе занятия ответы на вопросы заслушиваются в установленной преподавателем последовательности.

С постоянным развитием научно-технического прогресса увеличивается и объем преподаваемой студентам информации. Известно, что информация постепенно устаревает, а на смену приходят все более новые знания. Следовательно, процесс обучения, ориентированный главным образом на запоминание материала, только отчасти соответствует современным требованиям. В связи с этим появляется проблема формирования у студентов таких качеств мышления, которые позволили бы им самостоятельно усваивать постоянно изменяющийся объем информации уже после завершения обучения. Таким образом, системе образования нужны новые методы и подходы к проведению занятий. Общеизвестно, запоминается лучше то, что воспринято методом проб и ошибок. Набитые «шишки» проходят, а полученные при этом знания остаются. Роль педагога в этой ситуации заключается в том, чтобы направить, указать путь, подвести итог проделанной работы, обсудить сделанные ошибки, но не давать знания в готовом виде [10; 11].

Нами рассмотрена лишь часть интерактивных методов обучения, применение которых на практике позволяет преподавателю перейти на новый конструктивный уровень подготовки специалистов. Современная педагогическая наука содержит целый арсенал различных интерактивных методов обучения, среди которых можно выделить следующие: творческие задания, интерактивная экскурсия, фокус-группа, видеоконференция, работа в малых группах, социально-психологический тренинг и другие [4; 12].

Литература

1. Адошев А. И., Аникуев С. В., Гальвас А. В. и другие. Развитие системы образования - обеспечение будущего. Одесса, 2013.

2. Барнаш Л. В., Тимошенко Л. И., Гуц С. И. Последствия неповиновения сотрудникам правоохранительных органов при охране общественного порядка // Юристъ-Правоведъ. 2014. № 1.

3. Борисова И. И., Ливанова Е. Ю. Интерактивные формы и методы обучения в высшей школе: учебное пособие. Н. Новгород, 2011.

4. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: дидактика и методика: учебное пособие. М., 2007.

5. Краснокутский Д. Н., Тимошенко Л. И. Использование пейнтбольного и страйкбольно-го оборудования в обучении сотрудников спецподразделений МВД России // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-пе-дагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел: сборник материалов VI межвузовской научно-практической конференции / под общ. ред. Л. И. Тимошенко, С. Н. Кашина. Ставрополь, 2013.

6. Кудрявцев Р. А., Земцев А. М., Земля-

ной А. И., Тимошенко Л. И. Активные методы обучения в высшей школе // Вестник АПК Ставрополья. 2013. № 4 (12).

7. Кудрявцев Р. А., Тимошенко Л. И., Тарасов В. А. Самосознание студента высшего учебного заведения // Философия права. 2014. № 2 (63).

8. Ляшенко В. Н., Тимошенко Л. И. Защита от оружия массового поражения // Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: сборник. Краснодар, 2014.

9. Тарасов В. А., Тимошенко Л. И. О необходимости проведения совместных практических занятий по тактико-специальной, огневой и специальной физической подготовке: сборник материалов VI межвузовской научно-практической конференции. Ставрополь, 2013.

10. Тимошенко Л. И., Нефедов В. В., Кузь-менко И. П. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. Ставрополь, 2011.

11. Тимошенко Л. И. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. Ставрополь, 2014. Ч. 2.

12. Тимошенко Л. И. Информатика: учебное пособие. Ставрополь, 2014. Т. 2.

УДК 378.6 (351.74) : 378.147 ББК 74.58

Т. А. Буткова

ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗОВ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЮРИСТОВ

Автор в статье рассматривает особенности внедрения интерактивных технологий в образовательный процесс вузов МВД России, методы интерактивного обучения как инновационные способы реализации профессионального образования. Акцентирует внимание на эффекте комплексного применения интерактивных методов в процессе освоения обучаемыми учебной дисциплины как условии повышения качества подготовки сотрудников полиции.

Ключевые слова: интерактивные формы обучения, профессиональные компетенции, педагогические технологии, профессиональное образование, лекция-дискуссия, кейс-метод, метод модера-ции, микрогрупповая технология.

IMPLEMENTATION OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS HIGH SCHOOLS AS A FACTOR

OF FORMATION OF LAWYERS' PROFESSIONAL COMPETENCE

The author examine the features of the introduction of interactive technologies in the educational process of institutions of the Ministry of Internal Affairs, interactive teaching methods as innovative ways to implement vocational education. The article also focuses on the effect of integrated application

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.