Научная статья на тему 'Применение интерактивных методов обучения для развития индивидуальности магистров'

Применение интерактивных методов обучения для развития индивидуальности магистров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ГРУППОВЫЕ ДИСКУССИИ / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / "ДВОЙНОЕ КОЛЬЦО СОКРАТА"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савва Л. И., Чупрова Е. А.

В статье дается характеристика интерактивных методов, доказывается их влияние на развитие индивидуальности студентов вуза, приводятся примеры применения конкретных интерактивных на занятиях магистрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савва Л. И., Чупрова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение интерактивных методов обучения для развития индивидуальности магистров»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

УДК 378.0

Л.И.Савва

д.п.н., профессор, кафедры педагогики Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова

г. Магнитогорск, Российская Федерация Е.А.Чупрова, студентка 1 курса, институт истории, филологии, иностранных языков, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова

г. Магнитогорск, Российская Федерация

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

Аннотация

В статье дается характеристика интерактивных методов, доказывается их влияние на развитие индивидуальности студентов вуза, приводятся примеры применения конкретных интерактивных на занятиях магистрантов.

Ключевые слова

Интерактивные методы, групповые дискуссии, мозговой штурм, «двойное кольцо Сократа».

Модернизация высшего профессионального образования в условиях мирового кризиса предполагает не только обновление её содержания, но и применяемых новых технологий в свете обеспечения его гуманистической направленности, при которой в центре педагогического процесса оказывается студент как субъект своей деятельности и как индивидуальность.

Вслед за А.Г. Асмоловым индивидуальность студента понимается нами как совокупность смысловых отношений и установок его в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для обучающегося [6].

Анализ педагогических исследований в поле изучаемой проблемы показал, что отличительной особенностью здесь является не поиск ее сущности, содержания индивидуальности, а постановка целей, поиск методов, форм, средств, при которых возможно её развитие. Цель данной статьи: показать на примерах, что развитие индивидуальности студентов, обучающихся в магистратуре, возможно путем активного применения интерактивных методов.

Интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов. К ним могут быть отнесены следующие: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д. [2, с.3]

Интерактивные методы обучения наиболее соответствуют личностно- ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основано на собственном опыте обучающихся, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого профессионального опыта[1, с.2].

Данные методы обеспечивают переход в вузе от «обучения» к «учению». Использование последнего термина в широком социальном, а не только в психолого-дидактическом контексте подчеркивает новые социальные роли обучающихся по отношению к миру информации («образование по ходу жизни», «учение

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

на собственном опыте», «обучение в различных жизненных и профессиональных ситуациях») и определяется как средство саморазвития путем их личной активности. Учебный процесс с использованием интерактивных методов обучения организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности [5, с.5].

Ученые [3, с. 14] выделяют следующие общие результаты и эффекты применения интерактивных методов:

1. Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Если методы интерактивного обучения применяются регулярно, то у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение (поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки) и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем.

2. Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям, процесс обучения становится более осмысленным.

3. Интерактивные методы формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность и доброжелательность по отношению к своим оппонентам.

4. Интерактивные методы обучения позволяют осуществить перенос способов организации деятельности, получить новый опыт деятельности, ее организации, общения, переживаний.

5. Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать контроль за усвоением знаний и умением применять полученные знания, умения и навыки в различных ситуациях более гибким и гуманным.

6. Результат для конкретного обучающегося: - опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;

7. Результат для учебной микрогруппы: - развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе; - формирование ценностно-ориентационного единства группы; - поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации; - принятие нравственных норм и правил совместной деятельности; -развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии; - развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам.

8. Результат для системы «преподаватель — группа»: - нестандартное отношение к организации образовательного процесса; - многомерное освоение учебного материала; - формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и во внеучебных ситуациях.

Интерактивная деятельность на занятиях с применением интерактивных методов фокусируется на пяти основных элементах: позитивная взаимозависимость, личная ответственность, содействующее взаимодействие, навыки совместной работы и работа в группах, активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы [4, с.1-2].

Покажем это на примерах применяемых нами интерактивных методов на семинарах в магистратуре при изучении курса «Педагогика и психология высшего образования», где были использованы разные интерактивные методы: дискуссии (круглый стол, дебаты, симпозиум, мозговой штурм, «двойное кольцо Сократа»), игровые методы и др.

Групповая дискуссия является основным интерактивным методом в развитии индивидуальности студентов вуза. Чаще всего она использовалась на семинарских занятиях в различных её видах: круглый стол, дебаты, симпозиум и другие. Основными задачами «круглого стола» были: а) обсуждение в ходе дискуссии одной-двух проблемных, острых ситуаций по данной теме; б) иллюстрация мнений, положений с использованием различных наглядных материалов (схемы, диаграммы, графики, аудио-, видеозаписи, фото-

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

, кинодокументы); в) стимулирование сотворчества при поиске истины. При этом обсуждаемые вопросы не должны носить однозначного ответа, они имели открытый характер, тем самым способствовали дискуссии и созданию ситуации сотворчества преподавателя и магистрантов.

В ходе симпозиума студентам представляется не только план его проведения, но и определяются заранее основные докладчики из числа желающих студентов. В отличие от «круглого стола», данная групповая дискуссия предполагает осуждение проблемы, но не на равных позициях, а с выделением доминирующих ораторов, которые готовы ответить на «трудные» или открытые вопросы.

Суть дебатов заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что приведенные аргументы команды - лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента. При этом учебная группа делится на две команды, где одна утверждает тезис обсуждаемой проблемы, а другая его отрицает. Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). В ходе основного этапа дебатов каждый спикер выполняет строго определенные правила, роли и функции, причем роли первых спикеров отличаются друг от друга, а роли вторых и третьих совпадают. При проведении дебатов важна была работа «тайм-кипера», который предупреждал команды и судей за 2, 1 и 0,5 минуты об окончании времени выступления, они же не допускали: погасить дискуссию, уходить за рамки обсуждаемой проблемы; превратить дискуссию в диалог двух наиболее активных студентами, нарушить правила.

Хорошо зарекомендовали и такие методы, как мозговой штурм и «двойное кольцо Сократа». Цель мозгового штурма - выработать оптимальное решение существующей педагогической проблемы, на начало занятия обсуждаются правила диалогового взаимодействия:: 1. отсутствие всякой критики; 2. поощрение предлагаемых идей; 3. равноправие участников мозгового штурма; 4. свобода ассоциаций и творческого воображения; 5. обязательная фиксация всех высказываний.

При реализации метода двойного кольца Сократа педагог следит за соблюдением следующих правил: студенты только внутреннего круга говорят по существу проблемы, но по одному, не перебивая друг друга; выступающий студент точно и аргументировано подтверждает свой взгляд на обсуждаемую проблему; студенты внешнего круга не имеют права говорить, но имеют право слушать и оценивать ход и содержание дискуссии и активность студентов во внутреннем круге; студенты внутреннего круга слушают внимательно выступающего, задают ему четкие и открытые вопросы; студенты внутреннего круга критикуют взгляды выступающих, но не критикуют личность оратора.

Таким образом, применение интерактивных методов обучения - одно из важнейших направлений модернизации высшего образования и необходимое условие развития индивидуальности студентов, обучающихся в магистратуре вуза.

Список использованной литературы:

1. Гущин, Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе / Ю.В. Гущин. — Дубна : Изд-во «Психологический журнал», 2012. — 1-18 с.

2. Двуличанская, Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций / Н.Н. Двуличанская. — Москва: Изд-во «Наука и образование», 2011. — 1-10 с.

3. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 176 с.

4. Гулакова, М.В., Харченко Г.И. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация / М.В. Гулакова., Г.И. Харченко — Киров : Изд-во «Концепт», 2013. — 1-5 с.

5. Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе. / Е.А. Реутова. — Новосибирск : НГАУ, 2012. - 58 с.

6. Условия гуманитаризации высшего профессионального образования: Коллективная монография / Под общей ред. Л.И. Савва. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 463с.

© Савва Л И., Чупрова Е.А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.