МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
задач образования в области спорта, подразумевает формирование желания занятиями физическими нагрузками, а правильная организация мероприятий как раз вырабатывают данную потребность.
Праздники спортивной направленности отличаются от мероприятий, прежде всего их высоким эмоциональным накалом. Но спортивный праздник не включает в свою программу никаких общественно значимых задач.
Следовательно, ключевой идеей при составлении спортивной программы в школе, можно обозначить название - «спортивное соревнование-праздник». Данное мероприятие должно являться совокупностью отдельных номеров в ходе организации определенных соревнований, включающих в себя общую образовательную задачу и имеющую элементы спортивного представления.
Список использованной литературы: 1. Ортега-и-Гассет X. О. О спортивно-праздничном чувстве жизни. Философские науки. 1991. № 12.
© Виллемсон Е.Л., Пронюшкина Т. Г., 2015
УДК 378.14
Т.Н. Галинская
Доцент, канд. пед. наук Факультет иностранных языков Оренбургский государстенный педагогический университет
г. Оренбург, Российская Федерация
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Аннотация
В статье технология интерактивного обучения в рассматривается как богатейший обучающий инструмент, позволяющий активизировать деятельность обучающихся творческими заданиями, требующими общения и взаимодействия с партнерами, а также развить их способности самостоятельно оценивать свою образовательную деятельность и личные достижения в условиях ситуаций, максимально приближенных к реальной профессиональной жизни, что формирует адекватную самооценку, необходимую для профессионального самосовершенствования учителя-бакалавра.
Ключевые слова
Интерактивные задания, диалогическое взаимодействие, коммуникативные умения, аутентичное
оценивание, траектория самосовершенствования.
Задача современного вуза, готовящего будущих учителей, заключается не только в трансляции студентам знаний в соответствии с утвержденной основной образовательной программой [7], но ив формировании у них профессионально важных навыков поиска и отбора необходимой информации, умений аргументированно защищать свою точку зрения и эффективно взаимодействовать с коллегами, а также в развитии основополагающего качества, обеспечивающего профессиональное становление педагога, -готовность к самоанализу и адекватной самооценке, т.е. самостоятельному оцениванию своей профессиональной деятельности.
Интерактивные методы обучения базируется на концепции интеракционизма, согласно которой социальное взаимодействия людей - это межличностная коммуникация. Термин интерактивный (лат. «inter» - взаимный, «act» - действовать) подразумевает диалог и взаимодействие. К интерактивным методам могут быть отнесены дискуссия, «мозговой штурм», тренинги, ролевые и деловые игры, кейс-стади, метод проектов, работа в парах и малых группах и т.д. [5, с. 127]. Технология интерактивного обучения представляет собой, по нашему мнению, богатейший обучающий арсенал, так как она позволяет
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
активизировать деятельность обучающихся путем приближения изучаемого материала к реальной жизни и поиска путей решения возникающих проблем, что создает на занятии условия, которые обеспечивают раскрытие каждого обучающегося в процессе выполнения творческого задания, требующего общения и взаимодействия с партнерами. Освоение учебного материала проходит в процессе совместной деятельности обучающихся, что позволяет им не только закреплять освоенное, но и получать новое знание, а также учиться выслушивать мнение оппонента, учитывать различные точки зрения, участвовать в дискуссии и вырабатывать совместное решение.
С другой стороны, технология интерактивного обучения может также представлять собой и аутентичные формы оценивания практических результатов деятельности и личных достижений обучающихся, в условиях ситуаций, максимально приближенных к реальной профессиональной жизни. Как считают Н. В. Алехина и Э. В. Зильберштейн, аутентичное оценивание (англ. «authentic assesment» -истинное, настоящее оценивание», подлинная оценка, «оценивание реальных достижений учащихся») направлено на оказание помощи обучающимся в развитии их способности анализировать собственную деятельность [3, с. 47-48]. Рефлексия собственной образовательной деятельности и личностных достижений формирует компетентность в сфере саморегуляции и самоорганизации и адекватную самооценку [1, с. 247]. Следовательно, технология интерактивного обучения, стимулируя инициативу и личностный потенциал обучающихся, может обеспечить им возможность развития способности анализировать собственную образовательную деятельность, т.е. формировать аутентичную оценку своих достижений. Значение такой аутентичной самооценки трудно переоценить, так как она позволяет обучающимся не только самостоятельно отслеживать свой уровень освоения содержания образования, но и корректировать индивидуальную образовательную траекторию [8, с. 153].
В этом контексте роль преподавателя в образовательном процессе существенно изменяется, так как интерактивные методы обучения предполагают демократический стиль взаимодействия преподавателя и обучающихся, когда преподаватель является равноправным участником общения, наставником, консультантом и помощником. Поэтому сама концепция оценивания должна измениться: теперь преподаватель не просто «ставит отметку», а направляет деятельность обучающихся на достижение поставленных целей, организует условия, в которых обучающийся самостоятельно может оценить достоинства и недостатки своей образовательной деятельности, а также помогает ему выработать индивидуальный маршрут для дальнейшего самосовершенствования. Таким образом, применение технологии интерактивного обучения ставит перед преподавателем задачу разработать адекватное методическое сопровождение, необходимое для реализации всего их образовательного потенциала. На наш взгляд, практические занятия дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения», будучи неотъемлемой частью блока дисциплин, направленных на формирование профессионально важных качеств учителя-бакалавра [7], являются оптимальным полем для решения поставленных задач посредством применения разнообразных средств и заданий интерактивного характера (дискуссия, групповая работа, ролевые и деловые игры, а также анализ иллюстративного материала в виде конкретных ситуаций), способствующих нарабатыванию ими методического опыта, необходимого для прохождения педагогической практики в школе [4, с. 3-5]. Предлагаемые интерактивные задания представляют поле для идентификации ранее скрытых сильных сторон обучающихся, а также для развития их интересов и способностей, в частности, способности анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми нормами и на основе этого пересматривать стратегию своей образовательной для достижения собственного прогресса.
Для развития способности студентов адекватно оценивать свою образовательную деятельность, мы разработали специальный лист для аутентичного самооценивания, в котором обучающимся предлагается оценить по семибалльной шкале свои коммуникативные умения, реализуемые в процессе выполнения того или иного интерактивного задания. Так, например, в процессе «Деловой игры на основе технологии развивающейся кооперации» [2] обучаемые должны проявить следующие коммуникативные умения: расположить к себе собеседника, взаимодействовать со всеми партнерами по общению, умение прояснить ситуацию, задавая наводящие вопросы, умение работать и общаться в стрессовой ситуации (в шумной аудитории), а также спокойно воспринимать критику в свой адрес, умение отстоять свою точку зрения,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
убедить собеседника в ней, умение логично выражать мысли, грамотно выстраивать речь и выступать перед аудиторией. Знакомство с перечнем этих умений, необходимых студентам для успешного выполнения предложенного интерактивного задания, до начала игры выступает для обучающихся своеобразной установкой и стимулом к действию в определенном направлении. Самостоятельная работа с листом самооценивания является логическим завершением деловой игры, заключающемся в рефлексии над коммуникативным поведением и осознанием «белых пятен», требующих от обучающихся внимания и целенаправленной работы.
Таким образом, технология интерактивного обучения выступает оптимальным инструментом формирования не только важных для будущего педагога коммуникативных и профессиональных компетенций, но и средством формирования аутентичной самооценки - способности анализировать и критически подходить к оценке своей деятельности, выявлять ее сильные и слабые стороны для разработки индивидуальной траектории самосовершенствования.
Список использованной литературы
1. Абакумова, Н.Н. Аутентичные формы оценивания в педагогическом мониторинге индивидуальных достижений обучающихся // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - С. 267-273.
2. Акбашев, Т.Ф. Непрерывное образование и развивающаяся кооперация. - Уфа: БГПИ, 1988.
3. Алехина Н.В., Зильберштейн Э.В. Проблема аутентичного оценивания образовательной деятельности студента в условиях внедрения системы менеджмента качества // Успехи соврем. естествознан. - 2010. - № 1 - С. 47-49.
4. Галинская, Т.Н. Интерактивные технологии на практических занятиях по дисциплине «Современные средства оценивания результатов обучения» : учеб.-метод. пособие. - Оренбург, 2015. - 52 с. // http://rucont.ru/efd/310659
5. Галинская, Т.Н. Применение интерактивных методов преподавания иностранного языка на занятиях по домашнему чтению // Оренбургский гос. пед. ун-т: история и современность : материалы XXX преподават. науч.-практ. конф., 14-15 мая 2009 г. - Оренбург, 2009. - С. 125-135.
6. Двуличанская, Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование : электрон. изд. - М.: МГТУим.Н.Э.Баумана, 2011. - № 4 // http: //technomag .edu.ru/doc/ 172651html
7. Основная образовательная программа по направлению подготовки 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями). - М., 2013.
8. Сивас, Н.В. Портфолио как метод управления индивидуальной образовательной траекторией студента-медика // Уч. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 153-156.
© Галинская Т.Н., 2015
УДК 338.27
Е.Е.Гарибзянова
магистрант кафедры охраны окружающей среды, Пермский национальный исследовательский политехнический университет,
г. Пермь, Российская Федерация
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ»
Аннотация
В статье дано понятие педагогической технологии и понятие дебатов. Рассмотрены «дебаты» через призму триединой цели занятия. Представлены компетенций, которые могут быть развиты через технологию «дебаты». Описаны подходы, используемые в процессе дебатов.
212