Научная статья на тему 'Роль интерактивных методов обучения в формировании профессиональных компетенций социолога'

Роль интерактивных методов обучения в формировании профессиональных компетенций социолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
896
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / КОМАНДНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / СТУДЕНТЫ-СОЦИОЛОГИ / PROFESSIONAL SKILLS / COMPETENCY-BASED APPROACH TO EDUCATION / MODERN LEARNING TECHNOLOGIES / INTERACTIVE TECHNIQUES / RESEARCH CULTURE / TEAMWORK / PROFESSIONAL SOCIAL THINKING / STUDENTS MAJORING IN SOCIAL SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бухтиярова Ирина Николаевна, Зубова Оксана Геннадьевна

Современное высшее образование должно ориентироваться на активную деятельность как преподавателя, так и студента, организацию самообучающей среды, где студенты имеют выбор действий и возможность использования личных инициатив. Статья посвящена вопросу формирования профессиональных компетенций студентов высшей школы в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения, анализу современного состояния и общих тенденций применения интерактивных методов обучения в вузе. Авторами раскрывается понятие «профессиональные компетенции», определяются возможности их формирования в современном учебном процессе, рассматриваются различные интерактивные методы обучения: групповые дискуссии, конференции, круглые столы, кейс-стади, деловые игры, мастер-классы, метод проектов и др. Анализируется их роль в преподавании социологических дисциплин, приводятся примеры из учебной практики, транслируется успешный опыт внедрения в учебный процесс интерактивных методов с целью реализации компетентностного подхода в подготовке студентов-социологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бухтиярова Ирина Николаевна, Зубова Оксана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of interactive techniques in a sociologist’s professional skills development

Modern higher education should focus on the active involvement of lecturers and students and self-learning environment where students make a choice of action and take the initiative. The research deals with professional skills development in higher education students under the implementation of the third-generation learning standards, the current state and general trends in applying interactive techniques at the university. The authors reveal the concept of professional skills, identify the opportunities for their development in modern academic process, and review the various interactive techniques such as group discussions, conferences, roundtable discussions, case studies, business games, master classes, and project method. The study analyzes their role in teaching social sciences, describes workshops, and demonstrates successful experience of introducing interactive techniques to the learning process in order to implement a competency-based approach while training the students majoring in social science.

Текст научной работы на тему «Роль интерактивных методов обучения в формировании профессиональных компетенций социолога»

УДК 378.147:316

https://doi.org/10.24158/spp.2017.10.17

Бухтиярова Ирина Николаевна

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры методологии социологических исследований социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Зубова Оксана Геннадьевна

кандидат политических наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры методологии социологических исследований социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИОЛОГА

Bukhtiyarova Irina Nikolaevna

PhD in Education Science, Senior Lecturer, Department of Sociological Research Methodology, Faculty of Sociology, Lomonosov Moscow State University

Zubova Oksana Gennadievna

PhD in Political Science, Associate Professor, Senior Researcher, Department of Sociological Research Methodology, Faculty of Sociology, Lomonosov Moscow State University

THE ROLE OF INTERACTIVE TECHNIQUES IN A SOCIOLOGIST'S PROFESSIONAL SKILLS DEVELOPMENT

Аннотация:

Современное высшее образование должно ориентироваться на активную деятельность как преподавателя, так и студента, организацию самообучающей среды, где студенты имеют выбор действий и возможность использования личных инициатив. Статья посвящена вопросу формирования профессиональных компетенций студентов высшей школы в условиях реализации образова-тельньх стандартов третьего поколения, анализу современного состояния и общих тенденций применения интерактивных методов обучения в вузе. Авторами раскрывается понятие «профессиональные компетенции», определяются возможности их формирования в современном учебном процессе, рассматриваются различные интерактивные методы обучения: групповые дискуссии, конференции, круглые столы, кейс-стади, деловые игры, мастер-классы, метод проектов и др. Анализируется их роль в преподавании социологических дисциплин, приводятся примеры из учебной практики, транслируется успешный опыт внедрения в учебный процесс интерактивных методов с целью реализации компетентностного подхода в подготовке студентов-социологов.

Ключевые слова:

профессиональные компетенции, компетент-ностный подход в образовании, современные образовательные технологии, интерактивные методы обучения, научно-исследовательская культура, командная работа, профессиональное социальное мышление, студенты-социологи.

Summary:

Modern higher education should focus on the active involvement of lecturers and students and self-learning environment where students make a choice of action and take the initiative. The research deals with professional skills development in higher education students under the implementation of the third-generation learning standards, the current state and general trends in applying interactive techniques at the university. The authors reveal the concept of professional skills, identify the opportunities for their development in modern academic process, and review the various interactive techniques such as group discussions, conferences, roundtable discussions, case studies, business games, master classes, and project method. The study analyzes their role in teaching social sciences, describes workshops, and demonstrates successful experience of introducing interactive techniques to the learning process in order to implement a competency-based approach while training the students majoring in social science.

Keywords:

professional skills, competency-based approach to education, modern learning technologies, interactive techniques, research culture, teamwork, professional social thinking, students majoring in social science.

Компетентностно-ориентированный подход в системе высшего образования является неотъемлемой частью требований, предъявляемых к образовательному процессу учебными стандартами третьего поколения. Такой подход предполагает новые задачи в обучении и профессиональной подготовке студентов высшей школы и призван повысить внимание к эффективным формам и методам формирования профессиональных компетенций.

Профессиональную компетентность мы понимаем как личностное образование, которое определяет продуктивность выполнения профессиональных задач и включает знания, умения, навыки и профессионально значимые личные качества, опыт и ценностные ориентации. В этой

трактовке компетенция отличается от традиционных понятий «знание», «умение» и «навык». Это способствует трансформации всей образовательной системы, включая поиск новых форм и методов, которые были бы ориентированы на стимулирование творческих и научно-исследовательских способностей обучающихся [1]. Реализация данного подхода связана с разработкой и внедрением в учебный процесс активных и интерактивных форм проведения занятий.

На протяжении всей истории педагогической мысли можно наблюдать две противоборствующие теории в отношении места и роли обучающегося в учебном процессе. Одна из них представляет ученика как объект педагогического воздействия, пассивного слушателя и потребителя знаний, другая же отводит активную роль в обучении самому учащемуся, который становится в таком случае равноправным участником процесса обучения. Теория активизации обучения поддерживалась со времен античной педагогики Пифагором, Сократом, Квинтилианом, затем Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменским. Большое влияние на развитие личностно ориентированного обучения в России оказал в 20-е гг. ХХ в. американский философ и педагог Дж. Дьюи. В отечественной педагогике идей интерактивных методов обучения придерживались В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова и др. Методы активизации познавательной деятельности учащихся широко развивались в последние десятилетия ХХ в., когда было проведено множество научно-педагогических исследований и экспериментов в области интерактивных методов обучения. Это послужило толчком к их активному использованию в педагогике средней и высшей школы.

Использование современных образовательных технологий усиливает мотивацию обучающихся и позволяет сохранить в познавательном процессе личность, ее индивидуальность и стремление к преобразованию. Актуальным становится внедрение интерактивных методов обучения, которые стимулируют интерес к профессии и способствуют эффективному усвоению профессиональных знаний [2]. Авторы приводят краткий обзор современных интерактивных методов обучения, наиболее распространенных в научно-методической литературе и педагогическом опыте, а также обладающих потенциалом формировать компетенции будущих специалистов.

Одним из факторов повышения качества образования является использование в учебном процессе интерактивных методов обучения, ориентированных на расширенную интеракцию и преобладание активности студентов. Современная ориентация образования на компетенции предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых студент может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения [3].

Главное отличие интерактивных форм обучения от активных заключается в изменении роли преподавателя от активного участника процесса до координатора деятельности студентов, которые должны решить поставленные задачи и достичь намеченной цели. При этом обучающиеся чувствуют свою успешность и интеллектуальную состоятельность, а для дальнейшей работы уже сформирована необходимая база.

Интерактивные методы не только решают задачи более эффективного процесса обучения и лучшей заинтересованности и мотивации, но и формируют навыки командной работы, критичности мышления, аргументированного доказательства, толерантного отношения к другим, побуждают обучающихся к поиску нестандартных путей решения поставленных задач [4]. Применение данных методов в подготовке социологов позволяет воспитывать научно-исследовательскую культуру и развивать профессиональное социальное мышление студентов. Любое интерактивное занятие заканчивается рефлексией, помогающей оценить работу каждого участника и группы в целом, отследить возникающие недочеты для их анализа и устранения.

Интерактивное обучение эффективно формирует профессиональную компетентность студентов через создание уверенной и комфортной среды и возможности практического освоения шагов, необходимых для будущей профессиональной деятельности [5].

Т.С. Панина и Л.Н. Вавилова классифицируют интерактивные методы обучения по трем группам [6]:

1) дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики;

2) игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые, ролевые и организа-ционно-деятельностные;

3) тренинговые: коммуникативные, сенситивные тренинги (направленные на формирование образной и логической сфер сознания).

Приведем примеры использования некоторых интерактивных методов обучения в организации учебного процесса на примере социологических дисциплин.

Среди наиболее часто используемых методов активизации познавательной деятельности обучающихся можно выделить дискуссии, круглые столы и конференции. Данная форма требует дополнительной самостоятельной подготовки студентов, проходит по составленному сценарию и способствует углубленному изучению выбранных проблемных и дискуссионных вопросов. В качестве примера приведем круглый стол с ролями основных выступающих, оппонентов, журналистов и реально приглашенными гостями и экспертами при изучении актуальных социальных проблем в

рамках теорий среднего уровня в социологии. Конференции удобны при подведении итогов работы студентов в течение семестра. Например, эта форма обучения может быть использована в рамках курсов по качественным и количественным социологическим методам в период представления студентами итогов работы в форме отчета и презентации с последующим их анализом и обсуждением.

При проведении практических занятий по методике и методологии социологического исследования с целью генерации разнообразных идей, их отбора и критической оценки возможно использование метода мозгового штурма и его модификаций, подразумевающих активное стимулирование творческого потенциала обучающихся, коллективное продуцирование новых идей и выявление нестандартных решений [7]. Например, сказанное актуально на стадии генерирования идей при разработке программы социологического исследования, составлении инструментария и его апробации. Возможно также широкое применение проективных методик, позволяющих изучать отношение к различным явлениям и процессам на более глубоком уровне. Существуют различные классификации проективных методик. Можно выделить ассоциации, процедуры завершения, конструкции, экспрессивные методики, ранжирование. Проективные методики при их правильном использовании могут повысить эффективность проведения занятий. Они должны быть тщательно отобраны в соответствии с образовательными целями, а также логически встроены в структуру учебного курса, выполняя различные функции: исследовательские, снятия напряжения, переключения внимания, поддержания интереса и активности участников [8].

Деловые игры укрепляют навыки командной работы. В образовательном процессе рекомендуется использовать одну, две заранее планируемые и качественно подготовленные игры в течение предметного курса. Благодаря игровой форме возможна имитация разных видов деятельности с целью формирования соответствующих компетенций. Какие-то игры по формату могут длиться одно занятие, какие-то - весь учебный семестр, включая подготовку, проведение и анализ. Так, на занятиях по политической социологии целесообразно организовать подготовку и проведение выборов партий или президента в реальной или вымышленной стране в настоящем или будущем. При этом определяются роли участников, формируются предвыборные штабы, проходят дебаты с вопросами, идет агитация участников, записываются предвыборные ролики, проводятся социологические опросы, а в конце проходит голосование и подводятся итоги всей работы. Эта форма позволяет реализовать различные роли, наблюдать все стадии выборов.

При подведении итогов игры возможно использование психологического метода «Шесть шляп мышления», предполагающего закрепление за каждым цветом шляпы основных характеристик эксперта, например демонстрация нейтральной позиции, если выбран белый цвет, эмоциональных переживаний, если красный, и т. д. Модификация метода в дискуссии позволяет определить обратную связь с аудиторией при угадывании выбранных шляп у участников. Так, при обсуждении актуальных социальных проблем молодежи метод «шести шляп» может стать альтернативой традиционной дискуссии. При этом все участники примеряют на себя роли, соответствующие характеристикам цвета, а аудитория угадывает этих участников диспута. В этой ситуации дополнительно возможно проследить, как складывается коммуникация, где возникли барьеры, и выработать возможные стратегии устранения.

Форма организации деятельности студентов «работа с кейсами» (case study) позволяет совместить теоретические знания и практические навыки и провести экспериментирование в имитационной, но приближенной к реальности среде, исключающей риски. Метод кейс-стади - это обучение путем решения конкретных задач. Его суть заключается в коллективном анализе ситуации, поиске решения и его публичной защите. Структура полного кейса требует большего времени на разработку и подготовку, поэтому в большинстве случаев используется упрощенный вариант метода кейс-стади, например для выявления специфики качественных методов исследования.

В процессе использования данного метода студенты приобретают навыки командной работы, развивают способность к независимому моделированию решения и аргументированию своего мнения, поэтому результатом является не только приобретенное знание, но и профессиональные навыки, помогающие в формировании будущего специалиста [9].

Мастер-классы - еще одна набирающая популярность интерактивная форма обучения и обмена опытом, включающая основы тренинга. Эффективность ее проведения зависит от профессиональной подготовки преподавателя, специфики предмета и аудитории. В качестве примера можно отметить проведение мастер-класса при изучении метода фокус-группы по проективным методикам, позволяющим получать более углубленную информацию в изучаемом предметном поле.

Альтернативой традиционным методам обучения в последние годы в педагогике средней и высшей школы активно выступает метод проектов. Проектная деятельность представляет собой процесс индивидуальной или коллективной работы обучаемых, выполняемой самостоятельно или с тьютором и направленной на творческое освоение теоретического материала, предполагающей создание итогового продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Работа над проектом подразумевает определение тематического поля проекта с учетом потребностей студентов, постановку проблемы, целей и задач проекта, планирование деятельности по

реализации проекта, выполнение проекта, оформление и представление результатов проектной деятельности, рефлексию работы над проектом. Примером социологических проектов может выступить разработанное, проведенное, оформленное и представленное социологическое исследование в рамках различных дисциплин, выполнение генеалогических проектов, консолидирующих межпредметные связи и актуализирующих знания в рамках курсов общей социологии, социологии семьи и социальной информатики. Так, авторы на протяжении ряда лет используют проектную форму обучения, в результате которой были созданы групповые и индивидуальные проекты в виде интернет-страниц: «МГУ в годы Великой Отечественной войны», «Фамильный генеалогический сайт», «Моя родословная», «Увлекательная социология» и многие другие.

Реализовать компетентностно-ориентированный подход в обучении и воспитании студентов позволяют также социальные проекты (гражданские акции, проекты по поддержке детей-инвалидов и т. п.) и другие внеаудиторные формы обучения (выставки, соревнования, спектакли, образовательные квесты и др.). Например, авторами были реализованы проекты «Толерантность в современном обществе: миф или реальность», «Вызовы XXI века: молодежный экстремизм» в форме инсталляций, направленных на профилактику молодежного радикализма, экстремизма и формирование толерантного сознания.

Для демонстрации статусно-ролевых конфликтов и поиска оптимальных путей разрешения конфликтных ситуаций студентами были разработаны и проиграны ситуации, показывающие сам конфликт и разные модели поведения участников этой ситуации. Для принятия решений в переговорном процессе возможно использование тренинговых технологий, например игры «Красные апельсины». Тренинг - это метод обучения, который направлен на развитие навыков и знаний в любом поле путем выполнения последовательных заданий, действий или игр. Большинство российских психологов в качестве цели тренинга рассматривают развитие компетентности в общении, которая рассматривается в единстве трех сторон общения: коммуникативной, перцептивной, интерактивной [10]. Этот метод позволяет педагогу преподнести участникам недостающую информацию, а студентам - формировать навыки профессионального поведения при выполнении поставленных задач. Преимущество тренинга в том, что он обеспечивает активное участие всех студентов в процессе обучения.

Эффективность использования интерактивных методов обучения в высшей школе полностью зависит от профессионализма, квалификации, харизмы преподавателя и, несомненно, любви педагога к своей профессии, когда он не только проявляет свою компетентность и эрудицию, но и умеет увлечь студентов новыми формами учебно-познавательной деятельности. Знания, полученные посредством активной творческой деятельности, являются более долговременными и ценными. А сами занятия повышают работоспособность мозга, активизируют восприятие учебного материала, побуждают к наблюдательности, анализу и рефлексии, делают студенческую группу более сплоченной, а обучение продуктивным.

Современное образование должно ориентироваться на активную деятельность студента, организацию самообучающей среды для экспериментальной и практической подготовки, где студенты имеют выбор действий и возможность использования личных инициатив. Интерактивные методы обучения в данном случае являются наиболее рекомендуемыми, так как стимулируют интерес к профессии, поощряют эффективное усвоение учебного материала, моделируют формы поведения социолога в разных профессиональных условиях, обеспечивают высокую мотивацию, прочные знания, положительные эмоции, командный дух и свободу выражения собственного мнения и, что самое главное, вносят вклад в формирование комплекса компетенций будущих специалистов.

Ссылки:

1. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций [Электронный ресурс] // Наука и образование : электрон. науч.-техн. изд. 2011. № 4. URL: http://tech-nomag.bmstu.ru/doc/172651.html (дата обращения: 18.10.2017).

2. Abdus Samad K., Thiyagarajan R. TQM in Higher Education - A Conceptual Model to Achieve Excellence in Management Education // International Journal of Management. 2015. Vol. 6, no. 1. P. 634-645. http://dx.doi.org/10.12735/jfe.v1i1p42.

3. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе : учеб. пособие / тост. Т.Г. Мухина. Н. Новгород, 2013. 97 с.

4. Frederick P.J. Student Involvement: Active Learning in Large Classes // New Directions for Teaching and Learning. 1987. No. 32. P. 45-56. http://dx.doi.org/10.1002/tl.37219873207.

5. Ramachandran S., Rengamani J. Interactive Teaching Methods in Contemporary Higher Education Director // International Journal of Management. 2015. Vol. 6, no. 10. P. 95-103.

6. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. 4-е изд., стер. М., 2008. 176 с.

7. Двуличанская Н.Н. Указ. соч.

8. Мельников С.В. Лекция и семинар в вузе: интерактивные методы обучения : учеб.-метод. пособие. М., 2011. 235 с.

9. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сент. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения: 12.03.2017).

10. Воронкова А.А., Чайковская Н.А. Применение тренингового подхода в обучении студентов вуза (на примере студентов-предпринимателей и pr-специалистов) [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23028 (дата обращения: 18.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.