Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ТРЕНАЖЁРЫ / РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ / ТЕСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лозина Л.И., Малеванная Л.И.

В статье рассматриваются возможности применения ИКТ на уроках русского языка в начальной школе. Систематическое использование ИКТ делает учебный процесс доступным, интересным, повышает качество усвоения материала, повышает познавательную активность, творческий и интеллектуальный потенциал учащихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INTERACTIVE INFORMATION TECHNOLOGIES IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS AT ELEMENTARY SCHOOL

The article discusses the possibilities of using ICT in the Russian language lessons in primary school. The systematic use of ICT makes the educational process accessible, interesting, improves the quality of assimilation of the material, increases cognitive activity, creative and intellectual potential of students.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 00 - 373.3

Лозина Л.И. учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №22» Российская Федерация, Белгород Малеванная Л.И. учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №22» Российская Федерация, Белгород

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: В статье рассматриваются возможности применения ИКТ на уроках русского языка в начальной школе. Систематическое использование ИКТ делает учебный процесс доступным, интересным, повышает качество усвоения материала, повышает познавательную активность, творческий и интеллектуальный потенциал учащихся

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), презентация, тренажёры, разноуровневые задания, тесты.

Lozina L.I.

Primary school teacher MBOU «Gymnasium №22» Russian Federation, Belgorod Malevannaya L.P.

Primary school teacher MBOU "Gymnasium №22" Russian Federation, Belgorod

APPLICATION OF INTERACTIVE INFORMATION TECHNOLOGIES IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS AT ELEMENTARY SCHOOL

Abstract: The article discusses the possibilities of using ICT in the Russian language lessons in primary school. The systematic use of ICT makes the educational process accessible, interesting, improves the quality of assimilation of the material, increases cognitive activity, creative and intellectual potential of students.

Key words: information and communication technologies (ICT), presentation, simulators, multilevel tasks, tests.

Возможно ли, надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой? Возможно ли, чтобы школа стала золотой порой в жизни каждого рёбёнка? Конечно, возможно. Только так и должно быть. Ведь начальная школа - это тот фундамент, от которого зависит дальнейшее развитие и обучение ребёнка. Поэтому задача учителя не только научить писать, читать, считать, но и развивать ребёнка духовно, что очень важно в нашем мире, переполненном информацией. Академик Семёнов А.П. сказал: «Научить человека жить в информационном мире -важнейшая задача современной школы». Эти слова должны стать определяющими в работе каждого учителя.

Человек, который эффективно владеет информационными технологиями, имеет новый стиль мышления, иначе подходит к организации своей деятельности и оценке возникшей проблемы.

Уроки, на которых используются информационные технологии, имеют большое преимущество перед традиционными уроками. Такие уроки более интересны учащимся, следствием чего становится более эффективное усвоение знаний.

Считается, что самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием универсальных образовательных ресурсов, то есть уроки, разработанные педагогом с учётом особенностей конкретного ученического коллектива и для конкретных учащихся.

Изучению русского языка в начальной школе отводится одно из главных мест, так как этот учебный предмет открывает ученику способность к усвоению других дисциплин. Для многих учащихся начальной школы русский язык является одним из самых сложных предметов. Поэтому возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Как показывает опыт обучения младших школьников, для эффективного обучения орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на различных этапах урока, а также использование большого количества различных упражнений для закрепления полученных навыков. Поэтому на уроках используются электронные средства обучения. Использование ИКТ на уроках позволяет: развивать у учащихся умение ориентироваться в информационных потоках; расширять умения, которые позволяют обмениваться информацией с помощью современных технических средств; активизировать познавательную деятельность учащихся; индивидуально подойти к каждому ученику, применяя разноуровневые задания, а также проводить уроки на высоком эстетическом уровне.

Опираясь на знания о статусе ребенка в классе, организовывается работа за компьютером в группах, попутно решается задача развития

коммуникативных умений. Особый эффект дает такая форма работы при решении проблемных, исследовательских заданий.

Ещё К.Д.Ушинский говорил: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно...». Эти слова не потеряли свою актуальность. Урок, включающий в себя слайды, презентации вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, позволяет привлечь внимание самых слабых учеников. Одной из самых удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Например, работа над темой «Части речи»: а) составить предложения из слов, б) игра «Помоги Буратино» (определить части речи и написать слова в 3 столбика), в) сделать вывод, повторить правило.

Безударные гласные: а) ставим ударение, определяем лексическое значение; б) повторяем способы проверки безударной гласной (подбор формы одного и того же слова, подбор родственных слов); в) отработка практических навыков и умений; г) запись предложений со словами с безударной гласной в корне, подбор проверочных слов.

Словарные слова: а) отгадываем загадку; б) проговариваем слово, объясняем правописание слабой позиции, выделяем орфограмму; в) знакомимся со значением этого слова; г) делим слово на слоги; е) подбираем к слову синонимы, антонимы; ж) следующий слайд демонстрирует употребление этого слова в пословицах, поговорках, составляем предложения.

На уроках письма при изучении букв: а) отгадываем загадку; б) сравниваем написание печатной и письменной букв; в) определяем элементы, из которых состоит письменная буква; г) находим слова, которые начинаются на эту букву; д) на следующем слайде даётся показ написания этой буквы.

Необычная форма подачи нового материала способствует прочному усвоению знаний у детей. На уроках русского языка мы используем возможности специальных программ, позволяющих проверить знание словарных слов, проводим тестирования по изучаемым темам.

Например, повышают эффективность урока тренажёры «Фраза», «Грамотное письмо». Во 2-4 классах использую сборник дидактических материалов «К грамотности ступенька», содержащий пакет комбинированных компьютерных программ, которые включают демонстрационно-тренировочный, контрольно-тренировочный и тестирующий модули. Сборник содержит богатый и разнообразный материал по грамматико-орфографическим темам, представленный в трех вариантах, для текущего изучения правил и обобщающего повторения.

При проверке изученного материала используем тесты. Тесты можно создавать самостоятельно. Кроме тестов на своих уроках используем

кроссворды, схемы, таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на компьютере, самостоятельно изучая материал урока и по очереди работая по определенному алгоритму.

Учитель должен постоянно помнить, что презентация не должна заменять практическую деятельность учеников. Дети лучше запомнят то, что усвоено через практический опыт, а не просто продемонстрировано на экране.

Надо помнить, что презентация - это не учебник и не конспект урока, поэтому выносить на экран слова учителя не нужно. На экране должна быть лишь та информация, которая привлечёт внимание детей и останется у них в памяти.

Следует также помнить, что работа с компьютером требует определённых физических нагрузок, особенно на глаза. Желательно чередовать работу с компьютером и практическую письменную работу, гимнастику для глаз смену позы (при работе в группах или парах), физминутки, подвижную игру, релаксационные паузы.

Ученики начальной школы любят всё яркое и движущее, но цель урока -дать знания , а не развлечь .Только грамотное использование современных информационных технологий в начальной школе способствует повышению качества знаний; активизации познавательной деятельности; развитию навыков самообразования и самоконтроля; повышению активности младших школьников на уроке; формированию информационно-коммуникативной компетенции.

Использованные источники:

1. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. — М.: Педагогическое общество России, 2004.

2. «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва. 2000.

3. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006

4. Константинова Т. Г. Афонина Е. В. «Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин»

5. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2003

6. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М.: Просвещение, 1990

7. «ИТ0-Р0И-2007» — Ивашова О. А.//сборник трудов/ статья «Использование информационных технологий для становления математической культуры младших школьников».

8. Волина В. Весёлая грамматика. М.: Олма-Пресс, 1999

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] / Министерство образования и

науки Российской Федерации. Режим доступа: URL: https://минобрнауки.рф /543 (дата обращения 23.08.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.