Научная статья на тему 'Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках русского языка'

Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / COGNITIVE ACTIVITY / VISUALIZATION OF KNOWLEDGE / DIFFERENTIATED APPROACH / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красоткина Е.Ю.

Изучение познавательных интересов учащихся показывает, что в большинстве случаев русский язык не имеет высокой рейтинговой оценки среди ребят. Причины этого заключаются в высокой сложности изучения: большое количество исключений из правил в русском языке. Повышать мотивацию необходимо за счёт создания игровых ситуаций, использования нетрадиционных форм и методов преподавания, активного внедрения ИКТ, способствующих развитию интереса, дифференциации и индивидуализации обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках русского языка»

Красоткина Е.Ю.

Кандидат филологических наук, преподаватель русского языка, литературы и иностранного языка (английский язык), ГБОУ СПО Пищевой колледж №33

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

Изучение познавательных интересов учащихся показывает, что в большинстве случаев русский язык не имеет высокой рейтинговой оценки среди ребят. Причины этого заключаются в высокой сложности изучения: большое количество исключений из правил в русском языке. Повышать мотивацию необходимо за счёт создания игровых ситуаций, использования нетрадиционных форм и методов преподавания, активного внедрения ИКТ, способствующих развитию интереса, дифференциации и индивидуализации обучения.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, познавательная деятельность, визуализация знаний, дифференцированный подход, качество образования

Keywords: information and communication technologies, cognitive activity, visualization of knowledge, differentiated approach, the quality of education

Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания. Стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) является одним из факторов, определяющий вектор развития мирового общества XXI века. Применение информационных технологий в преподавании русского языка - это не дань моде, а необходимость. Применение ИКТ в обучении базируется на данных физиологии: в памяти

человека сохраняется четвёртая часть услышанного материала, третья часть увиденного, половина увиденного и услышанного, и большая часть (три четверти) материала, если учащийся активно участвует в процессе учения. Информационные технологии способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам словесности, активизируют познавательную деятельность учащихся [1,34].

Задача каждого учителя - сделать свой урок привлекательным и по-настоящему современным. Научить ребят бережно и умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью родного языка - важнейшая задача в наше время, когда так бурно развиваются наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая все сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.

Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Как могут ИКТ помочь преподавателю русского языка в достижении этой цели? Что же такое ИКТ? Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе из Интернета. Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.

Применение информационных технологий на занятиях необходимо, и мотивировано это тем, что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке, способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяют индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность

учащихся, развивают творческий потенциал учащихся, осовременивают урок [2,16].

ИКТ могут быть использованы для обучения русскому языку в различных форматах:

> самостоятельное обучение с отсутствием деятельности учителя;

> самостоятельное обучение с помощью учителя - консультанта;

> частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;

> использование тренировочных (тренинговых) программ;

> использование диагностических и контролирующих материалов;

> выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

> использование игровых и занимательных программ;

> использование информационно-справочных программ.

При этом для ребёнка ИКТ выполняют различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции преподавателя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций);

индивидуальное информационное пространство; тренажёр; средство диагностики и контроля.

Где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении русскому языку, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения? Во-первых, при изложении нового материала: визуализация знаний (демонстрационноэнциклопедические программы, программы создания презентаций,

интерактивная доска).

Например, в 7 классе начинаем изучение наречия. Необходимо научиться определять, что такое наречие, распознавать наречие среди других частей речи. На этапе закрепления изученного материала (программы-тренажёры).

На уроках закрепления изученного неоценимую помощь оказывают обучающие тесты из коллекции образовательных ресурсов [5,78]. Известно три вида компьютерных заданий: выбор, ввод по шаблону, распределение по группам.

Разнообразие заданий объясняется стремлением сделать занятие запоминающимся, интересным, более динамичным. Чаще всего сама тема занятия, языковой материал, требуют поиска формы, максимально отвечающей содержанию, а также поставленным задачам и целям. Многие задания иллюстрированы рисунками, их включение обосновано

психологическими особенностями детей данной возрастной категории, а также игровой, занимательной формой многих заданий. Часто рисунок помогает решить поставленную перед учеником задачу. Такие виды работ повышают мотивацию учащихся к изучению правил, развивают внимание, скорость, умение работать в команде. Способствуют индивидуальной тренировке конкретных способностей учащегося: внимания, памяти,

мышления [4,52].

Технические возможности кабинета русского языка: наличие

интерактивной доски, коллекция дисков, обучающих программ, выход в Интернет - позволяют использовать интерактивные таблицы, нетрадиционные задания, которые очень нравятся обучающимся. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов. Перед глазами детей яркая таблица с правилом, например «Буквы А и О на конце наречий». Повторяем по ней правило, затем в тетрадях выполняем задания тренажёра, а двое учащихся выставляют буквы, работая на компьютере. На

демонстрационном экране проверяем выполнение работы и, если находим ошибки, коллективно исправляем. Затем целесообразно провести проверочную работу со всем классом. На таких занятиях, обычно в начале, удобно проводить автоматизированный опрос учащихся по изученной теме с применением тренажёра данной программы. Они демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения) [3,106].

Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля усвоения знаний и навыков учащихся. Известно: чтобы грамотно писать, мало знать и понимать орфографические и пунктуационные правила, главное - выработать «автоматизированную грамотность», которая должна стать буквально подсознательным навыком. Именно в этой работе нам может помочь компьютер.

Регулярное выполнение таких работ поможет ребёнку развить орфографическую зоркость, вспомнить правила, научит доказывать правильность своих действий.

Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить к каждому ребёнку. Уверенные в своих знаниях учащийся, быстро справляясь с основным заданием, получают право выполнить упражнение с помощью компьютерного тренажёра и услышать заслуженное «отлично». «Сильный» учащийся выполняет компьютерное задание без подсказки, а менее подготовленный имеет возможность воспользоваться помощью компьютера в виде звукового сопровождения. Следует отметить, что средние и даже слабые учащиеся неплохо справляются с заданиями компьютера.

Таким образом, ИКТ становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса, способствующей повышению качества образования.

Педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одного из главнейших прав ученика - право на качественное образование. При этом следует твёрдо усвоить, что информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать наши затраты, разгрузить нас и помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе - отвечать на непростые вопросы любознательных ребят и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. Учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира.

Литература

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Инстр. Профессионального образования. - М., 1995. - 336 с.

2. Бобко, И. М. Тенденции развитии

информатизации общеобразовательной школы. Текст. - Новосибирск: СИОТ РАО, 1996. - 123 с.

3. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. - М.: 5 за знания, 2008. - 224 с.

4. Леонова Л. А., Маркова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка - М.: Сфера, 2004. - 118с.

5. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптированной образовательной среды ученика: пос.для учителей. - М.: Ладога-100,

2002. - 298 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.