АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ
Е.Ю. Прошина
Серебряно-Прудская средняя общеобразовательная школа им. маршала В.И. Чуйкова
ул. Школьная, 1, п.г.т. Серебряные пруды, Московская область, Россия, 142970
В статье рассмотрены принципы и факторы, обеспечивающие успешную активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Представлены основные интерактивные средства обучения, проанализирована их взаимосвязь с принципами активизации познавательной деятельности.
Ключевые слова: активизация, познавательная деятельность, интерактивность, наглядные методы обучения.
Интегрирование современной школы в мировую систему образования требует новых подходов к обучению и воспитанию, а также перераспределения ориентиров в сфере компьютерно-информационной среды. В течение последних десятилетий рост объемов информации приобрел масштабный характер, при этом большие информационные потоки проникают во все сферы жизни человека, в том числе и в сферу образования. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о новых формах и методах обучения в современном информационно-образовательном пространстве.
В современной системе образования все более широко применяются информационные технологии. Отношение педагогов к новым явлениям образовательной действительности неоднозначно, однако большинство преподавателей полагает, что системное проведение мультимедийных уроков, и в том числе уроков с применением интерактивных технологий достаточно эффективно.
В настоящий период развития общества на первый план выходит техническое оснащение учебного процесса. Школы активно оснащаются компьютерами и интерактивными досками, даже отдаленные и малокомплектные школы подключены к сети Интернет.
В качестве наиболее доступного вида автоматизации обучения выделяют использование компьютерного потенциала в процессе обучения, в том числе на этапах обработки и систематизации результатов контрольных работ, тестов, фронтального и индивидуального опроса знаний учащихся. Создание наглядных методических пособий представляется более удобным при работе с компьютером, периферийными устройствами, а также с пакетом графических редакторов и программ. В условиях нового информационного общества и информатизации образования самостоятельное непрерывное пополнение знаний и их применение становится потребностью человека на протяжении всей его жизни [1. С. 103]. Увеличение информационной нагрузки на уроках русского языка заставляет задуматься над тем, каким образом поддержать познавательный интерес школьников
к изучаемому предмету, их активность в течение урока. Опираясь на исследования ведущих российских и зарубежных психологов и педагогов, мы считаем, что использование компьютера на уроке позволяет учителю создать информационную среду, стимулирующую интерес и активность учащихся [6].
Стремление к эффективному результату обусловливает выбор определенных методов обучения. Применение учащимися полученных знаний на практике, умение оперировать ими, углублять и развивать их свидетельствует о степени продуктивности обучения, что, в свою очередь, во многом зависит от уровня познавательной деятельности учащегося в процессе обучении. Это дополняет общие задачи обучения русскому языку (понять, запомнить и воспроизвести полученные знания учащимися).
Познавательная деятельность учащихся на уроках русского языка не может сводиться только к пассивному слушанию, первичному восприятию и запоминанию учебного материала. Получая новые знания, учащиеся испытывают потребность применения их на практике. Таким образом, у учащихся формируется новый формат профессиональной деятельности [8. С. 62]. Чем более сильный стимул учащийся получает на уроках, тем активнее протекает мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, а следовательно, тем устойчивее его результаты. Именно поэтому активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения имеет столь важное значение.
Разнообразие типов и форм технических и программных средств, а также методик использования интерактивных средств на уроках русского языка позволяют нам отбирать содержание, средства и методы использования интерактивных ресурсов в преподавания курса русского языка. Независимо от того, какие ресурсы мы отбираем для уроков, важно соблюдать общие дидактические принципы [5. С. 87].
Подробнее остановимся на важнейшем принципе обучения — наглядности. Именно на основе данного принципа обучения функционируют интерактивные средства обучения.
К наглядным методам обучения относят технические и иллюстративные методы, использование которых на уроках русского языка повышает качество усвоения учебного материала. По определению Л.М. Зельмановой, наглядные пособия по русскому языку — это учебные пособия, позволяющие опираться на зрительное, слуховое и зрительно-слуховое восприятие [2. С. 22]. На уроках русского языка важно использовать наглядные методы не обособленно, а в тесной связи с практическими и словесными методами обучения. Наглядные материалы могут быть представлены в виде символьного изображении с помощью разнообразного спектра, репродукций, рисунков, графиков, диаграмм, схем и т.п. В современной школе с этой целью активно используются экранные технические средства: мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска.
В обучении русскому языку используются различные виды наглядных пособий. Обозначим основные группы, применяемые на уроках русского языка в школе:
— натуральные вещественные модели (реальные предметы, фотографии и т.д.);
— условные графические изображения (чертежи, эскизы, схемы, графики, планы, диаграммы и т.д.);
— динамические наглядные модели (кино- и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.) [3. С. 82].
Использование всего спектра средств наглядности, которым в настоящий момент располагает методика обучения русскому языку в школе, позволяет обеспечивать более полное представление об образе или о понятии, что приводит к более прочному усвоению материала. При помощи наглядных средств у учащихся развивается эмоционально-оценочное отношение к приобретаемым знаниям, к родному языку, активизируется познавательная деятельность в процессе обучения русскому языку.
При разработке и использовании средств наглядности в процессе обучения необходимо опираться на ряд общих принципов. Укажем основные из них:
— используемые средства наглядности должны соответствовать возрасту учащихся;
— средства наглядности должны использоваться в меру, применяться поэтапно и соответствовать конкретному содержанию каждого отдельного этапа урока;
— необходимо создание таких условий демонстрации объекта, чтобы никто из учащихся не испытывал дискомфорта, наблюдая за демонстрируемым предметом;
— используя средства наглядности, необходимо правильно расставить акценты, обозначить главные элементы при показе иллюстраций;
— демонстрация наглядных пособий должна сопровождаться их четкими, лаконичными, уместными пояснениями и комментариями;
— учащиеся должны выступать не в качестве пассивного зрителя, а принимать участие в совместном поиске необходимой информации в наглядном пособии.
Процесс активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с применением интерактивных технологий будет проходить эффективнее, если будет опираться на основные принципы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе системного обучения с применением интерактивных технологий [4. С. 53]. Назовем основные из их.
1. Принцип проблемности. В основе активизации познавательной деятельности учащихся лежит принцип проблемности. Рассмотрим его основные положения. Перед учащимися ставится ряд задач или вопросов, которые постепенно и последовательно усложняются. Учителю необходимо создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему потребуется получение новых знаний, следовательно, он должен будет самостоятельно активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других учеников, опираться на свой или чужой опыт, логику. Таким образом, ученик получает знания не в готовом виде, а в ходе и результате собственной активной познавательной деятельности. С учетом этого принципа обучение должно быть направлено на решение соответствующих дидактических задач: разрушение речевых шаблонов и штампов, формирование прогрессивных представлений.
Реализация принципа наглядности в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, в частности русского языка, требует и специальных форм проведения
занятий, педагогических приемов и методов [5. С. 114]. Важно, чтобы основное содержание проблемного материала учитывало интересы учащихся, следовательно, оно должно подбираться с учетом этих особенностей.
Формирование и совершенствование знаний, умений и навыков является одной из первостепенных задач обучения, оно включает в себя умение применять новые знания на практике.
2. Принцип обеспечения адекватности учебно-познавательной деятельности по отношению к характеру практической задачи. В соответствии с этим принципом учебно-познавательная деятельность должна быть максимально адекватной характеру практической задачи, которая стоит перед учениками. Суть этого принципа в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своей структуре и свойствам была максимально приближена к реальной действительности и деятельности. Все это поможет обеспечить переход от теоретического уровня осмысления новых знаний к их практическому применению. При этом необходимо опираться на принцип проблемного обучения.
3. Принцип взаимообучения. Одним их важных принципов организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Практика показывает, что в роли транслятора знаний может выступать не только учитель, но и другие ученики. Ведь в процессе обучения учащиеся могут способствовать обучению друг друга, делиться и обмениваться знаниями. Помимо теоретической подготовки, для эффективного самообразования необходимо также умение проводить анализ, сопоставление и обобщение изучаемых явлений, фактов, информации; способность творчески интерпретировать и использовать полученные знания, анализировать свои и чужие ошибки, умение активизировать, развивать свои знания, умения и навыки.
4. Принцип научного исследования изучаемой проблемы. Учебно-познавательная деятельность учащихся должна носить творческий, эвристический характер и по возможности включать в себя фрагменты анализа и обобщения. Изучение тех или иных явлений или проблем должно носить исследовательский, поисковый характер.
5. Принцип индивидуализации. Под индивидуализацией понимается такая форма работы, которая учитывает индивидуальные психофизические особенности и возможности учащегося.
Перечислим основные из них: состав класса, адаптированность к учебному процессу, умение интерпретировать новую информацию и др.
Требуется применять такие формы и методы обучения, которые могли бы учитывать индивидуальные психофизические особенности каждого учащегося.
6. Принцип самообучения. Реализация принципа самообучения как основа формирования и функционирования механизмов самоконтроля и саморегулирования представляется не менее важным принципом активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Этот принцип помогает максимально индивидуализировать учебно-познавательную деятельность учащихся, опираясь на их личное, активное стремление к пополнению и усовершенствованию
персональных знаний и умений путем самостоятельного изучения дополнительной литературы.
7. Принцип мотивации. Стимул является основным условием как самостоятельной, так и коллективной активности, следовательно, активная учебно-познавательная деятельность учащихся возможна лишь при привлечении эффективных стимулов. Именно поэтому среди общих принципов активизации не последнее место принадлежит мотивации в учебно-познавательной деятельности. Желание постигать новое, решать проблему, познать новые факты и явления действительности должно стоять выше, чем вынужденная активность.
Кроме основных принципов и методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, существуют факторы, пробуждающие активность учащихся, т.е. мотивы или стимулы учителя, которые он использует для активизации деятельности учащихся.
Проанализировав основные принципы активизации познавательной деятельности учащихся, рассмотрим основные факторы, побуждающие учащихся к активности.
В качестве главного мотива активизации познавательной деятельности учащихся на уроке можно выделить интерес. При подготовке учебного материала преподавателю необходимо учитывать данный фактор. Учащиеся редко проявляют интерес к конкретной ситуации, если она не соотносится с реальной действительностью, а также не будут активно участвовать в обсуждении проблемы, которая не имеет к ним прямого отношения. Напротив, интерес учащихся может резко возрасти, если предъявляемый материал будет содержать такие проблемы, с которыми учащимся приходится сталкиваться в повседневной жизни [4. С. 93]. В этом случае его познавательная активность будет опираться на заинтересованность в исследовании конкретной проблемы.
Воспринимая учебно-познавательную деятельность как творческий процесс, учащиеся стимулируют себя к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности помогает пробуждать у учащихся творческий интерес, что приводит их к активному индивидуальному и коллективному получению новых знаний. Среди прочих факторов активизации познавательной деятельности учащихся назовем состязательность. Она выступает в роли одного из главных и мощных стимулов, активизирующих деятельность учащихся по получению и применению новых знаний. Фактор состязательности особенно ярко проявляется на занятиях, проводимых в игровой, соревновательной форме.
Игровой характер проведения занятий включает в себя как фактор интереса, так и фактор состязательности, но вне зависимости от этого представляет собой процесс, позволяющий мотивировать мыслительную активность учащихся. Правильно организованное игровое занятие должно способствовать саморазвитию. Любая игра побуждает ее участника к действию.
Учитывая перечисленные факторы, учитель может грамотно организовать познавательную деятельность учащихся.
Работая над самостоятельными заданиями, учащиеся могут удостовериться в реальности тех процессов и явлений, о которых они узнают на уроках. Это,
в свою очередь, позволяет ребенку убедиться в истинности полученных сведений, что поможет привести к осознанности и прочности знаний. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.
Для успешной реализации рассмотренных принципов и факторов важно использовать интерактивные средства, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка. Перечислим основные из них.
Мультимедийные презентации. Презентация может иметь различные формы, применение которых зависит от формы урока. Наиболее эффективно использование презентации при проведении лекции, практического занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы, тестирования. Использование мультимедийных презентаций соответствует принципам проблемности, самообучения, взаимообучения. Презентация может быть выполнена в программе Microsoft Power Point, а также в программной среде Macromidia Flash [5. С. 41].
Флипчарты. Интерактивный обучающий комплекс для работы на интерактивной доске может включать в себя интерактивные тренажеры, мобильные схемы и таблицы, звуковое, а также видеосопровождение как ко всему уроку, так и к его частям. Обучающие флипчарты могут создаваться в программном обеспечении Smart Notebook 10, а также в программной среде ActivInspire.
Применение флипчартов на уроках русского языка соотносится с принципами:
— проблемности обучения: учащиеся получают новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной практической познавательной деятельности;
— обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач: работая с интерактивной доской, учащиеся имеют больше возможностей практического применения полученных знаний к определенным языковым явлениям;
— самообразования и взаимного обучения: задания могут быть использованы учащимися при подготовке к урокам в качестве дополнительного материала;
— индивидуализации: предлагаемые задания имеют дифференцированный уровень сложности;
— мотивации: использование ИКТ-технологий позволяет максимально заинтересовать и мотивировать учащегося к самостоятельному накоплению и пополнению знаний.
Таким образом, использование традиционных средств наглядности в сочетании с интерактивными средствами обучения позволяет реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Опираясь на принципы и факторы активизации познавательной деятельности учащихся, можно создать эффективную методику обучения с применением интерактивных средств наглядности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего
тысячелетия). — М.: МПСИ, 2002.
[2] Зельманова Л.М. Кабинет русского языка в средней школе. — М.: Просвещение, 2004.
[3] Мингазов Э. Г. Гносеологические основы принципа наглядности обучения. — Л., 2005. — С. 76.
[4] Смолкин А.М. Активные методы обучения. — М.: Высшая школа, 1991.
[5] Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании: Монография. — Красноярск, 2002.
[6] Розов Н.Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы // Информатика. — 2005. — № 6. — С. 26—29.
[7] Шмелёв А.Д. Язык и компьютер // Русский язык в школе. — 1989. — № 6. — С. 37—41.
[8] Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1982.
ACTIVIZATION OF INFORMATIVE ACTIVITY OF PUPILS WITH USE OF INTERACTIVE MEANS OF PRESENTATION
E.U. Proshina
Serebriano-Prudskaya average comprehensive school of a name of marshal V.I. Chuikov
School str., 1, Serebryanie-Prudi, Moscow area, Russia, 142970
In this article principles and factors that ensure successful stirring up of pupils educational activity at Russia Language lessons are considered. Basic interactive training aids are presented and their interconnection with the principles of activization of education activity is analyzed.
Key words: activization, educational activity, interactivity, visual teaching methods.