Научная статья на тему 'РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ'

РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

324
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Электронные образовательные ресурсы / чтение / обучение / начальная школа / эффективность / роль / английский язык / Electronic educational resources / reading / teaching / primary school / effectiveness / role / English

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Аминат Магомедовна, Шамсудинова Сельминаз Эфендиевна

В данной статье рассматривается роль образовательных электронных ресурсов при обучении чтению на английском в начальных классах. Также были приведены некоторые примеры технологий обучения чтению с применением ИКТ и эффективного использования электронных компьютерных средств на начальных этапах обучения чтению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DIGITAL EDUCATIONAL INTERNET RESOURCES IN TEACHING READING IN ELEMENTARY SCHOOL

The article deals with the role of information technologies in teaching English reading in primary school. Besides, some examples of technologies of teaching reading with the use of ICT and the effective use of electronic computer tools at primary stages of teaching reading were given.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

УДК 1751

Алиева Аминат Магомедовна Alieva Aminat Magomedovna

Студент Student

Шамсудинова Сельминаз Эфендиевна Shamsudinova Selminaz Efendievna

Доцент Docent

Дагестанский государственный университет Dagestan State University

РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

THE ROLE OF DIGITAL EDUCATIONAL INTERNET RESOURCES IN TEACHING READING IN ELEMENTARY SCHOOL

Аннотация. В данной статье рассматривается роль образовательных электронных ресурсов при обучении чтению на английском в начальных классах. Также были приведены некоторые примеры технологий обучения чтению с применением ИКТ и эффективного использования электронных компьютерных средств на начальных этапах обучения чтению.

Annotation. The article deals with the role of information technologies in teaching English reading in primary school. Besides, some examples of technologies of teaching reading with the use of ICT and the effective use of electronic computer tools at primary stages of teaching reading were given.

Ключевые слова. Электронные образовательные ресурсы, чтение, обучение, начальная школа, эффективность, роль, английский язык.

Key words. Electronic educational resources, reading, teaching, primary school, effectiveness, role, English.

За последний год роль информационных технологий в жизни каждого из нас заметно возросла. Это затронуло все сферы нашего общества, включая систему образования, где центральное место занимает стремление к повышению эффективности процесса обучения, достигаемое различными методами, предполагающими внедрение информационных технологий уже с начальной школы. В данном случае это не только технические средства, но и новые формы и методы преподавания. Владение компьютером для нынешнего школьника является неотъемлемым навыком для успешной жизни и самореализации в информационном обществе будущего. Поэтому использование ИКТ в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Под информационными технологиями обучения понимаются все технологии, применяющие специальные технические информационные ресурсы (ЭВМ, аудио-, кино-, видео-). Компьютерная технология служит термином для методов обучения, основанных на использовании компьютера [1, с. 4].

Данный аспект включает такие инструменты образовательного процесса,

как:

- презентации;

- компьютерное тестирование;

- электронный учебник;

Также существует множество языковых компьютерных игр, значительно повышающих интерес у учеников, таковые можно найти на различных сайтах, как, например, http://learnenglishkids.britishcouncil.org/fun-games

Применение ИКТ на уроках английского языка в младшей школе направлено на:

- Укрепление заинтересованности в изучении языка;

- Повышение уровня владением языком;

- Пополнение лексикона;

- Углубление знаний о социо-культурных особенностях государства изучаемого языка;

- Воспитание самостоятельности в изучении английского языка.

В обучении иностранному языку чтение играет одну из решающих ролей. Рассмотрим одну из технологий, применяемых в процессе обучения.

Проектная технология - выполнение учениками исследовательских, творческих проектов. [2, с. 6]. Такой подход помогает в создании благоприятных условий для развития учащихся как самостоятельной, творческой личности.

Среди этапов обучения технике чтения следует выделить:

1 этап. Ознакомление. Звуки.

Во время отработки и постановки артикуляции можно использовать диск -приложение к учебнику, а так же видеоролики с песнями и звуковыми файлами с Интернет сайтов, короткие видеоролики со звуками [Nursery Rhymes: https://www.youtube.com/watch?v=a3qY1d1X4cs], например на сайте LearnEnglishKids: [http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/sounds] находим песенку, которая поможет тренировать звук [a]:

" Come on everyone let's adventure with 'a'.

We'll find some antelope in Africa.

Come on everyone let's adventure with 'a'.

It's amazing, its sound is a a a a a a a a a a a a.

Или звук [s]:

" Come on everyone let's slither with ssssss

For slugs and snails and slippery snakes.

Come on everyone let's slither with ssssss it's squirmy.

Its sound is ssssss ssssss ssssss ssssss. "

2 этап. Буквы.

На этом этапе важно дать ребёнку возможность привыкнуть к буквам и их звучанию, в этом могут помочь игры, упражнения, песни, которые можно найти на сайтах:

[Starfall: http://www.starfall.com/] На данном сайте можно найти раздел, где у каждой буквы есть своя история и занимательный внешний вид, это помогает

в создании визуального образа для лучшего запоминания алфавита. Также модем спеть под музыку из видео песенку-алфавит:

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X W Z

В запоминании букв прекрасным средством для ребят послужит рисование в программе Paint на компьютере. Дети очень любят, когда им доверяют работу за компьютером, и обычно каждый из них хочет попробовать это сделать.

YouTube kids станет прекрасным помощником в поиске песен на запоминание алфавита. Открываем видео "ABC Chant - ENGLISH FOR KIDS | LINGOKIDS" :

"ABCD - in the morning brush your teeth EFGH - hurry up and don't be late IJKL - learn the latter is very welll MNOPQ - what we say is what we do..."

3 этап. Транскрипция. Для упрощения запоминания и букв, и значков транскрипции, впоследствии комментарии ребятам собственно что это значки и для чего они применяются, возможно применить тренажеры [LearnEnglish: http://www.britishcouncil.org].

Например, открываем видео-песенку на сайте Starfall: A - [ж] alligator B - [b] ball C - [k] computer D - [d] doll E - [e] elephant F - [f] finger G - [g] gumboots

4 этап. Диграфы.

Следует уделить большое внимание тренировкам автоматического восприятия таких буквосочетаний. Информационное подкрепление котором можно найти на сайте [KizPhonics: http://www.kizphonics.com] представлен широкий выбор тренировочных упражнений на узнавание и чтение этих буквосочетаний. Например, игра на изучение диграфа ск

"This is a phonics video on the 'ch' ending digraph. Learn to sound out, recognize and spell words that have a similar 'ch' ending digraph. Tips: Children should watch the video the first time non-stop. Second time, they watch and pause at each word to repeat. Finally, put the video on silent mode and let children try to read the words. Ch - bench Ch - beach Ch - church "

Далее нам опять поможет YouTube. Включаем видео "Digraph Rap | Phonics Digraph Song for Kids | Fun Kids English" :

Hey everybody you know where it's at

Come on help me out and do the digraph rap

S says 's' and H says 'h'

Put them together and what do you get?

Sh sh..

5 этап. Слова.

На этом этапе важно давать свободу деятельности ученику. Также ключевым здесь является побудить детей к чтению, а не имитации и повторению. При этом чтение за диктором благоприятно сказывается на запоминании графических и звуковых образов графических слов. Для запоминания значений слов подойдёт создание Flash карт (например, в системе "Anki dot"). Мобильные приложения помогут в изучении новой лексики, например, в LinguaLeo, Duolingo слова можно добавлять в личный словарь и отрабатывать с помощью различных тренажёров.

YouTube также придётся кстати. Поем песенку на тему еда [Are You Hungry? | Kids Songs | Super Simple Songs] :

"Are you hungry?

Yes I am.

Are youAre you hungry?

Yes I am.

Mmm! A banana.

Yum Yum Yum Yum Yum Yum!

Are you hungry?

Yes I am.

Are you hungry?

Yes I am.

Mmm! An apple.

Yum Yum Yum Yum Yum Yum!"

6 этап. Словосочетание и предложения.

В данном аспекте решающим фактором является имитация, поскольку именно она гарантирует развитие правильной интонации. На сайте YouTube можно найти массу простых диалоговых мультфильмов для детей. Включаем одно из них и повторяем [Good morning+More Kids Dialogues | Learn English for Kids | Collection of Easy Dialogue]:

" - Good morning!

Good morning everyone!

How are you?

Fine thanks. How are you?

Great!"

На сайте Starfall мы находим много интересных историй с видео сопровождением и озвучкой текста; по ним также можно сделать мини-книжку. Например "Zac the Rat" тренирует произношение звука [a] и интонации:

"Zac is a rat.

Zac sat on a can.

The ants ran to the jam.

Zac had a pan.

Zac had a fan.

The ants ran and ran."

7 этап. Чтение текстов.

Примеры упражнений по обучению технике чтения:

"Повторюшка" - упражнение, направленное на перевод информации из кратковременной в долговременную память. На слайде презентации, выполненной в программе Power Point, написано стихотворение:

Teddy Bear, Teddy Bear, look around.

Teddy Bear, Teddy Bear, touch the ground.

Teddy Bear, Teddy Bear, switch off the light.

Teddy Bear, Teddy Bear, say "Good night".

Дети читают первую строчку, и она закрывается. Дети повторяют предложения по памяти. Такие же действия производятся и с остальными строчками. После этого дети на несколько секунд закрывают глаза, а предложения на слайде меняются местами. Открыв глаза, дети получают задание прочитать предложения в новом порядке.

2. "Прочитайка" - чтение текстов, заученных наизусть. Идея использования таких упражнений была предложена Л.Н. Толстым, который считал, что, зная слово, ребенок постепенно осваивает не только звукобуквенные соответствия, но и сам "открывает" правила чтения.

Таким образом, мы видим, как велика роль ИКТ в процессе обучения. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет доступнее излагать материл любой сложности, превращая обучение в очень занимательный и творческий процесс. Как было раннее упомянуто, компьютеры, действительно, играют немаловажную роль в процессе обучения , однако позиция учителя, все же, является решающей.

Библиографический список:

1. Мельникова Т. М. Информационные педагогические технологии и формы обучения - средство эффективной образовательной деятельности. 2015г.

2. Нигай Л. С. Использование современных педагогических технологий как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка. 2013г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.