УДК 373.3.016
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
© Трофимова Александра Юрьевна
магистрант Калмыцкого государственного университета г. Элиста, Россия
Е-mail: sasha.trofimova.1991 @mail.ru
© Манджиева Елена Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент Калмыцкого государственного университета г. Элиста, Россия
Е-mail: [email protected]
В данной статье представлены результаты психолого-педагогического эксперимента, освещена проблема формирования навыков языковой компетентности у учащихся начальной школы на уроках английского языка. Дана краткая характеристика этапов эксперимента, описана модель формирования навыков языковой компетентности.
Ключевые слова: языковая компетентность, младший школьник, модель, английский язык, психолого-педагогический эксперимент.
LANGUAGE COMPETENCE SKILLS DEVELOPMENT OF STUDENTS IN A MODERN ELEMENTARY SCHOOL
Trofimova Alexandra Yu. post-graduate, Kalmyk State University Elista, Russia
Е-mail: sasha.trofimova.1991 @mail.ru Mandzhieva Elena V.
candidate of Education, associate professor, Kalmyk State University Elista, Russia
Е-mail: [email protected]
This article presents the results of psychological pedagogical experiment of a very important problem — the formation skills of linguistic competence of primary school pupils at English lessons. The authors give a brief description of the stages of the experiment and the model of forming skills the linguistic competence.
Keywords: language competence, primary school pupil, model, the English language, psychological pedagogical experiment.
Язык — это один из важных средств общения. Без него трудно представить развитие и существование человеческого общества. Изменения, которые сегодня происходят в общественных отношениях, призывают повысить коммуникативную компетенцию школьников, улучшить их языковую подготовку. В процессе развития современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира иностранный язык является одним из важных и сравнительно новых предметов. Так же, как и русский язык, и литературное чтение, он формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Английский язык как учебный предмет характеризуется межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть знания из различных областей, например литературы, искусства, истории, географии, математики и др.); многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами: лексическими, грамматическими, фонетическими, с другой — умениями в четырех видах речевой деятельности); многофункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство получения знаний в самых разных областях знания) [4, 8].
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основным назначением предмета «Иностранный язык» является формирование коммуникативной компетенции. Это значит, что учащиеся должны быть готовы и способны общаться с носителями языка с учетом ограниченных речевых возможностей и потребностей в устной и письменной формах общения. Исходя из этого, свою работу мы начали с рассмотрения категорий «компетентность», «компетенция», а также «языковая компетентность». В ходе анализа научной литературы мы пришли к выводу, что «компетенция» — это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. «Компетентность» — качество личности, позволяющее находить решение проблем и задач, которые возникают в реальных жизненных ситуациях, с применением знаний учебного и жизненного опыта [3, 107].
Термин «языковая компетентность» означает способность личности адекватно применять знания системы языка (фонетика, грамматика, лексика) в качестве средства коммуникации в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности [3, с. 362]. Для формирования навыков языковой компетентности у учащихся начальных классов нами была разработана соответствующая модель. Мы исходили из того, что модель — это упрощенное изображение реального процесса. В содержательный компонент входит и формирование фонетической компетентности и т. д., но ведь целью в модели является повышение уровня навыков языковой компетентности. Компетентность шире, чем компетенция.
Исходными положениями для построения модели были целостный, деятельностный и личностно ориентированный подходы к организации воспитательного процесса. Целостность, по нашему мнению, должна отвечать объективной логике становления и формирования навыков языковой компетентности, быть постепенной, непрерывной, носить этапный (количественные изменения) и стадиальный (качественные изменения) характер. Деятельностный подход к построению модели формирования навыков языковой компетентности у младших школьников выбран нами из-за установленных в отечественной психологии данных о том, что неизменным основанием развития человека как личности выступает деятельность [2, с. 18]. Процесс формирования навыков языковой компетентности невозможен без учета в процессе воспитания потребностей и возможностей личности. В основе осуществления личностно-ориентированного подхода находится педагогическая ситуация, актуализирующая личностные функции учащихся.
Разработанная модель содержит следующие компоненты: содержательный, операционный, оценочно-результативный, а также педагогические условия. Выделенные педагогические условия формирования навыков языковой компетентности младших школьников следует реализовывать в совокупности [4, с. 11-18].
Итогом исследуемого процесса является высокий уровень развития навыков языковой компетентности, который обеспечивает продуктивное взаимодействие с носителями различных культур в процессе обучения. В рамках оценочно-результативного компонента на основе адекватности осуществления языковых знаний в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности были выделены низкий, средний и высокий уровни.
На низком уровне сформированности навыков языковой компетентности младших школьников на уроках английского языка ученики должны знать написание всех букв английского алфавита, знаки транскрипции, списывать текст; понимать на слух речь учителя, основное содержание облегченных текстов; расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы, коротко рассказывать о себе, составлять небольшие описания предметов, картинки по образцу; читать вслух небольшие тексты.
На среднем уровне учащиеся должны понимать на слух основное содержание небольших текстов в аудиозаписи; читать про себя, вникая в основное содержание текстов, находить в тексте нужную информацию; писать с опорой на образец поздравление, короткое личное письмо; вести простой этикетный диалог, уметь на элементарном уровне рассказать о себе, семье, друге, описать предмет, картинку.
На высоком уровне младшие школьники должны уметь вести разговор в стандартных ситуациях общения, задать вопрос собеседнику и ответить на его, высказать свое мнение, рассказать о себе, своей семье, о друзьях; понимать на слух основное содержание объявлений, высказываний носителя языка; читать тексты разных жанров и понимать их содержание, используя в случае необходимости двуязычные словари; заполнять анкеты, писать поздравления, личные письма [1].
Цель: повысить уровень сформированное™ навыков языковой компетентности учащихся начальных классов.
изучет
Задачи: 1) осознание значимости изучения иностранного языка в процессе формирования навыков языковой компетентности; 2) приобретение системы знаний и опыта познавательной деятельности в области иностранного языка, необходимых для осуществления коммуникации; 3) развитие и применение сформированных ключевых компетенций в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности: чтении, аудировании, устной и письменной речи.
Принципы: научности, доступности и прочности знаний, единства теории и практики, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, индивидуального подхода.
1 ,
Формирование ключевой фонетической компетентности
Содержательный компонент
Формирование ключевой Формирование ключевой грамматической лексической
компетентности компетентности
Информационно-ориентировочный этап
Операщшшсыт\ компонент
Преобразовательно-корректирующий этап
Деятельно стный этап
Оценочно-ре гультативный компонент
Интегративный критерий: адекватность реализации языковых знаний в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности (чтении, аудировании, письменной и устной речи).
Средний уровень Высокий уровень
сформированное™ сформированности
навыков языковой навыков языковой
компет ентно сти мл а д ших школьников на уроках английского языка
Низкий уровень
с ф ормиров анно сти навыков языковой
компетентности младших школьников на уроках английского языка
компетентности младших школьников на уроках английского языка
Результат: более высокий уровень сформированности навыков языковой компетентности младших школьников на уроках английского языка.
Педагогические условия: 1) управление познавательной деятельностью учащихся начальных классов посредством индивидуальной и групповой совместной работы; 2) повышение интереса и мотивации к изучению иностранного языка; 3) отбор культуровед-ческого материала.
Все уровни соединены между собой непрерывно. Каждый предыдущий уровень является подготовительным по отношению к последующему уровню, а каждый из последующих неизбежно включает в себя все предшествующие уровни и вносит в них качественные изменения. Исходя из вышеизложенного, модель формирования навыков языковой компетентности мы представляем как определенный порядок ее этапов, продвигающих учащихся на более высокий уровень их сформированности.
Разработанная модель была апробирована в ходе психолого-педагогического эксперимента (20112015 гг.) Опытно-экспериментальная работа проводилась нами на базе ЧОУ ОШ «Перспектива». В эксперименте принимали участие учащиеся 4-х классов. Цель эксперимента: сформировать навыки языковой компетентности у младших школьников на уроках английского языка. Психолого-педагогический эксперимент проводился в три этапа:
1) констатирующий — определены контрольная и экспериментальная группы. Целью данного этапа являлось изучение и определение уровня сформированности навыков языковой компетентности младших школьников. На начальном этапе нами проводилось собеседование, на котором выявлялся уровень подготовки учеников. Проверялось знание алфавита, название цветов, животных, счет. Затем нами были предложены упражнения и задания, целью которых было выявление уровня знаний учащихся в четырех видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо). В результате обработки проведенных заданий и тестов были выявлены уровни владения учащимися вышеперечисленных аспектов языковой компетентности.
Аспекты языковой компетентности Контрольная группа, % Экспериментальная группа, %
Аудирование 41,6 49,5
Говорение 49,7 53,3
Чтение 50,2 48,9
Письмо 52,5 47,3
2) формирующий — на втором этапе эксперимента нами была реализована модель формирования навыков языковой компетентности младших школьников на уроках английского языка. Формирование навыков языковой компетентности, творческих способностей, а также общее развитие каждого ученика явилось целью формирующего этапа. На данном этапе активизировалась учебная деятельность младших школьников для формирования навыков языковой компетентности. В уроки мы включали подвижные игры, наглядный и раздаточный материал, песни и зарядки на английском языке, познавательные мультфильмы, диалоги и монологи на английском языке.
Unit 4. Family. Lesson 3. Do and learn
1) Орг. момент.
- Good morning children. How are you? How are you family? What day is it today? Today is rainy or sunny? Ok let's sing the «This is my mummy» song (track 10)
Who want to be Hippo, Monkey, cat and dog? Who want to be an Elephant?
Let's play a game «My family».
This is my mummy. This is my daddy. (Дети, показывая картинки, рассказывают друг другу, кто это).
- Well done guys. Good. I like it.
2) Физкультминутка
- Now let's have a rest. Stand up, please.
Включить песню «Sleep, sleep».
3) Показать картинку Pupil's book page 33. Who is it? Grandma.
На дом детям раздаются картинки, которые они должны разукрасить.
Разложить картинки «Семья».
Close your eyes (убираю одну картинку). Open your eyes. Which
?
one's missing
4) Показать детям Pupil's book page 35. How many mummies? Count them with the children.
How many brothers?
How many daddies?
How many grandmas?
5) Игра. Дети становятся вокруг, держат руки и медленно идут. Они должны найти себе sister, brother, mummy, daddy, grandma. И в итоге должны оказаться в круге.
Sister, sister find a brother. (Ученик выбирает любого мальчика)
Sister, sister, brother, brother find a mother,
Sister, sister, brother, brother, mother, mother find a father.
7) Игра в карточки.
8) It's time to say goodbye. Sing the «I can say goodbye» song (track 03). Now the lesson is over.
Для освоения навыков говорения нами был создан мини-спектакль на английском языке «Колобок». В течение эксперимента мы разучивали с детьми песенки, новые слова, словосочетания и предложения, которые затем использовали в нашем мюзикле.
На уроках мы старались давать детям больше наглядного материала. Использовали тематические карточки, играли с детьми в лото на внимательность и запоминание.
Для того чтобы повысить уровень знаний и навыков в речевом виде деятельности — чтении, мы систематично предлагали учащимся не только прочитать текст, понять его содержание, а также ответить на вопросы.
The Lion and the Fox.
An old Lion lives in the forest. He is too old to hunt. How can he get his food? He thinks of a clever plan. He puts a note on his door. It says: «I am old and hungry. Please come and visit me before I die». So all the animals go to see the old lion.
First a sheep comes to visit him. Then a cow, then a rabbit, then a bear, then a monkey, and last of all a young goat. After each visitor, the lion feels better. He licks his lips and smiles.
Now the fox comes to visit him. The lion asks the fox to come into his house. But the fox doesn't come in. She is standing near his house. The fox says: «No, thank you. I don't want to come in».
«Why don't you want to come in?» asks the old lion.
The fox looks at the footprints all around the lion's house. Then she says to the lion:
«Look at these footprints. They all lead to your house, but they don't lead out of your house. When all your visitors come out, then I will come in to visit you!»
Ex 1. Прочитайте сказку «The Lion and the Fox» и скажите, что случилось со зверями, которые приходили ко льву.
Ex 2. Выберите правильные ответы на вопросы.
1. Why doesn't the old lion hunt?
a) He is ill. b) He is lazy. c) He is old.
2. What does he do?
a) He writes letters to all the animals. b) He puts a note on the door. c) He goes to hunt.
3. What animal comes first?
a) a fox b) a sheep c) a rabbit
4. Why doesn't the fox come in?
a) She is clever. b) She is afraid. c) She is angry.
Ex 3. Продолжите предложения в соответствии с текстом
1. The lion thinks of
a) food. b) animals. c) a clever plan.
2. The footprints lead
a) into the lion's house. b) out of the lion's house. c) into and out of the house.
Ex 4. Скажите, какие предложения правильные (true), а какие неправильные (false).
1. The lion is young and strong.
2. The lion is hungry.
3. Many animals come to visit him.
4. The animals don't come out.
5. The fox is clever.
Ex 5. Write some sentences about the lion. Is he kind or not?
С целью развития навыков письменной речи мы использовали упражнения на отработку грамматических навыков.
Впиши глагол в правильной форме:
1. My friend (live) in London.
2. You (want) to go for a walk.
3. She (go) to bed at 10 o'clock.
4. His sister (have) breakfast.
5. Ann and Nick (read) books in the afternoon.
6. I (stop) my work at 2 pm.
7. He (work) at school.
8. The teacher (write) on the blackboard.
9. We (do) morning exercises.
10. They (come) into the park.
Выбери правильную форму вспомогательного глагола:
1. Do / does Mary play the piano?
2. I doesn't / don't drive a car.
3. My sister doesn't / don't like milk.
4. Do / does we go to the cinema?
5. He don't / doesn't play tennis every day.
6. Tom and Jack don't / doesn't do their homework.
7. Do / does she eat chicken?
8. His father don't / doesn't like fishing.
9. My dog don't / doesn't like milk.
10. My friend don't / doesn't play football.
Восстанови рассказ, употребляя глаголы в простом прошедшем времени.
Yesterday I (go) to the park. I (meet) my classmates there/ The weather (be) fine. It (be) sunny and frosty. There (be) a lot of snow on the trees and ground. We (ski) and (skate) in the park. Then we (play) snowballs and (do) snowman. We (like) it very much. It (be) evening. We (go) home. We (meet) my brother and (tell) him about our walking. We (want) to go to the park with him again. But he (say) that he can't ski and skate. All my friends (say) that they can help him. He (be) very glad. Выбери правильную форму глагола:
1. I see / saw a wonderful dream last night.
2. He gets / got up at 7 o'clock every day.
3. They were / are in the park last week.
4. My friend told / tells me a story two days ago.
5. I often play / played tennis.
6. Mary helped / helps her mother every day.
7. We learn / learned English at school.
8. Once my mother cooked / cooks a big cake.
9. Tom has / had two English lessons yesterday.
10. I collect /collected stamps two years ago.
Помимо упражнений и тестов для освоения навыков аудирования детям был показан ряд познавательных мультфильмов на английском языке. Учащиеся 4-го класса вместе с динозавриком Gogo и свинкой Pepe не только смотрели красочный мультфильм, знакомились с новыми словами и закрепляли ранее изученный материал, но и воспринимали иноязычную речь на слух. После просмотра мультфильмов или прослушивания историй учащимся задавали вопросы по содержанию мультфильма или текста, они отвечали, в результате было видно, поняли ли они суть и содержание иноязычной речи или нет.
В группе были дети, у которых мотивация к изучению английского языка занижена. Ребята были невнимательными, интерес к предмету быстро пропадал. Но большая часть учащихся была заинтересована в изучении английского языка. Они с удовольствием пели песенки, участвовали во всех сценках и играх, которые проходили на иностранном языке. В непринужденной беседе некоторые делились тем, кем хотят в будущем. Были и такие учащиеся, которые планируют связать свою будущую профессию с иностранным языком. Например, стать гидом в туристической компании или быть переводчиком в переводческом отделе, а одна из них призналась, что хочет стать стюардессой.
В разработанную педагогическую модель мы включили активные способы организации, современные подходы и педагогические условия, которые при эффективном взаимодействии способствуют мотивированному и результативному овладению младшими школьниками иностранного языка.
Полученные результаты подтверждают, что у учеников экспериментального класса формирование навыков языковой компетентности происходит интенсивнее, чем в контрольном классе. Учащиеся значительно быстрее понимают важность изучения иностранного языка.
3) контрольный — на данном этапе нами повторно были применены задания и тесты, которые были направлены на выявление уровня знаний учащихся в четырех видах речевой деятельности. Анализ заданий в начале и конце опытно-экспериментальной работы позволил установить, что результаты сформированности навыков языковой компетентности младших школьников в экспериментальной группе превосходят результаты в контрольной группе.
Аспекты языковой компетентности Начало эксперимента, % Конец эксперимента, %
КГ ЭГ КГ ЭГ
Аудирование 41,6 49,5 42,6 77,5
Говорение 49,7 53,3 45,7 78,3
Чтение 50,2 48,9 47,2 74,8
Письмо 52,5 47,3 50,4 75,9
Результаты проведенной работы позволяют зафиксировать качественные и количественные изменения по степени сформированности у младших школьников языковых навыков. Анализ и обобщение результатов, полученных в ходе проведенного эксперимента, показали, что приемы языковой деятельности, которые мы применили на учебных занятиях, позволяют лучше изучить отдельных школьников, пробудить интерес к обучению, достичь абсолютного контакта во взаимодействии с младшими школьниками, создавать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда, обеспечить активное участие каждого ученика. Чтобы научить детей общению, нужно сформировать и поддержать у них мотив общения. Поэтому на уроках должно быть мотивировано все: и восприятие учебного материала, и переход от одного вида деятельности к другому, одного вида речевых упражнений к другим.
Таким образом, результаты сформированности навыков языковой компетентности младших школьников в экспериментальной группе превосходят результаты в контрольной группе. Например, при повторном выполнении упражнений в экспериментальной группе говорение стало лучше на 25 %, аудирование стало выше на 28 %. Такие результаты наблюдаются и в чтении (25,9 %). К концу эксперимента показатели письма возросли на 28,6 %.
При реализации модели формирования навыков языковой компетентности младших школьников выявлена необходимость включения в уроки просмотра мультфильмов на английском языке, прослушивания аутентичного текста, подвижных игр, зарядки с элементами иноязычной речи, наглядного раздаточного материала, карточек. Данная модель содействовала повышению навыков языковой компетентности младших школьников на уроках английского языка.
Литература
1. Биболетова М. З., Трубанева Н. Н. Программа курса английского языка к УМК «Английский с удовольствием» // Enjoy English для 2-11 классов общеобраз. учрежд. — Обнинск: Титул, 2012. — 49 с.
2. Аверин В. А. Психологическая структура личности // Психология личности: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 89 с.
3. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: ИКАР, 2009. — 448 с.
4. Пенская З. П. Формирование языковой компетентности студентов технического колледжа средствами мультимедиа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Астрахань, 2010. — 23 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357). — 29 с.
Literatura
1. Programma kursa angliyskogo yazyika k UMK «Angliyskiy s udovolstviem» // Enjoy English dlya 2-11 klassov obscheobraz. uchrezhd / M. Z. Biboletova, N. N. Trubaneva. — Obninsk: Titul, 2012. — 49 s.
2. Averin V. A. Psihologicheskaya struktura lichnosti // Psihologiya lichnosti: ucheb. posobie. — SPb.: Izd-vo Mi-haylova V. A., 1999. — 89 s.
3. Azimov E. G., Schukin A.N. Novyiy slovar metodicheskih terminov i ponyatiy (teoriya i praktika obucheniya yazyikam). — M.: IKAR, 2009. — 448 s.
4. Penskaya Z. P. Formirovanie yazyikovoy kompetentnosti studentov tehnicheskogo kolledzha sredstvami multimedia: avtoref. dis. ...kand. ped. nauk. — Astrahan, 2010. — 23 s.
5. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart nachalnogo obschego obrazovaniya (v red. prikazov Mi-nobrnauki Rossii ot 26.11.2010 № 1241, ot 22.09.2011 № 2357). — 29 s.