Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

учреждений (36,26%); увеличение продолжительности приемных часов (27,47%); расширение сети общественных приемных (15,38%). Наименее эффективной мерой, по мнению участников исследования (8,79%), выступает создание руководителем муниципального образования персонального аккаунта в социальных сетях (twitter, facebook и т.д.).

Следовательно, для организации эффективных коммуникаций, необходимо обеспечение прямого визуального контакта между населением и руководителем муниципального образования, а также определение оптимальной его продолжительности.

Использованные источники:

1. См.: Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.

2. Дашко Ю.В. Информационные модели коммуникации. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. С. 131-132.

3. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. СПб.: Союз. 1997. С. 124.

4. Лазарсфельд П. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие. Массовая коммуникация в современном мире. М. 2000. С. 144-145.

5. Почепцов Г.Г. Теория коммуникаций. Москва, Киев: «Рефл-бук». 2001. С. 21.

6. Соколов А.В. Общая теория коммуникации. СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2002. С. 58.

7. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. СПб.: Питер. 2003. С. 207.

Филимонова М.М. учитель начальных классов высшей категории МБОУ Екатериновской сош Матвеево-Курганского района

Ростовской области Россия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет: активизировать познавательный интерес учащихся путем использования разнообразных видов деятельности. Я использую готовые электронные ресурсы, сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, составления презентаций, слайд -проектов. На уроках для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, интерактивные модели, фотографии,

иллюстрации объектов (в основном, это энциклопедии, которые очень помогают при подготовке к уроку). При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока. В своей работе использую компьютер как:

- средство организации контроля усвоения учебного материала, мгновенного оценивания успехов учеников и получения информации о затруднениях, испытываемых учениками на уроке;

- интерактивную доску на каждом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении и повторении, проведения контрольных работ, тестирования.

Ключевые слова: ИКТ на уроках в начальной школе, использование компьютера на уроках, как использовать электронные ресурсы на уроках, что даёт использование ИКТ на уроках в начальной школе, использование презентаций на уроках, словарная работа с помощью компьютера.

«Смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий...»

Герберт Маршалл Маклюэн.

Прекрасная пора детства! Ребенок впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много нового, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности - одна из главных задач, провозглашенных в концепции ФГОС. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Одна из важнейших задач нашей школы, состоит не только в обучении школьников предмету, но и в воспитании гармонично развитой личности, умеющей осуществить свои позитивные возможности, раскрыть свои задатки и способности.

Большие возможности для самореализации ребёнка даёт обучение с применением информационно-коммуникационных технологий.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, и педагог часто сталкивается с проблемой, где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать. На помощь пришёл компьютер. За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет иной, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Роль аудиовизуальных и интерактивных технологий в образовании с каждым годом возрастает, они становятся неотъемлемой частью современного

учебного процесса. Намечаются тенденции, важные для системы образования: интеграция аудиовизуальных технологий с технологиями информационными и коммуникационными, новые возможности видеоконференцсвязи, использование возможностей интерактивной доски. Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты - это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, требуют от учителя другого подхода. (Психологи ввели такой термин как "клиповое мышление" для объяснения психических процессов, происходящих у современных детей.) Интерактивные технологии как раз соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании, обучении и общем психическом развитии младшего школьника.

Каждый учитель осознает, что новые информационные технологии имеют большое влияние на содержание учебных предметов:

^ расширяется возможность поиска новой информации, а значит, позволяет более углубленно изучить тот или иной материал;

^ предоставляются широкие возможности для учителя заинтересовать учащихся и привлечь их к самостоятельной работе, поиску нетрадиционных методов решения той или иной ситуации, задачи;

^ позволяет разнообразить формы работы, качественно и быстро осуществлять контроль учащихся, а, следовательно, в дальнейшем дает возможность построить учебный процесс так, чтобы каждый ученик усвоил основное содержание предмета.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет: ^ активизировать познавательный интерес учащихся путем использования разнообразных видов деятельности;

^ перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности;

^ развивать у учеников умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, формировать ИК компетентность, овладевать практическими навыками работы с информацией, что включает в себя поиск, обработку, создание собственного продукта и хранение информации;

^ повысить объем выполняемой работы в 1,5-2 раза; ^ осуществить дифференцированный подход к учащимся, используя в своей работе разноуровневые задания;

^ проводить уроки на более высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация).

Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам. Сегодня не возникает сомнений в необходимости и эффективности их использования. Состояние современного образования таково, что процесс обучения проходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности учебных программ. В этих условиях, качество образования зависит от правильной организации учебной работы и от профессионализма и компетентности преподавателя. Учитель - профессия творческая.

Работа с компьютером дает возможность проявлять творчество, индивидуальность, избежать формального подхода при подготовке к урокам.

Я использую готовые электронные ресурсы, сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, составления презентаций, слайд - проектов. На уроках для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов (в основном, это энциклопедии, которые очень помогают при подготовке к уроку). При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока.

Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю им творческие задания в виде создания презентаций, состоящих из нескольких слайдов, в составлении кроссворда, ребуса по теме, в изготовлении учебного пособия; в подготовке различных творческих сообщений и др. Работа обучающихся над заданиями такого типа привлекательна тем, что проявляется личностная ориентация педагогического процесса, происходит поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом ребенке.

Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель даёт возможность каждому ребёнку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.

Я работаю по учебникам Образовательной системы « Планета знаний». В своей работе использую компьютер как:

- средство организации контроля усвоения учебного материала, мгновенного оценивания успехов учеников и получения информации о затруднениях, испытываемых учениками на уроке;

- интерактивную доску на каждом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении и повторении, проведения контрольных работ, тестирования.

На уроках математики при помощи компьютера решается проблема дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, повторяют таблицу умножения, решают задачи на движение.

В начальных классах проводится тестирование по целому ряду тем. Математика - «Табличное сложение и вычитание», «Вычислительные навыки», «Скорость счета», «Внетабличное сложение и вычитание», «Внетабличное умножение и деление», « Приемы устных вычислений», « Решение текстовых задач».

Русский язык - «Правописание проверяемых гласных и согласных в корнях слов», «Правописание непроверяемых гласных и согласных в корнях слов», «Части речи», «Падежные окончания имен существительных», «Падежные окончания имен прилагательных», « Спряжение глаголов».

Легче воспользоваться готовыми шаблонами, конструкторами тестов. К примеру, несколько тестов разработаны участниками образовательного портала «Сеть творческих учителей» А. Баженовым, А. Комаровским, Д. Ивановым. Авторы подготовили такие шаблоны, где учителю, имеющему даже небольшой опыт работы с PowerPoint, окажется под силу подготовить замечательную подборку тестов. Достаточно лишь заполнить слайды необходимыми вопросами, вариантами ответов, соответствующей наглядностью. Но нужно помнить, что тестирование на уроке не должно занимать более 10-15 минут. Следует обеспечить высокий темп тестирования (из расчета на каждый вопрос - не более 1 минуты). Необходимо создать максимально комфортные условия для учащихся.

Работая со словарными словами на уроках, использую такие упражнения:

S Картинный тематический диктант. ( Я показываю слайды с изображением предмета, дети называют и записывают слово по памяти, выделяют орфограмму. )

S Творческий диктант. ( Учащимся необходимо заменить развёрнутое определение одним словом).

S Диктант с использованием загадок. (На слайде записана загадка, дети отгадывают её, объясняют по каким признакам они догадались об отгадке, и записывают слово-отгадку).

S Картинный диктант на заданную букву.

S Диктант с использованием русских народных пословиц. (К данной пословице необходимо подобрать пропущенное слово, записать его, выделить орфограмму

S Словарная работа «Синонимы». (Учащимся необходимо к данным слова подобрать и записать синонимы).

^ Словарная работа «Корректор». (Необходимо исправить ошибки в словах).

^ Словарная работа «Ребусы».

^ «Буквенный дождик». (Детям предлагается задание: выбрать пропущенную букву, кликнув по ней мышкой. Если ответ верный, буква займет свое место в слове. В случае неправильного ответа, буква изменит цвет).

^ «Тренажёр» (Учащиеся должны выбрать пропущенную букву, кликнув по буквам-кубикам. Если ответ правильный - переход к следующему заданию. Если ошибка - следует вернуться к слову.)

Для меня недостаточно пользоваться только готовыми электронными ресурсами. Хочется в короткие сроки создавать качественные свои электронные ресурсы, отвечающие всем современным требованиям к воспитательно-образовательному процессу в школе. Я составляю свои презентации с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы, к тому же в этом случае материал располагаю в нужном мне порядке, использую рисунки, схемы, таблицы, заставки.

В процессе работы с электронными таблицами учащиеся в игровой форме учатся работать с опорными схемами, узнают новый материал, закрепляют ранее изученный. Такая таблица позволяет в разных классах актуализировать знания по данной теме и добавить новые.

В содержание уроков литературного чтения включаю аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, расширяют и закрепляют полученные знания уроки - викторины по сказкам.

Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира, изобразительного искусства, технологии. Основа урока - это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. В курсе начальной школы введены уроки, изучающие народные промыслы России. Например, Дымковская игрушка. С помощью слайдов у нас есть возможность показать историю возникновения промысла, технологию производства, а также основные виды росписи. А также проследить последовательность выполнения какой-либо работы. Использование ИКТ на уроках труда упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат.

У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.

Для урока с региональным компонентом я приготовила презентацию «Родное село в разные времена года», которая подчеркнула красоту родного края. За эту презентацию я получила Сертификат участника в Международном интернет-конкурсе «Мой край родной».

Мой опыт работы показывает, что применение информационных технологий способствуют более глубокому усвоению знаний. Применение такого вида работы на уроках способствуют активизации внимания и мыслительной деятельности учащихся, развитию речи. Дети учатся делать самостоятельно вывод, что наш край богат полезными ископаемыми.

Результаты показывают, что учащиеся с удовольствием учатся, легче усваивают материал, имеют хорошие навыки учебной деятельности. В настоящее время, когда школа имеет подключение к сети Интернет, появилась возможность проведения уроков в форме виртуальных экскурсии, что особенно значимо при изучении предмета окружающий мир.

Виртуальная экскурсия с помощью слайдов, (созданных при помощи программы Microsoft Power Point) позволяет каждому ученику окунуться в атмосферу изучаемого материала, остаться наедине со своими чувствами и переживаниями, что способствует активизации познавательной деятельности. Переход от слайда к слайду создает необходимый видовой ряд этого урока, снабженный музыкальным сопровождением. Считаю, что в ходе такой работы увеличивается зрительно-эмоциональное воздействие на ученика, т. к. в этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

Компьютерные средства обучения называются интерактивными, они обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя, "вступать" с ними в диалог. В моём классе это происходит благодаря интерактивной приставки «EIKI IK-1». Дети научились передвигать предметы, слова и целые предложения, писать и моментально стирать. Индивидуальная работа у доски выполняется на «Ура». Чтобы получить возможность поработать на такой доске, детям необходимо активно поработать устно, аккуратно выполнить работу в тетради. Равнодушных в классе не оказалось! Рисование на доске, когда можно сделать интересную заливку, да еще заставить, с помощью функции «анимация», картинку двигаться, вызывает восторг! Такая работа у доски является поощрением за успешную работу на уроке, хорошо выполненное домашнее задание.

Широко применяю интерактивные программы по предметам из серии «Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа». Это сборник уроков начальной школы с 1 по 4 классы по предметам: Математика, Русский язык,

Окружающий мир, Обучение грамоте. Интерактивные уроки делают обучение ребенка интереснее и увлекательнее, а также поможет быстро и легко освоить программу начальной школы.

Компьютер можно использовать на всех этапах урока. При этом на различных этапах урока он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

Но нужно помнить, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час занятий сделает ребенка сразу умным и развитым. Существуют определенные ограничения по времени. Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье.

При этом нельзя забывать о санитарно-гигиенических нормах работы в классе компьютерной техники, о проведении физкультминуток также необходимо и отслеживать эффективность урока с использованием ИКТ.

Таким образом, применение ИТК на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Использование информационно-коммуникационных технологий дало положительную динамику обучения обучающихся. Мои ученики участвуют в дистанционных олимпиадах и конкурсах и имеют Дипломы и Сертификаты.

По-моему, проблема формирования учебной деятельности обучающихся на основе информационных технологий обучения волнует не только меня, но и других учителей работающих в инновационном режиме.

Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности, как ученика, так и учителя. Чудеса творят не компьютеры и интерактивные доски, чудеса творят учителя, в чьих мудрых руках эти инструменты дарят детям радость познания.

Использованные источники:

1. Баранова Е. В., Гогун Е. А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе. — СПб.: Из - дат. «Анатолия», 2003.

2. ГОСТ 34.003-90

3. Громов Г.Р., Агапова О.И., Шолохович В.Ф. Компьютерные технологии обучения - М: Просвещение, 2005.

4. Кривошеев О.А. Информационные технологии. - М: Просвещение, 2006.

5. Каталог ресурсов на Российском образовательном портале. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school.edu.ru/catalog.asp

6. Газета «Первое сентября». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsc.1september.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.