Информационные технологии в изучении точных дисциплин
Бешева В. А.
Бешева Виктория Александровна /Besheva Viktoriya Aleksandrovna - учитель математики и
информатики,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3, г. Армавир
Аннотация: статья посвящена использованию информационных технологий в обучении математике и информатике.
Ключевые слова: информационные технологии, презентации, интерактивная доска, алгебра, геометрия, информатика.
В современном образовании актуальным вопросом становится подготовка конкурентноспособной личности. Выпускник не должен быть пассивным исполнителем. У него должны быть хорошо развиты следующие качества, выгодно отличающие его на рынке труда: любознательность, устойчивое внимание, умения и навыки, полученные им по специальности, навыки самостоятельного поиска и обработки информации, умение творчески работать и находить выход из сложных ситуаций.
Для выработки этих качеств личности необходимо применять технологии, которые дают возможность работать учителю и ученику как партнерам, которые повышают интерес к предмету и дают простор для самостоятельной творческой работы.
Я считаю, что информационные технологии в сочетании с личностноориентированным подходом и технологиями проектного обучения могут дать очень хороший результат.
С первых уроков информатики ребята учатся правильно использовать компьютер для получения знаний и обработки различной информации.
Для лучшего восприятия теоретического материала мною используются презентации, созданные в MS PowerPoint. Разработаны такие презентации по многим актуальным темам школьного курса. Презентация на уроке является своеобразным опорным конспектом, а также заменяет классную доску. На слайдах можно разместить не только определения, но и схемы, иллюстрации к материалу урока, задания для самостоятельной работы, вопросы для фронтального опроса учащихся.
При прохождении темы «Компьютерные презентации» каждый ученик создает свою презентацию на тему, ранее изученную на уроках математики, физики и др. Тем самым достигается сразу несколько результатов: формируются умения и навыки создания и использования компьютерной презентации, повторение и переосмысление ранее изученного, формируется навык создания краткого конспекта, овладение компьютерными технологиями и их использование на других уроках [2]. Созданные презентации используются ими на школьных мероприятиях.
В настоящее время преподавание точных дисциплин невозможно себе представить без использования различных компьютерных учебных курсов, электронных учебников и книг, мультимедийных энциклопедий, тренажеров различных видов, контролирующих систем для автоматизированного тестирования. Такие мультимедийные учебные курсы я использую как дополнительный материал на уроках. Эти диски к какой -то мере облегчают подготовку к уроку и обучению детей. Ведь наглядная демонстрация и объяснение материала профессиональным диктором более эффективна.
Использование мультимедиа позволяет обучающимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов. Обучающиеся применяют полученные знания на практике, вырабатывают такие необходимые в жизни качества, как инициативность, самостоятельность, собранность.
Использование интерактивной доски реализует один из важнейших принципов обучения - наглядность. В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветные пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. Работая с интерактивной доской, всегда находишься в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживаешь постоянный контакт с классом. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время.
Используя интерактивную доску, я могу сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.
Перечислю основные способы использования интерактивной доски на уроках: объяснение принципов работы с приложениями путем выполнения действий непосредственно на доске; защита проектов учащимися; создание различных образов путем «собирания» их средствами доски; проведения самостоятельных письменных работ (математических диктантов, тестов и др.) и последующая их самопроверка учащимися; выполнение заданий на установку соответствий терминов, понятий и многое другое [4].
Я использую информационные технологии и в преподавании алгебры и геометрии. На уроке алгебры я организую работу учащихся с использованием мультимедийных учебных пособий, которые, по сути, являются идентичными электронными версиями печатных учебников, а для проверки знаний использую тест. Учащиеся сначала решают задачу, а затем набирают ответ в числовом или аналитическом виде или выбирают ответ из числа предложенных программой. С помощью редактора электронных таблиц EXCEL учащиеся строят графики функций.
Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему.
Таким образом, использование информационных технологий на у роках позволяет улучшить качество восприятия нового материала, автоматизировать контроль знаний, разнообразить формы проведения урока.
Используя информационные технологии, я добилась значительного усиления мотивации учащихся к обучению, интереса к предмету, повышению качества знаний, делая процесс обучения личностно ориентированными, развивая коммуникативные способности, повышая информационную компетентность учащихся и прочность усвоения знаний и навыков.
Литература
1. Лебедева М. Б., Шилова О. Н. Что такое ИКТ-компетентность и как ее формировать? // Информатика и образование. - 2004. - № 3.
2. Капинос И. В. Формирование информационно-коммуникативной компетенции
на уроках информатики. [Электронный ресурс]. URL: http://
http://ms.znate. ru/docs/458/inde x-48572.html.
3. Сальникова Н. С. Формирование ИК-компетентностей учащихся на уроках информатики через использование современных информационных технологий. [Электронный ресурс]. URL: http:// http://www.pandia.ru/text/78/302/22647.php.
4. Бурчалова И. Б. Использование интерактивной доски на уроках информатики. [Электронный ресурс]. URL: http:// http://pandia.ru/text/78/364/1209.php.