ное исследование, в современной психологии она остается недостаточно изученной в силу своей многоаспектности. Изучение процесса школьной адаптации первоклассника, исходя из практической направленности работы педагога-психолога, предполагает выявление уровней, которые определяются на основании анализа диагностических данных, а также содержательного (качественного) анализа психологических трудностей, испытываемых ребенком в адаптационный период. Исходя из этого может строиться дальнейший этап коррекционно-развивающей работы с учащимися, испытывающими трудности процесса школьной адаптации.
Список литературы:
1. Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. - М.: Издательство Московского университета, 1990. - 136 с.
2. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М.: Знание, 1973. - 117 с.
3. Винокуров Л.Н. Возможности межведомственной и междисциплинарной интеграции в профилактике школьной дезадаптации // Вестник практической психологии образования. - 2009. - № 2. - С. 61-67.
4. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. - М.: Генезис, 2007. - 122 с.
5. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. - М.: Бахрах-М, 2011.
6. Степанов С.С. Азбука детской психологии. - М.: Сфера, 2004.
7. Хухлаева О.В. Психология подростка. - М.: Академия, 2008. - 160 с.
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБУЧАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
© Лаврова Т.А.1
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Клименковская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области имени Таволжанского Павла Викторовича», Белгородская область, Вейделевский район, с. Клименки
When computers become so widely used in education, there is a need to talk about information technology training, it turned out that they've been actually implemented in learning processes, and then appeared the term «new information technology of training».
1 Учитель начальных классов.
Для создания, развития и эксплуатации информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методические, информационные, технологические, организационные и педагогические ресурсы. Учитывая новизну и сложность этой проблемы, ее решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями. Правительство РФ определило приоритетные направления развития образовательной системы РФ до 2020 года: улучшение содержания и технологии образования, развитие системы обеспечения качества образовательных услуг, использование информации как действительного средства проведения системных изменений. Но и на сегодняшний день поставленные правительством приоритеты остаются актуальными в развитии образовательной системы. Компьютер сегодня рассматривается не только как обучающая машина или объект изучения, он становиться, прежде всего, средством усиления интеллекта обучаемых, их развития. Кроме того, важно использование компьютеров как инструментов управления учебным процессом и информационных машин, а так же средств коммуникаций, в частности - телекоммуникаций. Фактически следует говорить не о компьютеризации образования, а об освоении в образовании новых информационных и коммуникационных технологий, новых технологий интеллектуальной деятельности. Сейчас в образовании возникло противоречие, сущность которого заключается в несоответствии высоких потенциальных возможностей компьютерной техники и уровня их реализации в условиях сложившейся системы образования. Так как обучение является передачей информации ученику, а информационные технологии - процессы, связанные с переработкой информации, то можно сделать вывод о том, что в обучении информационные технологии используются всегда. Более того, любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. То есть, любая педагогическая технология - это информационная технология.
Когда компьютеры стали настолько широко использоваться в образовании, то появилась необходимость говорить об информационных технологиях обучения, выяснилось, что они давно фактически реализуются в процессах обучения, и тогда появился термин «новая информационная технология обучения». Таким образом, появление такого понятия - новая информационная технология (НИТ) - связано с появлением и широким внедрением компьютеров в образовании.
Многие современные технические средства, вплоть до персональных компьютеров, стали или становятся привычными в повседневном быту многих обучаемых. Активное применение технических средств обучения - это привилегия не отдельных учителей. ТСО становятся неотъемлемой частью учебного процесса везде, где есть увлеченные своим делом учителя, где обу-
чение стало творчеством. Там, где технические средства используются грамотно и систематически, они способствуют повышению эффективности и качества обучения.
Самого пристального внимания требуют вопросы организации учебного процесса, его интенсификация, заключающаяся в том, чтобы при наименьших затратах времени давать необходимое количество информации, добиваться глубокого ее усвоения. В улучшении организации учебной работы и повышения ее качества большую помощь педагогам могут оказать технические, или, как их еще называют, аудиовизуальные средства обучения.
Особого внимания требуют вопросы организации учебного процесса, его интенсификация, заключающаяся в том, чтобы при наименьших затратах времени давать необходимое количество информации, добиваться глубокого ее усвоения. В улучшении организации учебной работы и повышения ее качества большую помощь педагогам могут оказать технические, или, как их еще называют, аудиовизуальные средства обучения.
В результате использования информационных технологий стала наблюдаться динамика качества знаний учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и психическому развитию ребенка.
Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
- использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование в своей работе Интернет-ресурсов...);
- введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
- проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);
- осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ.
Для успешной организации уроков и внеклассных мероприятий с использованием информационных технологий учителю начальной школы надо уметь:
- обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;
- создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;
- использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
- организовать работу с электронным учебником на уроке;
- применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
- осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям.
К одной из форм использования ИКТ учителем начальной школы относится подборка и конструирование мультимедийных презентаций (медиате-ки, аудиотеки, видеотеки) и демонстрации с использованием проектора, интерактивной доски.
Таким образом, применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании является социально значимым и актуальным.
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Использование ИКТ в начальной школе позволяет:
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
При этом средства ИКТ могут представлять:
- источник информации;
- наглядное пособие;
- тренажер;
- средство диагностики и контроля.
Внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс основано на учете следующих возрастных особенностей младших школьников:
- наглядно-образное мышление.
О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также 3 неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей её переработки. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную.
Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным. Высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Использование ИКТ позволяет частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
КОММУНИКАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Состояние материально-технического обеспечения в рамках информатизации образовательного процесса.
Всего в школе: 20 персональных компьютера, 16 ноутбуков.
Принтеры -10; сканеры - 3; веб-камеры - 2; интерактивные доски - 3; проекторы - 12; телевизор - 1; БУБ-проигрыватели - 2; фотоаппарат цифровой - 1; видеокамера цифровая - 1.
Сегодня, когда компьютер прочно вошёл в нашу повседневную жизнь, когда наши дети свободно используют его возможности и Интернет для игр и развлечений, нам, учителям, необходимо научиться использовать эти возможности в образовательных целях. Ведь использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения современного ребёнка.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Уроки с использованием новых информационных технологий здесь особенно актуальны: ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Анализируя опыт применения ИКТ, на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий позволяет: обеспечить положительную мотивацию обучения, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация, голоса птиц и животных), повышать и стимулировать интерес учащихся, уровень комфортности обучения, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, развивать навыки самообразования и самоконтроля, повышать скорость изложения и усвоения информации, вести экстренную коррекцию знаний.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет мне перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к дея-тельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моего класса, а для меня стали нормой работы. В работе со своими учениками я применяю данные технологии, начиная с первых уроков.
ИКТ использую по следующим направлениям:
- в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка своих и применение готовых компьютерных программ по различным предметам);
- проведение урока с частичным использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы);
- внеклассной работы и работы с родителями.
Особенно интересно можно использовать мультимедиа технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Компьютерные программы позволяют создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения.
Планируя урок (работу) с использованием ИКТ, я тщательно продумываю цель, место и способ использования ИКТ. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. ИКТ помогает ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. Поэтому работа с использованием ИКТ чётко продумана и дозирована, носит щадящий характер. Частота использования любых технических средств обучения влияет на эффективность процесса обучения: если ИКТ используется очень редко, то каждое его приме-
нение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, бездумное использование ИКТ приводит к потере уч-ся интереса к нему.
Эффективность применения ИКТ зависит и от этапа урока. Использование любого технического средства обучения не должно длиться на уроке подряд 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Поэтому работа со слайдами чередуется с работой в тетради, с учебником, с наборным полотном.
Использование ИКТ в начале урока сокращает подготовительный период, а усталость и потеря внимания наступает позже обычного. Например, на уроке математики для разминки я использую презентации «Устный счет». В начальной школе очень важно сформировать навыки устного счета и применение различных игр способствует этому.
Устойчивое внимание уч-ся практически в течение всего урока позволяет поддерживать использование мультимедийной презентации или других ТСО во 2 части урока и в конце его. В этот период времени для самостоятельной работы на уроке математики детям может быть предложено задание составить примеры по картине или решить задачу.
Правильное чередование различных средств обучения может предотвратить переутомление младших школьников. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой.
Для этой цели я использую динамические разминки, «музыкальные паузы», а также готовые обучающие мультфильмы.
В работе с родителями презентация удобна тем, что наглядное тезисное отображение устного выступления учителя в большей степени достигнет желаемых целей и задач конкретного собрания. Зрительное восприятие предлагаемых вопросов находит более живой отклик у собравшихся, а не просто безучастное прослушивание, скорее порождает обсуждение темы.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичным видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Современное программное обеспечение позволяет использовать как готовые программы (диски с программами), так и составленные, разработанные самим учителем. И для этого совсем необязательно быть программистом, достаточно владеть компьютером на уровне пользователя.
Я не призываю к тому, чтобы заменить на уроке компьютером учителя и доску. Я хочу, чтобы учителя взглянули на компьютер не как на врага, а как на помощника, способного сделать урок более наглядным и привлекательным, как с научной точки зрения, так и сточки зрения ребёнка.
Уроки с использованием ИКТ дают возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования,
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным, и ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Список литературы:
1. Агапова Р. Про три поколения компьютерных технологий обучения в школе / Р. Агапова // Информатика и образование. - 1994. - № 2. - С. 96-98.
2. Ананьева В.А. Искусство и музыка в компьютерном классе / В.А Ананьева // Информатика и образование. - 2003. - № 1. - С. 83-84.
3. Андреева И.М. Информационная культура как новая учебная дисциплина и новое направление культурологических исследований / И.М. Андреева, Ю.С. Зубов // Информатизация и проблемы гуманитарного образования: Международная научная конференция. Краснодар, Новороссийск, 14-15 сентября 1995: Тезисы доклады. - Краснодар, 1995. - С. 98-105.
4. Бабаева Ю.Д. Психологические последствия информатизации / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Вокунский // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19, № 1.
5. Буцин Е.С. Обучение младших школьников началам информатики / Е.С. Буцин. - М.: Наука, 1991. - 552 с.
6. Бочкин Е.С. Методика преподавания информатики: учебное пособие / Е.С. Бочкин. - М.: Высш. шк., 1998. - 431 с.: ил.
МОНИТОРИНГ И ТЕСТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ЖУРНАЛА В РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1 2 © Маршалова Е.А. , Подтуркин К.К., Корнев Д.К.
НИЯУ МИФИ, г. Москва
В докладе рассмотрены разработка, внедрение и развитие электронных средств контроля учебного процесса на примере отделения бас-
1 Старший преподаватель кафедры Физического воспитания.
2 Студент.