Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОДХОДА РАЗВИТИЯ СФП ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИМНАСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОДХОДА РАЗВИТИЯ СФП ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИМНАСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
СОРЕВНОВАНИЕ / ВЕДУЩИЕ ФАКТОРЫ / ГОТОВНОСТЬ / ОЦЕНКА / ИНФОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / КОНТРОЛЬ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эштаев С.А.

Мақолада гимнастикачиларнинг мусобақа фаолиятига тайёргарлигини тавсифловчи етакчи омилларга таъсир қилишнинг интеграл ёндашувидан фойдаланиш ва спортчиларнинг ҳаракат қобилиятларини ривожлантиришни босқичма босқич назорат қилиш учун энг информатив (ахборотли) кўрсаткичларни баҳолашга асосланган мусобақаларга самарали тайёргарликни ташкил этиш масалалари муҳокама қилинган.В статье рассматриваются вопросы организации эффективной подготовки к соревнованиям основанные на применении интегрального подхода для воздействия на ведущие факторы характеризующие готовность гимнастов к соревновательной деятельности и оценки наиболее информативных показателей для этапного контроля за развитием двигательных способностей спортсменов.The article deals with the organization of effective preparation for competitions based on the application of an integral approach to influence the leading factors characterizing the readiness of gymnasts for competitive activity and evaluation of the most informative indicators for stage by stage control of the development of motor abilities of athletes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОДХОДА РАЗВИТИЯ СФП ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИМНАСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ»

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

курсаткичларини доимий назорат килиб туриш учун асос булса, иккинчидан, натижаларни таккослаш ва доимий равишда натижаларни узгариш динамикасини тадлил килиш учун хизмат килади.

Огир атлетикачиларнинг куп йиллик тайёргарлик жараёнида илмий-назарий жидатдан ишлаб чикилган модель курсаткичлари мураббийлар учун тезкор ахбо-рот олиш имкониятини бериб, машгулот юкламалари-ни режалаштириш ва назорат килишда намуна булади.

Адабиётлар:

1. Олешко В.Г. Особенности временных и угловых характеристик техники тяжелоатлетов различной квалификации // Тяжелая атлетика: Ежегодник. - М.: ФиС, 1982. - С. 34-35.

2. Олешко В. Пуцов С. Проблемы нормирования интенсивности тренировочной работы спортсменок высокий квалификации в тяжелой атлетике / Наука в олимпийском спорте. 2007. - №1. - С. 32-38.

3. Олешко В. Еще раз о приложении усилий во время подъема штанги тяжелоатлетами разных весовых категорий / Нац. ун-т физ. воспитания и спорта Украины, - Киев, Олимп., 2008. - № 1-2. - С. 42-43.

4. Паков А.В., Аванесов В.С., Шевалдин А.В., Нижегородов В.А. Динамика параметров тренировочной нагрузки у тяжелоатлетов сборной команды СССР на этапе подготовки к Х Спартакиаде Народов СССР. Методическое письмо. - Ташкент, 1991. С. 3-14.

5. Прилепин А.С. Объем месячной нагрузки атлетов III и II разрядов при тренировке с отягощением 70% и предельного веса // Тяжелая атлетика: Ежегодник. - М.: ФиС, 1974. - С. 22-24.

6. Прилепин А.С. Количество подъёмов штанги 90% в тренировках тяжелоатлетов-разрядников 16-18 лет // Тяжелая атлетика: Ежегодник. - М.: ФиС, 1976. - С. 8-11.

7. Прикладов Я.В., Сивохин И.П., Скотников В.Ф., Хлыстов М.С. Биомеханический анализ техники соревновательных упражнений элитных тяжелоатлетов // Теоретико-методологический анализ качества современного профессионального образования в области туризма и спорта: сборник материалов международной студенческой научно-практической конференции (28 апреля 2015 года, КГПИ, Костанай) / Отв. ред. Бикташева Г.Ш. - Костанай: КГПИ, 2015. - С. 81-84.

тм

Информация для связи с автором:

eshtaev84@mail.ru

Доктор философии по педагогическим наукам (PhD), доцент С.А. ЭШТАЕВ1

Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, город Чирчик, Узбекистан

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОДХОДА РАЗВИТИЯ СФП ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ к СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИМНАСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация

Annotation

В статье рассматриваются вопросы организации эффективной подготовки к соревнованиям основанные на применении интегрального подхода для воздействия на ведущие факторы характеризующие готовность гимнастов к соревновательной деятельности и оценки наиболее информативных показателей для этапного контроля за развитием двигательных способностей спортсменов.

Ключевые слова: подготовка, соревнование, интегральный подход, ведущие факторы, готовность, оценка, информативные показатели, контроль, двигательные способности.

Маколада гимнастикачиларнинг мусобака фаолиятига тайёргарлигини тавсифловчи етакчи омилларга таъсир килишнинг интеграл ёндашувидан фойдаланиш ва спортчилар-нинг харакат кобилиятларини ривожлантиришни боскичма-боскич назорат килиш учун энг информатив (ахборотли) курсаткичларни бахолашга асосланган мусобакаларга самарали тайёргарликни ташкил этиш масалалари мух,окама килинган.

Калит сузлар: тайёргарлик, мусобаца, интеграл ёндашув, етакчи омиллар, тайёргарлик, бацолаш, информатив (ахборотли) курсаткичлар, назорат, царакат цобилиятлари.

The article deals with the organization of effective preparation for competitions based on the application of an integral approach to influence the leading factors characterizing the readiness of gymnasts for competitive activity and evaluation of the most informative indicators for stage-by-stage control of the development of motor abilities of athletes.

Key words: preparation, competition, integral approach, leading factors, readiness, assessment, informative indicators, control, motor abilities.

Актуальность. Соревновательную деятельность спортсменов правомерно рассматривать как специфическую форму интегрального проявления двигательной активности, а также выработанных в процессе тренировки навыков и мотивированного поведения, направленных на достижение максимально возможного индивидуального результата в условиях соревнований [4]. Соревновательная деятельность гимнастов высокой квалификации является сложной, многоуровневой системой, взаимосвязанной с окружающей действительностью и входящей в состав системы подготовки спортсменов. Это активная, открытая,

саморазвивающаяся и динамичная система, которая эффективно реализуется, прежде всего, в соответствии с диалектическими принципами целостности, иерархичности и развития. Определяющим фактором её построения и реализации у акробатов высшей квалификации является максимально возможный соревновательный результат [1, 3].

Ведущими факторами, характеризующими готовность гимнастов к соревновательной деятельности, являются:

физическая готовность: показатели «прыгучести», «равновесия», «силы», «специальной выносливости»;

14

www.fansports.uz

№8-2022

Спорт машFулотлари: техника, тактика, усулият Техника, тактика и методика спортивной тренировки

психическая готовность: показатели «психологической надежность», «ситуативной тревожность»;

функциональная готовность: показатели «ЧСС до и после нагрузки», «время двигательной реакции на свет и звук».

Оценка специальной физической готовности гимнастов высокой квалификации позволила перейти к определению возможности применения наиболее информативных показателей для этапного контроля за развитием двигательных способностей спортсменов в процессе непосредственной подготовки к соревнованиям [2].

Основной задачей данного педагогического эксперимента являлось выявление эффективных средств и методических подходов оценки и развития специальных физических качеств спортсменов высших разрядов в процессе непосредственной подготовки к соревнованиям. Эксперимент проводился в 2022 году на базе ФГУ г. Ташкента. В нем приняли участие 14 квалифицированных спортсменов, среди которых восемь МС и шесть МСМК. Длительность эксперимента составляла 28 недель.

По результатам предварительного тестирования были сформированы экспериментальная и контрольная группы (по семь человек в каждой), которые по значениям показателей СФП, психофункционального состояния и технической подготовленности статистически не отличались (табл. 1).

На первом этапе, продолжительностью 14 недель, была поставлена задача изучить эффективность применения средств СФП с преимущественным развитием «отстающих» качеств, необходимых гимнастам для реализации соревновательной программы.

Спортсменам экспериментальной группы предлагалась программа дифференцированного развития СФП, рассчитанная на две серии по две недели, которая включала в себя упражнения на развитие силовой, скоростно- силовой, координационной подготовленности и специальной выносливости.

Как показали результаты эксперимента, данный подход не позволил добиться существенных изменений в структуре специальной физической подготовленности. Так, из 11 показателей СФП в экспериментальной группе изменения произошли в трех: «подъем разгибом» (Тпр. = 63,7 %), показатель абсолютной силы (Тпр. = 5,4 %), «три переворота назад - сальто назад прогнувшись» (Тпр. = 85,0 %). В контрольной группе увеличение произошло только в тесте «три переворота назад - сальто назад прогнувшись» (Тпр. = 8,2 %).

По показателям, оценивающим психофункциональное состояние (табл. 1), достоверного прироста результатов не наблюдается в обеих группах. Анализ достоверности различий среднегрупповых показателей специальной физической подготовленности гимнастов между экспериментальной и контрольной группами через 14 недель позволяет выявить преимущества спортсменов экспериментальной группы только по одному показателю - «три переворота назад - сальто назад прогнувшись» (Тпр. = 44,0 %, Р < 0,05).

Однако эти изменения не привели к существенным различиям в подготовленности исследуемых групп, т.е. произошедшие изменения не дают оснований судить о значительном преимуществе экспериментальной группы

Таблица 1

Динамика показателей СФП и технического мастерства гимнастов высокой квалификации экспериментальной и контрольной групп

в течение основного педагогического эксперимента (Р < 0,05)

Показатели специальной физической и технической подготовленности Статистические характеристики Экспериментальная группа (п = 7) Контрольная группа (п = 7)

До эксперимента После 1 этапа Т пр. % Конец эксперимента Т пр. % До эксперимента После 1 этапа Т пр. % Конец эксперимента Т пр. %

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Силовая подготовленность

Абсолютная сила (кг) М 349,0 368,0 5,4 379,6 8,8 334,9 338,0 0,9 341,0 1,8

м 2,9 6,45 8,26 20,9 19,5 18,7

Относительная сила (кг) М 7,71 7,81 1,3 8,4 8,9 7,44 7,5 0,8 7,6 2,2

м 0,226 0,252 0,27 0,60 0,57 0,56

Скоростно-силовая подготовленность

Бег 20 м (с) М 3,44 3,36 2,4 3,20 7,5 3,44 3,41 0,9 3,27 5,2

м 0,078 0,075 0,034 0,09 0,08 0,07

Сгибание и разгибание туловища в тазобедренных суставах за 7 с (количество) М 7,28 7,6 4,4 М 15,4 6,43 6,7 4,2 6,9 7,3

м 0,389 0,34 0,27 0,20 0,18 0,14

Поднимание ног в висе на жерди до касания за головой за 7 с (количество) М 6,14 6,3 2,6 6,7 9,1 5,29 5,29 0 6,14 16,1

м 0,315 0,26 0,17 0,3 0,29 0,26

«Складки» за 7 с (количество) М 8,28 8,7 5,1 10,0 20,8 7,86 8,0 1,8 8,86 12,7

м 0,389 0,26 0,01 0,4 0,38 0,25

СМ

см о см 00

го га

О ю

с го

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

Координационная подготовленность

Минимальные прибавления в прыжках в длину с места в диапазоне 50-75 % (количество) М 11,6 12,7 9,5 14,8 27,6 9,34 10,0 6,0 12,0 27,3

м 0,93 0,98 0,75 0,90 0,76 0,72

Вращение головой с закрытыми глазами (с) М 25,8 29,7 15,1 36,4 41,1 19,69 21,7 10,2 27,14 37,8

м 3,5 4,7 1,77 1,91 1,8 1,80

Тест на сочетание и переключение движений (балл) М 6,14 7,3 18,9 м 43,3 5,71 6,0 5,1 6,3 10,3

м 0,793 0,42 0,31 0,6 0,49 0,42

Специальная выносливость

Три переворота назад - сальто назад прогнувшись (количество) М 2,0 17 85,0 13 115,0 1,86 2,57 38,2 3.42 83,9

м 0,62 0,1 0,39 0,46 0,43 0,31

Психофизиологические показатели

«Ошибка» СДР (количество) М 3,0 2,6 15,4 1,57 91,1 3,0 3,14 4,7 2,6 15,4

м 0,31 0,19 0,187 0,22 0,26 0,2

«Среднее латентное время реакции» (мс) М 498,0 488,7 1,9 487,8 2,09 497,1 494,7 0,5 494,3 0,6

м 43,1 71,06 40,79 46,8 45,8 45,9

«Среднее моторное время реакции» (мс) М 209,0 206,6 1,2 202,4 3,3 211,0 210,1 0,4 208,7 1,1

м 22,6 22,25 21,78 23,5 23,14 23,4

Количество реакций в теппинг-тесте (количество) М 65,6 68,0 3,7 73,7 12,3 64,6 65,6 1,5 67,29 4,2

м 2,27 2,3 1,98 2,04 1,74 1,23

«Среднее время реакции» (мс) М 151,0 146,8 2,9 135,7 11,3 152,9 152,4 0,3 149,1 2,5

м 4,4 4,29 3,2 4,04 3,84 2,6

над контрольной. На наш взгляд, это можно объяснить тем, что тренировки с преимущественной направленностью на развитие «отстающих» качеств спортсменов высших разрядов не приводят к быстрой перестройке и улучшению специальной работоспособности и специальной физической подготовленности гимнастов. По показателям технической подготовленности также не наблюдается достоверных различий между данными группами (Р > 0,05).

Проанализировав результаты первого этапа эксперимента, мы предположили, что гимнастические упражнения интегрального характера, выполняемые на гимнастических снарядах и объединенные в специальный комплекс, приведут к более значительным и эффективным результатам. Для изучения целесообразности применения разработанных комплексов и двигательных заданий интегрального развития специальных физических качеств был проведен второй этап педагогического эксперимента, длившийся 14 недель, с двумя условными подэтапами.

Основная задача первого подэтапа продолжительностью в шесть недель заключалась в повышении уровня развития силы и освоении упражнений СФП на гимнастических снарядах. Второй подэтап длился восемь недель. Были более широко представлены скоростно-силовые, прыжковые, беговые и гимнастические упражнения на снарядах. Предпочтение при выборе упражнений отдавалось тем, в которых возможна фиксация результата. Упражнения на гимнастических снарядах постепенно усложнялись.

Как показали полученные результаты, после второго этапа эксперимента наблюдаются более значительные темпы прироста показателей СФП гимнастов. Если на первом этапе наиболее высокие темпы прироста наблюдались преимущественно в показателях силовой подготовленности, специальной

выносливости, то после применения интегрального подхода совершенствования СФП было отмечено более равномерное увеличение темпов прироста.

Так, после первых 14 недель эксперимента темпы прироста в экспериментальной и контрольной группах в среднем составили 14,0 и 6,9 %. После последующих 14 недель педагогического эксперимента темпы прироста соответственно составили 31,7 и 17,8 %. В экспериментальной группе из 11 контрольных упражнений достоверное увеличение (Р < 0,05) произошло в девяти показателях. Наибольший прирост результатов наблюдался в тестах: «подъем разгибом» (Тпр. = 118,5 %), «три переворота назад - сальто назад прогнувшись» (Тпр. = 115,0 %). В контрольной группе достоверное увеличение произошло лишь в пяти из 11 тестов.

Результаты данной части эксперимента позволяют констатировать, что применение интегрального подхода развития СФП более благоприятно сказывается на повышении специальной физической работоспособности спортсменов, о чём свидетельствуют темпы прироста в тестах «ошибка ВСДР», «количество реакций» и «среднее время реакций» в теппинг-тесте.

Разработанная программа совершенствования СФП способствует повышению спортивного мастерства гимнастов и, как следствие, соревновательной оценки в исследуемых группах. Но если в контрольной группе она увеличилась в среднем на 1,1 %, то в экспериментальной средний прирост составил 2,6 % (Р < 0,05).

Вывод. Результаты данного педагогического эксперимента позволили подтвердить эффективность применения разработанной методики, основанной на интегральном развитии СФП акробатов высокой квалификации в процессе подготовки к соревнованиям. Кроме того, они показали, что средства

16

www.fansports.uz

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№8-2022

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

оценки готовности к выполнению соревновательных действий гимнастов высокой квалификации могут основываться на тестах, отражающих интегральное воздействие на спортсмена и должны носить комплексный характер, т.е. предпочтительно оценивать в единстве физическую, техническую, психическую и функциональную стороны подготовленности гимнаста. При этом существенных темпов прироста развития специальных физических качеств можно добиться за восемь недель до начала соревнований. Причём чем выше квалификация акробатов, тем более специализированными должны быть средства контроля и тренировки.

Таким образом, готовность к выполнению соревновательной программы, как элемент системы соревновательной деятельности гимнастов, правомерно применять в технологии управления данной деятельностью в процессе подготовки и её реализации.

При этом необходимо основываться на принципах соответствия структур подготовленности и соревновательной деятельности, оптимальности и индивидуализации посредством модельных характеристик и комплексного подхода.

Литература:

1. Айрапетянц Л.Р. Педагогические основы планирования и контроля соревновательной и тренировочной деятельности в спортивных играх: Автореф. дис... д-ра пед. наук. - М., 1992. - 42 с.

2. Акилов М. В. Анализ соревновательной деятельности спортсменов с позиций психолого-педагогической деятельности // Методологические аспекты теории спорта: Сб. науч. статей. - Алма-Ата, 1992. - С. 31-85.

3. Аркаев Л.Я. Интегральная подготовка гимнастов (на примере сборной команды страны): Автореф. дис...канд. пед. наук в виде научного доклада. - СПб., 1994.-43 с.

4. Безродная Н.С., Пилюк H.H. Взаимосвязь показателей готовности и результатов соревновательной деятельности акробатов высокой квалификации // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Труды НИИ проблем физической культуры и спорта КубГАФК. - Т. 2. - Краснодар, 1999. С. 69-74.

Муаллиф билан богланиш учун:

sobirovalaylo@gmail.com

Педагогика фанлари буйича фалсафа доктори (PhD) доцент в.б. Л.Б. СОБИРОВА1

Узбекистан давлат жисмоний тарбия ва спорт университети Чирчик шахри, Узбекистон

ГОЛБОЛ МАШГУЛОТЛАРИНИ ТАШКИЛ ЭТИШ ВА УТКАЗИШДА САМАРАЛИ ТЕХНИК ВА ТАКТИК ХДРАКАТЛАРДАН ФОЙДАЛАНИШ УСЛУБИЯТИ

Annotation

Аннотация

В статье представлены результаты педагогического эксперимента по определению показателей технико-тактической подготовки слабовидящих людей с использованием специальных движений, выполняемых с мячом, в спортивной тренировке с голболом, и данные по их обсуждению.

Ключевые слова: голбол, тренировка, подготовка, броски мяча в ворота, слабовидящие, адаптация, люди с ограниченным возможностями, тренировка, техника-тактика, методика.

Маколада голбол спорт машгулотларида туп билан бажариладиган махсус харакатларни куллаш оркали куриш кобилиятида нуксони бор шахсларни техник-тактик тайёргарлик курсат-кичларини аниклаш буйича амалга оширилган тажриба натижалари ва уларнинг мухокамаси буйича маълумотлар келтирилган.

Калит сузлар: голбол, тайёргарлик, дарвозага туп отиш, заиф курувчи, адаптив, жисмоний имконияти чекланган, машгулот, техник-тактик, услубият.

The article presents the results of a pedagogical experiment to determine the indicators of technical and tactical training of visually impaired people using special movements performed with a ball in sports training with a goalball, and data on their discussion.

Key words: goalball, training, preparation, throwing the ball into the goal, visually impaired, adaptation, people with disabilities, training, technique-tactics, methodology.

Долзарблиги. Жахонда голбол спорт турини техник-тактик жихатларини таджик килиш, спорт-чиларнинг жисмоний, психологик ва функционал курсаткичларини яхшилаш буйича куплаб илмий тадкикот ишлари олиб борилмокда. Адаптив жисмоний тарбия ва спорт сохасида йигилган куп йиллик назарий ва амалий тажрибалар асосида голбол тупи-ни дарвозага аник отиш ва бажариш самарадорлиги-ни машгулотларда куллашга асосланган мажмуавий усуллар хамда уларни назорат килиш имкониятлари амалиётга тадбик этилмокда. Куп сонли илмий тадкикотларда голбол машгулот жараёнининг турли боскичлари учун машгулот режасига мувофик воси-та ва усулларни ишлаб чикиш, харакат фаоллигини ошириш, диккат ва харакат реакциясини яхшилаш

масалалари кенг урганилганлигига карамасдан куп йиллик тайёргарлик тизимида голболчилар-ни техник-тактик харакатларини ривожлантириш механизмлари етарлича очиб берилмаган, айнан шу холат мазкур тадкикотларнинг долзарблигини белгилаб беради.

Тадкикот максади голбол машгулотларини ташкил этиш ва утказишда туп билан бажариладиган харакатларни куллаш оркали куриш кобилияти-да нуксони бор шахслар техник-тактик тайёргарлик курсаткичларини аниклашдан иборат.

Тадкикот вазифалари:

Голбол машгулотларида кулланиладиган техник харакат ва тактик усулларни аниклаш ва куллаш;

- шугулланувчиларни техник-тактик тайёргар-

см см о см оо

го га t

0 Q. W

1

с го

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.