Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИТУАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИТУАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / СИТУАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УГРОЗА / ОПАСНОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Грищенко Леонид Леонидович, Данилов Виктор Васильевич

В статье речь идет об основах функционирования ситуационных центров в системе государственного и муниципального управления при реализации современной концепции ситуационного управления. Основным аргументом необходимости внедрения ситуационного управления в деятельность органов государственной власти авторы видят в расширении возможных угроз, экстремальных ситуаций и конфликтов. При этом, по мнению авторов, при создании ситуационного управления на базе ситуационных центров в системе государственного и муниципального управления, потребуется решить ряд организационных вопросов, основные из которых освещаются в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Грищенко Леонид Леонидович, Данилов Виктор Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF SITUATION CENTER TOOLS TO PROVIDE SITUATIONAL MANAGEMENT

The article deals with the basics of the functioning of situational centers in the system of state and municipal administration in the implementation of the modern concept of situational management. The authors see the main argument for the need to introduce situational management into the activities of public authorities in the expansion of possible threats, extreme situations and conflicts. At the same time, according to the authors, when creating situational management on the basis of situational centers in the system of state and municipal administration, it will be necessary to solve a number of organizational issues, the main of which are covered in the article.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИТУАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_166 УДК 323.283

ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИТУАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ Application of situation center tools to provide situational management

ГРИЩЕНКО Леонид Леонидович,

доктор юридических наук, профессор,

профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях ЦКШУ, Академия управления МВД России.

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: VVG_59@mail.ru;

ДАНИЛОВ Виктор Васильевич,

магистрант, Академия управления МВД России.

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8.

E-mail: VVG_59@mail.ru;

GRISHCHENKO L. L.,

Professor of the Department of management of internal Affairs bodies in special conditions, doctor of law, Professor, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 125171, Russia, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. E-mail: VVG_59@mail.ru;

DANILOV V.V.,

Master's student Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 125171, Russia, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. E-mail: VVG_59@mail.ru

Краткая аннотация: в статье речь идет об основах функционирования ситуационных центров в системе государственного и муниципального управления при реализации современной концепции ситуационного управления. Основным аргументом необходимости внедрения ситуационного управления в деятельность органов государственной власти авторы видят в расширении возможных угроз, экстремальных ситуаций и конфликтов. При этом, по мнению авторов, при создании ситуационного управления на базе ситуационных центров в системе государственного и муниципального управления, потребуется решить ряд организационных вопросов, основные из которых освещаются в статье.

Abstract: the article deals with the basics of the functioning of situational centers in the system of state and municipal administration in the implementation of the modern concept of situational management. The authors see the main argument for the need to introduce situational management into the activities of public authorities in the expansion of possible threats, extreme situations and conflicts. At the same time, according to the authors, when creating situational management on the basis of situational centers in the system of state and municipal administration, it will be necessary to solve a number of organizational issues, the main of which are covered in the article.

Ключевые слова: Ситуационный центр, ситуационное управление, угроза, опасность, экстремальная ситуация, конфликт.

Keywords: Situation center, situation management, threat, danger, extreme situation, conflict.

Для цитирования: Грищенко Л.Л., Данилов В.В. Применение инструментария ситуационных центров для обеспечения ситуационного управления //Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 166-169. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_166.

For citation: Grishchenko L.L., Danilov V. V. Application of situation center tools to provide situational management // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 166-169. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_166.

Статья поступила в редакцию: 26.06.2023

Современное ситуационное управление есть оперативное управление, которое осуществляется в дополнение к стратегическому и перспективному управлению посредствам заблаговременного моделирования различных ситуаций и выработке по результатам их анализа управленческих решений на действия органов государственной власти и местного самоуправления по обстановки. В настоящее время основным инструментарием ситуационного управления выступают ситуационные центры, создаваемые в государственных органах управления и органах управления на местах1.

К настоящему времени теория ситуационного управления, не отрицая основ различных концепций из предыдущих школ управления и, более того, опираясь на их достижения, стремится интегрировать современные цифровые технологии и возможности искусственного интеллекта в процессы развития управления. Как показывает практика, основным элементом при данном подходе является опора на потенциалы создаваемых и функционирующих распределенных ситуационных центров2.

В отдельной статье нет возможности рассмотреть весь спектр проблем и задач, реализуемых с использованием потенциала ситуационного управления. Сегодня наибольшее развитие потенциал ситуационного управления востребован при возникновении, так называемых, кризисных ситуаций.

1 Ревин СМ. Функциональные мини ситуационные центры в системе сетей ситуационных центров организаций с иерархической системой управления: монография / Ревин СМ. - Текст : непосредственный // Москва: ГУ ВВ МВД России, 2014. С.231.

2 Правовое обеспечение управления: учебник / отв. ред. И.В.Лобанова. - Текст : непосредственный. М.: ООО «КноРус». - 2019. - 442с.

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

1. Создание цифрового двойника управляемой системы. Осуществляется подробное формализованное описание управляемой системы и процессов ее функционирования. Результаты описания, помещенные в базы данных системы ситуационных центров в системе государственного и муниципального управления, составляют основу цифрового двойник управляемой системы. В общем случае цифровой двойник может содержать организационную, технологическую, топологическую, физико-географическую, социально-политическую и другие модели управляемой системы. При этом, в каждой из моделей составляющей цифровой двойник кроме формальных параметров, характеризуемых значением или диапазоном показателей, должны содержаться модели основных, вспомогательных, обеспечивающих и управленческих процессов.

2. Разработка перечня возможных ситуаций в управляемой системе. С привлечением экспертов, обладающих необходимыми компетенциями, составляется перечень возможных ситуаций, в которых может оказаться управляемая система государственного и муниципального управления. Для генерации возможных ситуаций наряду с широко применяемыми методами (например, метод построения деревьев отказов) могут использоваться морфологические модели (например, модель типа морфологический ящик), имитационное моделирование с использованием генетических алгоритмов и другие виды математического аппарата, систем моделирования.

3. Разработка системы идентификации ситуаций. Для каждой ситуации утверждается перечень информационных признаков, комбинация значений которых идентифицирует ее с той или иной вероятностью в применяемой в управляющей системе технологии распознавания образов.

4. Настройка системы мониторинга. Для эффективного функционирования системы ситуационного управления ее информационно-технологическая инфраструктура должна обеспечивать своевременную сенсорику в локациях происходящих событий, устойчивую передачу в органы управления информации, содержащие информационные признаки для идентификации ситуаций, прием, документирование и обработку поступающей информации в режиме реального времени, отображение информации на стационарных и мобильных экранах индивидуального и коллективного использования в виде, наиболее удобном для быстрого и безошибочного восприятия. Этот комплекс задач решается развертыванием и настройкой аппаратуры и программного обеспечения инфраструктуры системы управления.

5. Настройка системы эскалации информации для принятия решений. На этапе описания возможных ситуаций в управляемой системе для каждой описанной ситуации определяется уровень управления, уполномоченный и имеющий необходимые компетенции для принятия управленческого решения. Для реализации такого механизма при идентификации ситуации должен быть сформирован массив данных в виде, например, карточки ситуации, описывающий формальные признаки ситуации и содержащий текстовые, графические, аудио, видео и другие файлы, ссылки на базы данных и другие первичные блоки информации в объеме необходимым и достаточном для принятия решения. Такие карточки поступают в орган управления, принимающий решения по данной ситуации в автоматическом режиме, или обеспечивается дистанционный доступ к ним и текущей первичной информации (например, к видеокамерам) в режиме реального времени. Карточки ситуации кроме информации для принятия решения должны содержать данные документирования, необходимые для последующего расследования инцидентов.

6. Создание базы знаний по предметной области и баз данных шаблонов и прецедентов. Имея перечень возможных ситуаций, необходимо заблаговременно в рабочем порядке разработать проекты вариантов решений и комплекты организационно-распорядительных документов для управления силами и средствами реагирования в ситуациях подобного типа. Эти комплекты должны содержать ссылки на базы данных прецедентов, которые содержат информацию об обстановке и причинах возникновения нештатной ситуации, имевшей место ранее, описание анализ и оценку целесообразности принимавшихся решений, ошибок и положительных кейсов в ходе разрешения ситуации. База данных шаблонов и прецедентов должна регулярно использоваться и совершенствоваться в ходе плановых штабных тренировок и деловых игр. При возникновении реальных ситуаций данные об условиях ее возникновения, динамике параметров управляемой системы до и во время развития ситуации, данные документирования действий лиц принимающих решения и объективная информация в виде документов, карт, схем, фото, видео и других форматов данных должны сохраняться в базе данных шаблонов и прецедентов для последующего анализа и использования в процессах управления. Базы данных шаблонов и прецедентов создаются в органах управления на всех уровнях государственного управления.

7. Настройка инфраструктуры выработки решения в не предполагавшихся ранее ситуациях. В результате приведенной выше множественной неопределенности процессов в управляемой системе в любой момент времени может возникнуть ситуация, которую предположить заранее было невозможно или она еще не отработана для базы данных шаблонов и прецедентов. В этом случае необходим эффективный механизм выработки оригинального решения в режиме реального времени. Для принятия обоснованного решения лицо, принимающее его обычно заслушивает предложения руководителей функциональных (структурных) подразделений, при необходимости, организует работу групп экспертов по ситуации. Инфраструктура этой работы состоит в заблаговременной разработке форм и требований к содержанию стандартных докладов функциональных руководителей, а именно: выводы из уяснения задачи, выводы из оценки обстановки, предложения в решение по «своей» функциональной подсистеме, справку о наличии, состоянии и расположении в пространстве сил, средств и ресурсов привлекаемых для реагирования на ситуацию. Формы должны иметь унифицированную структуру и однозначно восприниматься как на бумажном носителе, так и в интерфейсе автоматизированных информационных систем. Соответствующие формы разрабатываются и для аналитического аппарата лиц принимающих решение. Например: шаблон расчета времени на доведение обстановки, сбор и анализ предложений.

8. Организация работы экспертов. В общем случае для различных ситуаций требуется участие различных групп экспертов. В системе ситуационного управления для выработки экспертных рекомендаций лицу, принимающему решение, необходимо создать базу данных экспертов. При внесении эксперта в базу необходимо указать его прямые и косвенные компетенции, целесообразность его привлечения для разработки решений по прогнозируемым ситуациям, возможность его привлечения к работе лично или в удаленном режиме, допуски к конфиденциальной информации и другие данные, позволяющие автоматизировать формирование, оповещение и сбор групп экспертов исходя из проблем складывающейся обстанов-

ки. Работа экспертов может организовываться в неформальном режиме или с использованием различных методов коллективной работы: мозговой штурм, метод семи шляп, метод анализа иерархий, метод квалиметрии и др. Каждый из экспертов может привлекаться в несколько проблемно-тематических групп. Для слаживания тематических групп необходимо регулярно привлекать экспертов к тренировкам и учениям в системе управления, проводить семинары, сборы и другие мероприятия в рамках заблаговременной разработки решений по предполагаемым ситуациям.

9. Разработка и реализация регламентов перевода ситуационных центров в системе государственного и муниципального управления в режим принятия решения по ситуации. Для каждой ситуации должна быть разработана схема занятия рабочих мест сотрудниками органов управления, привлекаемыми экспертами и представителями взаимодействующих органов. Информация о предназначении каждого рабочего места должна индицироваться на локальных экранах и на системном полиэкране центра. Организуется доступ к необходимым информационным системам и к автоматическим рабочим местам их структурных подразделений. Коммутируются каналы связи и телекоммуникаций в них «поднимаются необходимые сервисы и услуги (например видеоконференцсвязь с оперативной группой на месте событий). Для каждой ситуации на все необходимые экраны отображается типовой порядок работы органа управления включающий порядок и последовательность докладов и сообщений, расчет времени на проведение мероприятий, состав и организация дежурства оперативных групп и т.п.1

Настроенная таким образом на ситуационном центре в системе государственного и муниципального управления система предполагает следующий порядок функционирования:

В режиме повседневной деятельности.

Дежурные смены осуществляют непрерывный мониторинг состояния и динамики управляемой системы. Анализируют и документируют поступающую информацию. Осуществляют идентификацию текущей ситуации. Ситуация «Штатное функционирование с допустимыми регулируемыми отклонениями параметров» должна быть включена в перечень ситуаций. Силами дежурных смен осуществляется поддержание в актуальном состоянии баз данных цифрового двойника управляемой системы. Реализуется техническая поддержка и консультация пользователей комплексов и систем. Администраторы информационных и телекоммуникационных систем в плановом порядке выполняют регламенты их технического обслуживания. Одной из наиболее ответственных процедур режима повседневной деятельности ситуационных центров в системе государственного и муниципального управления является прием-сдача дежурства дежурными сменами. В рамках этой процедуры осуществляется передача от старой смены информации о состоянии управляемой системы, о ходе выполнения незавершенных старой сменой работ и выполнения поручений. Должностные лица новой смены должны зарегистрироваться в информационных системах и получить необходимые полномочия по доступу к информационным системам и информационным ресурсам2.

В режиме повседневной деятельности могут проводится плановые регламентные тренировки дежурных смен, тренировки в сетях связи и телекоммуникаций, тренировки в системе информационной безопасности.

В режиме осложнения обстановки, не содержащей признаков особых условий, осуществляет оповещение руководителей и взаимодействующих органов по соответствующему ситуации списку. Ситуационный центр в системе государственного и муниципального управления переводится в режим отработки возникшей ситуации. С этой целью осуществляется поиск в базе данных шаблонов и прецедентов пакета вариантов решений, комплектов шаблонов организационно-распорядительных документов и осуществление доступа к ним аккаунтов рабочих мест, задействуемых в данной ситуации. Организуется документирование информации циркулирующей в сетях связи, операции пользователей автоматических рабочих мест. Организуется документирование аудио и видео информация из помещений ситуационных центров в системе государственного и муниципального управления. В данном режиме, как правило, осуществляется управление дежурными силами и средствами реагирования на ситуацию в объеме полномочий соответствующего дежурного лица, принимающего решение, и подготовка информационных справок и докладов по результатам действий в адреса, предусмотренные описанием ситуации.

В режиме «особые условия» управление реагированием в зависимости от масштаба угроз и опасностей может осуществляться по различным сценариям. Характерными являются два случая. В первом случае управление осуществляет орган управления, а территории которого имеет место особое условие. Во втором случае управление осуществляет вышестоящее должностное лицо. При втором варианте рассматриваемый центр управления выступает в составе органа управления управляемой системы и в данной работе это вариант не рассматривается.

Особые условия могут сложиться внезапно. При этом управляемая система переходит в режим особых условий непосредственно из режима повседневной деятельности. Возможен вариант поэтапного осложнения остановки от режима повседневной деятельности через режим осложнения обстановки к режиму особые условия. Особенности процессов эскалации ситуации и передачи управления в иерархических системах управления может быть темой отдельного исследования и в данной работе не рассматривается3.

При переходе из режима повседневной деятельности к режиму особые условия кроме мероприятий режима осложнения обстановки осуществляются следующие действия.

1 Грищенко Л.Л., Ревин С.М., Еоротков Ю.В. «Умные» технологии при обеспечении безопасности в «умном городе». Муниципальная академия.2020.№2.С.186-191.

2 Латфуллин Г.Р. Диалектика взаимосвязи управления и самоуправления / Вестник университета (ГУУ), 2019, №4.

3 Грищенко Л.Л., Княжев В.Б. Война как коммерческий проект. М.: ООО «РУСАЙНС». 2023. 184с.

1. Осуществляется идентификация ситуации и, в соответствии с планами реагирования на нее производится оповещение

должностных лиц и экспертов по спискам, разработанным при описании ситуации. При этом, данные об обстановке по открытым сетям могут сообщаться в виде условных кодов. Если создавшаяся ситуация ранее не прогнозировалась и заблаговременно разработанных решений для нее нет, приводится в действие алгоритм выработки оригинального решения с привлечением необходимых экспертов.

2. По характеру и содержанию информации, предполагаемой к обработке на ситуационном центре в системе государственного и муниципального управления в соответствии со складывающейся обстановкой, определяется режим работы органа управления и его отдельных помещений: «секретно», «конфиденциально» (ДСП) или «не секретно».

3. Аппаратура ситуационного центра в системе государственного и муниципального управления переключается в установленный режим. Часть каналов связи физически отключается, включаются средства технической защиты информации, изменяется порядок доступа к информационным системам и информационным ресурсам.

4. Устанавливается круглосуточный режим работы на ситуационном центре в системе государственного и муниципального управления.

5. На рабочее место руководителя на ситуационном центре и рабочих местах его помощников подключается аппаратура связи и телекоммуникаций с функциональными возможностями не ниже тех, которые имеются на их постоянных рабочих местах с учетом ограничений установленного режима секретности.

6. Развертываются рабочие места представителей взаимодействующих органов. Осуществляется коммутация их информационно-телекоммуникационных связей с соответствующими взаимодействующими органами управления и их ситуационными центрами (при наличии).

7. На ситуационный центр прибывают дополнительные сотрудники из различных структур государственного и муниципального управления. Проводится их инструктаж и организуется посменное круглосуточное дежурство. Организуются места отдыха и определяется порядок организации питания и других бытовых вопросов. В состав ситуационного центра в системе государственного и муниципального управления включаются транспортные средства, оснащенные средствами оперативной связи и мобильного доступа к информационным ресурсам ситуационного центра.

8. При необходимости формируется и оснащается всем необходимым оперативная группа на выезд к месту происходящих событий.

9. На экраны индивидуальных и групповых АРМ, а также на системный полиэкран коллективного пользования выводится информация состояния и динамики управляемой системы, организуется регламентированный доступ различных АРМ к документам прецедентов и шаблонов решений и организационно-распорядительных документов из базы данных шаблонов и прецедентов ситуационного центра.

При проведении периодических тренировок и учений на ситуационном центре обеспечивается непрерывность его основных управляющих процессов. В ход подготовки и проведения учений выделяется персонал, не принимающий участия в действиях по учению и обеспечивающий непрерывность мониторинга обстановки и своевременного и качественного выполнения всех регламентов режима повседневной деятельности. Если в ходе учений или тренировок возникает ситуация из числа относящихся к особой, то тренировки и учения прекращаются и ситуационный центр переводится в соответствующий режим функционирования.

Таким образом, сущность ситуационного управления с использованием ситуационных центров в системе государственного и муниципального управления состоит в использовании для принятия решений в ситуациях, идентифицированных системой мониторинга заблаговременно разработанных вариантов решений и пакетов организационно-распорядительных документов.

Библиогра фия:

1. Грищенко Л.Л., Ревин С.М., Еоротков Ю.В. «Умные» технологии при обеспечении безопасности в «умном городе». Муниципальная академия. 2020. № 2. С.

186-191.

2. Грищенко Л.Л., Княжев В.Б. Война как коммерческий проект. М.: ООО «РУСАЙНС». 2023. 184с.

3. Латфуллин Г.Р. Диалектика взаимосвязи управления и самоуправления / Вестник университета (ГУУ), 2019, №4.

4. Правовое обеспечение управления: учебник / отв. ред. И.В.Лобанова. - Текст: непосредственный. М.: ООО «КноРус». - 2019. - 442с.

5. Ревин СМ. Функциональные мини ситуационные центры в системе сетей ситуационных центров организа-ций с иерархической системой управления: монография / Ревин СМ. - Текст : непосредственный // Москва: ГУ ВВ МВД России, 2014. С.231.

References:

1. Grishchenko L.L., Revin S.M., Yerotkov Yu.V. "Smart" technologies in ensuring security in the "smart city". Municipal Academy. 2020. No. 2. pp. 186-191.

2. Grishchenko L.L., Knyazev V.B. War as a commercial project. Moscow: RUSAINS LLC. 2023. 184s.

3. Latfullin G.R. Dialectics of the relationship between management and self-government / Bulletin of the University (GUU), 2019, No.4.

4. Legal support of management: textbook / ed. by I.V.Lobanov. - Text: direct. M.: LLC "KnoRus". - 2019. - 442s.

5. Revin SEE. Functional mini situational centers in the system of networks of situational centers of organizations with a hierarchical management system: monograph / Revin SEE - Text : direct // Moscow: GU VV of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2014. p.231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.