ВИКТОР БОРИСОВИЧ КНЯЖЕВ,
начальник центра командно-штабных учений, доктор юридических наук, кандидат военных наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
E-mail: [email protected]
ЛЕОНИД ЛЕОНИДОВИЧ ГРИЩЕНКО,
профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений, доктор юридических наук, профессор Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
E-mail: [email protected] КОНСТАНТИН АНАТОЛЬЕВИЧ ЕГОРОВ,
старший преподаватель-методист центра командно-штабных учений Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность.
УДК 351.74
Дата поступления: 15 марта 2021 г.
Дата принятия статьи в печать: 10 июня 2021 г.
VIKTOR BORISOVICH KNYAZHEV,
Doctor of Law, Candidate of Military Sciences, Associate Professor,
Head of the Center for Command Staff Trainings
Management Academy of the Ministry
of the Interior of Russia
Russian Federation, 125171, Moscow,
Zoi and Alexander Kosmodemyanskikh St., 8
E-mail: [email protected]
LEONID LEONIDOVICH GRISHCHENKO,
Doctor of Law, Professor,
Professor at the Department of Management
of Bodies and Units of the Internal Affairs
in Special Conditions of the Center
for Command Staff Trainings
Management Academy of the Ministry
of the Interior of Russia
Russian Federation, 125171, Moscow,
Zoi and Alexander Kosmodemyanskikh St., 8
E-mail: [email protected]
KONSTANTIN ANATOL'EVICH EGOROV,
Senior Lecturer-Methodist at the Center for Command Staff Trainings Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi and Alexander Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]
Scientific Speciality: 12.00.11 - Judicial Activities, Prosecutorial Activities, Human Rights and Law Enforcement.
О перспективных направлениях совершенствования ситуационного управления в органах внутренних дел
About Perspective Directions of Improvement of Situational Management in Internal Affairs Bodies
Аннотация
Актуальность: для реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 г. № 648 «О формировании системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия», а также повышения эффективности управлен-
Annotation
The relevance of the study: to implement the Decree of the President of the Russian Federation of July 25, 2013 № 648 «On the formation of a system of distributed situation centers operating under the Unified Rules of interaction», as well as to improve the efficiency of management activi-
76
ческой деятельности в системе МВД России в настоящее время на основе ведомственных приказов от 22 мая 2018 г. № 318 «О Ситуационном центре Министерства внутренних дел Российской Федерации» и от 16 ноября 2018 г. № 775 «Об утверждении Положения о Ситуационном центре Министерства внутренних дел Российской Федерации и Регламента работы Ситуационного центра Министерства внутренних дел Российской Федерации» активно осуществляется работа по развитию и совершенствованию системы ситуационного управления. При этом приоритетным направлением в этой работе является повышение эффективности информационно-аналитического обеспечения органов управления МВД России с целью приближения их работы к современным требованиям. В связи с этим исследование проблематики ситуационного управления становится объективно востребованным и актуальным для органов внутренних дел.
Постановка проблемы: ситуационное управление в органах внутренних дел базируется на том материале, который был разработан еще при формировании основ оперативного и стратегического управления, и не учитывает современных, а также перспективных целей деятельности органов внутренних дел. В связи с этим необходимы дальнейшие научные изыскания по совершенствованию как технического оснащения ситуационных центров, так и их информационно-аналитического обеспечения.
Цель исследования: на основе изучения фактического материала и анализа современных тенденций в управлении выявить, обобщить и систематизировать имеющиеся данные о состоянии информационно-аналитического обеспечения ситуационных центров МВД России, а также определить перспективные направления развития ситуационного управления в органах внутренних дел.
Методы исследования: исторический, анализ, диалектика, сравнительно-правовой, системный подход и конкретно-социологический.
Результаты и ключевые выводы: развитие ситуационного управления органов внутренних дел может быть обеспечено посредством совершенствования правовых основ при внедрении и применении перспективных средств автоматизации с использованием цифровых технологий в ходе планирования, а также в процессе реализации основных задач, возложенных на МВД России.
Ключевые слова: развитие; ситуационное управление; органы внутренних дел; право; внедрение; применение; цифровые технологии.
ties in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the present time on the basis of departmental orders of May 22, 2018 No. 318 «On the Situation Center of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» and of November 16, 2018. No. 775 «On approval of the Regulations on the Situation Center of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Regulations of the Situation Center of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» actively works on the development and improvement of the situation management system. At the same time, the priority direction in this work is to increase the efficiency of information and analytical support for the management bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in order to bring their work closer to modern requirements. In this regard, the study of the problems of situational management becomes objectively relevant and relevant for the internal affairs bodies.
The problem statement: situational management in the internal affairs bodies is based on the material that was developed during the formation of the basics of operational and strategic management, and does not take into account the current and future goals of the activities of the internal affairs bodies. In this regard, further scientific research is needed to improve both the technical equipment of the situation centers and their information and analytical support.
The purpose of the study: based on the study of factual material and analysis of current trends in management, to identify, summarize and systematize the available data on the state of information and analytical support of the situation centers of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as to identify promising areas for the development of situation management in the internal affairs bodies.
The research methods: historical, analysis, dialectics, comparative-legal, systematic approach, and concrete-sociological.
The results and key conclusions: the development of situational management of internal affairs bodies can be ensured by improving the legal framework for the introduction and application of advanced automation tools using digital technologies in the planning process, as well as in the implementation of the main tasks assigned to the Ministry of Internal Affairs of Russia
Keywords: development; situational management; internal affairs bodies; law; implementation; application; digital technologies.
В настоящее время в структурах государственного управления, в научно-исследовательских институтах, на предприятиях промышленности и информационных агентствах существенное развитие получили ситуационные центры, где реализуется концепция ситуационного управления.
Как известно, основными направлениями повышения эффективности управления силами и средствами органов внутренних дел (далее — ОВД) с использованием потенциала ситуационных центров являются:
— разработка и активное внедрение в управленческую практику унифицированных программно-технических разработок, в которых реализуются процессы оперативного сбора, обработки, хранения и представления требуемой информации в реальном масштабе времени;
— автоматизация целостного процесса в ходе стратегического целеполагания, мониторинга с последующим экспертным анализом хода достижения целей планирования; выработка и представление рекомендаций;
— переход на автоматизацию текущего управления, которая включает процесс выработки решений, формирования алгоритмов действий, планирования и осуществление контроля за ходом выполнения мероприятий;
— интеграция ведомственных ситуационных центров и ситуационных центров коммерческих организаций в единую систему, а также обеспечение их организации и информационного взаимодействия;
— разработка, отладка и внедрение соответствующих сервисов для повышения уровня автоматизации мониторинга оперативной обстановки, стратегического планирования, экспертного анализа, выработки и контроля выполнения принятых решений;
— обеспечение надежного уровня безопасности информационно-коммуникационной инфраструктуры обеспечения ситуационных центров, которая предусматривает возможность конфиденциальной обработки, хранения и обмена информацией.
В настоящее временя в России функционируют более двухсот ситуационных центров, которые, как правило, служат нуждам государственного управления. Достаточно продуктивно работают ситуационные центы в федеральных округах и субъектах Российской Федерации, в крупных государственных корпорациях, таких как Газпром, Росатом, Роснефть [7, с. 237—238].
Созданы и осуществляют деятельность ситуационные центры Министерства Обороны, ФСБ, МЧС, Росгвардии, ФСО России. В то же время следует отметить, что МВД России, хотя и имеет достаточно неплохую технологическую базу, в целом же не является сегодня флагманом
в реализации задач ситуационного управления. При этом если рассматривать историю развития ситуационного управления в нашей стране, то именно в МВД России зарождались основы для масштабного использования ситуационных принципов в управлении.
Достаточно вспомнить для того времени прорывной проект «Безопасный город», который в начале XXI в. был реализован МВД России. При этом данный проект в основном был направлен на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в больших населенных пунктах. Разработанная и отчасти реализованная МВД России комплексная модель автоматизированной информационно-аналитической системы включала три составляющих: видеонаблюдения; мобильной связи граждан со службами безопасности и позиционирования мобильных нарядов полиции [3, с. 40]. Внедренный частично в отдельных городах проект не получил дальнейшего развития в силу ограниченности средств и отсутствия технической поддержки по внедрению новых технологий.
Необходимо признать, что современные технологические возможности новых и перспективных средств автоматизации позволяют существенно расширить горизонты при развитии ситуационного управления силами и средствами МВД России. Данное утверждение является не просто нашим пожеланием, оно должно быть реализовано как по форме, так и по содержанию.
Созданный на основании Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 г. № 648 «О формировании системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия» в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации новый ситуационный центр должен стать генератором развития ситуационного управ -ления всеми имеющимися в структуре силами и средствами при выполнении задач, стоящих перед МВД России. Ведомственную правовую базу, которая регламентирует деятельность Ситуационного центра МВД России, составляют следующие нормативные правовые акты: приказы МВД России от 22 мая 2018 г. № 318 «О Ситуационном центре Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 16 ноября 2018 г. № 775 «Об утверждении Положения о Ситуационном центре Министерства внутренних дел Российской Федерации и Регламента работы Ситуационного центра Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Основой для развития ситуационного управления с использованием потенциала Ситуационного центра МВД России должна стать Концепция научно-технической полити-
78
ки МВД России до 2030 года (далее — Концепция), которая подготовлена и защищена коллективом автором Академии управления МВД России на научно-техническом совете МВД России в 2020 г.
В отдельной статье нет необходимости раскрывать все содержание данной Концепции. В то же время, выделяя сущностное содержание цели Концепции, а именно: повышение эффективности в деятельности МВД России при обеспечении защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействии преступности, охране общественного порядка и собственности, обеспечении общественной безопасности, а также при предоставлении государственных услуг на основе использования достижений науки и техники, следует обратить внимание на завершающую ее часть. В частности, внедрение достижений науки и техники, цифровизация системы управления, автоматизация процессов являются ключевым условием прорыва в области повышения эффективности деятельности МВД России в ближайшей перспективе.
Следует обратить внимание на задачи, содержащиеся в Концепции и касающиеся развития инфраструктуры, разработки и внедрения научно-технической продукции. Именно вопросы ситуационного управления с применением новых цифровых технологий в настоящее время становятся ключевыми в теории и практике оперативно-служебной деятельности ОВД. Первостепенной задачей в связи с этим становится формирование готовности сотрудников ОВД к применению новых цифровых технологий.
При этом необходимо еще раз внимательно рассмотреть сущность ситуационного управления с учетом развития и применения новых цифровых технологий, которые все больше входят в повседневную жизнь людей, в том числе и сотрудников ОВД.
Ситуационное управление состоит из двух основных составляющих: «ситуационное» и «управление». Обратимся к понятийному аппарату предметной области. И если понятие «управление» достаточно полно и всесторонне изложено в различных словарях и научной литературе, то сущность и содержание «ситуационное» до сих пор является вопросом для полемики.
В настоящее время в научной литературе мы можем найти достаточно большое количество словосочетаний с понятием «ситуационное»: ситуационное планирование, ситуационное обучение, ситуационное моделирование, ситуационное развитие и т. д. Какое же значение вкладывается в понятие «ситуационное», относящееся к управлению? В экономическом
словаре мы находим следующее определение ситуационному управлению: от лат вНиайо — положение, т. е. оперативное управление, которое осуществляется в дополнение к стратегическому и перспективному управлению [8]. Оно заключается в принятии руководителем управленческих решений при возникновении проблем и в соответствии со складывающейся ситуацией [3, с. 28]. В словаре терминов чрезвычайных ситуаций дается следующее определение: ситуационное управление — это деятельность органов управления, при которой решения и управляющие воздействия субъекта управления основываются на точном анализе различных вариантов при принятии решения с учетом состояния объекта управления, различных просчитанных вариантов действий и составленного прогноза от принятых решений [12, с.1].
Для теории и практики ситуационного управления в ОВД в большей степени приемлемо второе определение. Сущность ситуационного управления в нем раскрывается не только через сбор, создание, автоматический анализ ситуации, но и посредством просчета возможных вариантов развития событий, что является весьма важным составляющим в деятельности полиции при охране общественного порядка, общественной безопасности и борьбе с преступностью.
Как показывает практика, современные подходы к прогнозированию и планированию деятельности территориальных органов МВД России, как правило, основываются на эмпирическом методе, при котором имеет место подготовка к уже имевшим место опасностям и угрозам. При этом объективно исключить весь современный и будущий спектр опасностей и угроз не представляется возможным. Более того, есть угрозы, с которыми ранее человечество не сталкивалось или которые существенно отличаются по содержанию с имевшими место ранее. В связи с этим вполне могут возникать угрозы, о наличии которых органы управления при планировании не подозревали. Достаточно убедительно о таковых угрозах пишет Н. Н. Та-леб в своей книге «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» [14, с. 125—530]. К примеру, события в г. Буденновске 14 июня 1995 г., г. Москве на Дубровке 23 октября 2002 г., г. Бес-лане 1 сентября 2004 г. [11, с. 1] по форме хотя и представляют собой террористические акты, но их содержание не имеет аналогов ни в отечественной, ни в мировой практике.
Не менее угрожающими и непредсказуемыми в последнее время становятся чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. К примеру, ледяные дожди, аварии на атомных объектах, техногенные катастрофы на предприятиях химической промышленности и т. д. Еще
большую растерянность у человечества вызвали эпидемии птичьего, свиного гриппа, SARS, атипичной пневмонии. В 2020 г. в Китае началась эпидемия новой коронавирусной инфекции COVID-19, которая стремительно распространилась по всему миру. Ни эффективных лекарств, ни вакцин, ни специалистов в данной области, ни достаточного количества инфекционных больниц на начало пандемии не было, что потребовало принятия экстренных неординарных мер по защите населения от новой болезни и существенно повлияло на правоохранительную деятельность полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
С учетом вышеизложенного следует высказать предположение о бесконечном множестве различного рода возможных угроз и опасностей, которые могут возникнуть и в условиях ликвидации последствий. В своих работах мы определили это множество как «угрозный универсум» [23, с. 4], суть которого заключается в том, что в настоящее время в мире существует бесконечное множество угроз. При этом о большей части этих угроз человечество даже не подозревает. Объективно, часть бесконечного — это тоже бесконечность. Следовательно, и количество различного рода угроз в различных областях также бесконечно. Из бесконечного множества угроз в любое время может найтись угроза, которая проявится в любой момент времени. И далее, как следствие, возможный ущерб от ранее неизвестной угрозы может быть любой величины [15, с. 10—18].
В связи с этим ситуационное управление, являясь оперативным, стратегическим и перспективным управлением, должно обеспечивать управляющее воздействие субъекта управления на объект управления на основе анализа вариантов возможных решений, прорабатываемых в автоматическом режиме заблаговременно, либо по мере поступления оперативной информации. Основу для подготовки решений должны составлять: расширенная база данных; текущая информация об объекте и предмете управления; особенности конкретных обстоятельств; совокупность внешних и внутренних факторов (причин, воздействий, последствий); условия функционирования сил и средств; результаты заблаговременного моделирования обстановки и т. д.
В данной статье мы не ставили перед собой цель рассмотреть весь спектр, входящий в содержание реализации данных задач. По нашему мнению, следует обратить внимание на отдельные перспективные, прорывные направления, среди которых мы выделяем развитие на новых технологиях, упомянутого ранее, проекта «Безопасный город».
Как известно, современная политика в России при развитии городов активно использует принцип комфортности. При этом социализация жилого пространства городов не в полной мере отвечает как интересам отдельного человека, населения города и государства в целом, так и основам обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Сегодня развитие городов в России, с одной стороны, происходит на фоне увеличения городского населения, что предполагает усиление борьбы за городское пространство, с другой — целый ряд городов, в основном малых, становятся городами-призраками. В крупных городах полезного пространства для жителей требуется все больше и больше, а полезные площади ограничиваются физически и административно [13, с. 23-25].
Необходимо отметить, что особенностью современного жилищного строительства в городах является увеличение его скорости строительства, при частичном обновлении инфраструктуры, ремонта дорожного покрытия и обеспечения поддержания в рабочем состоянии уже имеющихся коммунальных сетей. При этом вопросы обеспечения безопасности граждан, как правило, носят характер, регулирующий сферу защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций локального характера (например, пожар в здании, обрушение отдельной конструкции и т. д.) [1, с. 5]. Но даже и в этих вопросах основная составляющая остается за рамками долгосрочного прогнозирования опасностей и угроз, которые могут возникнуть в любое время и существенно нарушить общественный порядок.
Не претендуя на полную и всестороннюю исследовательскую парадигму в области деятельности МВД России в вопросах охраны общественного порядка и общественной безопасности, следует вернуться к вопросу о совершенствовании структуры и содержания ситуационного управления как инструментария развития оперативно-служебной деятельности ОВД в настоящее время и в перспективе.
При этом современные подходы к внедрению ситуационного управления в деятельность МВД России не могут быть признаны исчерпывающе эффективными, что предполагает их постоянное совершенствование. В настоящее время значительную по объему информацию правоохранительные структуры получают от федеральных и муниципальных органов исполнительной власти. В качестве примера можно привести информацию о состоянии безопасности природной и техногенной среды (приказ МЧС России от 8 июля 2004 г. № 329) или об оценке аварийности на опасных производственных объектах (приказ Ростехнад-
80
зора от 19 августа 2011 г. № 480). Немаловажное значение имеет оценка террористических угроз, осуществляемая уполномоченными органами на основе Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» и «Положения о Национальном антитеррористическом комитете». Актуальной в 2020—2021 гг. стала оценка сложной эпидемиологической ситуации как в целом в мире, так и в России, а также в ее отдельных регионах (решение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Министерства здравоохранения Российской Федерации; Рекомендации единого штаба по борьбе с коро-навирусом и региональных штабов в части, непосредственно касающейся общественной безопасности, общественного порядка и карантинных мер).
Но это все является информационной составляющей деятельности ситуационных центров, которая очень важна и востребована. Однако ситуационное управление — это не только и не столько работа с массивами данных. Прежде всего необходим процесс предвидения, упреждения и обеспечения руководства реальными рабочими решениями по различным ситуациям. В связи с этим основу развития ситуационного управления в МВД России должны составить его перевод на комплексную технологическую платформу при активном внедрении технологий искусственного интеллекта, а также прогнозирование опасностей и угроз с использованием так называемых «цифровых двойников» (далее — ЦД).
Историю «двойников» различных объектов можно найти в далеком прошлом. Так, на заре своего развития человек пытался изобразить различные модели предметов, которые ранее создавались его воображением. Таким образом, все виды проектирования — это и есть зачатки современных ЦД.
В новейшей истории идея ЦД была связана с развитием цифровых технологий производства, в процессе которых аналоговые или физические ресурсы заменялись информационными или цифровыми. Производственные предприятия следовали за тенденциями и пытались определить, каким образом цифровые решения могут помочь им при извлечении выгоды.
Однако на протяжении длительного времени техническая оснащенность и компьютерные возможности не позволяли отображать физические объекты и проходившие в них процессы в реальном масштабе времени. И только на рубеже XXI в. с развитием Интернета и компьютерного моделирования появилась возможность создавать цифровую версию любого физического объекта: книги, завода, здания или даже це-
лого города с его инфраструктурой. Это привело к созданию ЦД, что позволило передовым компаниям объединять операционные процессы и информационные технологии.
Фундаментально ЦД можно определить как постоянно развивающийся цифровой профиль, в котором содержатся исторические и наиболее актуальные современные данные о состоянии физического объекта или происходящих в нем процессах. Это позволяет существенно и в реальном масштабе времени оптимизировать эффективность планируемых и осуществляемых проектов. Данное положение основано на том, что в ЦД сосредотачивается огромный объем данных, полученных в процессе измерений целого ряда различных показателей об объекте в реальном мире. Сбор, изучение и анализ полученных данных позволяет иметь достаточно объемную информацию о системе.
В современном мире нередко ЦД создаются для моделирования объектов, что связанно с промышленным производством, например, для моделирования процессов обеспечения безопасности объектов ядерно-энергетического комплекса [9, с.12—24].
Современная система ЦД позволяет осуществлять сбор данных об объекте не только для изучения в реальном масштабе времени, но также для использования их в дальнейшем при разработке более эффективных проектов, принятии оптимального управленческого решения, обеспечении необходимой информацией взаимодействующих органов и обучения сотрудников в виртуальной реальности, а также подготовки их к перспективной служебной деятельности.
Но все это касается локальных либо сравнительно небольших объектов. Если речь заходит о масштабных проектах, таких как город, исполнители сталкиваются со значительными трудностями, прежде всего с огромными объемами информации. Тем не менее в современном мире идея создания ЦД города уже существует.
В понимании ученых и практиков ЦД города должен являться прототипом реального города, на базе которого можно было бы анализировать не только жизненные циклы города, но и его реакцию на возможные изменения и внешние воздействия. При точном отображении реального города в цифровой реальности система должна позволять получать и в автоматическом режиме обрабатывать информацию, которая может поступать с различного рода измерительных устройств, датчиков, камер, систем мониторинга, счетчиков ресурсов и т. д.
В международной практике имеют место попытки создания двойников городов. Например, г. Джайпур — один из городов, администрация которого вместо создания карты города заказала
и приобрела у фирмы Google «цифрового близнеца». Особенность данной модели заключается в возможности автоматического сбора данных при помощи систем LiDAR, ориентированных на высокоточную навигацию и трехмерную съемку внутри помещений, в которых недоступны возможности системы ГЛОНАСС и GPS.
Масштабным по территории является проект цифрового острова-города Сингапур. Совместно с компанией Dassault правительство Сингапура осуществило объединение разнородных моделей и систем, выполненных на различных платформах. Копия функционирует благодаря IoT, который работает на сети SigFox, покрывающей 95 % площади острова.
В России лидером цифровизации городов является Москва. Как показывает практика в ближайшие годы Москве предстоит пройти сложный путь повсеместного внедрения инновационных технологий, чему поможет создание цифровой копии города: качество предоставляемых ЖКХ-услуг; экономное расходование ресурсов; безопасность жителей в различных условиях и т. д. И это не отдаленные фантазии, а реальность современности и ближайшего будущего [16, с. 1].
Данные технологии не могут оставаться в стороне при развитии ситуационного управления в ОВД и других правоохранительных органов. В данном случае принятие управленческих решений может осуществляться как по мере возникновения проблемных ситуаций, так и в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой, а также при прогнозировании угроз и опасностей.
Концептуально основу ситуационного управления в данном случае можно охарактеризовать следующими положениями:
1. Не может существовать какого-либо универсального управленческого решения по создавшейся ситуации. Возникающие проблемные вопросы требуют комплексного подхода к их разрешению, что может быть осуществлено с использованием моделей объекта еще на этапе угрозы возникновения чрезвычайной ситуации.
2. Вероятностные ситуационные факторы, которые могут быть получены посредством использования потенциала искусственного интеллекта на цифровом двойнике, учитываются в структурах, стратегиях и процессах, что обеспечивает достижение эффективности при принятии решений.
3. Результаты реализации управленческих решений могут существенно отличаться от первоначальных планов, что потребует постоянного анализа быстро изменяющейся обстановки и проведения уточнения ранее принятого решения, а это может быть достигнуто только с использованием потенциала ситуационных центров.
4. Каждая управленческая проблема может быть рассмотрена исключительно в связи с другими проблемами. При принятии решения и его реализации в отношении какой-либо опасности необходимо рассматривать влияние данного решения на весь процесс общественных отношений, которые могут существенно меняться под воздействием угрозы. Осуществляя управленческие действия, следует исходить из того, в какой ситуации и при какой опасности они принимаются. Анализ этого процесса, подготовка необходимых оперативных данных не может быть осуществлена без потенциала ситуационного управления.
5. Управление есть искусство руководителя своевременно и правильно оценить ситуацию и выбрать оптимально эффективные методы воздействия, которые наилучшим образом будут отвечать возникшей ситуации. Данное положение может быть успешно реализовано только при наличии мощного технического потенциала, который обеспечивает заблаговременный прогноз и анализ возможного развития ситуации.
Исходя из вышеизложенного, следует прежде всего понять суть разработки, внедрения и использования непосредственно ситуационных моделей при осуществлении управления с использованием потенциала ЦД. В мировой и отечественной практике для этих целей неплохо зарекомендовали себя геоинформационные системы. Современные геоинформационные системы позволяют, как правило, реализо-вывать достаточно сложные модели с применением инструментария и аппарата отображения.
Такой подход характерен и может быть оправдан для моделирования процессов, которые протекают на больших территориях, в условиях, когда работает «Закон больших чисел» [4, с. 27-34] и оправдано на практике применение вероятностных характеристик при реализации результатов моделирования. К наиболее характерным особенностям моделей данного класса может быть отнесено использование электронных цифровых карт (схем) объектов и местности. В практике МЧС России положительно зарекомендовали себя, например, модели распространения лесных пожаров [5].
Однако такой подход не всегда применим к моделированию специальных операций, проводимых территориальными органами МВД России. Например, задержание террористов при попытке проникновения на охраняемый объект. Данные действия разворачиваются на сравнительно ограниченной территории, что существенно затрудняет применение даже крупномасштабных карт (схем) местности. Для моделирования действий в подобных условиях и отработки вопросов взаимодействия является более эффективным использование трехмерных
82
цифровых моделей зданий, сооружений и местности в целом.
Необходимо признать, что в исследуемых условиях неправомерно и малоэффективно применение вероятностных методов при расчетах. Более того, создание достаточно чувствительных моделей подобных действий потребует учета вероятностной по оценке значительного количества индивидуальных (слабо прогнозируемых) параметров моделирования, что существенно затрудняет подготовку требуемых исходных данных и, как правило, предполагает введение дополнительных параметров, которые являются достаточно трудоемкими и ресурсоемкими. Например, для осуществления моделирования по действию групп захвата террористов, находящихся в здании, необходимы данные о среднем времени взлома дверей различных инженерных конструкций при помощи имеющихся средств; времени преодоления препятствий и т. д. Невозможно в таких моделях не учитывать и значение «человеческого фактора», а также практически неформализуемую компоненту, которая определяет порядок действий, а именно интуицию, специфику подготовки и опыт.
Для моделирования указанной деятельности, по мнению авторов, наиболее приемлема гибридная модель, сочетающая в себе компоненты логико-вероятностного, имитационного и человеко-машинного моделирования [10, с. 23—29]. Кроме того, практические тренировки на ряде объектов и в жилых комплексах объективно затруднены, а часто и невозможны. Выход из создавшегося положения видится в использовании программного комплекса ситуационного (имитационного) моделирования функционирования систем защиты на базе ЦД [6, с. 3—12], основу которой будет составлять интегрированная база данных. Структурно комплекс может содержать в себе ряд модулей: ситуационного моделирования; разработки моделей оборудования и технических средств; разработки и визуализации регламентов действий в ситуациях; создания моделей людей и техники; создания архитектурно-строительной части моделей; трехмерной интерактивной визуализации; планирования экспериментов; сбора и обработки статистики; сетевого взаимодействия и т. д.
Список литературы:
1. Ворожихин В. В. Определение экономической безопасности для управления инновационным развитием страны. Москва, 2018. № 1.
2. Грищенко Л. Л., Ревин С. М, Коротаев Ю. В. К вопросу об «умной» безопасности для бизнеса. Москва, 2020. № 3.
В процессе тренировок областью использования комплекса ЦД будут являться:
— оценка эффективности имеющейся в наличии системы защиты промышленного объекта;
— сравнительный анализ по вариантам структуры и алгоритмов при функционировании защиты в процессе проектирования;
— оценка уровня эффективности осуществляемых мер при возникновении чрезвычайных ситуаций;
— изыскание новых тактических приемов в действиях ОВД (иных взаимодействующих органов и войск) при различных вариантах угроз;
— обучение должностных лиц органов управления МВД России, нарядов полиции, отработка в правовых формах практических действий по ситуациям, принимаемым в ходе учений, тренингов и штабных тренировок.
Разработанная имитационная модель на ЦД дает возможность в кратчайшие сроки осуществить ситуационное моделирование угроз и опасностей, а также ответных мер ОВД в указанных обстоятельствах. Преимуществом предлагаемого варианта имитационной модели будет являться то, что в нем не только моделируются, но и анимируются чрезвычайные обстоятельства и ситуации. Достаточно эффективной в данной модели является ее многовариантность при отработке ситуаций, что позволяет органам управления не только получать результат в конкретной обстановке, но и отыскивать наиболее приемлемое решение, внося коррективы в действия своих сил.
В настоящее время для ситуационного управления важнейшим условием являются наличие и применение взаимоувязанной системы для получения информационного контента, который будет формироваться из целого ряда источников, таких как ситуационные центры МВД России на региональном уровне; создаваемые постоянные и временные пункты управления группировками МВД России при выполнении ими оперативных задач; ситуационные центры взаимодействующих структур и органов (ФСВНГ, МЧС, Министерства обороны, здравоохранения, транспорта, ФСИН, Росстата, Росгидромета и т. д.); средства массовой информации; сеть Интернет и др.
References:
1.
2.
Vorozhihin V. V. Opredelenie ekonomicheskoj bezopasnosti dlya upravleniya innovacionnym razvitiem strany. Moskva, 2018. № 1. Grishchenko L. L, Revin S. M, Korotaev Yu. V. K voprosu ob «umnoj» bezopasnosti dlya bizne-sa. Moskva, 2020. № 3.
3. Грищенко Л. Л., Корабельникова Ю. Л. Совре- 3
менные вызовы и опасности для жителеи городов // Градостроительная безопасность. 2020. № 2.
4. Математика случая. Вероятность и статистика — основные факты: учебное пособие. Москва, 2004.
5. Наставление по организации деятельности центров управления в кризисных ситуациях МЧС России 2012 г. // Официальный сайт МЧС России. URL: http://www.mchs. gov.ru/ powers/ncuks (дата обращения: 21.01. 2021).
6. Официальный сайт ЗАО «Итерация». URL: http://iteration.su/ products.html (дата обращения: 22.01.2021).
7. Правовое обеспечение управления: учебник для подготовки магистров / под общ. ред. И. В. Лобанова. Москва, 2019.
8. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. Москва, 2019.
9. Ревин С. М. Системно-конфигурационный метод проектирования ситуационных центров в системе комплексной безопасности: монография. Москва, 2012.
10. Ревин С. М, Грачев Д. Д. Возможности технологий виртуального реальномасштабного имитационного моделирования антитеррористических операций: сборник материалов 2-й Международной научно-практической конференции «Мировое сообщество в борьбе с терроризмом». Москва, 2017.
11. Самые крупные теракты в России. Досье ТАСС. URL: https://tass.ru/proisshestviya/659987 (дата обращения: 20.01.2021).
12. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ emergency (дата обращения: 20.01.2021).
13. Таболин В. В. Правовая теория современного российского города: монография. 2-е изд., перераб. и доп. Москва, 2019.
14. Талеб Н. Н. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Москва, 2019.
15. Трошин Д. В. Структура информационной модели и рисков экономической безопасности Российской Федерации. Москва, 2019. № 2.
16. «Цифровой двойник» города: что это и зачем он нужен Москве. URL: https://vc.ru/ mgts/62336-cifrovoy-dvoynik-goroda (дата обращения: 20.01.2021).
Grishchenko L. L, Korabel'nikova Yu. L. Sovre-mennye vyzovy i opasnosti dlya zhitelej goro-dov // Gradostroitel'naya bezopasnost'. 2020. № 2.
4. Matematika sluchaya. Veroyatnost' i statisti-ka — osnovnye fakty: uchebnoe posobie. Moskva, 2004.
5. Nastavlenie po organizacii deyatel'nosti cen-trov upravleniya v krizisnyh situaciyah MCHS Rossii 2012 g. // Oficial'nyj sajt MCHS Rossii. URL: http://www.mchs. gov.ru/ powers/ncuks (data obrashcheniya: 21.01. 2021).
6. Oficial'nyj sajt ZAO «Iteraciya». URL: http:// iteration.su/ products.html (data obrashcheni-ya: 22.01.2021).
7. Pravovoe obespechenie upravleniya: uchebnik dlya podgotovki magistrov / pod obshch. red. I. V. Lobanova. Moskva, 2019.
8. Rajzberg B. A, Lozovskij L. Sh, Starodubce-va E. B. Sovremennyj ekonomicheskij slovar'. 2-e izd., ispr. Moskva, 2019.
9. Revin S. M. Sistemno-konfiguracionnyj metod proektirovaniya situacionnyh centrov v sisteme kompleksnoj bezopasnosti: monografiya. Moskva, 2012.
10. Revin S. M, Grachev D. D. Vozmozhnosti tekh-nologij virtual'nogo real'nomasshtabnogo imi-tacionnogo modelirovaniya antiterroristicheskih operacij: sbornik materialov 2-j Mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii «Mi-rovoe soobshchestvo v bor'be s terrorizmom». Moskva, 2017.
11. Samye krupnye terakty v Rossii. Dos'e TASS. URL: https: //tass.ru/proisshestviya/659987 (data obrashcheniya: 20.01.2021).
12. Slovari i enciklopedii na Akademike. URL: htt-ps: //dic. academic. ru/dic. nsf/emergency (data obrashcheniya: 20.01.2021).
13. Tabolin V. V. Pravovaya teoriya sovremenno-go rossijskogo goroda: monografiya. 2-e izd., pererab. i dop. Moskva, 2019.
14. Taleb N. N. «CHernyj lebed'. Pod znakom nep-redskazuemosti». Moskva, 2019.
15. Troshin D. V. Struktura informacionnoj modeli i riskov ekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. Moskva, 2019. № 2.
16. «Cifrovoj dvojnik» goroda: chto eto i zachem on nuzhen Moskve. URL: https://vc.ru/ mgts/62336-cifrovoy-dvoynik-goroda (data obrashcheniya: 20.01.2021).
Для цитирования:
For citation:
Княжев Виктор Борисович, Грищенко Леонид Леонидович, Егоров Константин Анатольевич. О перспективных направлениях совершенствования ситуационного управления в органах внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 2 (58). С. 75-83.
Knyazhev Viktor Borisovich, Grishchenko Leonid Leonidovich, Egorov Konstantin Anatol'evich. About perspective directions of improvement of situational management in Internal Affairs bodies // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 2 (58). P. 75-83.