Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ СИТУАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ'

К ВОПРОСУ СИТУАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / СИТУАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УГРОЗА / ОПАСНОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грищенко Леонид Леонидович, Горох Дмитрий Иванович

В статье речь идет об основах функционирования ситуационных центров при реализации современной концепции ситуационного управления на государственном и муниципальном уровнях. Основным аргументом необходимости внедрения ситуационного управления в деятельность органов государственной власти авторы видят в расширении возможных угроз, экстремальных ситуаций и конфликтов, которые они определяет, как «угрозный универсум». При этом, по мнению авторов, при создании ситуационного управления на базе ситуационных центров, потребуется решить ряд организационных и правовых вопросов, основные из которых освещаются в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Грищенко Леонид Леонидович, Горох Дмитрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF SITUATIONAL MANAGEMENT IN CRISIS SITUATIONS

The article deals with the basics of the functioning of situational centers in the implementation of the modern concept of situational management at the state and municipal levels. The main argument for the need to introduce situational management in the activities of public authorities, the authors see in the expansion of possible threats, extreme situations and conflicts, which they define as a "threat universe". At the same time, according to the authors, when creating a situation management based on situation centers, it will be necessary to solve a number of organizational and legal issues, the main of which are covered in the article.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ СИТУАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ»

Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

DOI 10.47643/1815-1337_2021_9_245 УДК 351.741

К ВОПРОСУ СИТУАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ On the issue of situational management in crisis situations

ГРИЩЕНКО Леонид Леонидович,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях ЦКШУ, Академия управления МВД России.

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: VVG_59@mail.ru;

ГОРОХ Дмитрий Иванович,

магистрант Академии управления МВД России.

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8.

E-mail: Ovd1976@mail.ru

GRISHCHENKO L. L.,

Professor of the Department of management of internal Affairs bodies in special conditions, doctor of law, Professor, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 125171, Russia, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. E-mail: VVG_59@mail.ru;

GOROKH D. I.,

Master 's Student Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 125171, Russia, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. E-mail: Ovd1976@mail.ru

Краткая аннотация: в статье речь идет об основах функционирования ситуационных центров при реализации современной концепции ситуационного управления на государственном и муниципальном уровнях. Основным аргументом необходимости внедрения ситуационного управления в деятельность органов государственной власти авторы видят в расширении возможных угроз, экстремальных ситуаций и конфликтов, которые они определяет, как «угрозный универсум». При этом, по мнению авторов, при создании ситуационного управления на базе ситуационных центров, потребуется решить ряд организационных и правовых вопросов, основные из которых освещаются в статье.

Abstract: The article deals with the basics of the functioning of situational centers in the implementation of the modern concept of situational management at the state and municipal levels. The main argument for the need to introduce situational management in the activities of public authorities, the authors see in the expansion of possible threats, extreme situations and conflicts, which they define as a 'threat universe". At the same time, according to the authors, when creating a situation management based on situation centers, it will be necessary to solve a number of organizational and legal issues, the main of which are covered in the article.

Ключевые слова: Ситуационный центр, ситуационное управление, угроза, опасность, экстремальная ситуация, конфликт.

Keywords: Situation center, situation management, threat, danger, extreme situation, conflict.

Дата направления статьи в редакцию: 11.07.2021

Дата публикации: 30.09.2021

Как известно, ситуационное управление есть оперативное управление, которое осуществляется в дополнение к стратегическому и перспективному управлению посредствам заблаговременного моделирования различных ситуаций и выработке по результатам их анализа управленческих решений на действия органов государственной власти и местного самоуправления по обстановки. В настоящее время основным инструментарием ситуационного управления выступают ситуационные центры, создаваемые в государственных органах управления и органах управления на местах [1].

Как показывает исторический анализ, первые упоминания о создании и функционировании ситуационных центров относятся к концу ХХ века. Одним из нормативных документов по регулированию ситуационного управления в нашей стране стало Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 апреля 1996 года №171 «О Ситуационном центре Президента Российской Федерации». Дальнейшее развитие по внедрению в практику ситуационного управления на государственном уровне стал Указ Президента Российской Федерации № 648 от 25 июля 2013 г. «О формировании системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия». Создание системы распределенных ситуационных центров в субъектах Российской Федерации, в министерствах и ключевых отраслях, стало основой при создании в России единого информационного пространства в управлении, что в последующем обеспечило возможность качественно реагировать на вызовы и угрозы начала ХХ! века.

К настоящему времени теория ситуационного управления, не отрицая основ различных концепций из предыдущих школ управления и, более того, опираясь на их достижения, стремится интегрировать современные цифровые технологии и возможности искусственного интеллекта в процессы развития управления. Как показывает практика, основным элементом при данном подходе является опора на потенциалы создаваемых и функционирующих распределенных ситуационных центров, применение в управлении которых, можно свести к следующему:

1. В практике управления не существуют универсальные подходы по предупреждению, пресечению и ликвидации различного рода угроз и опасностей, что вызывает необходимость предусматривать многовариантные пути решения проблемных ситуаций, использовать различные технические средства и правовую базу.

2. Реализуемые на практике управленческие решения по аналогичным ситуациям, как правило, существенно отличаться друг от друга, что предполагает их постоянное уточнение, либо принятия нового решения по сложившейся ситуации.

3. Ситуационное управление — это искусство руководителя правильно и своевременно оценить обстановку и опираясь на современный технический и интеллектуальный потенциал выбрать наиболее эффективное решение для возникшей проблемы.

4. В практике ситуационного управления достаточно быстро можно выбрать варианты по оптимизации, либо, управляемой организации применительно к сложившейся ситуации, либо ситуации, которую можно было бы изменить под структуру и состав организации.

5. Любые управленческие решения по конкретной обстановки не могут рассматриваться автономно без тесной связи с внешней средой и другими управленческими задачами. В этой связи при принятии управленческого решения в отношении какой -либо ситуации необходимо анализировать степень его влияние на другие объекты управления, что требует анализа значительных по объему информационных данных [2].

В отдельной статье нет возможности рассмотреть весь спектр проблем и задач, реализуемых с использованием потенциала ситуационного управления. Сегодня наибольшее развитие потенциал ситуационного управления востребован при возникновении, так называемых, кризисных ситуаций.

Наше исследование мы проводили в границах Дальневосточного региона России, в котором наряду с общими для населения страны угрозами имеют место специфические опасности, как природного, так и техногенного характера. Защита населения региона от современных и возможных угроз и является основой решений, которые требует от органов управления региона оперативности, самостоятельности и опору на свои силы и средства.

Кроме того, как показывает опыт человечества, в том числе и современный, тот перечень угроз и опасностей, который в настоящее время известен миру является далеко не исчерпывающим. В этой связи представляет научный интерес исследования Н.Н. Талеба, результаты которых он изложил в своей книге «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» [3]. Например, неожиданным и угрожающим для человечества в ХХ1 веке стали экстремальные ситуации, связанные до настоящего времени неизвестными эпидемиями (атипичная пневмония (SARS) 2002-2004 гг., птичий и свиной грипп (H1N1 и H5N1) 2003-2014гг., Вирус Эбола 20013-2015гг., коронавирус 2019-nCoV 2019-2021гг.) [4]. Достаточно пугающими выглядят прогнозы ученых по изменению климата на планете и его влияние на чрезвычайные ситуации. Становится понятным озабоченность Президента Российской Федерации В.В.Путина высказанная им на саммите по вопросам климата 22 апреля 2021 года. В частности, он сказал: «Наша сегодняшняя дискуссия показывает, насколько глубоко мы все разделяем озабоченность, связанную с изменением климата, и насколько мы заинтересованы в активизации международных усилий по решению этой проблемы. От успеха этих усилий во многом зависит судьба всей нашей планеты, перспективы развития каждой страны, благополучие и качество жизни людей» [5].

Проведенный анализ дает основание утверждать, что в современном мире для человека имеет место бесконечное множество различного рода угроз и опасностей. В своих работах мы назвали данное положение «угрозным универсумом». Исходя из сущностной характеристики «угрозного универсума» была сформулирована аксиома: «В настоящее время и в перспективе в мире имеет место бесконечное множество угроз». Но как известно, часть бесконечного, тоже бесконечность. В этой связи из бесконечного множества существующих и потенциальных угроз и опасностей в любой момент времени и в любой точки пространства может появится угроза, которой ранее не было. При этом, негативные последствия от данной новой угрозы могут иметь любую величину и непредвиденные последствия [6]. В этой связи можно утверждать, что абсолютной (полной) безопасности при любой деятельности человека нет. Есть средства минимизации угроз и опасностей, среди которых не последнее место занимает своевременный прогноз ситуаций и качественное принятие управленческого решения органами государственной власти и местного самоуправления по сложившейся обстановки.

Вышеприведенные аргументы, как мы полагаем, требует развития в подходах к процессу управления в возможных экстремальных ситуациях и, как показывает практика, это возможно только с использованием современных цифровых технологий, потенциала искусственного интеллекта, что в полой степени реализуется на базе ситуационного управления с использованием ситуационных центров.

Для развития по данному направлению управленческой деятельности целесообразно понять правовую природу современного ситуационного управления, которое осуществляется на базе ситуационных центров. Анализ свидетельствует, что правовые установления в исследуемой области достаточно сильно разнесена по отдельным нормативно-правовым документам, к основным из которых можно отнести: Указы Президента Российской Федерации: «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», «О формировании системы распределительных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия», «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации» и т.д.; Постановления Правительства Российской Федерации: «О государственной автоматизированной информационной системе «Управление», «Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» и т.д. [7] При этом, дальнейшее развитие системы ситуационного управления требует не просто совершенствования отдельных нормативных актов, а создание целостной системы правового обеспечения работы органов государственной власти и местного самоуправления на данной платформе.

В организационном плане внедрение систем ситуационного управления потребует существенной модификации всей системы работы

органов государственной власти. Этот процесс объективен и неизбежен в условиях совершенствования как сетевых структур, так и присущего им «сетевого мышления». Практика свидетельствует, что возможности сетевых структур по адаптивности, надежности, быстродействию и эффективности существенно выше иерархических. Данное положение всецело относится и к территориальной распределенной системе ситуационного управления. Из чего можно сделать вывод о том, что за сетевыми системами, состоящими из ситуационных центров будущее в развитии технологий и методов ситуационного управления.

Библиогра фия:

1. Ревин СМ. Функциональные мини ситуационные центры в системе сетей ситуационных центров организаций с иерархической системой управления: монография / Ревин СМ. - Текст : непосредственный // Москва: ГУ ВВ МВД России, 2014. С.231.

2. Правовое обеспечение управления: учебник / отв. ред. И.В.Лобанова. - Текст : непосредственный. Москва : ООО «КноРус». - 2019. - 442с. - ISBN 987-5-

406-0698Э-7.

3. Талеб H.H. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Издательство «КоЛибри». 2019.С.736.

4. Коронавирус Китай : эпидемия распространяется по миру. URL: http:// fellowtraveler.ru/koronavirus-china . (дата обращения:12.01.2020). - Текст: электронный.

5. Стенограмма выступления Владимира Путина на Саммите по вопросам климата. URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma-vystuplenija-vladimira-putina-na-sammite-po-voprosam-klimata-22-04-2021.html (дата обращения:1.06.2021). - Текст: электронный.

6. Грищенко Л.Л., Ревин С.М., Еоротков Ю.В. «Умные» технологии при обеспечении безопасности в «умном городе». Муниципальная академия.2020.№2.С.186-191.

7. Научная электронная библиотека eLibrary.ru [Доступ к РИНЦ (Российскому индексу научного цитирования) и журнальным статьям] [Электрон. ресурс]. -Режим доступа: http://elibrary.ru/

References (transliterated):

1. Revin SM. Funkcional'nye mini situacionnye centry v sisteme setej situacionnyh centrov organizacij s ierarhicheskoj sistemoj upravleniya: monografiya / Revin SM. -Tekst : neposredstvennyj // Moskva: GU VV MVD Rossii, 2014. S.231.

2. Pravovoe obespechenie upravleniya: uchebnik / otv. red. I.V.Lobanova. - Tekst : neposredstvennyj. Moskva : OOO «KnoRus». - 2019. - 442s. - ISBN 987-5-40606983-7.

3. Taleb N.N. «CHernyj lebed'. Pod znakom nepredskazuemosti». Izdatel'stvo «KoLibri». 2019.S.736.

4. Koronavirus Kitaj : epidemiya rasprostranyaetsya po miru. URL: http:// fellowtraveler.ru/koronavirus-china . (data obrashcheniya:12.01.2020). - Tekst: elektronnyj.

5. Stenogramma vystupleniya Vladimira Putina na Sammite po voprosam klimata. URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma-vystuplenija-vladimira-putina-na-sammite-po-voprosam-klimata-22-04-2021.html (data obrashcheniya:1.06.2021). - Tekst: elektronnyj.

6. Grishchenko L.L., Revin S.M., Eorotkov YU.V. «Umnye» tekhnologii pri obespechenii bezopasnosti v «umnom gorode». Municipal'naya akademiya.2020.№2.S.186-

191.

7. Nauchnaya elektronnaya biblioteka eLibrary.ru [Dostup k RINC (Rossijskomu indeksu nauchnogo citirovaniya) i zhurnal'nym stafyam] [Elektron. resurs]. - Rezhim dostupa: http://elibrary.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.