Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ'

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
123
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / СИТУАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРАВО / ЗАКОН / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Княжев Виктор Борисович, Грищенко Леонид Леонидович, Горох Дмитрий Иванович

В статье рассматриваются вопросы правового обеспечения деятельности ситуационных центров в органах государственной власти с исторической и современной точек зрения. Сделанный авторами анализ позволяет утверждать, что не смотря на имеющуюся правовую базу по созданию и развитию ситуационных центров в органах государственной власти в России она еще не обеспечивает в полной мере поступательный процесс развития основ ситуационного управления. Авторы обращают внимание на ключевые вопросы, которые должны найти отражение при подготовке и принятии государственных нормативно-правовых актов в ближайшей перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Княжев Виктор Борисович, Грищенко Леонид Леонидович, Горох Дмитрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SUPPORT OF THE ACTIVITIES OF SITUATIONAL CENTERS OF STATE AUTHORITIES

The article examines the issues of legal support for the activities of situational centers in government bodies from the historical and modern points of view. The analysis made by the authors allows us to assert that, despite the existing legal framework for the creation and development of situational centers in government bodies in Russia, it still does not fully ensure the progressive process of the development of the foundations of situational management. The authors draw attention to key issues that should be reflected in the preparation and adoption of state regulations in the near future.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 3(207)

DOI 10.47643/1815-1337_2022_3_238 УДК 351.741

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Legal support of the activities of situational centers of state authorities

КНЯЖЕВ Виктор Борисович,

доктор юридических наук, кандидат военных наук, доцент,

начальник центра командно-штабных учений, Академии управления МВД России. 125993, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: Vkniazhev4@mvd.ru;

ГРИЩЕНКО Леонид Леонидович,

доктор юридических наук, профессор,

профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях ЦКШУ, Академии управления МВД России.

125993, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: VVG_59@mail.ru;

ГОРОХ Дмитрий Иванович,

магистрант Академии управления МВД России.

125993, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8.

E-mail: Ovd1976@mail.ru;

KNYAZHEV V.B.,

Doctor of Law, Candidate of Military Sciences, Associate Professor, Head of the Center for Command and Staff Exercises, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 125993, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. E-mail: Vkniazhev4@mvd.ru;

GRISHCHENKO L.L,

Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Management

of Internal Affairs Bodies in Special Conditions of the KSHU, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 125993, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. E-mail: VVG_59@mail.ru;

GOROKH D.I.,

is a master's student at the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 125993, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. E-mail: Ovd1976@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются вопросы правового обеспечения деятельности ситуационных центров в органах государственной власти с исторической и современной точек зрения. Сделанный авторами анализ позволяет утверждать, что не смотря на имеющуюся правовую базу по созданию и развитию ситуационных центров в органах государственной власти в России она еще не обеспечивает в полной мере поступательный процесс развития основ ситуационного управления. Авторы обращают внимание на ключевые вопросы, которые должны найти отражение при подготовке и принятии государственных нормативно-правовых актов в ближайшей перспективе.

Abstract: The article examines the issues of legal support for the activities of situational centers in government bodies from the historical and modern points of view. The analysis made by the authors allows us to assert that, despite the existing legal framework for the creation and development of situational centers in government bodies in Russia, it still does not fully ensure the progressive process of the development of the foundations of situational management. The authors draw attention to key issues that should be reflected in the preparation and adoption of state regulations in the near future.

Ключевые слова: ситуационный центр, ситуационное управление, правовое обеспечение, право, закон, развитие.

Keywords: situational center, situational management, legal support, law, law, development.

Дата направления статьи в редакцию: 12.01.2021

Дата публикации: 31.03.2022

В качестве субъектов функционала ситуационного управления и их правового обеспечения в органах государственной власти необходимо обратить внимание на ситуационные центры Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иных государственных структур, которые уже созданы и успешно применяются в практике.

Необходимо отметить, что первые упоминания о создании и функционировании ситуационного центра Президента Российской Федерации относятся к середине 90-х годов прошлого столетия. Одним из первых нормативных документов по регулированию ситуационного управления в нашей стране является Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 апреля 1996 года №171 «О Ситуационном центре Президента Российской Федерации». Созданный еще в прошлом веке ситуационный центр Президента Российской Федерации и сегодня обеспечивает информационно-техническую поддержку проведения различного рода совещаний, в том числе в закрытом режиме видеоконференции. Одной из главных функций данного центра является информационно-аналитическое обеспечение государственного управления в условиях кри-

зисных ситуаций. Необходимо отметить, что и техническая оснащенность, и функционал данного центра уже в корне отличается от того, который имел место двадцать пять лет назад. Современные технологии позволили значительно расширить потенциал возможностей ситуационного управления Президента Российской Федерации. Достаточно показательным стали события, связанные с временной физической изоляцией главы государства в связи с карантинными мероприятиями в результате распространения СОУГО-19 в 2020-2021 гг. Значительная часть работы по доведению информации, общению с структурами государственного управления были перенесены в режим онлайн конференций. Достаточно привести пример значимого международного события - переговоры Президентов России и США 7 декабря 2021 г., которые продолжались более двух часов в режиме видеоконференции с использованием технологий ситуационного управления и, со стороны России, базы ситуационного центра Президента Российской Федерации.

Возвращаясь к правовым основам деятельности ситуационных центров в органах государственной власти необходимо проанализировать наиболее значимые нормативно-правовые документы, которые стали программными при формировании и создании ситуационного управления в нашей стране.

Так, вопросы управления главными процессами по социально-экономическому развитию страны, субъектов Российской Федерации, основных отраслей экономики вызвали необходимость издания Указов Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 года «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [1]. Данные стратегии определяет параметры создания цельной системы ситуационных центров, распределенных по иерархии и территории. В указах прописаны основной функционал по планированию и последующей реализации задач стратегического направления. В объем функций, которые осуществляются при образовании системы ситуационного управления с использованием потенциалов ситуационных центров входят:

- проведение стратегического и оперативного анализа социально-экономического развития страны;

- постоянный и всесторонний мониторинг уровня развития, как отдельных субъектов, так и целостного состояния Российской Федерации. Это является востребованным при подготовки планирующих документов стратегического развития на основе получаемых и обработанных данных;

- целевое и программное моделирование и проектирование, а, кроме того, программирование различных процессов устойчивого развития государства и обеспечения его национальной безопасности [2].

Одновременно и последовательно с развитием ситуационного центра Президента РФ, начиная с конца ХХ столетия, в России формируется основа для создания ситуационного управления структур государственного, регионального и муниципального уровня. Данные организационные меры были необходимы для создания целостного и единого информационного пространства государства, которое могло быть способно обеспечить устойчивость управления при изменениях обстановки. Уже в 90-е годы прошлого столетия активно создаются ситуационные центры при органах государственной власти Российской Федерации (СЦ Правительства РФ; Совета Безопасности РФ; Полномочных представителей в ФО; СЦ Контрольного управления; СЦ Управления по работе с обращениями граждан; СЦ Управления по вопросам госслужбы и кадров; СЦ ФСБ России; СЦ ФСО России; СЦ МВД России; СЦ МО РФ; СЦ МЧС России; СЦ Росатом; СЦ ФТС России и т.д.) [3]. К настоящему времени практически завершена работа по созданию региональных ситуационных центров, среди которых достаточно активную позицию занимают органы управления Республики Бурятия, Алтайского и Красноярского края, Вологодской, Воронежской, Иркутской, Калужской, Костромской, Московской, Санкт -Петербургской областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и т.д.[4]. Все это позволило в достаточной степени эффективно осуществлять управления основными процессами на государственном, региональном и местном уровнях с началом эпидемии СОУЮ-19 в 2020-2021 гг.

Активизация работы по развитию ситуационного управления в Российской Федерации оказала существенное влияние на создание структуры выносных мультимедийных комплексов Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Совета Безопасности РФ и т.д.

Последующее развитие и совершенствование нормативно-методической базы при создании ситуационных центров было связано с принятием ряда нормативно-правовых документов, к которым следует отнести: Указ Президента РФ от 25 июля 2013 г. № 648 «О формировании системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия» и Методических рекомендаций по созданию и вводу в эксплуатацию ситуационных центров глав субъектов Российской Федерации [5].

Существенное значение для развития ситуационных центров в органах государственной власти стало Постановление Правительства Российской Федерации о принятии Федеральной целевой программы «Электронная Россия» при реализации которой осуществляется обеспечение межведомственного информационного взаимодействия на основе внедрения эффективной системы электронного документооборота, а так же интеграции всех государственных информационных систем и предоставление доступа заинтересованным органам к содержащимся в них данным. При реализации данной программы в государственных органах управления значительно возрос потенциал систем информационно-справочной поддержки граждан [6].

Импульс для дальнейшего развития ситуационных центров органов государственной власти был заложен в Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и государственных информационных ресурсов на основе государственной программы «Информационное общество». Наряду с расширением возможностей населения по получению государственных услуг в потенциалы ситуационных центров внедряются электронные формы коммуникаций. Создается единая информационная система планирования и контроля результа-

тивности деятельности органов государственной власти [7].

Данные установления определили вектор совершенствования управления в деятельности всей системы государственной власти, послужило вехой для развития эффективности управления на всех уровнях. Была заложена прочная основа для создания условий по обеспечению развития целостной системы управления.

На основе нормативного установления в ряде государственных структур и, в частности в территориальных органах МВД России, была создана Единая информационная телекоммуникационная система (ЕИТКС), вошедшая в Единое информационное пространство Российской Федерации. Тем самым оно обеспечило, и продолжает обеспечивать, руководителей территориальных органов МВД России возможностью совершенствования управления силами и средствами подразделений для решения оперативно-служебных задач по охране общественного порядка и общественной безопасности [8].

Для реализации поручения Президента Российской Федерации от 13.07.2007 года № Пр-1293ГС территориальными органами МВД России в субъектах Российской Федерации начала осуществляться деятельность по внедрению целого комплекса систем видеонаблюдения при охране общественного порядка, с использованием концепции АПК «Безопасный город».

В 2008 году аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» внедрён во всех городах «миллионниках», а в 2009 году во всех российских городах с численностью населения свыше 100 тысяч человек. В настоящее время он уже существует в каждом областном центре, где действуют около двухсот центров управления нарядами (ЦУН).

Анализ работы АПК «Безопасный город» стал убедительным примером повышения эффективности управления правоохранительными силами и средствами. Существенно улучшилась координация в действиях нарядов на обслуживаемой территории. Значительные успехи отмечены при организации мониторинга служебной обстановки, что дало положительный результат в целом. Более того, с внедрением АПК «Безопасный город» имело место значительное снижение уровня преступности, повысилась результативность в раскрытии преступлений, улучшилось качество сбора необходимого материала и доказательств [9].

Внедрение целостного информационного поля в межрегиональном и межведомственном пространстве позволило сформировать качественные условия для существенного повышения эффективности управления силами и средствами всех заинтересованных органов государственной власти и муниципального управления. Высокий результат при использовании потенциалов ситуационных центров был достигнут при организации Олимпийских и Параолимпийских игр в Сочи, Универсиады в Казани, Саммита ШОС в Уфе, Чемпионата мира по футболу и пр. [10].

Таким образом, создаваемая с началом XXI века система ситуационного управления на базе распределенных ситуационных центров в России стала одним из важнейших элементом при эксплуатации структуры стратегического управления страной.

Бурное развитие целостной системы ситуационного управления с использованием потенциалов ситуационных центров и организация их увязки в единый комплекс позволило существенно повысить эффективность информационной и методологической поддержки при реализации государственной политики в различных сферах жизнедеятельности страны: социально-экономической; при обеспечении национальной безопасности охране общественного порядка; борьбе с преступностью и т.д.

Однако, современная ситуация и технологические прорывы в сфере создания ситуационных центров еще не в полной мере обеспечивают качественное функционирования целостной системы управления, что характеризуется рядом научно-технических особенностей:

- сложность и большой объем формализации крупномасштабных государственных функций, и алгоритмизация быстро меняющихся информационных задач;

- значительные трудности при создании и контроле при выполнении регламента при решении информационных задач для государственных многоуровневых структур управления;

- необходимость формирования и постоянного обновления значительных по объему информационных ресурсов, которые поступают и обрабатываются на ситуационных центрах по широкому тематическому спектру стоящих задач;

- обеспечение непрерывной и полной интеграции комплексов информационных подсистем в структуре ситуационных центров с имеющимися в наличии информационными системами [11].

В современных условиях, когда необходимо создавать и реализовывать программы по применению ситуационных центров для выполнения государственной стратегии развития данные особенности требуют совершенствования правового регулирования и должны найти свое отражение в новых нормативно-правовых документах.

Библиогра фия:

1. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации Электронный ресурс. Консультант плюс. http://www.consultant.ru/;

2. Постановление Правительства РФ от 25.12.2009 № 1088 (ред. от 22.05.2019) «О государственной автоматизированной информационной системе «Управление». Электронный ресурс. Консультант плюс. http://www.consultant.ru/;

3. Григорьев П. В. Ситуационные центры: история и современность // Искусственные общества. 2018. Т. 13. Выпуск 4;

4. Грищенко Л.Л., Ревин С.М., Коротаев Ю.В. К вопросу об «умной» безопасности для бизнеса. М.: Безопасность бизнеса №3 - 2020. С.3-9;

5. Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2013 г. № 648 «О формировании системы распределительных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия»;

6. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» Электронный ресурс. Консультант плюс. http://www.consultant.ru/;

7. Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 г. № 1815-р «О государственной программе РФ «Информационное общество (2012-2020гг.)». Электронный ресурс. Консультант плюс. http://www.consultant.ru/;

8. Приказ Министра внутренних дел Российской Федерации от 20 мая 2008 г. № 435 «Об утверждении новой редакции программы МВД России «Создание Единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел»;

9. Распоряжение Правительства РФ от 03.12.2014 № 2446-р «Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Электронный ресурс. Консультант плюс. http://www.consultant.ru/;

10. Юридическая урбанология. Урбанологическая теория. В двух томах. Монография. Под редакцией В.В.Таболина. М.: ЮСТИЦИНФОРМ. 2021. С.248-275;

11. Княжев В.Б., Холостов К.М., Сердюк Н.В. и др. Ситуационные центры: теоретико-методологические и практические основы применения в организации управления ОВД РФ. Учебное пособие. М.: АУ МВД РФ. 2019. С.376.

References (transliterated):

1. Ukaz Prezidenta RF ot 2 iyulya 2021 g. № 400. «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii Elektronnyj resurs. Konsul'tant plyus. http://www.consultant.ru/;

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 25.12.2009 № 1088 (red. ot 22.05.2019) «O gosudarstvennoj avtomatizirovannoj información noj sisteme «Upravlenie». Elektronnyj resurs. Konsul'tant plyus. http://www.consultant.ru/;

3. Grigor'ev P. V. Situacionnye centry: istoriya i sovremennost' // Iskusstvennye obshchestva. 2018. T. 13. Vypusk 4;

4. Grishchenko L.L., Revin S.M., Korotaev YU.V. K voprosu ob «umnoj» bezopasnosti dlya biznesa. M.: Bezopasnost' biznesa №3 - 2020. S.3-9;

5. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 25.07.2013 g. № 648 «O formirovanii sistemy raspredelitel'nyh situacionnyh centrov, rabotayushchih po edinomu reglamentu vzaimodejstviya»;

6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28 yanvarya 2002 g. № 65 «O federal'noj celevoj programme "Elektronnaya Rossiya (2002 - 2010 gody)» Elektronnyj resurs. Konsul'tant plyus. http://www.consultant.ru/;

7. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 20.10.2010 g. № 1815-r «O gosudarstvennoj programme RF «Informacionnoe obshchestvo (2012-2020gg.)». Elektronnyj resurs. Konsul'tant plyus. http://www.consultant.ru/;

8. Prikaz Ministra vnutrennih del Rossijskoj Federacii ot 20 maya 2008 g. № 435 «Ob utverzhdenii novoj redakcii programmy MVD Rossii «Sozdanie Edinoj informacionno-telekommunikacionnoj sistemy organov vnutrennih del»;

9. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 03.12.2014 № 2446-r «Ob utverzhdenii Koncepcii postroeniya i razvitiya apparatno-programmnogo kompleksa «Bezopasnyj gorod». Elektronnyj resurs. Konsul'tant plyus. http://www.consultant.ru/;

10. YUridicheskaya urbanologiya. Urbanologicheskaya teoriya. V dvuh tomah. Monografiya. Pod redakciej V.V.Tabolina. M.: YUSTICINFORM. 2021. S.248-275;

11. Knyazhev V.B., Holostov K.M., Serdyuk N.V. i dr. Situacionnye centry: teoretiko-metodologicheskie i prakticheskie osnovy primeneniya v organizacii upravleniya OVD RF. Uchebnoe posobie. M.: AU MVD RF. 2019. S.376.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.