Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРИ ВВЕДЕНИИ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРИ ВВЕДЕНИИ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
36
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / ВОЙНА / ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ПРАВО / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Грищенко Леонид Леонидович, Снеговой Андрей Валентинович, Улыбышев Руслан Владимирович

В статье рассматриваются современные угрозы военной безопасности для России и даются рекомендации по отдельным вопросам развития организационных и правовых основ деятельности органов государственной власти при введении военного положения. Сделанный авторами анализ позволяет утверждать, что не смотря на уже существующую правовую базу и наработанные в теории организационные аспекты по деятельности органов государственной власти при введении военного положения применительно к современной ситуации не достаточны. Авторы обращают внимание на ключевые вопросы, которые должны найти отражение при подготовке и принятии государственных нормативно-правовых актов и в процессе подготовки государства к возможной агрессии против Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Грищенко Леонид Леонидович, Снеговой Андрей Валентинович, Улыбышев Руслан Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF THE ACTIVITIES OF STATE AUTHORITIES DURING THE INTRODUCTION OF MARTIAL LAW

The article examines modern threats to military security for Russia and gives recommendations on certain issues of the development of the organizational and legal foundations of the activities of state authorities during the introduction of martial law. The analysis made by the authors allows us to assert that in spite of the already existing legal framework and the organizational aspects developed in theory, they are not sufficient in relation to the modern situation. The authors draw attention to key issues that should be reflected in the preparation and adoption of state regulations and in the process of preparing the state for possible aggression against the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРИ ВВЕДЕНИИ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_3_246 УДК 342.78

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРИ ВВЕДЕНИИ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF THE ACTIVITIES OF STATE AUTHORITIES DURING THE INTRODUCTION OF MARTIAL LAW

ГРИЩЕНКО Леонид Леонидович

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях ЦКШУ, Академии управления МВД России. 125993, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: VVG_59@mail.ru;

СНЕГОВОЙ Андрей Валентинович,

кандидат юридических наук, доцент

начальник кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях ЦКШУ, Академии управления МВД России. 125993, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: Vkniazhev4@mvd.ru;

УЛЫБЫШЕВ Руслан Владимирович,

магистрант Академии управления МВД России.

125993, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8.

E-mail: rus27rus@yandex.ru;

GRISHCHENKO L.L,

Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Management

of Internal Affairs Bodies in Special Conditions of the KSHU, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 125993, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. E-mail: VVG_59@mail.ru;

SNEGOVOY A.V.,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Head of the Department of Management of Internal Affairs Bodies in Special Conditions of the TsKSHU, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 125993, Moscow, st. Zoe and Alexandra Kosmodemyanskikh, 8. E-mail: Vkniazhev4@mvd.ru;

ULYBYSHEV R.V.,

Master's student at the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 125993, Moscow, st. Zoe and Alexander Kosmodemyanskikh, 8. E-mail: rus27rus@yandex.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются современные угрозы военной безопасности для России и даются рекомендации по отдельным вопросам развития организационных и правовых основ деятельности органов государственной власти при введении военного положения. Сделанный авторами анализ позволяет утверждать, что не смотря на уже существующую правовую базу и наработанные в теории организационные аспекты по деятельности органов государственной власти при введении военного положения применительно к современной ситуации не достаточны. Авторы обращают внимание на ключевые вопросы, которые должны найти отражение при подг о-товке и принятии государственных нормативно-правовых актов и в процессе подготовки государства к возможной агрессии против Российской Федерации.

Abstract: The article examines modern threats to military security for Russia and gives recommendations on certain issues of the development of the organizational and legal foundations of the activities of state authorities during the introduction of martial law. The analysis made by the authors allows us to assert that in spite of the already existing legal framework and the organizational aspects developed in theory, they are not sufficient in relation to the modern situation. The authors draw attention to key issues that should be reflected in the preparation and adoption of state regulations and in the process of preparing the state for possible aggression against the Russian Federation.

Ключевые слова: агрессия, война, военное положение, право, развитие.

Keywords: aggression, war, martial law, law, development.

Дата направления статьи в редакцию: 12.01.2022

Дата публикации: 31.03.2022

Анализ событий в мире в конце 2021 года показал, что война против России не только возможна, она объективно реальна. Данное утверждение основывается на развитии ситуации в восточных странах Европы, где государствами НАТО под непосредственным руководством США проводится опасная политическая игра. История прошлого столетия достаточно убедительно показывает к чему могут привести такие действия.

Исследования, проводимые в последние годы российскими учеными, а кроме того, современная практика показывают, что позиция нашего вероятного противника будет таковой, что какие бы соглашения в области недопущения крупномасштабной войны ни заключались, отношения с Россией и ее союзниками, останутся отношениями соперников. Этот постулат еще раз подтвердил приступивший к исполнению обязанностей в 2021 году Президент США Джо Байден. Современная внешнеполитическая позиция США и их союзников имеет максимальную агрес-

сивную направленность в отношении России.

Кроме того, с 2022 г. НАТО принимает новую Геостратегическую военную доктрину (Концепцию). В ней закрепляется отказ от паритетного баланса сил, взят курс на поддержание потенциала НАТО на таком уровне, который бы обеспечивал альянсу достижение его целей в любое время и в любой точке земного шара. В Концепции полно и всесторонне просматривается источник «потенциальных угроз» для стран НАТО и их союзников - Россия и Китай. Для реализации своей Концепции создана опасная ситуация в восточных областях Украины, где на территории ДНР и ЛНР не затихают военные действия. Прочерченные Президентом России «красные линии» стали рубежными, переход за которые может привести к крупномасштабной войне в Европе.

В этой связи готовность к негативному развитию обстановки является для современной России одной из первостепенных задач. При этом, не рассматривая всего комплекса мер по обеспечению национальной безопасности России, следует обратить внимание на использования государством такого инструментария, как установление и поддержания на всей или части территории страны режима военного положения.

В настоящее время нормативными документами предусмотрены правовые основы, процедура, сроки и меры ограничительного характера, вводимые при угрозе и с началом агрессии против России. К основным из них следует отнести:

- усиление охраны общественного порядка и общественной безопасности на территориях, где введено военное положение;

- охрана важных государственных объектов, объектов, жизнедеятельности населения, транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

- обеспечение особого режима деятельности предприятий и организаций, обеспечивающих работу транспорта, связи и коммуникаций, энергетики;

- при необходимости:

а) эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения из опасных районов;

б) отселение (эвакуация) жителей в безопасные районы, где не ведутся боевые действия;

в) введение и обеспечение особого режима въезда (выезда) на подведомственную территорию;

- ограничение во времени и в пространстве свободного передвижения граждан и транспортных средств, осуществление их досмотра, а также запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации;

- приостановление (запрещение) деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений;

- принудительное привлечение граждан к выполнению оборонительных работ;

- обеспечение участия граждан в ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения, восстановления поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

- конфискация (изъятие) необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан;

- ограничение свободного выбора места пребывания, либо места жительства;

- запрещение (ограничение) свободы проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

- введение комендантского часа, а именно запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток;

- контроль за продажей лекарственных средств и спиртных напитков;

- запрещение реализации оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а также принудительное изъятие имеющегося на руках оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ;

- введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами;

- интернирование (изоляция) граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией;

- прекращение деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых специальными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации [1].

Приведенные задачи должны решаться объединенной группировкой войск и сил государства под управлением органов государственной власти посредством выполнения повседневных и дополнительных задач, которые осуществляются в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Но этого, как показывает современная практики, уже недостаточно.

Проведенные исследования в области обеспечения безопасности при угрозе и с началом войны показывают необходимость принятия дополнительных мер организационного и правового характера для обеспечения действенной реализации вводимого военного положения. В отдельной статье мы не в состоянии раскрыть весь комплекс таковых мер. Но на отдельные из них обратим внимание.

Во-первых, следует среди местного населения осуществлять комплекс мер по активизации агитационно-пропагандистской работы и контрпропаганды. Как показали исследования, именно технологии подготовки и осуществления различного рода «цветных революций», массовых беспорядков, протестных акций использует потенциальный противник для создания себе преимуществ непосредственно внутри страны потенциальной агрессии [2].

С учетом этого считаем целесообразным внести коррективы в процесс информационного обеспечения населения проводимое органа-

ми государственной власти в регионах, где введено военное положение. Существенную пользу по вопросам информирования населения должен иметь материал, который накоплен в органах государственной власти и касающейся последствий разного рода конфликтов, имевших место на различных этапах жизнедеятельности нашего общества. Доведение данного материала даст возможность гражданам России понять сущность и конечную цель происходящих событий военного характера, существенно повлияет на умонастроения многих людей.

Во-вторых, стабилизирующее и организующее влияние на население региона, где введено военное положение, может оказать, осуществляемая органами внутренних дел и войсками Национальной Гвардии усиление охраны общественного порядка. Сущность этой задачи и ее содержательная составляющая достаточно известна, однако, в исследуемых условиях, имеет некоторые особенности [3].

Как известно из практики, в регионах, где введено военное положение, основная часть военных структур должна выдвинуться к районам боевых действий. При этом, своих сил и средств в органах внутренних дел и войсках Национальной Гвардии для их массированного применения недостаточно. Выход из создавшегося положения может быть найден через использования для выполнения задач патрульно-постовой службы представителей общественности и трудовых коллективов. Данный подход может дать положительный эффект. Отечественный опыт свидетельствует, что при правильном и оптимальном подходе привлекаемые общественные организации могут обеспечить значительную помощь органам государственной власти при выполнении режимных мероприятий, предусмотренных военном положением.

В-третьих, немаловажное значение в условиях нарастания агрессии имеет повышение гражданской активности масс. Результаты проводимых исследований показывают, что количество митингов, демонстраций, собраний и других массовых мероприятий в период зарождения конфликта может увеличиться в разы. Такую ситуацию можно было видеть на примере «цветных революций» в Грузии, Молдове, Украине и т.д. Интенсивность и агрессивность массовых мероприятий, как показывает практика, имеет тенденцию лавинообразного нарастания по мере усугубления конфликтной ситуации и с ее переходом в военные действия. При подготовке агрессии противник будет активно использовать потенциал экстремистски настроенных группировок, которые попытаются дестабилизировать обстановку. Практика свидетельствует, что для дестабилизации обстановки экстремисты готовы пойти на крайние меры террористического характера. Становится понятным озабоченность Президента Российской Федерации, прозвучавшая на коллегии ФСБ 24 марта 2021 года: «Мы видим, что уровень глобальных вызовов - таких как терроризм, трансграничная преступность, киберпреступность - не снижается. Речь идёт не о естественной для международных отношений конкуренции, а именно о последовательной и весьма агрессивной линии, направленной на то, чтобы ослабить Россию и поставить её под внешний контроль» [4]. Данное обстоятельство требует от органов государственной власти при введении военного положения тщательного продумывания мер безопасности населения и обеспечения общественного порядка.

В-четвертых, содержание специальных задач, выполнение которых должно быть важными для органов государственной власти при введении военного положения касается интересов Вооруженных Сил Российской Федерации. Это связано с тем, что наряду с выполнением мероприятий по реализации военного положения осуществляется подготовка силового компонента государства к военным действиям, а именно, проводится мобилизация, сосредоточение ресурсов и их перемещение в районы боевых действий [5].

Проведенный анализ показывает, что вероятный противник будет стремиться дестабилизировать работу промышленных объектов, транспорта и иных структур обеспечения жизнедеятельности. Диверсии, аварии, перебои в снабжении населения продовольствием, водой, энергоносителями — вот далеко не полный перечень средств, к которым прибегает потенциальный агрессор и его специальные службы с целью дестабилизации обстановки.

И в этом случае немаловажная роль отводится органам государственной власти на местах с введением режима военного положения, который позволяет рассматривать его как важнейшее и закономерное средство управления территориями в военное время.

Существенное значение для развития организационных основ деятельности органов государственной власти при введении военного положения остается за совершенствованием управления в рассматриваемых условиях.

Как показало исследование, к основным существенным особенностям по управлению в деятельности органов государственной власти в условиях военного положения следует отнести: во-первых, сложность и многогранность самого объекта управления, который из-за возложенных на него дополнительных и неспецифических задач будет представлять собой многофункциональный, многоцелевой организм.

Во-вторых, лавинообразное нарастание обстановки, которая окажет существенное влияние на характер и приоритеты выполняемых задач.

В-третьих, отсутствие в современной теории и практики пригодного на все случаи опыта действий органов государственного управления.

В-четвертых, особая высокая ответственность каждого руководителя за реализацию управленческих функций, от которых зависит национальная безопасность России в целом [6].

Система управления органов государственной власти, в том числе и при введении военного положения, включает в себя: органы управления, пункты управления и средства управления. Составляющие системы управления достаточно полно и всесторонне описаны в учебной и научной литературе. Однако, современное развитие дает нам право утверждать, что с началом нового тысячелетия содержательная сторона элементов системы управления претерпела существенные коррективы, связанные с научно-техническим прогрессом. Кроме того, свой отпечаток на содержание элементов управления наложили особенности подготовки и ведения современных войн.

Анализируя систему управления, ученые выделяют два ее основных аспекта: 1) комбинирующий (данный аспект обеспечивает объединение усилий элементов системы управления); 2) согласующий (отвечающий за обеспечения взаимодействия) [7].

При комбинирующем аспекте в управленческой деятельности органов государственной власти при организации действий в условиях военного положения основным условием становится создание соответствующей управленческой структуры, которая должна представлять сово-

купность различного рода устойчивых связей, отношений соответствующих элементов в системе, обеспечения ее целостности и качественной определенности.

Необходимо признать, что при возникновении угрозы войны органам государственной власти потребуется привлечь значительные по составу, хотя и не однородные, а, кроме того, часто вертикально неподчиненные друг другу силы и средства. Это существенно затруднит образование единой управленческой структуры.

Изучение соответствующего опыта по обозначенной проблематике позволяет сделать вывод о том, что орган государственного управления при введении военного положения на определенной территории должен представлять из себя ядро (органа государственной власти на местах), оперативные группы, формируемые из органов управления сил, действующих в районе (МО, ФСБ, МВД, ВНГ, ФСИН, МЧС России). Полномочиями ведущего руководителя таковым органом управления, как правило, должен назначаться глава территориально-структурного объединения.

Данный опыт является важным, однако не всегда и не везде приемлем в военное время. По нашему мнению, было бы целесообразным при введении военного положения, в районах, где руководители не готовы к исполнению обязанностей управления в новых условиях, руководство объединенным органом управления сосредоточивать у полномочного представителя Президента Российской Федерации. Как показывает практика, примеры успешного решения управленческой задачи в особых условиях подобным образом в России есть.

Перспективным направлением по модернизации и повышению эффективности процесса управления в исследуемых условиях может стать заблаговременное моделирование возможных ситуаций на основе искусственного интеллекта. Проводимые в современной практике расчеты с применением потенциала ситуационных центров дают основание утверждать, что разработанные авторскими коллективами методики оптимизации процесса принятия решений существенно сокращают время организации управления [8].

Что касается комплексного подхода к определению направлений совершенствования процесса управления в условиях обеспечения режима военного положения, то следует обратить внимания на три основные составляющие данного процесса.

Первый, теоретический. Для его реализации потребуется внедрение в практику управления современных достижений кибернетики, си-стемологии, теории алгоритмизации, вычислительной математики и моделирования.

Второй - технический. Современные средства автоматизации управленческого труда предполагают внедрение в работу органов управления не только современной вычислительной техники, но и создание систем коммуникаций на новых физических свойства. Кроме того, необходима исключительно отечественная система программно-математического обеспечения.

Третий - организационный. Данный аспект является наиболее сложным и требует длительного времени и затрат. Необходимо наряду с осуществлением комплекса мер по развития непосредственно органов управления на государственном уровне, их техническое перевооружение, а, главное, переориентация мышления всего состава органов управления, их подготовка (переподготовка).

Как было отмечено ранее, сегодня настоятельно требуется разработать законодательные акты, которые внесли бы ясность в принципиально важные вопросы: когда, в каких условиях и как обеспечивается совместное применение сил и средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти при введении режима военного положения? В этом документе необходимо определить, какие государственные органы и должностные лица должны быть облечены правом принимать решения на территориях, где введено военное положение [9].

Таким образом, в Российской Федерации в основном отработаны вопросы организационного и правового обеспечения деятельности органов государственной власти при введении военного положения. Следует обратить внимание на то, что в меняющемся современном мире не может быть догматичным нормы и положения, в том числе касающиеся национальной безопасности страны. В этой связи развитие организационного и правового обеспечения деятельности органов государственной власти при введении военного положения должны быть в постоянном поле зрения.

Библиогра фия:

1. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» II Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru

2. Романов О.А. Организационное обеспечение информационной безопасности: учебник I О. А. Романов, С. А. Бабина, С. Г. Жданов. — М.: Академия, 2008. -189 с.

3. Снеговой А.В., Милованов А.В. О некоторых правовых и организационных аспектах планирования деятельности территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах. М.: Пробелы в российском законодательстве №2 - 2020. С.173-177.

4. Официальный сайт Президента России [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru. (Дата обращения 27.12.2021).

5. Майдыков А.Ф., Майдыков А.А. Основные направления совершенствования деятельности в особых условиях руководителей территориальных органов внутренних дел. Закон и право. 2020. № 2. С. 117-122.

6. Бецков А.В. Системны анализ теории безопасности. Учебное пособие I Москва, 2020. Сер. 76. Высшее образование (2-е изд., пер. и доп).

7. Система информационно-аналитического обеспечения развития государственной службы Российской Федерации II Заключительный отчет по НИР I руководитель А.Н. Данчул. М.: РАГС, 2006. - 161 с.

8. Княжев В.Б., Грищенко Л.Л. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Ситуационного центра МВД России. Труды академии управления МВД России 2020 №3. С. 148-157.

9. Елагин А.Г. Некоторые законы безопасности и их характеристики. Труды Академии управления МВД России. 2020. № 4 (56). С. 15-22.

References (transliterated):

1. Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 30.01.2002 № 1 -FKZ «O voennom polozhenii» II Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru

2. Romanov O. A. Organizacionnoe obespechenie informacionnoj bezopasnosti: uchebnik / O. A. Romanov, S. A. Babina, S. G. ZHdanov. — M.: Akademiya, 2008. -189 s.

3. Snegovoj A.V., Milovanov A.V. O nekotoryh pravovyh i organizacionnyh aspektah planirovaniya deyatel'nosti territorial'nyh organov MVD Rossii pri chrezvychajnyh obstoyatel'stvah. M.: Probely v rossijskom zakonodatel'stve №2 - 2020. S.173-177.

4. Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossii [Elektron. resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru. (Data obrashcheniya 27.12.2021).

5. Majdykov A.F., Majdykov A.A. Osnovnye napravleniya sovershenstvovaniya deyatel'nosti v osobyh usloviyah rukovoditelej territorial'nyh organov vnutrennih del. Zakon i pravo. 2020. № 2. S. 117-122.

6. Beckov A.V. Sistemny analiz teorii bezopasnosti. Uchebnoe posobie / Moskva, 2020. Ser. 76. Vysshee obrazovanie (2-e izd., per. i dop).

7. Sistema informacionno-analiticheskogo obespecheniya razvitiya gosudarstvennoj sluzhby Rossijskoj Federacii // Zaklyuchitel'nyj otchet po NIR / ruko-voditel' A.N. Danchul. M.: RAGS, 2006. - 161 s.

8. Knyazhev V.B., Grishchenko L.L. Informacionno-analiticheskoe obespechenie deyatel'nosti Situacionnogo centra MVD Rossii. Trudy akademii upravleniya MVD Rossii 2020 №3. S. 148-157.

9. Elagin A.G. Nekotorye zakony bezopasnosti i ih harakteristiki. Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2020. № 4 (56). S. 15-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.