Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ'

К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
115
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГРОЗА / ВОЙНА / ОРУЖИЕ / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОТИВНИК / СИЛЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ / ИРРЕГУЛЯРНЫЕ / ТЕРРОРИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Грищенко Леонид Леонидович, Улыбышев Руслан Владимирович

В статье рассмотрены современные тенденции развития военно-политической обстановки вокруг Российской Федерации. Сделан краткий анализ военных угроз, которые являются на сегодня достаточно реальными и требующими принятия адекватных мер для обеспечения безопасности России. Рассматривая современные внешние угрозы авторы проводят анализ их состава и вычленяют место и роль органов государственной власти в обеспечении национальной безопасности России на современном этапе ее развития. Показывается связь по взаимному проникновению внешних военных опасностей и внутренних угроз Российской Федерации. В статье делаются ряд выводов позволяющих переосмыслить роль и место органов государственной власти в структуре национальной безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Грищенко Леонид Леонидович, Улыбышев Руслан Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF ENSURING THE NATIONAL SECURITY OF RUSSIA

The article considers the current trends in the development of the military-political situation around the Russian Federation. A brief analysis of the military threats that are currently quite real and require the adoption of adequate measures to ensure the security of Russia is made. Considering modern external threats, the authors analyze their composition and isolate the place and role of state authorities in ensuring the national security of Russia at the present stage of its development. The relationship between the mutual penetration of external military dangers and internal threats of the Russian Federation is shown. The article draws a number of conclusions that allow us to rethink the role and place of state authorities in the structure of national security of the state.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 9(201)

DOI 10.47643/1815-1337_2021_9_248 УДК 342.78

К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ On the issue of ensuring the national security of Russia

ГРИЩЕНКО Леонид Леонидович,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях ЦКШУ Академии управления МВД России.

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: VVG_59@mail.ru;

УЛЫБЫШЕВ Руслан Владимирович,

магистрант Академии управления МВД России.

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8.

E-mail: rus27rus@yandex.ru;

GRISHCHENKO L. L.,

Professor of the Department of management of internal Affairs bodies in special conditions, doctor of law, Professor Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 125171, Russia, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. E-mail: VVG_59@mail.ru;

ULYBYSHEV R. V.,

Master 's Student Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 125171, Russia, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. E-mail: rus27rus@yandex.ru

Краткая аннотация: в статье рассмотрены современные тенденции развития военно-политической обстановки вокруг Российской Федерации. Сделан краткий анализ военных угроз, которые являются на сегодня достаточно реальными и требующими принятия адекватных мер для обеспечения безопасности России. Рассматривая современные внешние угрозы авторы проводят анализ их состава и вычленяют место и роль органов государственной власти в обеспечении национальной безопасности России на современном этапе ее развития. Показывается связь по взаимному проникновению внешних военных опасностей и внутренних угроз Российской Федерации. В статье делаются ряд выводов позволяющих переосмыслить роль и место органов государственной власти в структуре национальной безопасности государства.

Abstract: the article considers the current trends in the development of the military-political situation around the Russian Federation. A brief analysis of the military threats that are currently quite real and require the adoption of adequate measures to ensure the security of Russia is made. Considering modern external threats, the authors analyze their composition and isolate the place and role of state authorities in ensuring the national security of Russia at the present stage of its development. The relationship between the mutual penetration of external military dangers and internal threats of the Russian Federation is shown. The article draws a number of conclusions that allow us to rethink the role and place of state authorities in the structure of national security of the state.

Ключевые слова: угроза, война, оружие, международная безопасность, противник, силы специальных операций, иррегулярные, терроризм.

Keywords: threat, war, weapons, international security, enemy, special operations forces, irregular, terrorism.

Дата направления статьи в редакцию: 12.07.2021

Дата публикации: 30.09.2021

Объективная оценка показывает, что на долю нашего отечества за многовековую историю выпало немало тяжелых испытаний. На протяжении столетий для сменяющих друг друга поколений центральной задачей оставалось расширение и упрочение Российского государства, что не было самоцелью, но являлось по сути средством выживания народов, населяющих огромное евроазиатское пространство.

В этом смысле история России и ее военная составляющая есть понятия не только пересекающиеся, но и во многом совпадающие. Защищая свою свободу и независимость, народам России много раз приходилось отражать иноземные нашествия. Отсюда понятна роль в деятельности органов государственной власти, которая могла различаться на том или ином временном отрезке, но при этом всегда оставалась особой и по-настоящему значимой.

Современная оценка ситуации в мире подтверждает тезис о том, что сегодня мы переживаем один из сложнейших этапов в становлении и развитии мирового сообщества. Особую озабоченность вызывают различного рода вооруженные конфликты. Их причины возникновения, имеющиеся в них движущие силы и тем более заинтересованные стороны достаточно хорошо известны. Достаточно пугающими являются их последствия, которые привели человечество уже к двум мировым войнам.

Все вышеприведенные факторы мы наблюдали в 90-е годы ХХ столетия, желание достичь этого мы видим и сегодня. Положение не только не изменилось, оно в 2021 году только усугубилось после выборов Президента США Джо Байдена, который предлагает полностью изолировать нашу страну от цивилизованного мира и называет Москву главной угрозой миропорядку. В то же время, НАТО активно расширяется на Восток, хотя политики убеждали в 90-е годы советское руководство, что никогда этого делать не станет. Создаются новые антироссийские союзы (Украина, Молдова, Грузия), которые активно поддерживаются и обеспечиваются Польшей, странами Балтии, США [1].

Кроме того, в настоящее время в мире наблюдается достаточно устойчивая тенденция на расширение так называемого терроризма.

Терроризма не в объективном понимании, а в плане особого рода экспансии со стороны ряда высокоразвитых государств в отношении развивающихся стран. Схема на первый взгляд проста: экономическое порабощение, территориальные претензии, поддержание напряженности в локальных, преимущественно приграничных районах, активизация антагонистических национальных, этнических, политических движений, гражданский конфликт, гражданская война, ввод, под благовидным предлогом войск агрессора. Проведенные военными учеными исследования дает основание полагать, что такой вариант развития событий в отношении России и ее союзников, не только возможен, он, сегодня, достаточно реален [2].

Все это говорит о том, что исследование вопросов о характере современных войн, вопросов защиты национальных интересов Российского государства от внешних угроз является сейчас, как никогда, актуальным.

Анализ внешнеполитической ситуации вокруг России дает нам основание вычленить основные внешние угрозы, которые сегодня являются актуальными и требуют постоянного внимания от органов государственной власти Российской Федерации. К таковым следует отнести:

- активное стремление силовых кругов запада наделить свой силовой потенциал (НАТО) всеобъемлющими функциями по всей территории земного шара и активизация продвижения границ альянса на восток с принятием в свои структуры новых членов (Польша, Венгрия, Румыния, Чехия, страны Балтии и т.д.);

- дестабилизация обстановки в отдельных регионах, которые объявляются в качестве жизненно важных для запада (Ливия, Сирия, Ирак) и подрыв стратегической стабильности (Ближний Восток, Восточная Европа);

- постоянное наращивание военных контингентов стран НАТО у границ России, с развертыванием на сопредельных территориях военных баз, размещением ракетных комплексов, стратегических неядерных систем высокоточного оружия, радаров и т.д.;

- исторически возникшие территориальные претензии к России, попытки создания напряженности на территориях вошедших в состав Российской Федерации на основе всенародного референдума;

- нарушение международных договоренностей, а кроме того, несоблюдение уже заключенных международных договоров («Об ограничении систем противоракетной обороны» 1972 г., «О ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности» 1987 г., «Об обычных вооруженных силах в Европе» 1990 г. и т.д.) в области ограничения и сокращения вооружений;

- применение силы на территориях вблизи границ Российской Федерацией в нарушение Устава ООН и других норм международного права (необходимо отметить, что в последнее время имеет место латентное использование силы, которая представляет из себя частные военные компании);

- наличие и постоянное разжигание очагов вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией (ЛНР и ДНР в Украине, Приднестровье в Молдове, Нагорный Карабах в Азербайджане, Южная Осетия в Грузии);

- глобальное расползание международного терроризма и проникновение на территорию России боевиков, прошедших подготовку в районах боевых действий (ИГИЛ, Аль-Каида, Талибан, Исламский джихад и т.д.), рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма;

- изменение во взглядах и подходов вероятного противника к развязыванию и ведения войны против России. Сегодня, как показывают исследования в военной области, против России разработана и реализуется новая концепция ползучей агрессии, которая в специальной литературе получила название «Гибридная война» [3].

«Гибрид» (от лат. híbrida - помесь), понятие распространенное в биологии и зоологии. В обычном понимании оно представляет организм, который появляется в результате искусственного скрещивания генетически различающихся форм. Объективно данное понятие сложно соотнести с нормами международного права. Тем не менее, этот термин занял прочное место в международном гуманитарном праве и используется для определения состояния общества находящегося в условиях войны, которая носит гибридный характер. Это означает, что наряду с возможностью применения военной силы, имеет место активное использование невоенных инструментов в интегрированной кампании, которая направленна на захват инициативы и получение весомого психологического преимущества над жертвой потенциальной агрессии. Основными средствами в гибридной войне становятся использование дипломатических действий, масштабные информационные, электронные и кибероперации, экономическое давление[4].

Таким образом, гибридная война подразумевает сочетание традиционных средств и методов использования ограниченных военных сил и их действий в сочетании с политическими, дипломатическими, экономическими и информационными инструментами, имеющими цель формирования внутреннего общественного мнения, обеспечивающего психологическое преимущество над противником и международную поддержку, что в конечном итоге обеспечивает победу агрессору без проведения крупномасштабных военных операций на сухопутных и морских театрах военных действий.

Сущностная особенность такой войны состоит в отсутствии грани между состоянием войны и мира. Человечество впервые столкнулась с ситуацией, когда невоенные силы и методы с гораздо большей эффективностью могут обеспечить достижение агрессивных целей, чем апробированные традиционные средства и методы классической войны.

Однако, необходимо отметить, что исключительно «мирными» средствами решить окончательный исход войны не всегда представляется возможным. Конечный результат любой агрессии против независимого государства предполагает территориальную экспансию, экономическое порабощение, трудовую повинность со стороны населения. В этой связи, государства агрессор (группа государств, коалиция) могут решится на

открытую агрессию против России, где главная ставка будет делается на применение военной силы в достаточно широком диапазоне. Современные аналитики приводят ряд условий, которые могут являться катализатором агрессии против России. К таковым они относят:

- отстаивание Россией своей территориальной целостности (острова в Японском море, Крым, Калининградская и Псковская область и т.д.) и силовое разрешение территориальных спорных вопросов с отдельными странами ближнего и дальнего зарубежья (Украина, Грузия, страны Балтии и т.д.);

- усиление процессов нестабильности в самой России, создание непредвиденных обстоятельств, чреватых опасностью несанкционированного или преднамеренного применения ядерного и гибер оружия, утратой контроля над средствами ядерного нападения и иным оружием массового поражения (ОМП), экспорта его и связанных с ним технологий в «третьи» страны;

- эскалацию региональных конфликтов в сопредельные с Россией районы (Украина, Молдова, Грузия, Нагорный Карабах, Сирия и т.д.), втягивание в них США и других государств НАТО. [5]

Проведенный анализ Евроазиатского региона показал, что в нем по-прежнему решаются главные вопросы противостояния и взаимодействия Востока и Запада в политической, экономической, военной и других областях. Здесь самая нестабильная политическая обстановка (развал военного блока стран Варшавского договора, объединение Германии, распад СССР, межнациональные конфликты в Югославии, гражданская война в Закавказье, Курдский конфликт в Турции, антитеррористические операции в Афганистане, Ираке, Ли вии, Сирии, цветные революции в Грузии, Молдове, Украине). В этом районе создана мощная экономическая база, дислоцируются крупные контингенты вооруженных сил как национальных, так и объединенных. [6]

В настоящее время многие европейские союзники отказались от военно-политического союза со своим восточным соседом и все более подтверждают линию на сближение с Западом. В результате этого изменилось геополитическое и военно-стратегическое положение России. Вокруг нее образовались три пояса государств, занимающих различные позиции. Прежде всего Россия стала непосредственно граничить с поясом государств ближнего зарубежья из бывших республик Советского Союза, которые, несмотря на внешне дружеские отношения, по ряду вопросов экономического и политического плана, ведут линию на снижение своей зависимости от нее.

Далее, на Западе образовался пояс среднего зарубежья из североевропейских государств и бывших стран Варшавского договора. По отношению к России они ведут двойственную политику. С одной стороны, просматривается их стремление к экономическому сотрудничеству, с другой - углубляются и, при определенных условиях, получают свое развитие взаимные скрытые политические и территориальные претензии: Германии - к России, Польше, Чехии; Польши - к России, Украине и Беларуси; Румынии - к Молдавии; Финляндии - к России. Эти и другие противоречия при изменении обстановки могут повлечь за собой нарушение равновесия и создание острых конфликтных ситуаций.

Сложившаяся ситуация в России и вокруг нее предопределяет и изменение в подходах к организации обороны. Принцип отражения агрессии коалиционными группировками вооруженных сил в удаленных районах вне государственной территории должен быть заменен на новый - принцип организации обороны и отражения агрессии преимущественно собственными силами в пределах национальных границ России.

При рассмотрении локальных войн и внутренних вооруженных конфликтов исследователи предлагают различные варианты деления конфликтов по этапам их протекания. При этом все они сходятся во мнении, что угроза развязывания крупномасштабной войны становится реальной только тогда, когда не удается на начальной стадии предупредить конфликт. А это возможно только при своевременном применении силового компонента государства к которому относится, в том числе, введение и обеспечения режима военного положения .

В войнах нового тысячелетия главенствующая роль будет отдаваться уже не значительному количеству сухопутных войск, и даже не ядерному, а непилотируемому высокоточному оружию на новых физических принципах. Войны нового поколения будут отличаться от предыдущих еще и тем, что они могут вестись бесконтактным способом и вся сила агрессора функционально направляется издалека лишь на активное поражение объектов экономики и информационных ударов по всей его инфраструктуре.

Ставка на применение живой силы и массирование группировок наземных войск не вписываются в войну нового поколения и свидетельствуют о неготовности государства к такой войне. Начнут вытесняться, а точнее - отмирать современные общевойсковые формирования, обесценятся не только ядерное оружие, но и обычные коллективные средства вооружения. Поскольку по взглядам вероятного противника, в современных войнах не будет использоваться живая сила то, скорее всего, они не будут носить длительный затяжной характер. Весь процесс ведения войны будет протекать достаточно компактно по правилам, которые навязывает сильнейший - тот, кто в наибольшей мере подготовился к таким войнам.

Уничтожение вооруженных сил противника на базе сухопутных войск, неспособных вести новую войну, останется для стороны, сделавшей ставку на высокоточное оружие, не первоочередной, а одной из последующих задач войны. [7]

Следует подчеркнуть, что войны подобного характера вели США и их союзники по НАТО в Сербии (март - июнь 1999г.), Афганистане (2001-2002гг.), Ираке (2003-2004гг.), Ливии (2011-2012гг.), Сирии (2015-2021гг.). При этом следует отметить, что концентрация коалиционных сил носила значительный масштаб, а группировки насчитывали сотни тысяч человек. Нельзя исключить и такой вариант, когда расходование высокоточных средств и оружия на новых физических принципах для разгрома живой силы противника может в определенных ситуациях оказаться даже нецелесообразным. Если в значительной мере будут разрушены экономика, система государственного и военного управления, а также важнейшие военные объекты противника, то его устаревшие вооруженные силы прошлого поколения со временем просто потеряют боеспособность и неизбежно развалятся.

Агрессор, как показывает практика, еще накануне вторжения будет всецело стремиться к использованию созданных внутренних противоречий, массированно применяя диверсионно-разведывательные силы, созданные уголовно-террористические и повстанческие формирования, националистические структуры, а только потом по максимуму использовать всю имеющуюся в его распоряжении мощь развернутых группировок войск для конечного достижения целей войны [S].

Таким образом, в угрожаемый период и с началом войны следует ожидать противника в образе сложного конгломерата: высокоорганизованных, хорошо обученных и оснащенных современными образцами оружия формирований регулярных войск, их сил специальных операций и разношерстных как по организации, так и оснащенности иррегулярных, уголовно-повстанческих, религиозных и националистических банд.

В этой связи наряду с подготовкой и осуществлением ответно-встречных ударов авиацией и ракетными войсками, оборонительных и наступательных операций важную роль будут играть меры по противодействию силам специальных операций и иррегулярным формированиям, восстановлению внутренней стабильности и нейтрализации внутренних источников опасности российской государственности, что может быть обеспечено с введением на всей или части территории России режима военного положения. [9]

Библиогра фия:

1. Грищенко Л.Л. Современные угрозы национальной безопасности. Взгляды потенциального противника на развязывание и ведение современных войн. Методическая разработка учебного занятия. Академия управления МВД России. 2021. 50 с.

2. Демин Г.И. Факторы возникновения стихийного экстремизма. Интернаука. 2020. № 17-3 (146). С. 19-21.

3. Елагин А.Г. Некоторые законы безопасности и их характеристики. Труды Академии управления МВД России. 2020. № 4 (56). С. 15-22.

4. Национальная безопасность: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Экономическая безопасность» / Е.Н. Хазов [и др.]; под ред. Н.Д. Эриашвили, О.А. Мироновой, Е.Н. Хазова. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 2S7 с. - ISBN 978-5-238-02992-4. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=341874.

5. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 6S3 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (действующая редакция). [Электронный ресурс]. - URL:http://www.consultant.ru/.

6. Княжев В.Б. Место и роль МВД РФ в решении задач территориальной обороны страны (теоретико-правовой аспект). Балашиха: ВТУ при Спецстрое России, 2012.

7. Правовое обеспечение управления: учебник, под общей редакцией И.В.Лобанова, М.: ООО «Издательство КноРус», 2019.

8. Горохова С.С. Основные задачи государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности экономической деятельности М.: «Российская юстиция» № 4, 2019.

9. Конституция Российской Федерации. (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // [Электронный ресурс]. - URL:http://www.consultant.ru/.

References (transliterated):

1. Grishchenko L.L. Sovremennye ugrozy nacional'noj bezopasnosti. Vzglyady potencial'nogo protivnika na razvyazyvanie i vedenie sovremennyh vojn. Metodicheskaya razrabotka uchebnogo zanyatiya. Akademiya upravleniya MVD Rossii. 2021. 50 s.

2. Demin G.I. Faktory vozniknoveniya stihijnogo ekstremizma. Internauka. 2020. № 17-3 (146). S. 19-21.

3. Elagin A.G. Nekotorye zakony bezopasnosti i ih harakteristiki. Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2020. № 4 (56). S. 15-22.

4. Nacional'naya bezopasnost': uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po special'nosti «Ekonomicheskaya bezopasnost'» / E.N. Hazov [i dr.]; pod red. N.D. Eriashvili, O.A. Mironovoj, E.N. Hazova. - Moskva: YUNITI-DANA, 2017. - 287 s. - ISBN 978-5-238-02992-4. - Tekst: elektronnyj. - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=341874.

5. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31 dekabrya 2015 g. № 6S3 «O strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» (dejstvuyushchaya redakciya). [Elektronnyj resurs]. - URL:http://www.consultant.ru/.

6. Knyazhev V.B. Mesto i rol' MVD RF v reshenii zadach territorial'noj oborony strany (teoretiko-pravovoj aspekt). Balashiha: VTU pri Specstroe Rossii, 2012.

7. Pravovoe obespechenie upravleniya: uchebnik, pod obshchej redakciej I.V.Lobanova, M.: OOO «Izdatel'stvo KnoRus», 2019.

8. Gorohova S.S. Osnovnye zadachi gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v sfere obespecheniya bezopasnosti ekonomicheskoj deyatel'nosti M.: «Rossijskaya yusticiya» № 4, 2019.

9. Konstituciya Rossijskoj Federacii. (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // [Elektronnyj resurs]. - URL:http://www.consultant.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.