Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3310
441
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЙНА / ЗАЩИТА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Грищенко Леонид Леонидович

Материалы, представляемые в статье, являются авторским анализом современных угроз национальной безопасности России, которые выступают объективной реальностью с началом специальной военной операции. Давая оценку ситуации в мире, автор выносит тезис о том, что человечество переживает один из сложнейших этапов в развитии мирового сообщества, где ведущую роль по защите человека, общества и национальных приоритетов государств играют те страны, которые встали на защиту своих национальных интересов против засилья США и их сателлитов. Рассматривая современные взгляды агрессора на развязывание и ведение современной войны, в статье приводятся аргументы по изменению стратегии и тактики будущих вооруженных конфликтов, в которых России предстоит играть значительную роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Грищенко Леонид Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN THREATS TO RUSSIA’S NATIONAL SECURITY

The materials presented in the article are the author’s analysis of modern threats to the national security of Russia, which act as an objective reality with the beginning of a special military operation. Assessing the situation in the world, the author makes the thesis that humanity is going through one of the most difficult stages in the development of the world community, where the leading role in protecting people, society and national priorities of states is played by those countries that have defended their national interests against the dominance of the United States and its satellites. Considering the modern views of the aggressor on unleashing and waging a modern war, the article presents arguments for changing the strategy and tactics of future armed conflicts in which Russia will play a significant role.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ»

Современные угрозы национальной безопасности России

ГРИЩЕНКО ЛЕОНИД ЛЕОНИДОВИЧ,

профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях, доктор юридических наук, профессор Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: VVG_59@mail.ru

Modern Threats To Russia's National Security

GRISHCHENKO LEONID LEONIDOVICH,

Professor of the Department of Management of Internal Affairs Bodies in Special Conditions, Doctor of Law, Professor Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: VVG_59@mail.ru

УДК 323

Аннотация. Материалы, представляемые в статье, являются авторским анализом современных угроз национальной безопасности России, которые выступают объективной реальностью с началом специальной военной операции. Давая оценку ситуации в мире, автор выносит тезис о том, что человечество переживает один из сложнейших этапов в развитии мирового сообщества, где ведущую роль по защите человека, общества и национальных приоритетов государств играют те страны, которые встали на защиту своих национальных интересов против засилья США и их сателлитов.

Рассматривая современные взгляды агрессора на развязывание и ведение современной войны, в статье приводятся аргументы по изменению стратегии и тактики будущих вооруженных конфликтов, в которых России предстоит играть значительную роль.

Ключевые слова и словосочетания: анализ; современные угрозы; национальная безопасность; война; защита.

Annotation. The materials presented in the article are the author's analysis of modern threats to the national security of Russia, which act as an objective reality with the beginning of a special military operation. Assessing the situation in the world, the author makes the thesis that humanity is going through one of the most difficult stages in the development of the world community, where the leading role in protecting people, society and national priorities of states is played by those countries that have defended their national interests against the dominance of the United States and its satellites.

Considering the modern views of the aggressor on unleashing and waging a modern war, the article presents arguments for changing the strategy and tactics of future armed conflicts in which Russia will play a significant role.

Keywords and phrases: analysis; modern threats; national security; war; protection.

Объективная оценка обстановки в мире к началу XXI в. подтверждает тезис о том, что современное человечество переживает один из сложнейших этапов в раз-

витии. Имевшийся у человечества шанс на переход от глобальной конфронтации к стабильному миру население планеты не использовало. Более того, в сознание мирового сообщества

продвигается идея о единовластной роли США при установлении и поддержании порядка на планете. Таким образом, США отводит себе роль единственной сверхдержавы, которая может и должна устанавливать мировые правила и контролировать жизнь всех на планете. Для обеспечения своей гегемонии Вашингтон, как он полагает, вправе применять любые средства, вплоть до военных [2].

Попытки стран мирового сообщества обеспечить свою национальную безопасность, защитить интересы своих граждан, самим определять приоритеты развития встречают со стороны США активное противоборство. Более того, государства и народы, проявившие даже намек на самостоятельность, встречают агрессивный отпор. Так было с Югославией, в Ираке, Ливии, Сирии, Афганистане, Венесуэле и т. д.

Процесс подавления суверенитета России начался в начале 90-х гг. прошлого столетия после развала Советского Союза, когда политическая власть в стране была подчинена указаниям из Вашингтона, а население введено в состояние эйфории. Развал экономики, упадок сельского хозяйства, засилье иностранного капитала и товаров, лишение народа идеологической основы и национальной самобытности привело к началу XXI в. к частичной потери суверенитета и поставило страну в жесткую зависимость от иностранного диктата. Пределом терпения населения России стала попытка переписать не только историю, но и навязать нам чуждую идеологию, основанную на искажении объективных законов мироздания.

Сделанные усилия довести до мирового сообщества позицию России о национальном пути ее развития и многополярности мира, которые были осуществлены Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в выступлении на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 г., вызвали негативную реакцию в политических кругах США и их западных союзников [2]. Именно после этого выступления началась активная фаза подавления национальный интересов как в самой России, так и принижение ее роли в мировом плане. В конечном итоге мир получил ситуацию, поставившую человечество на грань мировой войны.

В концентрированном виде национальные интересы Российской Федерации и ее стратегические приоритеты были изложены в Указе Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». При этом специальная военная операция на Украине, начатая 24 февраля 2022 г., существенно рас-

ширила и состав, и структуру угроз, которые в значительной степени влияют на обеспечение безопасности личности, общества государства и всего человечества [7]. Следует подчеркнуть, что сегодня особую озабоченность наряду со сбережением населения России и всесторонним развитием человеческого потенциала, обеспечением обороноспособности страны, развитием государственной, общественной, информационной и экономической безопасности вызывает потребность обеспечить отечественное научно-технологическое развитие. Немаловажное значение имеет экологическая безопасность, рациональное и бережливое природопользование, защита и охрана традиционных духовно-нравственных ценностей. Одним из основных направлений в настоящее время для населения России становится сохранение исторической памяти и национальной культуры1, которое выходит на ведущее место в вопросах обеспечения нового мироустройства, основанного на признании и уважении национальных и культурных основ всех народов, населяющих планету.

Значительное место в современной системе безопасности, в частности для Российской Федерации, приобретает парирование угроз и обеспечение возможности государства создать условия для жизни и развития своих граждан, в том числе на территориях, которые вошли в состав России после подписания 30 сентября 2022 г. Президентом России и главами республик и областей соответствующих документов о вступлении в состав России территорий двух республик (Донецкой и Луганской народных республик) и двух областей (Херсонской и Запорожской областей)[8].

Следует отметить, что США и ряд государств Запада предпринимают отчаянные попытки для сохранения своего доминирования на мировой арене. С этой целью на территории Украины создан центр по противодействию России, в котором основное место отведено националистической идеологии и военной подготовке. При этом, формируя профашистское государство, США и его сателлиты осуществляют бешеную накачку населения Украины оружием, средствами осуществления террора, идеологической диверсионной работы. То есть к концу 2022 г. Россия столкнулась с ситуацией, когда ей противостоит мощнейшая политическая, военная, идеологическая, информационная, экономическая, дипломатическая система, построенная на принципах подавления и уничто-

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

жения неугодных стран и режимов (примерами последних лет являются Югославия, Ирак, Ливия, Сирия, Афганистан).

Сосредоточив против России огромный политический, экономический, военный и идеологический потенциал, США ввели в действие различные приемы и способы, которые в настоящее время, хотя по форме не являются чем-то новым, по содержанию приобрели существенные особенности.

Проведенный политический, экономический и военный анализ ситуации, сложившейся в настоящее время вокруг России, дает нам возможность определить главные угрозы внешнего порядка, которые и сейчас и в ближайшей перспективе могут являться актуальными и потребуют пристального внимания от России. К таковым могут быть отнесены:

— постоянное стремление военно-политических сил США наделить находящиеся под их контролем силовые (военные) структуры (НАТО, AUKUS) расширенными функциями, правами и возможностями, которые должны простираться на всей территории земного шара;

— активная работа по дестабилизации политической, экономической, социальной, межнациональной и т. д. обстановки в отдельных регионах земного шара, которые объявляются территориями жизненно важных интересов для США и государств Запада либо не соответствующими стандартам, предъявляемым со стороны англосаксонской общности;

— постоянное наращивание (передислокация в начале октября 2022 г. 101-й воздушно-десантной дивизии США («Кричащие орлы») в Румынию и ее развертывание у границ Украины) и маневры военных контингентов стран НАТО как у границ России, так и на территориях, граничащих с нашими союзниками (учения НАТО с использованием самолетов с ядерными муляжами «Стойкий полдень» («Steadfast Noon») с участием 14 стран), с развертыванием на приграничных с Россией территориях военных баз и полигонов, размещением ударных комплексов ракет средней и меньшей дальности, ядерных систем, систем высокоточного оружия, радиолокационных станций и станций разведки;

— исторически создавшиеся и вновь появившиеся территориальные претензии к России, осуществление мер по созданию напряженности на таких территориях (Крым, ДНР, ЛНР, Херсонская, Запорожская и Калининградская области, Курильские острова и т. д.);

— нарушение ранее заключенных международных договоров в области обеспечения безопасности, ограничения и сокращения воору-

жений («О ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности», «Об ограничении систем противоракетной обороны», «Об обычных вооруженных силах в Европе» и т. д.);

— применение частных военных компаний в вооруженных конфликтах как в районе проведения специальной военной операции, так и в других горячих точках планеты (Academi, DynCorp, Greystone Limited — США, Erinys — Великобритания и др.) [12];

— активная подготовка военных континген-тов, нацеленных на противостояние с Россией, на базах и учебных полигонах стран Запада, оснащение их современным оружием, средствами разведки, коллективной и персональной защиты (в октябре 2022 г. ряд государств Евросоюза подтвердили свое решение осуществить военное обучение пятнадцати тысяч военнослужащих Украины на военных базах в Германии, Польше, Чехии, Франции и Великобритании) [5];

— латентное использование специалистов и военных профессионалов армий стран НАТО в боевых действиях как на востоке Украины, так и в других регионах мира (по независимым оценкам, проведенным специалистами Центра политической информации, с началом специальной военной операции численность иностранных наемников и инструкторов на юго-востоке Украины составляла от 5 до 10 тыс. человек) [6];

— постоянное поддержание напряженности и стимулирование военных конфликтов в государствах, бывших республиках Советского Союза (Нагорный Карабах в Азербайджане, Приднестровье в Молдове, Южная Осетия и Абхазия в Грузии) а также провокационные действия, направленные на разжигание межнациональных, межконфессиональных, социальных конфликтов внутри России (признание парламентом Украины суверенитета Чеченской Республики Ичкерии [11]);

— масштабное распространение с проникновением на территорию России международного терроризма, включая подготовленных и прошедших профессиональную подготовку боевиков Аль-Каиды, ИГИЛа, Исламского джихада, Талибана и т. д.;

— стимулирование и обеспечение роста сепаратизма, насильственного религиозного экстремизма и его всесторонняя поддержка;

— совершенствование взглядов и подходов стран Запада (прежде всего входящих в НАТО) на развязывание и ведение современной войны. Как показывают исследования и анализ современной военно-политической ситуации, в настоящее время против России подготовле-

на и реализуется совершенно новая концепция ползучей агрессии с поднятием максимальных «ставок» (угрозы от использования «грязной бомбы» до полномасштабного применения ядерного оружия) [9].

Значительной особенностью современных угроз становится отсутствие границы между состоянием войны и мира. Население планеты, пожалуй, впервые в истории столкнулось с положением, при котором невоенные методы и средства могут обеспечить достижение агрессивных целей с гораздо большей эффективностью, чем апробированные традиционные методы и средства классической войны. Достаточно угрозными для России стали масштабные санкции, вводимые Западом по поводу и без повода.

При этом следует согласиться с мнением военных ученых и практиков, которые утверждают, что исключительно ненасильственными средствами обеспечить окончательную победу в современных условиях не представляется возможным. Любая агрессия, начинаемая и проводимая против независимого государства, в конечном итоге завершается территориальной военной экспансией, экономическим порабощением и обращением населения в трудовой потенциал оккупанта. В данных обстоятельствах государство (группа государств, коалиция), ведущее агрессивную захватническую войну, может решать свои задачи через применение военной силы в самом широком диапазоне.

Потенциальное развитие таковой ситуации следует проследить на примере специальной военной операции на Украине. Если изначально США удалось консолидировать страны Западной и Восточной Европы и создать целостный альянс (под эгидой НАТО и Евросоюза) по проведению гибридной войны против России, то в дальнейшем Запад планирует шантажом и угрозами создать вокруг России целостный пояс негативно настроенных к нам стран на Востоке и Юге и заключить страну в полную изоляцию при потенциальном сценарии развязывания крупномасштабной мировой войны. Следует отметить, что, несмотря на все громкие заявления о готовности армии США защищать «европейскую демократию» (21 октября 2022 г. в интервью телеканалу СВ8 заместитель командира 101-й воздушно-десантной дивизии Сухопутных войск США Джон Любас и командующий второй бригадой дивизии Эдвин Мат-таидесс заявили о готовности войти на территорию Украины [10]), Пентагон не торопится реализовать эти планы.

Как показывает исторический анализ, США будет стремиться втянуть в военный конфликт своих сателлитов, среди которых всегда найдут-

ся страны, готовые выполнять любые прихоти «хозяев». Достаточно обратить внимание на потуги Польши и стран Балтии не только в агрессивной риторике, но и готовности «до последнего поляка, эстонца, латыша, литовца и т. д.» услужить суверену. В создаваемую очередь выстраиваются Германия, Франция, Чехия и другие страны Евросоюза.

При этом в современной войне и войнах будущего основная роль может и будет отдаваться не только значительным по составу и количеству сухопутным силам, а так называемому оружию на новых физических свойствах, имеющему потенциал высокоточного оружия. Войны нового поколения объективно станут отличаться от ранее проводимых еще и тем, что они будут вестись с применением бесконтактного способа. Вся сила и мощь современных вооруженных сил, как правило, применяется из удаленных территорий и будет направлена на поражение прежде всего объектов экономики, энергетики и инфраструктуры.

Разгром армии противника, которая оказалась неспособной вести современную войну по вновь апробированным правилам, становится для современного агрессора не первоочередной, а одной из последующих задач в войне.

Более того, противник еще накануне вторжения будет активно проводить мероприятия по использованию результатов информационной, идеологической войны мирного времени через активизацию внутренних противоречий, используя диверсионно-террористические силы, повстанческие формирования, националистические структуры, и только затем по массированному применению всей имеющейся в его распоряжении мощи развернутых и подготовленных группировок войск для реализации достижения целей войны. Основные усилия со стороны противника будут сосредоточиваться на дезорганизации государственного и военного управления, срыве стратегического развертывания вооруженных сил и других войск, захвате стратегической инициативы.

Среди основных компонентов военной стратегии вероятного противника не следует забывать и о концепции глубокого удара, которая продолжает занимать главенствующее положение и активно внедряться в оперативную подготовку войск последних лет. Военные действия, согласно указанной концепции, могут начаться с нанесения массированных ави-ационно-ракетных ударов на всех стратегических направлениях и развертывания ударных группировок в приграничных районах. Не исключается возможность проведения воздушной наступательной операции с началом выдвиже-

ния группировок войск в районы оперативного предназначения.

По-видимому, следует ожидать, что в этих условиях сухопутные группировки агрессора, реализуя результаты глубокого огневого поражения, будут стремиться не столько вытеснить противника с фронта, сколько охватить его по воздуху путем высадки самостоятельных десантов от каждой инстанции в ее же зону боевого воздействия (чаще в зону подчиненной инстанции) и путем засылки в промежутки и разрывы боевых порядков противника для проведения рейдов. Их действия будут согласовываться с планами (по месту, времени, средствам, способам) огневого поражения высокоточным оружием и деятельности диверси-онно-террористических групп и иррегулярных формирований [3, с. 53—61].

Необходимо отметить, что внешние угрозы сегодня могут быть усилены внутренними опасностями, к которым следует отнести:

а) использование противником сепаратистских и экстремистских организаций для того, чтобы осуществить насильственное изменение конституционного строя России;

б) активизацию внутренних и внешних факторов на подрыв суверенитета государства, его территориальной целостности;

в) дезинтеграцию, дезорганизацию и осуществление мер по нарушению функционирования работы органов власти, информационной инфраструктуры, средств обеспечения связи и коммуникаций;

г) создание вокруг страны потенциальной агрессии такой военно-политической обстановки, которая принудит руководство государством применить военную силу либо внутри страны,

либо для защиты суверенитета и территориальной целостности от потенциальной внешней агрессии;

д) попытки воспрепятствовать с использованием современных коммуникативных средств работе структуры государственного и военного управления, нарушения в функционировании ее стратегических ядерных сил, глобальной и региональным системам предупреждения о ракетном нападении, контроля за космическим пространством, объектов атомной энергетики, химической промышленности и других потенциально опасных объектов;

е) переброска из-за рубежа созданных, подготовленных по стандартам НАТО диверси-онно-террористических групп, незаконных вооруженных формирований, активизация и обеспечение их деятельности на территории России;

ж) сосредоточение и демонстрация военной силы государств блока НАТО, проведение учений и маневров на территориях, сопредельных с Российской Федерацией, или ее союзников, с провокационными целями [4, с. 248—251].

Как показали исследования и современная практика, сложившаяся в настоящее время, ситуация вокруг России и внутри страны предопределяет изменение в подходах к обеспечению национальной и военной безопасности. С точки зрения военной безопасности принцип отражения агрессии в удаленных районах вне государственной территории России следует заменить на новый — организацию обороны и отражение агрессии преимущественно собственными силами в пределах национальных границ с опорой на политический, экономический и военный потенциал страны и ее народа.

Список литературы:

1. Блинкен рассказал об идее мирового господства США. URL: https://www.ntv.ru/novosti/ 2728599/ (дата обращения: 19.10.2022).

2. Выступление Президента России Владимира Путина на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 года. URL: https://iz.ru/ news/321595 (дата обращения: 19.10.2022).

3. Грищенко Л. Л., Грищенко В. В., Корабель-никова Ю. Л. Обеспечение безопасности человека, общества и государства в современном мире: монография. Москва, 2022.

4. Грищенко Л. Л., Улыбышев Р. В. К вопросу об обеспечении национальной безопасности России // Право и государство. 2021. № 9 (201).

5. ЕС организовывает масштабное обучение для 15 тысяч украинских бойцов. URL: https:// m.ura.news/news/1052594547 (дата обращения: 24.10.2022).

6. На территории Украины тысячи инструкторов и наемников из стран НАТО. URL: https://mosmonitor.ru/articles/polytic/na_ territorii_ukrainyi_ tyisyachi_ instruktorov_i_ naemnikov_iz_stran_nato/ (дата обращения: 19.10.2022).

7. Обращение Президента Российской Федерации В. В. Путина о начале специальной военной операции. URL: https://m2mrussianews.ru/news/3131114/ obraschenie-prezidenta-rossii-o-nachale-spetsialnoj-voennoj-operatsii-video-i-

stenogramma-rechi-vlad.html (дата обращения: 19.10.2022).

8. Ратифицированы договоры и приняты законы о вхождении в состав России ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. URL: http://duma.gov.ru/news/55407/ (дата обращения: 19.10.2022).

9. США, Британия и Франция не поверили предупреждениям о применении Украиной «грязной бомбы». URL: https://news.mail. ru/ politics/ 53594884/?frommail=1&utm (дата обращения: 24.10.2022).

10. США перебросили в Румынию 101-ю десантную дивизию: ее командиры за-

явили о планах войти на территорию Украины. URL: https://russian7.ru/post/ ssha-perebrosili-v-rumyniyu-101-yu-desantnu/ (дата обращения: 24.10.2022).

11. Украина признала суверенитет Ичкерии. URL: https://news.ru/europe/ukraina-priznala-suverenitet-ichkerii/ (дата обращения: 19.10.2022).

12. Частные военные компании и война на Юго-Востоке Украины. Центр стратегической конъюнктуры. URL: http:// conjuncture.ru/ (дата обращения: 24.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.