Применение инструментального (полиграфного) метода для познания идеальных следов преступления (психологические аспекты
проблемы)
Преподаватель М.Н.Корчагин Брянская специальная средняя школа
милиции
В современных условиях борьбы с преступностью перед следственно-оперативными подразделениями постоянно возникает проблема собирания полной и достоверной информации, имеющей значение для раскрытия и расследования преступлений (4). Анализ практики показывает, что для решения, этой проблемы требуется как совершенствование действующей нормативно-правовой базы, так и внедрение новейших достижений естественных и технических наук для получения от человека (как основного носителя "личностной информации"*) значимых сведений ддя раскрытия преступлений. Необходимо отметить, что для решения этой задачи требуются не только юридические знания и умения использования традиционных криминалистических средств и методов, но и определенные познания, базирующиеся на современных достижениях психологии, психофизиологии, психодиагностических инструментальных технологий, возможности которых могут быть эффективно использованы для получения дополнительной информации от человека.
Познавательная деятельность — это не только мысленное оперирование определенной совокупностью фактических данных, но и процесс собирания необходимой информации. Познание при раскрытии преступлений имеет опосредствованный характер. Ни оперативный сотрудник, ни следователь, как правило, непосредственно не воспринимают события преступления. Это обстоятельство приводит к тому, что значительная масса фактов познается опосредованно, через свидетельства других лиц, которые воспринимали элементы преступного события или обладают значимой для раскрытия преступления информацией. Цель познания при раскрытии преступлений предполагает многоэтапную деятельность по получению самой различной по форме и содержанию информации, в том числе и личностной, а не только собирание доказательственной информации.
* Под "личностной информацией" понимается совокупность индивидуальных данных, отображающих информационно-структурные свойства личности (в том числе психофизиологические, вербальные и невербальные информационные "сигналы" (сведения) поведения).
Традиционно считается, что основная проблема получения достоверной информации от человека об отображенных в его сознании (памяти) "идеальных следах" прошлого взаимодействия заключается в недоступности для непосредственного восприятия этих психических про- * цессов. А между тем, Л.Б.Филонов пишет: "Это такие же следы со всеми присущими следам особенностями и специфическими закономерностями возникновения. Как и все следы, их можно восстановить, оживить, зафиксировать и обработать... С ними можно работать точь-в-точь так же, как рабо тают со всеми латентными следами, только здесь нужен особый "проявитель" для того, чтобы они стали отчетливыми, нужны особые средства и особые способы работы с личностью, которая может раскрыть эти следы" (8).
Человек, вооруженный современными научно-техническими средствами и методами, может значительно расширить свои познавательные возможности, в том числе и по исследованию "идеальных следов" преступления. Как показывает зарубежный и отечественный опьгг, такую возможность может предоставить полиграфный метод (1, 9).
Согласно психофизиологическим исследованиям, психическая форма отражения представляет собой сложный умственный процесс запечат-ления события в сознании (памяти) человека. Запечатленная информация позволяет воспроизводить прошлый опьгг, устанавливать взаимосвязи между явлениями, событиями, объектами (6).
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, знания, опыт взаимодействия с внешними событиями и наши реакции на эти события оставляют определенный-"след", который сохраняется, закрепляется, а при необходимости и воспроизводится. Эти высшие психические процессы в специальной литературе принято называть памятью.
Анализ психофизиологических параметров состояния человека предполагает изучение фактов образования так называемых аффективных комплексов: способности предмета аффекта управлять сознанием, вызывать переживания всей гаммы чувств и отношений, связанных с аффективным воздействием, при оживлении эмоциональных "следов" памяти. Особенностью аффекта — стремительно протекающего эмоционального процесса взрывного характера — является снижение способности человека к сознательному волевому контролю действий. Эти психофизические процессы являются предметом специального исследования прикладной психологии.
Следовательно, благодаря саморегулирующему влиянию сознания и принципу обратной биологической связи можно получить от человека психофизическую информацию о его прошлом опыте и отношении субъекта к исследуемому событию. Эти процессы с помощью инструментальной (полиграфной) психодиагностической методики можно объектизировать и исследовать.
Современные научные исследования подтверждают факт тесной взаимосвязи между пси-
хической и физиологической деятельностью организма человека. В памяти человека сохраняются "информационные следы" от процессов прошлых возбуждений (взаимодействий), которые обладают эмоциональным информационно-энергетическим "зарядом" воспоминаний о пережитом ранее, что находит выражение в физиологических реакциях на соответствующие раздражители прошлых событий. Чем более значимо для субъекта событие, которое он вспомнил, тем более ярко выражаются изменения в динамике психофизических реакций (показателей) на значимые раздражители. Необходимо отметить, что эти показатели проявляются непроизвольно, независимо от воли и желания человека. Как показывает практика, поведенческие реакции целесообразно изучать и использовать для получения дополнительной информации от человека в процессе раскрытия преступлений.
Преступление как особая разновидность человеческой деятельности характеризуется и особым (аффектным) психическим состоянием, при котором в сознании человека происходит процесс формирования информации о совершенном преступлении, обладающий энергетическим "зарядом" потребности к действию, что находит специфическое отражение и в поведении.
После совершения тяжкого преступления вменяемое лицо осознает, что своим деянием нарушило закон, и психически готовится (ожидает) к наказанию. При подавлении нежелательной информации человек может внешне выглядеть спокойным, но организм, чтобы оставаться в норме, продолжает расходовать свои ресурсы, что побуждает мобилизоваться и реагировать (отвечать) на эти раздражители защитными психофизиологическими реакциями. Сила реакций систем организма во многом зависит как от субъективного отношения человека к ситуации, так и информационного содержания (значения) события или его элементов для жизнедеятельности.
Наличие взаимосвязи между реальным объектом (событием) и отображенной в сознании идеальной моделью объекта (события) как осознание субъектом прошлого опыта взаимодействия и выражение этого опыта в изменениях динамики психофизических показателей систем организма, позволяет эти поведенческие выражения инструментально фиксировать и изучать.
При разработке методов исследования с использованием специального технического средства — полиграфа ("детектора лжи") в основном используются принципы условно-рефлекторной реакции со всеми известными звеньями рефлекторной дуги, описанной еще Р.Декардом:
1) восприятие раздражения;
2) анализ его в центральной нервной системе;
3) ответная (обратная) реакция (3).
Рефлекторный механизм, фиксирующий обратную биологическую связь, объясняет идеомо-торные реакции и действия эмоций на функции вегетативной системы, которые не поддаются обычно сознательному контролю человека. Обратная связь с данном случае — психический
механизм реагирования организма на воздействия внешней среды.
Если мы хотим выяснить, почему, например, замедлился пульс, изменились кровяное давление или глубина дыхания, то должны использовать как средства фиксации изменений психофизиологических параметров организма, так и провести специальные сравнительные исследования полученных результатов. Полиграфный метод позволяет нам делать и то и другое.
В ходе процедуры опроса с использованием полиграфа специалист (5), моделируя ситуацию расследуемого события преступления, использует в качестве носителей информации раздражители (предметы, рисунки, тестовые вопросы и др.), которые обладают значимыми сведениями о факте взаимодействия, содержание которого может быть известно только причастному к преступлению лицу. Тогда обычный "набор" эмоций, присущий человеку в неадекватной ситуации — удивление, сомнение, разочарование и другие, уступает место эмоциям беспокойства, тревоги, страха, которые уже служат средством мобилизации организма для преодоления возникающей опасности.
В соответствии с законами психофизиолоши, характер возникающей эмоции в значительной мере зависит от субъективного отношения (восприятия) человека к ситуации, прошлого опыта, что и определяет физиологическую активизацию (усиление деятельности) систем организма и направленность эмоций. Практические ситуации показывают, что лишь немногие способны при любых обстоятельствах сохранять (хотя бы внешне) невозмутимое спокойствие.
В подобной ситуации причастный к преступлению человек, возвращаясь (мысленно воспроизводя) в моделируемую ситуацию, в которой он уже был, и осознавая возникшую опасность разоблачения, испытывает эмоциональное напряжение (чувства тревога, страха и др.). Состояние неопределенности, недостаточное количество информации для адекватной реакции, желание (потребность) найти способы решения возникшей проблемы усиливают отрицательное эмоциональное напряжение и вызывают активизацию систем организма для преодоления возникшей ситуации.
В учебных пособиях по тактике следственных действий многократно подчеркивается необходимость обращать внимание на соответствие содержания рассказа (показаний) и поведенческих реакций (мимики, жестов, интонации, психофизических проявлений). В случае их несоответствия И рассогласования рекомендуется применять тактические приемы воздействия на допрашиваемого для получения правдивых показаний, а также "двойное наблюдение", когда, как указывает А.Р.Ратинов, "...один следователь допрашивает, а другой — только визуально наблюдает и регистрирует происходящее, после чего результаты соотносятся с отмеченными реакциями обвиняемого..." (7).
По нашему мнению, полиграфный метод позволяет решить эту проблему не интуитивно, а на более высоком, научно-техническом уровне.
С помощью полиграфа во время допроса, фиксируя обратную взаимосвязь (наличие или отсутствие изменений в динамике физиологических реакций на раздражители), осуществляют техническое обеспечение мероприятия. Все изменения в динамике психофизических показателей путем применения датчиков и приборов полиграфа автоматически фиксируются и трансформируются в графические системы, доступные для сравнительного исследования.
Сравнительное исследование результатов использования полиграфа представляет специальное познание "идеальных следов" преступления, отображенных в сознании и хранящихся в "банке данных" памяти. В то же время необходимо отметить, что осуществляется с помощью полиграфа не процесс "отгадывания мыслей", а трудоемкая процедура, включающая несколько этапов по подготовке, проведению, оценке, а также оформлению полученных результатов. Содержание полиграмм можно рассматривать как специальный информационный сигнал (источник), способствующий получению данных об осьедом-ленности лица как о самом событии преступления, так и о деталях его совершения; о значимости исследуемого события для опрашиваемого, что в совокупности с иными сведениями дает основание для конкретных умозаключений, выдвижений версий по делу.
Как показывает отечественная практика (2), полиграфный метод изучения поведения личности предоставляет возможность познания психической деятельности (прошлого опыта) субъекта, получения данных об объектах — носителях доказательственной информации и причастных к событию преступления лиц, что обеспечивает более эффективное использование имеющихся сил и средств в борьбе с преступностью.
Литература ^
1. Игнатов C.B. Использование полиграфных устройств в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. УМЦ, при ГУК МВД России. — М., 1992. -С.11-14.
2. Корчагин М.Н. Еще раз о полиграфе // Вестник МВД России. — 1994. — №4.
3. Ленецкий МЛ. Внушение и мы. — М., 1983. — С.43-44.
4. Материалы Всероссийского учебно-методического сбора руководителей органов внутренних дел и командного состава внутренних войск // Вестник МВД России. — 1996. — №1.
5. Приказ МВД России №437: Дсп от 28.12.1994 "Об утверждении Инструкции о порядке использования полиграфа при опросе граждан".
6. Рубиштейн CJI. Основы общей психологии. — М., 1989. - Т. 1. - С. 13.
7. Следственные действия / Под ред. Б.П.Смаго-ринского. Учеб. пос. УМЦ МВД России. — М., 1994. — С.157.
8. Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемых обстоятельств. — М., 1979. — С. 4.
9. Фергерсон P.M. Методическая модель использования полиграфа в системе правоохранительных органов // Polygraph, 1987 / Пер. с англ. ВЦП. №Я-06735. -М., 1991.-С. 2-13.
Нетрадиционные методы получения информации в раскрытии преступлений
Кандидат медицинских наук А. И. Скрыпников, доктор медицинских наук, профессор
Л.П.Гримак ВНИИ МВД России
Существует периодическая закономерность обострения интереса в обществе в целом и в структурах, ведающих раскрытием преступлений, к нетрадиционным способам получения оперативной информации. Ситуация не только у нас в стране, но и во всем мире характеризуется именно этой особенностью: возобновляются попытки оценить оперативную ценность информации, полученной нетрадиционными способами, получить доступ к уверенному управлению состояниями, в которых открываются экстрасенсорные способности человека и, наконец, осмыслить физическую сущность процессов, лежащих в основе этих явлений.
Под неординарными методами получения информации в данном случае подразумеваются сведения, поступающие к человеку внечувствен-ным образом в форме ясновидения или же в виде различным образом проявляемого ответа на мысленно задаваемый оператором-искателем вопрос. Характер ответа отражается на состоянии используемого при этом индикатора (биолокационной рамки, маятника) или на содержании автоматического письма. Одной из форм ясновидения является телепатия —'знание одним лицом мыслей другого лица, полученное без какого-либо контакта, осуществляемого с помощью органов чувств.
Первый получивший широкую известность в Европе "достоверный и докумеЕггально подтвержденный" случай использования в криминалистике экзотического способа поиска зафиксирован в 1692 г. в Лионе. По просьбе городских властей некий Якуб Аймар с помощью "волшебной лозы" предпринял поиск преступников, совершивших убийство виноторговца и его жены. Вначале он обнаружил в городе одного из убийц и орудие преступления (топор), а затем, держа в руке свою лозу, совершил переход в сорок миль и вышел на второго убийцу, который также был схвачен (1).
Уже в наше время, в 1921 г. по инициативе служащего венской полиции Убальда Тартаруги в Вене был создан Институт телепатических исследований в криминалистике, деятельность которого выходила за пределы Австрии. В 30-х годах была организована кафедра парапсихологии при одном из старейших учебных заведений мира — Утрехтском университете (Нидерланды). Ее руководителем стал В.Тенгаефф.