УДК 612.821
К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ПОЛИГРАФА
Ю.Г. Хлоповских
В статье представлены психологические и психофизиологические теории, составляющие методолого-теоретические основы психофизиологического обследования с использованием полиграфа; отражены механизмы психофизиологических явлений, лежащих в основе прикладных методов использования полиграфа.
Ключевые слова: методолого-теоретические основы, психофизиологическое обследование, полиграфная проверка, детекция лжи.
Проведение полиграфных проверок позволяет решить широкий круг задач в различных сферах. Целесообразно, а зачастую и необходимо, использование полиграфа при отборе кандидатов на государственную службу, на производство, в ходе проведения расследований преступлений, при осуществлении служебных проверок и т.п. Накоплен значительный опыт применения полиграфа в оперативно -розыскной деятельности,
судопроизводстве, для обеспечения кадровой и национальной безопасности. Долгое время в нашей стране детекция лжи с применением полиграфа использовалась лишь узким кругом лиц и была направлена на решение ограниченного спектра задач. Разработкой методов полиграфной проверки занимались специалисты 30-й лаборатории КГБ СССР (специальной лаборатории психофизиологических
исследований),
В настоящее время полиграфная проверка становится неотъемлемой частью кадровой работы, судопроизводства, оперативно-розыскной деятельности. Вместе с тем, множество вопросов относительно методологических и теоретических оснований психофизиологического обследования с использованием полиграфа остаются открытыми, что служит основанием для сомнений в эффективности его применения, надежности получаемых данных.
Методология и теория
психофизиологического обследования составляют основу его практической реализации и делают получаемые с помощью полиграфа данные научно обоснованными. Важно отметить, что на теоретико-методологическом уровне
прослеживается теснейшая связь теории и практики полиграфной проверки с психологической наукой и практикой.
Методы выявления лжи существовали еще в Древнем мире. Они основывались на житейской психологии, обыденных наблюдениях и носили примитивный характер. К примеру, в Китае обвиняемый в преступлении помещал в рот
горсть сухого риса. Если после услышанного обвинительного приговора он мог полностью выплюнуть рис, его оправдывали. Основанием такого примитивного и крайне неточного метода детекции лжи служит, активация симпатической нервной системы при стрессе: если человек виновен, он испытывает выраженную тревогу, от которой пересыхает во рту, соответственно выплюнуть рис трудно. При этом не учитывалось, что невиновный человек тоже может испытывать страх, что ведет к аналогичной реакции симпатической нервной системы.
Первые систематизированные
заключения относительно телесных реакций как признаков эмоций принадлежат древнеримскому врачу Галену. Он заметил изменения, происходящие в частоте и ритмичности пульса пациента при упоминании об эмоционально значимом для него объекте.
Испытывая значительное физическое напряжение или эмоциональное возбуждение, человек может отчетливо ощущать свое тело и происходящие в нем изменения. В обычных же условиях протекающие в организме процессы остаются неосознанными. Выполнение любого действия требует сложного согласования функций организма, однако эта регуляция осуществляется мозгом без всякого сознательного участия со стороны человека. Влияние этих процессов организма на поведение и осознаваемые психические явления изучает психофизиология, акцентирующая внимание на телесных изменениях, с которыми связаны душевные переживания, эмоциональные реакции [4].
На протяжении всей истории прикладного использования психофизиологического
обследования для выявления лжи и скрываемой информации специалисты предпринимали и продолжают предпринимать попытки научно обосновать сложные процессы, происходящие в психике и организме человека в ходе психофизиологической проверки.
Во всем множестве теоретических подходов к детекции лжи можно выделить две
группы: теории, опирающиеся на мотивационные и эмоциональные факторы как важнейшие детерминанты психофизиологической
дифференциации, и теории, базирующиеся на когнитивных процессах.
Пожалуй, наиболее авторитетной сегодня является относимая к первому классу «теория угрозы наказания» (А. Моссо). Суть ее заключается в том, что лицо, тестируемое с помощью полиграфа, боится проверки; если данное лицо отвечает ложно, испытываемый страх разоблачения порождает выраженные физиологические реакции. Следует признать определенную уязвимость этой теории: скептики и противники использования полиграфа справедливо отмечают, что согласно этой теории, полиграф скорее выявляет страх перед проверкой, нежели ложь как таковую. Кроме того, не все психофизиологические реакции обусловлены действием именно симпатической нервной системы: например, часто наблюдаемое при проверке на полиграфе снижение частоты сердечных сокращений, возникающее в ответ на предъявление значимых для обследуемого вопросов, определяется реакциями не симпатической, а парасимпатической нервной системы [6]. Существуют и другие факты, обусловливающие скептическое отношение к теории угрозы наказания.
К числу теорий, опирающихся на мотивационные и эмоциональные факторы, относятся еще несколько концепций. Теоретическими основаниями одной из этих теорий являются взгляды отечественного психолога А.Р. Лурия, изучавшего состояния аффекта у преступников. Обобщив значительный массив экспериментальных данных, он заключил следующее: совершив преступление, индивид испытывает психическую травму. Необходимость скрывать сам факт этой травматической ситуации и страх разоблачения детерминируют у преступника состояние острого аффективного напряжения. Чем более тяжким является совершенное преступление, тем ярче выражен аффект и тем больше сил требуется для его подавления. Признание преступником своей вины служит средством снятия напряжения и разрядки аффективного тонуса, вызывающего непереносимый конфликт. Соответственно, можно судить о психофизиологической значимости этого признания для возвращения личности в относительно нормальное состояние [2].
Теория аффекта (А.Р. Лурия) была модифицирована американскими
исследователями в «теорию конфликта» (Г. Борланд, Д. Рэскин), в соответствии с которой значимые изменения на физиологическом уровне будут возникать при одновременной активации двух противоположных тенденций: общей тенденции говорить правду и попытки скрыть
информацию (солгать) в отношении конкретной ситуации [5].
К числу мотивационно-эмоциональных теорий детекции лжи относят и условно-рефлекторную теорию, базирующуюся на учении И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. В основе теории - представление о том, что дифференцированное физиологическое
реагирование на критические вопросы обусловлено прошлым опытом обследуемого. Чем серьезнее совершенное преступление, тем более выражены реакции, вызванные критическими вопросами. Эта теория еще более уязвима и неоднозначна, по сравнению с теорией конфликта, что подтверждается результатами лабораторных экспериментов.
Вторая группа теорий детекции лжи опирается на когнитивные факторы, связанные с восприятием и переработкой стимулов, которые предъявляются обследуемому в ходе полиграфной проверки. К числу этих теорий относится «теория активации», в соответствии с которой детекцию обусловливают разные по активационной силе стимулы.
Экспериментальное обоснование теории опирается на понятие «знания виновного» (Д. Ликкен, 1959). Суть заключается в том, что признак преступления будет иметь особое значение только для виновного субъекта, вызывая более сильный ориентировочный рефлекс по сравнению с другими. Для субъектов, не обладающими знаниями виновного, все темы тестирования будут равнозначны, вызывая обыкновенные ориентировочные рефлексы, угасающие при повторениях.
Этим и определяется «когнитивный» элемент теории активации - акцент делается по большей части на том факте, что индивиду известна некая информация, нежели на испытываемых им эмоциях, страхах, связанных с ложью Теория активации не нашла широкого признания среди полиграфологов, показав свою действенность лишь в лабораторных экспериментах.
Указанные теории не исчерпывают попытки отечественных и зарубежных ученых и практиков создать надежную теоретическую основу метода психофизиологического обследования с использованием полиграфа. Так, помимо названных выше, выделяют теорию дихотомизации (Т. Бен-Шахар); теорию количества информации (Р. Хеслгрейв); теорию психологической установки (Д.Н. Узнадзе); теорию активации следов памяти; информационную теорию (П.В. Симонов); теорию когнитивного диссонанса (Л. Фестингер); двухфакторную теорию эмоций (С. Шехтер, С. Валлинс); потребностно-информационную
теорию; и др. (Л.Г. Алексеев, А.Б. Пеленицын, А.П. Сошников) [1, 3].
При этом ученые и специалисты не могут выдвинуть некую единую теорию, описывающую природу психофизиологических реакций и в целом весь спектр явлений, сопровождающих обследование с использованием полиграфа. К таким выводам пришли ведущие специалисты США, Израиля, Канады [1].
Разработка методологически и теоретически обоснованной «теории полиграфа» требует проведения фундаментальных теоретических и прикладных исследований, основанных на современных достижениях психологии, физиологии, психиатрии, медицины и других наук.
Необходимость интеграции
существующих научных представлений и концепций подчеркивают, в частности, А.Б. Пеленицын, А.П. Сошников [1, 3].
Ключевым фактором для подобного рода интеграции признается внимание. «Именно эта функция обладает выработанной в ходе эволюции непосредственной и устойчивой связью с активностью вегетативной нервной системы организма, контроль которой осуществляется с помощью полиграфа. Как показывает огромное количество исследований, изменение уровня внимания всегда сопровождаются предсказуемыми реакциями в различных физиологических системах. Состояние и динамика внимания обследуемого лица - вот то психическое явление, которое оказывает определяющее влияние на эффективность обследований с использованием полиграфа» [3; 99-100].
В результате привлечения внимания испытуемого к стимулу происходит усиление реакции на него; при отвлечении внимания от стимула реакция уменьшается. Ведущая роль внимания и ее функций в психофизиологических основаниях полиграфной проверки доказывается следующими факторами:
• механизм привыкания (адаптации), состоящий в том, что по мере повторения стимула психическая (проявление внимания) и физиологическая реакции на него постепенно прекращаются;
• возрастание внимания к тому стимулу, который имеет отношение к исследуемому событию (так, методика скрываемой информации основана на предъявлении обследуемому ряда однородных стимулов, лишь один из которых выступает ключевым, остальные не имеют отношения к событию);
• дифференцированное привлечение внимания к вопросам разного типа (этот принцип служит основой метода вопросов сравнения);
• заострение внимания испытуемого на определенных темах/вопросах - основа методов однотемного и многотемного скринингов.
Психические процессы образуют единую систему, в которой внимание самым тесным
образом связано с другими психическими процессами (памятью, эмоциями и др.). Но главным является то, что внимание связано с основной характеристикой стимула - его значимостью. На этом строятся почти все прикладные психофизиологические методы, в том числе полиграфологические тесты. К более значимому стимулу привлекается больше внимания, что вызывает более интенсивную физиологическую активацию.
В целом базовым психологическим и психофизиологическим положением
обследования на полиграфе является то, что, регистрируя с его помощью физиологические реакции человека в ответ на предъявляемые стимулы, исследователь не определяет ни ложь, ни знания виновного, ни эмоциональный отклик, ни состояние («идеальные следы») памяти. Оценивается относительная величина реакции (физиологической активации). Таким образом оценивается значимость для испытуемого одних стимулов по сравнению с другими.
Вслед за вниманием как основным, пусковым фактором психофизиологической активации в развитие физиологических изменений вовлекаются и другие механизмы (эмоциональные и когнитивные процессы) [3].
С точки зрения Л.Г. Алексеева, все разнообразие феноменов и явлений, наблюдаемых в практике психофизиологического исследования, укладывается в рамки адаптационной теории (Г. Селье). Адаптация в данном случае понимается как «система реагирования и приспособления к происходящим вовне изменениям, проявляемая на всех уровнях жизнедеятельности человека: клеточном и субклеточном, вегетативном, физиологическом, психологическом и, наконец, социальном.
Эмоция наполняет энергетическим содержанием любое действие человека, направленное на удовлетворение потребности, то есть избирательной зависимости живого организма от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития» [цит. по: 1].
Любой внешний фактор запускает механизмы, направленные на поддержание гомеостаза, биологической и психической целостности индивида. Это требует определенных энергетических затрат и вызывает некие эмоции, отражающие энергетические изменения. Соответственно, любая эмоциональная реакция представляет собой реакцию адаптации организма к тому или иному виду внешнего или внутреннего воздействия. Внутреннее воздействие
подразумевает интеллектуальную деятельность, мысленное воспроизведение или ментальное конструирование ситуаций, имеющих
эмоциональную окраску.
С позиции мотивационной теории, тремя экзистенциальными ценностями человеческого
существования выступают духовность, свобода и ответственность (В. Франкл). Процедура полиграфной проверки несет в себе потенциальную угрозу изменения социального статуса испытуемого, нарушения его жизненной позиции, перспектив и планов. То есть ситуация тестирования с использованием полиграфа является ситуацией оценки социально-психологических качеств личности обследуемого. При этом создаются условия, при которых испытуемому необходимо актуализировать весь свой опыт, систему ценностных ориентаций, чтобы обеспечить позитивный характер выводов о нем.
В связи с этим мотивационная теория является необходимым компонентом в рассмотрении вопроса о возникновении реакций в ситуации полиграфной проверки [1]. Согласно деятельностному подходу, разрабатываемому в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), при взаимодействии человека с внешней средой образуется следующая последовательность: потребность — мотив — эмоция — рациональное осознание — действие. При этом не исключена возможность чисто рефлекторных реакций.
П.В. Симонов указывает, что действенность мотива может оцениваться силой и напряженностью эмоциональных переживаний, а последние зависят от остроты актуальной потребности.
Согласно С.Л. Рубинштейну, любой мотив - потенциально черта характера; реализуясь и закрепляясь в действиях и поступках, мотивы поведения определяют более или менее устойчивый образ действий, переходят в характерологические свойства личности. При этом человеку свойственно постоянно соотносить свои мысли, действия и поступки с общепринятыми социальными нормами. Отклонение в поведении личности от социально обусловленных норм, как правило, влечет за собой ее отторжение социальной средой.
Осознание вины перед окружением за асоциальный поступок - причина эмоциональной реакции, что и проявляется в виде психофизиологической реакции в ходе тестирования. Отсутствие осознания вины влечет за собой отсутствие эмоции. Именно поэтому возникают трудности в процессе тестирования субъектов, имеющих структуру ценностей, отличную от общепринятой, а также тестирования субъектов с измененной психикой (психопатических личностей).
П.В. Симонов предлагает такое определение мотива: «Мотив есть активированный след в памяти человека об объекте и действиях, способных удовлетворить имеющуюся потребность» [цит. по: 1].
В данном определении учитывается единство биологического и психического в природе возникновения мотива. Кроме того, подход П.В. Симонова позволяет интегрировать адаптационную теорию рассмотрения памяти как ключевой функции, оказывающей определяющее влияние на эффективность обследований с использованием полиграфа.
В целом современные представления относительно механизмов психофизиологических явлений, лежащих в основе прикладных методов использования полиграфа, представляются довольно разрозненными. Каждая из существующих концепций позволяет объяснить лишь одну из сторон целостной системы поведения и реагирования субъекта в ходе полиграфной проверки. Полагаем, базовая причина этого кроется в том, что подобная картина наблюдается и в психологии, методологические положения которой составляют основу психофизиологического обследования.
Кроме того, важно помнить, что процесс полиграфного обследования представляет собой субъект-субъектное взаимодействие двух личностей, соответственно индивидуально-психологические особенности,
психоэмоциональное состояние как тестируемого, так и тестирующего во многом определяют специфику проведения и результативность психофизиологического обследования. Это необходимо учитывать при определении методолого-теоретических оснований
психофизиологического обследования с применением полиграфа.
В психологии существует (и множится) огромное число умозрительных теорий, пытающихся объяснить сущность и механизмы функционирования психики. Возможно, системный подход, который в отечественной психологии активно разрабатывал Б.Ф. Ломов, позволит интегрировать разрозненные и порой противоречивые концепции, пытающиеся объяснить и выстроить методологическую и теоретическую основу психофизиологического обследования с помощью полиграфа. Как известно, системный подход предполагает изучение явлений в их зависимости от внутренне связанного целого. В результате этой целостности явления приобретают новые свойства, присущие лишь целому.
Не претендуя на полноту обзора теоретических концепций, составляющих основу полиграфной проверки, полагаем, что обозначение проблемного поля и актуализация вопроса отсутствия общепринятых методолого-теоретических оснований психофизиологического обследования послужат началом дальнейших исследований в этом направлении.
Библиография
1. Алексеев Л.Г. Психофизиология детекции лжи. Методология / Л.Г. Алексеев. - М.: Мастерская прикладной психофизиологии, 2011. -108 с.
2. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека: (мотивационно-эмоциональные аспекты) /П.В. Симонов. - М.: Наука, 1975. - 128 с.
3. Сошников А.П. Оценка персонала. Психологические и психофизические методы /А.П. Сошников, А.Б. Пеленицын. - М.: Эксмо, 2009. -174 с.
4. Хессет Дж. Введение в психофизиологию / Дж. Хессет. - М.: Мир, 1981. - 246 с.
5. Холодный Ю.И. Проблема использования испытаний на полиграфе / Ю.И. Холодный, Ю.И. Савельев // Вестник криминалистики. - Вып. 1 (13). - 2005. - М.: Источник. - С. 39-48.
6. Яниг В. Физиология человека / В. Яниг, Дж. Дудел, И. Рюэгг, Р. Шмидт; пер. М.А. Каменская, Н.Н. Алипов. - Т.1. Нервнаясистема. - М.: Мир, 1985. - 267 с.
References
1. Alekseev L.G. Psihofiziologiya detekcii lzhi. Metodologiya / L.G. Alekseev. - M.: Masterskaya prikladnoj psihofiziologii, 2011. - 108 s.
2. Simonov P.V. Vysshaya nervnaya deyatel'nost' cheloveka: (motivacionno-ehmocional'nye aspekty) / P. V. Simonov. -M.: Nauka, 1975. - 128 s.
3. Soshnikov A.P. Ocenka personala. Psihologicheskie i psihofizicheskie metody / A.P. Soshnikov, A.B. Pelenicyn. - M.: EHksmo, 2009. -174 s.
4. Hesset Dzh. Vvedenie v psihofiziologiyu / Dzh. Hesset. - M.: Mir, 1981. - 246 s.
5. Holodnyj YU.I. Problema ispol'zovaniya ispytanij napoligrafe / YU.I. Holodnyj, YU.I. Savel'ev // Vestnik kriminalistiki. - Vyp. 1 (13). - 2005. - M.: Istochnik. - S. 39-48.
6. YAnig V. Fiziologiya cheloveka / V. YAnig, Dzh. Dudel, I. Ryuehgg, R. SHmidt; per. M.A. Kamenskaya, N.N. Alipov. - T.1. Nervnayasistema. -M.: Mir, 1985. - 267 s.
TO THE QUESTION OF THE METHODOLOGICAL AND THEORETICAL BASES PSYCHOPHYSIOLOGICAL SURVEY WITH THE HELP OF POLYGRAPH
The article presents psychological and psychophysiological theories, which constitute the methodological and theoretical foundations of psychophysiological examination using a polygraph; reflects the mechanisms of psychophysiological phenomena that underlie the applied methods of using the polygraph.
Keywords: methodological and theoretical foundations, psychophysiological examination, polygraph test, lie detection.
Хлоповских Юлия Геннадьевна,
кандидат психологических наук, доцент,
доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин,
Воронежский институт МВД России,
Россия, г. Воронеж,
flugel24@yandex. ru,
8(910)242-01-20,
Khlopovskikh J. G.,
Candidate of Psychology, associate professor,
Associate Professor at the Department of Social and Humanitarian Disciplines, Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russia, Voronezh.
© Хлоповских Ю.Г., 2018