Применение инновационных технологий в профессиональном образовании
о см о см
о ш т
X
<
т О X X
Лутфуллин Юнир Рифович
доктор экономических наук, профессор, кафедра культурологии и социально-экономических дисциплин, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, [email protected]
Рахматуллин Юлай Ялкинович
кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономико-правового обеспечения безопасности, Башкирский государственный университет, [email protected]
Сибагатуллина Разиля Мунаваровна
кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономико-правового обеспечения безопасности, Башкирский государственный университет, [email protected]
Имангулов Айдар Басырович
кандидат экономических наук, доцент, кафедра «Бухгалтерский учет, аудит, статистика», Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, [email protected]
Редников Дмитрий Валерьевич
старший преподаватель, кафедра экономико-правового обеспечения безопасности, Башкирский государственный университет, [email protected]
Роль и значение применения инновационных технологий в преподавании экономических дисциплин велики. Инновационные технологии, безусловно, привносят изменения не только в содержание, но и в методику профессионального образования. Это влияет на то что, к восприятию новшеств должны быть подготовлены в плане преподавания педагоги, и в плане обучения слушатели различных категорий, и в первую очередь, студенты вузов.
В статье рассматриваются инновационные технологии в профессиональном образовании с точки зрения их определений, сущности, форм и оказываемого влияния на компетентность будущих специалистов экономических дисциплин. Отмечается значимость дисциплины «Финансы и кредит» как для обучающихся в системе профессионального образования, так и для каждого человека, сталкивающегося с вопросами финансирования и кредитования в повседневной жизни. В качестве дидактического средства, способствующего индивидуализации обучения предлагается рабочей тетради по дисциплине «Финансы и кредит».
В связи с этим вопросы применения инновационных образовательных технологий в процессе преподавания экономических дисциплин являются актуальными.
Ключевые слова: образовательная педагогическая технология, инновационные технологии, компетентность, конкурентоспособность, профессиональное образование.
Актуальность применения инновационных технологий в обучении обусловлена тем, что в современном, быстро развивающемся обществе, главной ценностью является информация, которая, к сожалению, очень быстро устаревает, а качество, методы и методология ее преподнесения обучающимся напрямую влияет на их компетентность. Важно отметить, что применение инновационных технологий в профессиональном обучении является необходимым и обязательным, потому что они способствуют формированию конкурентоспособного выпускника, профессионала своего дела, который будет востребован на рынке труда. А преподаватель, внедряющий в обучение студентов современные технологии, также будет конкурентоспособен по отношению к своим коллегам.
В современном обществе любому человеку необходимы знания в части финансов, денежного обращения и кредита, независимо от его статуса, возраста, профиля обучения или сферы деятельности. Каждый человек вовлечен в финансовые отношения и многие люди сталкиваются с такими понятиями, как «ипотека», «инвестиция», «вклад». Например, если человек не может рассчитать процент по кредиту, то его могут попросту обмануть или предложить кредит под огромные проценты. Также экономические знания могут обезопасить человека от мошеннических операций и различных финансовых пирамид, на которых можно потерять огромные суммы денег, не зная экономических законов.
Эрудированность в экономической сфере, а также уровень усвоения знаний, формирования умений и развития их до навыков будет зависеть как от самих обучающихся, так и от применения преподавателем инновационных технологий в обучении, которые будут способствовать более лучшему усвоению знаний, а занятие будет отличаться высокой продуктивностью.
Рассматривая инновационные технологии в обучении, необходимо отметить, что представляет само понятие «педагогическая технология». Данное понятие в педагогической литературе рассматривается множеством автором, но мы будем опираться на определение В.П. Беспалько, который рассматривает педагогическую технологию как «совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели» [8, с. 188].
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в методы, формы, а также содержание обучения, что эффективно отразится на совместной деятельности преподавателя и обучающегося.
К инновационным технологиям в обучении можно отнести:
- технологии активного и интерактивного обучения;
- технология дуального обучения;
- технологии индивидуализации обучения;
- модульно-рейтинговое обучение;
- технология дистанционного обучения (ДОТ);
- технология погружения обучающихся в некомфортную среду;
- SMART-технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Технологии активного и интерактивного обучения.
Активные и интерактивные формы занятий должны присутствовать в образовательном процессе в соответствии с ФГОС и составлять не менее 30 % аудиторных занятий. Рассматривая активное и интерактивное обучение, следует отметить, что также широкое распространение получил третий метод - пассивное обучение. Все три метода имеют свои особенности:
1) в пассивном обучении преподаватель является основным действующим лицом, который следит за ходом занятия, а обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей;
2) в активном обучении обучающиеся взаимодействуют с преподавателем и выступают активными участниками образовательного процесса, в котором находятся на равных правах с преподавателем;
3) в интерактивном обучении происходит взаимодействие не только преподавателя с обучающимися, но и обучающиеся взаимодействуют друг с другом, где выражена доминация обучающихся в процессе обучения.
Основные формы активного и интерактивного обучения:
1) активная и интерактивная лекция (лекция вдвоем, проблемная лекция, лекция провокация, лекция-визуализация и пр.);
2) дискуссия (коллоквиум, круглый стол, мозговой штурм и пр.);
3) кейс-метод;
4) деловые и ролевые игры;
5) психологические и иные тренинги;
6) компьютерные симуляции;
7) проектное обучение и др.
Технология дуального обучения представляет собой соединение теоретической и практической подготовки, где теория изучается в образовательном учреждении, а практическое обучение осуществляется на производственном предприятии. Интерес дуального обучения для предприятия заключается в снижении расходов на поиск и переучивание работников, а заинтересованность обучающегося заключается в непосредственном знакомстве с реальными условиями труда, а также в возможности дальнейшего трудоустройства на данное предприятие.
Технология индивидуализации обучения основана на взаимодействии педагога с обучающимися, где педагог отбирает методы и средства обучения, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей каждого обучающегося. Данная технология реализуется в профессиональном обучении не в полной мере из-за ограниченности занятия во времени, большого количества обучающихся в каждой группе, а также загруженности преподавателя различной методической работой, помимо образовательной деятельности. Данную проблему можно решить использованием такого дидактического средства, как рабочая тетрадь, которую можно структурировать по уровню знаний определенной подгруппы, а также каждого отдельного обучающегося.
Модульно-рейтинговая технология обучения основывается на делении дисциплины на части (модули), которые студент должен самостоятельно изучить и проработать, а преподаватель должен выполнять руководство его обучением: подкреплять доводами, организовывать, направлять, советовать, проверять. Рейтинговая оценка знаний позволяет преподавателю проверить качество усвоенного обучаемым материала по каждому модулю на контрольных точках, что в дальнейшем формирует целостную картину усвоения обучающимся знаний по всей учебной дисциплине.
Технология дистанционного обучения (ДО) предполагает взаимодействие преподавателя и обучающихся на расстоянии с сохранением всех присущих обучению компонентов (целей, содержания, методов, средств обучения, организационных форм) и применением специфических технических средств (компьютеры, планшеты и другие средства с выходом в интернет). То есть дистанционная форма является самостоятельной формой обучения с использованием информационных технологий как основного средства обучения.
На сегодняшний день ДО особенно актуально в связи с карантинными мероприятиями и переходом ВУЗов на эту форму. ДО не всегда является платным: многие образовательные учреждения выкладывают на своих сайтах в открытом доступе лекционный материал, сопровождающийся различными видеороликами. При этом студен не привязан географически к самой образовательной организации, поэтому имеет возможность слушать лекции лучших преподавателей по своей специальности в любой точке планеты.
Технология погружения обучающихся в некомфортную среду подразумевает погружение их в сымитированную профессиональную проблему, разрешение которой ограничено во времени и возможно только с применением ими определенных знаний, что будет являться для них мотивацией к получению знаний не только в рамках программы, но и за ее пределами.
Так, происходило во время обучения проектных команд по программе моногородов, осуществлявшейся на базе РАНХиГС (г. Москва). Особенно для первой волны обучающихся. когда только еще шла апробация. Команды были погружены в режим обучения с 9 ч до 21 ч ежедневно сроком на 5 дней (столько длился каждый модуль). Далее следовал отъезд к месту проживания, где оторванные от дел работники должны были за неделю наверстать упущенное за время отсутствия на учебе. И снова выезд на следующий модуль. Такой режим оказался слишком напряженным и в последующем обучение шло по схеме «неделя на модуле - две недели самостоятельной работы на местах». В этот период участниками обучения по программы моногородов и применялись ДОТ. [9, с. 29, 10, с.113]. Следует также отметить, что активно применялись ДОТ в деятельности информационно-консультационных центров в сельской местности [6, с. 110].
SMART-технологии в обучении. Сущность данных технологий заключается в формировании у обучающихся необходимых навыков для успешной деятельности в условиях цифрового общества и умной экономики. Аббревиатура «SMART» расшифровывается следующим образом, где:
S - Self-Directed (самоуправляемое, самонаправляемое и самоконтролируемое);
M - Motivated (мотивированное);
A - Adaptive (адаптивное, гибкое);
X X
о
го А с.
X
го m
о
м о м о
о es о es
о ш m
X
<
m О X X
R - Resource-enriched (обогащенное различными, вариативными ресурсами);
T - Technological (технологичное). [5].
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, где преподаватель, осуществляя учебно-воспитательную деятельность, акцентирует внимание на сохранении здоровья обучаемых и формировании ценностного отношения к нему.
В заключении отметим, что человеческое поведение формируется новыми подкреплениями. Поэтому новое общественное устройство в каждой организации должно использовать последние достижения в части применения современных информационных технологий (напр., проектное управление, Rapid Foresight, SMART, Soft-skills и пр.). Это, в свою очередь, повышает общий уровень культуры управленческой деятельности. [7].
Таким образом, применение инновационных технологий обучения в профессиональном образовании оказывает положительное влияние на изучение дисциплины «Финансы и кредит», знание основ которой необходимо каждому человеку, а также способствует более качественной подготовке обучающихся в условиях высокой конкуренции на современном рынке труда.
Литература
1. Баянова Л.Н., Нефедова В.Н., Лутфуллин Ю.Р. Анализ современного состояния высшего экономического образования: качество и оценка получаемых знаний // Международный социально-экономический журнал. - 2016. - №5(23) - С.46-53.
2. Бейдерман, С.Б. Инновационный подходы в системе современного образования // Человек. Общество. Культура. Социализация: материалы XV Международной молодежной научно-практической конференции / под редакцией В.Л. Бенина. - Уфа, 2019. - Часть 1. - С. 38-47.
3. Бейдерман, С.Б. Информационные технологии в проектировании профессионального образования // Студенческий научный форум - 2017: материалы IX Международной студенческой научной конференции. - 2017.
4. Галикееев Р.Н., Лутфуллин, Ю.Р., Мурзагалина Г.М. Применение проектного управления для реализации программы развития муниципальных образований региона // Вестник БИСТ - №4 (37) - декабрь 2017 г. - С.61-70.
5. Комлева, Н.В. Smart-технологии в инновационном преобразовании общества // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2016. - № 39. - С. 78-82.
6. Лутфуллин, Ю.Р. Оценка экономической эффективности информационно-консультационной службы // Вестник ЧелГУ. - 2011. - № 16 (231). - С. 109-116.
7. Лутфуллин, Ю.Р. Рынок и культура управленческой деятельности в АПК. / Ю.Р. Лутфуллин - Уфа: БГАУ, 2005. - 253 с.
8. Педагогика: учебник и практикум для СПО / Л.С. Подымова, В.А. Сластенин; под общей редакцией Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. - М.: Юрайт, 2016. - 332 с.
9. Шульмин, С. А., Лутфуллин, Ю.Р. Инновационные подходы в системе современного образования // Современное педагогическое образование. 2019. № 2. С. 25-30.
10. Шульмин, С.А., Лутфуллин, Ю.Р. Некоторые аспекты проведения проектного управления на основе применения современных бизнес-технологий // Инновации и инвестиции. - 2018. - № 9. - С. 111-115.
11. Никулин Л.Ф., Одегов Ю.Г., Сулимова Е.А. К вопросу о подготовке талантов в вузе // Инновации и инвестиции. 2015. № 8. С. 88-95.
12. Сысоева Е.В. Актуальные направления деятельности учебных заведений в период модернизации отечественного образования в России // Транспортное дело России. 2015. № 1-2. С. 35-38.
13. Сысоева Е.В. Моделирование системы управления при взаимодействии субъектов образовательного процесса // Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 1A. С. 57-68.
Application of innovative technologies in professional education
Lutvullin Yu.R., Rakhmatullin Yu.Ya., Sibagatullina R.M., Imangulov A.B., Rednikov D.V.
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Bashkir State University, Ufa branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation The role and significance of innovative technologies use in teaching economic disciplines are great. Innovative technologies, of course, bring changes not only in the content, but also in the methodology of professional education. This affects the fact that teachers should be prepared for the perception of innovations in terms of teaching, and in terms of training - students of various categories, and, first of all, University students. The article considers innovative technologies in professional education from the point of view of their definitions, essence, forms, and influence on the competence of future specialists in economic disciplines. The importance of the discipline "Finance and credit" is noted both for students in the system of professional education, and for everyone who faces issues of financing and lending in everyday life. As a didactic tool that contributes to the individualization of training, a workbook on the discipline "Finance and credit" is offered. In this regard, the application issues of innovative educational technologies in the teaching of economic disciplines are relevant.
Keywords: educational pedagogical technology, innovative technologies, competence, competitiveness, professional education.
References
1. Bayanova L.N., Nefedova V.N., Lutfullin Yu.R. Analysis of the
current state of higher economic education: quality and assessment of acquired knowledge // International SocioEconomic Journal. - 2016. - No. 5 (23) - S.46-53.
2. Baderman, S.B. Innovative approaches in the system of modern
education // Man. Society. The culture. Socialization: materials of the XV International Youth Scientific and Practical Conference / edited by V.L. Benin. - Ufa, 2019 .-- Part 1 - S. 38-47.
3. Baderman, S.B. Information technology in the design of voca-
tional education // Student Scientific Forum - 2017: Materials of the IX International Student Scientific Conference. - 2017.
4. Galikeev RN, Lutfullin, Yu.R., Murzagalina G.M. The use of
project management for the implementation of the program for the development of regional municipalities // Bulletin of BIST -No. 4 (37) - December 2017 - P.61-70.
5. Komleva, N.V. Smart-technologies in the innovative transfor-
mation of society // Conference collections SIC Sociosphere. -2016. - No. 39. - S. 78-82.
6. Lutfullin, Yu.R. Evaluation of the economic efficiency of the information and consulting service // Bulletin of ChelSU. -2011. - No. 16 (231). - S. 109-116.
7. Lutfullin, Yu.R. Market and culture of management in the agri-
cultural sector. / Yu.R. Lutfullin - Ufa: BGAU, 2005 .-- 253 p.
8. Pedagogy: a textbook and a workshop for open source software
/ L.S. Podymova, V.A. Slastenin; edited by L.S. Podymova, V.A. Slenin. - Moscow: Yurayt, 2016 .-- 332 p.
9. Shulmin, S. A., Lutfullin, Yu.R. Innovative approaches in the
system of modern education // Modern pedagogical education. - 2019 .-- No. 2 - S. 25-30.
10. Shulmin, S.A., Lutfullin, Yu.R. Some aspects of project management based on the use of modern business technologies // Innovations and Investments. - 2018. - No. 9. - P. 111-115.
11. Nikulin L.F., Odegov Yu.G., Sulimova E.A. To the question of training talents in a university // Innovations and investments. 2015. No. 8. P. 88-95.
12. Sysoeva E.V. Actual directions of activity of educational institutions during the modernization of domestic education in Russia // Transport business of Russia. 2015. No. 1 -2. S. 35-38.
13. Sysoeva E.V. Modeling the management system in the interaction of the subjects of the educational process // Pedagogical journal. 2017.Vol. 7. No. 1A. S. 57-68.