Научная статья на тему 'Интерактивные и активные технологии в преподавании дисциплины «Макроэкономика» в высшей школе'

Интерактивные и активные технологии в преподавании дисциплины «Макроэкономика» в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МАКРОЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ / ФОРМЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY / INTERACTIVE TEACHING METHODS / MACROECONOMICS / INNOVATION / INTERACTIVE LECTURE / FORMS OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родина И. Б., Владимирова А. Ф.

Проведен анализ особенностей и проблем использования интерактивных, активных и дистанционных образовательных технологий в процессе преподавания учебной дисциплины «Макроэкономика» при подготовке бакалавров в высшем учебном заведении экономического и управленческого профиля. Доказано, что названные образовательные технологии, выступая настоятельной необходимостью и обязательным требованием образовательного процесса в эпоху цифровизации, включают различные виды прорывных технологий в современных междисциплинарных научных исследованиях, высшем образовании, экономических науках. Обосновано, что указанные образовательные технологии являются шансом для высшей школы Российской Федерации занять лидирующие позиции в мировом рейтинге учебных заведений в условиях членства страны во Всемирной торговой организации. Представлена авторская методика инновационных методов обучения по дисциплине «Макроэкономика» в старейшем российском высшем учебном заведении.The features and problems of using interactive, active and distance educational technologies in the process of teaching the educational discipline «Macroeconomics» in the preparation of bachelors in higher educational institutions of economic and managerial profile have been analysed. It has been proved, that the above-mentioned educational technologies, while being an urgent necessity and a mandatory requirement of the educational process in the digital age, include various types of breakthrough technologies in modern interdisciplinary scientific research, higher education, economic sciences. It has been substantiated, that these educational technologies are a chance for higher education in the Russian Federation to take a leading position in the world ranking of educational institutions in the context of the country’s membership in the World Trade Organization. The author’s technique of innovative teaching methods in the discipline «Macroeconomics» in the oldest Russian higher education institution has been presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родина И. Б., Владимирова А. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивные и активные технологии в преподавании дисциплины «Макроэкономика» в высшей школе»

УДК 373

JEL E00, E20, E24, E31, E41

Родина ирина Борисовна

д-р экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-5131-4371 e-mail: 9360423@gmail.com

Владимирова Алла Федоровна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-5635-472Х e-mail: vladimirova-0103@mail. ru

DOI10.26425/1816-42 77-2020-3-5 7-63

интерактивные и активные технологии в преподавании дисциплины «макроэкономика» в высшей школе

Аннотация. Проведен анализ особенностей и проблем использования интерактивных, активных и дистанционных образовательных технологий в процессе преподавания учебной дисциплины «Макроэкономика» при подготовке бакалавров в высшем учебном заведении экономического и управленческого профиля. Доказано, что названные образовательные технологии, выступая настоятельной необходимостью и обязательным требованием образовательного процесса в эпоху цифровизации, включают различные виды прорывных технологий в современных междисциплинарных научных исследованиях, высшем образовании, экономических науках. Обосновано, что указанные образовательные технологии являются шансом для высшей школы Российской Федерации занять лидирующие позиции в мировом рейтинге учебных заведений в условиях членства страны во Всемирной торговой организации. Представлена авторская методика инновационных методов обучения по дисциплине «Макроэкономика» в старейшем российском высшем учебном заведении.

Ключевые слова: активная образовательная технология, интерактивные методы обучения, макроэкономика, инновация, интерактивная лекция, формы интерактивных технологий.

Цитирование: Родина И.Б., Владимирова А.Ф. Интерактивные и активные технологии в преподавании дисциплины «Макроэкономика» в высшей школе//Вестник университета. 2020. № 3. С. 57-63.

Rodina Irina

Doctor of Economic Sciences, State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-5131-4371 e-mail: 9360423@gmail.com

Vladimirova Alla

Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0001 -5635-4 72Ä e-mail: vladimirova-0103@mail. ru

INTERACTIVE AND ACTIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING THE DISCIPLINE "MACROECONOMICS" IN HIGHER EDUCATION

Abstract: The features and problems of using interactive, active and distance educational technologies in the process of teaching the educational discipline «Macroeconomics» in the preparation of bachelors in higher educational institutions of economic and managerial profile have been analysed. It has been proved, that the above-mentioned educational technologies, while being an urgent necessity and a mandatory requirement of the educational process in the digital age, include various types of breakthrough technologies in modern interdisciplinary scientific research, higher education, economic sciences. It has been substantiated, that these educational technologies are a chance for higher education in the Russian Federation to take a leading position in the world ranking of educational institutions in the context of the country's membership in the World Trade organization. The author's technique of innovative teaching methods in the discipline «Macroeconomics» in the oldest Russian higher education institution has been presented.

Keywords: active educational technology, interactive teaching methods, macroeconomics, innovation, interactive lecture, forms of interactive technologies.

For citation: Rodina I.B., Vladimirova A.F. (2020) Interactive and active technologies in teaching the discipline "Macroeconomics" in higher education. Vestnik universiteta. I. 3, pp. 57-63. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-3-57-63

© Родина И.Б., Владимирова А.Ф., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

В условиях тотальной цифровизации важнейшим направлением оптимизации подготовки бакалавров по дисциплине «Макроэкономика» выступают интерактивные формы обучения. Согласно Федеральным государственным стандартам высшего профессионального образования, для формирования профессиональных и общекультурных компетенций необходимо использование в процессе преподавания базовых учебных дисциплин интерактивных форм обучения (п. 7.3 ФГОС ВПО) [11; 12].

Использование прорывных технологий позволяет студенту выполнять роль активного субъекта обучения, а не объекта воздействия, а также найти свое уникальное место при выполнении самостоятельных творческих заданий. Интерактивные же технологии, включающие кейсы и ролевые игры как модели производственных ситуаций, предусматривают совместное решение возникающих проблем, исключают доминирование отдельно взятого участника учебного процесса или отдельно взятой идеи [1; 2; 3; 4; 8].

В статье учтен современный взгляд на прорывные информационные технологии и инновации в высшем образовании в условиях цифровой экономики отечественных авторов: В. В. Буряк, Ю. С. Бычкова, Л. Д. Ги-тельман, Н. И. Козлов, Ю. Н. Лапыгин, Н. В. Харисова, В. М. Шепель; зарубежных специалистов: Т. Бью-зен, Д. Маккойд-Мэйсон и др.

В существующей литературе представлен современный подход к высшему образованию как к процессу формирования компетенций, предусматривающий создание условий к активному обучению, когда студент проявляет не только активность познания, но и способность самовыражения себя как субъекта образовательного процесса [5; 6; 7; 9; 10]. Другие авторы рассматривают активные методы как приемы педагогического воздействия, стимулирующие студентов активно мыслить, демонстрировать творческий подход в поиске решений [11; 12].

В литературе выделяют особенности активных и интерактивных образовательных технологий, когда взаимодействие преподавателя и студента основано не только на обратной связи между ними, но и на взаимодействии между студентами [4]. Авторам такой тезис представляется спорным, так как при интерактивных образовательных технологиях видоизменяются функции преподавателя: он выступает в роли координатора коллективного обучения в малых группах как формы организации образовательного процесса [11; 12]. Термин «интерактивные технологии», по сравнению с технологиями активными, употребляется в контексте возбуждения активности студентов в процессе взаимодействия под руководством преподавателя [12].

Цель настоящего исследования - выработка концептуальных основ применения интерактивных, активных и дистанционных образовательных технологий в процессе преподавания учебной дисциплины «Макроэкономика» при подготовке бакалавров в российских экономических вузах.

Реализация указанной цели предполагает решение следующих задач:

- пробуждение у студентов интереса к учебной дисциплине «Макроэкономика»;

- повышение эффективности усвоения материала по дисциплине «Макроэкономика»;

- самостоятельный поиск студентами поставленной задачи (единственного верного ответа из множественного выбора или нахождение своего собственного мотивированного решения);

- обучение студентов работе в команде: толерантности к разным точкам зрения, уважению права на свободу слова.

Гипотеза исследования - применение интерактивных, активных и дистанционных образовательных технологий выступает прорывным методом и инновационным решением при обучении студентов по дисциплине «Макроэкономика», имеющей ряд специфических особенностей, поскольку:

- является теоретическим фундаментом при изучении отраслевых и функциональных экономических наук, следовательно, применение ролевых игр, инсценировок и кейс-методов приводит к появлению навыков самостоятельной оценки практических ситуаций, исследования корня проблемы, поиск ряда возможных решений и нахождение оптимального, которые можно будет применять на занятиях по другим учебным дисциплинам. При анализе кейсов студенты приобретают способность командной работы, что расширяет их возможности для преодоления различных проблем при изучении последующих дисциплин, изучаемых после макроэкономики;

- использует знания студентов, полученные в процессе изучения политической экономии, высшей математики. Например, использование метода Сократа по различным школам и направлениям современной макроэкономической мысли или различным типам экономических систем, который основан на заранее подготовленных наводящих вопросах, требующих лаконичных ответов и предполагающих критическое отношение

к догматическим утверждениям, позволяет извлекать знания, полученные студентами ранее по другим учебным дисциплинам. При этом формируется навык приходить к истине самостоятельно;

- выступает методологической основой дисциплин: «Микроэкономика», «Мировая экономика», «Маркетинг» и др. Проведение дискуссии в виде целенаправленного свободного или управляемого обсуждения конкретной темы данной дисциплины сопровождается обменом мнений между студентами, что позволяет выявить различия в понимании вопроса и установлении истины, следовательно, может применяться как теоретическая предпосылка в последующих учебных дисциплинах.

По учебному плану по дисциплине «Макроэкономика» читаются лекции, проводятся семинарские занятия. Прорывные образовательные технологии способствуют самостоятельности мышления студентов, умению выполнять уникальные задачи в будущей профессии, вовлекают студентов в научные дискуссии, активный поиск новых знаний, приобретение прагматичных навыков, умения логически мыслить, строить умозаключения, рассуждать, что особенно важно в эпоху всеобщего тяготения к различным гаджетам. Многолетняя практика преподавания макроэкономики авторов статьи в старейшем экономическом университете показывает, что интерактивные технологии способствуют многократной активности студентов по сравнению с технологиями традиционными.

Интерактивные технологии оправданы в форматах лекционного потока, студенческой группы или пар студентов, когда психологически комфортная атмосфера, создающая ощущение защищенности, самостоятельность студента в поиске решения конкретной поставленной задачи, исключение доминирования какого-либо участника или сформулированной им идеи, многократная активность студента по сравнению с активностью преподавателя, применение теоретических знаний, полученных на лекциях, в процессе интерактивного занятия способствуют возникновению устойчивой обратной связи, при которой миссия преподавателя выражается в поощрении студенческой самостоятельности и инициативы, консалтинге по отдельным моментам темы занятия, корректировке отдельных действий студентов.

При интерактивном обучении формируется специфическая образовательная среда, характеризуемая открытостью, накоплением прагматического опыта, взаимным контролем. Об эффективности интерактивных форм обучения свидетельствуют факты, что при самостоятельном чтении студенты запоминают лишь десятую часть информации, при прослушивании традиционно прочитанной лекции - не больше пятой части информации, при визуальной лекции в памяти остается лишь половина полученной информации, при исследуемых образовательных технологиях не усваивается только десятая часть информации. При использовании интерактивных форм обучения - дискуссий, игр, метода проектов, кейс-метода (англ. case-study) - усваивается свыше 90 % информации. Следовательно, интерактивные технологии выступают основным направлением совершенствования подготовки студентов в условиях цифровизации, а современные методические предпосылки должны опираться на интерактивные методы обучения.

Интерактивное обучение преследует следующие цели:

- рост эффективности образовательного процесса в условиях цифровизации;

- рост мотивации к обучению дисциплины «Макроэкономика»;

- овладение студентами профессиональными навыками;

- формирование навыков взаимодействия студентов;

- анализ результатов совместной деятельности;

- применение практических навыков владения средствами и информационными технологиями, полученных при изучении соответствующих учебных дисциплин, при обработке информации в дисциплине «Макроэкономика»;

- рост способности самостоятельного поиска информации;

- снижение удельного веса аудиторной нагрузки при росте часов самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя.

Применение инновационных технологий целесообразно при проведении аудиторных занятий, самостоятельной работе и других видах учебных занятий на всех уровнях подготовки. Доля занятий в активных и интерактивных формах определяется конкретной образовательной программой, но, по нашему мнению, должны составлять не менее 20 % аудиторных часов. Количество часов на интерактивные формы оговаривается учебным планом и отражается в учебно-методическом комплексе конкретной дисциплины.

Среди особенностей интерактивного обучения следует выделить следующие.

1. При организации учебного процесса привлекаются все без исключения студенты, обладающие разными способностями, но осуществляющие индивидуальный вклад в совместную деятельность.

2. Интерактивное обучение основано на данных принципах:

- тщательный отбор профессиональной терминологии;

- выделение и оценка факторов конкретных ситуаций, на основе чего студенты выполняют разнообразные ролевые функции;

- обеспечение визуального контакта всей аудитории;

- поочередное осуществление роли руководителя каждым из студентов;

- использование технических средств в качестве иллюстрации учебного материала;

- постоянное активное взаимодействие преподавателя внутри группы студентов;

- оперативное вмешательство преподавателя при возникновении непредвиденных обстоятельств;

- использование индивидуальных заданий, учитывающих личные способности студентов;

- при условии неукоснительного соблюдения норм и правил, заранее оговоренных преподавателем, поощрение (наказание) по итогам.

3. Обучение должно осуществляться в условиях постоянной модернизации электронных учебно-методических рекомендаций, при использовании инновационных мультимедийных средств, лекций с кейсами, проведении аудиторных занятий в режиме реального времени с применением сети «Интернет».

По своему содержанию интерактивными формами обучения выступают: деловые и ролевые игры; тренинги; групповая научная дискуссия (диспут); дебаты; кейс-метод; метод проектов; мозговой штурм; портфо-лио; семинар в диалоговом режиме (семинар-диалог); разбор конкретных ситуаций; метод работы в малых группах (результат работы студенческих исследовательских групп); круглые столы; вузовские, межвузовские видеоконференции; проведение форумов; компьютерные симуляции; компьютерное моделирование и практический анализ результатов; презентации с использованием мультимедийных средств; интерактивные лекции; лекция с элементами пресс-конференции; бинарные лекции; лекции с заранее запланированными ошибками; проблемные лекции.

По мнению авторов, в процессе преподавания учебной дисциплины «Макроэкономика» наиболее целесообразно использовать из предложенного списка следующие интерактивные формы обучения [11; 12].

Интерактивная лекция. Происходит перед лекционным потоком студентов с применением следующих активных форм обучения: дискуссия (Тема 6. Потребление, сбережения, инвестиции), беседа (Тема 8. Модель денежного рынка), демонстрация слайдов или учебных фильмов (Тема 12. Занятость и безработица; Тема 13. Инфляция), мозговой штурм (Тема 19. Бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика государства) [11, с. 150, с. 215, с. 244, с. 364].

Лекция-пресс-конференция. Проводится по заранее оговоренной проблеме, согласно которой студентами заранее подготовлены логически завершенные доклады жестко установленной продолжительности (Тема 7. Достижение равновесного объема производства. Модель Дж. М. Кейнса «доходы - расходы») [11, с. 119]. При подведении итогов занятия преподаватель дает оценку выступлениям студентов, четко фиксирует выводы.

Лекция вдвоем (бинарная лекция). Это форма диалога двух преподавателей - сторонников двух различных научных школ с вовлечением в обсуждение студентов (Тема 2. Основные макроэкономические течения; Тема 5. Совокупный спрос и совокупное предложение. Равновесие на рынке товаров) [11, с. 18, с. 78]. Подобная лекция прививает студентам культуру научной дискуссии.

Лекция с заранее запланированными ошибками. Дает навыки к систематическому контролю предлагаемой информации через поиск содержательных, методологических, методических ошибок и неточностей. (Тема 16. Концепции государственного воздействия на экономику) [11, с. 305]. В конце лекции разбираются допущенные ошибки.

Проблемная лекция. Предусматривает раскрытие полученных знаний в результате поиска решения проблемы, заявленной в названии лекции, или оценке традиционных и современных точек зрения на проблему (Тема 17. Методы государственного регулирования экономики) [11, с. 320].

«Круглый стол». Это практическое занятие, проводимое в присутствии приглашенных экспертов и специалистов из числа выпускников кафедры, магистрантов, аспирантов для обсуждения актуальных вопросов

национальной и мировой экономики (Тема 8. Модель денежного рынка; Тема 9. Кредитная система [12, с. 47, с. 52]). Такое занятие имеет признаки обобщения мнений по обсуждаемой проблеме.

Коллоквиум. Это практическое занятие, проводимое для выяснения знаний студентов при обсуждении темы и вопросов учебной дисциплины (Тема 3. Макроэкономические аспекты национального счетоводства), являясь формой промежуточного контроля в эпоху цифровизации, когда все иные формы полностью формализованы, переведены на письменные тестовые работы [12, с. 150]. При современной всеобщей оснащенности студентов гаджетами, учебных аудиторий средствами беспроводной связи у преподавателя существуют серьезные сложности проверки фактических знаний и степени усвоения учебного материала у студентов.

«Мозговой штурм». Предполагает обсуждение существенного количества вариантов парадоксальных решений, когда из общего числа озвученных предположений выбираются те, что применяются в практической деятельности (Тема 15. Модели экономического роста) [12, с. 80]. При этом группа студентов делится на: генераторов идей, высказывающих предложения, позволяющие решить проблему; критиков, выделяющих негативные стороны в озвученных рекомендациях; аналитиков, адаптирующих данные рекомендации к российским хозяйственным условиям, учитывая высказывания критиков.

Имитационные игры. На практических занятиях по макроэкономике можно моделировать, например, деятельность центрального банка при осуществлении им денежно-кредитной политики в форме политики «дорогих» или «дешевых денег» при возникновении в национальной экономике соответствующих проблем. При этом имитируются и событие (инфляция или проблема неплатежей), и деятельность центрального банка, а также его структурных подразделений, и их конкретные действия (заседание Совета директоров Банка России по вопросам денежно-кредитной политики). Помимо сюжета имитационной игры, в ее сценарии предусмотрено описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Метод инсценировки. Данный метод предусматривает розыгрыш конкретной ситуации по сценарию. Например, введение или продление западных антироссийских санкций после присоединения Крыма к Российской Федерации, ответные меры на данные действия. Студентам предлагается оценить и мотивировать действия США и его партнеров, оценить обстановку и выработать линию поведения. Основная цель применения метода - выработать навыки ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку любым действиям, учитывать возможности другой стороны, оказывать влияние на интересы другой стороны.

Среди неигровых имитационных активных методов следует применять анализ конкретных ситуаций и кейс-метод. Первый предусмотрен по всем без исключения темам курса макроэкономики [11; 12]. Конкретные простые, критические или экстремальные ситуации, разработанные и описанные авторами данной статьи, содержат противоречия, влекущие либо положительные, либо отрицательные последствия для экономики. Студентам предлагается оценить ситуацию и ответить на поставленные вопросы. Продолжением и развитием данного метода выступает кейс-метод. В предлагаемых кейсах содержатся реальные ситуации, хотя и включают элемент условности и ориентированы на использование макроэкономического моделирования.

Применение указанных методов позволяют студентам овладеть приемами работы в команде единомышленников, когда границы возможностей решения типичных проблем расширяются в рамках изучения конкретной темы по дисциплине, поскольку следует оценить сложившуюся обстановку, выявить сущность, определить собственную роль и линию поведения при решении ее.

Кейс-метод, получивший распространение в зарубежных университетах, был известен отечественной высшей школе с конца 1920-х гг., в эпоху цифровизации захватил первые позиции в преподавании экономических дисциплин, активно используется в бизнесе и выступает наиболее эффективным методом обучения студентов навыкам решения типичных задач макроэкономики. Его отличительной особенностью выступает создание проблемной ситуации на основе фактов из хозяйственной практики.

По нашему мнению, при изучении макроэкономики кейс-метод способствует формированию у студентов следующих навыков:

- аналитических, связанных с умением классифицировать, фильтровать существенную и несущественную информацию, добывать недостающую информацию;

- прагматичных, способствующих выбору и использованию различных методов и способов решения проблем;

- творческих, связанных с поиском самостоятельных, оригинальных путей решения задач;

- коммуникативных, связанных с приобретением способностей: ведения дискуссий, убеждения в своей правоте при отстаивании собственной точки зрения, кооперации;

- социальных, связанных с оценкой поведения, умением слушать, поддерживать дискуссию, приводить аргументы;

- навыков самоанализа.

Предлагаемые авторами кейсы по всем темам дисциплины «Макроэкономика» обладают следующими чертами: полностью отвечают цели конкретной темы курса; соответствуют уровню сложности подготовки бакалавров направлений «Экономика» и «Менеджмент»; являются актуальными; развивают аналитическое мышление; являются дискуссионными; имеют несколько решений.

В современных условиях ежегодно увеличивается число часов самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя и сокращается количество аудиторных занятий, поэтому необходимо широко использовать дистанционные образовательные технологии для эффективности первого вида учебной нагрузки. По нашему мнению, при преподавании макроэкономики целесообразно применение таких технологий, как интернет-телефония (например, Scype), блог, программное обучение.

Привычные Scype и блоги позволяют преподавателю осуществлять голосовую связь со студентами через сеть «Интернет», регулярно добавлять записи (посты), содержащие текст, графики, таблицы, короткие методические указания на определенное время. Учитывая, что для блогов необходима публикация отзывов, они обладают определенными преимуществами по сравнению с электронной почтой, выступая средой сетевого общения. Преподаватель, создавая свой блог или журнал, делит участников по курсам и темам, а уже внутри этих журналов и форумов общается со студентами в контексте дисциплины «Макроэкономика».

Подводя итоги исследования, следует отметить, что полученные в нем результаты полностью подтверждают заявленную гипотезу исследования.

В ходе исследования был осуществлен анализ возможных интерактивных, активных и дистанционных образовательных технологий с учетом требований государственного образовательного стандарта. На основе личного опыта многолетнего преподавания учебной дисциплины «Макроэкономика» в старейшем российском университете были получены научные результаты, обладающие научной новизной и значимостью для преподавательской практики. Прикладной характер исследования объясняется примененным системным подходом, возможностью использования его результатов не только при изучении данной дисциплины.

Решение поставленных задач исследования выступает одним из приоритетных направлений развития российской высшей школы, что является определенным вкладом как в развитие учебной дисциплины «Макроэкономика», так и в практику подготовки бакалавров по направлениям «Экономика» и «Менеджмент».

Проведенное исследование позволяет авторам сделать некоторые выводы и обобщения. В цифровой экономике возрастает значение интерактивных форм обучения, когда студент, активно участвуя в образовательном процессе, ведет себя как полноценный субъект. Применение интерактивных методов обучения должно учитывать специфические особенности учебной дисциплины «Макроэкономика».

Библиографический список

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / Сост. Т. Г. Мухина. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.

2. Блинов, А. О., Рудакова, О. С. Интерактивные методы обучения в магистратуре // Alma mater (Вестник высшей школы). -2014. - № 4. - С. 45-48.

3. Большакова, О. Н., Алексеева, Л. Ф. Готовность преподавателей вузов к организации работы по подготовке студентов к самостоятельной деятельности инновационной направленности // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 1. - С. 62-64.

4. Бычкова Ю. С. Современные педагогические технологии // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2011/11/04/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii (дата обращения: 14.01.2020).

5. Вылкова, Е. С. Ролевые игры как инновационный подход к повышению качества образовательного процесса в вузе // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2014. - № 2. - С. 87-90.

6. Граф В., Ильясов, И., Ляудис, В. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов. -М.: Издательство Московского университета, 2011. - 78 с.

7. Калашникова, Е. Ю., Коновалова, И. А., Ловянникова, В. В. Методика преподавания экономических дисциплин в современных условиях модификации // Молодой ученый. - 2013. - № 12. - С. 901-903.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Коменский, Я. А., Локк, Д., Руссо, Ж.-Ж., Песталоцци, И. Г. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.

9. Кругликов В.Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика. - СПб.: Военный инженерно-технический университет (ВИТУ), 1998. - 308 с.

10. Лапыгин, Ю. Н. Методы активного обучения: учебник и практикум для вузов. - М.: Юрайт, 2016. - 248 с.

11. Родина, И. Б. и др. Макроэкономика. Основной курс: учебное пособие для подготовки бакалавров по направлениям 38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент. - 2-е изд., испр. / Отв. ред. М. С. Мокий. - М.: ГУУ 2015. - 382 с.

12. Родина, И. Б., Владимирова, А. Ф. Макроэкономика. Основной курс: задачи, ситуации (кейсы), тесты: учебное пособие для подготовки бакалавров по направлениям 38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент. - 3-е изд., испр. - М.: ГУУ, 2017. - 117 с.

References

1. Aktivnye i interaktivnye obrazovateFnye tekhnologii (formy provedeniya zanyatii) v vysshei shkole: uchebnoe posobie [Active and interactive educational technologies (forms of conducting classes) in higher educational institution: a tutorial]. Sost. T. G. Mukhina. N. Novgorod, NNGASU, 2013, 97 p.

2. Blinov A. O., Rudakova O. S. Interaktivnye metody obucheniya v magistrature [Interactive teaching methods in the magistracy]. Alma mater (Vestnik vysshei shkoly), 2014, no. 4, pp. 45-48.

3. BoF shakova O. N., Alekseeva L. F. Gotovnosf prepodavatelei vuzov k organizatsii raboty po podgotovke studentov k samostoyatel-noi deyateFnosti innovatsionnoi napravlennosti [Readiness of university teachers to organize work on preparing students for independent activities of an innovative orientation]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today], 2012, no. 1, pp. 62-64.

4. Bychkova Yu. S. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii [Modernpedagogical technologies]. SotsiaFnaya set' rabotnikov obrazovaniya. Available at: http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2011/11/04/sovremennyepedagogich-eskie-tekhnologii (accessed 14.01.2020).

5. Vylkova E. S. Rolevye igry kak innovatsionnyi podkhod k povysheniyu kachestva obrazovatel'nogo protsessa v vuze [Role-playing games as an innovative approach to improving the quality of the educational process at the higher education institution]. Alma mater (Vestnik vysshei shkoly), 2014, no. 2, pp. 87-90.

6. Graf V., Il'yasov I., Lyaudis V. Osnovy samoorganizatsii uchebnoi deyateFnosti i samostoyateFnaya rabota studentov [Fundamentals of self-organization of educational activity and independent work of students]. Moscow, Izdatelstvo Moskovskogo universiteta, 2011. 78 p.

7. Kalashnikova E. Yu., Konovalova I. A., Lovyannikova V V Metodika prepodavaniya economicheskikh distsiplin v sovremen-nykh usloviyakh modifiktsii [The methodology of teaching economic disciplines in modern conditions of modification]. Molodoi uchenyi, 2013, no. 12, pp. 901-903.

8. Komenskii Ya. A., Lock J., Russo J. J., Pestalotstsi I. G. Pedagogicheskoe nasledie [Pedagogical heritage]. Moscow, Pedagogika, 1989. 416 p.

9. Kruglikov V. N. Aktivnoe obuchenie v tekhnicheskom vuze: teoriya, tekhnologiya, praktika [Active learning in a technical university: theory, technology, practice]. St-Petersburg, Voennyi inzhenerno-tekhnicheskii universitet (VITU), 1998. 308 p.

10. Lapygin Yu. N. Metody aktivnogo obucheniya: uchebnik i praktikum dlya vuzov [Methods of active teaching: a textbook and workshop for universities]. Moscow, Yurait, 2016, 248 p.

11. Rodina I. B. i dr. Makroekonomika. Osnovnoi kurs: uchebnoe posobie dlya podgotovki bakalavrov po napravleniyam 38.03.01 Ekonomika, 38.03.02 Menedzhment [Macroeconomics. Main course: a manual for the preparation of bachelors in the areas of38.03.01 Economics, 38.03.02Management], 2-e izd., ispr. Otv. red. M. S. Mokii. Moscow, GUU, 2015. 382 p.

12. Rodina I. B., Vladimirova A. F. Makroekonomika. Osnovnoi kurs: zadachi, situatsii (raisy), testy: uchebnoe posobie dlya podgotovki bakalavrov po napravleniyam 38.03.01 Ekonomika, 38.03.02 Menedzhment [Macroeconomics. Basic course: tasks, situations (cases), tests: a manual for the preparation of bachelors in the areas of 38.03.01 Economics, 38.03.02 Management], 3-e izd., ispr. Moscow, GUU, 2017. 117 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.