Научная статья на тему 'Подготовка тьюторовв системе дополнительного профессионального образования'

Подготовка тьюторовв системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / TUTOR / ТЬЮТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ / TUTORING POSITION / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / TUTOR SUPPORT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / PROFESSIONAL RETRAINING FOR TEACHERS / ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / TECHNOLOGY TUTOR SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудчик Светлана Викторовна

Рассматривается опыт профессиональной подготовки тьюторов в системе дополнительного профессионального образования, в частности на кафедре открытых образовательных технологий Московского института открытого образования. Освещаются подходы к построению программы профессиональной переподготовки, преподаванию учебных дисциплин, тьюторской практике.The article summarizes the experience of training tutors in further education at the Department of open educational technologies Moscow Institute of Open Education. Approaches to building a program of professional training, teaching the disciplines, tutor practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дудчик Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка тьюторовв системе дополнительного профессионального образования»

С.В. Дудчик,

Московский институт открытого образования

Подготовка тьюторов в системе дополнительного профессионального образования

УДК 378.2

Развитие современных педагогических практик тьюторско-го сопровождения в системе российского образования во многом связано со сменой социокультурной образовательной парадигмы, ориентированной на полноценное удовлетворение возрастающих запросов потребителей образовательных услуг в связи с введением нового образовательного стандарта. Индивидуализация обучения и воспитания, развитие отдельных навыков и способностей, формирование креативных, социальных и специальных компетент-ностей у обучающихся, важных для информационного общества, требуют от системы образования гибкости и открытости в деле вне-

Московский институт открытого образования

дрения современных педагогических технологий и введения новой позиции - позиции тьютора (от англ. tutor - наставник, руководитель).

Появление новых инновационных концепций в образовании требует от педагогической теории и практики четкого обозначения механизмов работы с человеком. А в сочетании с современными тенденциями технологизации современного российского образования это приводит к изменению позиции педагога, пересмотру функции методики обучения. Обычно методика связана с конкретной предметной областью и носит частный характер. Однако, как известно, в педагогиче-

ской практике существуют и над-предметные методики, которые позволяют педагогу эффективно и успешно осуществлять деятельность. К их числу можно отнести некоторые образовательные технологии. Специалистом в области освоения, поддержки и реализации таких надпредметных методик или механизмов для достижения личностных и метапред-метных результатов в образовании видится тьютор-технолог.

Появление тьютора в нашей стране как нового действующего лица в сфере образования и организатора новой системы отношений между участниками образовательного процесса как никогда своевременно, потому что тьюторство позволяет педагогу найти свою новую профессиональную нишу, обогащает его новым методическим, психолого-педагогическим, а главное, технологическим инструментарием, а также побуждает его по-иному посмотреть на учащегося, на его личные образовательные и жизненные интересы, а в связи с этим позволяет переосмыслить и свою собственную профессиональную позицию [4, с. 107].

Деятельность тьютора, по нашему мнению, представляет собой синтез педагогических, информационных и организационных технологий, поскольку ему необходимо владеть заданным объемом компетенций, умением описывать свои знания в учебном,

© Дудчик С.В., 2015

СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА ДУДЧИК

кандидат педагогических наук, доцент кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования, член Межрегиональной тьюторской ассоциации. Сфера научных интересов: педагогика, профессиональное образование, тьюторское сопровождение. Автор 32 публикаций

Рассматривается опыт профессиональной подготовки тьюторов в системе дополнительного профессионального образования, в частности на кафедре открытых образовательных технологий Московского института открытого образования. Освещаются подходы к построению программы профессиональной переподготовки, преподаванию учебных дисциплин, тьюторской практике.

Ключевые слова: тьютор, тьюторская позиция, тьюторское сопровождение, профессиональная переподготовка педагогических кадров, технология тьюторского сопровождения.

The article summarizes the experience of training tutors in further education at the Department of open educational technologies Moscow Institute of Open Education. Approaches to building a program of professional training, teaching the disciplines, tutor practice.

Key words: tutor, tutoring position, tutor support, professional retraining for teachers, technology tutor support.

технологическом или методическом формате, методикой и технологией передачи своих знаний другим людям, способами технологического обеспечения сопровождения их обучения, различными инструментами экспертизы и мониторинга по локальным параметрам. Удачным является определение тьютора как специалиста, призванного технологически организовывать и сопровождать самостоятельную деятельность других [2, с. 234].

Принцип индивидуализации, лежащий в основе тьюторского сопровождения, подразумевает особую мотивацию взаимоотношений, поведения тьютора по отношению к его подопечному. Эти отношения можно обозначить термином «диалог» (как противопоставление монологу), а позицию тьютора в таких взаимоотношениях - диалогической (в противовес монологической). Понятия «диалог - монолог» дают возможность рассмотреть процесс индивидуализации в контексте ценностных установок экзистенциальной традиции в философии и психологии. Философия диалога, представленная М. Бубером, М. Хайдегге-ром, Э. Левинасом, М. Бахтиным и др., которая сложилась в пер-

вой половине XX века, изменила традицию восприятия межличностных отношений, проблемати-зировала переход от объектного восприятия личности (другой человек - «объект» моего рассмотрения, анализа) к субъектному (другой человек - «субъект», отношение к нему подразумевает не созерцательную, а «участную» позицию) [1, с. 22].

Задумывая проект-программу подготовки тьюторов в 2010 году, кафедра открытых образовательных технологий Московского института открытого образования рассчитывала на отработку системы профессиональной переподготовки специалиста нового типа внутри образовательного учреждения, апробацию инновационной модели педагогического партнерства между образовательными учреждениями, методическими службами и тьюторами в процессе обучения, создание банка тью-торских практик и тьюторского сообщества, являющихся для каждого тьютора ресурсом развития технологической культуры.

В 2010 году методистами и преподавателями кафедры была проведена предварительная серьезная мотивационная работа с администрациями школ, учителя-

ми, педагогами дополнительного образования, методистами округов г. Москвы. Состоялись встречи, семинары, круглые столы, где обсуждалась и обосновывалась социально-педагогическая польза появления в образовательном учреждении тьютора.

В итоге были набраны слушатели на первый курс для профессиональной переподготовки педагогических кадров «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности» из различных типов образовательных учреждений основного и дополнительного образования. Первыми обучающимися были и учителя-предметники, и завучи, и воспитатели, и педагоги дополнительного образования. Но для кафедры прежде всего было важно создание группы единомышленников, связанных с задачей введения в образовательную практику школы позиции тьютора.

Каждый обучающийся прошел вступительные испытания, собеседования, что позволило выявить людей, имеющих амбиции в деле расширения поля технологической деятельности и профессионально-личностного роста, уверенных пользователей персональных компьютеров, желающих получить новую специализацию.

Двухгодичное обучение объемом 1265 часов осуществлялось в вариативном модульном режиме, дополнялось системой дистанционной поддержки, консультирования и самостоятельной работой обучающихся на семинарах и в дистанционной оболочке www. mioo.seminfo.ru.

Предполагалось, что в процессе обучения слушатели приобретут представление о специфике деятельности тьютора, способность осваивать, реализовывать и передавать другим теоретические знания о технологичности как свойстве педагогической деятельности, которое позволяет достигать хороших результа-

тов, установку на повышение технологической культуры, умения и навыки технологического проектирования своей деятельности и деятельности подопечного, опыт профессионального, дистанционного педагогического взаимодействия [3, с. 21].

Для решения этих задач каждый сотрудник кафедры открытых образовательных технологий определил свои функциональные обязанности. Для эффективного запуска проекта профессиональной переподготовки педагогических кадров за каждой позицией были закреплены конкретные задачи. Преподавателями и методистами кафедры были разработаны этапы подготовки тьюторов, учитывающие содержательную специфику работы кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования.

На первом этапе, несмотря на довольно жесткий отбор, преподавателям и методистам пришлось выявлять мотивацию слушателей, чтобы преодолеть стереотип профессиональной переподготовки кадров «для диплома». Кроме этого, пришлось столкнуться с проблемой параллельной занятости педагогов в различных мероприятиях и на курсах повышения квалификации. Необходимо было также правильно расставить все приоритеты. Разноуровневый состав педагогов по уровню подготовки, образованию и мотивации к обучению потребовал от нас персональной диагностики их готовности к учебе, работе со спецификой «технологической тематики» содержания обучения, налаживанию способов обратной связи и личных консультаций [5, с. 27].

Таким образом, с учетом инновационного характера материала командой преподавателей и методистов кафедры открытых образовательных технологий была задана точка «равного старта», когда все одинаково не знают предмета

обучения, не обладают соответствующим опытом, но имеют мо-тивационные основы получения искомого. Заданная точка позволила обучающимся активно включиться в работу и частично облегчила групповую «притирку» в начале учебного года.

Обдумывая систему профессиональной переподготовки, мы принимали во внимание и то, что тьюторам предстоит работать в открытом дистанционном образовательном пространстве сетевой системы технологического типа. Тьюторская деятельность в дистанционной среде www.mioo. seminfo.ru связана не только с освоением и вариативной передачей технологических этапов технологий, способов, приемов и стратегий, но и встраиванием полученных знаний в свою профессиональную деятельность и образовательную тьюторскую практику на местах. Следовательно, в ходе обучения команде преподавателей и методистов предстояло создать модель пространства взаимодействия, приближенного к этим условиям.

При определении содержания обучения на факультете профессиональной переподготовки педагогических кадров «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности» применялся гибкий модульный подход, который имел открытый и развивающий характер. Подготовка тьюторов включала теоретические погружения (всего было разработано тридцать две новые программы учебных дисциплин), семинары-практикумы, дистанционные методические материалы для самостоятельной работы обучающихся по всем дисциплинам курса (субботние тьюториалы, форумы и др.).

Особое внимание уделялось технологическому проектированию, взаимодействию с куратором курса переподготовки и научным руководителем курсовой

и дипломной работы, дистанционному индивидуальному общению с преподавателями предлагаемых учебных дисциплин. Теоретические модули дисциплин предусматривали групповую и индивидуальную работу, обеспеченную визуальными и раздаточными материалами, вариативными формами обратной связи. Это помогло обучающимся рассмотреть специфику позиции тьютора, осмыслить особенности принципа технологичности, познакомиться с банком образовательных технологий, технологических стратегий и приемов.

В личностном плане обучающимся необходимо было обеспечить понимание роли тьютора, внутреннее ее приятие, «вживание» в позицию тьютора. Требовалось решить две проблемы: чем позиция тьютора отличается от других педагогических позиций и в чем заключается технологичность работы тьютора? Для этого необходима была интеграция профессиональной и учебной среды. Задачей коллектива кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования было становление тьюторов компетентными посредниками между теоретической областью «педагогическая технология», их индивидуальным профессиональным опытом и деятельностью коллег. Для решения этой задачи каждый преподаватель кафедры, ведущий ту или иную дисциплину, автоматически становился преподавателем-тьютором, своеобразным наставником, который не только знакомил обучающихся с новым содержательным материалом, но и выступал эталоном наставничества для будущих выпускников. На всех занятиях преследовалась цель: помочь будущим специалистам увидеть и почувствовать, каким образом достигается эффект обучения, почему воспринимается или не воспринимается предла-

гаемый преподавателем-тьютором материал. В целом вся деятельность команды кафедры была сфокусирована на работе с мотивацией и внутренними интересами и смыслами другого человека, разнообразными образовательными ресурсами, способствующими повышению личной «технологичности» обучающегося.

Вместе с тем обучающимся было предложено наблюдать за приемами работы преподавателей, ведущих учебный курс, отслеживать свою внутреннюю реакцию на обучающие действия, оценивать их эффективность. Для этого каждый педагог после занятия заполнял карточку наблюдателя. Эти данные собирались модератором недели, обобщались и представлялись на субботнем тьюториале. Любой обучающийся мог на занятии обсудить тот или иной шаг преподавателя, задать вопрос по поводу использованного технологического приема и даже предложить свои варианты. Так обучающиеся преодолевали психологический барьер, связанный с необходимостью самим в будущем стать объектами наблюдения, и включались в ситуацию партнерского взаимодействия с преподавателями кафедры. Помимо этого, педагогам открывались «слабые места» ведения занятия, находились и обозначались «болевые точки» вхождения в технологический аспект, использовалась возможность посмотреть на происходящее глазами обучающегося, поставить себя на место ученика и сопровождаемого, который находится под влиянием тьютора. Своеобразная де-монстрационность, модельность основных форм работы преподавателей-тьюторов выступала в качестве скрытого содержания.

Командой преподавателей использовались также различные режимы работы: содержательное «погружение» в изучаемую дисциплину, поэтапное освоение мате-

риала, диалогичное обсуждение содержания дисциплины, рефлексивные практики. Все это позволяло обучающимся не только получить исчерпывающий объем информации по дисциплине, но и на себе апробировать технологическое влияние разных стратегий и способов обучения.

Для каждого блока теории предлагался конкретный практический выход. Обучающимся необходимо было разработать тью-торское занятие, тьюториал в той или иной технологии, написать диалог, используя типологию вопросов, описать тьюториал на предложенную тему. Все практические материалы прикреплялись к дистанционной оболочке, а наиболее сильные разработки в дальнейшем использовались при написании курсовой и выпускной аттестационной работы.

Дисциплины технологического содержания профессиональной подготовки тьюторов были разделены на четыре блока: психологические и педагогические методики и технологии, технологии открытого образования, социаль-

ные технологии, технологические пакеты. Начиная с первого курса обучающиеся собирали порт-фолио тьютора, где находился показательный демонстрационный материал по итогам обучения. На каждом занятии будущие тьюторы в электронном виде получали тексты, использованные на занятиях, компьютерные презентации, диагностические материалы и тесты, которые можно было сразу же применить при работе с обучающимися, а также глоссарии, списки литературы и адреса электронных ресурсов.

Каждый из блоков технологий имел вариативный состав, который менялся в зависимости от образовательных запросов обучающихся и администрации образовательных учреждений.

Первый блок. Психолого-педагогические технологии: методика построения диалога, вопросно-ответные технологии, рефлексивные техники, техники убеждения, внушения, технологии активного слушания, модерации, медиации.

Второй блок. Технологии открытого образования: технологии

Межрегиональная тьюторская ассоциация

кейс-стади, портфолио, тьютор-ского сопровождения образовательного туризма, образовательного картирования, развития критического мышления посредством чтения и письма, французских педагогических мастерских, технология «образ и мысль», социокультурные игры.

Третий блок. Социальные технологии: технологии открытого пространства, сетевого взаимодействия, методика работы с инклюзией и др.

Большое значение уделялось практическим занятиям и семинарам. Все семинары проходили в интерактивной форме и по принципутьюториалов. Это предполагало групповую и индивидуальную работу по переводу полученных теоретических знаний в практическую плоскость и на уровень конкретных навыков и действий. Работа с текстами, документами, экспертиза содержательного материала - все это помогало становлению тьютор-ского взгляда со стороны, выработке критического мышления будущих специалистов.

Самое главное в этой работе - выработка «технологического видения». Обучающиеся могли посмотреть, за счет каких технологических шагов критическое мышление становится критическим мышлением, а не мастер-ской.Почему работает технология кейс-стади или технология педагогических мастерских? В каком случае дистанционное обучение эффективно, а в каком просто декларируется? Систематичность этой работы способствовала появлению у обучающихся первых «озарений». Читая учебный текст или продумывая эссе, педагоги осознавали, чего им не хватает для понимания тьюторского содержания. Тьюторы при переподготовке будущих специалистов обращали внимание на методические, организационные и технологические нюансы обучения.

Параллельно с этой работой шла обширная самостоятельная работа будущих тьюторов. Она заключалась в индивидуальном освоении практических навыков самооценки, самоанализа и самоэкспертизы в русле принципа «технологичности» по изучаемым учебным дисциплинам. На семинарах и тьюториалах происходил первый обмен результатами тьюторства. Одни тьюторы уже использовали в своей профессиональной деятельности образовательные технологии, а другие разрабатывали и проводили тью-торские занятия и встречи. Почти все получили первые диагностические данные. Все материалы, с согласия авторов, обсуждались, становились общим достоянием. В свою очередь, это расширяло исходное содержание профессиональной переподготовки.

Система обучения на факультете профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности» включала и обширный блок проектной работы. Каждой московской школе было предложено сформировать социальный заказ тьютору на разработку того или иного направления в работе образовательного учреждения. Образовательный заказ школы обсуждался с тьютором, подвергался коррекции, учитывал интересы обучающегося. Тем самым обеспечивалась адресность содержания переподготовки, ее ориентация на круг интересов учебного заведения. К концу обучения каждый тьютор защищал выпускную аттестационную работу по выбранной тематике.

Темы выпускной аттестационной работы отражали современные тенденции науки. Основная проблематика этой работы находилась в области содержания и организации тьюторского сопровождения образовательного процесса. Темы работ были направлены на:

- анализ особенностей участников образовательного процесса (школьников, студентов, учителей, администрации вуза). Работы: «Тьюторское сопровождение как ресурс управления образовательного учреждения» (О.Л. Алексеева), «Тьюторское сопровождение повышения профессиональной компетенции классных руководителей» (А.Ф. Мельниченко), «Формирование ключевых компетенций обучающихся при тьюторском сопровождении обучения физике в основной школе (на примере использования электронных учебных модулей)» (Е.С. Тимакина), «Тьюторское сопровождение внеурочной деятельности учащихся» (Н.Н. Бояджан);

- изучение специфики отдельных категорий учащихся. Работы: «Тьюторское сопровождение учащихся с риском школьной дезадаптации в общеобразовательном учреждении» (Ю.В. Быстро-ва), «Тьюторское сопровождение внеучебной развивающей учебной деятельности детей с деви-антным поведением» (М.А. Валуева), «Тьюторское сопровождение подростков старшего возраста в ситуациях напряженного межличностного общения» (С.Г. Волкова), «Организация тьюторского сопровождения учащихся старшего подросткового возраста с деви-антным поведением» (З.Е. Куликова), «Тьюторское сопровождение адаптации детей-мигрантов в процессе освоения курса информатики» (Ю.М. Борискина);

- анализ этапов образования (начальной, средней, старшей школы, профильного среднего специального образования). Работы: «Тьюторское сопровождение формирования познавательной активности младших школьников» (Н.М. Смирнова), «Тьюторское сопровождение внеаудиторной работы студентов средних профессиональных учебных заведений (на примере предметов экономической на-

правленности в рамках специальных дисциплин)» (О.А. Ковалева), «Тьюторское сопровождение построения модели профильного обучения в общеобразовательной школе» (А.В. Смышляева);

- усвоение современных образовательных технологий (информационных и коммуникационных). Работы: «Тьюторское сопровождение обучающихся в информационно-коммуникационной предметной среде» (Е.И. Андреева), «Тьюторское сопровождение учебной исследовательской деятельности по астрономии и физике в интегрированной информационно-образовательной среде» (Н.Н. Гомулина), «Тьюторское сопровождение проектной деятельности учащихся 5-9-х классов» (О.В. Степина);

- освещение функций образования (обучения, развития учащихся и педагогов). Работы: «Тьюторское сопровождение самообразования школьников (на примере изучения английского языка)» (И.Н. Кузнецов), «Тью-торское сопровождение развития культуры электронного письменного общения столичных школьников 5-9-х классов» (А.Ю. Ку-кава), «Актуализация смысловой

ценности школьной дисциплины "Математика" в практике тьютор-ского сопровождения учащихся 8-9-х классов» (М.В. Ковалева), «Тьюторское сопровождение обучающихся в процессе формирования музыкально-эстетической культуры» (А.Н. Егорова), «Тьюторское сопровождение педагогов с синдромом эмоционального выгорания» (Т.В. Мелентьева) и др.

Эти работы имели практическую значимость, а результаты их можно было использовать в организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Дополнительным эффектом занятий на факультете профессиональной переподготовки педагогических кадров оказалось повышение коммуникативной и компьютерной грамотности его слушателей. Например, они к концу обучения обрели вкус к созданию качественных презентаций и видеороликов. Все научились осуществлять качественный интернет-поиск, пользоваться различными электронными ресурсами, активно включились в практику сетевого общения.

Программа обучения тьюторов-технологов завершилась пу-

бличной защитой выпускной аттестационной работы. Во время защиты большинство слушателей четко излагали основные идеи и результаты своей работы, отстаивали свою позицию, намечали перспективы дальнейших исследований и возможности внедрения апробированных технологий в широкую образовательную практику. Все тьюторские проекты были переданы образовательным учреждениям г. Москвы и пополнили медиатеку кафедры открытых образовательных технологий. Таким образом, в столице были созданы предпосылки для использования тьюторства как дополнительной формы управления качеством педагогической деятельности.

Анализ опыта, полученного в ходе реализации программы «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности», позволяет сделать вывод, что предлагаемая программа носит универсальный характер. Заметным ее преимуществом стала свобода выбора формата работы, открывающая широкий простор для педагогического творчества и профессионального роста будущих специалистов.

ЛИТEРAТУРA

1. Андреева Е.А. Сравнительный анализ моделей тьюто-ранства (на примере Англии, Германии, Объединенных Арабских Эмиратов и России): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. 22 с.

2. Дудчик С.В. Развитие познавательного интереса младших школьников средствами тьюторского сопровождения: дис. .канд. пед. наук. М., 2008. 234 с.

3. Ефименко С.М. Подготовка будущих педагогов профес-

сионального обучения к реализации функций тьютора: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Чебоксары, 2001. 21 с.

4. Ковалева Т.М. Профессия «тьютор». М.; Тверь: СФК-офис, 2012. 107 с.

5. Пилипчевская Н.В. Тьюторское сопровождение адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 27 с.

LITERATURA

1. Andreeva E.A. Sravnitel'nyi analiz modelei t'yutoranstva (na primere Anglii, Germanii, Ob''edinennyh Arabskih Yemiratov I Rossii): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2012. 22 s.

2. Dudchik S.V. Razvitie poznavatel'nogo interesa mladshih shkol'nikov sredstvami t'yutorskogo soprovozhdenijа: dis. ... kand. ped. nauk. M., 2008. 234 s.

3. Efimenko S.M. Podgotovka budushchih pedagogov professional'nogo obuchenijа k realizacii funkcii t'yutora:

avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Cheboksary, 2001. 21 s.

4. Kovaleva T.M. Professijа «t'yutor». M.; Tver': SFK-ofis, 2012. 107 s.

5. Pilipchevskajа N.V. T'yutorskoe soprovozhdenie adaptacii studentov k uchebno-vospitatel'nomu processu pedagogicheskogo vuza: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. M., 2010. 27 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.