Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
post-industrial society / digitalization of education / innovative educational technologies / teaching of foreign languages / teacher / постиндустриальное общество / цифровизация образования / инновационные образовательные технологии / преподавание иностранных языков / учитель

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П.Г. Идрисова, Р.Ш. Агамурадова, Н.А. Абулайсова

В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с применением образовательных технологий в процессе преподавания иностранных языков в условиях цифровизации современной образовательной системы Российской Федерации. Вопросы использования данных технологий в процессе преподавания соответствующей предметной области рассматриваются в тесной связи с наиболее актуальными тенденциями в развитии современного общества, обусловливающими, в свою очередь, особенности эволюции образовательной системы в России конца XX – первой четверти XXI вв. Далее намечаются перспективы, которые открывает процесс цифровизации отечественной системы образования для дальнейшей её модернизации. По результатам исследования делается заключение о необходимости внедрения в повседневную образовательную практику ряда перспективных педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF THE EDUCATION SYSTEM

The article deals with the main problems associated with the educational technologies using in the process of foreign languages teaching in the conditions of the Russian educational system digitalization. The issues of these technologies using in the process of teaching the relevant subject area are considered in close connection with the most relevant trends in the development of modern society, which, in turn, determine the features of the Russian educational system evolution at the end of the XX – first quarter of the XXI centuries. Next, the researchers study prospects that the process of the Russian education system digitalization opens up for its further modernization. According to the results of the study, a conclusion is made about the need to introduce a number of promising pedagogical technologies into everyday educational practice.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

Библиографический список

1. Баранова Л.М. Повышение качества обучения курсантов военных вузов на основе мониторинга образовательных достижений. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Воронеж, 2019.

2. Лагута Н.В. Основы лингводидактического тестирования: сборник учебно-методических материалов для направления подготовки 45.04.01 Филология. Благовещенск, 2017.

3. Гусева Н.В. Балльно-рейтинговая система как эффективное средство педагогической диагностики при обучении иностранному языку курсантов военных вузов. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 151 - 153.

4. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Адаптированное тестирование: вчера, сегодня, завтра. Высшее образование сегодня. 2010; № 8.

5. Герасимова Т.Н., Гусева Н.В. Использование профессионально адаптивного тестирования в процессе обучения иностранному языку курсантов военных вузов. Мир науки, культуры, образования. 2019; № Э (76): 224.

6. Ростовцева П.П., Гусева Н.В., Соболева О.С. Оптимизация профессионально ориентированной иноязычной речевой подготовки студентов неязыковых вузов. Педагогика и психология образования. 2016; № 4: 78 - 83.

7. Гусева Н.В. Банк тестовых заданий как средство педагогической диагностики обучения иностранному языку. Мир науки, культуры, образования. 2020; № Э (82): 244 - 245.

8. Соболева О.С., Гусева Н.В. Тестирование как средство контроля и оценки знаний студентов неязыкового вуза. Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2014; № 1: 71 - 75.

9. Гусева Н.В. Диагностика результатов обучения иностранному языку курсантов военных вузов как педагогическая проблема. Мир образования - образование в мире. 2018; № 1 (69): 240 - 243.

10. Смирнова М.А. Реализация принципа лингвистической паритетности в швейцарской армии (на примере итальянского и ретороманского языков). Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2021; № 5-2: 169 - 173.

11. Смирнова М.А., Гусева Н.В. Практический курс военного перевода. Итальянский язык: учебное пособие. Москва: Военный университет, 2020; Ч. 1.

12. Гусева Н.В. Педагогическая диагностика процесса обучения иностранному языку курсантов военных вузов. Диссертация ...кандидата педагогических наук. Москва. 2021.

13. Лихачева О.Н., Богатырева Ж.В., Ивашкин И.И. Проектная методика как элемент оптимизационной составляющей на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017; № 131: 1627 - 1637.

References

1. Baranova L.M. Povysheniekachestva obucheniya kursantov voennyh vuzovna osnovemonitoringa obrazovatel'nyh dostizhenij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Voronezh, 2019.

2. Laguta N.V. Osnovy lingvodidakticheskogo testirovaniya: sbornik uchebno-metodicheskih materialov dlya napravleniya podgotovki 45.04.01 Filologiya. Blagoveschensk, 2017.

3. Guseva N.V. Ball'no-rejtingovaya sistema kak 'effektivnoe sredstvo pedagogicheskoj diagnostiki pri obuchenii inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 151 - 153.

4. Zvonnikov V.l., Chelyshkova M.B. Adaptirovannoe testirovanie: vchera, segodnya, zavtra. Vysshee obrazovanie segodnya. 2010; № 8.

5. Gerasimova T.N., Guseva N.V. Ispol'zovanie professional'no adaptivnogo testirovaniya v processe obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 224.

6. Rostovceva P.P., Guseva N.V., Soboleva O.S. Optimizaciya professional'no orientirovannoj inoyazychnoj rechevoj podgotovki studentov neyazykovyh vuzov. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2016; № 4: 78 - 83.

7. Guseva N.V. Bank testovyh zadanij kak sredstvo pedagogicheskoj diagnostiki obucheniya inostrannomu yazyku. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 244 - 245.

8. Soboleva O.S., Guseva N.V. Testirovanie kak sredstvo kontrolya i ocenki znanij studentov neyazykovogo vuza. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M.A. Sholohova. Pedagogika i psihologiya. 2014; № 1: 71 - 75.

9. Guseva N.V. Diagnostika rezul'tatov obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov kak pedagogicheskaya problema. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2018; № 1 (69): 240 - 243.

10. Smirnova M.A. Realizaciya principa lingvisticheskoj paritetnosti v shvejcarskoj armii (na primere ital'yanskogo i retoromanskogo yazykov). Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2021; № 5-2: 169 - 173.

11. Smirnova M.A., Guseva N.V. Prakticheskijkurs voennogoperevoda. Ital'yanskijyazyk: uchebnoe posobie. Moskva: Voennyj universitet, 2020; Ch. 1.

12. Guseva N.V. Pedagogicheskaya diagnostika processa obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov. Dissertaciya ...kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva. 2021.

13. Lihacheva O.N., Bogatyreva Zh.V., Ivashkin I.I. Proektnaya metodika kak 'element optimizacionnoj sostavlyayuschej na zanyatiyah po inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Politematicheskij setevoj 'elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2017; № 131: 1627 - 1637.

Статья поступила в редакцию 10.09.21

УДК 378

Idrisova P.G., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Agamuradova R.Sh., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Abulaysova N.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

APPLICATION OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN CONDITIONS OF DIGI-TALIZATION OF THE EDUCATION SYSTEM. The article deals with the main problems associated with the educational technologies using in the process of foreign languages teaching in the conditions of the Russian educational system digitalization. The issues of these technologies using in the process of teaching the relevant subject area are considered in close connection with the most relevant trends in the development of modern society, which, in turn, determine the features of the Russian educational system evolution at the end of the XX - first quarter of the XXI centuries. Next, the researchers study prospects that the process of the Russian education system digitalization opens up for its further modernization. According to the results of the study, a conclusion is made about the need to introduce a number of promising pedagogical technologies into everyday educational practice.

Key words: post-industrial society, digitalization of education, innovative educational technologies, teaching of foreign languages, teacher.

П.Г. Идрисова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Р.Ш. Агамурадова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Н.А. Абулайсова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с применением образовательных технологий в процессе преподавания иностранных языков в условиях цифровизации современной образовательной системы Российской Федерации. Вопросы использования данных технологий в процессе преподавания соответствующей предметной области рассматриваются в тесной связи с наиболее актуальными тенденциями в развитии современного общества, обусловливающими, в свою очередь, особенности эволюции образовательной системы в России конца XX - первой четверти XXI вв. Далее намечаются перспективы, которые открывает процесс цифровизации отечественной системы образования для дальнейшей её модернизации. По результатам исследования делается заключение о необходимости внедрения в повседневную образовательную практику ряда перспективных педагогических технологий.

Ключевые слова: постиндустриальное общество, цифровизация образования, инновационные образовательные технологии, преподавание иностранных языков, учитель.

Актуальность данного исследования состоит в том, что в последние десятилетия фиксируется тенденция к цифровизации всех сторон жизни российского социума. В полной мере она затрагивает и сферу образования [1 - 4]. С другой стороны, интенсификация международных контактов в немалой степени способствует актуализации предметной области «Иностранные языки» [3 - 6].

Охарактеризованная ситуация, сочетающая цифровизацию образовательной системы, с одной стороны, и рост востребованности иностранных языков -с другой, обостряет вопрос повышения качества учебного процесса в рамках соответствующей предметной области. Это, в свою очередь, придаёт особое значение процессу поиска инновационных методик её преподавания [7 - 20].

Цель исследования - рассмотреть основные возможности, существующие для внедрения инновационных образовательных технологий в процесс преподавания предметной области «Иностранные языки» на современной ступени циф-ровизации системы образования в Российской Федерации.

Таблица 1

Возможности различных типов цифровых ресурсов при изучении иностранных языков

Тип информационных ресурсов Краткая характеристика

Базы рефератов Ресурсы, содержащие работы, написанные и отправленных на сервер обычными школьниками и студентами, зачастую используются учащимися для выполнения реферативных заданий

Системы дистанционного обучения Позволяют осуществлять непрерывный образовательный процесс в случаях, если его участники находятся на значительном удалении друг от друга, особенно актуальны в условиях пандемии COVID-19

Электронные энциклопедии и справочники Могут быть использованы для поиска перевода, толкования или примеров употребления иноязычных слов и выражений

Электронные библиотеки Содержат электронные версии книг посвящённых различной, часто - не образовательной тематике; могут быть использованы для поиска аутентичных текстов на изучаемых языках, специфических терминов и оборотов, необходимых для выполнения работы на заданную тему, примеров использования иноязычных слов и выражений и др. [3, с. 3]

Сборники методической информации Необходимы педагогам-предметникам, осуществляющим образовательную деятельность в рамках предметной области «Иностранные языки»; используются для поиска информации в ходе разработки учебных программ и планов занятий

«Контактные» ресурсы Представлены чатами, форумами, телеконференциями и др., могут быть использованы для проверки знаний учащихся по изучаемой предметной области либо для отработки у них навыков коммуникации на изучаемых языках

«Ресурсы о ресурсах» Представляют собой одновременно и каталоги, и учебники, ориентирующие пользователей сети в образовательном информационном пространстве, обучающие их тому, как наиболее эффективно им пользоваться; развитие такого рода ресурсов является перспективным в смысле развития идей комплексного подхода в преподавании предметной области «Иностранные языки» [16, с. 83 - 84]

Задачи исследования заключаются в том, чтобы: 1) изучить специфику цифровизации образовательной среды; 2) рассмотреть образовательные технологии при изучении иностранных языков в условиях цифровизации системы образования; 3) рассмотреть возможности различных типов цифровых ресурсов при изучении иностранных языков.

На сегодняшний день можно с определённой долей уверенности констатировать, что образовательная система РФ подверглась значительной цифрови-зации. Это, в свою очередь, означает, что на её функционирование влияет ряд ранее несущественных факторов. Успешно развиваться в условиях постиндустриального общества она может лишь при условии активного внедрения педагогических инноваций [1, с. 15]. На сегодняшний день новые педагогические технологии достаточно активно интегрируются в процесс преподавания предметной области «Иностранные языки» во многих образовательных организациях нашей страны [14; 16].

Практически очевидным представляется факт формирования в образовательных организациях России цифровой образовательной среды. Последняя представляет собой совокупность ресурсов, обеспечивающих учебный процесс и эффективное управление образовательными организациями. Формируется всероссийская информационная система, при помощи которой по всей стране планируется ввести электронную образовательную среду. Такого рода система с высокой долей вероятности будет способствовать интеграции в единое образовательное пространство всех участников образовательного процесса, к которым относятся учащиеся; педагоги; администрация ОО; родители [6, с. 27].

Вероятно, наибольшее влияние на эволюцию современной образовательной системы, в частности сферы преподавания предметной области «Иностранные языки», в русле процессов цифровизации оказывает сеть Интернет. Представим общую систематизацию существующих интернет-ресурсов, могущих быть использованными в ходе изучение предметной области «Иностранные языки» (табл. 1).

При рассмотрении предмета настоящей статьи следует учесть, что в Концепции развития российского образования с 2016 г. до 2020 г был выделен компетентностный подход как «акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях» [17]. При этом в условиях цифровой образовательной среды у обучающихся с высокой вероятностью будет формироваться ряд важных умений и навыков, на данный момент являющихся весьма востребованными и определяющих социальный и личностный статус образованного члена постиндустриального общества. Соответственно, модернизация преподавания предметной области «Иностранные языки» в таких условиях будет вполне соответствовать целям и задачам, определённым Концепцией.

В частности, использование учащимися таких образовательных ресурсов сети Интернет, как «контактные» ресурсы и в определённой степени - электронные библиотеки благоприятствует развитию у обучающихся коммуникационных навыков, позволяющих активно применять изучаемый язык в повседневной жизни [5; 7; 8; 10]. Кроме того, использование этих и некоторых других типов образовательных ресурсов способно оптимизировать процесс выработки у обучающихся общекультурных навыков, позволяющих им в дальнейшем взаимодействовать с представителями иных культур, что особенно важно в условиях современного глобализированного общества [18, с. 37].

Продолжая разговор о модернизации преподавания предметной области «Иностранные языки» в условиях цифровизации образования, следует также отметить, что на настоящий момент развитие информационно-коммуникационных технологий позволяет педагогам самостоятельно создавать онлайн-курсы, размещая их на специализированных интернет-платформах, что, по понятным причинам, существенно упрощает распространение информации среди обучающихся. Массовое внедрение такого рода онлайн-курсов способствует обеспечению большей доступности образования. Оно, кроме того, будет способствовать расширению возможностей для взаимодействия между образовательными организациями, а также адаптации образовательных программ под требования современного общества. Развитию процесса преподавания предметной области «Иностранные языки» в данном направлении в значительной степени благопри-

ятствует факт, скорее, положительного отношения к онлайн-обучению у большинства учащихся [5; 16].

Создание в пространстве образовательной организации централизованной образовательной среды также с высокой долей вероятности положительно скажется на модернизации процесса преподавания иностранных языков. Её генерация предполагает достаточное развитие ИКТ. Образовательный процесс в таких условиях предполагает широкое внедрение активных методов обучения. Он также связан с созданием педагогических условий, при которых у обучающихся будет формироваться опыт самостоятельного решения организационных, коммуникативных, познавательных и других проблем.

Таким образом, создание цифровой образовательной среды будет иметь положительные последствия для ряда участников образовательного процесса, в т.ч. при изучении предметной области «Иностранные языки» (табл. 2).

На основе вышеизложенного мы можем с определённой долей уверенности утверждать, что на сегодняшний день в России фиксируется складывание цифровой образовательной системы.

Цифровая образовательная система представляет собой совокупность ресурсов, обеспечивающих учебный процесс и эффективное управление образовательными организациями. Последняя с высокой вероятностью будет способствовать интеграции в единое образовательное пространство всех участников образовательного процесса. В немалой степени это касается изучения предметной области «Иностранные языки».

Первостепенное влияние на эволюцию современной образовательной системы, в частности сферы преподавания предметной области «Иностранные языки», в русле процессов цифровизации оказывает сеть Интернет. Для последней характерно наличие большого числа типов образовательных ресурсов, применимых при изучении языков.

В условиях цифровой образовательной среды у обучающихся с высокой вероятностью будет формироваться ряд важных умений и навыков, являющихся весьма востребованными на настоящем этапе развития мирового и российского общества.

Тем самым научная новизна исследования заключается в том, что в отечественном образовании наблюдается нехватка комплексных исследований, посвя-щённых эволюции её преподавания в соответствующих условиях. Данная статья призвана отчасти заполнить соответствующую лакуну.

Теоретическая значимость заключается в обобщении материала, касающегося влияния цифровизации на образовательный процесс.

Библиографический список

Таблица 2

Положительные следствия создания цифровой образовательной среды

Категория участников образовательного процесса Последствия создания цифровой образовательной среды для данной категории

Обучающиеся Доступ к современным образовательным ресурсам

Расширение возможностей для построения индивидуальной образовательной траектории

Педагоги Более удобный и рациональный мониторинг образовательного процесса

Завершение формирования субъект-субъектных отношений при изучении предметной области «Иностранные языки»

Уменьшение нагрузки по обработке большого количества документов

Снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий

Новые условия для мотивации обучающихся

Администрация образовательной организации Расширение возможностей образовательного предложения при использовании сетевой организации процесса

Уменьшение бюрократической нагрузки

Расширение возможностей коммуникации

Повышение эффективности использования ресурсов

Практическая значимость заключается в рассмотрении дидактических возможностей различных типов образовательных ресурсов при изучении иностранных языков.

На настоящий момент развитие информационно-коммуникационных технологий позволяет педагогам самостоятельно создавать онлайн-курсы, размещая их на специализированных интернет-платформах, что упрощает распространение информации среди обучающихся.

1. Давыдова Е.М., Нелунова Е.Д. Инновационная педагогическая деятельность в обучении иностранным языкам: учебное пособие. Москва: Издательский дом Академии Естествознания, 2017.

2. Лаврененко М.М. Профессионально-ориентированное обучение английскому языку студентов младших курсов юридических факультетов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2004.

3. Лагута Н.В. Основы лингводидактического тестирования: сборник учебно-методических материалов для направления подготовки 45.04.01 Филология. Благовещенск: Амурский госуниверситет, 2017.

4. Солонцова Л.П. Методика обучения иностранным языкам. Москва, 2018.

5. Гальскова Н.Д., Гез Я.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М., 2015.

6. Сташкевич И.Р Информационно-образовательная среда профессиональной образовательной организации - смена образовательной парадигмы. Профессиональное образование и рынок труда. 2014; № 9 (13): 26 - 28.

7. Гусева Н.В. Балльно-рейтинговая система как эффективное средство педагогической диагностики при обучении иностранному языку курсантов военных вузов. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 151 - 153.

8. Гусева Н.В. Практикум по английскому языку (к учебнику «Introduction to International Legal English» авторов Эми Круа-Линдер, Мат Ферс) для студентов 2 курса, дисциплина «Иностранный язык», направление подготовки 40.03.01. «Юриспруденция». Москва, 2021; Ч. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Владимирова Л.П. Проблемы обучения иностранным языкам в эпоху глобализации. ВестникПНИПУ. 2016; № 3: 107 - 116.

10. Герасимова Т.Н., Гусева Н.В. Использование профессионально адаптивного тестирования в процессе обучения иностранному языку курсантов военных вузов. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 224.

11. Патеева Н.Е. Инновационные приемы педагогической диагностики в процессе изучения иностранных языков. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006; № 21, Т. 5: 160 - 164.

12. Сорокова М.Г. Цифровая образовательная среда университета: кому более комфортно в ней учиться? Психологическая наука и образование. 2020; Т. 25, № 2: 44 - 58.

13. Лапин В.Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании. Инновационное развитие профессионального образования. 2019; № 1 (21): 55 - 59.

14. Сухомлин В.А. Методологические аспекты концепции цифровых навыков. Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017; Т. 13, № 2: 146 - 152.

15. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. Москва, 2019.

16. Нелунова Е.Д. Мультимедийное обучение как средство построения открытой образовательной среды. Историческая и социально-образовательная мысль. 2012; № 5 (15): 82 - 86.

17. Концепция развития Российского образования до 2020 г. Available at: edu.mari.ru/концепция образования РФ

18. Лихачева О.Н., Богатырева Ж.В., Ивашкин И.И. Проектная методика как элемент оптимизационной составляющей на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017; № 131: 1627 - 1637.

19. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. Москва, 2021.

20. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. Москва, 2021.

References

1. Davydova E.M., Nelunova E.D. Innovacionnaya pedagogicheskaya deyatel'nost' v obuchenii inostrannym yazykam: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'skij dom Akademii Estestvoznaniya, 2017.

2. Lavrenenko M.M. Professional'no-orientirovannoe obuchenie anglijskomu yazyku studentov mladshih kursov yuridicheskih fakul'tetov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2004.

3. Laguta N.V. Osnovy lingvodidakticheskogo testirovaniya: sbornik uchebno-metodicheskih materialov dlya napravleniya podgotovki 45.04.01 Filologiya. Blagoveschensk: Amurskij gosuniversitet, 2017.

4. Soloncova L.P. Metodika obucheniya inostrannym yazykam. Moskva, 2018.

5. Gal'skova N.D., Gez Ya.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: Lingvodidaktika i metodika. M., 2015.

6. Stashkevich I.R. Informacionno-obrazovatel'naya sreda professional'noj obrazovatel'noj organizacii - smena obrazovatel'noj paradigmy. Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2014; № 9 (13): 26 - 28.

7. Guseva N.V. Ball'no-rejtingovaya sistema kak 'effektivnoe sredstvo pedagogicheskoj diagnostiki pri obuchenii inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 151 - 153.

8. Guseva N.V. Praktikum po anglijskomu yazyku (k uchebniku «Introduction to International Legal English» avtorov 'Emi Krua-Linder, Mat Fers) dlya studentov 2 kursa, disciplina «Inostrannyj yazyk», napravlenie podgotovki 40.03.01. «Yurisprudenciya». Moskva, 2021; Ch. 2.

9. Vladimirova L.P. Problemy obucheniya inostrannym yazykam v 'epohu globalizacii. Vestnik PNIPU. 2016; № 3: 107 - 116.

10. Gerasimova T.N., Guseva N.V. Ispol'zovanie professional'no adaptivnogo testirovaniya v processe obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 224.

11. Pateeva N.E. Innovacionnye priemy pedagogicheskoj diagnostiki v processe izucheniya inostrannyh yazykov. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena. 2006; № 21, T. 5: 160 - 164.

12. Sorokova M.G. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda universiteta: komu bolee komfortno v nej uchit'sya? Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2020; T. 25, № 2: 44 - 58.

13. Lapin V.G. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda kak uslovie obespecheniya kachestva podgotovki studentov v srednem professional'nom obrazovanii. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2019; № 1 (21): 55 - 59.

14. Suhomlin V.A. Metodologicheskie aspekty koncepcii cifrovyh navykov. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie. 2017; T. 13, № 2: 146 - 152.

15. Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformad! obrazovaniya. Moskva, 2019.

16. Nelunova E.D. Mul'timedijnoe obuchenie kak sredstvo postroeniya otkrytoj obrazovatel'noj sredy. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2012; № 5 (15): 82 - 86.

17. Koncepciya razvitiya Rossijskogo obrazovaniya do 2020 g. Available at: edu.mari.ru/koncepciya obrazovaniya RF

18. Lihacheva O.N., Bogatyreva Zh.V., Ivashkin I.I. Proektnaya metodika kak 'element optimizacionnoj sostavlyayuschej na zanyatiyah po inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Politematicheskij setevoj 'elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2017; № 131: 1627 - 1637.

19. Ajsuvakova T.P., Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N. i dr. Psihologo-pedagogicheskie aspekty osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah. Moskva, 2021.

20. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu. i dr. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspirantury k osuschestvleniyu buduschej professional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva, 2021.

Статья поступила в редакцию 10.09.21

УДК 378

Idrisova P.G., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Shabanova D.S., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Department of Foreign Languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Murzaeva D.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

IMPLEMENTATION OF THE IDEAS OF PEDAGOGICAL COACHING IN TEACHING STUDENTS A FOREIGN LANGUAGE. The article reveals the main opportunities that allow implementing the main ideas of pedagogical coaching when teaching students a foreign language in the modern Russian university educational space. These opportunities are considered in line with the main trends that have been fixed in the development of the Russian higher education system over the past three decades. At the same time, both positive trends in its development and negative ones are taken into account. Various examples of training tasks that are applicable within the framework of this methodology are considered. Based on the analysis of the special literature, the necessity of introducing pedagogical coaching in the process of teaching students a foreign language as one of the significant conditions for further modern Russian higher education system modernization is proved.

Key words: pedagogical coaching, innovative methods in higher education, teaching a foreign language at university, student, teacher.

П.Г. Идрисоеа, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Д.С. Шабанова, канд. филол. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Д.М. Мурзаееа, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОУЧИНГА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В настоящей статье раскрываются существенные возможности, позволяющие реализовать основные идеи педагогического коучинга при обучении студентов иностранному языку в образовательном пространстве современного российского вуза. Эти возможности рассматриваются в русле основных тенденций, фиксирующихся в процессе развития отечественной системы высшего образования на протяжении трёх последних десятилетий. При этом учитываются как позитивные тенденции в его развитии, так и негативные. Рассматриваются различные примеры учебных заданий, применимых в рамках данной методики. На основе анализа широкого круга специальной литературы доказывается необходимость внедрения педагогического коучинга в процесс обучения студентов иностранному языку как одного из значимых условий дальнейшей модернизации системы современного отечественного высшего образования.

Ключевые слова: педагогический коучинг, инновационные методики в высшем образовании, преподавание иностранного языка в вузе, студент, преподаватель.

На протяжении трёх последних десятилетий фиксируется существенная интенсификация международных контактов [1 - 5]. Данная тенденция вполне применима к развитию Российской Федерации в соответствующий период. Указанные обстоятельства в значительной степени способствуют складыванию благоприятных условий для роста актуальности предмета «Иностранный язык» в отечественных вузах [5 - 8]. В свою очередь, охарактеризованная выше ситуация обостряет вопрос повышения качества учебного процесса по иностранным языкам в образовательном пространстве современного российского вуза.

В соответствии с этим крайне актуальной является и проблема, связанная с реализацией идей педагогического коучинга в обучении студентов иностранному языку.

Целью данной статьи является рассмотрение практических механизмов реализации идей педагогического коучинга в обучении студентов иностранному языку.

Задачи статьи: 1) изучить возможности педагогического коучинга в процессе обучения иностранным языкам студентов; 2) рассмотреть систему личностно ориентированных заданий по иностранному языку; 3) рассмотреть систему требований для практической реализации идей педагогического коучинга в процессе преподавания иностранного языка.

На настоящем этапе развития системы отечественного высшего образования приходится признать факт наличия ряда тенденций, негативно влияющих на изучение иностранного языка в организациях высшего образования. К их числу относятся:

• снижение, по сравнению с предыдущими поколениями студентов, мотивации обучающихся к регулярной работе в рамках учебных занятий по соответствующей дисциплине;

• наличие языкового барьера, страха начать говорить на изучаемом языке;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.