ДИСКУССИОННЫЕ ТЕМЫ
Применение инновационных методик преподавания в современном вузе
Конколь Марина Михайловна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка № 3, МГИМО МИД России E-mail: m.konkol@my.mgimo.ru
Гарская Елена Сергеевна,
кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия»
E-mail: egarskaya@mail.ru
Выклюк Ксения Константиновна,
студент, кафедра мединой политики и связей с общественностью, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации (МГИМО) E-mail: ksusha.vyklyuk@yandex.ru
Перцев Владимир Владимирович,
кандидат педагогических наук, доцент по специальности «Теория и методика обучения и воспитания», ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» E-mail: Mr.vladimir.pertsev@yandex.ru
Ставрук Марина Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Сургутский государственный университет E-mail: stavruk_ma@surgu.ru
Статья посвящена актуальной проблеме применения инновационных методик преподавания в современном вузе. Раскрыты сущность поднятий инновационного потенциала системы образования вуза, методик преподавания и личности современного преподавателя. Описаны современные тенденции развития высшего образования, к которым относятся антро-поориентированность, индивидуализация и открытость образования. Гуманитарные тенденции содержания, целей и методик преподавания в высшей школе связаны с реализацией активно-действенного, профессионально-ориентированного образовательного процесса и учебного взаимодействия его участников. Описаны современные методики преподавания в высшей школе. Показано, что одним из актуальных направлений развития высшего образования является изменение содержания образования и внедрение педагогических методик преподавания на основе информационных технологий и развития электронно-цифровой образовательной среды высших учебных заведений. Представлены развивающие ресурсы инновационных технологий обучения студентов в высшей школе.
Ключевые слова: высшая школа, преподавание, педагогические технологии, инновационные методики, инновационный потенциал, метод конкретных ситуаций, информатизация обучения, смешанное обучение.
о с
CJ
см со
Происходящие изменения в социально-экономической сфере, повышение наукоемко-сти современного производства, информатизация производственных и общественных отношений в настоящее время формируют социальный запрос на инновационные изменения в системе высшего образования, обновления ее целей и содержания, внедрения в образовательный процесс инновационных методик обучения. Повышение качества высшего образования является важнейшим показателям инновационного потенциала социально-экономического развития страны, определяющим конкурентоспособность ее социально-экономического развития.В связи с этим актуализируются проблемы применения инновационных методик преподавания в современном вузе.
Инновационный потенциал высшей школы рассматривается как «система факторов и условий необходимых для осуществления инновационного процесса, трансформации системы в новое состояние с целью удовлетворения существующих и возникающих потребностей, способность материи от перехода возможности к реальности, выявления и актуализации неиспользованных и скрытых возможностей ресурсов личности» [2, с. 69]. Инновационный потенциал методик преподавания в современном вузе основывается на «методологических концепциях автора; проектируется в соответствии с конкретной педагогической концепцией; представляет собой технологическую цепочку действий и операций, выстраиваемую в соответствии с целевыми установками в виде точно ожидаемого результата; функционирует как взаимосвязанная деятельность преподавателя и студентов на основе принципов дидактики - индивидуализации и дифференциации» [1]. Системный характер реализации инновационных методик преподавания в высшей школе определяется сложным характером образовательного процесса, который включает «цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия (средства преподавания и мотивация); организация учебного процесса; студент, преподаватель; результат деятельности (в том числе и уровень профессиональной подготовки) [7, с. 310311].
Важную роль в инновационной деятельности в высшей школе играет научно-педагогическое обеспечение, которое связанно с повышением профессионализма педагогических кадров, возрождением научных школ практической направ-
ленности, разработкой и реализацией принципиально новых моделей прикладных исследований, которые обеспечивают развитие педагогической науки и распространение образовательных инноваций. Реализация инновационных методов преподавания в вузе, прежде всего, опирается на инновационный потенциал личности преподавательского состава высшей школы. Вузовский педагог как преподаватель должен, прежде всего, «глубоко знать свой предмет, ту науку, которой он непосредственно обучает своих студентов, знать ее как в теории, так и в практических приложениях, знать историю ее становления и развития» [3, с. 12]. То есть вузовский преподаватель для реализации инновационных методик преподавания в вузе должен обладать определенным инновационным потенциалом, который рассматривается с позиции личностного ресурса преподавателя, включающего в себя «совокупность свойств, индивидуальных качеств, профессиональной компетентности и инновационной способности, обеспечивающих психологическую и профессиональную готовность и восприимчивость по созданию, освоению и распространению инновационных образовательных технологий, а также саморазвитие и профессиональных рост как стратегический фактор продуктивной инновационной деятельности» [6, с. 52].
Инновационные методики преподавания в вузе основываются, прежде всего, на методологических принципах современного высшего образования, которые определяются гуманитарными тенденциями, приоритетными из которых являются антропоориентированность, индивидуализация и открытость образования. Антропоориентирован-ность высшего образования отражает ценности личности и личностного развития, приоритет субъектной позиции участников образовательного процесса. Индивидуализация высшего образования проявляется в нацеленности содержания образования на образовательных запросы и потребности субъектов обучения. Открытость высшего образования отражает «приоритет индивидуального опыта освоения культуры по отношению к общепринятым культурным образцам и нормам» [3, с. 77].
Гуманитарные тенденции развития высшего образования на современном этапе определяют, в свою очередь, используемые в высшей школе образовательные методики преподавания и технологии обучения студентов. Раскроем классификацию современных методик и технологий преподавания в высшей школе:
- предметно-ориентированные технологии, к которым относятся технологии уровневой дифференциации, интенсивного обучения, задачные технологии и др..;
- интерактивные технологии, направленные на активизацию учебной деятельности студентов, к которым относятся игровые, проективные технологии, рефлексивные технологии, технологии самопознания и самооценки, технологии самопрезентации и др.;
- информационно-цифровые технологии, направленные на овладение студентами новыми средствами поиска, применения и переработки учебной информации с помощью электронно-цифровых средств обучения;
- коммуникативные технологии, направленные на организацию парной, групповой или коллективной учебной деятельности студентов, к которым относятся «диалогические технологии, технологии организации групповой и коллективной деятельности, технологии сензитивно-го общения, технологию психологического тренинга и др.» [3, с. 19-20].
Реализация современных методик преподавания и технологий обучения в высшей школе связана с организацией проблемного, активно-действенного, профессионально-ориентированного образовательного процесса и учебного взаимодействия его участников. В качестве инновационной методики преподавания в высшей школе, обладающей проблемным, активно-действенным и профессионально-ориентированным характером обучения студентов, приведем пример метода конкретных ситуаций, который представляет собой «метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций» [3, с. 116]. Метод конкретных ситуаций, который нашел широкое применение в современной вузе при обучение различных учебных дисциплин, представляет собой неигровой, имитационный и активный метод обучения студентов. В настоящее время в педагогической практике реализуются вариативные виды учебных кейсов (проблемные, оценочные, иллюстративные). Кейс-метод в отличие от традиционных форм обучения в форме лекций, практических и семинарских занятий, ориентирован на постановку вопросов и решение проблемы, что активирует учебно-познавательную деятельность студентов и развивает их критическое мышление. А групповой характер реализации данного метода является педагогическим условием для развития коллективных форм работы студентов, развития коммуникативных навыков, навыков аргументации и самопрезентации. Данные метод показал свою результативность при освоении учебных дисциплин профессиональной направленности.
Организация образовательного процесса на основе использования современных методик преподавания предъявляет и особые требования к профессиональному мастерству и уровню профессионально-личностного развития преподавателя вуза. Преподаватель высшей школы сегодня должен иметь на высоком уровне развития «умение проблемного изложения учебного материала, навыки ведения эвристической беседы, создания дискуссионных ситуаций, интеллектуально-творческой атмосферы ... и организации учебно-исследовательской деятельности студентов» [3, с. 13].
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
о с
CJ
см со
Инновационные методы преподавания в вузе нацелены на активизацию интеллектуальной деятельности студентов, как при выполнении самостоятельной учебной деятельности, так и в режиме групповой работы, что позволяет развивать у них интерес и положительное отношение к новым идеям и разнообразию мнений. Отсюда важную роль в образовательном процессе высшего учебного заведения, как отмечалось выше, играет инновационный потенциал и инновационная индивидуальность преподавателя вуза, которая определяется как «повышенные требования быть неповторимым, уникальным, своеобразным, креативным, уметь накапливать потенциал инновационной активности, владеть навыками своевременной коррекции инновационного стиля и поведения, нахождения уникального варианта самовыражения» [4. с. 133].
Информатизация всех сфер общественной жизни обусловила социальный запрос к педагогической науке и практике образования на внедрение информационных технологий обучения прежде всего в структуре высшей школы. В современный образовательный процесс высшей школы внедрены такие понятия, как «информационная образовательная среда», «электронно-цифровое обучение», «дистанционное обучение», «онлайн-обучение». Использование новых информационных методик преподавания в вузе предполагает «развитие цифровой инфраструктуры образования; развитие цифровых учебно-методических материалов, инструментов и сервисов, включая цифровое оценивание; разработку и распространение новых моделей организации учебной работы» [5, с. 16]. Информационные методики преподавания в высшей школе вызвали необходимость активной разработки электронно-цифровых средств обучения, создания электронных учебно-методических комплексов по различным учебным дисциплинам профессиональной подготовки студентов, содержание которых построено с учетом цифровых методик преподавания.
В настоящее время широкое развитие получило использование технологий смешанного обучения, в котором интегрируются методики традиционной очной формы обучения и дистанционного обучения, что предполагает «перенос ряда элементов учебного процесса в электронную среду и, как следствие, сокращение аудиторного взаимодействия студентов с преподавателем» [3, с. 109]. Реализация инновационных методик преподавания в условиях смешанного обучения студентов, прежде всего, предполагает ряд этапов:
- определение планируемых по учебной дисциплине результатов обучения;
- выбор методов оценивания результатов обучения студентов;
- определение стратегии преподавания с учетом содержания учебной дисциплины, что предполагает выбор видов учебной деятельности студентов, характера взаимодействия субъектов образовательного процесса с целью макси-
мального вовлечения студентов в виртуальное и аудиторное взаимодействия; - выбор и структурирование содержания учебных материалов [3].
Таким образом, применение инновационных методик преподавания в современном вузе на современном этапе развития высшей школы является условием организации результативного образовательного процесса и достижения высокого качества профессионального обучения студентов, отвечающего современным требованиям общественного развития. Обращение к современным методикам преподавания в системе высшего образования, использование их инновационного потенциала позволяет обеспечить управление образовательным процессом через его предварительное проектирование и выстраивание с опорой на активную и творческую учебно-профессиональную деятельность субъектов образовательного процесса.
Литература
1. Бояринова В.Г. Новые образовательные технологии в системе высшей школы //Univer-sum: психология и образование: электронный научный журнал. - 2020. - № 9 (75). - URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/10656
2. Микушко А.Е. Инновационный потенциал: психологические аспекты определения и развития. - М.: Перо, 2012. - 82с.
3. Обучение в высшей школе: возможности современных образовательных технологий: учебно-методическое пособие / Е.Ф. Зачиняе-ва, В.В. Кравцов, Н.Н. Савельева, А.Н. Сазонова; Дальневосточный федеральный университет. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного федерального ун-та, 2020. - 156 с.
4. Психология индивидуальности: Новые модели и концепции / Под научной ред. Старовой-тенко Е.Б., Шадрикова В.Д. - М.: НОУ ВПО МПСИ 2009. - 384 с.
5. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования /Под редакцией А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. - 344 с.
6. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. -М.: Академия, 2010. - 256 с.
7. Шведова Л.В. Инновационные образовательные технологии обучения и преподавания в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - С. 309312.
APPLICATION OF INNOVATIVE TEACHING METHODS IN A MODERN UNIVERSITY
Konkol M.M., Garskaya E.S., Vyklyuk K.K., Pertsev V.V., Stavruk M.A.
MGIMO University; State Agricultural Academy of Velikie Luki; Bunin Yelets State University; Surgut State Universitet
The article is devoted to the actual problem of applying innovative teaching methods in a modern university. The essence of raising the innovative potential of the education system of the university, teaching methods and the personality of a modern teacher are re-
vealed. Modern trends in the development of higher education are described, which include anthropological orientation, individualization and openness of education. Humanitarian trends in the content, goals and methods of teaching in higher education are associated with the implementation of an active and effective, professionally oriented educational process and the educational interaction of its participants. Modern methods of teaching in higher education are described. It is shown that one of the topical directions in the development of higher education is the change in the content of education and the introduction of pedagogical teaching methods based on information technology and the development of an electronic-digital educational environment of higher educational institutions. The developing resources of innovative technologies for teaching students in higher education are presented.
Keywords: higher education, teaching, pedagogical technologies, innovative methods, innovative potential, case method, learning informatization, blended learning.
References
1. Boyarinova V.G. New educational technologies in the system of higher education // Universum: psychology and education: electronic scientific journal. - 2020. - No. 9 (75). - URL: https://7uni-versum.com/ru/psy/archive/item/10656
2. Mikushko A.E. Innovation potential: psychological aspects of definition and development. - M.: Pero, 2012. - 82p.
3. Education in higher education: the possibilities of modern educational technologies: teaching aid / E.F. Zachinyaeva, V.V. Kravtsov, N.N. Savelyeva, A.N. Sazonova; Far Eastern Federal University. - Vladivostok: Publishing House of the Far Eastern Federal University, 2020. - 156 p.
4. Psychology of individuality: New models and concepts / Ed. Starovoitenko E.B., Shadrikova V.D. - M.: NOU VPO MPSI
2009. - 384 p.
5. Difficulties and prospects for the digital transformation of education / Edited by A. Yu. Uvarova, I.D. Frumin. - M.: Publishing House of the Higher School of Economics, 2019. - 344 p.
6. Khutorskoy A.V. Pedagogical innovation. - M.: Academy,
2010. - 256 p.
7. Shvedova L.V. Innovative educational technologies for teaching and learning in higher education // Problems of modern pedagogical education. - 2019. - P. 309-312.