Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
518
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ (КЕЙС-МЕТОД) / ДЕЛОВАЯ (РОЛЕВАЯ) ИГРА / МЕТОД ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаренко Геннадий Иванович, Крюкова Наталия Васильевна

В исследовании представлены результаты изучения инновационных методик преподавания в современной высшем юридическом образовании, проанализированы факторы развития высшего образования, которые актуализируют инновационные образовательные процессы, раскрыта сущность понятия «инновации» в высшем образовании, дана характеристика наиболее эффективных инновационных методов обучения, используемых в ходе преподавания профессиональных юридических дисциплин в высшей школе. Подчеркивается, что инновационная методика реализуется в рамках общей трансформации образовательной парадигмы и отвечает современным тенденциям процессов, происходящих в системе высшего образования. Результаты проведенного исследования и рефлексия собственного опыта преподавания подтверждают следующие постулаты: метод конкретных ситуаций (МКС), или кейс-метод, деловая (ролевая) игра, метод проектов являются эффективными и применимыми формами работы со студентами; внедрение инновационных технологий в учебный процесс помогает готовить высококвалифицированных, конкурентоспособных юристов, способных выполнять сложные научно-исследовательские, профессионально-прикладные и творческие задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макаренко Геннадий Иванович, Крюкова Наталия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE METHODS OF TEACHING LEGAL DISCIPLINES IN HIGHER EDUCATION

The article presents the results of the study of innovative teaching methods in modern higher legal education, analyses the factors of higher education development, which actualize innovative educational processes, reveals the essence of the concept “innovations” in higher education, describes the most effective innovative teaching methods used in the teaching of professional legal disciplines in higher education. The study emphasizes that innovative methods are implemented within the general transformation of educational paradigm and meet the modern trends of the processes taking place in the system of higher education. The results of the study and reflection of own teaching experience confirm the following postulates: case method (CMC), or case-method, business (role) game, project method are effective and applicable forms of work with students; implementation of innovative technologies in the educational process helps to train highly qualified, competitive lawyers, capable of performing complex research, professional-applied and creative tasks.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

Инновационные методы преподавания юридических дисциплин в высшей школе

Макаренко Геннадий Иванович,

кандидат исторических наук, доцент кафедры правоведения Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиал), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» E-mail: mg68@mail.ru

Крюкова Наталия Васильевна,

кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиал), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» E-mail: nkrjukowa1969@mail.ru

В исследовании представлены результаты изучения инновационных методик преподавания в современной высшем юридическом образовании, проанализированы факторы развития высшего образования, которые актуализируют инновационные образовательные процессы, раскрыта сущность понятия «инновации» в высшем образовании, дана характеристика наиболее эффективных инновационных методов обучения, используемых в ходе преподавания профессиональных юридических дисциплин в высшей школе. Подчеркивается, что инновационная методика реализуется в рамках общей трансформации образовательной парадигмы и отвечает современным тенденциям процессов, происходящих в системе высшего образования. Результаты проведенного исследования и рефлексия собственного опыта преподавания подтверждают следующие постулаты: метод конкретных ситуаций (МКС), или кейс-метод, деловая (ролевая) игра, метод проектов являются эффективными и применимыми формами работы со студентами; внедрение инновационных технологий в учебный процесс помогает готовить высококвалифицированных, конкурентоспособных юристов, способных выполнять сложные научно-исследовательские, профессионально-прикладные и творческие задачи.

Ключевые слова: современное профессиональное образование, преподавание юридических дисциплин в высшей школе, инновационные технологии, метод конкретных ситуаций (кейс-метод), деловая (ролевая) игра, метод проектов.

о с

U

см см о см

<3

В подготовке магистров в системе нынешнего российского высшего образования можно отметить две основные тенденции. Первая связана с фундаментальной научной подготовкой, формированием творческого научного потенциала. Вторая представляет собой формирование компетенций педагогической направленности. Одним из направлений профессиональной реализации будущего магистра является деятельность преподавателя высшей школы. Изучение базовых структурных компонентов педагогического процесса в вузе, их сущностных характеристик становится в данном контексте важнейшей задачей магистерской подготовки.

Дисциплина «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе» для обучающихся направления подготовки 40.04.01 Юриспруденция является профессионально-педагогической дисциплиной в цикле дисциплин подготовки магистра и реализует цель формирования представлений будущего специалиста о сущности педагогики высшей школы в целом, ее месте среди других наук о человеке, о закономерностях педагогического процесса в вузе.

Задачами изучения являются: знакомство с основами педагогической деятельности в высшей школе, средствами взаимодействия и управления педагогическим процессом; изучение ведущих тенденций мирового образовательного пространства; освоение системы знаний о педагогических методах, технологиях обучения, а также и педагогическом мастерстве; ознакомление со спецификой преподавания указанного направления подготовки в высшей школе.

Особую роль в данном процессе играет ознакомление с инновационными методами преподавания в высшей школе. В данном контексте тема исследования, которая раскрывается в статье, представляется актуальной.

Цель статьи - раскрыть роль и значение инноваций, в частности инновационных методик преподавания в современном высшем юридическом образовании, определить наиболее эффективные методы и формы учебной работы. Достижение этой цели предполагает решение ряда задач:

• определить пути развития российской высшей школы в контексте современной образовательной ситуации;

• проанализировать факторы развития высшего образования, которые актуализируют инновационные образовательные процессы;

• раскрыть сущность понятия «инновации» в высшем образовании;

• осветить значение терминов «метод», «методика», «метод преподавания», «инновационные методы», «активные и интерактивные методики» в контексте дидактики и педагогики высшей школы;

• охарактеризовать наиболее эффективные инновационные методы и приемы преподавания профессиональных и других гуманитарных дисциплин для юристов на основе собственного опыта.

Методология: исследование основано на теоретическом анализе научно-педагогической литературы по теме исследования и анализе собственного опыта подготовки магистрантов по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция.

Изучаемой проблематике посвятили работы отечественные и зарубежные исследователи Л.И Попова [6], А.Ш. Бакмаев, Ш.А. Бакмаев, Р.К. Пай-зулаева [2], С.А. Шаронова [7], Р. Бакли, Дж. Кэй-пл [1], Л. Барнс, К. Кристенсен, Э. Дж. Хансен [3], Дж. Боткин [4].

Содержание профессионального образования в области юриспруденции сложилось и значительно изменилось под воздействием таких процессов, как, например, расширение правовых сфер, формирование новых секторов права и соответственно секторов законодательства, интеграция и дифференциация в развитии права, междисципли-нарность нынешнего юридического знания и тому подобное. В этих процессах возникают и актуализируются многие научно-правовые и учебно-правовые проблемы, являющиеся весомой частью обновленной концепции современного правового обучения. Юриспруденция как наука и направление подготовки высшего юридического образования становятся взаимосвязанными в общей структуре современного процесса обучения. Углубляется научный и практический уровень профессионального образования юриста, а также усиливается его практическая направленность. Сфера профессиональных знаний, умений и навыков современного юриста сегодня существенно расширилась. Для этого требуется основательная общепрофессиональная методологическая подготовка, свободное владение методиками и практиками правового исследования, овладение современным языковым и техническим инструментарием, что предусматривает свободное использование нескольких языков и владение компьютерными и другие технологиями, используемыми в юридической деятельности. Но главной задачей является научить будущего юриста непрерывно развиваться, получать новые навыки, формировать умения самостоятельного поиска информации, проявлять творческое мастерство в решении трудных профессиональных ситуаций и задач. Подготовка правоведов должна быть построена в соответствии с социальным заказом и максимально направлена на максимальную реализацию в будущем профессиональных потребностей, формирование такого высокого уровня профессиональной культуры и компетенции, который позволит под-

держать высокую квалификацию в любом направлении юридического обслуживания на уровне высоких требований общества и потребителей профессиональных юридических услуг. Выпускники-правоведы должны быть подготовлены к работе в условиях значительной конкуренции и серьезного профессионального риска. При этом должна быть также сформирована готовность к постоянному повышению профессиональной квалификации в течение всей трудовой деятельности.

В настоящее время продолжают трансформироваться как содержание, так и структура, и форма подготовки юристов в высшем учебном заведении. Однако создание инновационной образовательной среды невозможно без внедрения качественно новых смыслов в общие профессиональные образовательные программы, без оптимизации кадрового потенциала и повышения уровня научного и методического обеспечения образовательного процесса, без апробации и применения технологий и инновационных методик преподавания, овладения опытно-экспериментальными видами деятельности. Важной научной и методической проблемой является поиск и реализация новой эффективной формы и методики высшего юридического образования, начиная от разработки, внедрения в учебный план новых приоритетных дисциплин, заканчивая внедрением инновационных методов и форм обучения.

Особого внимания заслуживают инновационные формы обучения юридическим дисциплинам, так как они обеспечивают необходимый «инновационный климат» в университетах, помогают развивать творческую и исследовательскую активность обучающихся, закладывают основу для дальнейшего осмысления и развития правовых знаний, успешного применения полученных знаний на практике. Внедрение новаторских технологий в образовательный процесс помогает подготовить высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов в области юриспруденции, которые будут способны выполнять сложные научно-исследовательские, профессиональные и творческие задачи. Но перед тем, как рассмотреть проблему инновационных методик и форм обучения, необходимо раскрыть суть понятия «инновация» в отношении образовательных технологий в высшем образовании, уточнить смысл некоторых основных понятий. В современной педагогической и научно-методической литературе термин этот, как и прилагательное «инновационный», является широко применяемым. Заслуживает внимания определение термина «инновация» в давней уже работе Дж. Боткина: «Инновация - это постоянное стремление к переоценке ценностей, сохранения тех из них, которые имеют неоспоримое значение, и отвержение тех, что устарели» [4].

С.А. Шаронова называет четыре онтологических признака инновации как таковой: 1) кардинальные изменения в сознании и нормах поведения участников процесса реализации инноваций, которые сопровождают процесс переосмысления

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ими ценностей; 2) парадоксальность одновременного отторжения и связь с традицией (по выражению Хайдеггера, это взгляд в будущее сквозь призму прошлого) 3) инновация, по мнению специалистов в области теории образовательных процессов, - категория, непосредственно связанная с рыночной экономикой и социальной целесообразностью предлагаемого, что делает ее выгодной для применения; практическое ее внедрение позволяет достичь дополнительного экономического эффекта; 4) инновация рассматривается как процесс массового признания нового [7].

Как видим, понятие инновации сначала бытовало и развивалось в экономической, банковской, технической, организационно-управленческой сферах, и только затем получило распространение в образовании. Суть этого явления относительно высшего образования можно сформулировать довольно лаконично: инновации - нововведения на основе достижений науки, образования, передового педагогического и управленческого опыта, призваны стимулировать развитие прогрессивных и высокоэффективных образовательных технологий. Но раскрыть более широко основные признаки этого понятия можно только в развернутой дефиниции: инновации являются новыми перспективными тенденциями, процессами и подходами в развитии современных высших учебных заведений на основе сочетания образовательной и научно-исследовательской деятельности. Это взаимосвязь теории и практики, интеграция и обмен современными знаниями, фундаментальная подготовка специалистов узкопрофильной направленности, ориентированная на модернизацию и повышение качества и эффективности современного учебного процесса.

В ходе преподавания юридических дисциплин используются различные способы, приемы и средства обучения. Так общедидактические применяются без привязки к каким-либо конкретным учебным дисциплинам. Отраслевые, напротив, отражают специфику конкретных предметов. При этом в рамках данной статьи мы рассмотрим те методики преподавания, которые, на наш взгляд, наиболее успешно применимы на практике.

Среди наиболее востребованных назовем активные и интерактивные инновационные методики обучения. С учетом роста творческого фактора в образовании важна активная роль всех участников учебного процесса и формирование самостоятельности обучающихся. Именно потому развитие диалога обучающегося с преподавателем становится первостепенной составляющей успешности обучения. Решая творческие и проблемные задания, либо в ходе дискуссий с преподавателем или с другими сокурсниками, обучающийся развивает способность анализа и критического восприятия 5 проблем. Одновременно осуществляется сотруд-§ ничество преподавателя с обучающимися. й Понятие «инновационные методики препода° вания» является многогранным. Оно объединяет ав такие способы обучения, которые уже доказали

свою эффективность, позволили интенсифицировать и модернизировать учебный процесс, либо потенциал которых признан практиками для развития творческого подхода и активизации личностного потенциала участников.

Практика преподавания юридических дисциплин в высшем учебном заведении является лучшим критерием для проверки эффективности тех или иных методов, форм и приемов педагогической деятельности. Поэтому без оговорок действенными следует признать разбор коллизий и казусов; деловые игры с предварительным распределением ролей обучающихся по различным юридическим специальностям; проведение «мозгового штурма»; аудиовизуальный метод обучения; методы проектов, анализа ситуаций, интервью, моделирования, «диалог Сократа», «дерево решений».

Навыки коллективного взаимодействия и умение работать в коллективе лучше всего приобретаются в ходе решения заданий в малых группах, а также при сочетании индивидуальных и групповых тренингов.

Чрезвычайно полезными представляются факторы воздействия на обучающихся авторитетом приглашенных действующих юристов, в частности, при проведении мастер-классов и дискуссий с ними.

Очевидно, для достижения отдельных целей обучения могут использоваться также приемы проблемно-поискового метода; «займи позицию»; учебного «полигона»; PRES-формулы; публичного выступления и другие.

На некоторые методы преподавания дисциплин для юристов предлагаем обратить более пристальное внимание.

Метод конкретных ситуаций (МКС), или кейс-метод. Западно-европейские, а также высшие учебные заведения США и Канады для изучения юриспруденции применяют этот метод уже более века, используя его также в педагогике для изучения бизнеса, менеджмента и других специальностей. Однако, для Российской Федерации он является еще достаточно молодым.

Поскольку англосаксонское право является прецедентным, то и в основу метода логично положен принцип прецедента (случая), который может стать основанием для вынесения решения при рассмотрении судебного дела, но при условии, что не имеется четкого правила разрешения правового спора в соответствии с действующим гражданским, уголовным, административным или прочим законодательством [3].

Как отмечают Л.Б. Барнс, К.Р. Кристенсен и Э. Хансен, длительная история преподавания права включает сотни трудов педагогических наблюдений и описывают самые различные прецеденты и случаи, как раз таки и служащие «фактологической основой в использовании МКС» [3, с. 112]. Гарвард считается первым учебным заведением, где был апробирован данный метод: сначала - в школе права, а позже - в школе бизнеса.

Основным замыслом представляется прикладная направленность ставящихся преподавателем задач, а главная цель - обучение студента вырабатывать правильные профессиональные решения еще до начала самостоятельной практической деятельности.

Для будущих юристов первостепенную практическую значимость имеют множество личностных характеристик. Например, умение системного анализа и оценки юридических фактов, способность выстраивать причинно-следственные связи между, казалось бы, разрозненными явлениями и/ или документами, владение выстраивать логическое обоснование правовой позиции. В этой связи именно кейс-метод дает возможность обсуждать (под руководством преподавателя) конкретные ситуации и позволяет творчески искать различные подходы к решению проблем.

Вместе с тем, использование кейс-метода предъявляет высокие требования к педагогам, поскольку отбор теоретического и практического материала предполагает его высокую квалификацию. Первым этапом использования метода следует полагать предложение преподавателя обучающимся обработать предложенный им теоретический материал. На втором он уже обязует решать конкретные правовые казусы и, в завершении, стороны совместно и всесторонне разбирают результаты и варианты решений [5, с. 203]. Практический профессиональный опыт преподавателя (если, конечно, таковой имеется) приобретает особое значение. Метод этот заслуживает почетное место в современной методике преподавания специальных дисциплин в юриспруденции.

Деловая (ролевая) игра. Этот метод обучения уже стал достаточно привычен в студенческой аудитории, поскольку используется многими преподавателями, а кроме того косвенно инициируется в случаях, когда есть специально оборудованные аудитории (для вуза авторов, например, это аудитории «Зал судебных заседаний», «Криминалистическая лаборатория»). Кроме того, молодежной аудиторией позитивно воспринимаются творчество, состязательность и коллективное сотрудничество. Эффективность метода напрямую зависит от качества предварительной подготовки всех участников.

Создание максимально реалистичной ситуации является основным гарантом предлагаемой деловой игры. Это важно, поскольку обучающийся нацелен на выполнение прогнозируемых профессиональных действий, которые бы позволили применить приобретенные теоретические знания, оценить его умение совместной и индивидуальной работы с коллегами, а также определить владение нормативно-правовой базой. Некоторые практики предлагают дополнительно усиливать эмоциональную реакцию участников путем смены социальных ролей в моделируемых ситуациях [6, с. 157].

Этот метод целесообразен в ходе преподавания многих юридических дисциплин. В частно-

сти, для «Таможенного права» возможна имитация таможенного досмотра; в «Административном праве» - заседание административной комиссии; в «Трудовом праве» - рассмотрение правовой ситуации в комиссии по трудовым спорам; в «Конституционном праве» - заседание любого государственного органа, вырабатывающего законопроект; в «Международном праве», «Экологическом праве» - дискуссия или совещание о проблемах природопользования и сохранения окружающей среды; на «Прокурорским надзоре» - обсуждение надзорных мероприятий на коллегии прокуратуры субъекта РФ.

Универсальным может быть проведение ролевой игры «Судебный процесс». Любые судебные разбирательства годятся для соответствующих учебных процессуальных или иных дисциплин «Гражданское процессуальное право», «Арбитражное процессуальное право», «Уголовно-процессуальное право» и пр.

Преподаватель, безусловно, является главным сценаристом и режиссером при подготовке игры, однако вполне допустимо, чтобы некоторые эпизоды отдавались для разработки обучающимися, причем как отдельно, так и малыми группами.

Подготовка и проведение деловой (ролевой) игры включает несколько основных этапов: определение ядра, основы игры (формирование конкретной юридической ситуации); отработка конкретики юридической ситуации; указание нормативно-правовой базы для разрешения спора; распределение ролей между участниками; составление юридических документов в обоснование позиций сторон спора; сбор материалов судебного дела; действия участников; анализ и подведение итогов.

Важным элементом педагогического воздействия на обучающихся в деловых играх является распределение ролей между участниками. Критериями являются знание преподавателем уровня подготовки и личностных особенностей обучающихся, а также содержание и задачи самого проводимого мероприятия. При этом вполне продуктивно использовать обучающихся в разных ролях. Например, в ходе имитации судебных процессов обучающиеся могут чередовать роли судьи, прокурора, защитника, экспертов, специалистов, представителей государственных органов, профсоюзных или иных общественных организаций и др.

Проведение деловой игры мотивирует обучающихся, поскольку позволяет им понять уровень собственной готовности к профессиональной деятельности, а также сравнить его с сокурсниками.

Метод проектов также является одним из популярных в педагогической деятельности с юристами и характеризуется дифференцированным, личностно-творческим и активно-действенным подходами в обучении.

Этот метод может различную направленность: прежде всего исследовательскую. Интересы и пожелания участников определяют основу проектного метода. Аналогично методу деловой игры,

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

проект может составлять и преподаватель, и сами обучающиеся. Следует, наверное, согласиться с теми специалистами, которые полагают второй вариант более предпочтительным [2, с. 202]. И это действительно так, ибо подготовка проекта одним обучающимся или в составе группы воспитывает ответственность, а также помогает формировать партнерские отношения с преподавателем.

Для преподавания у юристов полезны проектные задания по профильным дисциплинам, где, например, осуществляется правовая экспертиза, состязания в судах, вынесение постановлений государственных органов и т.п.

Обобщая проведенное исследование, можно прийти к выводу, что совершенствование методики преподавания юриспруденции в высшей школе способствует росту качества профессиональной подготовки юристов. Представляется, что данная научно-образовательная проблема должна решаться комплексно и совместными усилиями профессорско-преподавательского состава и обучающихся, с учетом опыта отечественной педагогики и наработок специалистов других стран. Создание инновационной научно-образовательной среды в высшей школе предусматривает наличие высококвалифицированных педагогических кадров, сочетающих теоретическую подготовку со знанием юридической практики, владеющих различными способами обучения. Это позволит создать гибкость и эффективность учебного процесса в рамках современных требований.

Разработка и внедрение инновационных методик в ходе преподавания юридических дисциплин предполагает дальнейшее исследование.

Литература

1. Бакли Р., Кэйпл Дж. Теория и практика тренинга. СПб.: Питер, 2002. 352 с.

2. Бакмаев А.Ш., Бакмаев Ш.А., Пайзулае-ва Р.К. Инновационные методы обучения в образовательном процессе вуза / Мир науки, культуры, образования. № 6 (67). 2017. с. 201204.

3. Барнс Л.Б., Кристенсен К.Р., Хансен Э. Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций (конкретные ситуации и дополнительная литература): Пер. с англ. А.И. Наумова. М.: Гардирики, 2000. 501 с.

4. Боткин Дж. Инновационное обучение // Вопросы образования. М., 1983. № 1. С. 39-47.

5. Жадан В.Н. Опыт применения интерактивных и инновационных форм и методов обучения в преподавании юридических дисциплин / Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 3 (24). С.200-209.

6. Попова Л.И. Интерактивные подходы к организации учебного процесса специальности «Таможенное дело» / Педагогика и просвещение. № 4. 2018. с. 154-159.

7. Шаронова С.А. Деловые игры: Учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН, 2004. 166 с.

INNOVATIVE METHODS OF TEACHING LEGAL DISCIPLINES IN HIGHER EDUCATION

Makarenko G.I., Kriukova N.V.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Sevastopol Economics and Humanities Institute (Branch)

The article presents the results of the study of innovative teaching methods in modern higher legal education, analyses the factors of higher education development, which actualize innovative educational processes, reveals the essence of the concept "innovations" in higher education, describes the most effective innovative teaching methods used in the teaching of professional legal disciplines in higher education. The study emphasizes that innovative methods are implemented within the general transformation of educational paradigm and meet the modern trends of the processes taking place in the system of higher education. The results of the study and reflection of own teaching experience confirm the following postulates: case method (CMC), or case-method, business (role) game, project method are effective and applicable forms of work with students; implementation of innovative technologies in the educational process helps to train highly qualified, competitive lawyers, capable of performing complex research, professional-applied and creative tasks.

Keywords: Modern vocational education, teaching of legal disciplines in higher education, innovative technologies, case method, business (role-playing) game, project method.

References

1. Buckley R., Maple J. Theory and Practice of Training. SPb.: Piter, 2002. 352.

2. Bakmaev A.SH., Bakmaev SH.A., Pajzulaeva R.K. Innovative teaching methods in the educational process of higher education institution / World of Science, Culture, Education. № 6 (67). 2017. P. 201-204.

3. Barns L. B., Kristensen K.R., Hansen E. Dzh. Teaching and case study method (case studies and additional literature)/ M.: Gardiriki, 2000. 501.

4. Botkin J. Innovative learning. Education Issues. М., 1983. № 1. P. 39-47.

5. Zhadan V.N. Experience of using interactive and innovative forms and methods of teaching in teaching legal disciplines / Baltic Humanitarian Journal. 2018. № 3 (24). pp. 200-209.

6. Popova L. I. Interactive approaches to the organisation of the educational process of the speciality "Customs Affair".Pedagogy and Education. № 4. 2018. P. 154-159.

7. Sharonova S.A. Business games. M.: RUDN, 2004.166.

о с

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.