УДК 378.02:37.016
DOI 10.30914/2072-6783-2021 -15-3-305-311
Педагогический аспект индивидуализации в профессиональной подготовке
магистров как фактор инновационной стратегии обучения
Г. И. Макаренко, Н. В. Крюкова
Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, г. Севастополь, Российская Федерация
Аннотация. Введение. В статье представлены результаты изучения педагогического аспекта индивидуализации в процессе реализации образовательной деятельности уровня магистратуры. В исследовании подчеркивается, что индивидуализация реализуется в рамках общей трансформации образовательной парадигмы и отвечает современным тенденциям инновационных процессов, происходящих в системе высшего образования. Цель: доказать, что индивидуализация является эффективным фактором инновационной стратегии обучения вообще, и обосновать применение в процессе обучения концепции индивидуализации профессиональной подготовки, основанной на вариативно-рефлексивном подходе. Материалы и методы: исследование основано на теоретическом анализе научно-педагогической литературы по теме исследования и анализе собственного опыта подготовки магистрантов по направлениям подготовки 43.04.02 Туризм и 40.04.01 Юриспруденция. Результаты исследования, обсуждения: результаты проведенного исследования подтверждают следующие постулаты: компетентностный подход и индивидуализированная образовательная программа обучающегося являются основой инновационных изменений, происходящих в высшем образовании в настоящее время; необходимо и целесообразно применение в процессе обучения концепции индивидуализации профессиональной подготовки, основанной на вариативно-рефлексивном подходе. Как показывает опыт, использование в ходе преподавания таких форм, как ролевая игра, лекция-эвристическая беседа, веб-квест, индивидуальные задания, является эффективным способом индивидуализации в ходе преподавания отдельных дисциплин магистрантам по направлениям подготовки 40.04.01 Юриспруденция и 43.04.02 Туризм. Заключение: реализация данных форм и способов подготовки магистрантов отвечает современным требованиям и инновационным подходам к образовательной деятельности в вузе, а также способствует повышению профессионального уровня обучающихся, росту их мотивации, качественному усвоению образовательных программ.
Ключевые слова: инновации в образовательной деятельности, внешняя индивидуализация, внутренняя индивидуализация, вариативно-рефлексивный подход, индивидуальное образовательное пространство, тренинговые технологии
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Макаренко Г.И., Крюкова Н.В. Педагогический аспект индивидуализации в профессиональной подготовке магистров как фактор инновационной стратегии обучения // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 3. С. 305-311. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-3-305-311
The pedagogical aspect of individualization in the professional training of
masters as a factor in the innovative teaching strategy
G. I. Makarenko, N. V. Kryukova
Sevastopol Institute of Economics and Humanities (branch) of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Sevastopol, Russian Federation
Abstract. Introduction. The article presents the results of studying the pedagogical aspect of individualization in the process of implementing educational activities at the master's level. The study emphasizes that individualization is realized within the framework of the general transformation of the educational paradigm and meets modern trends in innovative processes taking place in the higher education system. Purpose: to prove that individualization is an effective factor of innovative teaching strategy in general, and to substantiate the application of the concept of individualization of professional training, based on a variable-reflexive approach in the learning process. Materials and methods: the study is based on a theoretical analysis of scientific and pedagogical
literature on the topic of research and analysis of their own experience in training undergraduates in the areas of training 43.04.02 Tourism and 40.04.01 Jurisprudence. Results, discussion: the results of the study confirm the following postulates: a competence-based approach and an individualized educational program of a student are the basis for innovative changes taking place in higher education at the present time; it is necessary and expedient to apply the concept of individualization of professional training, based on the variable-reflexive approach in the learning process. Experience shows that the use of such forms as role play, lecture-heuristic conversation, web quest, individual assignments in the course of teaching are an effective way of individualization in the course of teaching individual disciplines to undergraduates in the areas of training 40.04.01 Jurisprudence and 43.04.02 Tourism. Conclusion: the implementation of these forms and methods of training undergraduates meets modern requirements and innovative approaches to educational activities at the university, and also contributes to an increase in the professional level of students, growth of motivation, and high-quality assimilation of educational programs.
Keywords: innovations in educational activities, external individualization, internal individualization, variable-reflective approach, individual educational space, training technologies
The authors declare no conflict of interests.
For citation: Makarenko G.I., Kryukova N.V. The pedagogical aspect of individualization in the professional training of masters as a factor in the innovative teaching strategy. Vestnik of the Mari State University. 2021, vol. 15, no. 3, pp. 305-311. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-3-305-311
Актуальность исследования определяет тот факт, что в конце XX - начале XXI вв. в условиях глобализации посредством реализации мо-дернизационных трансформаций претерпевает изменение собственно институциональное ядро самой системы высшего образования. И если в прошлом этой основой являлась высшая школа, реализующая лекционно-семинарскую и унифицированную программу обучения, то в нынешний момент ядром системы высшего образования становятся компетентностный подход и индивидуализированная образовательная программа обучающегося, освоить которую он может не только в стенах учебного заведения, но и вне его, используя множественные средства коммуникации. Приоритетной задачей образования становится формирование всесторонне развитой, творческой личности, способной справляться с неординарными современными проблемами. Решение этой задачи лежит прежде всего в использовании инновационной стратегии обучения.
В настоящее время инноватике в педагогической деятельности посвящены работы С.А. Писаревой [5], Н.Н. Суртаевой [6] и других исследователей. Зарубежный опыт изучения инновационных технологий в образовании представлен в публикациях многих авторов, и в частности Людвига Дж. Иссинга и Хайке Шаумбурга [7], Кевина Кинсера [8].
Анализ поставленной проблемы показывает, что идеи индивидуализации исследовались с философской и педагогической точки зрения (Аристотель, Платон, Сократ, С. Кьеркегор, Я.А. Ко-менский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо). Зарубежная педагогическая наука и отечественная педагогика также внесли свой вклад в изучение вопроса индивидуализации, однако стоит отметить, что детальную проработку эта проблема получила лишь в 90-е годы XX века. В этой связи в ряду наиболее значимых исследований стоит отметить работы А.А. Бударного, А.А. Кирсанова, Е.С. Рабунского, И.Э. Унта, Т.В. Бурлаковой.
Говоря об инноватике в образовании, нельзя не обратить внимание на документ международного масштаба «Кронбергскую декларацию о будущем процессов приобретения и передачи знаний», выработанный группой экспертов, собравшихся по приглашению ЮНЕСКО и Германской комиссии по делам ЮНЕСКО 22-23 июня 2007 г. в г. Кронберге (ФРГ). Декларация констатирует, что «- процесс создания, приобретения и передачи знаний подвергся существенным изменениям вследствие быстрого развития новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и обусловленных ими социальных трансформаций;
- требуются новые подходы к преодолению разрыва в уровне знаний в разных частях света,
и обеспечению при этом культурного и лингвистического разнообразия;
— Интернет и новые образовательные технологии предоставляют всем множество возможностей;
— необходимо постоянное приспособление новых технологий и процессов в целях развития ориентированных на удовлетворение людских потребностей и развитие, инклюзивных обществ знаний» [1].
В представленном документе ни в коем случае не нивелируется роль «классической модели приобретения знаний, включая действующих в рамках этой модели учителей/наставников» [1], но при этом делается акцент, что в ближайшие двадцать пять лет «процессы приобретения и передачи знаний будут все в большей степени опосредованы плодами технологических достижений (то есть осуществляться онлайн), поэтому традиционные образовательные процессы подвергнутся революционным изменениям и возникнут новые общества знаний» [1].
Иначе говоря, инновации в образовании - это производство и использование нового интеллектуального продукта посредством овладения социально значимым опытом человечества с целью получения субъектами инноваций осознанных преимуществ. В этой связи интересным является философское осмысление инновационного процесса в образовании. По мнению философа К.С. Пигрова, «инновации находятся в сложных, противоречивых отношениях с социальным институтом образования» [4, c. 15]. Образование как институт является по сути консервативной субстанцией, и знание, которое педагог преподносит обучающимся, должно в определенной мере быть «устойчивым», поскольку транслировать «неустойчивое» знание непросто, особенно если педагог не верит, что такое знание останется «навсегда» [4]. Именно этим и можно объяснить сложность инновационных процессов, поскольку в процессе необходимо преодолеть инертность, присущую обществу в целом и образовательной системе в частности.
Однако и на государственном уровне инновационная деятельность в образовании задекларирована. Статья 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», именуемая «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» гласит, что «Экспериментальная и инновационная деятельность
в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования»1. «Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями»2.
С другой стороны, трансформации в системе образования в целом и новые подходы в процессе подготовки магистров в частности обусловливают необходимость разработки передовой стратегии профессиональной подготовки обучающихся магистратуры, которая включит в себя как мировой опыт в области высшего образования, так и уникальные отечественные традиции. В этой связи переход к новой образовательной парадигме предполагает, что субъект-объектные отношения участников образовательного процесса должны перейти на уровень субъект-субъектных, что в свою очередь ведет к индивидуализации в обучении и практической подготовке магистрантов.
Раскрывая понятие «индивидуализация», стоит опираться на определение, которое дает И.Э. Унт: «Индивидуализация - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей в учебной работе во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности в какой мере учитываются»3. И.Э. Унт указывает на главную цель индивидуализации - «содействие формированию и сохранению неповторимости индивидуальности личности каждого обучающегося4.
1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть I). 7598 с.
2 Там же.
3 Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М. : Педагогика, 1990. 8 с.
4 Там же. 62 с.
Вслед за Т.В. Васильевой уточним индивидуализацию обучения в вузе как «целенаправленный процесс формирования и развития будущего специалиста с учетом индивидуально-типологических и индивидуально-своеобразных особенностей студентов, а также как процесс самореализации индивидуальности студента» [3, с. 49].
Теоретический анализ исследований проблемы индивидуализации позволяет сделать вывод, что подготовка магистра в высшем учебном заведении является динамичным процессом педагогического взаимодействия между магистрантом, преподавателем и осваиваемым обучающимся материалом. Данный процесс имеет соответствие как индивидуально-образовательному потенциалу обучающегося, так и самой системе социальных ценностей, требований и целей. Показатель действенности этого процесса — это успешное овладение магистрантом как способами познания мира, своей будущей профессии, так и себя как личности для дальнейшей самореализации в жизни и профессиональной деятельности.
В связи с этим следует указать, что индивидуализация подготовки обучающегося-магистранта определяется взаимосвязью и взаимозависимостью ее внешней и внутренней составляющих. Внешней индивидуализацей можно назвать направленное воздействие внешнего образовательного пространства, которое аккумулирует следующие факторы:
— адаптацию формы и содержания учебного процесса к индивидуальным особенностям магистранта,
— оказание педагогической помощи и поддержки обучающемуся-магистранту с целью развития его индивидуальности.
Внутренняя индивидуализация — это устойчивая мотивация и нацеленность магистранта на реализацию его личных стремлений, формирование жизненных стратегий, определение индивидуально-профессионального стиля деятельности. Применив системный подход при анализе компонентов феномена «индивидуализация профессиональной подготовки магистранта», можно сделать вывод, что вышеназванные структурные компоненты (внешняя и внутренняя индивидуализация) тесно взаимосвязаны.
У внешней индивидуализации имеется особенность, которая состоит в том, что она обращена к каждому обучающемуся. Это позитивно
воздействует на процесс восприятия и освоения внешнего образовательного пространства магистрантами. В ходе этого полученная информация проходит осмысление во внутреннем пространстве человека, а это и определяет ход и эффективность его профессионального становления. Новая информация воспринимается целостно, расширяя внутреннее пространство индивидуума и одновременно придает ему смысл и содержание, и является гарантом дальнейшего совершенствования. Внутренняя индивидуализация обеспечивается личностным ростом обучающегося и представляет собой обусловленный процесс таких изменений качества, которые направлены на претворение уникальных характеристик личности. В этой связи целостная организация процесса обучения сочетается с индивидуально организованной профессиональной средой, что в единстве обеспечивает регулирование внутренней индивидуализации магистранта.
Опираясь на собственный опыт подготовки магистрантов по направлениям подготовки 43.04.02 Туризм и 40.04.01 Юриспруденция, можно обосновать применение в процессе обучения концепции индивидуализации профессиональной подготовки, основанной на вариативно-рефлексивном подходе. Указанный подход определяет внешнюю и внутреннюю составляющие индивидуализации обучения в единстве и взаимосвязи, при этом внешняя составляющая обязательно характеризуется вариативностью, внутренняя же приоритетно исходит из рефлексии.
На практике применение идей вариативности, связанное с внешней индивидуализацией, характеризуется способностью образовательной системы данного конкретного вуза предлагать магистрантам разнообразие полноценных образовательных траекторий, которые учитывали бы как интересы магистранта, так и специфику его будущей специальности. Эта тенденция может быть реализована посредством создания и развития разнообразных моделей индивидуализации образовательных технологий, разработки индивидуальных заданий с учетом различного уровня и темпа усвоения учебного материала.
Расширение внутренней индивидуализации, которое связано с рефлексией, должно стимулировать, развивать профессиональные качества, способствовать их закреплению и накоплению
у обучающегося. Эта тенденция обусловлена объективными факторами, которыми можно признать следующие:
1) закрепление рефлексивных умений обучающихся. Таким образом, воплощаются результаты рефлексии и обеспечивается развитие личностей - их профессиональный, интеллектуальный и личностный рост, а также вырабатываются умения внутреннего контроля;
2) применение рефлексивных методик, опирающихся на учет конкретных образовательных потребностей обучающегося, его индивидуальный опыт в профессиональной деятельности;
3) применение тренинговых технологий и других методов формирования профессионально значимых качеств.
Интеграция факторов вариативного и рефлексивного подходов дает магистранту возможность быть самостоятельным субъектом собственного образования и достигать желаемого качества профессионального обучения. Следует подчеркнуть, что предоставление вариативности содержания деятельности обучающегося и возможность выбора им некоторых особенностей в процессе образования позволяет формировать индивидуальное образовательное пространство не только на основе собственного понимания и сознания, но и с учетом социального заказа и направлением деятельности конкретного вуза, а также с опорой на внутренний потенциал конкретного обучающегося.
В этой связи для применения вариативно-рефлексивного подхода в обучении нужен профессорско-преподавательский состав, способный использовать в ходе учебного процесса информационные, модульные, индивидуально-ориентированные образовательные технологии. Особое значение приобретает в данном контексте способность педагогов к взаимодействию. В этой связи важными элементами могли бы
стать неформальные отношения преподавателей, например, в творческих объединениях или посредством коллективных обсуждений текущих аспектов процесса обучения, участие в научных мероприятиях (круглых столах, семинарах и т.д.), распространение передового педагогического опыта.
В качестве примеров применения принципов индивидуализации образования в собственной практике, авторы могут привести использование в ходе преподавания таких форм, как ролевая/деловая игра, лекция-эвристическая беседа, веб-квест, индивидуальные задания. Согласно проведенному анализу собранных статистических данных оценивания обучающихся в различных исследуемых группах магистратуры, реализация данных форм и способов подготовки магистрантов способствует повышению эффективности усвоения ими преподаваемого материала в пределах 8—14 %.
Таким образом, можно сделать вывод, что изменения, происходящие в настоящее время в мире и обществе в целом (глобализация, информатизация общества), предполагают неизбежные изменения в образовании вообще и в образовательных системах отдельных государств, а также регионов в частности. Использование и развитие современных педагогических технологий в преподавании в высшей школе специальных дисциплин обучающимся магистратуры является неотъемлемой частью современного образовательного процесса. Индивидуализация обучения в вузе имеет своей целью создание благоприятных условий для максимальной возможности реализации потенциала и научно-образовательных интересов каждого студента. Отдельные формы организации учебной деятельности (деловая игра, лекция-эвристическая беседа, веб-квесты и др.) могут послужить материалом для дальнейшего изучения.
1. Альтовский Е. Кронбергская декларация о будущем процессов приобретения и передачи знаний // Высшее образование сегодня, 2007. № 9. С. 74-75. URL: https://eHbrary.ru/item.asp?id=15179895 (дата обращения: 10.05.2021).
2. Бурлакова Т.В. Индивидуализация как методологическая основа профессионального образования // Образование как интегративный фактор цивилизационного развития: материалы Междунар. научно-практической конференции в 5 частях. (28-30 августа 2005) Москва; Казань : Таглимат ИЭУП (г. Казань), 2005. Часть 1. С. 73-76.
3. Васильева Т.В. Творческая дискуссия как одна из форм индивидуализации // Совершенствование форм индивидуальной работы студентов: сборник научных трудов. Николаев : Изд-во НКИ, 1990. С. 49-50.
4. Пигров К.С. Инновации и образование // Сб. матер. конф. (Серия «Symposium», вып. 29). СПб. : Санкт-Петербургское филос. об-во, 2003. С. 11-15.
5. Писарева С.А., Тряпицына А.П. Нелинейность образовательного процесса в высшей школе // Научные школы института педагогики: сборник статей Третьих Всероссийских педагогических (Герценовских) чтений, (г. Санкт-Петербург, 18 апреля 2019 года). СПб. : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт педагогики. 2019. С. 61-66. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38200694 (дата обращения: 11.05.2021).
6. Суртаева Н.Н. Проблемы и тенденции развития педагогической деятельности в профессиональном образовании // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: Материалы XIX Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых. СПб. : Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. С. 21-26.
7. Issing Ludwig J, Schaumburg Heike Educational Technology as a Key to Educational Innovation: State of the Art Report from Germany. Tech Trends, 2001, vol. 45, no. 6, pp. 23-28.
8. Kinser Kevin Innovation in Higher Education: A Case Study of the Western Governors University New directions for higher education, Spring 2007, no. 137.
Статья поступила в редакцию 28.06.2021 г.; одобрена после рецензирования 29.07.2021 г.; принята к публикации 12.08.2021 г. Об авторах
Макаренко Геннадий Иванович
кандидат исторических наук, доцент кафедры правоведения, Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (299028, Российская Федерация, г. Севастополь, ул. Шелкунова, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6660-2408, mg68@mail.ru
Крюкова Наталия Васильевна
кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (299028, Российская Федерация, г. Севастополь, ул. Шелкунова, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4667-5807, nkrjukowa1969@mail.ru
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
1. Altovsky E. Kronbergskaya deklaratsiya o budushchem protsessov priobreteniya i peredachi znanii [Kronberg Declaration on the future of the process of acquisition and transfer of knowledge]. Vysshee obrazovanie segodnya = Higher Education Today, 2007, no. 9, pp. 74-75. Available at https://elibrary.ru/item.asp?id=15179895 (accessed 10.05.2021). (In Russ.).
2. Burlakova T.V. Individualizatsiya kak metodologicheskaya osnova professional'nogo obrazovaniya [Individualization as a methodological basis for vocational education]. Obrazovanie kak integrativnyi faktor tsivilizatsionnogo razvitiya: materialy Mezhdu-nar. nauchno-prakticheskoi konferentsii v 5 chastyakh = Education as an integrative factor of civilizational development: Materials of the Intern. scientific and practical conference in 5 parts (August 28-30, 2005). Part 1, Moscow-Kazan, Kazan, "Taglimat" Publ., 2005, pp. 73-76. (In Russ.).
3. Vasilieva T.V. Tvorcheskaya diskussiya kak odna iz form individualizatsii [Creative discussion as a form of individualization]. Sovershenstvovanie form individual'noi raboty studentov: sbornik nauchnykh trudov = Improving the forms of individual work of students: a collection of scientific papers, Nikolaev, NKI Publ., 1990, pp. 49-50. (In Russ.).
4. Pigrov K.S. Innovatsii i obrazovanie (Innovation and education). Sb. mater. konf. (Seriya "Symposium", vyp.29) = Conference proceedings (Symposium Series, issue 29), SPb, St. Petersburg Philosophical Society, 2003, pp. 11-15. (In Russ.).
5. Pisareva S.A., Tryapitsyna A.P. Nelineinost' obrazovatel'nogo protsessa v vysshei shkole [Non-linearity of the educational process in higher education]. Nauchnye shkoly instituta pedagogiki: sbornik statei Tret'ikh Vserossiiskikh pedagog-icheskikh (Gertsenovskikh) chtenii, (g. Sankt-Peterburg, 18 aprelya 2019 goda) = Scientific schools of the Institute of Pedagogy: collection of articles of the Third All-Russian Pedagogical (Herzen) Readings (St. Petersburg, April 18, 2019), SPb, Herzen University, Institute of Pedagogy, 2019, pp. 61-66. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=38200694 (accessed 11.05.2021). (In Russ.).
6. Surtaeva N.N. Problemy i tendentsii razvitiya pedagogicheskoi deyatel'nosti v professional'nom obrazovanii [Problems and trends in the development of pedagogical activity in vocational education]. Problemy pedagogicheskoi innovatiki v profession-al'nom obrazovanii: Materialy XIX Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii = Problems of pedagogical innovation in vocational education: Materials of the 19th International Scientific and Practical Conference, Ed. by E.I. Brazhnik, N.N. Surta-eva, S.V. Krivykh, SPb, Herzen University Publ., 2018, pp. 21-26. (In Russ.).
7. Issing Ludwig J Schaumburg Heike Educational Technology as a Key to Educational Innovation: State of the Art Report from Germany. Tech Trends, 2001, vol. 45, no 6, pp. 23-28. (In Eng.).
8. Kinser Kevin Innovation in Higher Education: A Case Study of the Western Governors University New directions for higher education, Spring 2007, no. 137. (In Eng.).
The article was submitted 28.06.2021; approved after reviewing 29.07.2021; accepted for publication 12.08.2021.
About the authors Gennadii I. Makarenko
Ph. D. (History), Associate Professor of the Department of Law, Sevastopol Economics and Humanities Institute (Branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (1 Shchelkunov St., Sevastopol 299028, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6660-2408, mg68@mail.ru
Nataliya V. Kryukova
Ph. D. (Philosophy), Associate Professor, Head of the Department of Social and Humanitarian Disciplines, Sevastopol Economics and Humanities Institute (Branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (1, Shchelkunov St., Sevastopol 299028, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4667-5807, nkrjukowa1969@mail.ru
All authors have read and approved the final manuscript