Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
765
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / TEACHING AND TEACHING TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION / INTERACTIVE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шведова Лариса Викторовна

В статье осуществлен анализ актуальных идей по проблеме применения инновационных образовательных технологий обучения и преподавания в высшей школе. Особый акцент поставлен на способах воплощения инновационных образовательных технологий в вузе. Исключительное внимание уделено интерактивной технологии обучения и преподавания в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шведова Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES OF TEACHING AND TEACHING AT HIGH SCHOOL

The article analyzes current ideas on the problem of using innovative educational technologies for teaching and teaching in higher education. Particular emphasis is placed on the ways of implementing innovative educational technologies at the university. Exceptional attention is paid to the interactive technology of teaching and teaching in higher education.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

полученных знаний, получение умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Применяемые «кейсы» должны конкретно описывать проблемную ситуацию. Главный их смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

Выводы. Подводя итог, можно с уверенностью утверждать, что практико-ориентированный подход не только для проведения занятий со студентами, но и может использоваться в учебном процессе высших учебных заведений, а также на курсах дополнительного профессионального образования и профессиональных тренингов. Внедрение практико-ориентированного обучения для изучения специальных дисциплин и рейтингового контроля позволили сформировать профессиональные и социально-личностные компетенции для наиболее востребованных рынком труда специалистов.

Литература:

1. Большаков А.А. Новые методы математического моделирования динамики и управления формированием компетенций в процессе обучения в вузе / А.А. Большаков, И.В. Вешнева, Л.А. Мельников и др. - М.: Горячая линия - Телеком, 2014. - 250 с.

2. Интернет-журнал «Эйдос» Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию.

3. Постановление Правительства РФ от 9 июня 2003 г. N 335 "Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы" (с изменениями и дополнениями).

4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.

Педагогика

УДК 378 (092):37.01:007

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры

информационно-полиграфических технологий Шведова Лариса Викторовна

Таврическая академия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ В

ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье осуществлен анализ актуальных идей по проблеме применения инновационных образовательных технологий обучения и преподавания в высшей школе. Особый акцент поставлен на способах воплощения инновационных образовательных технологий в вузе. Исключительное внимание уделено интерактивной технологии обучения и преподавания в высшей школе.

Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, технологии обучения и преподавания в высшей школе, интерактивная технология.

Annotation. The article analyzes current ideas on the problem of using innovative educational technologies for teaching and teaching in higher education. Particular emphasis is placed on the ways of implementing innovative educational technologies at the university. Exceptional attention is paid to the interactive technology of teaching and teaching in higher education.

Keywords: innovative educational technologies, teaching and teaching technologies in higher education, interactive technology.

Введение. ХХ век эпоха информационного общества, в котором доминантное значения приобретает не материально-техническая отрасль, а духовное производство. Последнее определяющим вектором своего глобального развития имеет инновационные информационные технологии. Эти ресурсы проникли во все сферы человеческого бытия и, в основном, определяют его прогресс и успех. Информационные технологии получили специфического применения и в области образования. Они базируются, в частности, на теории речевой коммуникации как вида деятельности, где ее ключевым структурным элементом выступает слово, что служит формой передачи информации, которая отражает аккумулированный опыт предыдущих поколений.

Коммуникация как одна из технологий, которая может влиять как на индивидуальное сознание, так и на общественное мнение. В результате общения формируются ценности, убеждения, идеалы, мировоззрение людей, способ их мышления, стиль жизни, сценарии поведения и тому подобное.

Необходимо отметить, что в связи с этим понятен усиленный интерес современных ученых, а именно к актуальным вопросам разработки инновационных образовательных технологий воздействия на личность и способов их эффективного и оптимального использования в учебно-воспитательном процессе высшей школы.

В нем особый акцент поставлен не только на сущности образовательной технологии, ее содержании, но и на возможности качественной передачи информации, опыта преподавателем, то есть на владении им инновационными технологиями обучения и преподавания учебного материала. Именно образовательные инновационные технологии обучения и преподавания в ВШ выступают одним из основных инструментов деятельности преподавателя, который кроме многоаспектного знания своего предмета должен уметь научно доступно и интересно представить образовательный материал для обучающихся.

Отметим, что инновационные образовательные технологии обучения и преподавания в вышей школе обеспечивают ответ на один из главных вопросов образовательного процесса: Как, каким образом представить, передать новые знания и создать условия для усвоения, приобретения предусмотренных программой, учебным планом и умений навыков студентами?

В современных условиях реформирования системы образования российской Федерации приобрела актуальность проблема профподготовки специалистов. Ее решение заключается в открытости зарубежного опыта, во внедрении перспективных инновационных образовательных технологий развития, обучения, преподавания в вышей школе. В этом процессе особую актуальность и определяющее значение приобретают технологии и техники обучения и преподавания дисциплин в вышей школе.

Одна из важнейших проблем преподавания в вышей школе - это проблема технологий обучения, которая остается актуальной, как в теоретическом, так и в практическом плане. От ее решения зависят и учебный процесс, и деятельность преподавателя и студентов, а, следовательно, и результат обучения в вышей школе в целом.

На основе анализа исследований и публикаций, выявлен ряд работ, которые посвящены инновационным образовательным технологиям обучения В.И. Андреев, И.М. Дичковская, К.К. Колин, Н.И. Криворучко, И.П. Подласый, В.Д. Симоненко, В.А. Сластенин, В.В. Шапкин и другие.

Отметим, что авторы акцентируют внимание научного сообщества на исторические аспекты становления развития образовательных технологий. В частности, как отмечал автор Кошечко Н.В.: «Технологии обучение и преподавание (социально-педагогические) - это четкий логический смоделированный алгоритм действий студента и преподавателя направлен на достижение цели [2, с. 17]. Данное определение базируется на собственном педагогическом опыте автора и научном наследии корифеев педагогической науки. У которых значительный профессиональный интерес вызывает вопрос обоснования сущности педагогической технологии.

Целью статьи является анализ и освещение содержания инновационных образовательных технологий обучения и преподавания в высшей школе.

Для достижения цели были реализованы следующие задачи:

1. Охарактеризовано содержание инновационных образовательных технологий обучения и преподавания;

2. Проанализирована сущность актуальных идей по проблеме применения инновационных образовательных технологий в высшей школе;

3. Обосновать вопрос эффективности интерактивных технологий обучения и преподавания в вузах.

Изложение основного материала статьи. Педагогическая технология - это последовательное и

непрерывное движение взаимосвязанных компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников. Необходимо отметить, что базовое понятие «воспитательный процесс» рассматривают как специфически организованное «педагогическое производство. Продуманность действий, их последовательность направлена на проектирование в человеке всего лучшего, формирование сильной, богатой натуры» [2, с. 17].

Отметим, что первый самостоятельный труд по педагогическому проектированию был написан в 1986 году педагогом В. П. Беспалько, который положил начало этой важной области педагогики. Автор рассматривал «педагогическое проектирование» создание возможных вариантов для будущей педагогической деятельности и возможность прогнозирования ее результатов. Объектами педагогического проектирования могут выступать: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации [3].

Следует подчеркнуть, что педагогический процесс для педагога - это главный объект проектирования как единое целое тех компонентов (факторов), способствующих развитию студентов и преподавателей в их непосредственном взаимодействии. Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педагогического процесса, а через него - в рамках определенной подсистемы [3].

В частности, отметим, что среди технологий, активно применяемых в педагогической практике, можно выделить традиционные и инновационные. Их сравнительный анализ позволяет выделять как положительные, так и отрицательные стороны. Так, к преимуществам традиционных технологий можно отнести: научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные); организационная четкость педагогического процесса, постоянный идейно-эмоциональное воздействие личности преподавателя; оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении; упорядоченная, логически структурированная подача учебного материала, ориентация на развитие памяти (запоминание и воспроизведение); доступность; учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов; осознание задач и активность [4].

Однако обратим внимание на то, что традиционным технологиям свойственны и недостатки:

• характер отношений между преподавателями и студентами типа «субъект-объект»;

• ориентация на формирование шаблонного мышления;

• отсутствие ориентации на развитие творческого потенциала;

• угнетение инициативы;

• одинаковый подход ко всем студентам.

Таким образом, под инновационными процессами в образовании понимают процессы возникновения, развития и проникновения в широкую практику педагогических нововведений, поскольку инновация - это не только создание и внедрение новшеств, а и такие изменения, которые имеют определяющий характер, сопровождаются изменениями в видах деятельности, стиле мышления. Внедрение инноваций в педагогический процесс учебного заведения призвано обеспечить повышение качества обучения студентов или снизить затраты на достижение привычных результатов образования.

Инновационная педагогическая деятельность заключается в разработке, распространении или применении образовательных инноваций. Целью любого нововведения является повышение эффективности педагогического процесса. Степень эффективности нововведения зависит от того, каких расходов требует конкретное нововведение и как долго оно будет давать полезный эффект. Если через незначительное время после внедрения нововведения актуальной будет проблема освоения нового, которое нейтрализует действие предыдущего, то полезный эффект такого нововведения не может быть значительным, а значит затраты на его внедрение окажутся неоправданными. Следовательно, эффективность нововведения зависит от достигнутого благодаря ему полезного эффекта, продолжительности использования инновационной образовательной технологии, затрат на ее внедрение [1, с. 60-65].

В свою очередь, образовательная технология рассматривается как модель совместной работы преподавателя и студентов по планированию, организации и проведение реального процесса обучения при условии обеспечения комфортности для всех субъектов образовательной деятельности. Выбор образовательной технологии - это всегда выбор стратегии, приоритетов, системы взаимодействия, тактик обучения и стиля работы преподавателя со студентами.

Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия (средства преподавания и мотивация); организация учебного процесса; студент, преподаватель; результат деятельности (в том числе и

уровень профессиональной подготовки). Следовательно, представленная технология предполагает организацию, управление и контроль процесса обучения, его направления.

Рассматривая понятие «технология обучения» можем констатировать, что в современном образовательном пространстве не является общепринятой в традиционной педагогике. Но для традиционного процесса обучения существовали и существуют традиционные технологии, которыми преподаватель пользуется в учебном процессе, не применяя самого термина.

Классификации технологий обучения по А.Я. Савельевым такова:

• по направленности действия (учащихся, студентов, преподавателей);

• по целям обучения;

• по предметной среде (гуманитарные, естественные, технические дисциплины);

• по применяемым техническим средствам (аудиовизуальные, компьютерные, видеокомпьютерные и т.п.);

• по организации учебного процесса (индивидуальные, коллективные, смешанные); по методическим заданием (технология одного предмета, средства, метода) [2, с. 18].

Таким образом, акцентируем внимание на реализации представленной технологии как и формат учебной работы, основанной на непосредственном взаимодействии студентов и педагогов, исследователи употребляют такие наименования, как «групповая работа», «совместная учебная деятельность», «совместно-распределенная учебная деятельность», «коллективно-распределенная учебная деятельность», «учебное сотрудничество» и др. однако, на сегодня чаще используется понятие «учебное сотрудничество» как наиболее емкий, деятельностно-ориентированный, обозначающих многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие педагога с группой.

Отметим, что сотрудничество как совместная деятельность, как организационная система активности взаимодействующих субъектов характеризуется:

1) пространственным и временным присутствием;

2) единством цели;

3) организацией и управлением деятельностью;

4) разделением функций, действий;

5) наличием положительных межличностных отношений [2, с. 79]. При этом речь идет не просто о действии, не просто о воздействии одного субъекта на другой, а именно о взаимодействии, что ложиться в основу формирования определенных моделей обучение:

• комедийная студент выступает в роли (объекта) обучения (слушает и смотрит);

• активная студент выступает (субъектом) обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

• интерактивная («inter» взаимный, «act» действовать) [2, с. 80].

Таким образом, отметим, что процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников педагогического процесса.

Формат интерактивного обучения так же важен как специальная форма деятельности, а также диалоговое обучение, во время которого происходит взаимодействие преподавателя и студента.

В рамках интерактивного обучения образовательный процесс организуется таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процессе познания, при этом каждый делает свой индивидуальный вклад в общее дело.

Обмен знаниями, идеями, мыслями происходит в доброжелательной атмосфере, в условиях взаимной поддержки, взаимопонимания, взаимодействия. Во время интерактивного обучения человек становится не объектом, а субъектом обучения, он чувствует себя активным участником событий, собственного образования и развития, что в свою очередь обеспечивает внутреннюю мотивацию обучения, которая способствует его эффективности.

Благодаря эффекту новизны и оригинальности интерактивных методов при правильной их организации растет интерес к процессу обучения. Особая ценность интерактивного обучения в том, что студенты познают новую информацию и эффективно работают в коллективе. Отметим, что интерактивные методы обучения являются частью личностно-ориентированного обучения, поскольку способствуют социализации личности, осознание себя как части коллектива, своей роли и потенциала.

Учебное сотрудничество в учебном процессе представляет собой разветвленную сеть взаимодействий по следующим четырем линиям:

1) преподаватель - студент;

2) студент-студент в парах (диадах) и в тройках (триадах);

3) общегрупповое взаимодействие студентов во всем учебном коллективе, например, в языковой группе;

4) преподаватель - коллектив;

5) сотрудничество студента «с самим собой» (также это справедливо и для преподавателя).

Сущность и виды интерактивных методов обучения:

1. Кооперативное обучение, является самым распространенным методом, где осуществляется работа в парах во время проведения письменных опросов, тестирование, выполнение заданий; синтез мыслей для решения сложных проблем во время практических занятий; поиск сокровищ при проведении семинарских занятий; круг идей при решении спорных вопросов. Такой метод сотрудничества не дает возможности студентам уклоняться от выполнения задач, что способствует развитию навыков общения в группе, критически мыслить, убеждать [3].

2. Коллективно-групповое обучение, при котором используются методы: микрофон; мозговая атака при решении проблемных задач: анализ ситуаций при изучении некоторых аналитических понятий; дерево решений при анализе конфликтных ситуаций. Эти методы помогают студентам высказать свое мнение [2].

3. Ситуативное моделирование. В эту группу можно отнести имитационные игры-тренинги и ролевые игры.

4. Обработки дискуссионных вопросов. Здесь можно применять методы: займи позицию (собственное мнение) и дискуссия. Эти методы учат студентов отстаивать собственное мнение, вести дискуссию, стимулируют к развитию критического мышления, углубляют знания по обсуждаемой теме [3].

Интересные факты в подтверждение действенности интерактивных методов обучения:

Исследование процессов коммуникации свидетельствует, что более 70% активного дня люди проводят в общении.

При этом примерно 42% этого времени отводят слушанию, 32% говорению, 15% чтению и 11% письму [3].

Следовательно, можно утверждать, что человек в повседневной жизни слушает больше, чем говорит. Исходя из этих данных, в вузе, как организационные формы обучения, сначала рассматривают лекции, а дальше уже практические занятия, самостоятельную работу студентов под контролем преподавателя, различные виды практик.

Но по данным психологов, сразу после услышанного человек запоминает лишь 50%, через восемь часов - 35%, за два месяца-едва 25%. Эти 25% и называют осадочной информацией [3].

Таким образом, отметим, что обучение коллективной деятельности, формирование у студентов системы знаний, умений и навыков, необходимых для успешного коллективного решения задач - действенный фактор повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Такое обучение оказывается важной предпосылкой совершенствование процесса подготовки молодежи к труду, давая одновременно возможность успешно внедрять прогрессивные формы и методы обучения. Поэтому, разрабатывая содержание обучения, целесообразно привлекать к нему элементы, что предусматривают обучение коллективной деятельности - с учетом возрастных особенностей и специфики отдельных учебных дисциплин.

Уровень осуществления педагогической деятельности, педагогического общения, достижение высоких результатов в обучении и воспитании молодежи зависит, прежде всего, от того, как педагог формирует цели своей профессиональной деятельности, что считает приоритетным в своей профессии, который он сам как личность, как субъект педагогической деятельности.

Выводы. Таким образом, реализация инновационных образовательных технологий обучения и преподавания их в высшей школе способствует улучшается не только запоминание материала, но и его идентификация, использование в повседневной жизни. Использование интерактивных методов обучения в малых группах способствует развитию таких личностных качеств как коммуникабельность, сотрудничество. Формируются навыки общения и взаимодействия в коллективе, раскрываются таланты и умения быстро и эффективно решать поставленные задачи. В связи с этим, особое значение приобретает изучение, анализ, обобщение и творческое использование опыта воплощения инновационных образовательных технологий, которые обогащают педагогическую теорию и практику своим уникальным вкладом.

Литература:

1. Дичкивская И.М. Инновационные педагогические технологии: Учеб. пособие. - К.: Академвидав, 2004. - 352 с.

2. Кошечко Н.В. Методика преподавания в высшей школе: Учеб. пособие. - Нижен: НДУ им. М. Гоголя, 2013. - 115 с.

3. Ермолаев Ю.В. Социальные и педагогические инновации в высшей школе // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - № 9. - С. 79-79 URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=25341 (дата обращения: 04.12.2019)

4. Ретивых М.В. Инновационные технологии обучения в вузе: концептуальные основы Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru > article > innovatsionnye-tehnologii-obucheniya (от 03.12.2019)

Педагогика

УДК:37.017

доктор педагогических наук, профессор Шерайзина Роза Моисеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); доктор педагогических наук, доцент Ширин Александр Глебович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); аспирант Угринчук Ольга Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. В статье рассматривается актуальность арт-педагогического сопровождения в процессе развития творческой индивидуальности будущих педагогов в вузе. Раскрыты основные понятия, описаны методики и технологии арт-педагогического сопровождения, а также представлены основные данные диагностики. Описана модель арт-педагогического сопровождения развития творческой индивидуальности будущих педагогов дошкольных образовательных организаций.

Ключевые слова: арт-педагогика; сопровождение; технология «Комплексная сказкотерапия»; квест-технология; творческая индивидуальность; будущие педагоги; дошкольная образовательная организация.

Annotation. The article considers the relevance of art-pedagogical support in the development of creative individuality of future teachers at the University. The basic concepts are revealed, methods and technologies of art-pedagogical support are described, and also the basic data of diagnostics are presented. The model of art-pedagogical support of development of creative individuality of future teachers of preschool educational organizations is described.

Keywords: art pedagogy; support; technology "Complex fairy-tale therapy"; quest-technology; creative individuality; future teachers; preschool educational organization.

Введение. В настоящее время происходит активное формирование новых социально-культурных ценностей, основой которых являются обращение к человеческой индивидуальности, творческая самореализация и свобода самовыражения личности. В современном обществе существенно возрастает значимость творческой индивидуальности педагога, повышаются требования к его личностным и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.