ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Григорьева Ирина Витальевна
Кандидат педагогических наук, доцент, Московский инновационный университет (г. Москва), e-mail: grigoirina@mail.ru
DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10037
Аннотация:
Данная статья посвящена актуальным проблемам применения современных инновационных технологий в образовательном процессе высших учебных заведений. В статье рассмотрены инновационные технологии в системе образования, уточняется место инноваций в образовательном процессе. Особое внимание уделено формам организации учебного процесса с применением смешанного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) на основе систем управления обучением (Learning Management Systems - LMS). Анализируются наиболее оптимальные в вузовском образовании интерактивные методы обучения.
Ключевые слова: образование, высшая школа, система образования, инновации, технологии образования, методы обучения, инновационные образовательные технологии, образовательный процесс, компьютерные технологии, информационные технологии, электронная информационно-образовательная среда, смешанное обучение, образовательная среда, онлайн-образование, on-line обучение, дистанционные образовательные технологии, системы управления обучением (Learning Management Systems - LMS), интерактивные методы обучения.
INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AND INTERACTIVE TEACHING METHODS
Grigorieva Irina Vitalievna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Moscow Innovative University (Moscow), e-mail: grigoirina@mail.ru
DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10037
Annotation:
This article is devoted to the actual problems of applying modern innovative technologies in the educational process of higher educational institutions. The article discusses innovative technologies in the education system, specifies the place of innovation in the educational process. Special attention is paid to the forms of organization of the educational process with the use of mixed learning using distance learning technologies (DOT) based on learning management Systems (LMS). The most optimal interactive teaching methods in higher education are analyzed.
Key words: education, higher school, education system, innovations, educational technologies, teaching methods, innovative educational technologies, educational process, computer technologies, information technologies, electronic information and educational environment, mixed learning, blended learning, educational environment, online education, on-line training, distance learning technologies, learning management systems (LMS), interactive learning methods.
В настоящее время во многих ВУЗах России активно применяются современные инновационные технологии в образовательном процессе. Создание инновационной научно-образовательной среды в вузах России предполагает качественный пересмотр форм, методов и содержания обучения через оптимальное и эффективное сочетание учебной, методической и научно-исследовательской работы, теории с практикой, традиционных методов обучения с интерактивными и инновационными формами и методами для качественной подготовки бакалавров и магистров по соответствующим направлениям подготовки.
На современном этапе особое внимание в процессе обучения студентов в высшей школе уделяется реализации новой модели образования, при которой высшим приоритетом в образовании становится не столько приобретение студентами большой суммы знаний, сколько развитие у них интеллектуального и творческого потенциала, позволяющего в дальнейшем продуцировать новое знание и воплощать его на практике. Основная цель образовательного процесса - содействовать формированию у обучаемых познавательных потребностей и способствовать развитию способности к самообразованию, развитию и становлению как личности. Поэтому главными задачами образовательного процесса являются не только передача определенной суммы знаний и умений, а развитие познавательной активности, стремления к самостоятельной образовательной деятельности обучающихся и реализации своих возможностей. Образовательный процесс призван содействовать раскрытию и наиболее полному развитию личности. Одним из приоритетов для успешного решения задач подготовки квалифицированных кадров выделяется принцип учета интересов обучаемого. При этом должна решаться педагогическая задача профессионального роста обучаемого, формирования личности гражданина и его ценностных ориентаций.
В этой связи система обучения в высших учебных заведениях должна выработать и внедрить современные инновационные образовательные технологии, которые бы были нацелены на активацию творческого потенциала студента, его желания обучаться. Поэтому внедрение в процесс обучения инновационных дистанционных образовательных технологий и различных интерактивных методов обучения приобретает особую актуальность.
В условиях смены приоритетов в системе высшего образования актуальными задачами становятся: поиск новой методологии, использование инновационных педагогических технологий и организация учебного процесса с применением «смешанного обучения» с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) на основе систем управления обучением. Для повышения качества и интенсивности образовательного процесса в высшей школе необходимо использовать продуманное и оптимальное комбинирование традиционных, инновационных и дистанционных образовательных технологий и различных интерактивных методов обучения. В настоящее время во многих ВУЗах активно применяются инновационные технологии в образовательном процессе.
Сначала рассмотрим базовые понятия «инновация», «инновации в образовании» и «инновационные технологии». В переводе с латинского языка «иннова-
ция» означает вхождение нового в некоторую сферу деятельности и порождение целого ряда изменений. Соответственно инновационная деятельность в широком понимании предполагает систему взаимосвязанных видов любой индивидуальной или коллективной деятельности. Образовательная деятельность, суть которой сводится к компетентностному подходу в профессиональном развитии личности на основе знаний по реализации проектной или научно-исследовательской деятельности. Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.
Инновационная образовательная технология представляет собой три взаимосвязанных компонента [2]:
1. Инновационное содержание, способствующее развитию компетенций, общей и профессиональной культуры всех субъектов образования (педагогов и обучающихся).
2. Активные и интерактивные формы, методы, средства обучения и воспитания, направленные на развитие компетенций и эффективное взаимодействие всех субъектов образования [4].
3. Способы внедрения инновационных технологий в образовательный процесс на основе информационной, технологической, организационной и коммуникационной особенностях предоставления информации обучающемуся.
Данные компоненты наполняют образовательные технологии инновационным содержанием, что предполагает повышение качества образования в условиях вуза. Таким образом, инновационные технологии объединяют в себе как интерактивные формы обучения, так и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Глобальная информатизация современного общества также оказала существенное влияние на образовательный процесс, на систему высшего образования, что соответственно привело к пересмотру используемых педагогических технологий обучения. В современном вузовском образовании все большее внимание уделяется преподаванию на базе информационных технологий и инновационных методик.
Современные реалии вносят определенные коррективы в понимание форм и методик преподавания дисциплин в вузе. Особенную роль в приемах и средствах преподавания занимают современные информационные технологии. Одним из самых заметных проявлений влияния компьютерных и интернет-технологий стало использование в процессе обучения интерактивных методов. Новое понятие в методике обучения, тесно сопряженное с современными техническими средствами. Интерактивное обучение - специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению
проблемы. Следовательно, суть интерактивных форм обучения сводится к тому что все участники учебного процесса, вовлекаемые в процесс обучения, имеют возможность вносить свой вклад, обмениваться знаниями, идеями, тем самым находясь в равных условиях с остальными, а кроме того они вступают в коммуникативное общение друг с другом, совместно решая поставленные задачи с использованием различных информационных ресурсов, что позволяет им находить общие точки соприкосновения. При этом роль преподавателя не является центральной, а скорее регулирующей. Инновационные педагогические технологии и методы обучения позволили изменить и роль преподавателя, который теперь является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим самостоятельную учебную, исследовательскую работу студентов. Интерактивные методы обучения - приемы, пути и средства преподавания, которые нацелены на деятельностное участие и активное вовлечение студентов в учебно-образовательный процесс.
В нынешних условиях развития информационных технологий преподавание должно сочетать в себе выработанные практикой традиционные методы и современные, носящие инновационный характер - интерактивные модели обучения. Инновационное обучение предполагает обязательное включение студентов в поисковую, проектную и творческую деятельность, коллективные формы работы, обмен мнениями.
Для повышения качества и интенсивности образовательного процесса в ВУЗе необходимо использовать целесообразное сочетание традиционных форм и методов обучения с инновационными и дистанционными образовательными технологиями. В этой связи особое значение в высших учебных заведениях приобретает создание инновационной образовательной среды. Инновационная образовательная среда ВУЗа - целостная педагогическая система, состоящая из совокупности образовательных и информационных технологий, направленная на обеспечение качественного образования. В Московском инновационном университете (МИУ) особое внимание уделяется использованию электронной информационно-образовательной среды - в целях эффективной организации образовательного процесса создан и успешно функционирует инновационный студенческий образовательный портал, включающий: видеоресурсы, задания для индивидуальной самостоятельной работы, электронную библиотеку и другие полезные материалы по различным дисциплинам. Для обеспечения студентов информационными ресурсами и организации самостоятельной работы обучающихся доступны различные электронные образовательные ресурсы.
В Московском инновационном университете большее внимание уделяется преподаванию на базе информационных технологий и инновационных методик. Практически каждый педагог ищет наиболее подходящую технологию обучения для усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учащихся и роста успеваемости. Поэтому мы стараемся использовать такие педагогические технологии, которые позволяют поднять качество обучения. В связи с этим актуальной методической задачей для педагогического состава уни-
верситета является подобрать по каждой дисциплине в зависимости от целей и задач обучения среди различных инновационных образовательных технологий, подходов и интерактивных методов наиболее эффективные, применение которых в своей педагогической практике дадут наилучший положительный результат, и будут способствовать пробуждению интереса учащихся к содержанию дисциплины, активизации познавательной активности и побуждать студентов к самостоятельной учебной и проектно-творческой деятельности. Продуманное сочетание инновационных форм и методов по каждой дисциплине и конкретному занятию в зависимости от их цели помогает повысить качество и интенсивность образовательного процесса в высшей школе. При этом должна решаться педагогическая задача развития творческого потенциала и профессионального роста обучаемого.
В ходе анализа опыта применяемых в МИУ инновационных образовательных технологий и интерактивных методов обучения выявлено, что наиболее высокую эффективность образовательного процесса обеспечивают: деятель-ностный подход, технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, интерактивное взаимодействие посредством дистанционной среды, метод проектов; организация индивидуальной деятельности по выполнению творческих проектов, конкурсы, защита проекта, викторины, деловые игры, веб-квесты, метод кейсов.
Особое внимание уделяется использованию в учебном процессе электронной информационно-образовательной среды и формам организации учебного процесса с применением смешанного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) на основе систем управления обучением (Learning Management Systems - LMS).
Особенно актуально использование систем дистанционного обучения (СДО) и технологии «смешанного обучения» в практико-ориентированных дисциплинах: «Информационные технологии», «Проектный практикум», «Инженерная и компьютерная графика». В Московском инновационном университете на кафедре «Экономики и информационных технологий» (ЭиИТ) для организации дистанционной поддержки образовательного процесса по дисциплинам «Информатика», «Информационные технологии», «Проектный практикум», «Инженерная и компьютерная графика» разработан и применяется электронный курс дистанционного обучения «Мультимедиа-технологии» с использованием системы управления обучением Learning Management Systems. С целью реализации образовательных и развивающих функций обучения организованно смешанное обучение (групповое аудиторное и самостоятельная работа студентов в системе Learning Management Systems с электронным курсом «Мультимедиа-технологии»). Это дало возможность подключаться не только на практических занятия, но и в любое удобное для студента время для изучения материалов, получения консультации у преподавателя, а также пользоваться функцией отправки работ на проверку и получение оценок в индивидуальный электронный журнал в единой системе.
Все студенты первого курса бакалавриата и университетского колледжа (различных направлений подготовки), проходившие обучение по дисциплине «Информатика», зарегистрированы в электронном курсе управления обучением «Мультимедиа-технологии», что дало им возможность подключаться не только на практических занятиях, но и в любое удобное для студента время для изучения материалов, получения консультации у преподавателя, а также пользоваться функцией отправки работ на проверку и получение оценок в индивидуальный электронный журнал в единой системе. А преподаватель видит активность каждого студента, отвечает на вопросы, получает уведомления о выполненных заданиях, проверяет их, оставляет комментарии и ставит оценки, которые отображаются у студентов в режиме on-line.
В процессе обучения учебный материал постепенно усложняется и студентам предлагается дополнительное самообучение с помощью специально разработанного электронного курса «Мультимедиа-технологии» в системе управления обучением с набором учебно-методических материалов, заданий, образцов выполнения работ и тестов. Для закрепления и развития полученных знаний и умений преподаватель предлагает студентам самостоятельно выполнить оригинальные (творческие медиапроекты). Подразумевается, что закончить работу студенты должны самостоятельно, так как времени, отведенного на занятия, недостаточно для качественного выполнения работ.
Опыт проведения обучения студентов первого курса показал, что взаимодействие преподавателя и учащихся на занятиях открывает новые возможности оптимизации обучения тогда, когда преподаватель не только передает знания, формирует умения, а, главным образом, стремиться разбудить активность самого студента. С этой целью в ходе обучения применялся специально разработанный комплекс мультимедийных учебно-методических средств обучения, использование которого позволило преобразовать обучение из пассивного процесса репродуктивного усвоения знаний в обучение с высокой степенью самостоятельности, способствовало развитию познавательной активности студентов, создавая условия для реализации их творческих возможностей в учебной деятельности. Использование в образовательном процессе электронной информационно-образовательной среды позволило организовать эффективное взаимодействие преподавателя и обучающихся и стимулировать самостоятельную деятельность студентов. При этом основной целью учебного процесса являлось преобразование обучения из пассивного процесса репродуктивного усвоения знаний в обучение с высокой степенью самостоятельности, создание системы условий для развития познавательной активности студентов.
В связи с этим решена актуальная методическая задача - оптимизации и совершенствования организационных форм обучения по дисциплинам «Информатика», «Информационные технологии», «Проектный практикум», «Инженерная и компьютерная графика».
Подводя итог, можно отметить, что использование инновационных образовательных технологий является важным условием для качественной подготовки
бакалавров и магистров по соответствующим профилям подготовки. Внедрение инноваций в образовательную деятельность, в конечном счете, приведет к повышению качества подготовки будущих специалистов.
Инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской деятельностью студентов. Использование инновационных технологий в высших учебных заведениях имеет целый ряд преимуществ над традиционным обучением. В первую очередь, это позволяет перевести учебно-познавательную деятельность студентов на продуктивно-творческий уровень. Продуманное сочетание интерактивных и инновационных форм и методов по каждой дисциплине и конкретному занятию в зависимости от их цели помогает повысить качество и интенсивность образовательного процесса в высшей школе. Кроме того, применение инновационных образовательных технологий и использование интерактивных методов обучения интенсифицирует учебную деятельность, обеспечивает надлежащую специальную подготовку и создаёт условия для получения более широкого базового образования; формирует профессиональные умения и навыки, позволяющие эффективно применять их в различных видах профессиональной деятельности и смежных отраслях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жадан В.Н. Опыт применения интерактивных и инновационных форм и методов обучения в преподавании юридических дисциплин // БГЖ. 2018. №3.
2. Оганнисян Л.А., Ступак Н.Н. Инновационные технологии в образовательном процессе вуза // Таврический научный обозреватель. - 2015. - №2-1.
3. Цветков А.А., Чулюкова С.А., Свищева В.С. Инновационные формы и методы обучения магистрантов по направлению подготовки «государственное и муниципальное управление» // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-2.
4. Черкасова О.А., Черкасова С.А. Образовательные технологии в естественно-научных направлениях // Вестник науки и образования. - 2016. - № 8 (20). - С. 7-9.
5. Черкасова О.А Инновационные технологии в вузе // Сборник научных трудов одиннадцатой международной заочной научно-методической конференции. Саратов: Изд-во СРОО «Центр «Просвещение». - 2015. - С. 309-318.
REFERENCES
1. Zhadan V.N. Experience of using interactive and innovative forms and methods of teaching in teaching legal disciplines. BGZh. 2018. No. 3.
2. Hovhannisyan L.A., Stupak N.N. Innovative technologies in the educational process of the university. Tavricheskiy scientific observer. 2015. N 2-1.
3. Tsvetkov A.A., Chulyukova S.A., Svishcheva V.S. Innovative forms and methods of teaching undergraduates in the direction of training «state and municipal management». Fundamental research. 2014. N 9-2.
4. Cherkasova O.A., Cherkasova S.A. Educational technologies in natural sciences. Bulletin of Science and Education. 2016. N 8 (20).
5. Cherkasova OA Innovative technologies in the university. Collection of scientific papers of the eleventh international correspondence scientific and methodological conference. Saratov. Publishing house of SROO «Center» Education «. 2015.