Научная статья на тему 'Инновационные технологии в системе преподавания английского языка в высшей школе'

Инновационные технологии в системе преподавания английского языка в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / СИСТЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INFORMATION LEARNING TOOLS / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / INTERNET / ONLINE LEARNING / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / ENGLISH LANGUAGE TEACHING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бузинская Яна Михайловна

Статья посвящена решению проблем методологической организации процесса преподавания английского языка в высшей школе. В статье путем рассмотрения и изучения теоретических и методических аспектов инновационных технологий обучения обоснованы наиболее эффективные из них в контексте решения проблемы выбора технологий и методов преподавания английского языка в современном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING ENGLISH LANGUAGE IN HIGH SCHOOL

The article is devoted to solving the problems of methodological organization of the process of teaching English in high school. In article by consideration and studying of theoretical and methodical aspects of innovative technologies of training the most effective of them in a context of the decision of a problem of a choice of technologies and methods of teaching of English in modern higher education institution are proved.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в системе преподавания английского языка в высшей школе»

Литература:

1. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от 30.06.2007 N 120-ФЗ/электронный ресурс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_69387/

2. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.

3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М.: А Темп, 2004. - 944 с.

4. Актуальные проблемы и перспективы развития системы социальной сферы в современном обществе [текст]: монография / Р.Ф. Гударенко, О.В. Бережная, М.В. Гузева, Н.Н. Литвинова и др. - Ставрополь: ООО «Мир данных», 2016. - 354 с.

5. Яговкина, Л.С. Педагогические условия подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: авто-реф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Лариса Сергеевна Яговкина. - Челябинск, 2010. - 24 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания Бузинская Яна Михайловна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» (г. Евпатория)

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В

ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена решению проблем методологической организации процесса преподавания английского языка в высшей школе. В статье путем рассмотрения и изучения теоретических и методических аспектов инновационных технологий обучения обоснованы наиболее эффективные из них в контексте решения проблемы выбора технологий и методов преподавания английского языка в современном вузе.

Ключевые слова: инновационные педагогические технологи, информационно-коммуникационные технологии, информационные средства обучения, мультимедийные технологии, Интернет, онлайн-обучение, электронные образовательные ресурсы, система преподавания английского языка.

Annotation. The article is devoted to solving the problems of methodological organization of the process of teaching English in high school. In article by consideration and studying of theoretical and methodical aspects of innovative technologies of training the most effective of them in a context of the decision of a problem of a choice of technologies and methods of teaching of English in modern higher education institution are proved.

Keywords: innovative pedagogical technologies, information and communication technologies, information learning tools, multimedia technologies, Internet, online learning, electronic educational resources, English language teaching system.

Введение. Модернизация высшего профессионального образования диктует поиск новых методов, методик и технологий, которые бы способствовали эффективному обучению студентов, в том числе и иностранным языкам. Современное обучение для достижения высоких образовательных результатов должно характеризоваться постоянным информационным наполнением содержания образования, активацией темпов обучения с привлечением современных информационных технологий. В современной научно-методической литературе все больше внимания отводится авторами обоснованию высокого образовательного потенциала и эффективности применения инновационных технологий обучения в системе преподавания английского языка в высшей школе.

Многие исследователи, обосновывая результативность инновационных технологий в системе обучения будущих специалистов, в том числе и педагогов, иностранным языкам, настаивают на увеличении доли интерактивного обучения, доминировании инновационных педагогических технологий над традиционными. Однако, по нашему мнению, стоит принять точку зрения тех исследователей, которые, признавая невозможность ограничения лишь традиционными репродуктивными формами и методами обучения на современном этапе развития системы образования и методики преподавания иностранных языков, отдают предпочтение интегративному подходу, заключающему в сохранении объективно эффективных традиционных образовательных методик и применении, наряду с ними, разнообразных инновационных педагогических технологий. Такой подход импонирует нам возможностью сохранить академичность и универсальность вузовского образования и формировать знания, умения и компетенции, необходимые современному педагогу посредством применения новых технологий обучения.

Обозначив свою методологическую позицию относительно традиционных и инновационных методов и технологий обучения, в данной статье целесообразно проанализировать теоретические аспекты инновационных технологий обучения и обратиться к непосредственному рассмотрению наиболее эффективных технологий, которые могут применяться в высшей школе в системе преподавания английского языка.

Изложение основного материала статьи. На современном этапе развития высшего профессионального образования наблюдается тенденция сокращения количества аудиторных часов и увеличение часов, отводимых на самостоятельную работу студентов. В этой связи можно констатировать тот факт, что сегодня трансформируется роль преподавателя в образовательном процессе. Еще до недавнего времени преподаватель воспринимался в качестве основного источника информации, однако сегодня его роль в большей степени можно охарактеризовать в значении организатора и руководителя, эксперта и консультанта образовательной и самообразовательной деятельности будущих специалистов.

Такие трансформации стали возможными благодаря появлению и широкому внедрению в образовательный процесс высшей школы инновационных и более эффективных технологий, форм и средств

обучения, позволяющих оптимизировать процесс профессиональной подготовки будущих специалистов в рамках их обучения в вузе.

Высокая продуктивность и эффективность инновационных технологий в контексте обучения будущих специалистов обосновывается их полифункциональностью. Так, инновационные педагогические технологии выполняют в образовательном процессе следующие функции: информативную; формирующую; мотивирующую; систематизирующую; контролирующую.

Инновационные технологии и методы обучения позволяют достичь следующих целей: доступности восприятия учебного материала; систематизации знаний; развития творческих способностей обучаемых; самообразования; снятия психологического барьера (боязнь общаться, сделать ошибку); осмысления учебного материала, анализа усвоенного материала [4].

К эффективным инновационным педагогическим технологиям, которые могут применяться в системе преподавания английского языка в высшей школе с высоким уровнем результативности относительно достижения образовательных результатов, исследователи чаще всего относят интерактивные дистанционные технологии обучения (Skype, Viber, WhatsApp, электронная почта, интернет-чат и т.п.), компьютерные средства обучения (электронные пособия, учебники, источники виртуальных библиотек, образовательные порталы и др.), мультимедийные ресурсы обучения, тренинговые и тестовые и другие новейшие информационные технологии [1].

Ощутимый прогресс относительно результативности преподавания английского языка как в гуманитарных, так и в технических вузах, по мнению исследователей, был достигнут путем широкого использования в образовательном процессе высшей школы электронных средств обучения. Данные средства применяются как в рамках аудиторного, так и внеаудиторного (дистанционного) обучения [4].

Дидактический потенциал электронных средств обучения на занятиях по английскому языку заключается в том, что их применение в учебно-воспитательном процессе способствует:

- лучшему усвоению студентами знаний;

- формированию и развитию разного типа умений и навыков (умений к аудированию на основе адаптированных и аутентичных звуковых текстов, умений воспроизводить монологическую и диалогическую речь, умений и навыков перевода и реферирование текстов, умений и навыков чтения с непосредственным использованием материалов сети Интернет и локальных сетей;

- повышению информативной насыщенности и наглядности занятия;

- расширению активного и пассивного словарей студентов, ознакомлению с лексикой современного английского языка, которая воспроизводит культуру определенной страны, ее политическое и социальное устройство;

- формированию креативности, развитию творческой активности будущих специалистов;

- формированию мотивации познавательной деятельности студентов, потребности использования иностранного языка в интерактивном общении;

- усилению мотивации самостоятельной работы обучающихся;

- повышению уровня индивидуализации и дифференциации деятельности студентов;

- возможности выбирать темп и объем учебного материала, уровень его сложности, реализовывать контроль с обратной связью и диагностикой, повысить уровень его объективности [3].

На современном этапе ведущей информационной технологией, средства которой используются практически во всех сферах жизнедеятельности человека, является Интернет. Интернет-ресурсы обеспечивают не только наличие ряда дополнительных средств реализации межличностной и международной коммуникации, но и предоставляют новые возможности в сфере обучения [5]. В рамках данной технологии в системе образования используются информационные сайты и порталы, учебные программы на электронных носителях, возможность получения информации, реализации консультирования и контроля знаний дистанционно посредством электронной почты, проведения онлайн-конференций и видеозанятий.

Преимущества Интернета как инновационного средства обучения обусловлена тем, что он представляет собой безграничный источник информации, чем позволяет и преподавателю, и студентам сэкономить время на поиск необходимого материала (теоретической, текстовой, звуковой, визуальной информации и т.д.); предоставляет большие возможности для творчества в плане разработки дидактического материала, форм и видов работы, индивидуальных и групповых заданий, проектов; позволяет повысить эффективность обучения иностранного языка за счет возможности всецелого погружения в языковой материал и повышения мотивации студентов к обучению [8].

Сегодня в системе преподавания и изучения иностранных языков все большую популярность ввиду своей эффективности набирает интерактивное онлайн-обучение. Эффективность данной технологии объясняется рядом преимуществ, среди которых исследователи выделяют доступность, гибкость, отсутствие стресса у обучающихся, высокое качество обучения, возможность проведение персональных консультаций, выбор времени и места для обучения, экономия времени, совершенствование навыков работы с компьютером в процессе обучения иностранному языку [6].

В системе преподавания и изучения английского языка открывают новые горизонты сегодня в первую очередь мультимедийные средства обучения благодаря сочетанию изображения, звука, графики, анимации. Исследователи Л.С. Джуманова, Б.М. Тоимбаева, М.К. Тулегенова в данном ключе подчеркивают: «благодаря оптимальному сочетанию возможностей целого ряда технических средств обучения (лингафонного кабинета, видеофильмов, телевидения, радио, газет, журналов, книг, библиографических справочников, телефона) и обладая дополнительными возможностями (интерактивность, графические возможности и т.д.), мультимедиа предоставляют практически безграничные возможности для обучения и самообучения» [2, с. 523].

Одним из примеров эффективного использования современных мультимедийных средств на занятиях по английскому языку в высшей школе является работа с интерактивной доской (Smart Board). Данное устройство позволяет значительно расширить возможности занятия в сравнении с традиционными техническими средствами обучения. Используя интерактивную доску, а также специальное программное обеспечение (аудио- и видеокодеки, средства Microsoft), преподаватель и студенты могут работать как с текстами или видео- и аудиообъектами, так и с материалами из сети Internet, организовывать телемосты по общению с носителями языка, проводить бинарные занятия, переводить и реализовывать лингвистический анализ фрагментов кинолент и т.д. [7].

Выводы. Рассмотрев наиболее популярные инновационные технологии и средства обучения, которые могут использоваться в системе преподавания английского языка с целью повышения образовательных результатов, подведем итоги. Применение инновационных информационных технологий и их средств в процессе обучения иностранным языкам - сегодня не просто педагогическая инновация, а потребность соответствовать вызовам времени. Использование данных технологий в процессе преподавания английского языка в высшей школе, по нашему мнению, позволяет достичь качественных изменений во всех компонентах иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов.

Применение инновационных технологий обучения в системе преподавания английского языка в вузе позволяет осуществить переход от предметного принципа построения содержания к созданию интегрированных учебных курсов, отражающих целостную картину профессиональной деятельности, изменить характер самого знания, которое в контексте такого интерактивного обучения трансформируется в категорию «знание - под деятельность». Иными словами, в рамках такой подготовки знания будущих специалистов выступают как функции и средства решения конкретных профессиональных задач.

Использование инновационных средств обучения приносит изменения и организационную структуру образовательного процесса: изменяются требования к методам и формам организации обучения иностранных языков - ведущими становятся активные и интерактивные индивидуальные и групповые формы работы с учебным материалом.

В контексте построения занятий на основе применения инновационных технологий и средств обучения меняются тип деятельности и характер взаимоотношений преподавателя и студентов. Роль студента переходит в активную познавательную позицию, преподаватель же, в свою очередь, выступает в роли координатора, консультанта, партнера.

Резюмируя вышеизложенное, заключим, что, наряду с указанными преимуществами проанализированных технологий обучения, не стоит нивелировать значение академических форм получения знаний и формирования компетенций студентов. Применение современных технологий на занятиях по английскому языку не должно выступать самоцелью. Данные технологии должны восприниматься в значении эффективных дидактических и технических средств обучения.

Литература:

1. Барыбин А.В. Информационные технологии профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов технических специальностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. -М., 2005.

2. Джуманова Л.С., Тоимбаева Б.М., Тулегенова М.К. Инновационные технологии и обучение иностранным языкам // Молодой ученый. - 2014. - №19. - С. 523-525.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2005.

4. Павлова Е.В., Кобзева Н.А., Овчинникова И.С. Инновационные методики обучения иностранным языкам // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 790-792.

5. Полат Е.С. Инновационные технологии на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 3. - С. 97-98.

6. Татаринова М.А. Педагогические технологии обучения иностранным языкам с использованием веб-технологий // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.slideshare.net/Vladimirova/ss-1899757.

7. Фролова Н.Х. Проблемы применения мультимедийных технологий в высшей школе // Высокие технологии в педагогическом процессе: тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов. - Н.Новгород, ВГПИ, 2000. - С. 96-98.

8. Что такое Интернет? Информационные и коммуникационные технологии в образовании. / Кушниренко А.Г., Леонов А.Г., Кузьменко М.А. и т.д. // Информатика и образование. - 1998. - №5. -С. 56-57.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Уракова Екатерина Андреевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Коротеева Олеся Дмитриевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается понятие психологического благополучия, субъективные и объективные подходы к его изучению, подчеркивается его значение в профессиональной деятельности. Школьники старших классов сталкиваются с рядом психологических проблем, таких как трудности в общении со сверстниками, непонимание учителями и родителями, поисками своего места в жизни, проблемами профессионального самоопределения. Состояние неопределенности, в котором пребывают подростки, неблагоприятным образом влияет на их психологическое благополучие.

Ключевые слова: психологическое благополучие, подростки, образовательный стандарт, личностный рост, личностные компетенции.

Annotation. The article discusses the concept of psychological well-being, subjective and objective approaches to its study, emphasizes its importance in professional activities. High school students face a number of psychological problems, such as difficulties in communicating with their peers, lack of understanding by teachers and parents,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.